Что такое звуковая сцена?

05.12.2012 Такой не простой авто-звук  Один комментарий Еще статьи в этом разделе

Еще один материал, взятый с интересного форума по автозвуку. Извините нас, что частенько предлагаем Вам ознакомиться со статьями, авторами которых не являемся мы сами. Но если есть грамотно и правильно написанные статьи, то зачем изобретать велосипед? Другое дело, что найти информацию в сети иногда очень и очень сложно. Так вот мы и стараемся помочь Вам в этом, предлагая интересные, с нашей точки зрения материалы… 

Итак: Звуковая сцена, какая она правильная?

В одной древнеиндийской книге есть такие слова: «Действие не уничтожает незнания, ибо оно не противоречит ему. Лишь знание уничтожает незнание, как свет прогоняет мрак». Как представитель (в прошлом) самой гуманной профессии, я счёл себя просто обязанным сделать всё, что в моих силах, дабы уберечь Дмитрия А. и прочих хороших, добрых и инициативных людей от возможных ошибок, когда руки опережают разум.

Заранее ощущаю холодок в отношении к своей персоне со стороны серьезных «автозвукачей», который будет порожден изъятием из уважаемого журнала некоторого полезного объема, пригодного для размещения материалов для более продвинутой аудитории. Но для своих оппонентов я припас кое-какие контраргументы.

Во-первых, не дожидаясь грядущей переписи населения, могу уверенно заявить, что немалая доля тиража «АЗ» попадает в руки непрофессионалов, причём свежих, «новообращенных». Неофитов, если интеллигентно.Во-вторых, уровень радиоэлектронной и электроакустической компетентности наших граждан, к сожалению, гораздо ниже, чем во времена, когда в школьном кружке из пары МП-39 и другой «элементной базы» получались вполне работоспособные вещицы.

Ход эволюции — данность, остается смириться с тем, что в руках нового поколения чаще оказывается компьютерная мышь, а не паяльник, а запах «канифоли сосновой сорт первый» многим вовсе незнаком…В-третьих, профессионалы не должны остаться в обиде. Чем подготовленнее станет публика, тем легче им, профи, будет общаться с заказчиками. И объяснять не на шести пальцах обеих рук, что можно сделать, а чего нельзя. Или что сваять просто (и дёшево), а что — конструировать сложно (и дорого).

Не раз приходилось видеть патовую для установщика ситуацию при разговоре с клиентом, который настаивает на чём-то, чего, хоть убей, сам не понимает. Еще совсем недавно о «музыке» в автомобиле (как об отдельном направлении в радиоэлектронике) говорить не приходилось. Даже в богатых и развитых странах из лагеря потенциального противника дело озвучивания автомобилей заметно отставало от процесса внедрения качественного звука в жилища их граждан.

Домашние аудиофилы уже в начале 60-х получили реальную возможность слушать технику класса Hi-Fi (High Fidelity — высокая верность). Разработки в этой области велись уже с 30-х годов прошлого столетия, но на превращение концепции в реальную, изготавливаемую массово технику, ушло три десятилетия. Безоговорочно самым важным прорывом в приближении «электрического» звучания к реальному было создание стереофонии — метода записи и воспроизведения звука, разделенного на два (или больше) каналов.

 
Качественное и точное восприятие звуковой стереокартины возможно при расположении слушателя на равном удалении от источников звука. В салоне автомобиля это не так, согласно действующей аксиоме. Довольно долго создание в автомобилях приемлемых условий восприятия стереозвучания представлялось большинству специалистов задачей неразрешимой, да и не слишком необходимой для того, чтобы ломать над этим ребусом мудрые инженерные головы.

Подчиненность звуковой установки общей идее автомобильного дизайна, к сожалению, жива и поныне. Поверьте на слово: если в рекламном проспекте фирма — изготовитель машины декларирует наличие высококлассной аудиосистемы, то, не побоюсь вызвать своим высказыванием гнев монстров всемирного автопрома, это чушь со второго до последнего слова. Со второго, а не с первого — потому что головные устройства часто оказываются действительно неплохими.

А всё остальное — никуда не годится. Приведение автомобиля к надлежащему уровню по качеству звучания всегда требует специальных знаний, навыков, технологической базы и, безусловно, инвестиций. Кстати, об объеме необходимых денежных вливаний в звукостроительство мы, я надеюсь, поговорим позже, когда сформулируем различные уровни постановки и реализации задач по инсталляции аудио- (и даже видео- и мультимедийной техники) в ваши автомобили.

Итак, к середине 80-х годов прошлого столетия технический уровень, простите за выражение, car audio, шествуя в ногу с прогрессом домашнего Hi-Fi, вырос; были уже освоены современные носители звука — CD и MD, но качественного, революционного, прорыва в деле реализации высококлассного звука в авто так и не происходило. На закономерно возникающий вопрос, а что же сдерживало прогресс, можно уверенно ответить: «Отсутствие стандартных критериев оценки качества звука».

