Что такое канон в комиксах

Канон

Что такое канон в комиксах. Смотреть фото Что такое канон в комиксах. Смотреть картинку Что такое канон в комиксах. Картинка про Что такое канон в комиксах. Фото Что такое канон в комиксахTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Canon. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
«Ролинг как-то писала, что сидела на ГП-форуме, у нее в интервью спросили: «Вас там не обижали?». Она: «Ну… как вам сказать. В обсуждении мне сказали, что я не знаю канон».»
— Bash.im №435354

Канон — это совокупность всей информации о вымышленной вселенной, которую авторы или владельцы прав считают верной. Обычно всё, содержащееся в книгах, фильмах, комиксах и прочих произведениях, вышедших с одобрения авторов, считается каноном. Но есть исключения — канон со временем может меняться под влиянием обстоятельств, например, при перезапуске вселенной, когда требуется приведение её в соответствие с современными требованиями.

Противоположностью канона является фанон — набор фактов, которые большинством фанатов считаются истинными, но не обязательно являются таковыми с точки зрения авторов. Иногда часть фанона со временем может войти в канон, если авторы прислушаются к мнению фанатов; например, так произошло с книгами по «Звёздным войнам», сюжеты некоторых из которых сильно опирались на фанон. В свою очередь, элементы книжного канона ЗВ (неполноценного по отношению к кинематографическому) просочились в кинематографический канон высшей пробы — G-канон (в первую очередь речь идёт, конечно, о планете Корусант и ее названии).

Фундаментальная разница между каноном и фаноном следующая: канон — это то, с чем фанаты спорить не могут, неизменные факты о вселенной. Фанон же — это попытки залатать дыры в сюжете или спекуляции на тему неясных моментов и вопросов, которые автор часто специально оставил открытыми, чтобы иметь задел для создания следующих произведений серии, или просто для того, чтобы потроллить своих поклонников.

Влияние фанатского сообщества достаточно велико, так что иногда в угоду ему некоторые неудачные произведения вообще исключают из канона, делая это во многом ради сохранения целостности вымышленной вселенной.

Не всегда отдельные элементы канона равнозначны. Иногда происходит так, что они начинают друг другу противоречить. Во избежание двойных трактовок вводится иерархия канонической силы источников и, в случае противоречия, истинным считается тот, чья каноническая сила больше.

При экранизации (особенно в том случае, если она единственная) иногда появляется ещё и кинон — неканон для того, что экранизируют, и канон для киноверсии. Типичный пример кинона — фраза в знаменитом мультфильме про Алису Селезнёву «Птица говорун отличается умом и сообразительностью». В книге-первоисточнике этой фразы не только нет, там сказано обратное: «говоруны не очень умные птицы».

Близкое, но не тождественное понятие — лор (анг. lore ), он же бэкграунд или просто бэк. Лором называется весь объём канонических знаний за исключением, собственно, центрального сюжета произведения: фундаментальные законы вселенной произведения, местная история, география, экономика, культура, общественное устройство в окружении персонажей, их предыстория, взаимоотношения с окружающими — то есть тот самый фон, на котором разворачивается сюжет. Как несложно заметить, сюжет одного произведения может стать частью лора для другого (сиквела или спин-оффа). Грамотно прописанный и последовательный лор очень способствует подавлению недоверия и закрытию сюжетных дыр, которые кажутся очевидными слабо знакомым с ним неофитам. «Почему они не полетели на орлах?» — да потому что вы лора не знаете, вот почему! орлы бы их не повезли, они решать проблемы смертных не подряжались, читайте здесь и здесь. Как и в реальном мире, в лоре незыблемы разве что фундаментальные законы (и то не всегда): хорошо подкованный апологет полёта на орлах может привести несколько примеров, когда те всерьёз вмешивались в дела смертных, и резюмировать, что шансы их подбить на такой полёт как минимум ненулевые. Многие творцы и вовсе забивают на свой лор, из-за чего произведение становится нелогичным и самопротиворечащим. Не делайте так.

Источник

Канон

Что такое канон в комиксах. Смотреть фото Что такое канон в комиксах. Смотреть картинку Что такое канон в комиксах. Картинка про Что такое канон в комиксах. Фото Что такое канон в комиксахЧто такое канон в комиксах. Смотреть фото Что такое канон в комиксах. Смотреть картинку Что такое канон в комиксах. Картинка про Что такое канон в комиксах. Фото Что такое канон в комиксах

Канон «Звёздных войн» — нормативы, определяющие устройство и границы вселенной «Звездных войн». Чтобы понимать каноны и вселенную в целом, нужно рассматривать «Звёздные войны» как набор историй, написанных разными людьми и «документирующие» произошедшие «события». Хотя одни рассказы более достоверны, чем другие, все они рассматриваются как часть общей «истории». Но следует помнить, что все рассказы не более чем рассказы: в них немало ошибок и несоответствий, поскольку их рассказывали разные люди, имевшие свои представления, как излагать истории. Можно сравнить эту ситуацию с древнегреческой и древнеримской мифологией или с легендами о короле Артуре: как и мифология «Звёздных войн», они состоят из отдельных, хотя и связанных друг с другом историй, рассказанных различными авторами в разное время.

Содержание

История понятия

Первые годы

Первый шаг к систематизации вселенной «Звёздные войны» сделала пенсильванская компания «West End Games», которая в середине 1980-х годов получила лицензию на создание настольной ролевой игры «Звёздные войны»; первое издание правил игры было издано в октябре 1987 года, а дополнительные справочники выходили до 1998 года. Ролевая игра позволила каталогизировать и улучшить вселенную: при создании книги правил для игры редактору Биллу Славичеку пришлось дать имена всем расам, всем кораблям, всему оружию и всем дроидам, заимствованным из предыдущих фильмов и других произведений, авторам пришлось продумать правила функционирования вселенной «Звёздных войн» и заполнить сюжетные и логические лакуны. Работа Славичека и его соавторов заложила основы того, что впоследствие было названо каноном «Звёздных войн», и внесла неоценимый вклад в последовавшее в 1990-е годы возрождение франшизы.

Введение понятия

Впервые канон «Звёздных войн» в явном виде был упомянут осенью 1994 года в разделе « Timeline Q and A » журнале «Star Wars Insider 23», первом выпуске издания после его реорганизации.

Редакторы Сью Ростони и Аллан Кауш подчёркивают в этом интервью уникальность вселенной «Звёздных войн», в которой каждая история опиралась на предыдущую и вела к следующей, что радикально отличало её от фантастических вселенных «Звёздного пути» или «Доктора Кто», которые имеют хорошо развитую историю, но отдельные их произведения не обязательно совпадают друг с другом.

Каноны и Расширенная вселенная

В течение нескольких лет этот принцип претерпевал уточнения. Сайт «Звёздных войн» подробно описывает роль канонов и Расширенной вселенной, а также их влияние на общую целостность «Звёздных войн». Крис Серази пишет:

«Когда речь идет об абсолютных канонах, настоящей истории „Звёздных войн“, нужно обращаться непосредственно к фильмам — и только фильмам. Даже новеллизации — это лишь интерпретация событий фильма, и хотя они во многом соответствуют идеям Джорджа Лукаса (он работал в тесном контакте с авторами), методика, применявшаяся при написании книг, допускает незначительные отступления. Новеллизации пишутся параллельно съемкам фильма, поэтому описания деталей иногда не совпадают. Тем не менее новеллизации следует считать очень точным воспроизведением фильмов». «Чем дальше уходит произведение от сюжета фильма, тем больше появляется интерпретаций и вымысла. LucasBooks старательно следит за сохранением целостности Расширенной вселенной „Звёздных войн“, но остается свобода стилистических вариаций. Художники изображают Люка Скайуокера не всегда одинаково. Писатели дают героям различные характеристики. Некоторые особенности различных видов произведений также играют роль: в комиксы описание событий подразумевают меньшее количество диалогов и иную линию сюжета. Видеоигры добавляют интерактивность, необходимую для игрового процесса. То же делают ролевые и карточные игры, приписывающие определенные характеристики героям и событиям, делая их пригодными для игры». «Можно провести такую аналогию: каждое опубликованное произведение «Звёздных войн» — это окно в «реальную вселенную «Звёздных войн». Некоторые окна больше затуманены, чем другие. Некоторые совершенно искажают картину. Но в каждом есть частица истины. Как говорил великий мастер-джедай Оби-Ван Кеноби: «Многие истины, в которые мы верим, сильно зависят от точки зрения».

Редактор Lucas Licensing Сью Ростони в «Star Wars Gamer 6» развивает мысль о месте печатных источников Расширенной вселенной:

«Каноны — это авторизированный список книг, которые редакторы Lucas Licensing считают аутентичной частью официальной истории „Звёздных войн“. Наша цель — представить непрерывную и унифицированную историю галактики „Звёздных войн“, насколько она не противоречит или подрывает понимание саги Джорджем Лукасом, изложенное в фильмах и сценариях».

Каноны и Джордж Лукас

2001 год, интервью журналу Cinescape :

«Существует две вселенные, » — поясняет Лукас. — «Есть мой мир, представленный в фильмах, и был создан ещё один мир, который я рассматриваю как параллельную вселенную- это мир лицензированных книг, игр и комиксов. Они не вторгаются в мой мир, представленный конкретным отрезком времени, [но] они вторгаются в периоды между фильмами. Я не слишком-то участвую в параллельной вселенной.»

Интервью, взятое у Лукаса в процессе съёмок «Мести ситхов»:

Интервью в мае 2008 года журналу Total Film:

Total Film: «Вас радуют новые истории Звёздных войн, рассказанные после Вашего ухода?» Лукас: «Я своё мнение выразил достаточно чётко и окончательно, оставив всем наказ, что дальше истории нет. Не будет никаких эпизодов VII—IX. Потому что истории нет. В смысле, я и не задумывал продолжения. И сейчас мы видим новеллизации того, что происходит после шестого эпизода, при этом в них отражено совершенно не то, что мог бы написать я. История Звёздных войн в действительности — трагедия Дарта Вейдера. Вот вам история. Умерев единожды, Вейдер не возвращается к жизни, Император не клонирует сам себя, а Люк не вступает в брак…»

Каноны в Голокроне целостности

В 2000 году « Lucas Licensing » поручила Лиланду Чи создать базу данных для отслеживания целостности вселенной «Звёздных войн». База получила наименование « Голокрон целостности ». Голокрон следует многолетним принципам каноничности, но кроме того, позволяет оценить каждый элемент рассказов в отдельности, а не только рассказы в целом.

База данных Голокрона оставляет место для буквы (G, T, C, S или N), показывающей уровень каноничности элемента. С их появлением уровни канона неформально стали именоваться G-канон, T-канон, C-канон, S-канон и N-канон. Классификацию разработал Чи, занимаясь созданием Голокрона, и первое время улучшал её, пока не привел в сегодняшний вид.

G, Т, C и S вместе формируют всю целостность вселенной «Звёздных войн». Более высокий уровень перекрывает более низкий: например, история Бобы Фетта была радикально переработана (то есть подвергнута «реткону») после выхода фильма «Звёздные войны. Эпизод II: Атака клонов», потребовав приведения в соответствие новому G-канону старых материалов. Это решение, однако, не универсальное, и каждый случай рассматривается отдельно.

G-канон — «канон Джорджа Лукаса»; шесть эпизодов и всё, что предоставлено «Lucas Licensing» непосредственно Лукасом (включая неопубликованные комментарии самого режиссера и киносъемочной группы, которые никогда не показывались публике). Элементы, созданные при участии Лукаса для новеллизаций, справочников и других источников также причисляются к G-канону, хотя всё, что создано авторами этих произведений, считается C-каноном. Когда возникает противоречия между разными версиями фильмов, наиболее свежие изменения имеют приоритет перед старыми, поскольку исправляют ошибки, улучшают взаимосвязь между трилогиями и наиболее точно выражают текущее понимание Лукасом вселенной «Звёздных войн».

T-канон — «телевизионный канон». К нему относятся анимационный фильм «Звёздные войны: Войны клонов» и одноименный анимационный телесериал. Это новый канон, имеющий более высокий приоритет, чем C-канон.

S-канон — «вторичный канон», материалы, используемые или игнорируемые авторами по ситуации. Сюда входят в основном старые работы, например, многие комиксы серии « Marvel Star Wars », выпущенные до попыток поддержания целостности, а также другие вещи, которые «могут не вполне подходить». Многие элементы S-канона переходят в C-канон через включение их в новые работы авторов, заботящихся о целостности, хотя многие другие работы (вроде «The Han Solo Adventures») принимались во внимание с самого начала и, таким образом, всегда были C-каноном.

D-канон — «канон «Окольных путей»», специально созданный для мультсериала «Звёздные войны: Окольные пути». Поскольку после покупки «Lucasfilm» компанией «Disney» выход сериала был отменён, в настоящее время в рамках этого канона имеются лишь трейлер мультсериала, шесть фрагментов-тизеров и опубликованный на сторонних ресурсах эпизод « Собачий полдень ».

N-канон — «неканонические» работы. Альтернативные варианты истории (например, рассказы, опубликованные под маркой «Бесконечностей») и всё, что прямо противоречит элементам более высоких канонов. Только N-канон не признается каноническим компанией «Лукасфилм».

Перезапуск 2014 года

25 апреля 2014 года StarWars.com подтвердил, что сиквелы не будут основываться на Расширенной Вселенной, позже старший редактор LucasBooks Дженнифер Хеддл подтвердила, что РВ больше не считается каноном. Книги по РВ будут издаваться под маркой «Легенды».

Отныне, среди опубликованного раннее материала, каноничными считаются только 6 эпизодов, телесериал и фильм «Войны клонов», и первая часть рассказа «Blade Squadron». Предполагается, что, в отличие от ранней системы канонов, все источники нового канона имеют равную ценность для общей хронологической линии, отчего этот канон получил название «Единый». Большинство материалов, опубликованных после 25 апреля 2014 года—такие, как телесериал «Звёздные войны: Повстанцы» вместе с комиксам Marvel и романами, начиная с «Нового рассвета»—также считаются частью нового, Единого канона, за счет создания Сюжетной Группы Lucasfilm, которая контролирует его целостность. Персонажи под знаком «Легенды» по-прежнему доступны для использования по мере необходимости, даже если события, касающиеся них, отныне не являются каноном.

Каноны на русскоязычной Вукипедии

На русскоязычной Вукипедии принято разделять пространство статей на перезапущенный Легендарный канон (Легенды), включающий в себя связанное с Расширенной вселенной, и на текущий Единый канон (Канон), куда входит всё выпущенное после 25 апреля 2014 года. Третья группа представляет собой статьи, которые формально относятся к тому или иному пространству на Вукипедии, однако связаны с неканоническими произведениями, выпущенными как до 2014 года, так и после.

В целях сохранения целостности этих пространств шесть фильмов саги Лукаса, а также полнометражный пилотный мультфильм и первые шесть сезонов мультсериала «Войны клонов» относятся к обоим канонам, как и связанные с ними статьи. В статьях о фильмах и эпизодах мультсериала используются уникальные двойные гиперссылки, которые ведут на статьи обоих канонов.

Источник

Канон

Канон (англ. canon) — информация об игровом мире, признанная правообладателем, считающаяся официальной. Каноническими могут быть любые внутриигровые объекты и события — персонажи, локации, законы магии, уровень развития технологий, история государств и другие факты.

Также каноном (каноническими) называются признанные источники официальных фактов. Например, фильмы цикла « Звёздные войны » — канон для ролевых игр и других произведений по этой вселенной.

Существование единого канона позволяет привести представление игроков о мире к общему знаменателю и двигать историю мира в различных редакциях (или с выпуском разных дополнений). Существование метаплота, к примеру, невозможно в мире без единого канона. Тем не менее, мнение, что буквоедское следование канону всегда благо — широко распространённое заблуждение, как и любая крайность.

Содержание

Степень каноничности [ ]

Во вселенных с большим количеством источников, в крупных межавторских проектах и в произведениях, изначально лишённых чёткой структуры и развивавшихся стихийно, нередко есть сложная система каноничности. Источники могут быть признаны более или менее каноничными в зависимости от важности затронутых деталей, наличия противоречий с иными источниками и даты выхода (поскольку каноническая картина мира может меняться). Чаще всего, если не указано обратное, приоритет каноничности у оригиналов книг, затем идут переводы, продолжения, адаптации, переложения, приквелы, сиквелы, римейки и так далее. Например, одним из создателей мультсериала «Dungeons & Dragons» была компания TSR, так что его можно считать каноническим, но при любом противоречии с ролевыми книгами Dungeons & Dragons последнее слово остаётся за правилами. Источники с меньшей степенью каноничности называют субканоном, полуканоном или дополненной вселенной (extended universe). Иногда существует альтернативный канон — другая интерпретация первичного канона или произведение по его мотивам, то есть альтернативная вселенная.

Разработчик сеттинга может признавать те или иные художественные произведения о данном мире, а иногда и рулбуки, неканоническими, если они вступают в противоречие с основным каноном сеттинга. Например, официально признан неканоническим роман «Lord of the Necropolis» [1] по сеттингу Ravenloft, поскольку он даёт определение Тёмных Сил, что было сочтено недопустимым.

Художественный пример [ ]

Если книга «Туда, сюда и трижды кругом» о похождениях богатыря Передряга Передряговича (официального персонажа сеттинга Хлебоводье) содержит описание расположенной в двух верстах от края света деревни Кривые углы и признана каноном, то подобная деревня в Хлебоводье официально «узаконена», а все детали из книги — от количества бородавок на носу старосты до расположения изб — могут использоваться как часть зацепок, квент и других материалов игры. Так как обычно полностью описать игровой мир невозможно, то при отсутствии каких-то деталей в основных источниках в ход идут детали из признанных каноничными добавочных источников: допустим, если в описании Хлебоводья нигде не говорилось, какой формы бусурманский динар, а в «Туда, сюда и трижды кругом» Передряг Передрягович с криком «Ки-и-йия. » швыряет три динара в разбойника Трясопузку и пришпиливает его за шаровары к двери амбара, то можно заключить, что бусурманский динар имеет зубчатую форму с острыми краями.

Фанатское творчество [ ]

Любительское творчество по сеттингу всегда считается неканоническим, но в отдельных случаях может быть «узаконено» разработчиками и принято в канон.

Близким к канону термином является «фанон» (соединение слов «фанат» и «канон») — в него входят события, персонажи, локации и другие факты, которые в каноне напрямую не упоминаются, но широко признаны и используются фанатами.

Источник

Канон

Кано́н (греч. κανών ) — неизменная (консервативная) традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека. Исследователи [1] выводят происхождение греческого термина «канон» от западно-семитского слова qānoeh/ḳānu, «тростник, камыш», обозначавшего в числе прочего тростниковый шест, использовавшийся в строительстве для точности измерений в качестве эталона длины.

Слово канон имеет многочисленные значения:

См. также

Примечания

Что такое канон в комиксах. Смотреть фото Что такое канон в комиксах. Смотреть картинку Что такое канон в комиксах. Картинка про Что такое канон в комиксах. Фото Что такое канон в комиксах

Что такое канон в комиксах. Смотреть фото Что такое канон в комиксах. Смотреть картинку Что такое канон в комиксах. Картинка про Что такое канон в комиксах. Фото Что такое канон в комиксахСписок значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи.
Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью.

Полезное

Смотреть что такое «Канон» в других словарях:

КАНОН — художественный (греч. kanon норма, правило) в эстетике категория, означающая систему внутренних творческих правил и норм, господствующих в искусстве в к. л. исторический период или в каком то художественном направлении и закрепляющих основные… … Философская энциклопедия

КАНОН — (греч. kanon правило). 1) установления апостолов, вселенских соборов и поместных, относящиеся к вере и церковным обрядам. 2) церковная песнь в похвалу праздника или святого. 3) шрифт употребляемый ныне только в заглавиях книги. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

Канон — (греч. kanon норма, правило) В эстетике категория, означающая систему внутренних творческих правил и норм, господствующих в искусстве в какой либо исторический период или в каком то художественном направлении и закрепляющих основные структурные… … Энциклопедия культурологии

Канон — (от греческого kanon норма, правило), свод положений, имеющих обязательный характер: 1) библейский канон совокупность книг Библии, признаваемых церковью боговдохновенными и применяемых в богослужении в качестве Священного Писания; 2) церковный… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

КАНОН — КАНОН, канона, муж. (греч. kanon). 1. Правило или установление церкви в той или иной области (богослужения, обрядов, иерархических отношений и т.п.), утвержденное какой нибудь верховной церковной инстанцией (церк.). 2. Совокупность художественных … Толковый словарь Ушакова

канон — церковная песнь, в похвалу святого или праздника церкви, читаемая на заутренях и вечернях (Даль) См … Словарь синонимов

Канон — (от греч. kanon норма, правило), свод положений, имеющих догматический характер: 1) библейский канон совокупность книг Библии, признаваемых церковью «боговдохновенными», применяемых в богослужении в качестве «Священного писания». Канон… … Политология. Словарь.

Канон — (греч. kanon правило, мерило), в изобразительном искусстве совокупность твёрдо установленных правил, определяющих в художественных произведениях нормы композиции и колорита, систему пропорций либо иконографию данного типа изображения;… … Художественная энциклопедия

Канон — (греч. kanwn, буквально прямой шест всякая мера,определяющая прямое направление: ватерпас, линейка, наугольник). I. В древней Греции композиторы, грамматики, философы, медики этимсловом называли свод основных положений или правил по… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

КАНОН — жанровая форма литургической поэзии, вид церковной поэмы гимна сложной конструкции; состоит из 9 песен, 1 я строфа каждой называется ирмосом, остальные (4 6) тропарями. Пришел на смену кондаку в 8 в. ( Великий канон Андрея Китского) … Большой Энциклопедический словарь

Источник

Старый канон Звёздных войн: саморазрушение, как смысл существования

Страсти вокруг отмены Диснеем старого канона Звёздных войн не утихают до сих пор: кто-то отстаивает святость и непогрешимость Расширенной вселенной, кто-то наоборот считает, что Дисней всё сделал правильно, некоторые пытаются блюсти золотую середину, а я… А я сегодня расскажу вам почему отмена канона была неизбежна, при чём тут дедушка Лукас и почему лучшее враг хорошего. Присаживайтесь поудобнее и заваривайте каф.

Что такое канон в комиксах. Смотреть фото Что такое канон в комиксах. Смотреть картинку Что такое канон в комиксах. Картинка про Что такое канон в комиксах. Фото Что такое канон в комиксахПомнишь, как нас отменили? (кликабельно тут)

Сначала была оригинальная трилогия

Идея снять приквелы к 4-6 эпизодам была у Лукаса чуть ли не с самого начала работы над фильмами. Общий концепт событий, предшествовавших 4 эпизоду, был ещё в первых черновиках и Лукас постоянно держал в уме идею снять фильм о падении Дарта Вейдера во тьму. Но идеи оставались таковыми лишь в голове Джорджа, так как даже финальный результат оригинальной трилогии не удовлетворял его: фильмы попросту выглядели не так, как в его голове. Проблема была по мнению режиссёра в недостаточных ещё технологиях для реализации в полной мере тех идей, что рисовало воображение мастера. Далёкая-далёкая галактика должна была поражать зрителя, но с уровнем технологий 80-х этого было по его мнению всё ещё не достичь. Аниматроника и практические спецэффекты виделись Лукасу паллиативом, неудобным и бесперспективным. Кроме того, отойти от съёмок Лукас решил и из-за семейных проблем – в 1983 году он развёлся со своей первой женой, которая помогала ему снимать фильмы, подсказывая и вычитывая его сценарии, а также помогая с монтажом. Развод надолго вывел Лукаса из равновесия и он не возвращался к мыслям о съёмке кино.

Что такое канон в комиксах. Смотреть фото Что такое канон в комиксах. Смотреть картинку Что такое канон в комиксах. Картинка про Что такое канон в комиксах. Фото Что такое канон в комиксахДжордж Лукас и его жена Марсия

Хотя из кинобизнеса Джордж не уходил. Созданная им студия спецэффектов ILM стала к концу 80-х стандартом технологий для Голливуда, лидируя, как в классических натурных макетных съёмках, так и в новой индустрии компьютерной графики. Лукас, считавший именно CGI будущим кинематографа, пристально наблюдал за развитием этой технологии. В 1992 году ILM поработало над спецэффектами для фильма «Парк Юрского периода» Стивена Спилберга, где компьютерные модели динозавров поражали реалистичностью. Спилберг и Лукас присутствовали на первой демонстрации моделей и остались глубоко впечатлены. Эпоха аниматроники на их глазах закончилась.

Помните эту сцену? Так вот, тираннозавр тут полностью компьютерный

Вообще эту сцену меняли аж 4 раза: в переиздании 1997 года, 2004, 2011 и 2019. Но во всех случаях кроме 1997 года эти изменения были косметические

Фраза «Han shot first» (Хан стреляет первым) стала популярнейшим мемом в фанатском сообществе и символом борьбы с переписыванием канона. Позже на площадке съёмки 1-3 эпизода некоторые участники будут ходить в футболках с этой надписью, а что уж говорить про обычных фанатов. Тем не менее им пришлось смириться, так как изменение это было не то чтобы кардинальным, хотя многие и утверждали, что выстрел первым характеризовал Хана.

Что такое канон в комиксах. Смотреть фото Что такое канон в комиксах. Смотреть картинку Что такое канон в комиксах. Картинка про Что такое канон в комиксах. Фото Что такое канон в комиксахТроллирует фанатов

В интервью The Hollywood Reporter от 9 февраля 2012 года Джордж Лукас указал, что Гридо выстрелил первым, даже в оригинальном фильме, и указал, что перестрелка из бластера между Ханом Соло и Гридо была снята крупным планом, что и сделало сцену двусмысленный. Эта двусмысленность, а также желание зрителей, чтобы Хан Соло был хладнокровным убийцей, заставили аудиторию сделать неправильные выводы.

Вывод из всей этой ситуации был тогда многими проигнорирован – канон изменился, молитесь, чтобы Лукас не изменил его вновь. Мысль, что Джордж мог в любой момент изменить любой элемент канона, была очень важной, потому что уже к моменту выхода ремастеров вселенная Звёздных войн была гораздо шире фильмов.

Расширенная вселенная и все, все, все

Ещё до большого камбэка Лукаса в недрах Лукасфилм кипела работа по приданию нового импульса развития вселенной. В 1988 году было решено продолжить историю фильмов в книгах. «Никто не станет это покупать», – сказал Лукас, но дал согласие. Три года спустя первая книга «трилогии Трауна» от Тимоти Зана легла на прилавки и тут же стала бестселлером. Давая разрешение, Лукас поставил единственное условие – никоим образом не трогать события до 4 эпизода, тем самым оставляя себе пространство для полёта фантазии при съёмке приквелов. Когда же Зану потребовался персонаж из эпохи приквелов, Лукас по сопротивлявшись согласился на идею падшего джедая Джорууса К’Баота, заодно подсказав Зану как правильнее его будет встроить в ещё не существующий канон приквелов.

Что такое канон в комиксах. Смотреть фото Что такое канон в комиксах. Смотреть картинку Что такое канон в комиксах. Картинка про Что такое канон в комиксах. Фото Что такое канон в комиксахГрандиозное начало Расширенной вселенной. Книги шикарны даже сегодня, настоятельно рекомендую

Сегодня, многие упоминания событий эпохи до 4 эпизода в «трилогии Трауна» вызовут лишь усмешку – насколько они не соответствуют сложившемуся после канону. Но в 1991 году события 1-3 эпизода существовали в голове Лукаса лишь как образы, причём очень пластичные. Позже книги Зана, как и прочая литература, подвергнется реткону, чтобы вписать в события приквелов: почти все несостыковки в сюжете просто объявят плохим уровнем знаний персонажами реальной истории и имперской пропагандой. Удобно, но в очередной раз показывает, насколько изменчивы были даже базовые, на первый взгляд, концепции у Лукаса, которые он сам же авторам и предлагал использовать.

Что такое канон в комиксах. Смотреть фото Что такое канон в комиксах. Смотреть картинку Что такое канон в комиксах. Картинка про Что такое канон в комиксах. Фото Что такое канон в комиксахРугаете 9 эпизод за воскрешение Палпатина? Ха, Лукас ещё в 1991 году воскресил его

Тем не менее, что книги, что последовавшие вскоре, тоже с разрешения Лукаса, компьютерные игры, ролевые системы и справочники, имели примерно одинаковый уровень каноничности с фильмами. Более того, Лукас после успеха Зана стал всё больше вмешиваться в работу авторов, предлагая, а подчас и продавливая свои концепции (как было с серией комиксов «Тёмная империя», чей сюжет был в значительной мере навязан авторам Лукасом, что сам Джордж позже всячески отрицал). Расширенная вселенная, вмещавшая в себя все материалы за пределами фильмов, стала для Лукаса точно таким же тестовым полигоном, что и ремастеры оригинальных фильмов, только не для отработки визуала, а уже для идей.

В этот период практически не было никакой работы по отслеживанию целостности канона, Лукас набрасывал идеи, авторы набрасывали идеи, работники Лукасфилм набрасывали идеи, всё это перемешивалось, просеивалось и получался финальный продукт. И довольно часто эти продукты начинали конфликтовать друг с другом. То игра и книга расскажут две совершенно разные истории о добыче чертежей Звезды смерти, то планеты начнут гулять по разным частям галактики.

Что такое канон в комиксах. Смотреть фото Что такое канон в комиксах. Смотреть картинку Что такое канон в комиксах. Картинка про Что такое канон в комиксах. Фото Что такое канон в комиксахЭто Лиланд Чи — создатель «голокрона целостности». Он пытался связать воедино все материалы по ЗВ в непротиворечивый канон. У него не вышло

Скрытая угроза для канона

Началось всё, как водится, с скандала. Если Хана, стреляющего не первым, Лукасу простили, то вот введение в первом эпизоде мидихлориан попросту взорвало фанатское сообщество. Лукас и его представители позже поясняли фанатам, что мидихлорианы не являются источником силы, только маркером (что уже к 2012 году Лукас пересмотрит, но в канон ввести не успеет). Количество мидихлориан в крови лишь показывало насколько человек чувствителен к силе.

Что такое канон в комиксах. Смотреть фото Что такое канон в комиксах. Смотреть картинку Что такое канон в комиксах. Картинка про Что такое канон в комиксах. Фото Что такое канон в комиксах

Так как ничего подобного в старом каноне не было, а были разговоры о некоей силе, объединяющей всех существ, то у фанатов сложилось ложное понимание сути пути Джедая, как некоей метафизической практики, которая открывала сверхспособности у каждого, кто готов был практиковать её. Ничего подобного Лукас, конечно же, не закладывал в фильмы: неспроста же именно дети Энакина Скайвокера были последней надеждой джедаев. Мидихлорианы до сих пор припоминают Лукасу, как чуть ли не предательство оригинальной трилогии, но это лишь отвлекает фанатов от главного, так как основные идеи приквелов лежали в совершенно иной плоскости.

Что такое канон в комиксах. Смотреть фото Что такое канон в комиксах. Смотреть картинку Что такое канон в комиксах. Картинка про Что такое канон в комиксах. Фото Что такое канон в комиксах

Лукас на протяжении всех трёх фильмов делал акцент именно на противостоянии протагонистов и марионеток Сидиуса – Мола, Дуку, Гривуса. Все эти трое получали свой злодейский статус потому, что они напрямую служили Сидиусу/Палпатину. При этом являются ли они действительно злодеями? Всё зависит от точки зрения, так как разве что Дуку совершает из всей троицы что-то действительно предосудительное (ну кроме противостояния главным героям) – покушения на Падме. И всё. Остальные становятся злом просто по факту причастности к ситхам или осознанной службы им. Т.е. основной конфликт фильма происходит по линии джедаи – ситхи, именно отношение к одной из двух сторон определяет сторону добра и зла.

Что такое канон в комиксах. Смотреть фото Что такое канон в комиксах. Смотреть картинку Что такое канон в комиксах. Картинка про Что такое канон в комиксах. Фото Что такое канон в комиксах

Авторы литературы по ЗВ увидели по какой линии идёт противостояние, но не увидели, что сами по себе Республика и КНС не отождествляются с однозначным добром или злом. Лукас во втором эпизоде упоминал вскользь про тысячи систем отколовшиеся от Республики и вошедшие в Конфедерацию, но причины, побудившие к этому, и последствия интересовали авторов гораздо меньше, чем противостояние ситхов и джедаев. В справочниках, книгах и комиксах Республика последних лет перед войной рисовалась в мрачных красках: всюду коррупция, преступные синдикаты, пиратские банды, а Корусант это всё почти не волнует, так как Сенат парализован из-за постоянных склок. Дуку выступает против всех этих пороков, объявляя о создании новой более честной государственной системы – Конфедерации и… нам её не описывают ни в фильмах, ни в РВ, которая вроде как должна была заполнить лакуны, оставленные Лукасом. Авторов же РВ интересовала, только война, только хардкор.

Что такое канон в комиксах. Смотреть фото Что такое канон в комиксах. Смотреть картинку Что такое канон в комиксах. Картинка про Что такое канон в комиксах. Фото Что такое канон в комиксах

Например, на страницах комиксов причины отпадения Джабиима от Республики объяснялись всего на паре разворотов, и ещё пару строк добавляли справочники. Всё остальное место занимала война. О том же, что произошло с планетой после отвоевания свободы у Республики, какое место она заняла в КНС нам не расскажут почти ничего. То же почти про любую планету, вставшую на сторону КНС. Даже роль мегакорпораций в КНС в большинстве своём оставалась неясной, а что уж говорить про положение простых людей. Зато вот конфликт джедаев и ситхов был описан во всех подробностях, подарив нам потрясающие арки джедая Квинлана Воса и ученицы-ситха Вентресс, которые шли встречными курсами от света к тьме и наоборот, в конце концов очутившись в серой зоне, будучи уже вовсе не теми, кем раньше. Или тот же Джабиим, где два десятка джедаев гибнут ради свержения законного и популярного местного правительства. Серая мораль так сказать.

Что такое канон в комиксах. Смотреть фото Что такое канон в комиксах. Смотреть картинку Что такое канон в комиксах. Картинка про Что такое канон в комиксах. Фото Что такое канон в комиксах

Проблема была в том, что Лукас считал свои фильмы вообще не об этом! Как и у любого творца, фильмы Лукаса содержали послание, подтекст, который лежал в основе замысла, ставшего лишь актуальнее после 11 сентября 2001 года. В случае с 1-3 эпизодом это послание очевидно, так как ему посвящена вся сюжетная арка Республики – опасность популизма, потакания крупным корпорациям, милитаризма и развязывания войн, которые могут извратить государство и сделать антиподом самому себе. Не просто же так Лукас вставил столько политики в 1-3 эпизоды, хотя в принципе мог обойтись и без них. Зло и добро у Лукаса это вовсе не просто ситхи и джедаи, это идеи: свободы личности и несвободы, её подчинения и угнетения. Фанаты этого не поняли, авторы РВ тоже, а Лукас остался сильно недовольным.

Что такое канон в комиксах. Смотреть фото Что такое канон в комиксах. Смотреть картинку Что такое канон в комиксах. Картинка про Что такое канон в комиксах. Фото Что такое канон в комиксах

Война с каноном началась

Идея создать мультсериал, который заполнил бы пробелы между 2 и 3 эпизодом принадлежала Дейву Филони, прославившемуся незадолго до этого, как режиссёр мультсериала «Аватар: Легенда об Аанге». Он хотел снять историю больше напоминавшую роад-муви в декорациях Войн клонов – такой подход позволял рассказывать маленькие истории, не сильно задевая основной канон. Лукас, заинтересованный в дополнении канона своим видением, мультипликации, как жанре, и конечно же деньгах, сделал Филони предложение от которого нельзя отказаться. Суть предложения была проста: к чёрту всё что мешает в старом каноне, мы будем делать новый эпический сюжет. Так появились «Войны клонов» (ВК).

Что такое канон в комиксах. Смотреть фото Что такое канон в комиксах. Смотреть картинку Что такое канон в комиксах. Картинка про Что такое канон в комиксах. Фото Что такое канон в комиксахУ некоторых фанов знакомство со вселенной началось с этого полнометражного мультика, мои соболезнования им

Самым значимым изменением в ВК стало то, что хотя в центре истории по-прежнему зачастую Оби-Ван и Энакин, но в мультсериале огромное место занимают герои второго плана и даже не являющиеся форсъюзерами. Уже в первых же сериях нам дают понять, что клоны это не мясные дроиды, что они так же люди, со своим характером, желаниями, страхами и с свободой воли. Каждый клон здесь получает индивидуальность, выраженную внешне: у каждого свои клички, разные атрибуты брони, причёски, татуировки. Причём это решение сделано не только для удобства зрителя при распознании клонов, оно есть часть замысла Лукаса: показать, что клоны не тупые болванчики, что у них есть свобода воли и собственные суждения. Это напрочь противоречило всему, что было написано до этого. Так как в справочниках отдельно оговаривалось, что клоны сделаны специально послушными, менее инициативными и не эмоциональными. В мультфильме же нам говорят, что нет, они обычные люди, просто выращенные для войны и принимающие за счёт воспитания, а не генетического программирования свою роль.

Что такое канон в комиксах. Смотреть фото Что такое канон в комиксах. Смотреть картинку Что такое канон в комиксах. Картинка про Что такое канон в комиксах. Фото Что такое канон в комиксахПридать клонам индивидуальность та ещё задачка, тем не менее Филони справился с ней на все 100%

Что такое канон в комиксах. Смотреть фото Что такое канон в комиксах. Смотреть картинку Что такое канон в комиксах. Картинка про Что такое канон в комиксах. Фото Что такое канон в комиксах

Здесь же стоит остановиться на отдельной драме, связанной с клонами. До мультсериала была выпущена целая серия книжек про Республиканских коммандос за авторством Карэн Тревисс. Там нам тоже показывали человечных клонов, правда это касалось только собственно клонов коммандос и ARC-клонов, которых изначально выпускали без всяких ограничений свободы воли. В этих книгах описывались не только тренировки и взаимоотношения клонов между друг другом, но и с их мандалорскими учителями. Джанго Фетт ведь не в одиночку тренировал клонов, там работал целый штат наёмников-мандалорцев и они прививали солдатам в том числе и традиции и ценности мандалорианцев.

Что такое канон в комиксах. Смотреть фото Что такое канон в комиксах. Смотреть картинку Что такое канон в комиксах. Картинка про Что такое канон в комиксах. Фото Что такое канон в комиксах

В книгах впервые со времён КОТОРа полноценно и подробно описывалась культура мандалорианцев и… ВК спустил в унитаз большую часть написанного Тревисс аркой про Мандалор, где нам показали, что большая часть мандалорианцев стали пацифистами. Это изменение тоже было внесено Лукасом, причём частично в качестве оммажа к обожаемой им японской истории. По его версии воинами у мандалорцев была лишь узкая прослойка людей, остальные были обслугой и вот эта-то обслуга и в определённый момент пришла к власти, выгнав всех воинов на мороз, как дестабилизирующий элемент. Но во время Войны клонов сторонники милитаризма решили взять реванш, чем привели Мандалор лишь к очередной бессмысленной бойне. Т.е. перед нами очередное политическое высказывание на тему милитаризма и попыток его возврата/насаждения под видом возрождения исконных ценностей.

Что такое канон в комиксах. Смотреть фото Что такое канон в комиксах. Смотреть картинку Что такое канон в комиксах. Картинка про Что такое канон в комиксах. Фото Что такое канон в комиксахМандалор возвращается к своей норме во время небольшой гражданской войны

И вроде идея то неплоха, если бы не тот нюанс, что это изменение отменяло значительную часть истории мандалорцев в уже написанных книгах и справочниках. У Тревисс от этой ситуации так бомбануло, что она досрочно разорвала отношения со студией и публично заявила, что вести дел с Звёздными войнами больше не будет. И её легко можно понять.

Другим не менее важным изменением канона стало изменение в отображении КНС. Лукас был недоволен тем, что КНС изображалось в материалах по вселенной просто как армия дроидов, поэтому вместе с Филони они ввели в канон Сенат сепаратистов и чуть ли не целый сезон посвятили политическим дрязгам внутри Республики и КНС. Причём, что характерно, никто мультфильм за это не ругал, в отличии от фильмов. Даже название первой серии арки «Герои на обеих сторонах» просто кричало о том, что вообще и хороши и плохие люди есть на обеих сторонах и стороны эти вовсе не Республика и КНС. Мультсериал впервые дал понять, что у конфедерации были вполне себе идейные лоялисты, готовые отстаивать ценности этого объединения, но обманутые лживыми посылами Дуку. Т.е. КНС впервые предстала перед нами, как живое государство, действительно альтернатива Республике, а не картонка нужная лишь для создания фона. И это был значительный шаг вперёд для вселенной.

Что такое канон в комиксах. Смотреть фото Что такое канон в комиксах. Смотреть картинку Что такое канон в комиксах. Картинка про Что такое канон в комиксах. Фото Что такое канон в комиксахЭто Сенат Конфедерации. По-моему максимально очевидно на парламент какой реальной страны тут визуальная отсылка

Но вместе с тем, Лукас, желавший показать, что война сломала не только Энакина, отправил в утиль историю ещё одного персонажа – Барисс Оффи, переведя её на тёмную сторону для того, чтобы она предала доверие Асоки и подставила её, чтобы доверие той предал Совет Джедаев и в конце концов она свалила из Ордена в закат, разрешив противоречие между 3 эпизодом и мультсериалом. И для этого пришлось всего-то отправить на свалку истории 2 книги из серии Медстар. А вот зачем было Коррибан переименовывать в Морабанд одному Лукасу известно, так как эта маленькая деталь (а планета в мультсериале именно заменила собой Коррибан, не являясь новой планетой) противоречила такому числу каноничных материалов, что объяснить эту метаморфозу ретконом было бы проблематично. Да собственно, на тот момент никто уже и не пытался. А ведь я перечислил только значительные изменения канона, по мелочам сериал ещё много где противоречил старым материалам.

Что такое канон в комиксах. Смотреть фото Что такое канон в комиксах. Смотреть картинку Что такое канон в комиксах. Картинка про Что такое канон в комиксах. Фото Что такое канон в комиксах

Распад канона

Что такое канон в комиксах. Смотреть фото Что такое канон в комиксах. Смотреть картинку Что такое канон в комиксах. Картинка про Что такое канон в комиксах. Фото Что такое канон в комиксах

Ситуативное решение, но оно напрочь убивало весь смысл и голокрона и вообще РВ. Любой автор книги или энциклопедии, написав свой труд теперь мог оказаться перед фактом, что всё что он написал неканон, просто потому что. Причём самый шик ситуации был в том, что в неканон попадали совсем свежие произведения, чьи авторы конслуьтировались и с Лукасбукс, и с Лукасфильм, и с самим дедушкой Лукасом. Неопределённость в том, какие факты каноничные, а какие нет привёл к началу процесса развала канона. Многие авторы попросту перестали браться за новые проекты, так как не были уверены, что завтра дедушка Лукас не обесценит их работу. Да и сами издатели в таких условиях пошли во все тяжкие и стали звать на проекты людей, которые не знакомы с РВ, потому что знание РВ теперь было неважно.

Что такое канон в комиксах. Смотреть фото Что такое канон в комиксах. Смотреть картинку Что такое канон в комиксах. Картинка про Что такое канон в комиксах. Фото Что такое канон в комиксах

Читатель же теперь попадал в совершенно шизофреническую ситуацию, когда он попросту не мог сам оценить степень каноничности всего происходящего в очередном произведении. Например, события серии «Медстар» упоминаются в книге «Звезда смерти» одним из ключевых персонажей, но так как «Медстар» теперь не канон, то выходит и событий этих не было и непонятно как персонаж тогда мог вспоминать то, чего не было. Объяснить эту дыру в сюжете никто не успел, так как ломка старого канона прекратилась с его отменой Диснеем в 2012 году.

Но даже если бы этого и не произошло, то после окончания Войн клонов старый канон оказался бы в руинах. С учётом того, что продажа Звёздных войн планировалась задолго до 2012 года, вероятно, Лукас решил перед сделкой ввести в канон всё то, что не успел, даже ценой и так ненужного покупателю старого канона. Собственно факт, что Войны клонов остались в диснеевском каноне, позволяет судить об этом, тогда как вполне живая The Old Republic в канон не вошла, так как к её созданию Лукас отношения не имел и авторы с ним не консультировались. Да и слухи о возможно отмене РВ и перезагрузке вселенной гулявшие по сети ещё до 2012 года тоже не на пустом месте родились.

Что такое канон в комиксах. Смотреть фото Что такое канон в комиксах. Смотреть картинку Что такое канон в комиксах. Картинка про Что такое канон в комиксах. Фото Что такое канон в комиксах

Такая вот печальная судьба у Расширенной вселенной, погибшей во время клонических войн под гром аплодисментов зрителей мультсериала от руки собственного создателя.

Что такое канон в комиксах. Смотреть фото Что такое канон в комиксах. Смотреть картинку Что такое канон в комиксах. Картинка про Что такое канон в комиксах. Фото Что такое канон в комиксах

Огромное спасибо Алексею Иванову за то что помог переосмыслить сюжетную арку клонов и чипов ингибиторов. Подробнее о том как и зачем появились чипы-ингибиторы в этом его материале.

Статья написана специально для сообщества CatGeek

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *