Как помешать угонщику

29.08.2010 Изучаем охранные системы  Один комментарий Еще статьи в этом разделе

Как помешать угнать автомобиль. 

Для противодействия угону необходимо знать действия угонщиков. Отсутствие у автовладельцев элементарных знаний о способах угона автомобилей и способах противодействия угону в совокупности с другими факторами приводит к большому количеству хищений автомобилей. Сведения о способах угона нужны не только автовладельцам, но и разработчикам систем охраны для осуществления наиболее эффективных противоугонных мер. 

У Вас произошло радостное событие — Вы приобрели автомобиль. Сразу же возникает множество забот, связанных с его эксплуатацией. И не последнюю роль в перечне этих забот играет вопрос защиты автомобиля от возможного угона. Актуален ли этот вопрос? Да, актуален, что подтверждает статистика Госавтоинспекции по угнанным автомобилям, причем большинство из них пропадает бесследно.
 

1. Вы приобрели автомобиль. Надолго ли?

По разным статистическим данным в Москве в день угоняется от 15 до 60 автомобилей, то есть от 5 до 20 тысяч автомобилей в год. Есть все основания опасаться угона прежде всего нового автомобиля в течение первых 5 лет после покупки. За это время может быть угнано до 100 тысяч автомобилей. Статистика угонов автомобилей говорит о том, что из общего количества угнанных автомобилей приблизительно 1 составляют автомобили ВАЗ — 2104…2107, 1 — автомобили ВАЗ 2108, 2109, 21099, 1 — иномарки.

Учитывая, что из перечисленных категорий автомобилей на дорогах Москвы доля автомобилей ВАЗ — 2104 — 2107 составляет примерно 50…60%, а автомобилей ВАЗ — 2108 — 21099 и иномарок — по 20…25% каждая, можно сделать вывод, что угонщики выбирают автомобили не случайным образом, а отдают предпочтение автомобилям ВАЗ 2108 — 21099 и иномаркам.

Конечно, многочисленны угоны автомобилей и других марок, например, ГАЗ, доля которых в общем числе угнанных автомобилей временами достигает 8%. Из сказанного можно сделать вывод, что действия угонщиков эффективны и «на авось» рассчитывать не стоит. Важно осознать, что, приобретая автомобиль, его владелец вступает в поединок с угонщиком. Этот поединок является для автовладельца делом не менее серьёзным, чем знание правил дорожного движения и эксплуатации автомобиля. И, как во всяком единоборстве, побеждают в конечном счёте интеллект и техническая вооружённость. К сожалению, полностью исключить угон нельзя, однако при соблюдении рекомендаций данной книги и определённых материальных затратах риск угона можно свести к минимуму.
 

2. Между двумя мифами

В отношении возможности угона автомобиля существует два мифа. Первый миф, работающий на пользу угонщикам, состоит в том, что защититься от угона нельзя. Однако известно, что число попыток угона существенно превышает число свершившихся угонов, что доказывает эффективность применения определённых противоугонных средств.

Второй миф — это миф о том, что с сигнализацией такой-то фирмы «Х» можно не беспокоиться за свой автомобиль. Этот миф работает на пользу производителям противоугонной техники.

Особенно усиленно и успешно насаждается второй миф, поскольку возможности рекламы огромны, а её содержание не подвергается экспертизе на реальные возможности предотвращения угона автомобиля. Так как описания различных автосигнализаций совпадают по основным параметрам, а многие термины просто непонятны большинству автовладельцев, то основным критерием качества противоугонной системы становится её цена. Высокая цена считается солидным аргументом в пользу качества какой-либо системы: «Сигнализация, которая стоит 1000 $ США, не может быть плохой». К сожалению, может. Уточним. Время, затраченное на преодоление «тысячедолларовой» сигнализации может быть гораздо меньше, чем затраченное на устранение механических блокираторов за 130 $ или даже за 180 рублей.

Приведенное сравнение не совсем корректно, так как сравнивается комплексная многофункциональная система и простой механический блокиратор, но это сравнение заставляет задуматься над эффективностью затрат на обеспечение сохранности автомобиля.
 

3. Факторы, препятствующие угону

Знакомство с проблемой противодействия угону предлагаем начать с краткого рассмотрения основных факторов, препятствующих угону.

Владелец автомобиля

Владелец автомобиля является основным препятствием на пути угона автомобиля. И чем сильнее владелец любит свой автомобиль, тем сложнее его угнать (разумеется, если эта любовь материализована в виде различных противоугонных мер). При обнаружении попытки угона владелец предпринимает самые активные действия вплоть до применения к угонщику мер физического воздействия.

Сотрудники милиции

Являются существенным препятствием на пути угона. При обнаружении попытки угона действуют наиболее эффективно. В то же время, вероятность обнаружения попытки угона сотрудником милиции ниже, чем владельцем автомобиля, и является делом случая.

Ещё совсем недавно сотрудники милиции прилагали явно недостаточно усилий для возврата угнанных автомобилей. Приведём пример из личного опыта. В 1989 году в Одессе у отца одного из авторов этих строк был угнан автомобиль ВАЗ-2106. После продолжительных хождений по различным отделам ГАИ отец пришёл к твёрдому убеждению, что автомобиль никто не ищет. Более того, через несколько месяцев номер угнанного автомобиля отец обнаружил на другом автомобиле. В ГАИ выяснилось, что этот автомобиль принадлежит ГАИ, номер «был найден на пустыре, а на автомобиль установлен по служебной необходимости».

За последнее время ситуация изменилась в лучшую сторону. Внедрены системы поиска автомобилей «КОРЗ ГАИ» и «ЛОДЖЕК». Изменение отношения милиции к проблеме угона можно проиллюстрировать другим примером из личного опыта одного из авторов. В 1996 году у него в запертом автомобиле в замке зажигания случайно остались ключи. Он попытался открыть дверь найденной неподалёку проволочкой. К нему подошли два человека в штатском, предъявили удостоверения сотрудников милиции и попросили предъявить документы. Проверив документы и удовлетворившись разъяснениями, сотрудники милиции удалились. Минут через пять дверь была открыта проволочкой.

Настойчивость милиции, направленная на успешное завершение операции по розыску автомобилей и задержанию угонщиков, оказывает прямое влияние на способы угона. Так, например, способ угона путем буксировки особо опасен для угонщика и применяется редко, так как в случае обнаружения угнанного автомобиля у угонщика практически нет возможности скрыться.

Активность милиции в последнее время особенно заметна ночью. В три — четыре часа ночи невозможно проехать по Москве без того, чтобы тебя не остановил какой-нибудь патруль для проверки документов. Отношение числа найденных к числу угнанных автомобилей постепенно растёт. Возврат угнанных автомобилей почти исключительно осуществляется сотрудниками милиции. Доля розыска угнанных автомобилей составляет 26% .

Технические средства охраны автомобилей

К техническим средствам охраны автомобилей (далее: «средствам охраны» или «охранным средствам») относятся различные устройства, системы, комплексы и т.п., предназначенные для охраны (сбережения) автомобилей.

В зависимости от своих характеристик и способа установки могут являться более или менее серьёзным препятствием для угонщика. В некоторых случаях эти средства могут либо вообще не представить собой помехи для угонщика, либо не позволить угнать автомобиль.

Свидетели Самый незначительный фактор, так как вероятность того, что свидетель хотя бы позвонит в милицию, низка.
 

4. Характеристика типичных ситуаций при угоне

Рассмотрим типичные ситуации при которых совершаются угоны автомобилей. Знаком » + » отметим положительные с точки зрения угонщика факторы, а знаком » — » отрицательные. Знак » ? » обозначает зависимость от конкретных обстоятельств.

Автомобиль новый, без номеров, оставлен на несколько минут возле дома или во время регистрации возле ГАИ:

  • + наиболее привлекателен;

  • + обычно не имеет охранных средств, легко угоняем;

  • + владелец может быть отвлечён на несколько минут делами по регистрации автомобиля, о чём один из угонщиков может сообщить другому, например, по рации;

  • — милиция близко…

Вероятность угона нового автомобиля весьма высока.

Ночь.Автомобиль оставлен рядом с домом владельца:

  • + владелец спит;

  • + свидетели либо отсутствуют, либо плохо видят в темноте;

  • + если сработает сигнализация — угонщики легко скроются, пользуясь темнотой;

  • — задействованы все охранные средства, которыми оборудован автомобиль.

День.Автомобиль оставлен «на 5 минут» около магазина:

  • ? наибольшее число свидетелей;

  • — если сработает сигнализация, владелец наверняка услышит;

  • + легко осуществить наблюдение за владельцем;

  • + владелец не ожидает угона, задействованы простые в пользовании охранные средства.

Автомобиль оставлен на день рядом с местом работы владельца:

  • — могут оказаться поблизости активные свидетели (знакомые владельца автомобиля);

  • — задействованы все охранные средства, которыми оборудован автомобиль;

  • — трудно проследить местонахождение владельца;

  • + владелец может находиться далеко от автомобиля; при обнаружении попытки угона он не успеет помешать угонщику.