Разрешить ситуацию в 1987 году смогла лишь группа инициативных экспертов IASCA (International Auto Sound Challenge Association — Международная Ассоциация Соревнований по Авто Звуку). Сформулированные тогда основные критерии оценки качества автомобильных аудиосистем и сегодня служат основным «руководящим документом» для оценки качества звука и построения на этой основе грамотной аудиосистемы.

Так уж сложилось в нашей практике, что основная терминология имеет англоязычные корни. Иногда бывает сложно подобрать достойный русский эквивалент определённым понятиям, посему в дальнейшем буду оперировать уже стойко укоренившимися в практике «иасковскими» терминами с их посильным переводом на родной и любимый язык.

 

Все характеристики аудиосистемы объединены обобщающим понятием SOUND QUALITY — КАЧЕСТВО ЗВУКА. Ещё раз попрошу прощения у подготовленной части читателей за некоторую вульгаризацию фундаментальных понятий, но я попытался наиболее доходчиво разъяснить их смысл в рамках принятых в этой статье условных упрощений «начального уровня».Итак, что же такое КАЧЕСТВО ЗВУКА?

Это комплекс характеристик аудиосистемы, который обеспечивает её способность воспроизводить музыкальные записи с наибольшей достоверностью, с максимальным приближением к «живому» звуку. Качество звука определяют такие факторы, как тональный баланс, макро- и микродинамика, ощущение присутствия, свойства усилительного тракта и далее, далее, далее…

Этот список можно продолжать почти до бесконечности, но для нас важно то, что все эти характеристики определяются не только компонентами, составляющими систему, но, прежде всего, грамотным её построением, где каждый источник звука находится на строго определённом для него месте, и роль каждого элемента системы определена так же строго, как партия каждого музыканта в хорошо сыгранном оркестре.

О системе говорят, что она обеспечивает высокое КАЧЕСТВО ЗВУКА, если она воспроизводит записи достоверно, создавая у слушателя иллюзию присутствия на концерте, когда перед ним находятся музыканты на вполне осязаемой сцене. Безусловно, для того, чтобы суметь правильно оценить качество звуковой установки, нелишним будет почаще посещать концерты с «живыми» исполнителями, причём слушать, по возможности, самую разноплановую в жанровом отношении музыку, отмечая для себя особенности её звучания и восприятия, что в дальнейшем окажется хорошим подспорьем при настройке системы. Попробуем обозначить некоторые основные понятия, формирующие качество звучания аудиосистемы.

ТОНАЛЬНЫЙ БАЛАНС.

Определяет ту степень точности, с которой воспроизводится «голос» музыкального инструмента. Если звучит саксофон, то он и должен восприниматься, как настоящий саксофон, и вы уверенно скажете, что это не тромбон, французский рожок, туба или какая-нибудь другая «дудка». Бывают ситуации и пострашнее, поверьте, я слышал «системы», где отличить скрипку от флейты было затруднительно.

По безупречной логике экспертов IASCA в понятие ТОНАЛЬНОГО БАЛАНСА входят 6 составляющих: громкости, высоты звука, тембра, длительности, атаки звука и затухания. Ну, с громкостью вроде бы всё ясно. Высота звука — вспомним уроки пения в первом классе. Учительница говорила, извлекала на пианино басовые (низкие) звуки: «Вот по лесу идёт медведь», тыкание пальчиками в правую часть клавиатуры сопровождалось комментарием: «А это зайчик скачет».

Прошу надо мной не смеяться, ведь мы договорились обо всём — простыми словами, так вот это — самые простые. Тембр определяет индивидуальную окраску и узнаваемость музыкальных инструментов и вокала. Длительность звучания передает особенности как инструмента, так и акустических особенностей помещения. Атака — скорость нарастания громкости звука, она тоже позволяет узнать инструмент, например, у рояля атака быстрая, так как звук извлекается ударом молоточка по струне, у духовых же — атака плавная.

Рекордсмены по скорости атаки — ударные. Затухание придает звучанию либо воздушность, если оно длительное, либо сухость (при быстром затухании). Следующая важнейшая характеристика — способность правильно передавать звуковую стереокартину. Для описания её специалистами IASCA было предложено следующее определение: 

ЗВУКОВАЯ СЦЕНА
— результат пространственного восприятия слушателем воспроизводимого музыкального сигнала». Для качественной передачи сцены важно не только формирование переднего плана, но и создание эффекта присутствия. Пришло время вспомнить и о «заполненном заднем плане». Напряжем свою память и представим, как звучит музыка при «живом» исполнении в концертном зале. Звук обволакивает нас со всех сторон, хотя музыканты находятся перед нами.

Ощущение объемности звучания создают многообразные отражения. Весь объем зала заполнен рассеянным и отраженным «атмосферным» звуком, что и характеризует задний план. Добиться такого звучания, по возможности не устанавливая тыловых динамиков, — высший пилотаж инсталляции. По меткому замечанию одного уважаемого специалиста, установщиков можно немного высокопарно назвать «ловцами отражений».

Безусловно, никто не пытается в директивном плане запретить, как секс в Советском Союзе, установку громкоговорителей в задней части салона. Важно лишь то, чтоб они не воспроизводили звучание переднего плана, перетягивая на себя «звуковое одеяло». Оценку качества передачи звукового пространства в автомобиле «иасковцы» определили такими вот терминами: положение слушателя относительно сцены, ширина сцены, её высота, глубина, локализация стереообразов и наличие эффекта присутствия — ambience.

Наш журнал уже обращался к своим читателем с просьбой сообщить редакции свою трактовку английского слова «ambience», но в отсутствие предложений позволю себе трактовать этот термин на своё усмотрение.Впрочем, все детали формирования звуковой сцены надо предварить «категорическим императивом»: где и как бы ни располагались кажущиеся источники звука в салоне машины, они не должны располагаться там же, где динамики.

Если слушатель ясно слышит, где установлены динамики, всё остальное — «хлопоты бубновые». Если же не всё так запущено и звук хотя бы отчасти существует в пространстве салона отдельно от динамиков, то начинаются подробности, связанные с тем, где именно он существует.

ПОЛОЖНИЕ СЛУШАТЕЛЯ ОТНОСИТЕЛЬНО СЦЕНЫ.

В большинстве случаев исполнители на концерте находятся на сцене перед вами. Написал и задумался: а когда музыканты находятся не перед слушателями? Вспомнил! В цирке. Но это — случай особый. А еще есть, говорят, такая вещь — стейдж-дайвинг. Это когда маловоспитанный тинэйджер сигает со сцены на стадионном концерте иностранной рок-звезды. Этот вообще мало что слышит, ему что спереди, что сзади…

Качественная установка создаст иллюзию расположения сцены перед вами. Прочие могут запихнуть музыкантов в вашу голову, вокруг вас или, что наиболее неприятно — позади, будто вы повернулись к ним спиной. Таким образом, наиболее правильным положением слушателя будет, когда сцена находится впереди вас, но в некотором отдалении, словно вы сидите в концертном зале в том самом восьмом ряду, известном по популярной песне популярного латвийского композитора.

ШИРИНА СЦЕНЫ.

Так какова же она? Салон автомобиля ужасно мал для качественного воспроизведения звука, как мал «Фиат-126» польского производства для полноценного проведения досуга в обществе дамы. В то же время получение широкой звуковой сцены вполне реально. Самые неудачные в отношении этого критерия системы создают ощущение звука, исходящего из одной точки, будто за воспроизведение отвечает один динамик. Это называется узкой звуковой сценой и считается крупным недостатком. Более успешные системы уже проявляют правую и левую границы, но эти границы не распространяются за пределы салона.

У наиболее выдающихся аудиоустановок границы сцены не ограничиваются объемом салона, создается ощущение, что самые крайние источники звука находятся за пределами салона (например, на наружных зеркалах). Наивысшее искусство в формировании звуковой сцены — это когда при её большой ширине отсутствует «дыра» в середине. Широкую, но с «дырой», где, как кажется, нет источников звука, сделать довольно просто. Без «дыры», но узкую — ещё проще. Широкую и без провала в центре — архисложно.

 
ВЫСОТА СЦЕНЫ.

Идеальная высота сцены — на уровне глаз слушателя. Слишком низкая сцена словно направляет взгляд слушателя в пол, слишком высокая же заставляет «воздеть глаза небу». Однако помимо просто высоты, есть ещё понятие стабильности этой высоты. Ощущение высоты кажущихся источников звука не должно меняться в зависимости от положения источника звука (слева, справа, в центре).

Например, играют гитарист слева, ударник — в центре, трубач — справа. В системе с низкой (к примеру), но стабильной сценой все исполнители будут находиться как бы на уровне спидометра. Все трое. В системе с нестабильной по ширине высотой сцены гитарист и трубач могут оказаться ниже ударника, а случись кому-то из них переместиться вдоль сцены, они словно пойдут по горбатому мостику. Идеально, когда и высоко, и стабильно (чересчур высокая звуковая сцена на практике — редкость). 

Другой вид нестабильности, тоже очень распространённый — нестабильность по частоте. Это когда кажущееся положение источника звука по высоте зависит от его частоты. Мужской голос оказывается на уровне приборной панели, например, а женский парит над ней. Хотя это ещё полбеды. В системах с очень нестабильной по частоте сценой бывает так, что одна и та же певица, когда берет высокие ноты, вроде как стоит на сцене, а когда низкие — ложится на неё, что никак не соответствует главному определению высококачественного звучания: «как в жизни». Современные как бы певицы, конечно, делают и такое, но их с хорошим качеством и не записывают, можно не беспокоиться.

 

ГЛУБИНА СЦЕНЫ.

В профессиональной русской терминологии это часто называют «эшелонированием». Оба термина определяют расположение музыкантов на сцене по мере их удалённости от слушателя. Чаще всего ударник находится за гитаристами, а вокалист располагается между ними. Системы с отличной глубиной сцены дают слушателю ощущение пространства между музыкантами, и вы легко сможете определить, как они расположились на сцене.

 

AMBIENCE
— тот самый термин, по поводу трактовки которого у специалистов так и не сложилось общего мнения. Мне как-то ближе ЭФФЕКТ ПРИСУТСТВИЯ. Это то явление, которое дает вам чувство реального пространства концертного зала. Пришедшие не так давно из области кино системы многоканального пространственного звучания оставим пока в стороне, как и цифровую обработку звука для создания эффекта различных звуковых сред — «клуб», «стадион», «собор» или, пардон, «ванная комната».

Речь пойдёт об эффекте присутствия, который даёт правильно воспроизведенная высококачественная стереофоническая запись. Создаваемый «правильной» стереосистемой эффект присутствия позволяет вам почувствовать себя слушателем настоящего живого концерта в настоящем концертном зале. Вот это и есть истинный эффект присутствия, в отличие от искусственного.

О возможности применения тыловой акустики я уже писал выше. Если меня на Страшном суде спросят, ставил ли я тылы, я отвечу: «Да. Иногда. Но не по своей воле». У человека, впервые сталкивающегося со всем многообразием автозвуковых установок, вполне естественно должен возникнуть вопрос: «А как влияет на звуковую сцену сабвуфер, ведь этот огромный динамик чаще всего приходилось видеть в задней части машины?».

При правильном изготовлении и настройке сабвуфер не влияет на восприятие звуковой сцены. Это объясняется физиологической неспособностью нашего слуха локализовать источник звука, работающий на самых низах «басового диапазона». Но только при правильном. На практике эффект локализации сабвуфера встречается сплошь и рядом, и очень часто это объясняется типовыми и устранимыми ошибками, о которых мы поговорим в своё время.

 

IMAGING
— звуковой образ. Так же как и «звуковая сцена», этот термин относится к тому, насколько достоверно воспроизводится стереофоническая запись в смысле расположения и разделения кажущихся источников звука. В воссоздании звуковых образов выделяют два аспекта: локализация и фокусировка.Локализация означает, что источник звука находится ТАМ. А фокусировка — что он находится ИМЕННО ТАМ. Система с хорошей локализацией позволяет однозначно определить положение источника звука на сцене (слева, слева ближе к центру и т.д.).

Фокусировка звукового образа проявляется, главным образом, его кажущимися размерами. В системе с хорошей локализацией, но неудовлетворительной фокусировкой звук гитары может исходить оттуда, откуда надо, скажем, из середины сцены, но сам инструмент будет казаться неестественно огромным, в виде эдакого звучащего облака. И в локализации, и в фокусировке очень важна стабильность. Многие системы грешат частотной зависимостью, то есть при изменении тональности звучания КИЗ начинают блуждать по сцене, вводя слушателя в замешательство.

В идеальной системе, «системе мечты», певица, стоящая в середине сцены, стоит там как вкопанная от начала песни и до конца. А если она вдруг решит перейти к краю сцены, то нам должно казаться, что она это делает сразу вся, целиком, как нормальный живой человек, а не в виде отдельных обрывков звука голоса, доносящихся то оттуда, то отсюда. Раздвоение личности — симптом шизофрении, и встречается не так уж часто. С множественными образами у неудачных аудиосистем приходится сталкиваться куда чаще. Они в своде критериев IASCA упомянуты отдельной строкой, соответствующей самой низкой оценке: «Невозможность локализации или множественная локализация»

Поделитесь ссылкой с друзьями

 

А еще Вы можете помочь работе сайта или отблагодарить нас за полезную информацию

один комментарий к статье: Что такое звуковая сцена?

  • Priest написал:

    Наверное уже раз пятый просматриваю статью — нравится мне стиль изложения автора, толково и доступно для понимания процесса  Вот с определением габаритов своей сцены, мне однозначно затруднительно 

Панель отправки комментариев


Авторизоваться через социальные сети - это способ быстро оставить комментарий. Выберите вариант...