Автосигнализации — не защита, а угроза?

12.08.2011 Изучаем охранные системы  Один комментарий Еще статьи в этом разделе

Народная примета: «Установил сигналку – жди угона авто».

Закон рыночной экономики гласит: «Спрос рождает предложение». Закон авторынка гласит: «Спрос рождает угоны». И эта аксиома отнюдь не новость – автомобили стали воровать с их появлением. Новым является размах, который получили автоугоны благодаря развитию техники и технологий, а также замалчиванию проблемы и попустительству властей.
Существующие ныне средства и методы противодействия угонам можно разделить на 3 группы:
1. информационно-предупреждающие – автосигнализации и прочие средства оповещения, которые, по большому счету, защитить от угона не могут. Да у них и назначение иное – предупредить владельца и окружающих о попытке проникновения в машину и последующего угона.
2. собственно защитные – разнообразные электромеханические и просто механические устройства (центральный замок (ЦЗ), иммобилайзер, блокираторы рулевого вала, КПП, замки капота и т.п.)
3. мониторинговые — спутниковые GSM/GPS поисково-охранные системы, ценность которых в контексте обсуждаемой здесь темы – обнаружение местонахождения автомобиля уже после угона

Как правило, при покупке нового автомобиля большинство владельцев ограничиваются использованием средств 2ой категории, которые входят в штатную комплектацию авто (ЦЗ и иммобилайзер). И, по идее, этого набора должно быть достаточно, потому что он препятствует стандартному набору действий угонщика:
a) проникнуть в салон и, таким образом, получить доступ к замку зажигания и кнопке (рычагу) открытия замка капота
b) открыть капот и, таким образом, получить доступ к электронному блоку управления (ЭБУ) двигателя
И плюсом, и минусом такого набора (ЦЗ и иммобилайзер) является его бесшумность. Вы, конечно, не нарушите покой окружающих завыванием сирены, но и не отреагируете не только на попытку угона, но и на банальную кражу личных вещей из салона авто (когда вор не будет заморачиваться открыванием замков, а просто разобьет стекло).
Осознавая этот факт, автовладельцы идут по одному из двух путей:
1. сознательно ограничиваются штатным набором, заключая при этом договор страхования по программе КАСКО от ущерба и угона. Стандартный довод в этой ситуации: «Зачем «париться» по поводу охраны — купил КАСКО и спи спокойно! Украдут, получишь деньги, новую машину купишь» 
2. приобретают автосигнализацию, успокаивая себя тем, что в момент Х они получат сигнал и смогут оперативно отреагировать на вторжение. Причем в большинстве случаев сигнализацию покупают в салоне автодилера, поддавшись на неправомерные заявления сотрудников салона о том, что в случае приобретения и установки сигнализации на стороне автомобиль может быть снят с гарантии.

Есть еще и третий путь, по которому, к сожалению, вынуждены идти все те, кто покупают автомобиль в кредит. Здесь, как говорится, вариантов нет – банк выдает кредит только при условии страхования машины по программе КАСКО, а страховая компания заключает договор только при условии установки сигнализации. Дилер же потребует, чтобы вы установили сигнализацию на его сервисе из ограниченного списка моделей, установка которых дилером поставлена на поток (что естественно, влияет на качество установки).
А теперь представьте себе, что «навязанная» дилером автосигнализация устанавливается на более чем 1/3 продаваемых новых автомобилей в России! Именно столько автомашин, по данным аналитического агентства «Автостат», было продано в кредит в 2010 году — около 640 тыс. автомобилей или 35,9% от всех продаж (http://www.dp.ru/a/2011/02/08/Bolee_treti_avtomobilej_p) Более того, эксперты ожидают дальнейший рост доли «кредитных» автомобилей.
Казалось бы, в чем проблема? Продажи растут, население получает возможность пересесть на новые авто ( в том числе при поддержке госпрограммы по утилизации), производство на российских заводах мировых автоконцернов увеличивается, бюджет получает больше налогов, банки получают больше прибыли за счет роста автокредитов, страховые компании получают больше премий, производители автосигнализаций тоже рады росту продаж, службы сервиса официальных дилеров обеспечены non-stop работой по установке доп.оборудования (к числу которых относятся и сигнализации), автолюбители ощущают себя в безопасности, имея на руках полис КАСКО и сигнализацию.

