Как правильно пользоваться эквалайзером

07.12.2012 Такой не простой авто-звук  Нет комментариев Еще статьи в этом разделе

За последнюю неделю несколько раз пришлось наблюдать как «авто-меломаны» настраивают звук в своих автомобилях… Забавное зрелище, я Вам скажу. Человек весь погрузившись в разглядывание дисплея, монтирует кривую (а происходило это на аппаратах с графическим эквалайзером). Опускает один участок, поднимает другой по частотным диапазонам, разглядывает, опять что-то двигает, опять смотрит и наконец-то, удовлетворенный начинает слушать. Классно — говорит. Нравится…  Задаю вопрос: а почему ты вот этот участок задрал вверх? И почему вот здесь опустил вниз? Ну а как еще — отвечает. Так красивее.

А я бы, говорю, вот на этом участке приподнял немного, а вот здесь немного опустил. Судя по получившемуся звуку, именно здесь и необходимо подкорректировать… Так же будет некрасиво — отвечают мне. Какая-то ломаная линия получится… Ну что тут сказать? Наверное будет не так красиво на графике, но мы то график строим для звука, а не наоборот. Для того, что бы понять, что же происходит со звуком, когда мы пытаемся откорректировать его, пользуясь эквалайзером, сначала необходимо уяснить, что мы слышим и как мы слышим. Как это не удивительно, но динамики не воспроизводят музыку, если так можно выразиться, музыку воспроизводит наш мозг, восстанавливая ее из сложного сигнала, полученного от динамиков, сигнала, содержащего множество частотных составляющих. А вот параметры этих сигналов мы и меняем, задавая тембровую окраску получаемой в итоге картинки, картинки не в смысле графического изображения, а в смысле звуковых образов. Так за что же отвечают определенные участки диапазона?

 

Мы будем обсуждать различные спектральные составляющие звука – что они делают для самого звука, и как мы это воспринимаем. Почему иногда звук бывает резким или грязным? Почему мы иногда не можем разобрать текст песни? Я постараюсь дать ответы на эти вопросы и, вообще, внести хоть немного ясности в мистический мир эквалайзеров, правда пользуясь для этого материалом уже опубликованным в интернете, но который Вы вряд ли нашли сами, потому что для этого нужно знать, что искать, а судя по моим наблюдениям, многие не понимают даже сути устройства под названием эквалайзер, что впрочем естественно — мы не можем знать все…

И естественно возможность такой коррекции есть только на аппаратах со встроенными эквалайзерами и в данном случае наверное, чем больше полос, тем большую коррекцию мы можем произвести. Если же Ваш аппарат имеет всего 2 — 3 полосы регулировки, то и возможностей у вас почти никаких. Однако понимание сути происходящих явлений при попытках настроить звук в своем автомобиле лишним не будет.

Вокал.

Грубо говоря, спектр голоса можно разделить на три основных полосы, соответствующих главным речевым компонентам – основе, гласным и согласным.

Область голосовой основы расположена на довольно ограниченном участке спектра – приблизительно между 125 и 250 герцами. Основа позволяет нам определить – кто именно говорит, и поэтому, правильная передача её является неотъемлемой часть качественного звука.

Проводящие наибольшую голосовую энергию гласные занимают полосу 350 до 2000 герц. Согласные же, расположенные на участке от 1500 до 4000 герц, обладают небольшой энергией, но зато являются основной составляющей разборчивости голоса.

К примеру, на участок от 63 до 500 герц приходится около 60% всей энергии голоса, но он всего лишь на 5 % влияет на разборчивость. Область 500 – 1000 герц обеспечивает 35% разборчивости, в то время как на диапазон от 1 до 8 килогерц приходится 5% от энергии и 60% от разборчивости.

Уменьшив уровень составляющих низкочастотной части спектра и увеличив уровень в диапазоне от 1 до 5 килогерц можно существенно увеличить разборчивость и ясность голоса. Вот несколько возможных последствий грубого тембрового вмешательства в звук:

поднятие АЧХ на участке 100 – 250 герц делает вокал гулким;

вырезание участка 150 – 500 герц порождает пустоту, неосновательность;

уменьшение уровня на участке от 500 до 1000 герц влечёт за собой излишнюю жёсткость;

поднятие части спектра около 3 килогерц несёт жесткую металлическую гнусавость;

уменьшение усиления в полосе от 2 до 5 килогерц приводит к общему снижению разборчивости, делает звук безжизненным;

поднятие участка от 4 до 10 килогерц приводит к свистам и появлению “звукового песка”.

 

80 – 125 герц Придание чувственности певцам, поющим в басовом регистре.

160 – 250 герц Звуковая основа.

315 – 500 герц Очень важно для качественного звука.

630 – 1000 герц Важно для естественного звучания. Чрезмерное поднятие приводит к получению “телефонного звука”.

1250 – 4000 герц Артикуляция вокала, манера исполнителя.

5000 – 8000 герц Очень важно для разборчивости.

1250 – 8000 герц Придают чистоту и ясность.

5000 – 16000 герц Чрезмерное усиление приводит к сыпучему, свистящему звуку.

Слишком сильное увеличение уровня на участке 200 – 400 герц приводит к маскировке согласных, таких как “м”, “б”, “в”. Слишком сильное увеличение уровня в диапазоне 1000 – 4000 герц приводит к быстрому утомлению слуха.

Инструменты.

Прозрачность звука многих инструментов может быть существенно увеличена путём подчёркивания их гармоник. Наше ухо их слышит даже в самых низких звуках с, казалось бы, узким спектром. Барабаны – это один из таких инструментов, яркость звука которых можно существенно повысить путём простого уменьшения усиления в нижней части спектра, подчёркивая тем самым существующие в звуке гармоники. Вот несколько мыслей по поводу того, что именно некоторые из частот делают со звуком и что при этом чувствуют наши уши.

31 – 50 герц Дают музыке мощность и энергию. При чрезмерном их подчёркивании звук может помутнеть, стать тусклым. Так же маскируют некоторые гармонические компоненты.

80 – 125 герц При чрезмерном поднятии их возникает “бум-эффект”

160 – 250 герц Обычная проблема большинства миксов. Избыток лишает фонограмму мощности, но они, всё же, необходимы для “теплого” звучания фонограммы. 160 герц, по моему мнению – самая раздражающая частота. Здесь же расположена звуковая основа бас-гитары и других бас-инструментов

300 – 500 герц Здесь расположена звуковая основа струнных и перкуссионных инструментов.

400 – 1000 герц Основа и гармоники струнных, клавишных и перкуссии. Здесь, вероятно, самая важная область, отвечающая за естественность звучания – здесь расположен именно “голос” инструмента. Избыток приводит к “трубоподобности” звучания.

800 – 4000 герц Здесь самая подходящая область, что бы выделить инструмент или слегка “подогреть” его звучание. Избыток приводит к быстрому ауральному утомлению.

1000 – 20000 герц Избыток приводит к заметному “истончению” звука.

4000 – 10000 герц Область разборчивости перкусии, тарелок, малого барабана.

5000 герц Отвечает за прозрачность. Избыток привносит некоторую “отдалённость” звучания.

8000 – 20000 герц Очень часто именно с ней ассоциируется понятие “качества записи” или микса. Именно здесь лежит источник “глубины” микса и чистоты его “атмосферы”. Избыток приводит к пронзительному и ломкому звучанию.

Частотные диапазоны.

Покрывающий полторы октавы – от 80 до 250 герц, этот диапазон частот определяет “жирность”, “наполненность” звука. В то время, как частоты около 50 герц влияют на слитное звучание бас-гитары и большого барабана, гитара при этом будет звучать плотно и “жирно”, не вызывая эффекта “загрязнения” звука. Уменьшение уровня частот в районе 100 герц вызовет различие между звуком гитары и бас-гитары и, как следствие, раздельное звучание их партий. Низшая частота основы гитарного звука расположена около 80 герц.

Для вокала частоты в районе 200 герц определяют полноту и насыщенность его звучания. Уровень частот этого диапазона может быть уменьшен для увеличения разборчивости вокальной партии. Тем не менее, если были сделаны изменения в АЧХ тракта вокала в более высокочастотном диапазоне, повлёкшие за собой потерю основательности звучания и появления эффекта “тонкого” звука, некоторое увеличение усиления на 200 герцах поможет восстановить полноту звучания. Если при обработке звука инструментов усиление на 100 герцах было уменьшено для того, что бы избежать появления скомканного звучания (некоторые ноты находятся на пределе слышимости, в то время как остальные сливаются в непонятный шум), некоторое увеличение уровня на 200 герцах позволяет скомпенсировать это и вернуть звуку основательность. Гитара и бас-гитара обладают почти одинаковой энергией на частоте своей звуковой основы и её второй гармоники, и в связи с этим очень часто их звуки сливается и партии становятся трудноразличимыми. В этом случае уменшение усиления на 100 герцах и небольшое увеличение на 200 позволяет вернуть нотную разборчивость.

Поделитесь ссылкой с друзьями

 

А еще Вы можете помочь работе сайта или отблагодарить нас за полезную информацию

Панель отправки комментариев


Авторизоваться через социальные сети - это способ быстро оставить комментарий. Выберите вариант...