Что такое КАН ШИНА?

16.11.2011 Ответы на вопросы  33 Комментариев Еще статьи в этом разделе

Современный автомобиль, к сожалению или к счастью —  решать Вам,  уже не тот ящик на колесах, с полутора десятками проводов, в котором мог разобраться мало мальски грамотный человек, и даже починить, если что-то сломалось…  Современный автомобиль — это уже компьютер на колесах, хотите ли Вы этого или нет…. И даже если Вы и не подозреваете об этом, то только по причине того, что занимаются ремонтом Вашего автомобиля профессионалы. Именно они и должны выполнять все работы на Вашем авто. Соответственно и установку дополнительного оборудования лучше доверить специалистам.

Часто при обсуждении вопросов дополнительной охраны автомобиля приходится «читать лекции» клиентам, объясняя , иногда очень долго, почему на их автомобиль сигнализация должна ставиться не 1 час, а как минимум 10 часов, а иногда и полтора — два дня. И часто в этих разговорах приходится упоминать такое словосочетание как «Кан шина», что частенько вводит в ступор клиентов.

Так что же это такое — КАН ШИНА?

И для чего она в автомобиле?

Для нетерпеливых или для тех, кто ищет короткий ответ на свой вопрос или не готов вникать в технический язык описания технологии — переход в другую статью   по этой теме.

 

Сначала ответ на вопрос — для чего?:

Как сэкономить медь?:
Подсчитано, что за последние пять лет число опций в автомобиле, являющихся в большинстве своем потребителями электрической энергии, увеличилось вдвое. И произошло это вовсе не по прихоти автопроизводителей, а благодаря растущим потребностям покупателей в комфорте и законодательным требованиям к безопасности и охране окружающей среды

Все бы ничего, но возможности электрооборудования не безграничны. И если раньше конструкторы решали вопросы, в основном связанные с увеличением надежности, то сейчас приходится думать над созданием принципиально новых схем, которые либо изменят традиционную «архитектуру» электрики, либо позволят ей приспособиться к поступи научно-технического прогресса. 

Шины не для колес: 
Использующаяся до сих пор однопроводная схема подразумевает, что отрицательные выводы всех потребителей электроэнергии соединяются с «массой» — кузовом и другими металлическими частями автомобиля, которые выступают в роли второго, минусового провода. Однако когда общая длина реальных проводов, подключенных от потребителей к плюсу генератора, достигла полукилометра, а их вес приблизился к центнеру, выяснилось, что однопроводная схема не столь уж и хороша, какой казалось прежде. 

Поэтому появилась мультиплексная проводка, а с ней — шина CAN (от Controller Area Network), которую при традиционном сохранении минуса на «массе» применяют вместо «растолстевших» жгутов старой схемы на современных моделях машин, насыщенных электроприводами и электронными блоками.

Далее неплохая статья объясняющая принципы конфигурирования и управления всеми устройствами в современном автомобиле:

 

Бортовая электроника современного автомобиля в своем составе имеет большое количество исполнительных и управляющих устройств. К ним относятся всевозможные датчики, контроллеры и т.д.
Для обмена информацией между ними требовалась надежная коммуникационная сеть.
В середине 80-х годов прошлого столетия компанией BOSCH была предложена новая концепция сетевого интерфейса CAN (Controller Area Network).

CAN-шина обеспечивает подключение любых устройств, которые могут одновременно принимать и передавать цифровую информацию (дуплексная система). Собственно шины представляет собой витую пару. Данная реализация шина позволила снизить влияние внешних электромагнитных полей, возникающих при работе двигателя и других систем автомобиля. По такой шине обеспечивается достаточно высокая скорость передачи данных.

Как правило, провода CAN-шины оранжевого цвета, иногда они отличаются различными цветными полосами (CAN-High — черная, CAN-Low — оранжево-коричневая).
Благодаря применению данной системы из состава электрической схемы автомобиля высвободилось определенное количество проводников,которые обеспечивали связь, например, по протоколу KWP 2000 между контроллером системы управления двигателем и штатной сигнализацией, диагностическим оборудованием и т.д.

Скорость передачи данных по CAN-шине может достигать до 1 Мбит/с, при этом скорость передачи информации между блоками управления (двигатель — трансмиссия, ABS — система безопасности) составляет 500 кбит/с (быстрый канал), а скорость передачи информации системы «Комфорт» (блок управления подушками безопасности, блоками управления в дверях автомобиля и т.д.), информационно-командной системы составляет 100 кбит/с (медленный канал).
На рис. 1 показана топология и форма сигналов CAN-шины легкового автомобиля.
При передаче информации какого-либо из блоков управления сигналы усиливаются приемо-передатчиком (трансивером) до необходимого уровня.
 

Рис. 1. Топология и формы сигналов CAN-шины

Каждый подключенный к CAN-шине блок имеет определенное входное сопротивление, в результате образуется общая нагрузка шины CAN. Общее сопротивление нагрузки зависит от числа подключенных к шине электронных блоков управления и исполнительных механизмов. Так, например, сопротивление блоков управления, подключенных к CAN-шине силового агрегата, в среднем составляет 68 Ом, а системы «Комфорт» и информационно-командной системы — от 2,0 до 3,5 кОм.
Следует учесть, что при выключении питания происходит отключение нагрузочных сопротивлений модулей, подключенных к CAN-шине.

 

 
Рис. 2. Фрагмент CAN-шины с распределением нагрузки в проводах CAN High
can-Low
 

Еще подробнее и квалифицированней здесь: 

На рис. 2 показан фрагмент CAN-шин с распределением нагрузки в линиях CAN-High, CAN-Low.
Системы и блоки управления автомобиля имеют не только различные нагрузочные сопротивления, но и скорости передачи данных, все это может препятствовать обработке разнотипных сигналов.
Для решения данной технической проблемы используется преобразователь для связи между шинами.
Такой преобразователь принято называть межсетевым интерфейсом, это устройство в автомобиле чаще всего встроено в конструкцию блока управления, комбинацию приборов, а также может быть выполнено в виде отдельного блока.

Также интерфейс используется для ввода и вывода диагностической информации, запрос которой реализуется по проводу «К», подключенному к интерфейсу или к специальному диагностическому кабелю CAN-шины.

В данном случае большим плюсом в проведении диагностических работ является наличие единого унифицированного диагностического разъема (колодка OBD).
На рис. 3 показана блок-схема межсетевого интерфейса.

 
Рис. 3. Блок-схема межсетевого интерфейса

Следует учесть, что на некоторых марках автомобилей, например, на Volkswagen Golf V, CAN-шины системы «Комфорт» и информационно-командная система не соединены межсетевым интерфейсом.

В таблице представлены электронные блоки и элементы, относящиеся к CAN-шинам силового агрегата, системы «Комфорт» и информационно-командной системы. Приведенные в таблице элементы и блоки по своему составу могут отличаться в зависимости от марки автомобиля.
Диагностика неисправностей CAN-шины производится с помощью специализированной диагностической аппаратуры (анализаторы CAN-шины) осциллографа (в том числе, со встроенным анализатором шины CHN) и цифрового мультиметра.

Как правило работы по проверке работы CAN-шины начинают с измерения сопротивления между проводами шины. Необходимо иметь в виду, что CAN-шины системы «Комфорт» и информационно-командной системы, в отличие от шины силового агрегата, постоянно находятся под напряжением, поэтому для их проверки следует отключить одну из клемм аккумуляторной батареи.
Основные неисправности CAN-шины в основном связаны с замыканием/обрывом линий (или нагрузочных резисторов на них), снижением уровня сигналов на шине, нарушениями в логике ее работы. В последнем случае поиск дефекта может обеспечить только анализатор CAN-шины.

CAN-шины современного автомобиля

В скобках помечено какие из блоков управления, общающихся по шине данных присутствуют в автомобиле ВАЗ 2170 (ПРИОРА)

Единственное, что у наших автомобилей управление все-таки пока реализовано по однопроводной схеме (Шина LIN), но общее представление о том, что такое современный автомобиль производства АВТОВАЗ из таблицы получить можно…

 

CAN шина силового агрегата
Электронный блок управления двигателя   (Присутствует в автомобиле Приора)
Электронный блок управления КПП
Блок управления подушками безопасности   (Присутствует в автомобиле Приора)
Электронный блок управления АБС   (Присутствует в автомобиле Приора)
Блок управления электроусилителя руля   (Присутствует в автомобиле Приора)
Блок управления ТНВД
Блок управления системой отопления   (Присутствует в автомобиле Приора)
Блок управления штатной сигнализацией   (Присутствует в автомобиле Приора)
Центральный монтажный блок
Электронный замок зажигания
Датчик угла поворота рулевого колеса  
CAN-шина системы «Комфорт»
Комбинация приборов   (Присутствует в автомобиле Приора)
Электронные блоки дверей   (Присутствует в автомобиле Приора)
Электронный блок контроля парковочной
системы
Блок управления системы «Комфорт»   (Присутствует в автомобиле Приора как блок электропакета)
Блок управления стеклоочистителями
Контроль давления в шинах
CAN-шина информационно-командной
системы
Комбинация приборов   (Присутствует в автомобиле Приора)
Система звуковоспроизведения
Информационная система
Навигационная система

Поделитесь ссылкой с друзьями

 

А еще Вы можете помочь работе сайта или отблагодарить нас за полезную информацию

33 комментариев к статье: Что такое КАН ШИНА?

  • admin admin написал:

    19.07.12. Сегодня столкнулись первый раз с Приорой, у которой на комбинации отсутствуют провода контроля тахометра и спидометра, но зато присутствует витая пара. Ваз начинает внедрение технологии КАН на свои автомобили. На Гранте шина КАН уже присутствует.

    • Dman написал:

      Цитирую admin:

      19.07.12. Сегодня столкнулись первый раз с Приорой, у которой на комбинации отсутствуют провода контроля тахометра и спидометра, но зато присутствует витая пара. Ваз начинает внедрение технологии КАН на свои автомобили. На Гранте шина КАН уже присутствует.

             И что привязано к КАНу на Гранте???

  • admin admin написал:
    Что бы не быть голословным…
    Вот распиновка разъема комбинации
    приборов автомобиля Гранта:
    1.К выключателю Overdrive
    2.К выключателю стояночного тормоза
    3.Вход производственной диагностики
    4.К переключателю освещения
    5.Указатель поворотов правый борт
    6.Указатели поворотов левый борт
    7.CAN L (низкий уровень)
    8.CAN H (высокий уровень)
    9.Резерв
    10.Подрулевой перекл (БК rezet)
    11.Уровень тормозной жидкости
    12.контроль дальнего света
    13.Контроль ближнего света
    14.Контроль пртивотуманных фонарей
    15.резерв
    16.Вход антенны иммобилизатора (B)
    17.Корпус (масса)
    18.вход антенны иммобилизатора (а)
    19.плюс постоянный (12 в)
    20.сигнализатор работы (ЭУР)
    21.Зажигание
    22.датчик двери
    23.Подрулевой перекл. (БК+)
    24.Подрулевой перекл. (БК-)
    25.датчик наружной температуры
    26.датчик уровня топлива
    Как видим, такая же история. Как минимум, отсутствуют провода тахометра и спидометра.
    • Егор инженер написал:

      CAN — это система прошлого, разработана в 1984 году на Боше. «Пришла» САN система в автомобиль из управления производством, то есть управляет»по задаче». Время между запросом на данные и ответом узла не лимитировано?! Чем она там может управлять не знаю? Это «инженерный подвиг» оперировать техническими параметрами приблизительно связанными со временем их возникновения. Кроме того все умалчивают, что скорость в CAN 1Mbps — только на малые длины и в этой информации 72% — её упаковка и только 28% имееет значение и технический смысл.Думаю, зря и очень в догонку с 1984 года копируем, точто исчерпало ресурс модернизации на Западе и не отвечает современным требованиям. Будущее за синхронными системами и управлением в реальном времени, как ТТР на Западе и некоторые системы у нас.Авиация ещё нагляднее демонстрирует, что копировать плохо: у нас есть надёжные системы связи и управления для всех видов транспорта. Нужно их только грамотно развивать

      • Евгений Ф написал:

        Здравствуйте, перерыл весь интернет, ни как не пойму чем отличается VAG протокол от CAN, или я сравниваю голову с пальцем?

  • admin admin написал:

    Как жаль, что информации по всевозможным нововведениям на автомобилях ВАЗ почти нет… И все приходится узнавать и понимать только через опыт. Автомобиль Гранта преподнес сюрприз. Владелец обратился на станцию по гарантии — отказ щитка приборов со встроенным компьютером. Щиток ему поменяли, но автомобиль после замены щитка отказался заводиться. Со старым заводится, с новым не хочет. На станции развели руками — мол, не понимаем в чем проблема. Владелец обратился к нам. Перезапись чипов решила все проблемы. Похоже опция проверки ключа вшита еще и в щиток приборов…

    • Жан написал:

      как в приору поставить щиток приборов флэш x 4,не показывает обороты и скорость,спасибо

  • admin admin написал:

    Такая проблема, как у Вас, возможна только в том случае, если ваш автомобиль уже оснащен Кан-шиной. В этом случае сигналы на щиток приборов необходимо подключить вручную от проводов блока управления двигателем, а если их нет и там, то тянуть провода напрямую из моторного отсека от датчика скорости. С тахометром сложнее. Такой задачи пока не было, поэтому подсказать что-то сложно, так как тему не изучали… Но сигналы тахометра и спидометра есть на колодке электро-усилителя руля, можно их взять оттуда, если у вас электроусилитель, а не гидроусилитель..

    • Жан написал:

      Как теперь подключиться к проводам тахометра или генератора для получения контроля двигателя при автозапуске??

  • admin admin написал:

    Смотря на какой автомобиль Вы собираетесь устанавливать сигнализацию. Если это иномарка, да еще богатой комплектации, то Кан Шина иногда позволяет сэкономить до половины рабочего дня за счет меньшего количества прямых подключений и потратить это время на реализацию каких-то дополнительных функций… Часто даже доводка стекол начинает работать по шине, без установки доводчика…

  • Игорь415 написал:

    Приобрёл сигналку starline с can интерфейсом с функцией автозапуска, думал всё просто — подключил по кан шине (ещё её найти нужно) и делов то, на самом деле геморой ещё тот, по мне хрень какая-то за 300$

  • Светлана написал:

    Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, подойдет ли мне сигнализация starline A91 на nissan note 2013 года. У меня этот кан как я поняла есть, очень не хочется тратиться на следующую модель А 94

    • admin admin написал:

      Цитирую Светлана:

      Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, подойдет ли мне сигнализация starline A91 на nissan note 2013 года. У меня этот кан как я поняла есть, очень не хочется тратиться на следующую модель А 94

      Можно и А-91 установить. Но система с шиной предпочтительнее. Можно долго объяснять почему, но основное — это возможность работы 2-х сигнализаций одновременно. Системы с шиной позволяют это делать. То есть при постановке на охрану дополнительной сигнализации в охрану будут становиться обе, дополнительная и Ваша штатная, если она есть у Вас в комплектации. Согласитесь, что если Ваша задача — охранять автомобиль, то две сигнализации — это очень хорошо.

  • Алексей25 написал:

    Добрый вечерПриора : Е-газ, ЭМУР, приборка-ИТЕЛМА, и как я понял уже CAN-шина…..помогите соорудить крутилку-моталку на одометр

    • admin admin написал:

      Сложный вопрос. Мы пытались разобраться с этим, но поняли, что даже отключение датчика скорости не приводит ни к чему. Похоже информация о скорости берется еще и с датчиков АБС. Документация подробная пока недоступна. Посоветовать ничего не сможем.

  • Алексей25 написал:

    АБС нету……..продают прибор работает через OBD-2..но ценник конский 5 тыщ….auto-scanner.ru/catalog/correction_speedometer/motalka_speedometer_coiler_on_the_can_bus/

    • admin admin написал:

      Тогда мы с Вами не поняли друг — друга. Я думал Вы ищете возможность установки маленького намотчика или смотчика в автомобиль, с целью экономить на топливе на служебном авто. С такими просьбами к нам часто приезжают и иногда проблему не удается решить, именно на автомобилях с АБС.
      А решить проблему смотки спидометра один раз можно с помощью таких приборов, ссылку на который Вы положили.

  • Рома 12 написал:

    Добрый день! Собираюсь поставить на приору 2012 года сигналку стар лайн Е60. Есть електропакет стекол, абс, подушка безопасностм водителя, иммобилайзер. Вопрос такой: есть ли can шина или можно просто подключить сигналку?

    • admin admin написал:

      Устанавливайте ее как обычную аналоговую сигнализацию. Во-первых, на Приоре Кан шина если и есть, то в ней нет управления устройствами. Шина Стар-Лайна тут не поможет. Во вторых, даже если в шине автомобиля со временем и появятся команды управления, то поддержки этих команд от производителей охранных систем тоже пока нет.

  • VladimirG написал:

    Здравствуйте, давно интересует можно ли вывести показания радар-детектора на бортовой компьютер. Т.е. на информативное окно показывающее стандартные — мгновенный расход и т.д.

    • admin admin написал:

      Готового решения нет, к сожалению. Скорее всего это сложно и не соизмеримо с затратами. Данные на компьютер передаются по шине Lin. И соответственно данные с радара так же должны поступать в шину по этому протоколу. Вряд ли производители радар детекторов встраивают в свои устройства контроллеры Lin шины.

  • ИгорьA написал:

    Здравствуйте, подскажите, можно ли поставить в приору 2009г. приборку от SE с CAN шиной?

    • admin admin написал:

      А что значит — можно? Можно все… Только переделки будут стоить примерно стоимость самого щитка приборов. Да и вопрос — возьмется ли кто-нибудь за такую работу…

  • Владимир Пантелеевич написал:

    Добрый день!Очень интересная и нужная статья! Спасибо!Подскажите:- на TLC 80 (двиг. дизель 4,2л) хочу поставить StarLine A91 + M31 (или A96+M31). Можно ли их подключить?Какую бы Вы посоветовали сигналку?С уважением…..

    • admin admin написал:
      Если есть родной пульт управления центро-замком, то оптимальный вариант будет Пандора 4400, причем Вы получите с одного блока все те функции, которые вам дадут 2 модуля стар-лайна и даже больше, при меньшей общей стоимости, правда не будет брелков…
      Если интересно мое мнение по выбору сигнализации, то однозначно Пандора, не потому, что я дилер Аларм Трейд, а потому, что она умнее, правильнее и логичнее…
  • Тимур написал:

     Здравствуйте!подскажите пожалуйста, поставил на приору новую панель от Priora 2 все работает только не работают указатели поворотов и аварийки на самом щитке, как мне это исправить?

  • admin admin написал:

    А щиток приборов шел в сборе с панелью приборов или старый остался? Теоретически все должно работать 

  • Adel написал:

    Добрый день.на гранте 13год на автомате смотал пробег перед продажей, потенциальный покупатель хочет проверить реальный пробег с помощью кан-шины. Сможет узнать реальный пробег?

    • admin admin написал:

      Дело не в CAN шине а в наличии у покупателя любого диагностического оборудования. И в наличии в автомобиле версии блока с «черным ящиком», то есть с данными выпуска автомобиля, пробега, перепрошивок, если они были и так далее. На многих автомобилях гранта эта возможность есть. Этот пункт меню называется — регистрация путевых параметров, по крайней мере на сканере тестере ШТАТ.

  • Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, что делать: на Datsun ON-do не горит подсветка панели приборов, передний левый габарит, задний левый габарит, Фонарь заднего хода, а также подсветка регулировки отопителя. Связано ли это с CAN-шиной???

    • admin admin написал:

      Это никак не связано с шиной.Проверяйте предохранители.

      • Все предохранители в порядке. Машина после замены фар ездила нормально, все системы были в норме, но через определённое время все вышеперечисленные агрегаты перестали работать

        • admin admin написал:

          Что значит — после замены фар? Еще раз, проверяйте предохранители и не глазами, а хотя бы прозвонкой. И сами лампы конечно тоже необходимо проверить, допустим поменяв местами с заведомо исправной.

Панель отправки комментариев


Авторизоваться через социальные сети - это способ быстро оставить комментарий. Выберите вариант...