какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему

Какие домашние хлопоты были Матрёне в радость, а какие в тягость?

Рассказ А.И. Солженицина «Матрёнин двор». Какие домашние хлопоты были Матрёне в радость, а какие в тягость?

какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Смотреть фото какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Смотреть картинку какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Картинка про какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Фото какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему

Касаемо домашней работы Матрёны из рассказа Солженицына-Матрёнин двор, то автор так описывает её бытовые труды. Это огород, коза, печь, готовка и так далее. Нельзя сказать, что Матрёна сильно на это жаловалась. Просто всё делала по заведенному порядку.

какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Смотреть фото какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Смотреть картинку какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Картинка про какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Фото какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему

Но были ещё у Матрёны и хлопоты по поводу оформления необходимых документов на предмет начисления пенсии. Вот это ей точно уж не нравилось, потому как проблемы одного маленького человека никого не интересовали, всех интересовали проблемы большой страны. Матрёне приходилось терпеть бюрократическую волокиту многочисленных чиновников и их пренебрежительное отношение.

какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Смотреть фото какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Смотреть картинку какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Картинка про какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Фото какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему

Думаю всё-таки, что больше всего Матрёне не нравилось загатавливать торф на зиму, потому как эта работа была уж слишком тяжела, приходилось всё перетаскивать на собственной спине и кроме всего прочего, практически вся деревня незаконно запасалась торфом на местных болотах без официального на то разрешения. Практически, это было расхищением социалистической собственности и по законам того времени за это могли и осудить.

Всё вышепреведенное, это только личное моё мнение после прочтения рассказа.

какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Смотреть фото какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Смотреть картинку какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Картинка про какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Фото какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему

Я думаю, что готовить Матрёна не очень любила. В её кушаньях постоянно попадались какие-то посторонние несъедобные добавки, например: кусочек торфа, тараканья ножка, волосы. Матрёна любила копать картошку, собирать ягоды в лесу, носить торф, сушить сено для козы, пахать.

какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Смотреть фото какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Смотреть картинку какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Картинка про какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Фото какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему

Главная героиня Матрена, это попытка автора выразить в одном образе, целое поколение женщин, которым судьбой суждено было пережить сложную жизнь.

Матрена, это по сути символ того, как можно остаться самой собой, сохранить доброту ко всем окружающим, которые не всегда к ней самой относились хорошо.

Таких, как Матрена было много всегда и в наши дни они их всегда можно встретить.

Что может вызывать у читателя образ Матрены, конечно же чувство сострадания, но не жалости, ведь жалость таким людям не нужна.

Сострадание вызывает то, как несправедливо мы можем относиться к тем, кто кроме чистых помыслов и желания всем помочь, пытаемся определить в ранг «не мира сего».

Матрена не похожа на ту среду в которой она живет, она выделяется среди своих односельчан тем, что ей неведомы такие человеческие черты, как зависть, ненависть. Матрене чужды материальное благополучие, ведь она живет ради всех.

какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Смотреть фото какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Смотреть картинку какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Картинка про какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Фото какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему

какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Смотреть фото какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Смотреть картинку какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Картинка про какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Фото какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему

Рассказ «Матрёнин двор» был написан писателем А.И.Солженицыным в 1959 году, а напечатали его только через 5 лет. В некотором роде этот рассказ в чём то автобиографичен. После возвращения из лагеря Солженицын оказался в ситуации, описанной в этом произведении. То-есть, все события в рассказе являются подлинными, а главную героиню на самом деле звали Матрёна Васильевна Захарова.

Писатель поднимает в своём произведении трагичную жизнь Матрёны.

Эта добрая и сильная женщина всю жизнь оказывала посильную помощь всем нуждающимся. Своему постояльцу она рассказывает о пропавшем без вести муже. По каким-то неписаным законам, Матрёна обязана выйти замуж за старшого брата мужа, но тот также пропал. Она вышла замуж за младшего брата и родила 6 детей. Но все дети умирали, не прожив и 3 месяцев от роду.

Стоит отметить, что помогая односельчанам, он ничего не просила взамен. Но некоторые люди не понимают и не верят в её бескорыстие.

Зависть и жадность окружающих Матрёну людей стало причиной её смерти. В самом конце рассказа она погибает при перетаскивании через железную дорогу части собственной хаты.

Вся жизнь и судьба Матрёны весьма печальна и трагична.

какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Смотреть фото какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Смотреть картинку какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Картинка про какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Фото какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему

какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Смотреть фото какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Смотреть картинку какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Картинка про какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Фото какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему

Горева Матрена Петровна родилась в 1896 году в деревне Курбуково Ильино-Хованского района Ивановской области в крестьянской семье. По национальности она русская.

До своего ареста в 1936 году проживала в городе Ростов Ярославской области.

Третьего сентября 1936 года Особым Совещанием при НКВД СССР была осуждена по статьям 58–10 и 58–11 УК РСФСР. Обвинение звучит так: «активная участница к/р группы «ИПЦ», антисоветская церковная агитация, участие в сборищах на квартире архимандрита Симеона, помощь ссыльному духовенству».

Приговорили к 3 годам исправительно-трудов­ ых лагерей.

Ярославская о., Белогостицкая тюрьма

Ярославская о., г.Ростов, тюрьма

В период следствия содержалась сначала в Белогостицкой тюрьме, затем в тюрьме

Ухтпечлаг НКВД, пос.Чибью

Заключение отбывала в Ухтпечлаге. Дальнейшая судьба неизвестна.

27 октября 1989 года прокуратурой Ярославской области была реабилитирована.

какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Смотреть фото какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Смотреть картинку какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Картинка про какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Фото какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему

какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Смотреть фото какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Смотреть картинку какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Картинка про какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Фото какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему

Матрёнин двор. Рассказ Солженицына о нелёгкой и часто неблагодарной жизни и судьбе простой русской деревенской женщины, по имени Матрёна.

касаемо характера и поступков главной героини, то можно сказать, что женщина она была добрая и отзывчивая вплоть до самопожертвования.

По сюжету мы узнаём, что Матрёна всегда помогала односельчанам и никогда не брала за это платы, чем односельчане часто и пользовались, Матрёна безропотно выполняла и работу в колхозе, в том числе и в бесплатные субботники, Матрёна приютила автора рассказа за совсем уж небольшие деньги, хлопотала о своих родственниках перед постояльцем- учителем, воспитала практически неродную ей дочь Киру и опять же для Киры пожертвовала горницей, а потом ещё и кинулась помогать горницу перевозить, от чего и погибла.

В тексте практически все поступки Матрёны говорят о её доброте и отзывчивости.

какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Смотреть фото какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Смотреть картинку какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Картинка про какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Фото какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему

Замечательное старинное имя Матрена! Родители все чаще дают его своим малышам. Особенно верующие, православные мамы и папы. Знаю одну маленькую девочку, она носит это имя, правда, более приемлемый для воцерковленных родителей вариант Матрона.

Имя имеет латинские корни, как и многие современные имена, и значит «почтенная», «уважаемая», «мать семейства».

Источник

«Образ праведницы в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор».

какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Смотреть фото какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Смотреть картинку какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Картинка про какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Фото какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему

Содержание урока даёт возможность «вслед за автором» проследить за судьбой русской женщины, которая выдержала суровые испытания жизни и сумела сохранить добрую и отзывчивую душу;выяснить, какие качества позволили автору назвать героиню праведницей земли Русской и помочь ученикам задуматься над такими нравственными понятиями, как доброта, чуткость, совесть, человечность.

какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Смотреть фото какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Смотреть картинку какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Картинка про какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему. Фото какие хлопоты матрене были в тягость какие доставляли радость и почему

Содержимое разработки

Урок по литературе

(слайд 1) «Образ праведницы в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор».

Тема урока: Образ праведницы в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор».

Тип урока: урок-исследование.

формирование нравственных ориентиров учащихся; приобщение учащихся к творчеству А. Солженицына;

актуализация нравственно-ценностных смыслов произведений Солженицына.

познакомить учащихся с историей написания рассказа;

помочь ученикам задуматься над такими нравственными понятиями, как праведность,доброта, чуткость, совесть, человечность.

«вслед за автором» проследить за судьбой русской женщины, которая выдержала суровые испытания жизни и сумела сохранить добрую и отзывчивую душу;

выяснить, какие качества позволили автору назвать героиню праведницей земли Русской.

в ходе аналитической беседы помочь понять и оценить поведение главных героев, разобраться в философском смысле рассказа;

развивать умение учащихся высказывать своё мнение и аргументировать его.

Оформление: компьютер, презентация к уроку, таблица с вопросами и заданиями для учеников, текст рассказа «Матрёнин двор» в хрестоматии, фрагмент спектакля «Матрёнин двор», притча «Человек».

Здравствуйте. Проверьте, пожалуйста, материалы к уроку.

Слово учителя в начале урока:

Однажды жители Афин, собравшиеся на площади, увидели Демосфена, который в жаркий солнечный день ходил по городу с фонарём в руках.

Удивились афиняне и второй раз спросили его о том же.

— Так кого же, по-вашему, искал Демосфен с фонарём в руках?

— Какими качествами должен обладать человек, чтобы имя ему было Че-ло-век с большой буквы? Как он должен жить? Какой он?

Во все времена писатели искали ответы на этот вопрос. Через испытания и ошибки наши любимые литературные герои становятся на путь истины, во всяком случае, наши любимые писатели и нас, своих читателей, ведут по тем или иным путям для получения ответов на интересующие нас вопросы. Ответы на них мы постараемся найти у Александра Исаевича Солженицына, потому что настоящий писатель думает о жизни, понимает жизнь глубже других.

