какие силы го являются привлекаемыми
Статья 15. Силы гражданской обороны
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 15 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.
Статья 15. Силы гражданской обороны
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 15 настоящего Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 404-ФЗ в пункт 1 статьи 15 настоящего Федерального закона внесены изменения
2. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для решения задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом Российской Федерации.
3. Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Информация об изменениях:
4. Нештатные аварийно-спасательные формирования привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций, а также для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории.
Информация об изменениях:
5. Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории.
Какие силы го являются привлекаемыми
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
О гражданской обороне
Настоящий Закон определяет основы гражданской обороны, правовые основы ее осуществления, полномочия и функции органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан в области гражданской обороны, а также силы и средства, привлекаемые для решения задач в указанной области, и основания их деятельности.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Понятие гражданской обороны
2. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
Статья 2. Задачи в области гражданской обороны
Основными задачами в области гражданской обороны являются:
— обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при военных действиях, а также при катастрофах природного и техногенного характера;
— оповещение об опасности;
— предоставление убежищ и их устройство;
— предоставление средств индивидуальной защиты;
— проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки;
— проведение аварийно-спасательных работ;
— первоочередное обеспечение пострадавшего населения, включая первую медицинскую помощь, срочное предоставление жилых помещений, а также другие необходимые меры;
— обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
— обеззараживание и другие подобные меры защиты;
— восстановление и поддержание порядка в районах бедствия;
— срочное восстановление необходимых коммунальных служб;
— срочное захоронение трупов;
— разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для выживания;
— обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны;
— иная деятельность, необходимая для решения вышеупомянутых задач, в том числе планирование и организация мероприятий.
Статья 3. Принципы организации гражданской обороны
1. Гражданская оборона организуется на всей территории страны по территориально-производственному принципу. Руководство ею на всех уровнях государственного управления осуществляется централизованно на принципе единоначалия. С этой целью предусматриваются институт начальников гражданской обороны и создание служб этой обороны.
2. Мероприятия по гражданской обороне проводятся заблаговременно в мирное время с учетом развития средств вооруженной борьбы и средств защиты от них. С этой целью на всех уровнях исполнительной власти, в органах местного самоуправления и организациях разрабатываются планы гражданской обороны.
3. Осуществление гражданской обороны на всей территории страны или ее части начинается с возникновением реальной опасности военных действий, а также катастроф природного и техногенного характера.
Статья 4. Правовое регулирование организации и
осуществления гражданской обороны
Национальное законодательство в области гражданской обороны основывается на конституции страны, настоящем Законе, других законах и нормативных правовых актах, регулирующих отношения по защите населения, материальных и культурных ценностей, территории страны от опасностей, возникающих при военных действиях или вследствие этих действий, а также при катастрофах природного и техногенного характера.
Статья 5. Гражданская оборона в вооруженных силах и
других войсках
Задачи гражданской обороны в организациях и военных городках вооруженных сил страны и других войск решаются в соответствии с ведомственными положениями, разрабатываемыми на основе настоящего Закона и согласуемыми с государственным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.
Глава 2. Силы гражданской обороны
Статья 6. Состав сил гражданской обороны
1. В состав сил гражданской обороны входят гражданские и воинские формирования гражданской обороны.
2. Для решения задач гражданской обороны могут привлекаться воинские части и подразделения вооруженных сил страны, других войск, а также ведомственные, территориальные и иные аварийно-спасательные службы и формирования.
Статья 7. Гражданские формирования гражданской обороны
1. Гражданские формирования гражданской обороны создаются на базе предприятий и организаций любых организационно-правовых форм по территориально-производственному принципу. Они оснащены специальной техникой и имуществом и подготовлены для решения задач обороны граждан от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при катастрофах природного и техногенного характера.
2. В гражданские формирования гражданской обороны должны зачисляться, как правило, мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины от 18 до 55 лет и не зачисляться военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, инвалиды, беременные женщины, женщины, имеющие ребенка до восьми лет, а также женщины со средним и высшим медицинским образованием, имеющие ребенка до трех лет.
3. Состав и численность гражданских формирований гражданской обороны устанавливается государственными органами исполнительной власти, региональными органами исполнительной власти страны, органами местного самоуправления, руководителями предприятий и организаций.
4. Порядок создания, комплектования, обеспечения, использования гражданских формирований гражданской обороны определяется правительством страны.
Статья 8. Воинские формирования гражданской обороны
1. Воинские формирования гражданской обороны создаются для решения задач в области гражданской обороны, которые не могут быть решены гражданскими формированиями.
2. Воинские формирования гражданской обороны и лица, проходящие в них службу, не могут участвовать в военных и иных действиях, не связанных с гражданской обороной.
3. Во время военных действий личный состав воинских формирований гражданской обороны не привлекается к каким-либо акциям, не связанным с решением задач гражданской обороны.
4. Личному составу воинских формирований гражданской обороны выдаются удостоверения установленного образца и международные отличительные знаки.
6. Воинские формирования гражданской обороны осуществляют свою деятельность только в пределах территории данного государства и не привлекаются для решения аналогичных задач на территориях других государств.
7. Организационная структура воинских формирований гражданской обороны, порядок их комплектования, социальной защиты военнослужащих воинских формирований гражданской обороны и членов их семей, финансирования деятельности этих формирований определяются соответствующим национальным законодательством.
Глава 3. Система гражданской обороны
Статья 9. Руководство гражданской обороной
1. Руководство гражданской обороной осуществляет правительство страны.
2. На территориях, подведомственных региональным органам власти и органам местного самоуправления, это руководство осуществляют главы региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, по должности являющиеся начальниками гражданской обороны.
3. Начальники гражданской обороны несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны на соответствующих территориях, объектах и в отраслях экономики.
4. Начальникам гражданской обороны предоставляется право:
а) вводить в действие планы гражданской обороны в порядке, установленном национальным законодательством;
б) принимать решения на проведение эвакуации населения на подведомственной территории в установленном порядке;
в) издавать приказы по вопросам гражданской обороны в соответствии со своими полномочиями.
5. В военное время приказы начальников гражданской обороны регионов, городов и районов по вопросам, отнесенным к их компетенции, обязательны для исполнения должностными лицами предприятий и организаций, расположенных на соответствующих территориях, независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм.
Статья 10. Органы управления гражданской обороной
1. Органами управления гражданской обороной являются:
а) государственный орган исполнительной власти, специально уполномоченный для решения задач гражданской обороны, создающий с этой целью подведомственные ему территориальные органы управления;
б) структурные подразделения, специально уполномоченные или организуемые для решения задач гражданской обороны в составе центральных государственных органов исполнительной власти;
в) органы управления гражданской обороной при региональных органах исполнительной власти и местного самоуправления;
г) структурные подразделения или специалисты гражданской обороны на предприятиях и в организациях, независимо от их организационно-правовых форм.
Статья 11. Государственный орган исполнительной власти,
специально уполномоченный для решения задач
гражданской обороны
Государственный орган исполнительной власти, специально уполномоченный решать задачи гражданской обороны:
а) осуществляет государственное управление гражданской обороной;
б) принимает в пределах своей компетенции решения по вопросам подготовки и осуществления гражданской обороны, обязательные для исполнения государственными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти регионов, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями, должностными лицами и гражданами;
в) организует разработку и выполнение государственных целевых программ гражданской обороны;
г) организует управление воинскими формированиями гражданской обороны;
д) разрабатывает проект плана гражданской обороны страны;
е) разрабатывает проекты нормативных правовых актов в области гражданской обороны и вносит их на рассмотрение в правительство страны;
ж) осуществляет мероприятия по организации и реорганизации подведомственных органов управления, соединений, воинских формирований и подразделений, организаций, учебных заведений;
з) организует подготовку сил гражданской обороны, обучение населения, разрабатывая с этой целью соответствующие программы и проводя учения по гражданской обороне;
и) составляет проект государственного заказа на поставку вооружений, техники, имущества и других материально-технических средств для сил гражданской обороны;
к) осуществляет государственный контроль за выполнением установленных нормативных требований в области гражданской обороны;
л) разрабатывает директивные документы по организации оповещения и приведению в готовность гражданской обороны страны;
м) обеспечивает мобилизационную готовность воинских формирований гражданской обороны;
н) осуществляет функции государственного заказчика для нужд гражданской обороны;
о) организует международное сотрудничество в области гражданской обороны.
Гражданская оборона (ГО)
Что такое ГО
Гражданская оборона (ГО) – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Цели, основные задачи, мероприятия и сколько их
Согласно ст. 2 Федерального закона РФ «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12.02.1998 имеется 15 основных задач в области гражданской обороны и защиты населения в Российской Федерации:
Кроме того, в случае крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах силы и ресурсы гражданской обороны могут привлекаться для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР). Гражданская оборона организуется и ведется на территории всей страны.
Организация и ведение ГО
Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства. Это положение исходит из конституционных прав и обязанностей личности, общества и государства по защите от внешних и внутренних угроз. Организацией и ведением гражданской обороны, как составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государство выполняет три важнейшие функции:
Гражданская оборона предусматривает заблаговременную в мирное время подготовку государства к ведению гражданской обороны с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Это продиктовано необходимостью принятия упредительных мер по защите населения, материальных и культурных ценностей в условиях ведения войн с применением современных средств поражения, способных нанести значительный ущерб экономике страны и вызвать неоправданный рост потерь населения. Заблаговременная подготовка государства к ведению гражданской обороны включает целый комплекс мероприятий, проводимых в мирное время и обеспечивающих успешную реализацию каждой из основных задач в области гражданской обороны (см. Подготовка государства к ведению гражданской обороны ). Ведение гражданской обороны, т.е. практическое осуществление мероприятий по непосредственной защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории РФ или отдельных ее местностях.
Организационное построение гражданской обороны позволяет обеспечивать:
Организационную основу гражданской обороны составляет:
Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, на территориях субъектов РФ и муниципальных образований – соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Они несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти на соответствующих территориях и в организациях.
Органы управления
В системе гражданской обороны и единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в настоящее время создана и функционирует стройная система органов управления. В эту систему входят федеральные, региональные, муниципальные и объектовые органы управления.
Федеральные органы управления представляют МЧС России и структурные подразделения, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, федеральных органов исполнительной власти.
На территориях субъектов Российской Федерации функцию органов управления гражданской обороны несут главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации. Например, на территории Омской области органом управления гражданской обороны является Главное управление МЧС России по Омской области и т.д.
На территориях муниципальных образований органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются управления (отделы, секторы) ГОЧС администраций городов и сельских районов.
В администрациях сельских и городских поселений могут быть созданы нештатные органы управления гражданской обороны или функции органа управления могут быть возложены на заместителя главы сельского поселения.
Во всех организациях, независимо от сфер хозяйственной деятельности, форм собственности, органы управления гражданской обороны могут быть представлены штатными структурными подразделениями администраций, учреждений, предприятий (отделами, секторами и др.), уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны или нештатными органами (например, штабами гражданской обороны).
Органы управления гражданской обороны, создаваемые в организациях, называются объектовыми.
Органы управления гражданской обороной
Таким образом, на всех уровнях государственного и муниципального управления в настоящее время созданы и функционируют соответствующие органы управления гражданской обороной.
В свою очередь они:
Следовательно, органы управления гражданской обороной играют главную роль в защите населений и территорий от опасностей, возникающих во время военных действий и занимают ведущее место в обеспечении устойчивого их функционирования в любых условиях обстановки.
В любом органе управления гражданской обороны, будь он штатный или нештатный, должны быть лица, выполняющие функции:
В орган управления гражданской обороной могут входить и другие специалисты.
При формировании органа управления гражданской обороны и включения в его состав должностных лиц необходимо учитывать профиль специальности их по занимаемой им штатной должности в данной организации. Например, в качестве специалиста по созданию, комплектованию сил гражданской обороны можно определить руководителя (работника) кадрового органа, а в качестве специалиста по связи – руководителя (работника) подразделения, обеспечивающего связь в данной организации.
Целесообразно, чтобы руководитель органа управления гражданской обороной в организациях имел властные полномочия, позволяющие ему, в отсутствии первого руководителя, осуществлять все мероприятия, направленные на защиту работников от опасностей, возникающих во время военных действий, сохранение производственного потенциала, материальных и культурных ценностей и обеспечение устойчивого функционирования организации в любых условиях обстановки в полном объеме.
В связи с тем, что в организациях властными полномочиями обладают только первые руководители и его заместители (частично), при формировании нештатного органа управления гражданской обороной необходимо его руководителем определить одного из заместителей первого руководителя (может быть – первого заместителя). А в случаях, когда в организациях создан и функционирует штатный орган управления гражданской обороной, его руководителя необходимо наделить соответствующими полномочиями. Эти полномочия должны находить отражение в положении об органе управления гражданской обороной, которое утверждается и вводится в действие распорядительным документом первого руководителя организации, который является руководителем гражданской обороны организации.
Также часто звучит вопрос: «В каком соотношении находятся органы управления гражданской обороны в организациях органами управления объектового звена территориальной подсистемы РСЧС? Не создают ли они неопределенность, не будут ли они мешать друг другу в практической деятельности?».
Такой вопрос возникает потому, что кроме органа управления гражданской обороны в организациях создаются органы управления объектового звена территориальной подсистемы РСЧС.
Да, такое множество органов управления может создавать некоторую неопределенность при решении практических задач. Поэтому первый руководитель организации, который по закону является руководителем гражданской обороны, должен определиться с концентрацией управления гражданской обороной и защитой от чрезвычайных ситуаций на одном органе. Таким органом может быть или штаб гражданской обороны (несмотря на то, что в законе «О гражданской обороне» слово «штаб» не упоминается) или КЧСиОПБ объектового звена территориальной подсистемы РСЧС.
Важно. Организация и ведение гражданской обороны в МЧС России регламентировано приказом МЧС России № 783 от 17.12.2008
Силы ГО
Силы гражданской обороны состоят из воинских формирований, специально предназначенных для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенных в войска гражданской обороны, спасательных служб и нештатных аварийно-спасательных формирований. Последние создаются в организациях, имеющих потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. Для решения задач в области гражданской обороны могут привлекаться в установленном порядке Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования.
Серьезное значение придается гражданской обороне и в зарубежных странах. Законы о гражданской обороне приняты в большинстве ведущих и развитых стран: в США (1950), Великобритании (1948 и 1960), ФРГ (1957), Финляндии (1958), Швеции (1948), Норвегии (1953) и т.д. Органы руководства гражданской обороны в центре и на местах созданы с учетом особенностей государственного устройства стран. За последние годы в ряде ведущих зарубежных стран в связи с изменившимися военно-политическими и военно-техническими условиями происходит определенная трансформация взглядов на концептуальные основы гражданской обороны. К основным тенденциям в развитии гражданской обороны зарубежных стран следует отнести следующие. В большинстве стран полагают, что в современных условиях необходима гражданская оборона нового типа, способная быть эффективной не только в военное, но и в мирное время. Целесообразно и необходимо использовать силы и средства гражданской обороны для оказания помощи населению в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф. Гражданская оборона все больше отходит от военной организации, так как ее мероприятия приобретают скорее социальный, чем военно-стратегический характер. В большинстве государств ответственность за гражданскую оборону возложена на министерства внутренних дел. В США органы гражданской обороны подчинены министерству внутренней безопасности, в Канаде – федеральному правительству, в Норвегии и Испании – министерству защиты населения. Только в отдельных странах гражданская оборона находится в ведении министерства обороны (Португалия, Швеция и др.). Особое внимание уделяется вопросам мобилизационной готовности гражданской обороны, так как значительно возрастает объем мероприятий на период развертывания систем гражданской обороны при переходе ее с мирного на военное время. Отмечается процесс перераспределения функций в области гражданской обороны. Это выражается в повышении прав и ответственности местных органов власти в решении задач гражданской обороны, передачи части управленческих функций из центра местным органам власти. Приоритетными мероприятиями в области гражданской обороны являются накопление фонда защитных сооружений (за счет строительства подземных сооружений двойного назначения), модернизация и растущие возможности оповещения населения, создание автоматизированной системы радиационного контроля, создание резервов материально-технических средств гражданской обороны в оптимально обоснованных объемах, качественная разработка планов гражданской обороны, совершенствование организационной структуры и технической оснащенности сил гражданской обороны, создание системы управления.
Источник: От МПВО к гражданской защите: Исторический очерк. Под редакцией С.К. Шойгу. –М., 1998; Федеральный закон РФ № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне».