Что такое каноническое православие
Почему на Украине только одна настоящая Церковь?
Сегодня на территории Украины существует несколько религиозных групп, каждая из которых называет себя «православной церковью». Русская же Православная Церковь, как и весь православный мир в целом, считает, что на Украине не множество церквей, а только одна, единственно каноническая Украинская Православная Церковь. Почему это так, рассказываем в наших «Слайдах».
Сколько на сегодняшний день на Украине существует религиозных групп, называющих себя «православной церковью»?
Очень много. Даже «патриархов» в Украине — целых два. Если же говорить о так называемых Церквях, то на сегодняшний день на территории страны существует и так называемая «Украинская православная церковь — Киевский патриархат» (УПЦ), и «Украинская автокефальная православная церковь (обновленная)», и религиозная группа с таким же названием, но только с добавлением слова «каноническая». И это далеко не весь список. Все они являются неканоническими и не признаются в качестве подлинной Церкви на территории Украины.
А что значит «неканоническая» Церковь?
Неканоническая — значит, не признанная другими Церквями. Существует такое понятие, как вселенское православие — сообщество Поместных Православных Церквей, которые имеют единое историческое преемство от самих апостолов и в своей истории строго придерживались основ православной веры. К таким Церквям относятся, например, Иерусалимская, Антиохийская, Русская и не только. Все они признают друг друга в качестве Церкви Христовой. Так вот, если новообразовавшаяся религиозная группа, называющая себя «церковью», не признается в качестве таковой вселенским православием, значит она является неканонической.
То есть если обычный человек задумает создать свою собственную церковь, то она будет неканонической до тех пор, пока ее не признают другие Поместные Церкви?
Совершенно верно. Но этого никогда не произойдет. Потому что у такой «церкви» не будет самого главного — апостольского преемства. Церковные каноны предписывают: возглавить общину верующих может только епископ. А рукоположить его могут только несколько других епископов, которых до этого рукоположили другие и так далее. Эта цепочка рукоположений простирается вплоть до двенадцати апостолов, которые приняли дары священства в день Пятидесятницы. Без епископов и священников совершение церковных таинств невозможно. А это значит, что не будет и подлинного преображения человека, ради чего, собственно, и существует Церковь.
А если «новаторы» найдут епископов? Тогда все получится?
Нет. Во-первых, епископу одной епархии запрещено принимать на себя управление Церковью в другой (15-е правило Первого Вселенского Собора). Кроме того, подобный переход возможен только с согласия Синода и Собора всей Церкви. В противном случае такой епископ является раскольником, и церковным судом либо запрещается в служении, либо — это случай крайний — может быть предан анафеме, то есть полному отлучению от Церкви.
И что происходит с епископом после запрещения или анафемы?
После этого он уже не имеет священнической благодати, а это значит, что все совершаемые им «таинства» не имеют никакой силы. Ношение епископского облачения человеком, над которым Церковью произнесена анафема или который был отправлен под запрет, — не более чем бутафория. Именно поэтому, кстати говоря, ни одна из существующих сегодня на Украине церквей, помимо Украинской Православной Церкви, не признается православным миром.
Потому что все ее епископы или запрещены в служении или преданы анафеме?
Да. Самый яркий пример — бывший митрополит Киевский, Филарет Денисенко, который является сегодня «патриархом» так называемой «Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата». 11 июня 1992 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви было принято постановление извергнуть его из сущего сана, после чего он перестал быть митрополитом. А после того как Денисенко отказался признавать решение Собора, 21 февраля 1997 года на новом Архиерейском Соборе бывший митрополит был предан анафеме. Причем эта анафема признана всеми Поместными Церквями.
А за что он был подвергнут такому строгому наказанию?
Цитируем официальный церковный документ: «За жестокое и высокомерное отношение митрополита Филарета (Денисенко) к подведомственному духовенству, диктат и шантаж (Тит 1. 7–8; 27-е правило святых апостолов), внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих (Мф 18:7; 3-е правило I Всел. Собора, 5-е правило V–VI Всел. Собора), клятвопреступление (25-е правило святых апостолов), публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор (6-е правило II Всел. Собора), совершение священнодействий, включая рукоположения, в состоянии запрещения (28-е правило святых апостолов), учинение раскола в Церкви (15-е правило Двукратного Собора)».
Есть ли еще какие-то канонические препятствия для создания своей церкви?
Есть. Помимо всего выше сказанного, нужно помнить, что епископ, согласно церковным канонам, просто так, без официального приглашения, не может приезжать в другую епархию.
А почему только Украинская Православная Церковь единственно каноническая?
Во-первых, потому что только в ней сохранилось апостольское преемство. Во-вторых, свою автономию и самоуправление она получила законно, без нарушения канонов, от Московского Патриархата. В третьих, только эта Церковь признается канонической всем православным миром.
Она является частью Русской Православной Церкви, имея при этом практически полную автономию и свободу. Таков сознательный выбор большинства украинских православных христиан и духовенства Украинской Церкви.
Значит, количество Поместных Церквей всегда будет одинаковым?
Нет. В Церкви предусмотрены некоторые легальные пути. Например, христианин в качестве миссионера отправляется от одной из Поместных Церквей проповедовать в другую страну, где еще нет Церкви. В случае успеха через некоторое время там возникает община. Каноническая Церковь направляет туда своего епископа, который рукополагает священников. Постепенно община расширяется, образуется епархия, потом митрополия (объединение нескольких епархий), складывается своя самостоятельная жизнь. И вот, когда все это произошло, местные епископы при согласии верующих могут направить официальный запрос в ту Поместную Церковь, откуда к ним пришел миссионер — только она имеет право предоставить автокефалию. Если эта Церковь дает свое согласие, то вслед за этим такое же признание должно поступить и от всех остальных Поместных Церквей. Только после этого возникает новая каноническая Поместная Церковь.
Что такое церковные каноны: объясняем на пальцах
Приблизительное время чтения: 8 мин.
Какие в Церкви существуют каноны? Что они регулируют? Каноны нужны, чтобы лишить человека свободы или, наоборот, чтобы ему помочь? Почему вообще в Церкви присутствует такой юридический формализм? Неужели без него никак нельзя спастись?
На эти и другие вопросы специально для «Фомы» ответил протоиерей Дмитрий Пашков, преподаватель кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ.
Что такое церковные каноны и зачем они нужны?
Слово «канон» — греческого происхождения, и переводится оно как «правило», «норма». Каноны представляют собой общеобязательные правила поведения, принятые в Церкви. Поэтому можно сказать, что канон в Церкви по своему содержанию и смыслу есть то же самое, что и закон в государстве.
Необходимость церковных канонов в общем понятна. Оказываясь в любом обществе, мы должны соответствовать определенным, принятым в нем правилам поведения. Так и в Церкви. Став ее членом, человек должен подчиняться действующим в ее пределах нормам — канонам.
Можно прибегнуть к такой аналогии. Когда мы поправляем свое здоровье в больнице, мы сталкиваемся с определенными правилами, которым — хотим мы того или нет — должны подчиняться. И эти больничные правила могут поначалу показаться излишними или даже абсурдными до тех пор, пока мы не постараемся в них вникнуть.
При этом в Церкви не может быть канонического формализма. Каждый человек индивидуален, и потому значительную роль в его церковной жизни играет духовник. Зная слабые и сильные стороны приходящего к нему человека, священник, опираясь на каноническую норму, может действовать достаточно свободно. Ведь нельзя забывать, что основной массив канонов сформировался очень давно, еще в первое тысячелетие, и многие каноны не могут буквально применяться в нынешнее время. Поэтому у батюшки остается большое пространство для «маневра» (сами каноны это предполагают, оставляя священнику, например, право сокращать или, напротив, продлевать епитимии), и это очень важно, когда речь идет о таком сложном и чрезвычайно деликатном деле, как пастырство.
Но неужели без этого формализма невозможно спастись?
Нет, дело тут не в самом формализме, а в нас самих. Поскольку мы даже после крещения остаемся существами несовершенными, ленивыми, эгоцентричными, нас нужно приводить к какому-то соответствующему нашей вере порядку благочестивой жизни.
Конечно, не подлежит нормативному регулированию наше общение с Богом, например, как человек молится дома: долго ли, коротко ли, с лампадкой или без, глядя на икону или закрыв глаза, лежа или стоя, — это его личное дело и зависит исключительно от того, как у него получается лучше помолиться. Но если христианин приходит в собрание верующих, в Церковь, где таких, как он, уже много и у каждого есть свои взгляды, интересы, какие-то предпочтения, здесь уже без определенных правил, которые всю эту пестроту приведут к какому-то правильному единообразию, не обойтись.
То есть общеобязательные нормы, каноны, нужны там, где появляется общество, где уже требуется предписать определенные права и обязанности его членам, чтобы избежать в нем хаоса и беспорядка.
Кроме того, каноны служат поддержанию того изначального образа Церкви, который возник в день Пятидесятницы, так что она остается неизменной при любом государстве, культуре, общественной формации. Церковь всегда и во все времена одна и та же: и в I веке, и в эпоху Вселенских Соборов, и в поздней Византии, и в Московском царстве, и сейчас. И каноны оберегают эту тождественность Церкви самой себе через все века.
А разве в Евангелии Христос говорил что-либо о необходимости следовать каким-то правилам?
Конечно, говорил. Некоторые нормы христианской жизни Господь задает прямо в Евангелии. Например, есть каноны, которые регулируют таинство Крещения. И в Евангелии Христос первым эту норму устанавливает: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф 28:19–20).
Тут мы находим формулу крещения — «во имя Отца и Сына и Святого Духа», — которая произносится сегодня священником во время совершения таинства. Кроме того, сказано, что сначала нужно научить, а уже затем крестить. И вот отсюда, например, берет начало практика так называемых огласительных бесед перед крещением, когда священник или катехизатор должен подробно объяснить желающему войти в Церковь человеку основы христианской веры и благочестия.
Кроме этого, Господь Иисус Христос установил единобрачие, как норму (Мф 19:4–9). На основе именно Его слов Церковь развила свое учение о таинстве Брака. Однако она несколько смягчила «строгость» Евангелия, где, как известно, сказано: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует (Мф 19:9). Церковь, снисходя к людской немощи и понимая, что не все смогут понести бремя одиночества, позволяет при определенных обстоятельствах вступать во второй и даже в третий брак.
Однако существуют и другие каноны, не взятые напрямую из Нового Завета. Церковь, водимая Святым Духом, выступает как продолжательница Законодателя Христа, расширяя, уточняя и поновляя свои правовые нормы. При этом, повторюсь, сама эта детализация и в целом вся законотворческая деятельность Церкви опирается на принципы, данные Спасителем в Евангелии.
А какие существуют каноны? И что они регулируют?
Церковных канонов очень много. Их можно разделить на несколько больших групп. Есть, например, каноны, регулирующие административный порядок управления Церковью. Есть «дисциплинарные» каноны, которые регулируют жизнь верующих и служение клириков.
Существуют каноны догматического характера, которые осуждают определенные ереси. Есть каноны, которые упорядочивают территориальное управление Церкви. Эти каноны устанавливают полномочия высших епископов, — митрополитов, патриархов, они определяют регулярность проведения Соборов и так далее.
Все каноны во всем их многообразии были сформулированы в первом тысячелетии церковной истории, и некоторые из них в чем-то устарели. Но Церковь эти древние каноны все равно чтит и очень внимательно изучает, потому что уникальная эпоха Вселенских Соборов является своего рода эталоном, образцом для всех последующих веков.
В наши дни из этих древних норм мы извлекаем если не прямые правила поведения, то по меньшей мере их дух, принципы, чтобы установить в поновленном виде такие нормы, которые будут отвечать потребностям сегодняшнего дня.
Понятно, что если гражданин нарушит закон, то он по решению суда будет за это наказан. А что в Церкви? Предусмотрены ли в ней наказания за нарушение того или иного церковного канона?
Если говорить о церковном праве, регулирующем благочестивую жизнь христианина, канонические санкции прежде всего лишают провинившегося человека самого главного — общения со Христом в таинстве Причастия. Это не мера возмездия, не наказание в расхожем смысле слова, а «терапевтическая» мера, нацеленная на то, чтобы вылечить тот или иной духовный недуг. Однако и здесь есть очень важная и существенная оговорка: окончательное решение относительно применения того или иного церковного наказания принимает духовник или, если брать более высокий уровень, епископ. При этом каждый случай рассматривается отдельно, и в зависимости от конкретной ситуации принимается то или иное решение.
Таким образом, церковные каноны более походят на лекарства, чем на законы. Закон действует в значительной мере формально, законодательная и исполнительная власть должны быть независимы.
В этом смысле, правоприменитель (епископ или священник) должен действовать так же, как поступает хороший и внимательный доктор. Ведь не станет же врач мучить новыми препаратами своего пациента, если назначенные лекарства уже благотворно подействовали! А вот если лечение положительных результатов не приносит, тогда доктор начинает применять другие препараты до тех пор, пока пациент не пойдет на поправку. И если в медицине показателем успешности лечения является выздоровление пациента, то для епископа и духовника подобным свидетельством будет искреннее раскаяние верующего.
Это, собственно, то, ради чего и существуют церковные санкции: настроить человека на покаяние и исправление, чтобы помочь ему в духовном росте, чтобы верующий, попавший под епитимью, пережил внутренний переворот и покаялся. Чтобы он осознал, что совершенный им грех лишает общения с Богом и постарался вновь его восстановить.
Церковные каноны где-то зафиксированы? Есть ли какие-то сборники, в которых они классифицированы и представлены?
Конечно. Кодифицировать свое право Церковь начала уже в конце IV века. Именно в эту эпоху после окончания гонений на христиан появляется огромное количество канонов, которое необходимо было как-то систематизировать и упорядочить. Так появились первые канонические сборники. Одни из них были организованы хронологически, другие — тематически, по предметам правового регулирования. В VI веке появились оригинальные сборники смешанного содержания, так называемые «номоканоны» (от греческих слов «номос» — императорский закон, «канон» — церковное правило). В него вошли и каноны, принятые Церковью, и законы императоров, касающиеся Церкви.
Существуют еще и так называемые апостольские правила. К самим ученикам Христа они прямого отношения не имеют и такое название, скорее всего, получили из-за их особой значимости и авторитетности. Возникли эти каноны на территории Сирии в IV веке.
Самый известный сборник древних канонов называется «Книга правил». В нее вошли и «апостольские» правила, и каноны, принятые на Вселенских Соборах, и каноны некоторых Поместных Соборов, и авторитетные мнения святых отцов по различным проблемам церковной жизни.
А нужно ли мирянину знать нормы церковного права?
Я считаю, что нужно. Знание канонов помогает понять, какие у него есть права и обязанности. Кроме того, церковные каноны еще и очень полезны в обычной жизни.
Например, жизнь новорожденного малыша висит на волоске и его надо срочно крестить. Может ли это сделать сама мама в роддоме, и если может (и в самом деле это так), как ей это сделать правильно, чтобы таинство Крещения в самом деле совершилось? Или вас пригласили стать крестным. Что с канонической точки зрения это означает, какие обязанности у вас появляются? Множество сложных вопросов связано с таинством Брака. Например, можно ли с канонической точки зрения венчаться с инославным или иноверным?
Введение в каноническое право Православной Церкви
Содержание
Этот скромный труд посвящен верным чадам Православной Церкви: новомученику духовнику Киевского духовенства протоиерею о. Михаилу Едлинскому и Ректору новозрожденной Киевской Духовной Семинарии протоиерею о. Сергию Афонскому.
Архиепископ Григорий (в миру Георгий Сергеевич Афонский) родился 17 апреля 1925 года в г. Киеве. Два его прадеда, со стороны отца и матери, оба деда и отец были священниками. К началу войны 1941–1945 гг. он окончил 7 классов киевской средней школы. Однако, далее судьбе было угодно, чтобы после насильственного вывоза в Германию и рабского труда на заводе в 1942–1945 гг. будущий архиепископ оказался в Америке. Там вначале работал на фабрике, а затем, когда служил псаломщиком и регентом церковного хора, параллельно окончил духовную Семинарию и Академию, после чего был хиротонисан в сан пресвитера и принял монашество.
В мае 1973 года в г. Ситка (бывший Новоархангельск на Аляске) состоялось рукоположение архимандрита Григория во епископа Ситки и всея Аляски. Рукоположение совершил Блаженнейший Иреней в сослужении с архиепископом Киприаном и епископом Феодосием, нынешним предстоятелем Православной Церкви Аляски и Канады. 23 года отдал Владыка Григорий служению на Аляске. Свое столь долговременное служение в этой епархии с ее протяженностью в несколько тысяч километров и чрезвычайно трудными климатическими условиями сам Владыка объясняет так: « Я благодарю Бога за то, что Он дал мне на Аляске таких чудесных людей, дал такое большое поле для выращивания виноградника Господня и особенно за то, что Он дал мне детей, молодых, добрых и искренних прихожан. Это для меня дар Божий. Другой судьбы мне не надо». Кроме своей архипастырской деятельности Владыко Григорий известен также как преподаватель и ученый-историк: его главные научные труды посвящены истории православия в Америке и, в частности, на Аляске. В 1996 г. по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, архиепископ Григорий посетил Москву и Киев, где литургисал в храмах и монастырях обеих столиц. Покидая родной город после более чем 50-летней разлуки, Владыка Григорий благодарил верующих за возможность общей молитвы и пожелал народу Украины мира, спокойствия и благополучия.
В настоящее время Владыка Григорий пребывает на покое и проживает в США.
По благословению Блаженнейшего Владимира Митрополита Киевского и всея Украины.
Монография архиепископа Григория (Афонского), одного из старейших и авторитетнейших иерархов Православной Церкви в Америке, освещает канонические воззрения отечественных богословов конца 19 – начала 20 века. Выполненное на высоком научном уровне, исследование может служить учебным пособием для воспитанников Духовных школ и студентов богословских учебных заведений, давая общее представление о каноническом праве Православной Церкви.
Предисловие
Период конца 19 и начала 20 столетия в истории русской богословской мысли вообще и канонического, или церковного, права в частности по своему высокому научному стандарту со всей справедливостью может считаться единственным и уникальным не только в истории Русской Церкви, но и Церкви Вселенской. Это был настоящий «золотой век» русского богословия. Ничего подобного со времени святоотеческой литературы 4–5 веков история Православной Церкви не знала 1 1.
О необыкновенном расцвете русской богословской науки дореволюционного периода, о «Путях русского богословия» подробно написано в замечательной книге проф. прот. Г. Флоровского, а об историческом развитии русской богословской школы написал доктор богословия проф. Н.Н. Глубоковский. В том, насколько высок был научный уровень русской богословской мысли, каждый может убедиться, посмотрев журналы четырех духовных академий: «Труды Киевской Академии», «Богословский Вестник» (Московская Академия), «Христианское Чтение» (Петербургская Академия), «Православный Собеседник» (Казанская Академия), в которых чуть ли не каждая статья может считаться кандидатской или магистерской диссертацией по стандартам настоящего времени.
Поле деятельности русской канонической школы было многообразным и многогранным, а научноплодотворное изучение и разработка церковного права начались в девятнадцатом веке под влиянием исторической школы в области юриспруденции. Православное церковное право во многом обязано западным канонистам лучшими изданиями памятников церковного права и византийского законодательства в области церковного права. Достаточно упомянуть исследования братьев Петра и Иеронима Беллерини, коллекции канонов Бинера, труды знаменитого Цехариэ, историю источников церковного права Маасена, историю Вселенских соборов Хефеле и др. Русские исследователи церковного и византийского права не отставали от западных ученых. Так, М.Н. Бенешевич издал канонический сборник 14 титулов, синагогу в 50 титулов; В. Нарбеков написал введение к Номоканону патриарха Фотия; А.С. Павлов – о 50-й главе Кормчей книги; М. Скабалланович писал о византийском государстве и церкви.
В 1835 году преподавание церковного права было введено в русских университетах, но как часть общей догматики. По уставу 1863 года церковное право становится отдельной от богословия самостоятельной юридической наукой. Несмотря на такое позднее научное признание, этот предмет может похвалиться большим количеством законченных канонических пособий, хотя их авторы не всегда достигают согласия в некоторых канонических вопросах.
Первый труд по церковному праву в Русской Церкви, составленный в 1848 году под названием «Записки по церковному законоведению», принадлежат профессору Киевского университета прот. Скворцову. В 1859 вышла первая часть книги «Опыт курса церковного права» создателя русской канонической школы Смоленского епископа Иоанна (Соколова). Профессор Московского университета Н. Соколов в 1874 году издал свои лекции по церковному праву. Лучшим учебником можно считать «Курс церковного права» А.С. Павлова. Из других учебников следует отметить «Краткий курс церковного права» И.С. Бердникова, «Очерк православного церковного права» С. Остроумова, «Православное церковное право» епископа Никодима (Милаш), «Учебник церковного права» П.С. Суворова, «Церковное право» М.И. Горчакова. Вопросами церковной дисциплины, а также вопросами сущности церковного права и канонов, свободы совести и права, взаимоотношений Церкви и Государства, канонического положения в Церкви Константинопольского Патриарха занимались митрополит Филарет (Дроздов), епископ Антоний (Храповицкий), иеромонах Михаил (Семенов), протоиерей М.П. Альбов, профессора Ф.А. Курганов, И.И. Соколов, П.В. Гидулянов, В. Кипарисов, Н.Д. Заорецкий, В.И. Мышцын, П.А. Лашкарев, М.Е. Красножен, П.П. Пономарев, С.В. Троицкий и многие другие 2 2.
Уже сам по себе термин «церковное право» привел ученых к большим разногласиям. Ведь Церковь и право, говорили одни, противоположны и взаимно друг друга исключают. Право – это политика силы, основной принцип которой принуждение. Основа Церкви и ее принцип – любовь. Область Церкви – это «внутренняя сфера духа», а поэтому Церкви, как организации «свободы и любви», чуждо каноническое право. Поэтому русским ученым-богословам было необходимо сформулировать ясное и точное понятие относительно существа Церкви как богоучрежденного общества.
Знаменитый церковный историк В.В. Болотов, критикуя протестантскую идею «невидимой церкви» в предисловии к истории Вселенских соборов, учит: «В понятии «экклесия» заключается сильный элемент видимости. Никакой невидимой Церкви быть не может. В невидимом можно участвовать только духовно, в экклесии не иначе, как телесно. Участие в невидимой Церкви походило бы на невидимое участие в воинской повинности 3 3
А вот как один из лучших русских канонистов ответил на вопрос о свободе воли и права: «Церковь для верующих в Иисуса Христа есть непосредственное божественное учреждение, в котором и через которое осуществляется в роде человеческом идея Царства Божия на земле». В этом догматическом понятии о Церкви проф. Павлов указывает как на внутреннее, невидимое, существо Церкви (Иоанн 18:36), так и на внешнее, видимое ( Мф. 16:18 ).
Как союз, основанный на религиозной вере, действие которого обращено на внутреннюю сторону человека, на его душу, Церковь представляется невидимым, духовным союзом верующих в Иисуса Христа. Но в то же время Церковь, как союз человеческий, есть Царство Божие в мире сем, значит, видимое явление во внешней светской жизни человека. Внешней стороной своего существования Церковь поставлена в общие условия человеческой жизни. Внешняя жизнь Церкви как организованного целого необходимо предполагает существование в ней известного порядка, согласно с ее внутренним существом и жизненным назначением. С этим порядком Церковь и вступает в область права как носительница тех норм своей жизни, которые имеют свое основание в самом существе Церкви и которыми определяются ее внутренние правоотношения. Конечно, Церковь сама по себе не может принуждать физически, как это делает государство. Тем не менее, в распоряжении Церкви находятся известные права и блага, которые она же может и отнять: например, право каждого члена Церкви на совершение для него известных церковных актов, причем это нисколько не противоречит христианскому учению о свободе воли, так как признающий себя членом Церкви тем самым добровольно принимает на себя и обязанность повиноваться ее законам и соблюдать существующий в ней порядок. 4 4
Конец 19 – начало 20 века прошли в России под знаменем общего и единого желания провести реформы церковного строя управления и церковной жизни. Духовенство и общество требовали восстановления в России «канонического строя» после двухсотлетнего синодального управления. В предвидении церковных реформ русские канонисты писали отзывы о самых различных областях церковной жизни и церковного управления, начиная с организации прихода и кончая восстановлением патриаршества.
В отношении к самим канонам определились две точки зрения. Некоторые иерархи и ученые отождествляли Православие с буквальным соблюдением канонов, которым, таким образом, придавалось догматическое значение. Другие ученые показали, что со временем и с изменением жизненных условий некоторые каноны отменялись соборами и заменялись другими. Нашли немало канонов, которые, не будучи отменены соборами, тем не менее, были оставлены церковной практикой, как не применяемые в данное время. Об этом было написано много интересного и поучительного материала с главным вопросом: где же предел изменяемости канонов?
После революции 1917 года каноническая наука в России фактически перестала существовать. В эмиграции, однако, русские богословы и ученые не прекращали заниматься каноническими вопросами. На канонические темы писали профессора протоиереи Н. Афанасьев, А. Шлеман, И. Мейендорф, Г. Флоровский, профессора С. Верховский, Н. Глубоковский, А. Карташов. Проф. А. Боголепов составил учебник канонического права, а проф. С. Троицкий писал о реальном каноническом статусе Константинопольского патриархата, не представляя последнему никакой особой административной власти в Православной Церкви, кроме чести быть первым среди равных.
Верим, что будущий Вселенский собор обязательно рассмотрит вопрос об исторически-догматической квалификации церковных канонов с целью установления идеального церковного устройства, к которому всегда стремилась Православная церковь, воплощая в жизнь единство и множественность, первенство и равенство, главенство и независимость, дисциплину и свободу.
Глубовский Н.Н. Русская Богословская наука в ея историческом развитии и новейшем состоянии. Варшава, 1928.
Проф. Остроумов М. Введение в православное церковное право. Харьков, 1893, с. 96–131.