Термины для оценки звучания системы

05.02.2014 Такой не простой авто-звук  Один комментарий Еще статьи в этом разделе

Для описания субъективной характеристики прослушенного аудиоматериала принято употреблять устоявшиеся термины. Это способствует пониманию например читателем теста каких либо акустических систем(колонок, динамиков). Так же чёткое понимание используемых терминов является необходимым условием конструктивного общения на профессиональных/аудиофильских форумах.

Ниже приведены термины для Вч, Сч и Нч предложенные Робертом Харли в книге «High-End Audio»:

Высокие частоты

2000-3500 Гц Нижние Вч

3500-6000 Гц Средние Вч

6000-10000 Гц Верхние Вч

10000-20000 Гц Высшая октава

Яркость — это выпуклость высоких, в основном, в диапазоне между 3 кГц и 6 кГц. Выпуклость может быть обусловлена подъемом амплитудно-частотной характеристики акустических систем или плохой схемой электронных компонентов. Многие проигрыватели компакт-дисков и транзисторные усилители имеют горизонтальную амплитудно-частотную характеристику, но тем не менее, придают выпуклость звучанию высоких частот.

Негативные характеристики звучания высоких мы описываем в следующих терминах: яркий (bright), синящий (tizzy), выступающий (forward), агрессивный (aggressive), жесткий (hard), хрупкий, ломкий (brittle), резкий (edgy), сухой (dry), бледный (white), бесцветный (bleached), напряженный (wiry), металлический (metallic), стерильный (sterile), аналитический (analytical), визгливый (screechy) и зернистый (grainy). Недостатки в передаче высоких частот многочисленны: посмотрите, сколько прилагательных мы используем для их описания…

Термином сипящий (tizzy) описывают избыток верхних высоких частот (диапазон от 6 кГц до 10 кГц). Для этого недостатка характерно их обедненное звучание. Акцентирование верхних гармоник делает звучание тарелок сипящим — в нем больше звука „ссс», чем „шшш».

Термин выступающий или выпуклый (forward), в применении к области высоких частот, близок к определению яркий, — оба описывают избыток высоких. Однако выступающие высокие частоты ближе по смыслу к термину сухой, связаны с потерей чувства пространства и воздуха.

Многие из терминов, приведенных выше, имеют фактически одно и то же значение. Жесткий, хрупкий и металлический описывают неприятный металлический призвук. Гармонический состав звука удара одного металлического предмета о другой очень схож со спектром искажений усилителя мощности, работающего в режиме перегрузки по напряжению.

Я нахожу звук альт-саксофона лучшим критерием в определении жесткого, хрупкого или металлического звучания, особенно в области нижних высоких частот. При неточном воспроизведении тон саксофона становится тонким, пронзительным и очень неприятным. Прямая противоположность такому звуку описывается терминами богатый (rich), теплый (warm) и полный (full). Металлическая окраска верхних гармоник просто разрушает звук альт-саксофона. Интересен тот факт, что у саксофона гармоническая структура звука сложнее, чем у любого другого инструмента. Поэтому не удивительно, что его звук так полезен при оценке качества воспроизведения высоких частот.

Термины «бледный» и «бесцветный» очень схожи по смыслу с определением яркий, но я ассоциирую их в большей степени с термином скудный или слабый (thinness), что часто связано со спадом в диапазоне верхних средних частот. С обеднением гармонической структуры сигнала высокие частоты становятся слабыми и потертыми, как фотоснимок, сделанный с недодержкой. Тарелки должны звучать подобно гонгу в области низких частот, поверх которых высшие гармоники „наводят глянец». Если тарелки звучат подобно взрывам белого шума (как шум радиоприемника при отсутствии сигнала радиостанции), такой звук можно описать как бледный или бесцветный.

Зернистость в звучании высоких особенно утомляет слушателя. Она огрубляет фактуру высокочастотного поддиапазона. Я отмечал это, главным образом, на скрипичных соло, флейте и партиях женского вокала. Зернистость высоких ложится поверх динамических всплесков флейты, придавая звуку грубый и неопределенный характер.

Определим другие термины в описании качества воспроизведения высоких частот в порядке их значимости. Точное воспроизведение высоких характеризуется как ровное (smooth), приятное (sweet), мягкое (soft), шелковистое (silky), нежное (gentle), плавное (liquid) и сочное (lush).

Определениями скругленное (rolled off) и приторное (syrupy) описывают слишком мягкое, а потому окрашенное звучание; противоположность им — ровное, приятное и шелковистое звучание. Округленность и приторность высоких может вызвать облегчение после яркого, жесткого и зернистого звука, но как одно, так и другое качество не удовлетворяет критериям музыкальности. Такое звучание описывают как сдержанное (bland), не увлекающее (uninvolving), неторопливое (slow), тягучее (thick), закрытое (closed-in), с потерей деталей (lacking detail). Все эти термины характеризуют злоупотребление мягкостью в передаче высоких частот. Звучание теряет жизнь, воздушность, открытость, чувство пространства. Оно зажато и мелко.

Средние частоты

250-500 Гц Нижние Сч

500-1000 Гц Средние Сч

1000-2000 Гц Верхние Вч

Термины, описывающие плохое воспроизведение среднечастотного диапазона, принято называть: острый (peaky), окрашенный (colored), ящичный (chesty), коробочный (boxy), носовой или гнусавый (nasal), сдавленный (congested), крикливый (honky) и жирный (thick). Если звук ящичный — это признак окрашенности нижних средних частот, при этом голоса вокалистов звучат как бы простуженно.

Определение «коробочный» описывает звук, ограниченный в пространстве, зажатый, «душный». Носовой или гнусавый часто ассоциируется с избытком энергии в узком диапазоне частот и по звучанию напоминает речь человека с заложенным или зажатым носом. Крикливый звук подобен носовому, но выше тоном и покрывает более широкий диапазон частот.

Фактура средних частот также может быть жесткой или хрупкой. Жесткая фактура заметна на хоровом пении: звучание хора становится стеклянным (glassy), звонким (shiny) или синтетическим (synthetic). Недостаток усугубляется по мере нарастания силы звука. Он почти незаметен на низких уровнях, но когда хор начинает петь громче, звук приобретает жесткую и раздражающую окраску. Фортепьяно также хорошо раскрывает жесткость фактуры, — высокие ноты звучат хрупко и утомляюще. Когда средние частоты лишены неприятных артефактов, при описании фактуры используют определения: плавный, ровный, приятный, бархатистый и сочный.

Резкость (stridency) — еще один недостаток в звучании средних частот. Я расцениваю резкость как комбинацию бедности (потери теплоты), жесткости и выпуклости (forwardness). Резкость вокала подчеркивает призвуки артикуляции, фактура становится мелкозернистой. Звучание саксофона может быть обедненным и пронзительным, но эта зернистость средних отличается от зернистости высоких частот. Резкое звучание саксофона — жестко, более выпукло и шероховато по фактуре. Обедненность нижних средних частот может вызвать резкость звука и чрезмерное выделение поддиапазона средних частот в целом. Если эксперт характеризует звучание компонента как резкое, это означает крайнюю степень критики.

Многие из этих недостатков воспроизведения средних и высоких частот объединенно характеризуются термином грубый (harsh).

Другие характеристики средних частот влияют на такие аспекты, как ясность (clarity), прозрачность (transparency) и детальность.

Низкие частоты (Бас)

16-40 Гц Нижний бас

40-100 Гц Средний бас

100-250 Гц Верхний бас

Самый распространенный недостаток в воспроизведении баса — потеря тональной точности или артикуляции. Оба термина описывают способность слышать бас как отдельные ноты, каждую со своей атакой, спадом и специфическим тоном.

Избыток баса — общий недостаток аппаратуры среднего класса, он только усугубляет описанные явления.

Такого рода бас описывается терминами грязный (muddy), тупой (thick), гудящий (Ьооtу), раздутый (bloated), трубный (tubby), дряблый (soft), жирный (fat), перегруженный (congested), рыхлый (loose) и медленный (slow).

Превосходное воспроизведение баса описывается терминами тугой (taut), быстрый (quick), чистый (clean), артикулированный (articulate), подвижный (agile), плотный (tight) и точный (precise). Хороший бас можно сравнить с туго натянутым, упругим батутом, плохой — с провисшим, слабо натянутым.

В воспроизведении музыки точный уровень баса очень важен; если он слишком высок, музыка звучит хаотично и беспорядочно. Чрезмерный бас постоянно напоминает об искусственности воспроизводимой музыки. Такой избыточный бас описывают как тяжелый (heavy).

Если вы слышите недостаточный уровень баса, воспроизведение называют слабым (thin), худосочным (lean), бедным (threadbare) или заторможенным (overdamped).

Существуют еще два термина, относящиеся к только что описанному мной уровню баса: протяженность (extension) или глубина (depth).

Однотонный бас также называется бухающим (thumpy).

Многие из терминов, используемых при описании окраски средних частот, фактически применимы и к области верхнего баса. Ящичный, тупой и сдавленный— все эти определения используются в описании окраски баса. Бас, лишенный этих недостатков, называют ровным или чистым.

Динамика баса заслуживает особого разговора — она важна для точного музыкального воспроизведения.

Динамическая структура акустического или электрического баса передается точно, ритмическая выразительность музыкально совершенна. Такие компоненты мы называем напористыми (punchy) и используем термины удар (impact) и хлопок (slam) при описании хорошей динамики баса.

Скорость (speed) — еще один аспект воспроизведения, хотя применительно к басу употребление слова кажется не совсем правильным, технически не очень корректным, поскольку атака низких частот существенно медленнее, чем у высоких.

—————

„Если воспроизведение средних частот неточно — остальное не имеет значения». (ц) — Гордон Холт, основатель журнала „Stereophile» и отец методики субъективной оценки аудиоаппаратуры

Поделитесь ссылкой с друзьями

 

А еще Вы можете помочь работе сайта или отблагодарить нас за полезную информацию

один комментарий к статье: Термины для оценки звучания системы

  • Priest написал:

    Весь вышеприведенный текст напоминает погружение в тайны шаманов… от звука  Белинский еще писал про то, «как далеки они от народа…»Или всё-таки Герцен?.. Да какая, собственно, разница 

Панель отправки комментариев


Авторизоваться через социальные сети - это способ быстро оставить комментарий. Выберите вариант...