Тыловые АС — когда они нужны?

27.10.2012 Такой не простой авто-звук  6 Комментариев Еще статьи в этом разделе

Вспомним, что всего лишь 10 лет назад наличие в автомобиле тыловых акустических систем, состоящих из большеразмерных коаксиальных динамиков, говорило о весомых аудиофильских пристрастиях ее владельца. А что же сегодня, когда из огромного количества моделей АС на прилавках магазинов выбрать становится трудней, чем раньше достать «по блату»? К тому же, если раньше тыловые динамики использовались для добавления уровня баса в общую звуковую картину, то сегодня с этой задачей намного проще и лучше справляется отдельный канал сабвуфера.

Приоритеты явно поменялись и, как следствие, поменялась сама концепция тылового звука. О том, что сегодня подразумевается под тыловыми каналами, какие динамики используются для их организации, мы беседовали с Виталием Рабботом.

Для начала необходимо уточнить, что установку тыловых громкоговорителей без фронтальных можно смело назвать неприемлемым для любого варианта озвучивания салона. Этот тезис очень хорошо воспримут те, кто хоть раз ездил в качестве пассажира на заднем сиденье в автомобиле, где стоят только тыловые динамики. В тот момент, когда водитель делает звук погромче (ему ведь действительно их плохо слышно), задние пассажиры просто глохнут, испытывая сильный дискомфорт. Поэтому в дальнейшем обсуждении темы мы будем подразумевать обязательное наличие фронтальных акустических систем.

Нужны ли тыловые динамики?
По большому счету, при установке высококачественных фронтальных акустических систем наличие тылового канала становится необязательным. Это подтвердила и практика. Например, во многих автомобилях, победителях автозвуковых соревнований по качеству звучания (sound quality), тыловые каналы не используются. За расширение звукового спектра в НЧ-область в таких аудиосистемах отвечает сабвуфер, и при правильном согласовании его с фронтальными громкоговорителями мы получаем отлично сбалансированное звучание в полном диапазоне частот с четкой фронтальной звуковой сценой.

Другими словами, те деньги, что вы собирались потратить на тыловые АС, лучше вложить во фронтальные компоненты более высокого качества. Речь идет об обычной музыкальной системе для водителя или водителя и пассажира. Даже если использование сабвуфера не предусматривается (либо временно, либо в принципе), без тыловых АС вполне можно обойтись, используя на фронте достаточно басовитые АС. 

Однако есть ряд ситуаций, где назначение тыловых динамиков может поменяться.

Роли тыловых динамиков.

Называть тыловые акустические системы атавизмом все же не стоит. Во-первых, у данных систем осталось немало поклонников, во-вторых, при грамотном включении они совершенно не мешают звуковой сцене и даже дополняют ее, а в-третьих, существует ряд моментов, где без них просто не обойтись.На современном этапе инсталляторы выделяют несколько вариантов использования тыловых динамиков. Давайте рассмотрим их подробнее.

Звук вокруг.
Суть установки в равном звучании как фронтальных, так и тыловых акустических систем. Заметим, что этот тип озвучивания салона с каждым годом применяется все реже. Обычно к нему прибегают те, кто в силу привычки не может перестроиться на системы более высокого качества или прельщается простотой установки в заднюю полку.

Говорить о хорошем звучании этих систем не приходится, поэтому для них, как правило, используют недорогие коаксиальные динамики большого типоразмера, подключаемые к усилителю головного устройства. В данном варианте озвучивания акустические системы устанавливаются как в заднюю полку, так и в задние двери. Очень важно, чтобы применяемые динамики обладали высокой чувствительностью, в противном случае для получения хорошего звукового давления вам понадобится еще и внешний усилитель.

Sound Board, или Звуковые панели.
Этот вариант установки — самый популярный у поклонников клубной музыки. Суть концепции — в получении мощного окружающего звучания, такого же, как и на танцплощадке, а принцип установки: чем больше динамиков, тем лучше. В данном варианте к построению тыловых каналов относятся не менее тщательно, чем к формированию фронтального звука.

Обычно в качестве тыловых динамиков применяются двух — или трехполосные компонентные системы, способные развивать высокое звуковое давление. Их размещают на специально подготовленной жесткой панели (отсюда и название), устанавливаемой вместо задней полки, при этом динамики работают на весь объем багажника (free air) в широкополосном режиме. Для раскачки таких акустических систем применяется мощный внешний усилитель, а воспроизведение баса не уступает по мощности сабвуферному каналу (а иногда и заменяет сабвуфер, хотя все же лучше использовать и саб, и sound board). В итоге получается танцпол на колесах.

Озвучивание мест задних пассажиров.
Следующий вариант применений тыловых динамиков в автомобиле — забота о задних пассажирах. Эта установка имеет свою специфику. В таких системах для комфортного звучания динамики желательно устанавливить не в заднюю полку, а по аналогии с передними пассажирами — в заднюю дверь. В этом случае звуковая картина будет строиться, как и на фронте — спереди. При грамотном согласовании уровней, работа установленных таким образом тыловых каналов практически не влияет на построение фронтальной звуковой сцены. В подобных системах применяются как компонентные, так и коаксиальные типы динамиков. Все зависит от требуемого качества звука и финансовых возможностей владельца автомобиля.

Тыловой канал как диффузная составляющая звуковой картины.
Данный способ построения тылового канала имеет большое число сторонников, поскольку позволяет получить весьма интересный эффект звучания фронтальных АС. Суть концепции состоит вот в чем. Когда вы сидите в концертном зале, то помимо прямого звука со стороны сцены слышите и отраженный от различных препятствий звук (стены, потолок и другие предметы), так называемую диффузную составляющую звукового поля. И хотя интенсивность диффузного поля ничтожно мала по сравнению с прямым звуком, именно ее наличие позволяет создавать реальную акустическую атмосферу зала.

Поскольку в диффузном поле отсутствуют ВЧ- и НЧ-составляющие, то в качестве тыловых динамиков применяются небольшие и не очень мощные, но особо качественные широкополосные или СЧ-динамики типоразмера 3,5-5,5 дюймов с эффективным диапазоном частот от 300 до 8000 Гц. Подавать на такие динамики широкополосный сигнал нецелесообразно. Предварительно его надо ограничить полосовым фильтром первого, максимум, второго порядка. Получить лучшее звучание от тыловых динамиков можно, включив их по схеме Хаффлера, которая позволяет использовать в тыловом канале только один динамик. Эффект тот же, что и от двух, а экономии больше.

Многоканальные системы.
Если в предыдущих вариантах установки тыловых каналов есть свои сторонники и противники, то в форматах многоканального звука «Dolby Digital» и DTS тыл является частью концепции построения и его наличие обсуждению не подлежит. Как показала практика, при монтаже многоканальных систем следует руководствоваться теми же принципами, что и в домашней технике. Для построения тылового канала необходимо использовать динамики с максимально широким диапазоном частот (звук в этих системах изначально прописан в диапазоне от 20 до 20 000 Гц).

Устанавливать динамики желательно как можно выше — например, во внедорожниках их устанавливают вверху задних арок. Предпочтение отдается высококачественным коаксиальным динамикам, но иногда из-за конструктивных особенностей автомобиля используют и компонентные. При этом разнесение ВЧ- и НЧ/СЧ-компонентов относительно друг друга желательно сделать минимальным.

Сопряжение с каналом сабвуфера.
Как показывает переписка с нашими читателями, основной вопрос при установке тыловых динамиков совместно с каналом сабвуфера в общих чертах звучит так: необходимо ли устанавливать тыловые динамики в корпус, чтобы их звучание не модулировалось звуком сабвуфера?

Теоретически — да, но на практике реальный сабвуфер не в состоянии раскачать воздух объема багажника автомобиля настолько, чтобы сильно влиять на жесткий подвес тылового динамика пусть даже небольшого типоразмера. При этом, если рабочий диапазон частот тыловых динамиков ограничен снизу частотой 150 Гц, то наложения звуковых волн (редко какой сабвуфер играет выше этой частоты) не происходит — проблемы с согласованием в данных системах не существует.

Другое дело, если вы включаете тыловые динамики без ограничения полосы частот снизу. В этом случае их желательно поместить в акустический экран. Правда, следует помнить, что подавляющее большинство автомобильных АС рассчитаны на работу в бесконечном акустическом экране (free air) и ограничение объема может весьма негативно сказаться на качестве их звучания. 

Как показывает практика, основные проблемы при использовании колпаков с динамиками free air возникают в диапазоне от 150 до 350 Гц и выражаются как неприятное «бубнение» с сильно окрашенным тембром этого частотного диапазона. В такой ситуации следует основательно подойти к подбору АС; достаточно вспомнить, что на наших тестах не так уж редко встречаются АС, оптимизированные как раз для малых объемов акустического оформления.

Как установить и как направить динамики тылового канала.
Правила установки тыловых динамиков ничем не отличаются от установки фронтальных. Первое — максимальная жесткость монтажной поверхности. Для этого штатную заднюю полку необходимо усилить более жесткими и прочными материалами, например, толстым листом фанеры или MDF. Максимально просто это сделать в автомобилях с типом кузова седан, сложнее — с кузовом хэтчбек.

Второе — избегать акустического замыкания. Для этого надо закрыть все технологические щели между объемом багажника и салона. Третье — не создавать «акустических ям». То есть, если динамик прикручен к металлическому основанию задней полки, то декоративную накладку нельзя ставить выше его основания, иначе в получившемся пространстве будет гаситься большая часть звукового давления, а характер звука приобретет неприятную окрашенность.

Направленность динамиков, работающих в качестве подзвучки на отражение, учитывать не надо, более того — воспроизведение высоких частот желательно вообще ограничить фильтром ВЧ первого порядка с частотой среза 7-8 кГц. Подключать тыловые динамики лучше через отдельный усилитель, пусть менее мощный, чем работающий на фронтальные АС, но внешний.

Если для этой цели используется отдельный 2-канальный усилитель, то его зачастую берут из самой младшей линейки. В качестве компромиссного варианта подойдет и подключение тыловых АС к встроенному в головное устройство усилителю, тогда как фронт может работать от внешнего, однако в подобных случаях очень часто возникает проблема согласования уровней.

Вывод.
Из всего вышесказанного главный вывод такой: тыловые динамики могут и не понадобиться, но если они все-таки нужны, то к их подбору и установке следует подходить не менее тщательно, чем к фронтальным АС. Заметим «под занавес», что затронутая нами тема далеко еще не исчерпана — все большее распространение систем «мобильного кинотеатра» наверняка вдохнет в нее вторую жизнь.

Поделитесь ссылкой с друзьями

 

А еще Вы можете помочь работе сайта или отблагодарить нас за полезную информацию

6 комментариев к статье: Тыловые АС — когда они нужны?

  • autobrand autobrand написал:

    Ох уж эти задние пассажиры. Поверьте мне как пассажиру — когда в уши играют динамики да ещё многополосные да ещё и сзади… ехать так отвратительно… Так что забота о задних пассажирах методом увеличения количества динамиков, играющим полный спектр правого и левого каналов создаёт для всех очень не комфотртное звучание и является тупиковой ветвью эволюции автозвука в плане повышения комфортности звучания. Звук над панелью перед водителем более комфортный для всех. При применении выигрывателей музыки Pioneer с функцией (прямой привод сабвуфера) могу предложить вариант динамиков в заднюю полку.С другими аппаратами(без прямого привода сабвуфера) такой вариант то же предпочтительнее,так как больше баса,чем с полки, а середина и верх достаточно сильно рассеиваются под закрытой полкой и почти не мешают формированию сцены. При отсутствии пионера можно применить недорогой усилитель с ФНЧ. На природе можно отключать, в повседневном случае — использовать как сабик.И самое главное — при продаже или другой крайней необходимости демонтируется за …20 секунд, если будущий хозяин пожалеет на эту красоту 200 уе.На природе даже от магнитолы озвучивание поляны… друзья будут вам очень благодарны.Практикую такой метод. Перед поездкой на природу подъезжаете ко мне, быстренько устанавливаем,подключаем… Оставляем залог (200). По возвращении отдаю залог за минусом 5 уе в сутки. В 9 случаях из 10 за залогом никто не возвращается.

    • Андрей С.С. написал:

      Цитата:

      Получить лучшее звучание от тыловых динамиков можно, включив их по схеме Хаффлера

      Не первый раз читаю и слышу об этом способе подключения тыловых динамиков. А можно ли выложить фото вариантов установки таких динамиков, не подключения — это уже понятно, а именно фото того, как это может выглядеть в автомобиле?

  • autobrand autobrand написал:
    Пули, летающие по салону, разные звуки за спиной… Это врят ли повысит безопасность водителя. Но выход есть. 
    К сожалению ни кто не учитывает тот фактор,что человек усиливает внимание в зону, откуда слышит прямой звуковой сигнал. Если нет сигнала, отражённого от задней стенки помещения, которое человек выделяет за счёт ресурсов слуха и вычитает из прямого звукового сигнала основного сигнала, то подсознательно человек контролирует и пространство за спиной, что на трассе и в сложных условиях вождения очень полезно. В автомобильной пробке, если создать искусственную реверберацию и подать на задние колонки, то человек будет меньше нервничать, так как звуковая атмосфера салона будет соответствовать звучанию в пространстве гораздо большем, чем размеры автомобиля.
  • autobrand autobrand написал:
    Впрочем, даже на обычной стереосистеме в машине, если слушать гитарную музыку ( video.mail.ru/list/nadyalisa/5070/5087.html ) , записанную на концерте, то можно значительно снизить негативное влияние пробок на сердце. probudites.ru/raznoe27.html
    4Х50 в одной посуде да ещё со всех сторон через многополосники не только уничтожат полезные свойства музыки, но и создадут предпосылки для того чтобы вас раздражало всё, что мешает быстро ехать.
  • autobrand autobrand написал:
    Типичное зимнее замечание. Посмотрим что ты по весне запоёшь,когда 
    Пришла весна
    Запели птички
    Набухли почки
    И яички.
    музыку в машине можно не слушать,но слушают все. Я лишь пытаюсь этому процессу придать какую то логичность и физиологичность.

Панель отправки комментариев


Авторизоваться через социальные сети - это способ быстро оставить комментарий. Выберите вариант...