Навыки работы с параметрическим эквалайзером

05.02.2013 Такой не простой авто-звук  Нет комментариев Еще статьи в этом разделе

На головных устройствах многих производителей, как правило это аппараты среднего ценового диапазона и выше, часто применяются параметрические эквалайзеры. Что они из себя представляют — уже не раз нами освещалось, но недопонимание алгоритмов работы с ним у пользователей остается. Попробуем более подробно рассказать о работе с таким эквалайзером.


Итак: что мы имеем… Непонятное меню, непонятные надписи и еще более непонятные цифры. Для понимания процессов происходящих с выходным сигналом представим себе весь слышимый нами диапазон частот, а принято считать, что человеческое ухо способно воспринимать частоты от 20 герц (20 колебаний в секунду) до 20 килогерц (20000 герц или колебаний в секунду), в виде отрезка прямой линии, лежащего перед нами на плоскости слева на право. Все, что находится ниже этого диапазона или слева, если смотреть на график — есть инфразвук, все что выше или справа на графике — ультразвук.

Так вот этот отрезок и есть весь слышимый нами диапазон. Слева находится участок низких частот, справа — высоких частот, посередине естественно средние частоты. Что мы имеем в случае бюджетных головных устройств и настроек, предлагаемых в них. Как правило это регулировка низких частот и высоких, ну иногда еще и средних.

Но как понять, на каких именно частотах происходит коррекция сигнала, когда мы пользуемся таким темброблоком или эквалайзером? Да никак, регулируемая полоса жестко забита производителем и понять, что же мы изменяем можно только с применением специального оборудования, иногда его называют АЧХ-метром.

Опять непонятное слово, вернее абревиатура. АЧХ — это Амплитудно Частотная Характеристика, то есть характеристика, отражающая уровень или амплитуду сигнала на всем участке слышимого нами диапазона. Идеальной АЧХ принято считать прямую линию, то есть на любом отрезке нашей прямой, на любом участке и на любой частоте — уровни сигнала или амплитуда — одинаковы… Но это идеальная АЧХ, можем смело сказать, что добиться такой АЧХ практически нереально. Более того, наверное и не надо.

Измерительная техника не имеет эмоций в отличие от человеческого мозга. И если для измерительного микрофона АЧХ — это прямая линия, то для человеческого уха в этом случае частенько, а практически всегда, область высоких частот кажется слишком явно выделена и неприятно режет слух. А область низких частот — кажется вялой и не внятной.Видимо это связано с особенностями нашего восприятия конкретных частот.

А есть еще предпочтения, кому-то нравится сигнал с выделенными верхними частотами, у кого-то в связи с возрастными изменениями слышимость в области высоких частот понижена и человек непроизвольно пытается компенсировать это приподнимая амплитуду в области высоких частот и тд. и т.п.
Поэтому люди утверждающие, что музыку в автомобиле надо слушать с носителя в таком виде, как это записано, не применяя никаких эквалайзеров, честно говоря лукавят. Практически это невозможно и связано это не только с особенностями слуха каждого конкретного человека но и с применением в каждом конкретном случае разных комлектов акустики, разной размерности, разной способности отыгрывать тот или иной диапазон, недостатками того или иного применяемого материала в диффузорах динамиков.

Недаром производители акустики до сих пор продолжают эксперименты с применяемыми материалами и конструкцией магнитных систем. Идеала здесь нет, и вряд ли он когда-нибудь будет достигнут. Эксперименты будут продолжаться вечно еще и потому, что современная конструкция динамиков это в принципе ущербная конструкция с мизерным КПД, но другой пока нет. А есть еще особенности салона каждого конкретного автомобиля, разная степень шумоизоляции или полное ее отсутствие.

А еще финансовые возможности. Кто-то приобретает акустику ориентируясь на характеристики. А кто-то на свой карман. Кто-то устанавливает разнесенку, а кого-то и коаксиалы устраивают. Но и в том и другом случае установив «музыку» в автомобиль и послушав, любой автовладелец почти непроизвольно ищет в головном устройстве кнопки темброблока или эквалайзера, значит не совсем нравится ему то, что получилось….
Отвлеклись… Так вот параметрический эквалайзер позволяет не только самому пользователю выбирать центральную частоту на каждом из участков диапазона, а как правило в магнитолах с таким эквалайзером к регулировке доступны три под-диапазона, низких частот, средних и высоких, не только регулировать уровень или амплитуду сигнала на выбранном участке, но еще и регулировать ширину участка, на котором хочется произвести коррекцию. И имея эти три параметра: амплитуда, центральная частота и ширина (иногда этот параметр называется добротностью) можно производить коорекцию получаемого на выходе звука до неузнаваемости.

Поэтому пользоваться эквалайзером нужно продуманно, задача здесь одна — получить максимально правдоподобный звук, избавившись при этом от каких-то проблем, задавив немного сигнал на участках, приводящих к искажениям и приподняв на участках, с Вашей точки зрения звучащих не корректно…

Теперь подробнее. Надо понимать, что если глядя на наш виртуальный график, то есть отрезок прямой, лежащий перед нами, мы увеличиваем уровень сигнала, то мы формируем горб, если представить это визуально. Уменьшая уровень мы формируем впадину. И надо еще понимать, что создавая такой горб или впадину, мы максимальную коррекцию производим на частоте, которая является центральной.

То есть на частоте, выбранной нами как центральная, будет максимальное изменение уровня сигнала — вершина горба или впадины. Но надо понимать еще одно, изменяя уровень сигнала мы изменяем его и на участках за пределами нашей центральной частоты, но уже в меньшей степени, чем дальше от центра вниз по диапазону или влево по графику и чем выше по диапазону или вправо по графику, тем меньше влияние настройки. А вот насколько далеко от центра распространяется влияние настройки — это и есть ширина или добротность нашего регулируемого участка.

И вот теперь наверное понятно, что обнаружив искажения на низких частотах, ну не отыгрывает акустика этот участок, мы оперируя шириной и изменением центральной частоты, можем прекрасно вычислить проблемный участок и задавив его уровень по отношению к соседним, избавиться от искажений. Точно так же, обнаружив, что наша акустика не справляется в диапазоне средних частот с голосом, вялый он и невнятный, а правильная передача всех составляющих композиции или песни есть не что иное как тональный балланс, мы можем, выделив не внятный с нашей точки зрения диапазон, и максимально расширив его, придать допустим голосу бархатистось и мягкость. Здесь надо понимать еще одно.

Есть такое понятие — гармоники. Так вот гармоники любого инструмента, у которого есть основной диапазон, а так же и голоса, всегда присутствуют практически во всем слышимом диапазоне. Именно они и придают правильную окраску, правильный тембр, это и есть тональный балланс. Сильно задавив сигнал в каком-то из поддиапазонов, казалось бы не имеющем никакого отношения к частоте, на которой расположена основная частота этого инструмента, мы лишим его правдоподобия, создадим возможно эффект трансляционной точки на кухне, вроде та же музыка, но какая-то неправильная, безжизненная…

Параметрический зквалайзер — это прекрасный инструмент, но как и любой инструмент, он требует навыков и умения им пользоваться. Надеемся теперь Вам будет легче работать с ним…

Еще об эквалайзере  здесь.

Пример и объяснение настроек в  видео-ролике.

Поделитесь ссылкой с друзьями

 

А еще Вы можете помочь работе сайта или отблагодарить нас за полезную информацию

Панель отправки комментариев


Авторизоваться через социальные сети - это способ быстро оставить комментарий. Выберите вариант...