Что такое коррекционно развивающие технологии
Современные коррекционно-развивающие технологии и методики
Татьяна Белоусова
Современные коррекционно-развивающие технологии и методики
Эффективность использования той или иной технологии в коррекционной педагогике непосредственно зависит от того, насколько тщательно продумана организация этого процесса, какие цели поставлены, какой подход избран.
Смысл применения технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами – возможности индивидуализации коррекционного обучения, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной дозированной помощи.
В работе учителя-дефектолога считаю целесообразным и оправданным применение следующих технологий:
• Технологии обследования познавательной деятельности и речи.
• Технологии уровневой дифференциации.
• Технология индивидуализации обучения.
• Технологии проблемного обучения.
Коротко расскажу о каждой из них.
Технология обследования познавательной деятельности и логопедического обследования.
Це ль: полная и качественная оценка состояния речи детей с ЗПР, интеллектуальным недоразвитием (У/О).
Компетенции, на которые направлена технология: коммуникативные компетенции.
Эффект использования: позволяет получить достаточно полные сведения о речевых нарушениях каждого конкретного ребёнка, что, в свою очередь предшествует грамотному планированию лого-коррекционной работы и получению наилучших результатов по исправлению речевых недостатков.
Технология уровневой дифференциации
Цель:обучение ребенка на уровне его возможностей и способностей; адаптация обучения к особенностям ребенка.
Компетенции, на которые направлена технология: коммуникативные, когнитивные, социально-личностные компетенции.
Эффект использования: дает возможность каждому ученику овладеть учебным материалом на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.
Технология индивидуализации обучения
Цель: сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей.
Компетенции, на которые направлена технология: социально- информационные, когнитивные компетенции.
Эффект использования: предупреждение неуспеваемости; формирование общеучебных навыков и умений при опоре на зону ближайшего развития каждого ребенка; усиление учебной мотивации и развитие познавательных процессов.
Технология проблемного обучения
Цель: усвоение способов самостоятельной деятельности.
Компетенции, на которые направлена технология: когнитивные, коммуникативные компетенции.
Эффект использования: организация активной деятельности учащихся по разрешению проблемы, активизация познавательной активности,развитие мыслительных способностей.
Технология моделирования и проигрывания сказок на индивидуальных занятиях (автор Ткаченко Т. А.).
Цель: формировать вербальные средства коммуникации, мотивации, речевого общения, развивать и активизировать словарь, формировать грамматический строй речи, связную речь.
Компетенции, на которые направлена технология: коммуникативные, социально-личностные, межкультурные компетенции.
Эффект использования: способствует возникновению мотивации речевого общения, формированию первичных произносительных навыков, пополнению и активизации словаря, появлению фразы в речи ребёнка.
Информационно-коммуникативные технологии.
Цель: повышение интереса детей к изучаемому материалу и качества коррекци-онной работы, обеспечение непрерывности наглядного показа изучаемого материала.
Компетенции, на которые направлена технология: коммуникативные, со-циально-информационные, когнитивные компетенции.
Эффект использования: позволяют разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повышать интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчают деятельность учителя-дефектолога.
Игровые технологии.
Цель: более успешная социализация, формирование социально-активной личности, самореализация, игровая терапия и психологическая коррекция.
Компетенции, на которые направлена технология: коммуникативная, со-циально-личностные, межкультурные компетенции.
Эффект использования: стимулируют детей к учебной деятельности, вызывают интерес и потребность общения, развивают когнитив-ные процессы.
Технология развивающего обучения.
Цель: развитие способностей ребёнка.
Компетенции, на которые направлена технология: коммуникативные, социально-личностные, когнитивные компетенции.
Эффект использования: ориентация познавательной деятельности
на потенциальные возможности ребенка.
Технология формирования слоговой структуры слова. Автор Четверушкина Н. С.
Цель: формирование вербальных средств коммуникации. Компетенции, на которые направлена технология: коммуникативные, социально-личностные коммуникации
Эффект использования:формирует слоговую структуру слова, делает речь ребёнка более понятной для окружающих, снимает коммуникативные барьеры.
Здоровьесберегающие технологии:
Су-джок терапия
Цель: развитие мелкой моторики, тактильной сферы, развитие мотивации общения, коррекция различных сторон речи, снятие синкенезий и мышечных зажимов.
Эффект использования: нормализация мышечного тонуса и коррекция дизартрических расстройств. Сохранение и укрепление здоровья детей. Компетенция личностного самосовершенствования. Стимулирует детей к учебной деятельности, вызывает интерес и потребность общения, развивает тактильные ощущения и мелкую моторику. Способствует снятию усталости, раздражительности, повышению работоспособности, улучшению общего со-стояния детей.
Биоэнергопластика
— содружественное взаимодействие руки и языка (сопряжённая гимнастика). Применяется для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, а также чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей.
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.
Компетенция личностного самосовершенствования.
Фонетическая ритмика
— двигательные упражнения в сочетании с произнесением речевого материала.
Цель:развитие фонематического слуха; развитие умения выражать свои эмоции разнообразными интонационными средства-ми. сохранение и укрепление здоровья детей.
Компетенция личностного самосовершенствования.
Эффект использования: способствует развитию фонематического слуха; правильному воспроизведению звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах и фразах; умению выражать свои эмоции разнообразными интонационными средства-ми.
Дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой А. Н.
Цель: формирование правильного физиологического и речевого дыхания, сохранение и укрепление здоровья детей.
Компетенция личностного самосовершенствования.
Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха, что очень важно на этапе постановки и автоматизации звуков. Сочетание речи с кодированными движениями пальцев рук. Формирование первичных произносительных умений, у детей с ОНР I, обусловленным стойким недоразвитием познавательной сферы и нарушениями по типу моторной алалии и дизартрии.
Компетенции, на которые направлена технология: коммуникативные, социально-личностные компетенции.
Эффект использования: способствуют возникновению первичных произносительных умений и навыков, формированию мотивации речевого общения, пополнению и активизации словаря у безречевых детей.
Педагогический прием «Маленький учитель».
. Более продвинутый ребенок занимает на занятии ведущую роль, роль учителя.
Цель: развитие самоконтроля, познавательной деятельности
и потенциальных возможностей ребёнка.
Компетенции, на которые направлена технология: коммуникативные, социально-личностные, когнитивные компетенции.
Помогает научить будущих школьников учиться и передавать свои знания другим детям. Более развитые ученики лучше усваивают материал, а у более слабых появляется для этого стимул.
Применение этих и других педагогических технологий помогает мне развивать, формировать, корректировать, воспитывать личность ребёнка. Разнообразие технологий не дает детям привыкнуть к однотипным видам занятий и мотивирует их на получение новых знаний.
Презентация для учителей-логопедов «Использование технологий в работе учителя-логопеда» В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового.
Системный анализ и оценка эффективности учебного занятия педагога дополнительного образования Системный анализ и оценка эффективности учебного занятия Детское объединение___ Группа.
Использование игровых и коррекционно — развивающих технологий при обучении и воспитании детей с ОВЗ
Тема: «Использование игровых и коррекционно – развивающих технологий при обучении и воспитании детей с ОВЗ»
Подготовила: Березина Е. В.
логопед МДОУ №21 «Ласточка»
В сентябре 2013 года был принят новый закон «Об образовании», который привел к серьезным и значительным переменам в системе образования. В связи с гуманистическим взглядом на детей с ОВЗ в сфере образования формируется новый социальный заказ на инклюзивное образование ребенка.
Учебно-воспитательный процесс инклюзивного образования требует подключения к работе команды разных специалистов (учитель-логопед, дефектолог, психолог, координатор по инклюзии, тьютор, воспитатель, медсестра! врач).
По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3. Дети с нарушением речи (логопаты);
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5. Дети с умственной отсталостью;
6. Дети с задержкой психического развития;
7. Дети с нарушением поведения и общения;
8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
На основе статистических данных дети с ОВЗ менее физически подготовлены, чем дети с нормальным темпом развития. Это вызывает определенные трудности в овладении детьми, как учебного материала, так и в развитии памяти, мышления, внимания и других высших психических функций.
Образование детейс ОВЗ предусматривает:
1. Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и возможности для получения образования;
2. Воспитание;
4. Коррекцию нарушений развития;
5. Социальную адаптацию.
Коррекционно-развивающее обучение способствует преодолению, коррекции и компенсации нарушений физического, психического и психологического развития обучающихся. Построение общей системы коррекционно-развивающего обучения невозможно без применения грамотно подобранного спектра педагогических технологий.
Есть множество определений понятия «педагогическая технология».Мы изберем следующее: – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для детей и педагога. (В. М. Монахов).
1. Технология разноуровневого обучения
3. Технология проблемного обучения
4. Проектная деятельность
5. Игровые технологии
6. Информационно-коммуникационные технологии
7. Здоровьесберегающие технологии
Так как ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, она понятна и интересна детям, поэтому мы подробнее остановимся на игровых технологиях.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Любая детская игра – тихая или подвижная, групповая или индивидуальная, сюжетно-ролевая или словесная – может стать коррекционной, если взрослый определит, какие способности и навыки ребенка она может скорректировать и усовершенствовать!
Существует множество классификаций игр: по виду деятельности, по содержанию, по оборудованию и т. д. Мне, как коррекционномупедагогу подходит классификация игр по целевым ориентациям:
1.дидактические: расширение кругозора, познавательной деятельности; применение ЗУН в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков;
2. развивающие: развитие ВПФ, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, развитие мотивации учебной деятельности.
3. воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
4.социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Требования при подборе игр для детей с ОВЗ
1. Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;
2. Учет структуры дефекта;
3. Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
4. Связь содержания игры с системой знаний ребенка;
5. Соответствие коррекционной цели занятия;
6. Учет принципа смены видов деятельности;
7. Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
8. Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.
Одна и та же игра может выступать в нескольких функциях: обучающая, развлекательная, коммуникативная, релаксационная, коррекционная.
У детей с ОНР речь самостоятельно не развивается. Страдает процесс накопления, отбора слов и оперирования ими в речевой деятельности (словарь хаотичен, неорганизован). Все это ведет к снижению памяти, внимания, восприятия, познавательных процессов. Решение данных проблем – одна из задач использования лэпбука в коррекционно-речевой работе.
Кроме игры в своей работе я использую различные коррекционно-развивающие технологии или отдельные их элементы.
Коррекционно-развивающие технологии:
— здоровьесберегающие технологии;
— технология личностно-ориентированного обучения;
— игровые технологии (коррекционно-развивающие игры и упражнения);
— информационно-коммуникационные технологии;
— технологии компенсирующего обучения;
— технология проблемного обучения;
— технология проектного обучения;
— арт-терапевтические технологии (связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся, они позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии).
Вариантов грамотного внедрения педагогических технологий образования детей с ОВЗ в процесс обучения масса, их необходимо продуктивно совмещать.
Я применяю элементы ТРИЗ технологии, мнемотехники, логоритмики, кинезотерапии.
Опыт работы показывает, что использованиепеска дает положительные результаты: у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, многие из них с восторгом и радостью воспринимают каждое занятие. Особенно это актуально с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. На таких занятиях развиваются все стороны речи: пополняется и активизируется словарный запас, развивается фонетико-фонематическое восприятие, лексика и грамматика, связная речь. Игры с песком можно использовать и при обучении грамоте, при постановке и автоматизации звуков.
Изучая инновационные технологии, меня очень заинтересовала одна из них, новая для меня, синквейн-технология.
Синквейн — это методический прием, который представляет собой пять нерифмованных строк, имеющих форму стихотворения. При этом составление каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному материалу
Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников с общим недоразвитием речи. Синквейн с франц. языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Детям предлагается определённый алгоритм, предложенный автором данной технологии В. М. Акименко, который помогает составить рассказ на любую лексическую тему. Лексические темы, которые усваивают дети коррекционной группы, служат темами синквейнов.
Прежде чем учить детей сочинять синквейн, я провела подготовительную работу, где дети знакомились с такими понятиями как «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета», «предложение». Знакомила с графическим изображением этих понятий.
Затем мы учились составлять синквейн по определённым правилам:
Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные.
В третьей строчке, посредством использования глаголов, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное ребёнком самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, обязательно в контексте раскрываемой темы.
Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог. Чаще всего это просто синоним или обобщающее слово к теме стихотворения.
Составление синквейна проводится в рамках прохождения определенной лексической темы. Синквейн в коррекционной работе с детьми с ОНР совершенствует словарную работу. Учит определять грамматическую основу предложений. Развивает языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление. Синквейн помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах.
Взаключение своего выступления,я хотела бы предоставить вашему вниманию синквейн о нашем семинаре:
2. Актуальный, творческий.
3. Объединяет, обучает, дисциплинирует.
4. Век живи – век учись.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод- грамотное использование игровых и коррекционно-развивающих технологий при работе с детьми, имеющими ОВЗ, позволяет добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.
