Что такое коррекционно воспитательная работа

коррекционно-воспитательная работа

Смотреть что такое «коррекционно-воспитательная работа» в других словарях:

КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА — система спец. приёмов и мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей. Термин появился в кон. 19 нач. 20 вв. в связи с деятельностью М. Монтессори и О. Декроли, долгое время использовался… … Российская педагогическая энциклопедия

КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА — система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития детей с отклонениями развития … Психомоторика: cловарь-справочник

Специальная педагогика — Специальная педагогика это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных… … Википедия

Олигофренопедагогика — отрасль дефектологии (См. Дефектология), изучающая проблемы воспитания и обучения, пути коррекции недостатков развития умственно отсталых детей, а также вопросы их социальной реабилитации. Возникла в начале 19 в. как определённое… … Большая советская энциклопедия

Дети со сложными видами нарушений — К детям со сложным (комбинированным) дефектом относятся дети, имеющие аномалии развития сенсорных функций (зрения, слуха)в сочетании с интеллектуальной недостаточностью. В данной категории выделяются следующие группы детей: умственно отсталые… … Российская педагогическая энциклопедия

аггравация — (от лат. aggravatio отягощение) субъективное преувеличение тяжести реально существующего заболевания или дефекта. Нередко выступает симптомом психических нарушений, в частности психопатий. У аномальных детей может иметь невротический характер … Дефектология. Словарь-справочник

Источник

Коррекционно-воспитательная работа

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность коррекционно-воспитательной работы

Актуальность коррекционно-воспитательной работы обусловлена наличием значительного количества детей, которые имеют различного рода проблемы, требующие вмешательства со стороны.

Дети, которые входят в категорию, нуждающихся в коррекционно-воспитательной работе:

Таким образом, одной из первостепенных задач педагога является выявление детей, имеющих различные виды нарушений, установление вида нарушение и исходя из него построение коррекционно-воспитательной работы.

Основное направление коррекционно-воспитательной работы – это разрушение имеющихся у ребенка отрицательных установок, стереотипов, мотивов и формирование новых, положительных и общепринятых в современном социуме.

Таким образом, любая коррекционно-воспитательная работа, начинается с проведения диагностики и выявления проблем.

Направление и значимость коррекционно-воспитательной работы определяет круг ее задач:

Готовые работы на аналогичную тему

Приемы коррекционно-воспитательной работы

Приемы коррекционно-воспитательного воздействия:

Созидательные приемы – направлены на установление позитивных взаимоотношений между педагогом и детьми, на основе взаимопонимания. Достигается посредством применения таких приемов как доброта, внимание и забота со стороны педагога, небольшие поручения и просьбы, поощрения за хорошо выполненную работу.

Приемы, направленные на формирование у ребенка социально-одобряемого поведения. С этой целью используются следующие приемы:

Приемы, направленные на понимание динамики формирования детских интересов и чувств. Используются такие приемы как:

Прямые и косвенные тормозящие приемы:

Одним из наиболее действенных инструментов коррекционно-воспитательной работы является «слово». В процессе беседы с ребенком, педагог может задеть его чувственные струны, найти к нему индивидуальный подход, понять смысл его поведения и поступков. Именно поэтому вне зависимости от того какие методы и приемы использует педагог, важно разговаривать с ребенком, обсуждать его поведение, поступки, чувства, тревоги и т.д.

Формы коррекционно-воспитательной работы

Основные формы коррекционно-воспитательной работы:

Источник

Коррекционно-воспитательная работа

3. Коррекционно-воспитательная работа

Коррекция (с латинского – исправление) – это система психолого-педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей. Под коррекцией понимается как исправление отдельных дефектов, так и целостное влияние на личность аномального ребенка. Применительно к коррекционной педагогике этот подход определяется как коррекционно-воспитательная работа.

Коррекционно-воспитательная работа представляет собой систему комплексных мер психолого-педагогического воздействия на различные особенности аномального развития личности в целом. Это связано с тем, что каждый дефект отрицательно влияет не только на отдельную психическую функцию, а снижает социальную адаптацию ребенка во всех ее проявлениях.

Поэтому она не сводится к отдельным корригирующим упражнениям, развивающим конкретные психические процессы, а охватывает весь учебно-воспитательный процесс.

Сущность коррекционного воспитания состоит в формировании психических функций ребенка и обогащении его практического опыта. Одновременно преодолеваются имеющиеся у него нарушения речи, моторики, сенсорных функций, поведения и т.д. Оно направлено на предупреждение и коррекцию аномалий психического развития, подготовку ребенка к обучению и жизни в обществе.

Воспитание предполагает сочетание педагогических и лечебных мероприятий, а также учет специфики аномального развития и возрастных особенностей ребенка. В каждом случае оценивают степень отставания в развитии по сравнению с возрастной нормой, учитывают его качественные особенности, а также клинический диагноз и потенциальные возможности развития (Е.М. Мастюкова,1992).

Коррекционно-воспитательной задаче подчинены все формы классной и не классной работы в процессе формирования общеобразовательных и трудовых навыков. Сначала осуществляется усвоение знаний об окружающей действительности, формирование навыков самообслуживания. Затем они получают общеобразовательные знания и профессиональные умения. Важное значение имеет коррекция нарушений в эмоциональной сфере и устранение личностных недостатков. В ряде случаев применяются также лечебно-коррекционные мероприятия (ЛФК, массаж, ФТО, прием медикаментозных препаратов и т. д).

4. Компенсация и обучение

Процесс компенсации опирается на значительные резервы высшей нервной деятельности. Кроме биологической приспособляемости организма, которая устанавливает его равновесие со средой, компенсация у человека обусловлена развитием всех сторон личности, на основе трудовой деятельности и связанными с ней общественными отношениями. В процессе компенсации происходит формирование новых динамических систем условных связей, исправление функций, развитие личности.

Компенсация осуществляется за счет активации защитных сил и мобилизации резервных ресурсов, сопротивляющихся патологическому процессу. Специальное обучение способствует подобной активации и целенаправленному использованию потенциальных возможностей компенсации.

Л.С. Выготский сформулировал закон превращения минус дефекта в плюс компенсации. “Положительное своеобразие аномального ребенка и создается не тем, что у него выпадают определенные функции, но тем, что это вызывает к жизни новые образования, представляющие реакцию личности на дефект, компенсацию в процессе развития.”

Известно, что чем раньше начинаются коррекционная работа, тем быстрее развивается процесс компенсации. При ее начале на ранних этапах развития предупреждается формирование вторичных психологических нарушений. В связи с постепенным развитием компенсации важно проводить коррекционно-воспитательные мероприятия последовательно на всех этапах развития с учетом их специфики.

Обратный процесс называется декомпенсацией. Это расстройство деятельности определенной системы или организма в целом вследствие нарушения имеющейся компенсации. При этом резко снижается работоспособность и замедляется развитие. Декомпенсация связана с тем, что аномальные дети очень подвержены неблагоприятным влияниям. При болезни, психических перегрузках и стрессах, в новых необычных условиях деятельности компенсаторные процессы у них могут нарушаться.

5. Условия компенсации

Эти обострения функциональных нарушений способствуют неустойчивости и ослаблению психических процессов. Поэтому аномальный ребенок нуждается в создании охранительного психологического режима, ограничении учебной нагрузки.

К благоприятным условиям, также способствующим развитию компенсации у аномальных детей, относится:

1. Правильно организованная система обучения и воспитания, предусматривающая наличие дифференцированной сети специальных учреждений; построение учебного процесса на основе применения специальных приемов и методов коррекционно-воспитательной работы.

2. Использование принципа соединения обучения с трудом как основного средства разностороннего гармоничного развития умственных и физических способностей детей;

3. Адекватные психологические отношения в детском коллективе, а также между педагогами и учащимися.

4. Правильная организация режима учебной деятельности и отдыха детей, предупреждающая нервно-психическое перенапряжение;

5. Чередование разнообразных методов обучения, воспитания, в том числе, направленных на повышение активности, самостоятельности учащихся;

6. Использование разнообразных технических средств, широкое применение системы специального оборудования и учебных пособий для оптимального использования возможностей детей.

6. Реабилитация и абилитация

Различают реабилитацию медицинскую, трудовую, психологическую, педагогическую, социальную. Однако, более эффективна комплексная реабилитация, которая использует разнообразные средства восстановления: физкультура, физиотерапия, трудовой процесс, медикаментозные средства, психологическую коррекцию и т. д. Поэтому различают с одной стороны медицинские средства, ориентированные на устранение или смягчение дефектов развития, а также специальное обучение, воспитание, и наконец профессиональную подготовку и социальное приспособление. Медико-педагогической целью реабилитации является включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду, т.е. его социальная реабилитация.

Абилитацией называется система лечебно-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение, лечение, коррекцию отклонений в развитии у детей раннего возраста, которые еще не адаптированы к социальной среде. Это относится к отклонениям в развитии, возникающим в раннем детстве за счет внутриутробного или перинатального поражения мозга (по аналогии с алалией- афазией) (Е.М.Мастюкова,1992).

Источник

Доклад «Коррекционно-воспитательная работа»

Коррекционно-воспитательная работа

Одним из главных направлений коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста является развитие познавательной деятельности.

При реализации этого направления решаются следующие задачи:

1. Развитие различных форм общения ребенка со взрослым (стимуляция продлить эмоциональный, жестово-мимический контакт со взрослым, включение ребенка в практическое сотрудничество со взрослым).

2. Формирование познавательной активности, мотивации и деятельности, интереса к окружающему миру.

3. Развитие знаний об окружающем и понимание обращенной речи (на доступном уровне).

4. Стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, кинестетического восприятия).

5. Формирование предметной деятельности (использование предметов (игрушек) по функциональному назначению, способности произвольно включаться в деятельность).

6. Развитие произвольного, устойчивого внимания.

7. Стимуляция развития голосовых реакций, звуковой и собственной речевой активности.

В этой работе учитываются этапы доречевого (недифференцированные голосовые реакции, гуление, лепет) и речевого развития (лепетные, общеупотребительные слова и звукоподражание, простые фразы из 2-3 слов, упрощенная фраза, развернутая фраза с лексико-грамматическими нарушениями и т. д.).

Очень важно активизировать любые доступные ребенку голосовые, звуковые реакции и речевые высказывания. Необходимо создание педагогических условий, обеспечивающих поэтапное развитие и совершенствование лексической стороны речи, а также усвоение

грамматических категорий. Для повышения эффективности работы используются игры, создаются игровые ситуации, где отрабатываемый лексико-грамматический материал включается в речевую практику детей, во все виды деятельности.

Для общения с окружающими у детей с выраженной задержкой речевого развития формируются жестовые, мимические, голосовые, звуко-произносительные реакции, тренируются и закрепляются навыки

произвольного произнесения слогов, облегченных слов.

8. Стимуляция двигательного развития и коррекция его нарушений.

Для коррекции речедвигательных расстройств, нарушений

функциональных возможностей кистей и пальцев рук и общей моторики используются различные методы:

— развитие дыхания, голоса

Целью дыхательных упражнений является увеличение объема, глубины и силы вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Голосовые упражнения по развитию силы, тембра, высоты голоса используются на третьем году жизни. (Приложение)

9. Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук и зрительно-моторной координации. (Приложение)

В ходе коррекционной работыучитываются этапы становления моторики кистей и пальцев рук в онтогенезе: развитие опорной функции на раскрытые кисти, осуществление произвольного захвата предметов кистью, отпускание предмета, включение пальцевого захвата и т. д. (Приложение)

В зависимости от структуры нарушений коррекционно-педагогическая работа должна строиться дифференцированно.

Для каждого ребенка нужно составить индивидуальную программу, включающую перспективный план работы и конкретные задачи на ближайшее время.

Все занятия должны носить комбинированный характер, состоять из нескольких частей, каждая из которых посвящена решению определенной задачи и предусматривает новый вид деятельности. Одновременно решаются развивающие и коррекционные задачи. Постепенно содержание занятий расширяются и усложняются. Спортивные игры стимулируют развитие общей моторики. (Приложение)

1.2. Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми

— формирование различных форм общения и взаимодействия со взрослыми.

Развивая различные формы общения ребенка со взрослыми, нужно стимулировать стремление установить и продлить эмоциональный, жестовомимический контакт, включить ребенка в практическое сотрудничество со взрослым.

В дальнейшем у ребенка формируется понятие о себе (своего «Я», Нужно учить ребенка в ответ на вопрос «Где наш мальчик Костя?» показывать на себя и по возможности называть свое имя.

На третьем году жизни большое внимание уделяется восприятию ребенком своих сверстников и взаимодействию с ними: делиться с игрушкой, вместе играть и т. д.

— Стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, тактильно-кинестетического восприятия)

Сенсорное воспитание направлено на развитие всех видов восприятия ребенка, на основе которых формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, цвете, положении в пространстве, оно предполагает развитие у ребенка ориентировочно-исследовательских реакций и дальнейшем ориентировании на свойства и качества предметов. Сенсорное воспитание также развивает мышление ребенка.

А Развитие зрительного восприятия.

Оно начинается с формирования зрительного сосредоточения и прослеживания объекта (лица взрослого, игрушки). Далее развитие зрительного восприятия направлено на формирование плавности прослеживания за движущимся предметом. На более поздних этапах необходима выработка зрительных дифференцировок. Для занятий подбираются игрушки разные по цвету, величине, форме, звучанию. Внимание ребенка привлекается не только к игрушкам, но и к окружающим предметам и людям.Для этого проводятся различные игры: «прятки», «ку- ку», и др. Уже с полутора лет проводится коррекционно-педагогическая работа по развитию ориентировки на величину,форму и цвет предметов по следующим этапам:

1) Сличение величины, цвета, формы (дай такой же, не такой)

2) Выделение по слову величины, цвета или формы (дай красный, дай большой, дай круглый)

3) Называние признака (для детей, владеющих речью)

Б Развитие слухового внимания.

Оно начинается с формирования слухового сосредоточения на голосе и звуке. Далее идет формирование умения локализовать звук в пространстве, на различение интонации голоса взрослого и адекватной реакции на них, различение характера мелодии (веселая-грустная, тихая-громкая).С детьми проводятся специальные упражнения на формирование дифференциации звучания игрушек: дудки, барабана, погремушки. Важное значение уделяется развитию слухового внимания к речи взрослого.

В Развитие тактильно-кинестетического восприятия.

Развитие этих ощущений проводятся на 3-м году жизни параллельно с формированием знаний о свойствах предметов: мягкий-твердый; тяжелый- легкий; холодный-теплый.Понятие о твердости-мягкости дается на разном материале: мягкая шапочка, мягкий пластилин, твердый сахар, твердое яблоко.

Понятие о весе дается на материале: тяжелый молоток, стул, сумка. ; легкий шарик, перышко.Понятие о тепловых ощущениях проводятся на сравнении: холодная и теплая вода; холодный и теплый день и т. д.

Г Формирование начальных пространственных представлений.

Это формирование начинается с развития представлений о своем теле, о его перемещении и расположении (1,5-2 года) в пространстве. Для этого используется зеркало. Ребенку дают зеркало (или подводят к нему) и говорят «посмотри, вот твой нос, ушки и т. д.». Дальше эти упражнения выполняются на кукле, на картинке с изображением человека. Большое внимание уделяется закреплению представлений о правой и левой стороне лица, тела. В ходе упражнений усваиваются и закрепляются понятия «впереди», «позади», «слева», «справа», «далеко», «близко», «ближе», «дальше».

Для развития оптико-пространственного восприятия ребенка обучают составлению разрезных картинок из 2-х, а затем из 3-х частей, составлению сюжетных картинок из кубиков с частями изображения, построению геометрических форм и предметных изображений из палочек.

Доклад для августовской конференции педагогов ДОУ «Работа с родителями на современном этапе образования» Доклад для августовской конференции педагогов ДОУ на тему: «Работа с родителями на современном этапе образования.» Подготовила : воспитатель.

Доклад для семинара «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» Семинар – практикум «Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ»Тема: «Роль семьи в оздоровительной работе с дошкольниками»Слайд № 2 Формирование.

Доклад «Портреты и судьбы». Научно-исследовательская работа по литературе в 7 классе Научно-исследовательская работа ЛИТЕРАТУРА Тема работы: «Портреты и судьбы» Выполнил: Добрынин Василий Алексеевич учащийся 7.

Доклад «Работа по развитию фонематического слуха и восприятия у дошкольников» Работа по развитию фонематического слуха и восприятия у дошкольников Слух – это врожденная особенность организма. Еще находясь в утробе.

Доклад «Работа с родителями в условиях ФГОС» Доклад » Работа с родителями в условиях ФГОС» Наблюдения и анализ накопленного опыта показали, что проблема организации сотрудничества.

Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста Как пишет А. Н. Леонтьев: «Возможности никогда не воплощаются в действительности сами, это происходит только через деятельность субъекта,.

Коррекционно-развивающая работа с детьми ОВЗ в условиях логопункта в ДОУ Учитель-логопед Артеменко Ю. А., МАДОУ «ЦРР-детский сад №40 КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ОВЗ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА В ДОУ. Дети.

Психологическая коррекционно-развивающая работа в сенсорной комнате в дошкольном учреждении Психологическая коррекционно – развивающая работа в сенсорной комнате Коломенского МБДОУ №17 «Журавушка». Принимая во внимание актуальность.

Что такое коррекционно воспитательная работа. Смотреть фото Что такое коррекционно воспитательная работа. Смотреть картинку Что такое коррекционно воспитательная работа. Картинка про Что такое коррекционно воспитательная работа. Фото Что такое коррекционно воспитательная работаСтендовый доклад «Совместная работа с родителями детей раннего возраста по продуктивной деятельности. Конструирование» Автор: Кузнецова Тамара Васильевна воспитатель МБДОУ №95 «Радуга» первая квалификационная категория Проблема Недостаточно внимания уделяется.

Источник

КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Смотреть что такое «КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА» в других словарях:

КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА — система спец. приёмов и мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей. Термин появился в кон. 19 нач. 20 вв. в связи с деятельностью М. Монтессори и О. Декроли, долгое время использовался… … Российская педагогическая энциклопедия

коррекционно-воспитательная работа — система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей. Термин употребляется с конца XIX в., первоначально лишь применительно к умственно отсталым детям; в современной… … Дефектология. Словарь-справочник

Специальная педагогика — Специальная педагогика это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных… … Википедия

Олигофренопедагогика — отрасль дефектологии (См. Дефектология), изучающая проблемы воспитания и обучения, пути коррекции недостатков развития умственно отсталых детей, а также вопросы их социальной реабилитации. Возникла в начале 19 в. как определённое… … Большая советская энциклопедия

Дети со сложными видами нарушений — К детям со сложным (комбинированным) дефектом относятся дети, имеющие аномалии развития сенсорных функций (зрения, слуха)в сочетании с интеллектуальной недостаточностью. В данной категории выделяются следующие группы детей: умственно отсталые… … Российская педагогическая энциклопедия

аггравация — (от лат. aggravatio отягощение) субъективное преувеличение тяжести реально существующего заболевания или дефекта. Нередко выступает симптомом психических нарушений, в частности психопатий. У аномальных детей может иметь невротический характер … Дефектология. Словарь-справочник

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *