какие санкции введены против северной кореи
Трамп продлил санкции против КНДР
США продлили санкции против Северной Кореи. Соответствующее распоряжение подписал президент страны Дональд Трамп, документ опубликован на сайте Белого дома.
«Существование и угроза распространения расщепляющихся веществ, пригодных для использования в оружии, на Корейском полуострове, а также действия и политика властей Северной Кореи по-прежнему представляют собой исключительную и чрезвычайную угрозу национальной безопасности, внешней политике и экономике Соединенных Штатов. По этой причине я продлеваю на год режим национального чрезвычайного положения в отношении Северной Кореи», — говорится в документе.
США неоднократно продлевали санкции против КНДР. Они в первую очередь предполагают экономические ограничения, такие как блокировка счетов и транзакций из страны. В прошлый раз их продлили до 26 июня.
Переговоры между США и КНДР по денуклеаризации Корейского полуострова начались в 2018 году. Тогда в июне в Сингапуре состоялся первый в истории саммит с участием Трампа и Ким Чен Ына. На нем лидеры стран договорились о денуклеаризации Северной Кореи, а Вашингтон со своей стороны гарантировал ей в обмен безопасность и отмену санкций. Однако в июне 2019 года США вновь продлили санкции против КНДР, а в августе того же года еще и расширили, добавив в список два физических лица и три компании.
21 января Северная Корея отказалась соблюдать запрет на ядерные испытания, объяснив это тем, что власти США подвергают страну воздействию «жесточайших и негуманных санкций». «Мы не видим оснований, чтобы и далее быть связанными в одностороннем порядке обязательствами, которые другая сторона не выполняет», — заявил советник постоянного представительства КНДР при отделении ООН в Женеве Чжу Ён Чхоль.
СОДЕРЖАНИЕ
Наднациональные органы
Евросоюз
Европейский Союз ввел ряд санкций против Северной Кореи с 2006 года. К ним относятся:
21 сентября 2017 года ЕС запретил экспорт нефти и инвестиции в Северную Корею.
Совет Безопасности ООН
Учреждения Организации Объединенных Наций ограничены в помощи, которую они могут оказать Северной Корее из-за санкций, но они могут помочь с питанием, здоровьем, водой и санитарией.
Наций
Австралия
Китай
В феврале 2017 года Китай запретил импорт угля из Северной Кореи до конца года. Китай также запретил экспорт некоторых нефтепродуктов и импорт текстиля из Северной Кореи в соответствии с резолюциями Организации Объединенных Наций.
Япония
В 2016 году Япония ввела санкции против Северной Кореи, в том числе:
Россия
Южная Корея
Тайвань
Соединенные Штаты
21 сентября 2017 года президент Дональд Трамп издал Указ 13810, разрешающий Соединенным Штатам отключиться от своей финансовой системы или заморозить активы любых компаний, предприятий, организаций и частных лиц, торгующих товарами, услугами или технологиями с Северной Кореей. Самолетам и кораблям, заходящим в Северную Корею, запрещен въезд в Соединенные Штаты в течение 180 дней. То же ограничение применяется к судам, которые осуществляют трансферы с корабля на корабль с северокорейскими судами. Министр финансов Стивен Мнучин заявил, что «иностранные финансовые институты теперь осведомлены о том, что в будущем они могут выбрать бизнес с США или Северной Кореей, но не с обоими». В заявлении Белого дома говорится: «Иностранные финансовые учреждения должны выбирать между ведением бизнеса с Соединенными Штатами или содействием торговле с Северной Кореей или ее назначенными сторонниками». 25 сентября 2017 года Министерство финансов США запретило въезд граждан Северной Кореи в Соединенные Штаты.
Президент США Дональд Трамп приветствовал санкции против Северной Кореи, введенные Китаем и Россией.
Уклонение от санкций
По данным Группы экспертов ООН в апреле 2019 года, Северная Корея разработала ряд методов и сложную сеть организаций, позволяющих ей уклоняться от санкций. Эти методы включали фальсификацию документов и тайную передачу грузов по морю с судна на судно.
Президент США Дональд Трамп обвинил Китай и Россию в нарушении санкций против Северной Кореи.
Оценка
Академик Джон Делюри назвал санкции бесполезными и контрпродуктивными. Он утверждал, что они не имеют законной силы и вряд ли остановят ядерную программу Северной Кореи.
По оценкам Ким Б. Пак из группы ВОЗ, санкции в 2018 году привели к примерно 4000 предотвратимым смертельным случаям из-за задержек с освобождением от налогов для программ НПО и агентств ООН, которые имеют гуманитарные программы в Северной Корее.
Отложенный эффект: наказала ли Москва Северную Корею за ракетно-ядерный авантюризм
На фоне обостряющегося кризиса между Пхеньяном и Вашингтоном и продолжающегося осложнения северокорейско-китайских отношений Россия осталась единственной среди ведущих держав, которая сохраняет конструктивное сотрудничество с КНДР. Неслучайно в последние месяцы в Москву зачастили официальные эмиссары из заинтересованных государств, прежде всего из США, КНДР, Китая. На Россию кто с надеждой, кто с раздражением сейчас смотрят как на важнейшего игрока, чей потенциал балансировки ситуации на Корейском полуострове повышается.
Тем более неожиданным (а для кого-то как «гром среди ясного неба») стал указ президента №484, подписанный президентом Владимиром Путиным 14 октября, о введении болезненных санкций против КНДР. Это стало сенсацией, новостью дня, отечественные и международные СМИ бросились широко комментировать данное решение. Среди них многие интерпретации сводились к тому, что в политике России в отношении Пхеньяна произошел крутой перелом, терпение Москвы, мол, лопнуло и она решила примерно наказать Пхеньян за его ракетно-ядерный авантюризм.
Поскольку многие из подобных оценок, предположений далеки от действительности, представляется уместным и своевременным внести ясность в рассматриваемые сюжеты.
Во-вторых, многие СМИ представляют решение Владимира Путина как национальные санкции России против КНДР, подтверждающие, что Москва, наконец, решила присоединиться к стратегии Запада, направленной на полную изоляцию и экономическую блокаду Северной Кореи.
Да просто потому, что процесс воплощения международных обязательств в национальные практические шаги со стороны конкретно России в силу особенности бюрократических процедур у нас занимает около года. Сначала центр рассылает в заинтересованные министерства и ведомства (Министерство финансов, транспорта, Минэкономразвития и многие другие) задания по выработке конкретных ограничительных мер в рамках их участка работы и профессиональных компетенций. Затем данные организации определяют рестрикции в своих конкретных сферах и возвращают свои предложения в правительство, где они обобщаются и передаются в администрацию президента и уже на их основе готовится указ президента. И на всё это в России уходит около года.
Так происходило и с аналогичными актами в рамках предшествующих резолюций Совбеза ООН. Бывало, например, как после первого ядерного испытания Пхеньяна в 2006 году — про него мир уже успевал подзабыть, и шестисторонние переговоры по ядерной проблеме Корейского полуострова набирали позитивную динамику, и в двусторонних отношениях между Россией и КНДР всё обстояло благополучно, и вдруг Москва объявляет о своей порции санкций против северян. У многих и тогда возникало чувство недоумения и непонимания. А на деле оказывалось, что это всего лишь технический результат реализации как будто отложенного исполнения санкций Совбеза ООН. Именно такая же история произошла и сейчас.
В свете этого становится понятным, что в действительности озвученные 16 октября 2017 года рестрикции не имеют ничего общего с пересмотром позиции России по отношению как к ядерной проблеме КНДР, так и нашим двусторонним отношениям с ней.
Конечно, эти санкции накладывают ограничения на возможности развития нашего экономического сотрудничества. Но когда КНДР приняла решение проводить испытания, она знала нашу позицию и понимала, какие будут действия с нашей стороны. Одновременно с этим мы признаем легитимные озабоченности КНДР в сфере обеспечения национальной безопасности и стремимся найти взаимопонимание со всеми заинтересованными сторонами, прежде всего США, Южной Кореей, Японией по этой важной проблеме. Поэтому Россия твердо выступает за скорейшее возобновление переговорного процесса на различных треках, в том числе американо-северокорейском и многостороннем. Эта наша позиция хорошо известна северокорейским партнерам.
Поэтому шаги Москвы, конечно, их не обрадовали, но не стали неожиданностью и не должны (как было и в предшествующих аналогичных случаях) негативно отразиться на традиционно дружественных отношениях между Россией и КНДР.
От науки до финансов: какие санкции Россия ввела против Северной Кореи
Согласно тексту указа, Россия приостанавливает научно-техническое сотрудничество с Северной Кореей и закрывает филиалы российских банков в стране.
«Следует приостановить научно-техническое сотрудничество с лицами или группами лиц, представляющими Корейскую Народно-Демократическую Республику», — говорится в документе.
Ограничения не коснутся совместных проектов в области медицины, а также кооперации в сферах ядерной науки и техники, аэрокосмического машиностроения и передовых производственных технологий, если такое сотрудничество не будет способствовать развитию ядерной и ракетной программ КНДР.
Пхеньяну, согласно тексту документа, разрешается использовать недвижимость на территории России только в целях дипломатической и консульской деятельности. А северокорейским судам, связанным с ядерной программой, запрещается вход в российские морские порты.
Также в понедельник, 16 октября, решение ввести новые ограничительные меры против Северной Кореи принял Европейский союз. Об этом было объявлено на заседании Совета ЕС.
Европейские санкции, в частности, касаются продажи Пхеньяну нефти, финансовых транзакций и создания совместных предприятий. Также в чёрный список внесены трое чиновников и шесть организаций КНДР.
«С учётом угрозы международному миру и стабильности, которая продолжает исходить от КНДР, новые запретительные меры приняты, чтобы оказать давление на КНДР для выполнения её международных обязательств, отражённых в нескольких резолюциях Совбеза ООН», — сказано в сообщении.
«Санкции совершенно незаконны»
В Пхеньяне назвали введение односторонних санкций против страны абсолютно незаконным. Об этом в ходе своего выступления на заседании ассамблеи Межпарламентского союза (МПС) заявил вице-спикер Верховного народного собрания Северной Кореи Ан Дон Чхун.
«Санкции против КНДР направлены на полную остановку экономики КНДР. Эти резолюции совершенно незаконны и противоречат уставу ООН и уставу Межпарламентского союза», — цитирует ТАСС чиновника.
Он подчеркнул, что к развитию ядерной программы Пхеньян подтолкнул Вашингтон.
11 сентября Совбез ООН единогласно принял резолюцию, ужесточающую санкции против КНДР. Ограничения касаются поставок в КНДР нефтепродуктов, конденсатов и газоконденсатных жидкостей, а также продажи текстильной продукции.
Ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин в беседе с RT подчеркнул, что если Евросоюз в понедельник принял односторонние санкции, то Россия ввела ограничительные меры в исполнение резолюции 2321 Совбеза ООН, принятой ещё в ноябре 2016 года.
«Возможно, то, что Россия сегодня решила сделать заявление, и является частью какой-то скоординированной международной кампании, о которой условились некоторое время назад и решили северокорейцев припугнуть, чтобы они не так сильно буйствовали. Но доказательств этого нет, а чисто с правовой точки зрения речь идёт о разных санкциях», — отметил Кашин.
Он обратил внимание на то, что принятые Россией меры — это просто закрепление указом президента требований резолюции Совбеза ООН, а действия ЕС — это односторонние санкции, которые российская сторона в принципе не одобряет.
Проект КНДР
Эксперт добавил, что принятые Россией меры не возымеют принципиального значения, поскольку Москва не является важным торговым партнёром Пхеньяна.
«Скорее можно считать, что этот указ не позволит Северной Корее использовать Россию как какую-то лазейку в системе международных санкций, но не более того. Стратегически это ничего не меняет», — подчеркнул он.
В свою очередь, генеральный директор Центра развития региональной политики, политолог Илья Гращенков в беседе с RT выразил уверенность, что в отношении КНДР есть некий консенсус как со стороны западных лидеров, так и со стороны России.
Он добавил, что весьма вероятен факт заключения некоей политической сделки в отношении северокорейской проблемы.
«Какой-либо объективной информацией мы не обладаем, но то, что и Запад, и Россия одновременно ограничивают сотрудничество с этим режимом, говорит, что где-то в кулуарах высшей власти принято какое-то решение в отношении проблемы целиком. Проблема явно носит какой-то гуманитарный характер, с призывом ограничить ядерную гонку вооружений, которую инициировал Ким Чен Ын», — говорит Гращенков.
Он добавил, что в последнее время «прохладной» становится и реакция Китая на действия КНДР и заявления высшего руководства страны.
«Китай, который связан с КНДР неким коммунистическим пактом и обязан поддерживать социалистического союзника, тоже постепенно демонстрирует миру, что этот режим совсем отвязался. КНР в последнее время прохладно реагирует на все заявления. От КНДР постепенно отказываются даже какие-то страны, которые можно было назвать союзниками», — подытожил политолог.
Как работают международные санкции ООН // Интересное из доклада Группы экспертов по санкциям в отношении Северной Кореи
05 апреля наконец-то был опубликован заключительный доклад Группы экспертов ООН, учрежденной в соответствии с резолюцией СБ ООН № 1874[1], о санкциях в отношении Северной Кореи за 2020 год (далее – «Доклад»). Санкции в отношении КНДР – единственный случай в международно-правовой практике, когда существует всеобщий консенсус государств-членов ООН. Работа экспертов ООН, тем не менее, показала, что не все государства добросовестно относятся к своим международно-правовым обязанностям: кто-то «закрывает глаза» на случаи обхода санкций, а кто-то проявляет недостаточную осмотрительность. В данном посте постараюсь показать, как работают международные санкции и с какими проблемами сталкиваются государства, а также что нужно знать бизнесу.
Международные санкции в отношении Корейской Народно-Демократической Республики
Обычно окончательные доклады группы экспертов ООН, учреждённой резолюцией 1874 (2009), за предшествующий год публикуются в начале марта. Так было, например, в 2020 и 2019 годах. В этом же году из-за непонятной аномалии доклад был опубликован намного позже.
В этом году доклад Группы экспертов 1874 (2009) был опубликован лишь 5 апреля. Русский является официальным языком ООН, и любой желающий может прочесть его, но я решил привлечь внимание к наиболее курьёзным и интересным его местам, чтобы у читателя сложилось впечатление о работе международных санкций ООН.
1. Секторальные и морские санкции
Доклад состоит из 64 страниц и разбит на разделы. В разделе «экспорт в КНДР нефти и нефтепродуктов» описываются наиболее интересные случаи обхода санкций. Замечу, тотального запрета на экспорт нефти и нефтепродуктов в КНДР нет, статьей 5 Резолюции СБ ООН № 2397[2] установлен лишь предельный лимит в 500’000 баррелей в год. О таких поставках государства должны ежемесячно уведомлять Комитет СБ ООН по Северной Корее (далее – «Комитет»). В Докладе отмечается, что нелегальный экспорт нефтепродуктов в КНДР в несколько раз превышает установленный лимит. В Докладе перечисляются суда не под флагом Северной Кореи, которые занимались поставками нефти. Капитаны вели себя хитро: на подходе к территориальным водам КНДР отключали транспондеры, GPS передачу судовых идентификаторов, в результате судно пропадало с радаров на срок от нескольких дней до нескольких месяцев. Однако судовладельцы и грузовладельцы сознательно шли на риск, поскольку большой брат спутники все видят, в том числе видят «похожие» суда в северокорейских портах.
Импорт северокорейского угля, в свою очередь, полностью запрещен пунктом 8 Резолюции СБ ООН № 2371[3]. Это не препятствует вывозу угля северокорейскими судами или баржами под флагом Китая, которые передают идентификаторы рыболовных судов. Обратно из Китая в КНДР завозят гуманитарные товары.
Главной посыл экспертов, адресованный как государствам, так и бизнесу таков – проявляйте должную осмотрительность. Особенно, если есть подозрения, что в сделке может быть интерес КНДР или её лиц. В этом поможет знание актуальных практик обхода санкционных ограничений.
Практики обхода санкционных ограничений
Подмена судовых идентификаторов
Актуальной тенденцией является замена идентификаторов на морских судах, занимающихся запрещенной деятельностью. В результате автоматическая идентификационная система (АСИ) принимает корабль за другой. Например, судно New Konk под флагом Сьерра-Леоне осуществляло экспорт нефти в КНДР под видом судна Mouson 328. Организовать такую схему, чтобы она не вызывала вопросов, достаточно сложно – будет подозрительно, если одновременно будут плавать суда с одинаковыми идентификаторами. В «отмывании» идентификаторов помогла смекалка: при помощи подложных документов оригинальное судно Mouson 328 было зарегистрировано как новый корабль и превратилось в судно Cherry 19.
После того как Mouson 328 превратилось в Cherry 19, у New Konk появилась возможность передавать идентификаторы Mouson 328, не генерируя значительных АИС-аномалий, которые могли бы обернуться разоблачением подмены.
Подобные действия не требуют глубоких познаний в том, как работает система идентификации судов. Цель – скрыть от контрагентов происхождение судна, зарегистрированного в Северной Корее или принадлежащее её резидентам. В отличие от первого способа, он используется судами, которые уже включены в санкционные списки.
Например, санкционное северокорейское судно New Regent попыталось произвести межсудовую перевалку нефтепродуктов с судна под флагом Республики Корея, свое происхождение судно скрыло, представилось как Hang Yu 11 под флагом Панамы, оригинальное наименование на корпусе судна было закрашено. От нарушения санкций контрагента спасла должная осмотрительность: были переданы неполные/недействительные судовые идентификаторы; внешний вид судна явно не соответствовал описанию, была предоставлена устаревшая судовая документация, а под фальшивым названием на корпусе был виден тисненый контур оригинального.
2. Импорт предметов роскоши в КНДР
Зачем КНДР импортирует столько нефтепродуктов? Конечно же, чтобы заправлять люксовые автомобили и внедорожники своего лидера! Примерно такой логикой руководствовались эксперты ООН, когда писали об экспорте в КНДР люксовых авто. Вот только никаких доказательств не приводится.
Эксперты установили, что три люксовых Mercedes-Benz были проданы итальянской компанией European Cars & More SRL в Гонконг компании LS Logistica & Spedizioni SRL. Информация о конечном приобретателе машин группе экспертов предоставлена не была, значит, по их мнению, машины могли оказаться в КНДР, поскольку руководство страны широко пользуется сходными машинами. В другом случае группа экспертов направила запрос компании Toyota, чтобы те прояснили, где был произведен и как попал в КНДР Lexus LX 570, на котором Ким Чен Ын совершал инспекционную поездку в провинцию.
В обоих случаях прослеживается занимательная тенденция: группа экспертов пытается возложить обязанность по end—user control на верхнеуровневого продавца, когда его максимум в подобной ситуации – обезопасить себя заверением контрагента, что товар не будет поставлен в юрисдикции, в отношении которых действуют санкционные ограничения.
О том, почему законодательство ЕС запрещает поставки «роскошного» пива Балтика № 7 Ким Чен Ыну в прошлом году писал Сергей Гландин. В этом году под прицел попал Сингапур. Экспорт вин и спиртных напитков из Сингапура в КНДР запрещен в соответствии с подпунктом (f) пункта (5) Приложения № 7 Регламента Сингапура об импорте и экспорте, применительно к Северной Кореи.
31 января 2020 года власти Сингапура конфисковали транзитную партию вина, которая предназначалась компании Sangmyong General Trading Corporation, ранее замеченной в нарушении режима санкций в отношении Северной Кореи. 25 августа 2020 года решением сингапурского суда вино было передано в утилизацию, о способе утилизации не сообщается.
3. Разрушительные последствия санкций для Северной Кореи
Два неназванных государства любезно предоставили свою аналитику экспертам ООН, из которой следует, что спад сельского хозяйства, низкий уровень безопасности, низкое качество здравоохранения вызваны не введенными санкциями, а плохим управлением экономикой КНДР[4]. При этом КНДР по-прежнему ставит стабильность и преемственность режима семьи Кимов выше всех прочих национальных приоритетов, включая здравоохранительные и медицинские услуги и продовольственную безопасность.
Учитывая это, за санкции приходится расплачиваться гражданскому населению:
Санкции в отношении КНДР – уникальная ситуация, когда всеобъемлющим санкциям противостоит авторитарный режим. Воевать с КНДР никто не будет, тем интереснее наблюдать, кто победит: санкции или режим Кимов. Пока режим побеждает, но, как следует из Доклада, из-за попустительства двух постоянных членов СБ ООН.