Сегодня мы постараемся разобраться в философском смысле рассказа «Матрёнин двор» А.И. Солженицына.

ТЕТРАДЬ: Запишите число и оставьте место для записи темы урока. Давайте вспомним, кто такой А.И. Солженицын и как был написан рассказ «Матрёнин двор».

Александр Солженицын с его непоколебимым упорством нам нынче попросту необходим – мы должны его знать и слышать, а не слышать и не знать не имеем ни морального, ни умственного права (соглашаемся мы с С. Залыгиным).

Рассказ “Матрёнин двор” написан в 1959г., а опубликован в 1964г. в журнале “Новый мир”. Первоначальное его название – “Не стоит село без праведника” – Солженицын, по совету Твардовского (из-за цензурных препятствий) изменил на “Матрёнин двор”. Год действия в рассказе 1956-ой заменили на 1963-ий, события хрущёвских времен были заменены на события сталинского времени). (слайд 3)

“Матрёнин двор” – произведение во многом автобиографичное. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись “из пыльной горячей пустыни”, т.е. из лагеря. Ему “хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России”, найти “тихий уголок России подальше от железных дорог”. Бывший лагерник мог наняться только на тяжёлые работы, он же хотел учительствовать.

После реабилитации в 1957 году Солженицын некоторое время работал учителем математики, физики и астрономии во Владимирской области, жил в деревне Мильцево у крестьянки Матрёны Васильевны Захаровой.

Рассказ “Матрёнин двор” выходит за рамки обычных воспоминаний и приобретает глубокое значение, признан классикой. Его называли “блистательным”, “подлинно гениальным произведением”.

Итак, мы выяснили, что первоначальное его название – “Не стоит село без праведника”.

(слайд 4) – Как вы понимаете значение слова “праведник”?

– В словаре русского языка С.И. Ожегова этому слову даётся такое толкование:

Праведник: 1. У верующих: человек, который живёт праведной жизнью.

2. Человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности.

Автор переосмысливает образ праведника в русской литературе (изображает праведником не человека, который прошёл через множество грехов, раскаялся и стал жить по-божески). Он делает праведничество естественным образом жизни героини (к этому разговору ещё вернёмся).

Мы постараемся на примере жизни героини рассказа найти эти стороны жизни.

Попробуем сформулировать тему занятия. Образ праведницы в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор». Запишите.

(слайд 5) Эпиграфом к уроку будут слова самого Солженицына:

«И отпущено каждому живущему только: свой труд – и своя душа».

А. И. Солженицын «Лихое зелье».

ТЕТРАДЬ. «И отпущено каждому живущему только: свой труд – и своя душа».

Посмотрите на слова Солженицына, которые я взяла эпиграфом к сегодняшнему уроку. Как вы понимаете эти слова?

— Что мы можем возразить таким людям?

Я бы даже сравнила человеческую душу с горящей свечой. Как свеча, так и душа человека беззащитна, открыта всем ветрам. Как же порой бывает трудно сохранить в себе этот тёплый свет! Многим не удаётся, а Матрёне удалось… Как?

(слайд 6) Собственно говоря, в этом и есть главный вопрос урока: заглянув в историю жизни Матрёны, понять, как удалось этой женщине сохранить свою душу, сберечь то, что было даровано ей свыше.

Анализ рассказа. Беседа

С чего начинается повествование? Давайте вспомним. Видеосюжет из спектакля.

(слайд 7) (стр.547-548). (Летом … Торфопродукт).

Герой рассказа Игнатич (под таким именем предстает перед нами автор), жаждущий обрести покой в каком-нибудь глухом и тихом уголке России, находит приют и тепло у познавшей жизнь, но не озлобившейся пожилой женщины.

Автор текста считает, что сложносокращенные слова делают наш язык бездушным, грубым. Душа не приняла населённый пункт с таким названием: «Торфопродукт»: «Ах, Тургенев не знал, что можно по-русски составить такое!» В совершенно иной тональности написаны строки, идущие за этой ироничной фразой: «Ветром успокоения потянуло на меня от названий других деревень: Высокое Поле, Тальново, Часлицы, Шевертни, Овинцы, Спудни, Шестимирово». Игнатич «просветлел», услышав народный говор. Речь крестьянки «поразила» его: она не говорила, а напевала умильно, и слова её были те самые, за которыми потянула меня тоска из Азии».

В рассказе «Матрёнин двор» показана жизнь русской деревни 50-х годов ХХ века. Маленькие деревни вымирали, появлялись рабочие посёлки, грязные, с неустроенным бытом. Таким в рассказе показан посёлок Торфопродукт.

Автор предстаёт перед нами как лирик тончайшего склада, с развитым чувством Прекрасного. Проникновенные лирические миниатюры тому подтверждение. «Высокое Поле. От одного названия веселела душа» — так начинается одна из них. Другая — описание «высыхающей подпруженной речушки с мостиком» у деревни Тальново, которая «пришлась по душе» Игнатичу. Так автор подводит нас к дому, где живёт Матрёна.

(слайд 8) — Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство автора и читателей с Матрёной? (стр. 549).

— Почему она не входит в число «претендентов», которые могли бы пустить к себе постояльца? (Привыкла жить одна, не ищет выгоды).

— Хочет ли Матрёна заполучить такого выгодного жильца? О чём это говорит? Как объясняет причину отказа?

(Стр.550: Она не проявляла радости заполучить квартиранта, жаловалась на чёрный недуг, из приступа которого выходила сейчас).

— Чем же старая крестьянка, простая труженица привлекла внимание рассказчика? Стр.550-551 (Но я уже видел, что жребий мой был – поселиться в этой темноватой избе с тусклым зеркалом, в которое совсем нельзя было смотреться, с двумя яркими рублёвыми плакатами ….. Здесь мне было тем хорошо, что по бедности Матрёна не держала радио, а по одиночеству не с кем было ей разговаривать).

Познакомимся с ней поближе. При этом в ТАБЛИЦУ будем заносить данные, характеризующие Матрёну, так сложится целостный образ Матрёны.

(слайд 9) Интерьер как способ создания характера.

— С чего начинается знакомство с героиней рассказа? (С описания дома Матрёны). (стр.550-551). Обратите внимание на описание избы. Какая она. Занесите соответствующие описания в таблицу.

— Чем Матрёна особенно дорожила? Почему? (Фикусами, потому что они заполняли одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой). Запишите, какие фикусы, каким образом они стоят в избе.

-Вспомните, кто ещё проживал с Матрёной под одной крышей?

(Стр. 551). (Кошка, мыши и тараканы). Выпишите определения этих предметов в таблицу.

(слайд 10) Вот, примерно, что у вас должно получиться в графе «Интерьер».

— Как истории этих «жильцов» раскрывают образ хозяйки дома? И

— Меняется ли впечатление от увиденного, когда переступаешь порог этой избы?

(Образ хозяйки дома не изменяется, говорит о её простоте, незатейливости, но не о бесхозяйственности. Не виновата она в том, что мыши бегают за стенкой, так как там много слоёв обоев, и тараканов ей жаль морить, так как кошка их может съесть и отравиться. Это заботливость её о животных, обитателях её дома).

(слайд 11) Портрет как способ создания характера.

— Есть ли в рассказе развернутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

(Матрёна наделена неброской внешностью. Автору важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из её глаз, и тем яснее подчеркнуть свою мысль: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью»). Не забывайте фиксировать в таблице определения портрета Матрёны (лицо (кругловатое, жёлтое, больное), глаза (замутнённые, болезнь измотала, блёкло-голубые), улыбка (лучезарная, добрая, просветлённая)).

А вообще что мы знаем о Матрёне, о её жизни?

Героиня перенесла много тягот в жизни, но не утратила способности сопереживать с другими радость и горе. Вместе со всеми впряглась она в соху и тащила её на себе, помогая близким и дальним родственникам, которые считали её глупой за охотно принимаемое бескорыстие. Рассказчик подмечает, как Матрёна искренне радуется чужому доброму урожаю, хотя у самой на песке его никогда не бывает.

Всё богатство Матрёны составляют грязно-белая коза, хроменькая кошка да большие цветы в кадках). Ничего, по сути, не имея, эта женщина умеет многое отдавать.

(слайд 12) Речь как способ создания характера.

(слайд 13) Давайте найдём смысл повседневного существования Матрёны.

-Когда и как начинался Матрёнин день? (с.552: вставала в четыре-пять утра).

-Какие хлопоты Матрёне были в тягость, какие – доставляли радость и почему? (Ходить просить за себя в оформлении пенсии, да приглашать к себе доктора. А все остальные дела были ей в радость: помогала соседям выкапывать урожай, приходила на помощь и в колхоз.)

-В чём находила Матрёна смысл повседневного существования? С.556 «… помимо стряпни и хозяйства на каждый день у неё приходилось какое-нибудь другое немалое дело; закономерный порядок дел она держала в голове». «Всегда знала, чем сегодня день её будет занят». (жива, была нужна соседям и родственникам) Запись в таблице: (повседневные заботы по хозяйству, бесплатная помощь окружающим: соседям, колхозу).

Размышления о трудолюбии и терпении одной русской женщины перерастают в рассказе в широкое повествование о судьбе русской деревни после войны, о несправедливостях в стране, о тёмных и светлых сторонах русского характера. Эту тему в русской литературе развивали и А.Н. Радищев, и Н.А. Некрасов, и М.Е Салтыков-Щедрин.

Озаглавив рассказ фразой «Матрёнин двор», А.И. Солженицын сосредоточил внимание читателей на удивительном мире русской женщины.

— Почему Матрёне приходилось воровать? С.555. (Ворует она от безвыходности своего положения, не всё в жизни зависит от человека, он должен быть защищён государством. И Солженицын не случайно заостряет внимание на этой социальной проблеме, но его никто пока не слышит).

Как складывались у Матрёны отношения с властью? С.556-557

«Стояли вокруг леса, а топки взять было негде. не продавалось торфу жителям, а только везли начальству, да кто при начальстве, да по машине учителям, врачам, рабочим завода. Топлива не было положено, и спрашивать о нём не полагалось. Председатель колхоза ходил по деревне, смотрел в глаза требовательно или мутно, или простодушно, о чём угодно говорил, кроме топлива. Потому что сам он запасся. » Актуальность приведённой цитаты не требует доказательств, нынешнее положение труженика вряд ли можно определить улучшившимся с тех пор.)

— Как поступали власти, видя изнуряющий женский труд? (Нагнетали страх. Чтобы устрашить односельчан, представители власти ходили с обыском, составляли протокол на незаконный торф и передавали в суд. Постоянный страх был спутником жизни Матрёны, но наступающие холода снова гнали её по ночам с мешком или санками).

Подвывод: Матрёна в работе тоже находит смысл жизни. Её сердит плохое отношение других к делу, мучит совесть за то, что и «она была тут в одной упряжке». «Ни к столбу, ни к перилу эта работа. Станешь, об лопату опершись, и ждёшь, скоро ли с фабрики гудок на двенадцать. Да ещё заведутся бабы, счёты сводят, кто вышел, кто не вышел. Когда, бывалоча, по себе работали, так никакого звуку не было, только ой-ой-ойиньки, вот обед подкатил, вот вечер подступил».

Люди понимали безрезультатность «коллективного» труда. Они отбывали на рабочем месте положенные часы, а не выполняли дело, потому что заработки не вдохновляли, результаты труда никого не интересовали. Эту тему в русской литературе развивали и А.Н. Радищев, и Н.А. Некрасов, и М.Е Салтыков-Щедрин.

Озаглавив рассказ фразой «Матрёнин двор», А.И. Солженицын сосредоточил внимание читателей на удивительном мире русской женщины.

Мы видим героиню, как работящую, заботливую, пытающуюся угодить хозяйку. Но в конце первой части есть эпизод, по которому мы узнаём об ещё одной стороне жизни Матрёны: её «Общение» с Богом. (слайд 14).

— Вспомните случай с котелком. (с.560)

Подумайте, почему именно с Матрёной произошла эта история? Обиделась она после этого на людей? Ожесточилась? Отдалилась от Бога? (Опять пропустила всех вперёд себя. Позаботилась о других. Нет, не обиделась, но увидела в нём некое предзнаменование).

-Почему Матрёна, если и молилась, то не «показно», будто стесняясь или боясь притеснить того, кто рядом? (В силу природной стеснительности, да и в угоду советской власти).

«Не сказать, однако, чтобы Матрёна верила как-то истово».

«Только грехов у неё было меньше, чем у её колченогой кошки. Та – мышей душила…»

Подвывод: Человек устроен так, что он вынужден заботиться о быте, иметь необходимые для быта вещи, зарабатывать деньги. Но страшно, если эти естественные заботы переходят в жажду накопительства, которая подавляет все прочие человеческие качества, если ради личной выгоды человек готов совершить любой низкий поступок. Это качество можно назвать жадностью, бездуховностью, Накопительство, как и жажда наживы, стяжательство осуждаются в любой религии.

(слайд 15). Отношение окружающих к героине.

-Как к Матрене относятся окружающие:

(Потребительское: колхоз бросил, «отпустил»; родные ей помогали мало (с.551); соседи уверены, что М. всегда придёт помогать выкапывать картошку да ещё и радоваться без тени зависти: «Ах, и крупная ж картошка у неё!», и ни одна пахота огорода не обходилась без М.). Неодобрительные отзывы. Презрительное сожаление испытывала золовка Матрёны.

— Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней?

(Не обозлилась Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет её лицо).

Таков её мир, так она живёт. Это её настоящее. (слайд 17). Устная работа (потом нажимаю и видим таблицу).

Источник

Конспект урока по литературе для обучающихся 9 класса по рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор». Автор: Бобылёва Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с.Упоровка

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект урока по рассказу А. И. Солженицына

«История жизни Матрёны Васильевны,

или Слово о спасении души русской…»

Эпиграф: «И отпущено каждому живущему только: свой труд – и своя душа» /А. И. Солженицын «Лихое зелье»/

— формирование нравственных ориентиров учащихся;

— приобщение учащихся к творчеству А. Солженицына;

— актуализация нравственно-ценностных смыслов произведений Солженицына;

— развитие умения учащихся работать с текстом художественного произведения: выделять главное, анализировать полученную информацию, делать выводы;

— развитие навыков коммуникативного общения;

воспитание нравственных, моральных норм через художественное произведение.

Содержательная часть урока.

1. Слово о писателе.

Труд и душа…Материальное и духовное…

Главная проблема урока: заглянув в историю жизни Матрёны, понять, как удалось этой женщине сохранить свою душу, сберечь то, что было даровано ей свыше .(записано на доске)

Анализ рассказа по микротемам. Все микротемы записаны на доске.

Что привело героя-рассказчика в деревню Тальново?

За год до того по сю сторону Уральского хребта я мог наняться разве

2. При каких обстоятельствах знакомится рассказчик с Матрёной Васильевной?

Так мы дошли до высыхающей подпруженной речушки с мостиком. Милей этого места мне не приглянулось во всей деревне; две-три ивы, избушка перекособоченная, а по пруду плавали утки, и выходили на берег гуси, отряхаясь.

Перечитайте самое первое описание дома Матрёны. Какое впечатление производит данное описание?

сруб без печи, и ступеньки вниз, в подклеть. А направо шла сама изба, с чердаком и подпольем.

Строено было давно и добротно, на большую семью, а жила теперь одинокая женщина лет шестидесяти.

Меняется ли впечатление от увиденного, когда переступаешь порог этой избы?

Когда я вошел в избу, она лежала на русской печи , тут же, у входа, накрытая неопределенным темным тряпьем , таким бесценным в жизни рабочего человека.

Русская печь, тёмное тряпьё, тусклое зеркало, толпа фикусов…Каково предназначение каждой из этих вещей? Чем Матрёна особенно дорожила? Почему?

( Весь окружающий Матрёну мир в её темноватой избе с большой русской печью – это продолжение её самой, частичка её жизни.)

Вспомните, кто ещё проживал с Матрёной под одной крышей? Как истории этих «жильцов» раскрывают образ хозяйки дома?

( шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминал «далёкий шум океана», колченогая кошка, подобранная Матрёной из жалости, мыши – всё здесь органично и естественно)

Сделайте вывод. Чем поразила эта изба Игнатича снаружи и изнутри?

Что побудило героя-рассказчика поселиться именно у Матрёны?

Микротема №2 « Один день из жизни Матрёны Васильевны»

1). Какую деталь в портрете Матрёны постоянно подчёркивает автор? На протяжении всего рассказа автор не даёт подробного, конкретного описания героини. Только одна портретная деталь постоянно подчёркивается автором – «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрёны. Автору важно изобразить не внешнюю красоту героини, а её внутренний свет, струящийся из её глаз. Но к концу рас­сказа читатель представляет облик героини. Авторское от­ношение к Матрене чувствуется в тональности фразы, подборе красок: «От красного морозного солнца чуть ро­зовым залилось замороженное окошко сеней, теперь уко­роченных, — и грел этот отсвет лицо Матрены». И далее — уже прямая авторская характеристика: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».

2). В чём особенность речи Матрёны? Запоминается плавная, певучая, исконно русская речь Матрены, начи­нающаяся «каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках».

3). Когда и как начинался Матренин день?

Матрена вставала в четыре-пять утра. Ходикам Матрениным было двадцать

семь лет, как куплены в сельпо. Всегда они шли вперед, и Матрена не

4). Какие хлопоты Матрёне были в тягость, какие – доставляли радость и почему?

Хлопоты эти были тем затруднены, что собес от Тальнова был в двадцати

селах. Завтра, значит, опять иди. Теперь секретарь есть, да печати у него

нет. Третий день опять иди. А четвертый день иди потому, что сослепу они не на той бумажке расписались, бумажки-то все у Матрены одной пачкой сколоты.

5). Отчего образ жизни Матрёны так приглянулся Игнатичу, человеку «дальнему», недеревенскому?

6) Как относились к Матрёне окружающие (сёстры, золовка, все люди села)

Жила она бедно, убого, одиноко — «потерянная ста­руха», измотанная трудом и болезнью. Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали ее, что она смешная и глупая, на других бесплатно работающая, вечно в мужичьи дела лезущая.

Сделайте вывод. В чём находила Матрёна смысл повседневного существования?

В работе забывала она свои обиды, на любое доброе слово отвечала светлой улыбкой. В работе находила смысл жизни. Всегда оставалась простой, сердечной и бескорыстной. Верно подмечает автор: «У тех людей лица хороши, кто в ладах со своей совестью»

Матрёна сумела сохранить доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет её лицо. «У неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа».

Каким образом в Матрёне уживались такие качества, как языческое суеверие и вера в Бога? Давайте вспомним эпизоды, где Матрёна ведёт себя как дремучая язычница, и другие, где – как истинная христианка.

«Не сказать, однако, чтобы Матрена верила как-то истово. Даже скорей

Вспомните случай с котелком.

Подумайте, почему именно с Матрёной произошла эта история? (она была очень доверчивой, ей и в голову не могло прийти, что кто-то возьмёт чужой котелок. Но в то же время это было предсказанием беды, может быть, почувствовала это Матрёна, поэтому так и металась в поисках котелка, горевала, что не будет у них в этом году святой воды) Обиделась она после этого на людей? Ожесточилась? Отдалилась от Бога?

Почему Матрёна, если и молилась, то не «показно», будто стесняясь или боясь притеснить того, кто рядом? (Вера в Бога жила в её душе и она не считала необходимым показывать это людям)

Перечитайте и прокомментируйте первый эпизод, повествующий о прошлом Матрёны (начало 2-ой части). Что это за события? От кого Игнатич мог узнать эту историю (ведь сама Матрёна не любила говорить о своём прошлом)?

«Знал я, что замуж Матрена вышла еще до революции, и сразу в эту избу,

где мы жили теперь с ней, и сразу к печке (то есть не было в живых ни

Каким это прошлое предстаёт из её собственного рассказа(2-ая часть; разговор Матрёны и Игнатича после визита Фаддея)? Назовите самые яркие моменты

И шли года, как плыла вода. В сорок первом не взяли на войну Фаддея

из-за слепоты, зато Ефима взяли. И как старший брат в первую войну, так

младший без вести исчез во вторую. Но этот вовсе не вернулся. Гнила и

Объясните чудесное преображение Матрёны в то время, когда она вспоминает прожитое.

«Я…в первый раз совсем по-новому увидел Матрёну…по всей комнате глазам, оторвавшимся от света, казался полумрак с розовинкой. И из него выступала Матрёна. И щёки её померещились мне не жёлтыми, как всегда, а тоже с розовинкой».

«Обвязанное старческим слинявшим платочком смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрёны – как будто освобождённое от морщин, от будничного небрежного наряда…».

Как вы думаете, захотела бы Матрёна, если бы у неё была такая возможность, изменить своё прошлое: от чего-то отказаться, что-то повернуть вспять?

Микротема №5 « Матрёна и Фаддей Миронович»

Первая встреча с Фаддеем на страницах рассказа. Каким человеком предстаёт перед вами старик? Что поражает в его внешности? Какое впечатление произвёл Фаддей на Игнатича, какое – лично на вас?

«Высокий черный старик, сняв на колени шапку, сидел на стуле, который Матрена выставила ему на середину комнаты, к печке-«голландке». Все лицо его облегали густые черные волосы, почти не тронутые сединой: с черной окладистой бородой сливались усы густые, черные, так что рот был виден едва; и непрерывные бакены черные, едва выказывая уши, поднимались к черным космам, свисавшим с темени; и еще широкие черные брови мостами были брошены друг другу навстречу. И только лоб уходил лысым куполом в лысую просторную маковку. Во

Человек, чья жизнь по своему была изломана бесчеловечными обстоятельствами, Фаддей, в отличие от Матрёны, затаил злобу на судьбу, вымещая её на своей жене и сыне. Почти слепой старик оживляется, когда наседает на Матрёну по поводу горницы и потом, когда ломает избу своей бывшей невесты. Корысть, жажда захватить участок для своей дочери заставляют его рушить дом, который он сам когда-то строил. Бесчеловечность проявляется и накануне похорон. Фаддей не думает ни о чём, кроме горницы.

Почему во время визита Фаддея Матрёна почти не участвует в разговоре? Даже после ухода старика весь долгий вечер Матрёна предпочитает отмалчиваться. О чём молчит Матрёна Васильевна?

Не спала Матрена две ночи. Нелегко ей было решиться. Не жалко было саму

Проанализировать поведение Матрёны и Фаддея во 2 части рассказа и составить «глагольные» характеристики героев

Какие черты характера, личные качества проявляет

Фаддей в данной ситуации?

Каким добром живёт Матрёна, каким – Фаддей и ему подобные?

Почему слово добро автор выделяет курсивом? (То добро, за которое борется Фаддей, приносит зло, и Матрёна это понимает и противится этому, но успокаивает себя тем, что горница всё равно завещана Кире, просто не хотелось ей рушить всё при жизни. Потом, согласившись, она как-то просветлела лицом и даже согласилась собрать станок старинный и сфотографироваться, когда всё будет закончено с горницей. )

Почему именно Кире Матрёна завещала свою горницу? ( Ей пришлось взять на воспитание дочь своего любимого, но уже чужого. Сколько душевного тепла и доброты накопилось в ней, столько она и вло­жила в свою приемную дочь Киру).

Что даёт ей силы пережить это? ( Её сердечность, бескорыстность, внутренняя красота и доброта. Согласившись ломать горницу, она даже просветлела лицом)

Что необычного (даже странного) происходит за то время, пока горницу готовились вывезти со двора? Объясните эти «странности». ( двое суток крутит метель, со двора сбрела колченогая кошка ) Эти странности являются вестниками беды. Не было ей жалко добра, она никогда о нем не жалела. Страшно ей было подумать, что будут ломать ее дом, в котором вся ее жизнь пролетела как один миг. Сорок лет прове­ла она здесь, перенесла и две войны, революцию, отголосками пролетевшую. И для нее сломать и забрать ее горницу — значит разломать и разрушить ее жизнь.

4). Как рисует Солженицын сцену «разбирания» Матрениной горницы?

«И Фаддей с сыновьями и зятьями пришли как-то февральским утром и

застучали в пять топоров, завизжали и заскрипели отрываемыми досками. Глаза самого Фаддея деловито поблескивали. Несмотря на то, что спина его не распрямлялась вся, он ловко лазил и под стропила и живо суетился внизу, покрикивая на помощников. Эту избу он парнишкою сам и строил когда-то с отцом; эту горницу для него, старшего сына, и рубили, чтоб он поселился здесь с молодой. А теперь он яро разбирал ее по ребрышкам, чтоб увезти с чужого двора.»

Разобрана и увезена горница. Человеческая жадность губит Матрену. Больно слышать слова автора о том, что Фаддей, из-за чьей алчности и началось дело, в день смерти и потом уже похо­рон Матрены только и думает об оставленном срубе. Он не жалеет ее, не плачет по той, кого так горячо любил когда-то.

Что происходило в доме Матрёны в ту страшную ночь? (Мыши так метались за обоями, как будто сама Матрёна «невидимо металась и прощалась тут с избой своей», «испуганной толпой замерли фикусы» в ту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы.)

Как ведут себя близкие после смерти Матрёны?

(После смерти Матрены тут же слетелись сестры, «захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей». Да и полувековая подруга, «единственная, кто искренне любил Матрену в этой дерев­не», в слезах прибежавшая с трагическим известием, тем не менее, уходя, забрала с собой вязаную кофточку Матре­ны, чтобы сестрам она не досталась.)

Как прощаются с Матрёной деревенские жители и как – её близкие родственники? О чём плачут сёстры, мужнина родня? Чьё поведение «выбивается» из общего сценария прощания? ( просто совершается обряд похорон, нет искренней жалости. Страдает лишь Кира, её приёмная дочь)

Перечитайте сцену поминок. Почему во время поминовения души усопшей ни слова не прозвучало о самой душе?

Значительное место в рассказе писатель отводит сцене похорон. И это не случайно. В доме Матрены в последний раз собрались все родные и знакомые, в чьем окружении прожила она свою жизнь. И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. На поминальном ужине много пили, гром­ко говорили, «совсем уже не о Матрене». По обычаю пропели «Вечную память», но «голоса были хриплы, розны, лица пьяны, и никто уже в эту вечную память уже не вкладывал чувства».

Как повлияла гибель Матрёны на окружающих?

Смерть героини — это начало распада, гибели нравст­венных устоев, которые крепила своей жизнью Матрена. Она единственная в деревне жила в своем мире: устраивала свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, улыбчивая и общительная по нраву, Матрена сумела про­тивостоять злу и насилию, сохранив свой «двор», свой мир, особый мир праведников. Но гибнет Матрена — и рушится этот мир: растаскивают по бревнышку ее дом, с жадностью делят ее скромные пожитки. И некому защитить Матренин двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрены уходит из жизни что-то очень ценное и важное, не поддаю­щееся дележу и примитивной житейской оценке.

Есть ли в гибели Матрёны закономерность или это стечение случайных обстоятельств?

Какой вывод делает автор в конце рассказа?

Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник,

без которого, по пословице, не стоит село.

Возвращаемся к проблеме урока

Идёт обмен мнениями. Подводятся итоги урока.

Заключительное слово учителя.

У Матрёны почти ничего нет за душой. Зато в ней жива душа, тот внутренний тёплый свет, который не может обжечь – только согреть… Пережить то, что пришлось пережить Матрёне Васильевне, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, не озлобиться на судьбу и людей, сохранить до старости свою лучезарную улыбку – какие же душевные силы нужны для этого!

Её не понимают, о ней говорят с презрительным сожалением, а она слушает лишь голос своего сердца. Именно она является тем праведником, без которого не стоит село. (слайд 14)

Несмотря на трагизм событий, рассказ выдержан на какой-то очень теплой, светлой, пронзительной ноте. Он настраивает читателя на добрые чувства и серьезные раз­мышления.

5. Домашнее задание: Напишите сочинение – размышление над прочитанным рассказом А.Солженицына “Матрёнин двор”.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *