Что такое лекция определение

Лекция

Что такое лекция определение. Смотреть фото Что такое лекция определение. Смотреть картинку Что такое лекция определение. Картинка про Что такое лекция определение. Фото Что такое лекция определение

Что такое лекция определение. Смотреть фото Что такое лекция определение. Смотреть картинку Что такое лекция определение. Картинка про Что такое лекция определение. Фото Что такое лекция определение

Что такое лекция определение. Смотреть фото Что такое лекция определение. Смотреть картинку Что такое лекция определение. Картинка про Что такое лекция определение. Фото Что такое лекция определение

Что такое лекция определение. Смотреть фото Что такое лекция определение. Смотреть картинку Что такое лекция определение. Картинка про Что такое лекция определение. Фото Что такое лекция определение

Что такое лекция определение. Смотреть фото Что такое лекция определение. Смотреть картинку Что такое лекция определение. Картинка про Что такое лекция определение. Фото Что такое лекция определение

Лекция (лат. lectio — чтение) — устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д.

Термин «лекция» имеет несколько значений:
1. мн.ч. Отпечатанный курс публичных чтений, а также записи по какому-либо предмету преподавания.
2. Устное изложение предмета преподавателем, а также публичное чтение на какую-либо тему.
3. Разновидность учебного занятия, состоящее в устном изложении предмета преподавателем.

В третьем значении термин «лекция» употребляется в следующем контексте:

Во втором значении лекция может рассматриваться методом обучения, относящимся к словесным методам обучения и может применяться в разных системах обучения, например в классно-урочной системе обучения в старших классах средней школы.

В средней школе лекции обычно практикуются при изложении нового довольно объёмного и достаточно сложного материала с использованием приёмов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе приучения их к конспектированию излагаемого материала.

Механизм восприятия лекции выглядит следующим образом: воспринимается информация, затем в сознании происходит её анализ, после чего информация снова выражается словами (в виде конспекта лекции). Конспект является уже продуктом мышления учащегося, что требует от него значительного умственного напряжения. Кроме того, на протяжении лекции возбуждаются одни и те же участки коры головного мозга, в результате чего уровень восприятия может понизиться.

Умение слушать и конспектировать лекцию вырабатывается постепенно. Материал лекции закрепляется на семинарах.

Содержание

Дидактические и воспитательные цели лекции

Преимущества

Недостатки

Структура лекции в ВУЗе

Учебная лекция в вузе должна иметь четкую и строгую структуру. Исторически сложилось так, что лекция, как правило, состоит из трех частей: вступления (введения), изложения и заключения.

Количество вопросов в лекции — как правило, от двух до четырёх. Иногда отдельные вопросы делятся на подвопросы, облегчающие изложение и усвоение материала. Слишком дробное членение двухчасовой лекции или, наоборот, чрезмерно большие компоненты нежелательны в логическом и психолого-дидактическом отношении. Длительность её частей должна быть соразмерна с научным значением излагаемых проблем.

Работа после лекции

Педагогическое мастерство, как и знания, складывается из мелких крупинок ежедневного опыта. Важно не растерять эти крупицы, зафиксировать, учесть и сделать их своим достоянием. Прочитав лекцию, преподаватель сам хорошо видит и чувствует её сильные и слабые стороны: об этом он судит прежде всего по тому, как её приняла аудитория. Он помнит, какие её части и разделы слушались с интересом, в каких местах внимание ослабевало, какие объяснения были излишне детализированы или растянуты, а где слишком схематичны, где не хватало примеров или они были не совсем удачными. Рекомендуется все эти замечания сразу же записать и в дальнейшем использовать при работе над курсом.

Источник

ЛЕКЦИЯ

(от лат. lectio — чтение), сис-тематич., последовательное, монологич. изложение учителем (преподавателем, лектором) уч. материала, как правило теоретич. характера. Как одна из организац. форм обучения и один из методов обучения традиционна для высш. школы, где на её основе формируются курсы по мн. предметам уч. плана. В ср. общеобразоват. и ср. проф. школе Л. обычно дополняет специфические для них и чаще применяемые формы и методы обучения: может заменять к.-л. урок, быть частью урока или др. занятия, использоваться на факультативах и т. д. Л. широко применяется в культ.-просвет. работе. Деление Л. на «вузовскую», «школьную» и т. д. весьма условно и отражает гл. обр. место проведения Л.; в др. отношениях сходства между ними значительно больше, чем различия. Использование Л. в ср. общеобразоват. и проф. школе имеет значение и как средство подготовки учащихся к обучению в вузе, к самообразованию, к самостоятельной работе по повышению квалификации и др.

Л. входит органичной частью в систему уч. занятий и должна быть содержательно увязана с их комплексом, с характером уч. дисциплины, с уч. предметным курсом, а также с образоват. и воспитат. возможностями др. форм обучения.

Существуют классификации Л. по разл. основаниям: месту в лекционном или предметном уч. курсе (вводная, установочная, текущая, обзорная, заключительная и др.); преимуществ, форме обучения (Л. при очном, вечернем, заочном обучении); частоте общения лектора с аудиторией постоянного состава (разовая, тематич., цикловая и т. п.); степени проблемности изложения (информац., проблемная, Л.-дискуссия и т. п.) и др. Однако возможность строгой классификации сомнительна. Важно, чтобы лектор в каждом конкретном случае учитывал особенности аудитории, места, времени, дидактич. цели и др. факторы для формирования Л., отвечающей поставленным задачам.

Л. — экономный по времени способ сообщения учащимся (слушателям) Значит. объёма информации. Индивидуальность лектора и тот факт, что он может постоянно совершенствовать содержание Л. благодаря собств. исследованиям, знакомству с актуальной лит-рой, науч. общению с коллегами и т. п., делает Л. практически незаменимой др. источниками уч. информации, к-рые, как правило, «работают» в уч. процессе с определённым запаздыванием. Преимущественно информац. роль Л. связана с известной пассивностью слушателей, и это обстоятельство требует спец. мер активизации их познават. деятельности в течение Л.

Успешное проведение Л. обеспечивается реализацией всех дидактич. принципов с учётом особенностей этой формы обучения. Одно из гл. требований к Л. — целостное и систематич. изложение материала. В тех случаях, когда в одной Л. достичь такой целостности не представляется возможным, это должно быть специально обосновано лектором ссылкой на предыдущее или последующее изложение, на лит. и др. источники. Л. отличается от рассказа или беседы более строгой систематичностью. Целостность Л. придают заранее сообщаемый план и проведение через весь лекционный материал осн. идеи. В экспериментах доказано, что Л., прочитанная по сообщённому слушателям плану, обеспечивает запоминание материала на 10—12% более полное, чем та же Л., но без оглашения плана.

Структура Л. зависит от особенностей уч. материала и дидактич. цели. Л. может строиться как индуктивное или дедуктивное изложение или последоват. рассмотрение относительно самостоят. вопросов по заданному плану и т. д. В любом случае Л. должна включать элемент це-леполагания и подведения итогов. Обилие статистич. и цифровых сведений, частных подробностей в Л. без применения средств наглядности воспринимается слушателями с искажениями и плохо запоминается. Подобный материал целесообразно сообщать аудитории с помощью де-монстрац. плакатов, транспарантов и технических средств обучения. Вместе с тем массированное применение ТСО на Л. ведёт к повышенному утомлению слушателей. В каждый момент Л. необходимо демонстрировать только тот наглядный материал, к-рый иллюстрирует излагаемые положения. Использование слайдов и транспарантов предпочтительнее, чем плакатов. наиб. рациональное сочетание всех средств наглядности реализуется в ходе уч. телевизионных передач. Однако поскольку при этом значительно снижается эффект непосредств. общения лектора и слушателей, уч. телевидение лучше применять на ограниченное время, занимая часть урока, или как дополнит, средство на занятиях студентов, учащихся техникумов. Постоянное чтение Л. по замкнутому телевидению в нек-рых вузах, решая задачи обеспечения больших аудиторных потоков, в пед. отношении не является оптимальным. На Л. в вузе возможно использование кинофрагментов, но не более 7—10 мин в течение полуторачасовой Л. Уч. деятельность слушателей на Л. менее разнообразна и менее активна, чем при др. методах обучения. Л. обеспечивает усвоение уч. информации на перво-нач. уровне общей ориентировки в материале. Этот этап принципиально важен для последующего усвоения материала. Хотя в количеств, отношении время, отводимое на Л. в уч. планах вузов, сокращается (в этом — одна из тенденций организации преподавания в совр. высш. школе), роль Л. как ориентирующего, организующего звена в уч. процессе, напротив, возрастает. Для повышения поз-нават. активности учащихся лектор использует ряд приёмов: постановку перед слушателями вопросов — риторических или требующих реального ответа; включение в Л. элементов беседы; предложение сформулировать те или иные положения или определить понятие; разбивку аудитории на микрогруппы, к-рые проводят краткие обсуждения и обмениваются их результатами; использование раздаточного материала, в т. ч. конспектов с печатной основой, и др.

Особое место в Л. занимает использование элементов проблемного изложения. В данном случае проблемность можно понимать широко, как связь всего материала Л. с конкретными жизненными и науч. проблемами, и узко, как решение в ходе Л. задач творческого характера. В широком смысле проблемной должна быть каждая Л. Вместе с тем проблемность как дидактич. задача решается Л. менее эффективно, чем др. формами обучения.

Существенное пед. значение имеет использование на Л. средств обратной связи разл. степени сложности. Обратная связь выступает здесь как средство продуманного психол. воздействия на слушателей, уменьшающего их пассивность, и как способ для лектора получать представление о ходе усвоения материала и активности аудитории. При отсутствии опорных конспектов (конспектов с печатной основой) слушатели должны вести записи, осн. задача к-рых — содействовать работе моторного компонента памяти и (при последующем использовании) углублённому усвоению и обработке уч. материала. Формирование культуры ведения лекционных записей — важная пед. задача. Конспект полезен тогда, когда изначально ориентирован на одновременную со слушанием Л. мыслительную переработку материала, на выделение и фиксацию в тезисно-аргументиров. форме гл. содержания Л. Важно учитывать, что у слушателей, как правило стихийно, складывается т. н. стиль писца, т.е. стремление возможно более полно записать весь лекционный материал, что не способствует его глубокому пониманию и освоению. Необходимым условием успешности Л. является речевое мастерство лектора, богатый, эмоционально окрашенный язык изложения. Форма изложения — не только украшение Л., но и важный ориентир в восприятии её содержания.

Лит.: Василейский С. М., Лекц. преподавание в высш. школе. Краткий ист. очерк его. психолого-пед. основы и общая методика, Г., 1959; Архангельский С. И., Лекции по теории обучения в высш. школе, М., 1974; Этюды о лекторах, М., 1974; III т о к м а и И. Г., Вузовская лекция. Практич. советы по методике преподавания уч. материала, К., 1981; Основы методики лекц. пропаганды, М., 1982; Карамян Г. Г., Теория и мастерство лекц. преподавания в высш. школе, Ер., 1983; Чихачев В. П., Лекторское красноречие рус. ученых XIX в., М., 1987; J ас kst el R., J ас kst el K., Die Vorlesung — akademische Lehrform und Rede, B., 1985. H. Д. Никандров.

Источник

Значение слова ЛЕКЦИЯ. Что такое ЛЕКЦИЯ?

Словарь Ушакова

Видео

Недостатки, свойственные лекционной системе подачи информации

Выбирая лекции как способ передачи фундаментальных знаний учащимся, администрация учреждения должна отдавать себе отчет в том, что он отличается некоторыми специфическими особенностями.

Чтобы процесс обучения был действительно качественным, лектор должен обладать не только необходимой информацией и опытом, но и способностью к преподаванию. Многие могут вспомнить популярные в студенческой среде анекдоты о скучных и длинных лекциях. Надо ли говорить, что данные, надиктованные монотонным голосом без интонаций, практически не усваиваются? Эту проблему эффективно решает тренировка ораторского мастерства преподавателя.

Другая особенность кроется в самом понятии того, что такое лекция: фактически это монолог. Максимум общения между лектором и студентом заключается в ответе на заданные учащимся вопросы. Однако, как правило, от слушателей инициатива поступает редко. В результате можно наблюдать низкую вовлеченность студентов, отсутствие активности и высокого уровня усвоения информации.

Чем отличается лекция от семинара

Что такое лекция определение. Смотреть фото Что такое лекция определение. Смотреть картинку Что такое лекция определение. Картинка про Что такое лекция определение. Фото Что такое лекция определение

Чем отличается лекция от семинара, вы наверняка уже догадались. Практически всем.

Лекция – это форма обучения студентов, когда говорит один лектор, а студенты слушают и конспектируют ключевые моменты.

Семинар – это закрепление всего пройденного материала с помощью самостоятельной работы.

Лекция всегда предшествует семинару, ведь без информации нечего будет закреплять в памяти студентов. Обычно количество занятий распределяет время для лекций и семинаров по половине. Причем семинары могут быть переведены в практические занятия по усмотрению преподавателя.

Студентам больше нравятся семинары, чем практические занятия. Ведь вовремя практических задается домашняя работа, как в школе. Только в интернете уже нельзя будет найти готовые домашние задания. Приходится самому потратить несколько часов, чтобы решить все примеры.

Лекции даже более легкие, чем семинары. Ведь на дом вообще ничего не задается. Не нужно готовиться к занятию или искать готовый доклад.

Хуже всего, когда преподаватель задает приготовить реферат и обещает проверить его на антиплагиат. Для этого нужно самостоятельно делать большую работу, либо узнавать про профессиональное повышение уникальности. На нашем сервисе можно быстро поднять уровень оригинальности без изменений в тексте. Всего за 1 минуту можно избавиться от всего плагиата, чтобы система его не нашла. Но подробно об этом расскажем в конце статьи.

Семинары и лекции – это очень важный период в жизни студента. Именно благодаря этим занятиям можно хорошо усвоить всю информацию от преподавателя. Это поможет легче сдать экзамен, либо заработать баллы на автомат.

Откроем секрет. Старайтесь с первого дня создать себе репутацию. Преподаватели должны запомнить ваше лицо, а затем и имя. Старайтесь чаще поднимать руку, чтобы задавать свои вопросы преподавателю и отвечать на его. Но старайтесь отвечать правильно. Если вы будете постоянно отвечать наобум, чтобы запомниться – это будет иметь обратный эффект.

Чем отличается лекция от семинара? Тем, что вовремя лекционных занятий больше всего работает преподавателей. Он стремится дать всю полезную и нужную информацию своим студентам. А в период семинарских занятий студенты должны работать в большей степени сами, показывая то, чему они научились.

Обзорная, информационная и другие лекции

Лекцией-информацией называют такие мероприятия, целью которых является информирование студентов о каком-либо предмете. Преподаватель в общих чертах или более подробно излагает и объясняет учащимся научные сведения, которые должны быть осмыслены и запомнены ими. Зачастую в процессе проведения таких мероприятий каждый студент ведет конспект лекций, где кратко фиксирует важнейшие моменты выступления. Следует отметить, что информационные лекции относят к традиционному типу.

Обзорная лекция призвана систематизировать научные знания на довольно высоком уровне. При этом ее особенностью становится наличие большого количества ассоциативных связей, задействованных при осмыслении информации. Обычно обзорные лекции не предусматривают конкретизации и детализации, они предназначены для раскрытия внутрипредметных и межпредметных связей.

Что такое семинар

Что такое лекция определение. Смотреть фото Что такое лекция определение. Смотреть картинку Что такое лекция определение. Картинка про Что такое лекция определение. Фото Что такое лекция определение

Семинар – это наиболее распространенный вид учебно-практических занятий в университете. Оно представляет собой чтение и обсуждение докладов.

Преподаватель с самого начала курса раздает студентам темы для докладов. Часто студенты сами выбирают тему. Листочек с названиями будущих докладов проводят по всей аудитории. Поэтому заранее предупреждаем: в начале учебы лучше сидеть на первой парте, чтобы всегда выигрывать в выборе темы доклада.

Затем преподаватель записывает имя каждого студента, когда он будет выступать. На подготовку дается все время, что будут вестись лекционные занятия. Студент, приходя домой, должен готовить свое сообщение и выступление. На самом деле многие учащиеся просто скачивают доклады и впервые читают его уже на семинаре.

Преподаватель активно просит студентов в аудитории задавать вопросы докладчику. Однако в современное время между студентами царит солидарность, никто не хочет «закапывать» одногруппника. Поэтому аудитория молчит, и тогда вопросы может задать преподаватель.

Вот такая обстановка царит в современных университетах. В идеале же, после подготовленного сообщения и выступления студента, должны подниматься руки. Преподаватель разрешает задавать вопросы, а докладчик охотно отвечает, ведь он не смог в 5-минутный доклад уложить всю интересную информацию.

К тому же на семинарах можно делать дополнение к сообщению студента. Человек из зала может выступить с места или выйти вслед за предыдущим рассказчиком. Тогда он продолжит раскрывать тему или, наоборот, углубиться в какой-то отдельный аспект предмета обсуждения.

За каждый ответ студенты получают баллы. Эти баллы в конце семестра определяют, допускается ли студент до экзамена или нет. Если он набрал больше 60 баллов, то может рассчитывать на автомат, т.е. на оценку без сдачи экзамена.

Семинар – это такое занятие, на котором студенты должны самостоятельно обсуждать проблемы по темам курса. Они должны готовиться к каждому занятию. Не один докладчик готовит свое сообщение, но все студенты изучают тему самостоятельно.

Не многим преподавателям удается заставить студентов правильно готовиться к семинарам. Еще меньше могут заложить интерес студентов к предмету, чтобы они сами хотели его изучать.

Источник

Значение слова «лекция»

Что такое лекция определение. Смотреть фото Что такое лекция определение. Смотреть картинку Что такое лекция определение. Картинка про Что такое лекция определение. Фото Что такое лекция определение

1. Устное изложение предмета преподавателем в высшем учебном заведении, а также публичное чтение на какую-л. тему. Слушать лекции. Цикл лекций по русской литературе. □ — Я прочел там [в Москве] в одном из музеев пять публичных лекций. Чехов, Пассажир 1-го класса. || Учебное занятие в высшем учебном заведении, 174 состоящее в таком изложении предмета преподавателем. Посещать лекции.

[От лат. lectio — чтение]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Термин «лекция» имеет несколько значений:

мн.ч. Отпечатанный курс публичных чтений, а также записи по какому-либо предмету преподавания.

Устное изложение предмета преподавателем, а также публичное чтение на какую-либо тему.

Разновидность учебного занятия, состоящего в устном изложении предмета преподавателем.

В третьем значении термин «лекция» употребляется в следующем контексте:

это разновидность групповых учебных занятий в типологии учебных занятий М. А. Мкртчяна;

элемент лекционно-семинарской системы обучения, практикуемой преимущественно в высшей школе (где эта форма является основной в процессе обучения).

Во втором значении лекция может рассматриваться методом обучения, относящимся к словесным методам обучения и может применяться в разных системах обучения, например, в классно-урочной системе обучения в старших классах средней школы.

В средней школе лекции обычно практикуются при изложении нового довольно объёмного и достаточно сложного материала с использованием приёмов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе приучения их к конспектированию излагаемого материала.

Механизм восприятия лекции выглядит следующим образом: воспринимается информация, затем в сознании происходит её анализ, после чего информация снова выражается словами (в виде конспекта лекции). Конспект является уже продуктом мышления учащегося, что требует от него значительного умственного напряжения. Кроме того, на протяжении лекции возбуждаются одни и те же участки коры головного мозга, в результате чего уровень восприятия может понизиться.

Умение слушать и конспектировать лекцию вырабатывается постепенно. Материал лекции закрепляется на семинарах.

ЛЕ’КЦИЯ, и, ж. [латин. lectio]. 1. Учебное занятие в высшем учебном заведении,

состоящее в устном изложении предмета преподавателем.

Читать лекции. Посещать лекции. Двухчасовая л. 2. Публичное чтение на какую-н. тему. Цикл лекций о Пушкине в лектории. 3. только мн. Отпечатанный курс чтений по какому-н. предмету преподавания в высшей школе. Лекции по политической экономии. Литографированные лекции.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ле́кция

1. сравнительно продолжительное устное изложение какой-либо темы, раздела учебной дисциплины, а также письменная запись такого изложения

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое лекция определение. Смотреть фото Что такое лекция определение. Смотреть картинку Что такое лекция определение. Картинка про Что такое лекция определение. Фото Что такое лекция определениеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова чуб (существительное):

Источник

ЛЕКЦИЯ

Смотреть что такое «ЛЕКЦИЯ» в других словарях:

ЛЕКЦИЯ — (лат. lectio чтение, от legere читать). Чтение профессора с кафедры, преподавание, урок, учебный час. Лекции публичные, т. е. предназначенные для всех желающих. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

ЛЕКЦИЯ — (от лат. lectio чтение), форма изложения знаний через связную, б. или м. длительную речь лектора (в прежнее время читавшуюся по готовому тексту). Лекционная форма обучения преобладала в русской дореволюционной высшей школе. С начала 20 века Л.… … Большая медицинская энциклопедия

ЛЕКЦИЯ — ЛЕКЦИЯ, лекции, жен. (лат. lectio). 1. Учебное занятие в высшем учебном заведении, состоящее в устном изложении предмета преподавателем. Читать лекции. Посещать лекции. Двухчасовая лекция. 2. Публичное чтение на какую нибудь тему. Цикл лекций о… … Толковый словарь Ушакова

лекция — доклад, телелекция, занятие, выступление Словарь русских синонимов. лекция сущ., кол во синонимов: 6 • аудиолекция (1) • … Словарь синонимов

Лекция — является одним из видов учебных занятий, направленных, прежде всего, на теоретическую подготовку слушателей. Ее цель дать систематизированные основы знаний по учебной дисциплине, акцентировав внимание на наиболее сложных и узловых вопросах темы.… … Официальная терминология

ЛЕКЦИЯ — (от лат. lectio чтение) систематическое устное изложение учебного материала, какого либо вопроса, научной, политической темы … Большой Энциклопедический словарь

ЛЕКЦИЯ — (от лат. lectio – чтение). Вид монологической речи, устное изложение темы учебного предмета или проблемы. Л. является одной из основных форм распространения знаний. Восприятие Л. слушателями, особенно недостаточно владеющими иностранным языком,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ЛЕКЦИЯ — (от лат. lēctio чтение) систематическое устное изложение учебного материала, какой л. темы. Л. традиционна для высшей школы. На основе Л. формируются курсы по многим учебным предметам. Широко используется в обучении по охране труда. Восприятие Л … Российская энциклопедия по охране труда

лекция — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN lecturelect … Справочник технического переводчика

Лекция — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *