Установка сигнализации — как это происходит…

17.11.2013 Ответы на вопросы  Нет комментариев Еще статьи в этом разделе

Итак, в работу поступил автомобиль. Задача — установка сигнализации с автозапуском двигателя. Поэтапно все работы на автомобиле выглядят примерно так:

1.Протестировать  электрооборудование  автомобиля,  с целью поиска подводных камней в виде  допустим, автоматически включающегося при запуске двигателя, света фар и не выключающегося до открывания дверей. Или такой же проблемы с магнитолой. Забыли ее выключить, потому что производитель заложил умную опцию — выключил зажигание, а магнитола работает, а вот при открывании дверей выключается. 

И никто не задумывается, что в режиме автозапуска она включится и хорошо, если автомобиль умный и выключит ее после какого-то периода, а если нет? Будет работать всю ночь?

Или не замыкающегося на штатную блокировку лючка бензобака. Или не защелкивающегося на штатный противоугон  руля после глушения двигателя, пока, опять же, не откроешь двери.  И т.д. и т.п.

Многие комфортные для пользователя «фишки» автомобиля, очень неудобны установщикам охранной системы, но интересны, если установщики ответственны и честны. Все эти «фишки» придется обманывать и иногда приходится серьезно поломать голову, что бы придумать,  как это сделать. Не профессионально после установки охранной системы показывать клиенту работу охранки и при этом виновато разводить руками, уж извините, у Вас, в режиме прогрева двигателя, фары будут гореть ближним светом в окна ваших соседей, ну уж такой у Вас автомобиль… Или, автомобиль у Вас будет прогреваться, но извините, при этом он будет двери открывать,  и руль останется незамкнутым… И соответственно, возможностей охранной системы должно хватать для реализации всех этих «обманок», не каждой системе это по зубам.

 

2. Следующий этап тестирования — это проверка возможностей CAN шины на этом конкретном автомобиле. Наличие каких-то опций очень сильно зависит от комплектации автомобиля. Что есть в шине, какие статусы штатного оборудования читаются, какие не читаются и, следовательно, требуются установка каких — то датчиков дополнительно.  Допустим датчиков капота, дверей  или багажника, датчика температуры двигателя….  Информация о включенном зажигании, контроль работы двигателя, педали тормоза, ручного тормоза…, есть ли это в шине или придется подключаться напрямую. Только выяснив все это можно продумывать компоновку системы.

А так же проверка возможностей шины по управлению устройствами этого автомобиля, такими как: центральный замок, привод открывания и закрывания багажника, подъем стекол дверей при постановке на охрану (функция комфорт) и т.д. и т.п. И ведь даже функцию комфорт иногда можно запустить без установки дополнительного модуля, если хорошо знать электрооборудование автомобиля.

А ведь в некоторых современных автомобилях без контроллера CAN  шины вообще делать нечего,  потому что иначе, чем варварством установку охранки по аналогу и назвать нельзя. И дело даже не в том, сумеет ли установщик управлять системами автомобиля напрямую, хватит ли его квалификации, разобраться с алгоритмами управления. Но может получиться и так, что в руках установщика все работало, а у хозяина автомобиля перестало. А причина-то в том, что после какого-то периода стоянки автомобиль засыпает и не позволяет им управлять, и соответственно такая конфигурация  будет некорректной и не правильной. А в какое количество проводов придется врезаться напрямую, при этом безбожно исковеркав все алгоритмы работы умной электроники автомобиля…

Только узнав все работающие опции в шине можно продумывать компоновку пучков с учетом аналоговых подключений, то есть подключений,  осуществляемых прямым подключением проводов к исполнительным устройствам автомобиля. И если подключения будут аналоговыми то,  как сконфигурировать их, с учетом того, что производители закладывают разные алгоритмы управления устройствами. Где-то управление минусовое, где-то плюсовое, а где-то даже организовано управление на разнице сопротивлений входного каскада.

Сюда же входит изучение проводки жизненно важных цепей автомобиля, ведь именно в эти цепи придется закладывать возможности охранной системы противостоять угону автомобиля. Именно в эти цепи придется встраивать блокировочные реле, и монтаж должен быть максимально надежен и максимально скрыт. А так же изучение силовых цепей замка зажигания, ведь их, эти цепи придется реализовывать,  используя возможности сигнализации. И если на простых автомобилях достаточно подать питание на пару проводов для запуска двигателя, то на других придется имитировать несколько цепей зажигания и несколько цепей аксессуаров, без правильного алгоритма работы этих цепей, автомобиль  может не завестись или заведясь,  не включить отопление салона, или все-таки завестись, и даже начать обогревать салон, но в аварийном режиме, так как какой-то модуль автомобиля не задействовался в процессе запуска двигателя, о чем соответственно мгновенно появится сообщение от системы управления двигателем в виде кода ошибки…  А это  может потребовать установки нескольких дополнительных реле, если встроенных в системный блок сигнализации силовых цепей недостаточно. Как часто установщики жгут мозги сигнализаций, только потому, что поленились,  или не подумали, что нагрузка в управляемых цепях автомобиля гораздо больше, чем рекомендованное потребление выходного каскада сигнализации. И требуется установка дополнительного реле с возможностью коммутировать большие токи…. Однако устанавливают, ведь написано в инструкции – провода стартера, значит туда и врезаемся….  А то, что сечение провода просто не способно пропустить требуемый ток, об этом никто не думает. А то, что встроенное реле сигнализации, и об этом написано в инструкции, имеет контакты с пропускной способностью – 6 Ампер, а потребление стартером при запуске может достигать и больших значений, об этом кто-то подумал?  И приезжают клиенты с выгоревшими дотла силовыми колодками блока сигнализации. Год работала система нормально, а потом отказала…. А установщикам претензии предъявлять поздно, гарантийный срок в один год система выходила. Какие же к ним претензии….

А ведь достаточно часто встречаются автомобили, оснащенные мощной операционной системой, на которых даже снимать клемму АКБ и то опасно. Операционка может просто отказать и потребуется перепрошивка. И приходится производить монтаж «наживую», не отключая питание, что само по себе требует осторожности и ответственности.

 

3. Самое сложное — продумать место установки самой охранной системы, ее мозгов, с учетом того, что она не должна быть легкодоступна, в идеале ее вообще необходимо установить так, что бы даже частичная разборка панели и монтажных блоков штатного оборудования, тем не менее,  не позволяла бы вычислить местонахождение системного блока. Ведь это сердце охранной системы. Уж не говоря о том, что предохранители пучка проводов охранной системы,  а так же блок обхода иммобилайзера и блокировочные реле, если они устанавливаются, вообще должны быть установлены максимально скрытно.

Уж лучше в случае ремонта потратить час на замену предохранителя, чем лишиться автомобиля. И место установки всех блоков охранной системы, если таковые имеются должно быть, если так можно выразиться, максимально приближенным к штатной компоновке блоков автомобиля. Пучки охранной системы должны  повторять геометрию штатной проводки и быть неотличимы от нее. Расположение их и трассировка не должны выглядеть инородно.

И в то же время, какие-то блоки системы, как допустим, модуль GSM связи, или антенны (GSM, GPS, RF) должны быть установлены в месте, доступном для прохождения радиоволн, то есть не экранироваться элементами кузова автомобиля или его силового каркаса. Причина понятна — это связь владельца с его автомобилем и она должна быть на высоте, иначе, зачем весь этот богатый сервис, если все это плохо работает. Моменты, почти взаимоисключающие друг друга. Но их можно и нужно решать…

Совершенно неприемлема но, к сожалению, это почти является нормой для установочных центров, установка всех блоков охранной системы где-то в легкодоступном месте «в куче» (под ковриком, как вариант) или под любым  легко съемным элементом интерьера автомобиля.

Как говорят профессионалы, при монтаже хорошей охранной системы, 1 час уходит на тестирование автомобиля и потом еще 5 часов  на продумывание компоновки блоков и пучков проводов системы, схем подключений по аналогу, если они требуются, разрисовки алгоритмов работы…

Простой пример, установка датчика удара, есть такой в комплектациях систем бюджетного уровня. Ну, кто решил, что установка этого датчика на двухсторонний скотч является правильным. Да еще и на какой-то пластиковый кожух панели. Ну, разве он может при таком монтаже правильно работать. А как же регулировка, спросите Вы, ведь на нем винты регулировочные…. А Вы хоть раз пользовались этими винтами? Кто из владельцев сигнализаций хоть раз смог этими винтами воспользоваться? Для корректной работы и настройки датчика иногда приходится ловить доли градуса. Зачем же доверять эту операцию владельцу автомобиля? Вот и кричат автомобили по ночам. Потому что не может корректно работать датчик, расположенный на кожухе вала руля, как пример. И крутит регулировочные винты хозяин, а как же, раз есть, значит, могу и сам покрутить, ведь неправильно работает, сейчас я настрою, для этого они и предназначены. При ударе по автомобилю с одной стороны, охранка вопит, как зарезанная, а с другой стороны, хоть об пинайся.  Вибрации, вот что отслеживает датчик и для того, что бы корректно отрабатывались удары по всему периметру, необходимо крепление его на металлическом каркасе кузова. Только тогда это правильно будет работать. Не говоря о том, что при установке на скотч, датчик отвалится через неделю эксплуатации и будет болтаться на проводах, приводя к фальшивым срабатываниям. Но сплошь и рядом наблюдаем на автомобилях клиентов болтающиеся на проводах коробочки со светодиодами. Отвлекся….

Ну а дальше собственно монтаж…

 

4. Думаю не надо говорить, что монтаж всех подключений охранной системы должен выполняться  проводами, сечение которых должно быть не меньше сечения штатной проводки в каждом конкретном случае. Если коммутируются цепи стартера, как пример, то совершенно недопустимо использовать провода меньшего сечения, чем штатные. ( Как часто приезжают к нам клиенты с отказами стартера по причине просадки по напряжению и неспособности всевозможных «соплей» малого сечения, установленных какими-то умельцами, пропускать требующиеся токи…)  И думаю не надо объяснять, что все силовые цепи и врезки в них должны исполняться только с использованием дополнительных обжимов на местах соединения, а иногда даже и пайки… Скрутка допустима только там, где провод функционально не несет большой нагрузочной способности и является чисто информационным…

И опять же, повторюсь, дополнительная проводка должна лежать максимально повторяя заводские пучки,  во-первых это наиболее правильно с точки зрения скрытности проводки. А во — вторых наиболее правильно с точки зрения травмо и пожаро — опасности. Ведь компоновка пучков автомобиля продумана инженерами не один раз, а потом и изменена не один раз, если в процессе краш-тестов выявлено, что при ударе неправильно проложенный пучок может перерезаться узлами автомобиля и привести к возгоранию…

И вот уже компоновка системы в автомобиле и прокладка пучков, с соответствующими подключениями, может занять еще один рабочий день в автомобиле клиента.

И если Вам обещают установить охранную систему за 2 часа, я бы посоветовал, по крайней мере, задуматься… Тут мне могут возразить, мол,  сигнализации ставятся на поток, на изученные автомобили, поэтому и быстро. И я не приму эти возражения. Потому что автомобили изменяются даже в течение года. Тот автомобиль, что был весной этого года,  к концу года подвергся рестайлингу и не только по кузову, но и по оснащению тоже. Даже автомобили так ругаемого  АВТОВАЗа в течение года изменяются в электрике кардинально, не успеваем разобраться с начинкой. Постоянные модернизации и изменения в оснащении это правильно, рынок заставляет улучшать потребительские свойства продукции, иначе бы не было конкуренции.

И еще одно и это  главное – не может быть в установке охранных систем потока. Системы, установленные на поток, не охраняют автомобиль, а только имитируют охрану. Есть такое понятие – авторская установка. Почему-то принято считать, что можно и нужно и что это правильно,  ставить сигнализацию двумя методами. Первый – кое — как на «соплях».  И второй – авторский, который дороже. С моей точки зрения все установки должны быть авторскими. И по-другому  быть не может. Либо Вы устанавливаете качественно и получаете благодарность клиента и долгую жизнь системы в автомобиле, и честно зарабатываете свои деньги, либо совсем не беритесь за эту работу.

 

5. Установка закончена, а дальше этап тестирования, проверки, настройки, иногда приводящий к пониманию того, что в каком-то конкретном месте была допущена ошибка в алгоритмах  и требуется небольшая переделка. Трудно учесть все сразу, к сожалению, тем более на современных сложных, начиненных под завязку электроникой, автомобилях. В любом случае, пока система не установлена в автомобиль, она уже «установлена» в голове установщика. Только он понимает логику работы всех цепей сигнализации и логику работы всего комплекса в целом. И только при таком подходе возможна грамотная и правильная работа.

Понимать функцию каждого элемента охранной системы, назначение каждого провода, логику работы каждого канала системы, понимая при этом и логику работы электронных компонентов автомобиля. Согласовать их правильно, а не пытаться отключать одно, ради реализации второго. Ну как можно, установив дополнительную охранную систему, отключать при этом родную, штатную и при этом с гордостью говорить клиенту – мы Вам штатную отключили, а то еще «переглючит» как-нибудь.  Раз Вы не уверены в том, как они будут работать вместе, значит, Вы вообще не понимаете, что Вы делаете в автомобиле.  Да вы тогда вообще не имеете права даже называться авто электриком. Бегите с этой работы.  Что бы не сгорать от стыда за свою работу.

Только понимая все алгоритмы работы штатной электроники  можно установить сигнализацию правильно. А для этого надо любить свою работу, как и в любой другой области. Без этого любая охранная система это просто набор железок и проводов. И жизнь этой груде запчастей может дать только профессионал. Жизнь долгую и безпроблемную.

А во всех остальных случаях — установка за 2 часа — это просто  зарабатывание на клиенте денег. Да, зарабатывание на жизнь, на хлеб, на воспитание детей, но зарабатывание — обманом…, потому что иначе я это назвать не могу.

Это только краткое знакомство с этапами работ на автомобиле клиента. И сколько в процессе работ возникает дополнительных сложностей и проблем, которые приходится решать, об этом знает только сам установщик. Опять же, если для него работа, которую он выполняет — это дело чести и гордости за свой труд, а не способ  «срубить «бабла»  по легкому…»

Поделитесь ссылкой с друзьями

 

А еще Вы можете помочь работе сайта или отблагодарить нас за полезную информацию

Панель отправки комментариев


Авторизоваться через социальные сети - это способ быстро оставить комментарий. Выберите вариант...