Но проблема есть, и она набирает обороты. Если одним словом, то имя этой проблемы – код-граббер. Согласно описанию на одноименном сайте (http://www.kodgrabber.ru/) код-граббер представляет собой «устройство, которое, используя заводские алгоритмы производителя сигнализаций, позволяет имитировать действия «брелка» сигнализации. Код-граббер может как открывать, так и закрывать автомобиль в любое время в любом месте и сколько требуется раз».
Читаем далее: «Это прибор для отключения охраны автомобиля. При его применении выключается охранная система авто, открываются двери и багажник, а также снимаются все блокировки на старт двигателя. В основе работы — заводские алгоритмы изготовителей автосигнализаций. Работает как родной брелок. 
Он открывает сигнализации без создания помех в радиоэфире и ненужных блокировок родного брелка. Код-граббер перехватывает всего один запрос кода с родного брелка, даже при отсутствии самого авто рядом. После перехвата пакета, Алгоритмический код-граббер создает цифровой аналог брелка и сохраняет его во внутренний энергонезависимый EEPROM процессора.»
Именно код-граббер стал незаменимым инструментом угонщика автомобиля. Проще простого – находясь в 50-70 метрах от вашего родного брелка, хозяин код-граббера перехватывает любой(!!!) сигнал (постановка на охрану, снятие с охраны, открытие багажника, автозапуск и т.д.) и затем приходит за вашей машиной в максимально удобное для угона время (пока вы спите, на работе или в гипермаркете). Пришел, нажал на брелок, открыл. Дальше, как говорится, дело техники. При этом Ваш родной брелок будет хранить полное молчание.
Вы спросите: «Какое отношение это имеет ко мне?» Думаю, самое непосредственное. Сверьтесь на том же интернет-ресурсе со списком уязвимых сигнализаций (http://www.kodgrabber.ru/uyazvimie-signalki.html) или здесь (http://ugona.net/page40.html). Нашли свою?

То есть, возвращаясь назад к объем продаж новых автомобилей в кредит, можно сказать, что почти 1/3 новых машин беззащитны от угона! А ведь подобные сигнализации ставились и раньше. Масштаб проблемы подтверждается статистикой угонов: «Деловой Петербург» по данным страховых компаний «РЕСО-Гарантия», «Росгосстрах» и «Ренессанс страхование» составил рейтинг самых угоняемых автомобилей в Петербурге за 2010 год (http://news.mail.ru/inregions/st_petersburg/91/5414680/):
1. Ford Focus 58 угонов
2. Chevrolet Lacetti 41 угон
3. Mazda 3 37 угонов
4. Honda Civic 30 угонов
5. Mazda 6 19 угонов
6. Nissan Qashqai 15 угонов
7. Honda Accord 15 угонов
8. Toyota Corolla 13 угонов
9. Honda CR_V 13 угонов
10. Mitsubishi Lancer 12 угонов

Теперь законный вопрос: неужели все сигнализации «по зубам» код-грабберу? Специалисты ресурса http://ugona.net/ дают однозначный ответ: «защищёнными от всех перечисленных код-грабберов являются системы, обладающие диалоговым кодом с индивидуальными ключами шифрования. Принцип действия диалогового кода: 
Получив сигнал, система убеждается, что он послан со «своего» брелка, причем это происходит не однократно, а в диалоге. В ответ на первый сигнал система посылает на брелок запрос в виде случайного числа, который обрабатывается брелком по специальному алгоритму и отсылается обратно. Автосигнализация обрабатывает свою посылку по тому же алгоритму, сравнивая полученный ответ со своими данными. Если они совпадают, команда выполняется, а на пульт отправляется подтверждение. Воспроизвести подобный диалог посторонним устройством (код-граббером) и этим снять систему с охраны невозможно.»
Вопрос: «При покупке автомобиля у официального дилера менеджеры предлагали Вам поставить сигнализацию с диалоговым кодом? Предупреждали Вас об угрозе кодграббинга марки сигнализации, которую Вам в итоге установили?»

Думаю, масштаб проблемы Вы уже смогли оценить. Теперь перейдем к методам борьбы с этой проблемой. Думаю, только комплексный подход сможет защитить автовладельцев.

Мои предложения:
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Необходимо на законодательном уровне запретить реализацию и установку сигнализаций, незащищенных от взлома код-грабберами. А то получается, одной рукой поощряем автолюбителей, запуская программы гос.поддержки (напр., программа утилизации старых автомобилей), а другой – разрешаем безнаказанно и беспрепятственно угонять машины.

ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ
Уверен, каждый крупный автоконцерн заботится о своем имидже и не хочет видеть свои модели на топовых позициях в списках угоняемых автомашин. Мне интересно, хоть один из автопроизводителей мониторит каким-либо образом проблемы, пожелания и предложения своих клиентов, которые выкладывают их пачками на соответствующих клубных форумах по маркам автомобилей в интернете? Можно смело увольнять Customer Service и просто завести соответствующую ветку на форуме, назначить модератора и получать почти без затрат, быстро обратную связь от потребителя. На некоторых форумах люди уже просто в истерике, беспомощно наблюдая, как день за днем угоняют их машины – их кто-нибудь слышит?
Думаю, у производителя есть, как минимум, 2 пути:
1. создать в каждой модельной линейке стандартную комплектацию с неуязвимой для код-грабберов сигнализацией и устанавливать ее на заводе-изготовителе
2. запретить официальным дилерам продавать и устанавливать уязвимые для кодграббинга сигнализации

БУДУЩИМ АВТОВЛАДЕЛЬЦАМ
При выборе автомобиля не рекомендуется останавливаться на моделях, широко используемых службами такси. Логика простая: если для обычного автолюбителя машина – предмет потребления (любимый и холимый по мере сил и возможностей), то для таксиста – это, прежде всего, средство производства, с помощью которого достигается заветная цель – максимизация прибыли. Достигается эта цель 2 путями: увеличением выручки и/или снижением затрат. И если первый фактор (выручку) маловероятно значительно увеличить – выше рынка «не прыгнешь», то снизить затраты на содержание и обслуживание авто вполне реально.
И пока автомобиль на гарантии, указанные затраты частично покрываются за счет гарантийного сервиса. Но, думаю, объяснять не надо, что в случае такси срок гарантии (обычно он комбинированный, например, 3 года или 100 000 км пробега (что раньше наступит)) заканчивается очень быстро ввиду интенсивной эксплуатации. По окончании гарантии владелец такси вряд ли будет продолжать обслуживаться у официального дилера (слишком дорого), и будет использовать б/у запчасти и комплектующие.
Таким образом, будет присутствовать постоянный значительный спрос на б/у запчасти, о котором я и упоминал в начале статьи как о причине угонов. В этом случае машины, как правило, угоняют именно на разборку по запчастям.

Владельцы статусных авто также не защищены от угонов. Правда, в этом случае, автомобили угоняются не для последующей разборки, а под конкретной заказ (как правило, в другой регион страны).

Настоятельно рекомендую посетить интернет-сайт (форум) клуба владельцев выбранной Вами модели автомобиля. Зачастую, информация, полученная из этих источников и основанная на реальном (к сожалению, порой горьком) опыте владельцев, снимет многие Ваши вопросы и предостережет от необдуманных решений и действий. 

При выборе сигнализации как элемента противоугонной системы следует ориентироваться на модели с диалоговым кодом как наиболее защищенные (важная поправка – на данный момент) от кодграббинга. 

При покупке автомобиля желательно устанавливать противоугонные системы не у дилера, а в независимой профессиональной компании, имеющей лицензии и сертификаты на соответствующую деятельность. Тем самым Вы:
1. обезопасите себя от возможного мошенничества со стороны сотрудников дилера (напр., от прописывания лишнего ключа в штатный иммобилайзер авто, который затем будет использован угонщиком);
2. доверите установку сигнализации профессионалам, которые работают не поточно, по стандартным шаблонам, а индивидуально, с учетом именно Ваших потребностей и конструктивных особенностей автомобиля

И обязывать Вас устанавливать сигнализацию только в салоне дилера (даже под угрозой снятия с гарантии) никто не имеет права на основании положений статьи 16 3aкона PФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «O зaщитe пpaв пoтpeбитeлeй»:
1. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.
2. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.
Запрещается обусловливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров (работ, услуг).
3. Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.

ВСЕМ АВТОВЛАДЕЛЬЦАМ
Если Вы нашли установленную у Вас модель сигнализации в списке уязвимых для кодграббинга, конечно, не стоит сразу демонтировать действующую и устанавливать новую сигнализацию. Вполне вероятно, что экономичнее будет дополнить Вашу противоугонную систему элементами механической и/или электромеханической защиты. Скорее всего, этого достаточно будет для предотвращения угона, однако ущерб угонщики смогут нанести (то есть, подобрав код с помощью код-граббера, в салон они все равно проникнут, если только Вы не поставите доп. блокираторы дверей).
Фаталисты часто говорят: «Если машину захотят угнать, все равно угонят!» Далее приводится использование эвакуатора как аргумент. Эту угрозу также можно предотвратить, установив на машину датчики наклона/перемещения корпуса транспортного средства (как отдельные датчики, либо как составные элементы противоугонных комплексов). 

Соблюдение простейших правил безопасности также поможет предотвратить угон:
1. не оставлять без присмотра и не терять ключи и брелки
2. при обслуживании автомобиля на станциях ТО, мойках и у дилеров переводить сигнализацию в сервисный режим (если есть), не передавать ключи, брелки, снимаемые стопоры блокираторов (так называемые «личины») сотрудникам указанных организаций
3. даже при соблюдении п.2 не оставлять без присмотра автомобиль на сервисных станциях
4. не лениться и ставить на охрану (в т.ч. используя механические блокираторы) автомобиль даже при оставлении его на очень короткое время (и уж тем более при посещении гипермаркетов, когда Вы покидаете машину на несколько часов)

В заключение хочу пожелать Вам получать только приятные эмоции от владения и вождения Вашего автомобиля.

P.S. Заранее приношу извинения за неглубокое рассмотрение технических аспектов анализируемой проблемы (это неизбежно привело бы к прямым ссылкам на конкретные компании и марки продукции, а я старался избежать рекламы/антирекламы). Более детальную информацию можно найти в интернете. Цель данной статьи – привлечь внимание широкой общественности к рассматриваемой проблеме и предупредить автовладельцев.

Материал с сайта http://auto.mail.ru

Поделитесь ссылкой с друзьями

 

А еще Вы можете помочь работе сайта или отблагодарить нас за полезную информацию

один комментарий к статье: Автосигнализации — не защита, а угроза?

  • Георгий написал:

    Утром приморозило и в пору для КВН снимать сюжет:
    -У меня сигнализация сломалась, двери не открывает, помогите завести автомобиль…
    -Откройте ключом, воспользуйтесь аварийной кнопкой
    -А как открыть — у меня машина ключом не открывается — замки замерзли…
    -Какая сигнализация? —
    -Не знаю — досталась при продаже, документов нет
    -Вызывайте службу отпирания захлопнувшихся автомобилей.
    -Прикуривайте автомобиль и приезжайте ко мне.
    В 99 случаях из 100 — разряд аккумулятора из за включенных габаритов, о которых не просигналил зуммер из за выхода из строя дверного концевика. По этой же причине не редко захлопываются двери после того, как сняли с охраны.
    Перед зимой пожалуйста — уберите из под ног эти грабли.(Проверьте концевики дверей)

Панель отправки комментариев


Авторизоваться через социальные сети - это способ быстро оставить комментарий. Выберите вариант...