Глубокое погружение в звук.

12.01.2011 Такой не простой авто-звук  8 Комментариев Еще статьи в этом разделе

Построить звук в автомобиле можно  и не применяя дорогостоящее оборудование. Но если Вы хотите получить «БА-БАХ» и, это предел мечтаний, то можете не читать эту статью. Речь пойдет немного о другом. О том, как, используя недорогие компоненты, достаточно недорогие, получить потрясающий эффект погружения в звук, настолько реалистичный, ну, конечно, применительно к словосочетанию — бюджетная установка, что возникает другая опасность — можно забыть о том, что Вы в автомобиле и на дороге, настолько глубоко происходит погружение… но, это вариант для того, кто желает получить в автомобиле эффект зала. Для того же, кому нужен студийный, чистый звук, этот вариант не подойдет.

Как же это сделать? Опишу один вариант такого «бюджетного исполнения». Что нам понадобится?

В качестве головного устройства используем только Пионер. Модели 2010 года не рекомендуем, уж не знаем, что там намудрила фирма «Пионер» в угоду рынка, упавшего в связи с кризисом, но не нравится нам звучание Пионеров 2010 года, хоть ты тресни. Подойдут модели прошлого года, начиная с 3100 и выше. Лучше бы, что бы присутствовало 2 пары линейных выходов, но можно и с одной. Стоимость ориентировочно 5000 рублей.

Понадобится усилитель 4- канальный, причем не обязятельно дорогой и большой мощности. Достаточно ВАТТ по 50 на канал. В усилителе обязательно присутствие фильтров по входу, но, как правило, они сейчас есть на всех усилках, даже супер бюджетных. Это может быть  (какая-нибудь Супра) за 4000 рублей.

Передняя акустика разнесенная, с максимально возможной работой твиттеров в среднечастотном диапазоне. Рекомендуем PHD.  Это еще 4000 рублей.

Задняя акустика овалы (6*9) , колличество полос любое, мы все равно эти пукалки, встроенные в динамик будем использовать нестандартно. Важна «басовитость» возможность отыгрывать хотя бы частоты 60 герцовые. Великоллепно ведут себя Герцы, да и стоимость их не велика, в районе 2000 рублей.

Комплект проводов на усилитель установочный — где-то 1200 рублей.
Саб нам не нужен, его роль будут выполнять задние овалы.
Собственно это и все. Дальше уже пойдет стоимость установки и, всего необходимого для работы. Если Вы планируете строить звук сами, то, затраты на установку мы не считаем. Если в установочном центре, то стоимость зависит от того, как Вы будете устанавливать оборудование, но даже при достаточно серьезном но, все-таки (бюджетном) подходе, с установкой деревянной полки, проставочных адаптеров под 16 см. динамики и т. д., затраты составят где-то 3000 — 4000 тысячи.

Итого, считаем, получается около 20000 тысяч рублей. Поверьте нам — это «бюджет». Звук, который Вы получите, будет на порядок круче и реальней чем, если бы Вы купили только головное устройство за 12 — 14 тысяч, какой нибудь «SaundMax» с крохотным экраном и «миллионом» проводов на «заднице».

Начинаем установку. Передние мид-басы не обязательно устанавливать на развернутые подиумы (допустим в Приоре мы не рекомендуем извращаться с подиумами) но, если есть такая возможность и желание то, от подиумов хуже не будет, будет только лучше. Совершенно не будет лишней шумка дверей под звук с заклеиванием открытых проемов хотя бы визоматом толщиной 3мм и сплэном. Необходимо оклеить проставочные кольца или подиумы изнутри, что бы исключить в месте примыкания динамика к двери просачивание воздуха из двери под обивку. Напротив магнитной системы динамика на «шкурке» двери обязательно разместите хотя бы небольшой кусочек хорошего демпфирующего материала, мягкого и, желательного пористого, но на худой конец и сплэн подойдет.

 

Шкурку двери оклейте визоматом или вибропластом, что бы погасить нежелательные вибрации во время работы акустической системы. Напоминаем, мы не приводим технологий полной подготовки двери под звук — она достаточно дорога, у нас «бюджет», но результат будет очень хороший, поверьте, и с такой минимальной обработкой. Установили. Собираем дверь, обязательно поменяв клипсы (крепежные элементы) обивки на новые.

И начинаем заниматься с твиттерами. Конечно наилучший результат в случае с PHD дала бы установка этих компонентов ориентированно на слушателя, но изготовление направленных подиумов под «пищалки», (опять напоминаем, что в случае с PHD даже и слово пищалка будет неверным, потому как они прекрасно работают в среднечастотном диапазоне) — дело достаточно дорогое и трудоемкое. Хороший результат дает направление твиттеров на стекло. 

С установкой головного устройства, думаем проблем не будет, только хочется заметить, что встроенный усилитель магнитолы мы будем использовать нетрадиционно, отбирать мощности с него мы будем немного, поэтому питание магнитолы некритично, то есть прекрасно подойдут штатные питающие провода, если они в автомобиле есть. Установка усилителя тоже проблем не вызовет, только следуйте все-таки рекомендациям, питающий провод усилителя прокладывайте по одному борту, линейные провода по другому во избежание наводок на линейные провода.

Задняя акустика будет работать у нас в «сабовом» режиме, поэтому желательно но, не обязательно установить акустическую полку. Она обеспечит жесткость, избавит от грохота, вибраций, скрипов и тому подобных нерпиятностей. Акустику заднюю (овалы) перед установкой надо совсем немного «сломать».

Отрезаем токоведущие провода от диффузора к среднечастотникам и пищалкам, наращиваем их (удлинняем), они (среднечастотники) будут работать от головы и, про подключение их мы расскажем позже. То есть у нас должна получиться конструкция следующего вида. Сами овалы будут работать от усилителя, а вот провода от среднечастотников необходимо аккуратно провести через полку в багажник, закрепив так, что бы они не болтались и не касались диффузора овалов.

Вот и все, дальше подключение и настройка. Если мы хотим использовать задние динамики только в режиме саба, то можно изначально установить переключатели на усилителе (на эту пару каналов) в режим работы по низким частотам, отстроив фильтры на усилке. Если же иногда захочется использовать задние динамики и в полном диапазоне, то переключатели (фильтры) следует оставить в положение FULL. Передняя акустика будет работать от усилителя, здесь все просто и стандартно.

Хорошо бы, но необязательно иметь еще один маленький среднечастотный динамик, прекрасно подойдет от какого нибудь старенького транзисторного радиоприемника, желателен размер 5-7 см. Он будет установлен под потолком в районе зеркала заднего вида, можно в заглушку крепежа зеркала, поэтому и размер должен быть такой, что бы он там поместился. Сопротивление этого динамика должно быть не больше 4омм, меньше можно. Если такого динамика нет, то не страшно, его присутствие дает небольшой, крохотный эффект и, необязательно, но именно из таких крохотных нестандартных вещей мы и будем создавать реалистичный звук в салоне автомобиля.

Теперь немного отвлечемся от практики и чуть чуть потеоритезируем. Чего нам не хватает в тесном пространстве автомобиля? Простора — вот чего.

Звук вокруг, при использовании схемы — головное устройство и две пары динамиков, спереди и сзади только еще больше увеличивает ощущение зажатости в тесном пространстве. Ощущение, что ты находишься внутри огромных наушников, не всегда и не всем подходит, может быть только у любителей клубной музыки  это может вызвать ощущение комфорта. Но, как говорят, на вкус и цвет — товарищей нет. А нам нужен эффект простора — эффект пусть небольшого но уютного зала, эффект чистого, прозрачного, взвешенного звука, плывущего по залу и отражающегося от стен, потолка, приходящего к нам нежнейшими еле заметными нюансами отражений.

И для воссоздания этого эффекта мы будем использовать так называемый эффект Хаффлера. О том, что это такое мы уже писали, но напомним. Когда мы имеем два канала, в стерео звуке, то сигналы в каналах не идентичны, они отличаются друг от друга, и именно на этой  разнице в сигналах и построен принцип стерео звучания.Так вот эффект Хаффлера и использует эту разницу между каналами. Как работает динамик. На его входах присутствует разница потенциалов (электрический ток), ток протекает по катушке динамика и заставляет колебаться диффузор, вследствие возникающего магнитного поля.

А что если мы подключим динамик между плюсами каналов, ведь если каналы записаны с разным сигналом, а при стерео эффекте так и должно быть, а как же иначе, то динамик будет работать, причем чем , чем больше разница в потенциалах левого и правого каналов, тем более эффективной будет эта работа.

Динамик начинает звучать, негромко, нет, не в полном диапазоне, да оно и понятно, он сейчас воспроизводит разницу между каналами. Но когда он работает в таком режиме и, установлен сзади, возникает удивительный эффект эха, эффект отраженного звука, приходящего к нам как будто издалека, он почти незаметен, если пытаться отследить этот отраженный звук, локализовать его, то почти наверняка ничего не получится, он не явный, он еле заметен, в основном на частотах выше средних, но вот оно, прозрачность, взвешенность, простор…

Хочется предостеречь, эффект тем заметнее, чем чище запись. На МР3 с плохим битрейтом, то есть с большой степенью сжатия, эффекта почти нет, более того, лезет всевозможная грязь, поэтому такой способ построения звука предлагается ценителям звука, любителям инструменталки, классики, людям, которым важны качество и красота звуковых композиций. Для воспроизведения клубной музыки, дискотечной, которая изначально подразумевает звук вокруг и ниоткуда, такой вариант не подойдет, да и не нужен. Звук, получаемый таким образом, можно охарактеризовать как не очень громко, но качественно и прозрачно.

Провода, которые мы вывели от среднечастотников задних динамиков подключаем следующим образом:
Провод от левого среднечастотника (плюсовой) подключаем к плюсу штатного выхода левого канала магнитолы, провод минусовой этого динамика подключаем к плюсу правого среднечастотника, минусовой провод этого динамика на плюс штатного выхода магнитолы. Имеется в виду задняя пара каналов. Для реализации отражения от потолка точно таким же образом подключаем найденный нами маленький среднечастотник, между плюсами передних штатных выходов магнитолы. 

Вот собственно и все. Несложно, недорого, но очень красиво в звучании. Удивительное дело, вдруг начинают нравиться композиции, которые Вы всегда пропускали, как неинтересные, оказывается они обалденно красивые когда их слушаешь вот так. И еще один плюс такого подключения. Очень сильно «маскируются» посторонние шумы. Практически слышимыми остаются только удары подвески на наших плохих дорогах.

Звуковая сцена остается спереди, а вот пространство вокруг начинает звучать по законам большого помещения… . В определении вкуса чего либо есть такое понятие — послевкусие. Так вот при таком прослушивании музыки остается длительное «послезвучие», когда уйдя из автомобиля, ты продолжаешь долго слышать отзвуки только что прослушанной музыки, не музыку, а именно отзвуки, «отраженные» сигналы, эхо… 

Послушать исполнение такого комплекта можно, приехав к нам в Мегаполис-Авто. Кем бы мы были, если б рассказывали обо всем этом, не имея опыта таких установок. 

Поделитесь ссылкой с друзьями

 

А еще Вы можете помочь работе сайта или отблагодарить нас за полезную информацию

8 комментариев к статье: Глубокое погружение в звук.

  • Андрей написал:

    Истина всегда где то рядом.
    Путь выбран тернистый но ВЕРНЫЙ.

  • Гость написал:

    как то 😕 вкусно написано, послушать что ли

  • Vitez написал:

    Молодцы ребята. Настолько нестандартный подход. Надо попробовать

  • 972 написал:

    кстати. про тыловую колонку работающую на разнице каналов я узнал в 2004 году. от одного толкового малого.

    и когда заикнулся в iCar — подняли насмех — мол бред !

    • admin admin написал:

      А мы и не настаиваем на таком варианте, это один из возможных методов. И, как много людей с различными вкусами, так же и много вариантов конструирования звука. Такой метод есть, и, он работает. Если кто то не знает о нем, то это не значит что его нет. Все статьи публикуются нами исключительно для информации. Выбор всегда за Вами.А поднять на смех Вас могли только люди не понимающие в принципе, что такое электричество, а таких на установочных центрах большинство.

  • Стас. г. Самара написал:

    Цитата:
    кстати. про тыловую колонку работающую на разнице каналов я узнал в 2004 году. от одного толкового малого.
    и когда заикнулся в iCar — подняли насмех — мол бред !

    И это профи, а Вы говорите, попросите сделать звук для меня… 😆 Люди не понимают сути электрических явлений, куда уж им звуком заниматься. Вот и прикручивают динамики в дырки!!!

  • Андрей Маяковский написал:

    Добрый вечер! Скажите а если динамик размером 5см поместить в крепеж зеркала заднего вида,при этом сзади овалов вообще нет, в багажнике (только не засмейте меня) лежит колонка с 90, которая через настройки в пионере работает как саб и дает очень приятный и мягкий бас, так вот, можно ли добиться «глубокого погружения» ?

    • admin admin написал:

      Андрей, ведь понятие «глубокого погружения» в этой статье — это просто придуманный термин для того, что бы дать понять, что со звуком можно работать и так. Кому-то понравится такой вариант, а кто-то, кто привык к классической схеме звука, скажет, что это полная ерунда. Сколько людей — столько и мнений. Хорошо, когда человек мыслит сам, а не повторяет прочитанные где-то шаблоны. Для многих музыка в автомобиле соседа или знакомого — эталон звука, потому как другого то и не слышали. Поэтому для того чтобы понять что же нравится Вам, не бойтесь экспериментов. И тогда у Вас будет собственный опыт и собственная концепция. Ведь нет ничего вечного. Не понравится, вычеркните из списка вариантов, как уже опробованный и не приведший к варианту, понравившемуся Вам. И пробуйте другие варианты. А возможно понравится. И тогда получайте удовольствие. Главное не идти на поводу у шаблонов…

Панель отправки комментариев


Авторизоваться через социальные сети - это способ быстро оставить комментарий. Выберите вариант...