Автомобиль в гараже на неохраняемой территории:

Гараж — это дополнительное препятствие, но:

  • + обычно гараж расположен в малолюдном месте;

  • + владелец далеко;

  • + охранные средства могут быть не задействованы;

  • + проникнув в гараж, можно не спеша и без свидетелей подготовить автомобиль к угону.

Автомобиль на охраняемой стоянке:

  • — могут оказаться активные свидетели (соседи, сторож);

  • — дополнительное препятствие в виде ворот;

  • + владелец не ожидает угона;

  • + охранные средства не задействованы или задействованы не полностью;

  • ? вероятность угона зависит в основном от организации охраны стоянки (количества и порядочности сторожей, их склонности к употреблению спиртных напитков, наличия пропускной системы на выезде, наличия связи с милицией, типа этой связи и оперативности реагирования и т. п.). Известен случай, когда с одной стоянки за ночь увели семнадцать (!) автомобилей из металлических боксов. С другой стоянки, пригрозив сторожам (пожилым людям) расправой и связав их, увели пять дорогих иномарок.

Автомобиль оставлен в «ракушке»:

  • — дополнительное препятствие;

  • — задействованы все охранные средства, которыми оборудован автомобиль.

Автомобиль оставлен «на 1 минуту» с заведённым двигателем:

Угонщику просто грех не воспользоваться беспечностью автовладельца.

В заключении необходимо отметить, что значительное число угонов совершается вследствие элементарной оплошности или забывчивости владельца: не включил сигнализацию, забыл ключи в замке и т. п.
 

5. Типовые схемы действий угонщиков

Рассмотрим типовые схемы действий угонщиков.

  1. Классический способ ограбления показан в фильме «Как украсть миллион». Человек, находившийся за пределами охраняемого помещения, бросал бумеранг, который пересекал инфракрасные лучи, использовавшиеся для охраны. Система сигнализации выдавала сигналы тревоги, которые охранники считали ложными. После серии таких «ложных» тревог сигнализацию отключили, что дало возможность человеку проникнуть незамеченным в охраняемое помещение. Нередко этот же принцип используют и для угона автомобилей. Вызывают срабатывание сигнализации до тех пор, пока владелец не отключит её. После этого при отсутствии надёжных блокираторов угнать автомобиль несложно.

  2. Напарники угонщика пытаются нейтрализовать владельца автомобиля. Ночью его могут задержать, заблокировав снаружи дверь подъезда, в котором он живёт. Если владелец находится в магазине, то напарники могут сообщать угонщику о действиях владельца и в случае необходимости задержать его на выходе из магазина, что даст возможность угонщику скрыться.

  3. Угонщики следят за автовладельцем и используют его оплошности. Типичные оплошности, приводящие к угону автомобиля: 
    — забыл включить сигнализацию; 
    — забыл включить пейджер (при его наличии) или не поменял в нём вовремя батарейки; 
    — надолго отошёл от автомобиля за пределы слышимости сигналов сирены и пейджера; 
    — забыл ключи в замке зажигания (как ни странно, такое иногда случается, если двери закрываются дистанционно с помощью брелка, а брелок носят отдельно от ключей).

  4. В крайнем случае по отношению к владельцу угонщик может применить силу. Известен случай, когда владелец, пытаясь предотвратить угон своего автомобиля, получил от угонщика удар по глазу. В результате — год лечения и инвалидность.

  5. При встрече с милицией угонщик пытается:

    • имитировать алкоголика: «…залез в машину, чтобы допить бутылку пива…»;

    • отрицать факт угона, ссылаясь, например, на «веские» причины: «…нужно было срочно привезти лекарство больному человеку. А машину, разумеется, я бы потом поставил на место…»;

    • откупиться;

    • убежать (уехать).

  6. Хладнокровные действия угонщиков, похожие на действия владельца автомобиля, не привлекают внимания посторонних. Однако угонщик предпочитает действовать подальше от осведомлённых свидетелей — соседей, родственников.

  7. На похищаемый автомобиль могут быть заранее заготовлены необходимые документы: доверенность, технический паспорт, талон тех. осмотра.

  8. Угонщики обычно действуют группами с чётким распределением функций. На случай неудачной попытки угона и для обеспечения возможности быстро скрыться, вблизи от места угона оставляют свой автомобиль с заведённым двигателем и водителем.

  9. Опытные угонщики определяют тип охранной системы и предлагают способ её преодоления. Непосредственными исполнителями угона часто являются подростки. В соответствии с действующим законодательством подростки несут меньшую ответственность за совершенное преступление по сравнению с совершеннолетними.

  10. При «работе» непосредственно с автомобилем угонщики пытаются в первую очередь вывести из строя сирену или хотя бы заглушить её на время, например, звуком заводящегося рядом автомобиля с повреждённым глушителем, сигнал пейджера глушат мощным источником радиопомех. Обычно сирену и пейджер выводят из строя в течении нескольких секунд. Тип пейджера и его наличие определяют при наблюдении за владельцем автомобиля или по приклеенной на лобовом стекле антенне.

  11. Проникновение в автомобиль. Как угонщик проникает в автомобиль? К сожалению, чрезвычайно просто. Двери и капот легко открываются отмычками, которых существует великое разнообразие. При этом, как правило, личинки замков не затрагиваются. Простейший способ проникнуть в салон — это вынуть заднее стекло, срезав уплотнительную резинку или просто разбив боковое стекло и открыв дверь.

  12. Действия после проникновения в салон автомобиля. Противоугонная защёлка на рулевой колонке выламывается руками. Для выламывания личинки замка зажигания может быть применён инструмент из высокопрочной стали, напоминающий большую отвёртку с рычагом. Для отечественных автомобилей этого, вообще-то, не требуется. Угонщик может отсоединить разъём от замка зажигания и, соединив нужные провода или вставив в разъём свой замок, попытаться завести двигатель. Мало кто знает, что замки на педалях не являются серьёзным противоугонным средством, так как угонщик может уехать, не нажав ни разу ни на газ, ни на сцепление, ни на тормоз (!), правда, не очень быстро; или снять замок, откусив лапки педалей. Описания конкретных действий угонщиков по преодолению некоторых механических блокираторов достаточно часто публикуются в периодической печати и являются стимулом для разработчиков противоугонных устройств в деле совершенствования их характеристик, приводя к созданию принципиально новых.

  13. Для большинства распространённых марок автомобилей угон-щик-профессионал заготавливает так называемый «паук». «Паук» представляет собой пучок проводов, с одной стороны заканчивающийся замком зажигания с коммутатором (в случае электронного зажигания), с другой — крокодилами и специальными врезными зажимами для «мгновенного» подключения. После вскрытия капота штатная проводка, которая обеспечивает движение автомобиля, полностью перерезается и устанавливается новая. Жгут «паука» прокладывается прямо снаружи автомобиля из-под капота в салон. Процесс занимает 0,5 — 2,0 минуты (!). Очевидно, что таким образом нейтрализуется практически любая электронная противоугонная система на автомобилях, не имеющих сложного компьютерного управления работой двигателя.

  14. Вместо «паука» угонщик может использовать высокочастотный генератор импульсов, который «заставляет» свечи всё время искрить. При этом автомобиль едет плохо, но всё же едет.

  15. Для устранения влияния противоугонного бензоклапана, который может быть установлен на автомобиле, угонщик перерезает бензопровод вблизи карбюратора и подсоединяет свою небольшую ёмкость с бензином.

  16. Не все угонщики столь профессиональны, чтобы заготовить и использовать «паук» или ВЧ генератор. Но все угонщики знают, что если от блока управления сигнализацией отсоединить все разъёмы, то на этом её работа заканчивается. Это верно для большинства разнесённых сигнализаций (то есть сигнализаций, у которых блок управления отделён от сирены). Если отсоединить разъём от моноблочной сигнализации (которая вся состоит из одного блока), то автомобиль не заведётся, но в этом случае соединяют определённые провода в жгуте, подходящем к моноблоку, устраняя тем самым блокировку двигателя. Несколько сложнее устраняются блокировки систем с «бронирован-ными» блоками, из которых выходят одноцветные провода. Здесь требуется ещё отвинтить несколько винтов — чтобы вскрыть блок — дальше становится ясно, какие провода соединять (разумеется, если этот вопрос предварительно проработан). Поиск места установки блока не занимает много времени — таких мест в отечественных автомобилях — два-три максимум. Время поиска — одна-две минуты. Моноблок обычно искать не надо — он устанавливается под капотом на видном месте.

  17. Угонщик может иметь на вооружении сканер или граббер — электронные устройства, подбирающие код сигнализации или записывающие его в тот момент, когда владелец автомобиля пользуется брелком для отключения сигнализации. То есть, если сигнализация поддаётся сканированию или граббированию, угонщик становится обладателем электронной отмычки для её отключения. Современные сканер («полицейский ключ») и граббер (точнее, регистратор радиосигналов) имеют размеры не больше пачки сигарет и вполне приемлемую цену: 200 $ и 5000 $ соответственно.

  18. Действия угонщиков бывают нестандартны и непредсказуемы не только для владельца автомобиля, но и для опытного установщика сигнализации. Один знакомый установщик сигнализации поведал о диалоге, который состоялся между ним и клиентом, оказавшимся, судя по его словам, угонщиком. 
    Установщик: 
    — рекомендуем сирену установить автономную, которая сигналит даже если от неё отрезать все провода…
    Угонщик: 
    — та-а, этот ваш сырен, — машет рукой — я его вот так хватал, в тэлогрэйку совал, туда бежал, там в снэг кидал, он там сэбе крычал… 
    Через некоторое время с тем же клиентом: 
    — тут нэдавно блакировку искал… Два часа искал, ныкак нэ мог найти. Пад бачок спрятали, прэдставляешь?! 
    — так ты что ж, так возле дома хозяина и искал? 
    — та нэт… Провод бросыл, уехал… Патом искал, надо ж всё васстановить… 
    Тот же клиент: 
    — тут, знаешь, такой грабэр прыдумали? Берёшь такой длынный зубыло, к сырене прыставил, молотком хряк! — он замолчал… 
    Он же: 
    — тут такой способ нашлы… Сырэну вот так пэрэвэрнул, туда пыва налыл — он замолчал…

  19. Нередки случаи угона, когда автомобиль оставлен заведенный, а владелец находится поблизости (курит, открывает ворота, покупает что-то в ларьке). Известен случай, когда у ВАЗ-2104 сломался стартер. Заведя автомобиль «с толкача», владелец поехал на сервис. Оставив автомобиль с работающим двигателем у ворот сервиса (место было тихое, тупик), владелец пошёл за мастером (50 метров). Вернувшись почти сразу с мастером, они увидели только пыль от быстро удаляющегося автомобиля.

  20. Угон с помощью лески и палочки, показанные в одной из телепередач. К оси автомобиля привязывается леска длиной метров 10, на конце — палочка. Владелец утром заводит автомобиль, проезжает несколько метров, пока леска не намотается на ось, и вдруг — слышит стук. Выходит, не заглушив двигатель, и лезет под машину. Угонщик вскакивает в автомобиль и уезжает.

  21. Угонщик может вступить в сговор с установщиком сигнализации, и через некоторое время после установки быстро и без шума угнать автомобиль. Простейший вариант — это когда установщик передаёт угонщику слепки ключей и третий брелок (если сигнализация может «запомнить» более 2-х брелков).

  22. Угонщик может выкрасть у владельца ключи и брелок и спокойно уехать.

  23. Угонщик может изготовить ключи от замка зажигания, используя снятую накануне с лючка бензобака личинку замка (у многих иномарок единый ключ на все замки).

  24. После угона автомобиль либо быстро разбирается, либо отстаивается. При этом производится проверка на наличие радиопередающих устройств, отключается питание.

  25. При неудачной попытке угона опытный угонщик покидает автомобиль, не оставляя следов, чтобы не вызвать подозрений владельца. Известен случай прекращения попытки угона ВАЗ-2109 после обнаружения установленного на нём замка «Форт»; замок снять не пытались; владелец о попытке угона не узнал.

Бытует мнение, что сигнализацию можно легко вывести из строя с помощью «электрошока». Один из авторов настоящей книги был свидетелем следующего эксперимента. На автомобиль, который готовили под покраску (ВАЗ-2107), установили сигнализацию и попытались вывести её из строя с помощью электрошока. Не получилось. На дорогих иномарках при подобных попытках в первую очередь, очевидно, выйдет из строя бортовой компьютер.

После такого подробного рассмотрения действий угонщиков читатель, возможно, пришёл к заключению, что защититься от угона нельзя. Это далеко не так. Угонщики на самом деле народ ленивый. Их развратило обилие легко угоняемых автомобилей. Поэтому они предпочитают не тратить много времени и усилий на один автомобиль — нет необходимости, да и чревато неприятными последствиями. Дальнейшее описание, без сомнения, развеет миф о невозможности защиты от угона. Ниже подробно описаны меры противодействия каждому из перечисленных выше действий угонщиков.
 

6. Основные требования к техническим средствам охраны автомобилей

Изложенный выше материал даёт возможность обобщить действия угонщиков, что позволяет определить основные требования к техническим средствам охраны автомобилей. Для этого рассмотрим качества, отличающие угонщика, и обстоятельства, ограничивающие его действия. Угонщик:

  • готовится к угону;

  • изучает средства охраны и устройство автомобилей;

  • визуально и иными способами определяет типы средств охраны, установленных на автомобиле;

  • готовит инструменты и приспособления;

  • имеет ограниченное время для угона;

  • может прикладывать ограниченные физические усилия;

  • может быть подвержен физическому воздействию при попытке угона;

  • может быть вооружен и агрессивен.

Средства охраны должны обладать свойствами, нейтрализующими сильные качества и использующими слабые качества угонщика. Первые четыре сильных качества угонщика связаны с подготовкой к угону. Для нейтрализации этих качеств необходимо, чтобы средства охраны устанавливались скрыто, были уникальны и выпускались малыми партиями.

К сожалению, большая часть охранных средств выпускается массовыми партиями, их свойства, которые могут использоваться при угоне, известны из описания охранных систем и устройств, а действия по угону могут быть проверены и отрепетированы. Кроме того, как правило, считается целесообразным использовать охранные устройства в качестве отпугивающего средства, выставляя их напоказ, надеясь, что угонщик откажется от угона. Однако Ваша неосмотрительность может дать угонщику дополнительные преимущества при подготовке к угону.

Пятое и шестое обстоятельства, связанные с процессом угона, ограничивают возможности угонщика. Он компенсирует эти ограничения подготовкой к угону. Сталкиваясь со скрытыми и уникальными средствами охраны, угонщик существенно снижает эффективность своих действий: он превращается в неподготовленного ученика, не знающего, что ответить на вопрос преподавателя. Естественно, что эффект достигается только тогда, когда охранные средства обладают противоугонной надёжностью, то есть, когда для их нейтрализации требуются слишком большие затраты физических усилий и времени. Следует отметить, что использование недостаточно надёжных средств охраны может привести к угону, так как, надеясь на достаточную надёжность установленных средств, Вы удаляетесь от автомобиля на длительное время, за которое автомобиль может быть угнан, если реальная противоугонная надёжность оказалась ниже ожидаемой.

Седьмое обстоятельство заставляет угонщика нервничать и мешает ему работать, а восьмое представляет собой угрозу для окружающих, которые могут попытаться воспрепятствовать угону. Эти обстоятельства проявляются, когда угонщик обнаружен Вами или кем-то другим, например, с помощью сирены или радиопейджера охранной сигнализации, установленной на Вашем автомобиле. В этой ситуации необходимо проявить максимальную осторожность, так как на Вашу попытку физического воздействия угонщик может ответить агрессивной реакцией, в том числе с применением оружия.

Ситуация разрешится в Вашу пользу наилучшим образом, если на автомобиле используются средства охраны, обладающие противоугонной надёжностью, и если Вы не будете входить в непосредственный контакт с угонщиком, а вызовете милицию.

Следует обратить внимание, что чем выше противоугонная надежность, тем выше должны быть требования к безотказности работы средств охраны. Дело в том, что выход из строя средства охраны в режиме блокировки важнейших узлов автомобиля приводит к невозможности движения автомобиля и к трудностям по демонтажу устройства на месте поломки. При этом, учитывая, что абсолютно безотказных устройств в природе не существует, целесообразно заранее определить, каким способом будет производится буксировка к месту демонтажа и ремонта в случае поломки. Так, блокировка руля приводит к необходимости буксировки на жесткой сцепке или путем погрузки, блокировка электрических цепей или рычага управления коробкой передач требует буксировки на гибкой сцепке, блокировка педалей допускает движение без демонтажа. Ввиду доступности буксировки на гибкой сцепке рекомендуется устанавливать охранные средства, блокирующие электрические цепи, рычаг управления коробкой передач и педали.
 

7. Типы технических средств охраны и их назначение

Средства охраны можно разделить на системы охранной сигнализации, которые сообщают автовладельцу о попытке угона с помощью сирены, по радиоканалу или иным способом; противоугонные системы и устройства, которые препятствуют угону, но не сообщают об этом владельцу; активные средства защиты,, оказывающие физическое воздействие на угонщика. К средствам охраны можно отнести радиопоисковые системы угнанных автомобилей, средства противодействия ограблению, средства защиты от сговора угонщика и установщика сигнализации, средства для охраны гаража.

Современная автомобильная сигнализация (далее: «сигнализация») представляет собой сложную электронную систему, предназначенную для охраны автомобиля и находящегося в нём имущества.

При попытке угона сигнализация должна выполнить две задачи:

  • сообщить владельцу о попытке угона;

  • задержать автомобиль на месте как можно дольше.

В состав такой сигнализации обычно входят:
 

  • брелок дистанционного управления сигнализацией (далее: «брелок»), находящийся у автовладельца;

  • электронный блок управления сигнализацией (далее: «блок»), находящийся в автомобиле;

  • датчики обнаружения попытки угона: контактные (концевые выключатели в дверях, под капотом и в багажнике), вибрационные («шок сенсор» — датчик «на удар» в салоне или под капотом), «объёмные» (ультразвуковые или микроволновые «обнаружители» движения), акустические (датчики «на разбивание стекла», открывание двери) и другие;

  • сирена;

  • пейджер;

  • устройства блокировки электрических цепей, препятствующие движению автомобиля, поставленного на охрану;

  • сервисные устройства (центральный замок и др);

  • другие устройства (антисканер, антиграббер, различного рода иммобилайзеры — «обездвиживатели» автомобиля).

Брелок представляет собой передатчик кодированных радиосигналов. При нажатии одной из кнопок брелка передатчик излучает в эфир кодированный радиосигнал, в котором зашифрована определённая команда. Этот сигнал принимается приемником, входящим в состав блока. Блок обрабатывает сигналы, поступающие с брелка и с датчиков, установленных в автомобиле. Блок «управляет» сигнализацией в соответствии с поступающими на него командами, например: ставит автомобиль на охрану (то есть включает датчики обнаружения, устройства блокировки двигателя и стартера, закрывает дверные электрозамки); снимает с охраны; включает сирену, габаритные огни и пейджер при покушении на автомобиль; глушит работающий двигатель в режиме «анти High Jack» или «Black Jack» и др.

Контактные датчики сигнализации срабатывают при открывании дверей, капота, багажника автомобиля. В качестве контактных датчиков обычно используются концевые выключатели (кнопки) освещения салона, имеющиеся в автомобиле.

Объёмные датчики для автомобилей используются в основном двух типов: микроволновые (радарные) и ультразвуковые. Микроволновые датчики имеют объёмную зону чувствительности в виде половины шара с датчиком, расположенным в его центре. Реагируют на перемещение человека внутри этой зоны. Имеют вид пластмассовой коробочки побольше спичечного коробка. Стёкла и неметаллические спинки кресел для них «прозрачны». Нечувствительны к температурным изменениям. Требуют установки в центре салона автомобиля на некотором удалении от металлических поверхностей (днища) автомобиля. Такие условия иногда трудно соблюсти. Известен случай, когда из автомобиля ВАЗ-2109 похитили аудиоколонки вместе с задней полкой, открыв заднюю (пятую) дверь. Сигнализация при этом не сработала. После осмотра выяснилось, что концевой выключатель, установленный для охраны задней двери давно сломан, а микроволновый датчик размещён в передней части салона и его зона чувствительности не захватывает заднюю часть салона.

Зона чувствительности ультразвуковых датчиков достаточно хорошо охватывает весь салон автомобиля. В зоне чувствительности датчики реагируют на перемещение любых тел и изменение размеров охраняемого пространства (например, перемещение человека, открывание окна или двери). Датчик имеет вид двух микрофончиков, установленных раздельно или в одном корпусе. Стёкла и спинки кресел для него «непрозрачны». При неправильной установке и настройке чувствительности может срабатывать при перегреве салона на солнце или при остывании печки зимой.

Объёмные датчики рекомендуется устанавливать по следующим причинам:
 

  • двери отечественных автомобилей можно открыть, не вызвав срабатывание сигнализации от дверных концевых выключателей освещения салона, к которым обычно подключается сигнализация;

  • дверные концевые выключатели на отечественных автомоби-лях достаточно часто перестают работать — окисляются сами либо отгнивает подходящий к ним провод;

  • проникнуть в салон автомобиля можно не открывая дверь, просто разбив или вынув стекло.

При установке объёмного датчика образуется перекрытие зон охраны, то есть салон автомобиля охраняется одновременно и дверными кнопками и объёмным датчиком.

Сирену рекомендуется устанавливать с автономным питанием — встроенным аккумулятором, который постоянно подзаряжается и позволяет сирене сигналить при обрыве её проводов или отключении штатного аккумулятора автомобиля. Дополнительная автономная сирена в салоне или багажнике явится неприятным сюрпризом для угонщика после уничтожения основной сирены. Сирена должна иметь ударопрочный корпус с защитой от несанкционированного вскрытия.

Автомобильный пейджер (дословный перевод — «вызыватель») предназначен для оповещения владельца о попытке покушения на автомобиль по радио. Состоит из радиопередатчика, установленного в автомобиле, и приёмника, находящегося у владельца и выдающего звуковой сигнал тревоги при срабатывании сигнализации. Радиус действия колеблется от нескольких метров до нескольких километров в зависимости от типа пейджера, способа установки, антенны, настройки и условий прохождения радиоволн. В городских условиях уверенный приём обычно осуществляется в радиусе 150 — 300 метров. Если вся система имеет автономное питание, то при отключении автомобильного аккумулятора сработает не только сирена, но и пейджер.

Система должна блокировать двигатель. Для воспрепятствования угону на глазах у владельца необходимо иметь возможность дистанционной блокировки двигателя с помощью брелка (функция называется «анти High Jack» — «против Большого Джека»).

Сигнализации могут иметь много сервисных функций, повышающих комфортность пользования автомобилем и некоторым образом способствующих его охране. Например: электромеханическое блокирование дверей при постановке на охрану и при включении зажигания, функция «поиск автомобиля» или «паника» (дистанционное включение сирены и габаритных огней автомобиля с помощью брелка для отпугивания угонщиков, грабителей и привлечения внимания окружающих), автоматическая постановка или перепостановка на охрану, автоматическое включение на некоторое время освещения салона и габаритных огней автомобиля после снятия его с охраны — для удобства водителя в ночное время.

Для отключения сигнализации угонщик может использовать сканер. Сканер это специальный передатчик, работающий на частоте брелка и перебирающий коды до тех пор, пока код сканера не совпадет с кодом брелка. При этом сигнализация, не имеющая антисканер, снимется с охраны. Для защиты от сканера приёмник, входящий в состав блока и принимающий радиосигналы от брелка, имеет антисканер. Антисканер, анализируя сигналы, поступающие на его вход с приемника блока, определяет, что из эфира поступают сигналы с разными кодами (признак работы сканера), и отключает приёмник на несколько секунд. Сканер работает с большой скоростью и успевает перебрать большое количество кодов, пока приёмник отключён. Таким образом, благодаря использованию антисканера подбор кода сигнализации становится практически неосуществимым.

С помощью граббера угонщик может принять и записать радио-сигнал, передаваемый брелком при снятии автомобиля с охраны. Граббер способен воспроизвести этот сигнал. При этом сигнализация, не имеющая антиграббер, снимется с охраны. Против граббирования (отключения сигнализации с помощью граббера) используется антиграббер. Антиграббер представляет собой устройства, входящие в состав сигнализации (брелка и блока). Антиграббер изменяет код радиосигнала, излучаемого брелком, после каждого нажатия на кнопку брелка. Предыдущий код стирается из памяти системы и не может быть использован для отключения сигнализации. Многие первые модели сигнализаций с антиграббером имели недостаточно совершенную систему изменения кода. Путём многократной записи сигналов, посылаемых брелком при нажатии кнопки, и дальнейшей компьютерной обработки этих сигналов можно было вычислить закон, по которому происходило изменение кода, и после этого отключить сигнализацию. Некоторые модели сигнализаций 1997 года практически не поддаются такому способу отключения, так как имеют очень сложную систему изменения кода (код «призрак») и очень большое число кодовых комбинаций.

Как правило, цена сигнализаций пропорциональна их качеству. Исключение составляют некоторые интенсивно рекламируемые типы сигнализаций, у которых цена завышена по сравнению с качеством и имеющимися функциями. В некоторых организациях, торгующих автомобилями, цена на установку сигнализаций значительно выше, чем в организациях, специализирующихся только на установке сигнализаций. В общем, если какая-то сигнализация давно существует на рынке и продолжает пользоваться спросом — значит, она наверняка хорошая; как минимум, удобна в пользовании и не ломается. В то же время способы нейтрализации широко распространённых систем сигнализаций хорошо знакомы угонщикам. Поэтому фирмы, производящие сигнализации, часто обновляют и усовершенствуют свои системы. Как следствие, их цена остаётся высокой.

По материалам

http://www.obochina.h1.ru/

Поделитесь ссылкой с друзьями

 

А еще Вы можете помочь работе сайта или отблагодарить нас за полезную информацию

один комментарий к статье: Как помешать угонщику

  • роман написал:

    про замок капота ничего не сказали. и практикую прятать реле под капот, а капот-то закрыт!

Панель отправки комментариев


Авторизоваться через социальные сети - это способ быстро оставить комментарий. Выберите вариант...