Консультация для воспитателей «Использование коррекционно-развивающих технологий в обучении дошкольников»
Юлия Васильева
Консультация для воспитателей «Использование коррекционно-развивающих технологий в обучении дошкольников»
В последнее время во многих образовательных учреждениях России осуществляется постепенное становление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в освоении некоторых учебных программ, а также адаптации к окружающему миру. Становится понятной некоторая ограниченность традиционного обучения и воспитания, в связи с чем, актуальна задача поиска наиболее эффективного применения современных образовательных технологий.
Значительные отклонения в развитии речи у дошкольников отражаются на формировании эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов. У таких детей заметен низкий уровень слуховой памяти,основных свойств внимания, трудности в воспроизведении и сохранении информации, значительное отставание в развитии мыслительных процессов.
Необходимость оказания помощи детям привела к разработке и внедрению системы коррекционно-развивающего обучения, которая основывается на результатах конечной диагностики, тесного взаимодействия всех специалистов ДОУ –логопеда, психолога, воспитателя. Каждый из специалистов осуществляет свой раздел работы и включает в свои занятия материал, рекомендованный другими специалистами для закрепления деятельности.
Правильный выбор и использовании психолого-педагогических технологий позволяет ребенку догнать и не отставать в развитии от своих сверстников. В своей работе специалисты используют интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей дошкольного возраста. Это способствует снижению тревожности, развитию коммуникативных навыков, формированию положительной самооценки, познавательных процессов, творческих способностей. Познавательная деятельность возможна лишь там, где созданы условия для ее развития. И в этом огромную роль играет интеграция воспитательного процесса. В интегрированное занятие входят блоки знаний двух или более различных предметов.
Пластилинография — это один из новых жанров в изобразительной деятельности, появившийся сравнительно недавно. Понятие “пластилинография”имеет два корня: “графия” — создавать, рисовать, а слово “пластилин” подразумевает материал, с помощью которого воплощается исполнение замысла. Жанр пластилинография представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением как традиционных, так и нетрадиционных техник и материалов. Использование этого метода художественной выразительности вносит разнообразие в творческий процесс.
Большой эффект в усовершенствовании коррекционно-развивающего процесса принесли такие нетрадиционные технологии арт-терапии как:
1. Пескотерапия (игра с песком на стекле: рисование, представление, письмо в «песчаных тетрадях», изображение на мокром песке).
2. Упражнения на планшете «Мобильная аппликация» (аппликация из фигур разных геометрических форм, стилизованных фигур, сочинение предметных, сюжетных картинок, орнаментов, проектов, «постановка» сказок).
3. Упражнения на геоконте Воскобовича (рисование цветными резиночками композиций, орнаментов из геометрических фигур, составление проектов, конструирование букв, цифр и. т. д.).
4. Игрушечный кукольный театр с использованием пальчиковых кукол.
5. Ниткопись (письмо и рисование шерстяными нитками на бархатной бумаге или фетре).
6. Ватопись (рисование ватой на фетре или бархатной бумаге).
7. Оригами (самобытное японское искусство складывания фигурок из бумаги с целью укрепляения у воспитанников способности работать руками под управлением сознания, совершенствования мелкой моторики рук, точных движений пальцев, упражнения глазомера, чёткого согласования рук и глаз).
Вне зависимости от приемов, методов и техник, которые используются на занятиях, главная цель – помочь ребенку в начинании осознавать себя и свое место в окружающем мире. Научившись выражать и передавать свои чувства, дети начинают лучше понимать других. Учатся преодолевать страх и робость пред тем, что получается не сразу.
Самым эффективным способом коррекционно-развивающего обучения детей является сказкотерапия. Данный метод способен доступными для понимания ребенка словами и в увлекательной форме описать окружающий мир, жизнь людей, их судьбы и поступки, а также дает возможность ощутить чувства радости и грусти героев.
Увлекательное и захватывающее содержание сказки вводит детей в сложный мир взаимоотношений между людьми, раскрывает пред ними нравственный смысл их мотивов и поступков. Дети начинают задумываться о последствиях различных действий, сравнивать свои оценки и предпочтения с мнениями окружающих их людей, учиться осознавать собственные побуждения.
Методика работы со сказкой включает в себя такие особенности, как нравственный урок, воспитание добрых чувств, развитие мышления и воображения, речевую зарядку, связь с ручным трудом и экологией.
Психолого-педагогическая коррекция на основе работы со сказками дает детям возможность на эмоциональном и вербальном уровнях осознать, что такое «хорошо», а что такое «плохо», примерить на себя роли слабого и сильного, равнодушного и заботливого, иными глазами взглянуть на окружающий мир.
Эффективность использования той или иной психолого-педагогической технологии коррекционно-развивающего обучения непосредственно зависит от того, насколько тщательно продумана организация этого процесса, какие поставлены задачи и цели, какой подход избран.
Таким образом, изучив опыт педагогов и психологов, работающих с детьми, имеющих задержку психического развития, а также собственный опыт работы, мы пришли к следующему выводу. Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов для повышения резервных возможностей человека, в настоящее время является актуальной задачей. С ростом знаний в области педагогики и психологии, распространения педагогической мысли создаются новые концепции воспитания, разрабатываются стандарты образования, изучаются теоретические основы и технологии воспитания детей, создаются новые отрасли знаний и методики. Проблема заключается в своевременной активной «пропаганде» нововведений среди педагогов, психологов и умелого сочетания комплекса психолого-педагогических дисциплин с новыми нетрадиционными подходами. В работе необходимо учитывать особенности и проблемы ребёнка. Например, для одних детей ежедневной должна быть работа по формированию слухового внимания, с другим больше нужно работать над обогащением словарного запаса, развитием вербального мышления, для третьих наиболее важным может быть формирование пространственных представлений. Тогда основной аспект в коррекционной работе нужно сделать над развитием этих качеств. По возможности сделать занятия разнообразными по содержанию, включать заданий разной направленности.
Совершенствование образовательных технологий является одним из направлений специального образования. Объективно необходимым становится согласование нового содержания с используемыми технологиями. Требования практики диктуют необходимость усиления творческого и рефлексивного (отражающего, анализирующего) потенциала участников образовательного процесса, индивидуализации коррекционно-развивающей помощи.
Используемая литература:
Буфетов Д. В. Роль установки в развитии межличностной компетентности детей с нарушенным психическим развитием/ Практическая психология и логопедия. – 2004. – №1. – С. 63-68.
1. Виноградова О. А. Развитие речевого общения дошкольников с задержкой психического развития/Практическая психология и логопедия. – 2006. – №2. – С. 53-54.
2. Давыдова Г. Н. «Пластилинография» — 1,2. — М. : Издательство «Скрипторий 2003г», 2006. 4. Серов Н. В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. — СПб, ФПБ — ТОО «БИОНТ», 1997. — 64 с 5.
3. Зайцев Д. В. Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2006. – №1. – С. 62 – 65.
4. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В. В. Лебединский. – М., 2003.
5. Никишина В. Б.Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. –Москва: ВЛАДОС, 2004. – 126с.
6.Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Кузнецовой Л. В. –Москва: Академия, 2003. – 480с.
7. Развиваем руки — чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. Пособие для родителей. /Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топрокова И. Г., Щербинина С. В.— Ярославль: “Академия развития”, 1997. 192 с. 6.
9. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Обобразовании в Российской Федерации».
10. Пахомова О. Н. Добрые сказки. Москва 2006г.
11. Короткова Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и младших школьников. Москва 2005г.
Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение.
Использование развивающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов.
Консультация для родителей «Влияние коррекционно-развивающих игр на развитие умственных способностей детей с ЗПР» «Влияние коррекционно-развивающих игр на развитие умственных способностей детей с задержкой психическогоразвития». Доказано, что развитие.
Консультация для воспитателей «Использование пескотерапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ» Использование пескотерапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ. Принцип «терапии песком» был предложен еще.
Консультация для воспитателей ДОУ «Использование информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей» «Использование информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста». Если сегодня будем учить.
Консультация для воспитателей «Использование метода дидактического синквейна для речевого развития старших дошкольников» 1. Дидактический синквейн как метод обучения Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьезных изменениях.
Консультация для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми» Сохранение и укрепление здоровья детей является приоритетной задачей педагогов в современном дошкольном учреждении. Что бы добиться полноценного.
Консультация «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников» Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной.
Программа «Использование инновационных технологий в обучении дошкольников правилам дорожного движения» Встал малыш на ноги – он уже пешеход. Сел ребенок на велосипед – он уже водитель. Поехал в автобусе – он уже пассажир. И везде его подстерегает.