какие слова нужно говорить на исповеди

Что говорить на исповеди перед батюшкой: с каких слов начать, как правильно закончить

Многих новоначальных прихожан, приобщающихся к православию, волнуют вопросы правильного поведения в Храме на исповеди.

Рассмотрим:

Предложенная статья ознакомит читателя с некоторыми правилами поведения в церкви и прольет свет на наиболее часто задаваемые вопросы об исповеди и причастии.

Как подходить к батюшке для исповеди

Приняв решение исповедаться, отнеситесь к нему со всей ответственностью:

Люди, впервые пришедшие на исповедь, затрудняются обратиться к священнику, не зная:

Многие теряются и боятся выглядеть нелепо.

какие слова нужно говорить на исповеди. Смотреть фото какие слова нужно говорить на исповеди. Смотреть картинку какие слова нужно говорить на исповеди. Картинка про какие слова нужно говорить на исповеди. Фото какие слова нужно говорить на исповеди

На сайте «Азбука веры» подробно объясняется данный вопрос, где онлайн любой желающий узнает основные правила:

С каких слов начать называть свои грехи и как правильно закончить

Многие не понимают грехов, не видя ничего предосудительного в содеянном, потому для совершения таинства примирения с Богом называют первые понравившиеся слова из общей памятки идущему на исповедь.

Это в корне неверно и не приносит пользы. Чтобы осмысленно подготовиться к таинству, детально воссоздайте в уме собственную жизнь, подмечая поступки, вызывающие чувство сожаления и раскаяния за содеянное.

какие слова нужно говорить на исповеди. Смотреть фото какие слова нужно говорить на исповеди. Смотреть картинку какие слова нужно говорить на исповеди. Картинка про какие слова нужно говорить на исповеди. Фото какие слова нужно говорить на исповеди

Такие деяния необходимо называть при исповеди, ничего не приукрашивая и не приуменьшая.

Приступая к таинству, скажите Богу, что согрешили пред ним и начните перечислять совершенные неблаговидные поступки.

Во время разговора с Богом не надо во всех подробностях описывать содеянное, достаточно кратко произнести суть.

Окончив диалог скажите, что раскаиваетесь в содеянном и просите Господа простить грехи.

Священник, находясь рядом и являясь свидетелем произошедшего диалога, даст совет, как правильно себя вести в дальнейшей жизни, чтобы избавиться от подобных поступков.

Пример исповедальной речи

Дома, готовясь к исповеди, надо правильно выявить грехи и подготовиться к оглашению.

Люди, редко подходящие к таинству, испытывают чувства стыда и стеснения.

Чтобы подавить смущение в душе, они выдумывают высокопарную речь, приукрашивая сказанное и включая церковные выражения.

Это неправильно и не полезно; готовя исповедальную речь, помните, что это – разговор с Богом, ведущим человека изнутри, а чрезмерная напыщенность или самоедство заглушают истинные чувства.

какие слова нужно говорить на исповеди. Смотреть фото какие слова нужно говорить на исповеди. Смотреть картинку какие слова нужно говорить на исповеди. Картинка про какие слова нужно говорить на исповеди. Фото какие слова нужно говорить на исповеди

Подготавливаясь к таинству и анализируя поступки, руководствуйтесь примерами грехов, описанных в таблице:

Группы греховНазваниеОписание
Против БогаХула на БогаНедовольство жизнью, человек жалуется, ропщет, считает себя несчастнее других
КощунствоНасмешки над церковными таинствами, обрядами, обычаями; анекдоты и юмор, церковной направленности, не важно, слушает человек или рассказывает
КлятвопреступленияДающий клятвы согрешает пред Богом
Недержание словаЛюбое данное слово или обет должны исполняться
Несовершение ежедневной молитвы, нерадение о душеВ молитве человек общается с Богом, без ее ежедневного совершения он отдаляется от Небесного Отца
Суеверие, обращение к гадалкам, шептухамЭто мерзость пред Господом
Против ближнегоНеуважение к родителям, старшимНесоблюдение заповеди, данной Богом
Причинение обиды, осквернение ближнегоОбижая ближнего, наносится вред собственной душе
КлеветаЛожь наносит непоправимый вред
Ненависть, издевательство, унижениеПриравнивается к человекоубийству
ЗлопамятствоСвидетельствует о себялюбии, высокомерии
ОсуждениеКто осуждает ближнего, будет осуждаем Богом
Против себяЛень, празднословиеРазвращает душу
ЛожьСмертный грех
ЛестьТо же, что и ложь
Нетерпение, маловериеСлабая вера
Отчаянье, мысли о самоубийствеПриравнивается к убийству

Приведенные в таблице грехи ежедневно совершает каждый человек, они вошли в обыденную жизнь, стали нормой, губя и развращая душу.

Но борьба с пороками – ежедневный подвиг, требующий огромного внимания и желания исправиться.

Более подробный перечень грехов и образец правильно составленной исповедальной речи представлен в православном молитвослове.

Какие вопросы задает батюшка

В помощь кающемуся, батюшка задает наводящие вопросы:

Иногда священник проводит обряд группового исповедания, от трех и более человек.

какие слова нужно говорить на исповеди. Смотреть фото какие слова нужно говорить на исповеди. Смотреть картинку какие слова нужно говорить на исповеди. Картинка про какие слова нужно говорить на исповеди. Фото какие слова нужно говорить на исповеди

Такое таинство совершается при:

В таких случаях все желающие выстраиваются перед батюшкой, который, обращаясь к присутствующим, говорит, чтобы каждый произносил собственные грехи и читает разрешительную молитву.

Может ли отказать священник исповедовать, и не допустить к причастию

Священник вправе отказать в исповедании, но только если человек некрещеный. Во всех других ситуациях подобный поступок не допускается.

Если Бог привел человека в церковь, служитель не имеет права отказать в таинстве.

Иногда, если человек пришел на исповедь в неурочное время, а священнослужитель очень занят различными требами, они договариваются о времени проведения таинства.

Эти вынужденные меры направлены на исцеление души, и должны приниматься с благодарностью.

Настоящая молитва, совершаемая с верой, творит чудеса, исцеляя души и тела. Приучите себя к ежедневной молитве, беседуйте с Богом, и он прибудет в вас.

Полезное видео



Источник

WikiphilE

Агрегатор советов и знаний в сети

Что говорить священнику на исповеди?

Что нужно говорить священнику на исповеди? Примеры фраз для разных ситуаций

Исповедь важна для каждого истинно верующего христианина. В ходе нее человек, что называется, раскрывает батюшке душу. Он рассказывает, какие грехи и он совершил, осознает причиненный себе или другим вред и выражает готовность больше этого не делать. Важным условием отпущения грехов будет раскаяние верующего. Если человек еще ни разу не был на исповеди, то ему не лишним будет знать, что примерно говорить представителю церкви во время столь значимого таинства.

какие слова нужно говорить на исповеди. Смотреть фото какие слова нужно говорить на исповеди. Смотреть картинку какие слова нужно говорить на исповеди. Картинка про какие слова нужно говорить на исповеди. Фото какие слова нужно говорить на исповеди

Что говорить батюшке на исповеди?

Нет каких-то определенных правил беседы со священником. Главное рассказать о своих прегрешениях и выразить раскаяние. Последнее является ключевым аспектом исповеди.

Начать исповедь стоит со слов: «Господи, я согрешил». Затем нужно озвучить грехи, например: «Я поддался зависти, стал злым и грубым, жалел денег для семьи, совершил измену, постоянно обижаю родителей и очень много вру». В конце исповеди можно сказать: «Я каюсь перед Тобой, Бог мой. Убереги душу мою, отпусти грехи и помилуй меня, ибо каюсь я и прошу Твоего прощения».

Среднестатистический человек, который, так или иначе, грешит в течение жизни, может исповедоваться следующими словами:

какие слова нужно говорить на исповеди. Смотреть фото какие слова нужно говорить на исповеди. Смотреть картинку какие слова нужно говорить на исповеди. Картинка про какие слова нужно говорить на исповеди. Фото какие слова нужно говорить на исповеди

К вопросу о признании в преступлении

Исповедь предполагает признание во всех грехах. Даже включая поступки, которые имеют правовые последствия для кающегося.

Согласно тайне исповеди, основные положения которой даже зафиксированы в законе, показания священника в суде не будут иметь силы. Поэтому, если у человека хватит моральных сил, он может признаться даже в самых страшных поступках.

Тем не менее, это не значит, что священник отнесется к признанию в преступлении нормально и сразу отпустит грех. Батюшка может предложить человеку пойти с повинной в полицию.

Если серьезный проступок имел место, то рассказывать о нем нужно не вскользь и не ограничиваясь общими словами. Священник должен понять, насколько тяжел грех человека.

Примером могут служить следующие варианты исповеди:

какие слова нужно говорить на исповеди. Смотреть фото какие слова нужно говорить на исповеди. Смотреть картинку какие слова нужно говорить на исповеди. Картинка про какие слова нужно говорить на исповеди. Фото какие слова нужно говорить на исповеди

Примеры мужской исповеди

Мужчина в беседе с батюшкой может признаваться в разных грехах:

какие слова нужно говорить на исповеди. Смотреть фото какие слова нужно говорить на исповеди. Смотреть картинку какие слова нужно говорить на исповеди. Картинка про какие слова нужно говорить на исповеди. Фото какие слова нужно говорить на исповеди

Примеры женской исповеди

Несколько примеров того, как может проходить женская исповедь:

Также нужно ознакомиться с полным списком из 350 грехов для женщин, наверняка вы узнаете как минимум несколько своих греховных поступков:

Неочевидные для современного человека грехи

Подобные поступки на исповеди можно изложить примерно так: «Батюшка, в юности я вела половую жизнь до брака. Забеременев от малознакомого мужчины, я была вынуждена сделать аборт. Боялась, что обреку своего ребенка на жизнь в нищете и безотцовщину. Спустя годы я осознала эти грехи и теперь часто жалею, что пошла на убийство народившегося дитя и вела блудную жизнь».

Не обязательно тщательно готовиться к исповеди и составлять подробную речь. Это не доклад перед начальством, а очищение души и возможность разрешить сомнения относительно поступков, которые тревожат человека долгие годы.

После получения прощения от батюшки, многим становится намного легче, и они стараются избегать прежних ошибок.

Источник

Как начать исповедь перед батюшкой, с каких слов

Исповедь – неотъемлемая часть жизни каждого христианина. Суть этого великого таинства заключается в добровольном признании содеянных грехов и глубоком раскаянии в них. По традиции о своих прегрешениях говорят в присутствии служителя храма (священника), который является посредником между Богом и мирянами. Искренне покаявшийся человек получает прощение грехов, совершенных делом или мыслью, очищает свою душу и поднимается на более высокий духовный уровень.

какие слова нужно говорить на исповеди. Смотреть фото какие слова нужно говорить на исповеди. Смотреть картинку какие слова нужно говорить на исповеди. Картинка про какие слова нужно говорить на исповеди. Фото какие слова нужно говорить на исповеди

Как подходить к батюшке, чтобы исповедоваться

Для того чтобы исповедоваться с последующим отпущением прегрешений, нужно следовать всем правилам проведения обряда. Прежде чем идти в церковь для покаяния, христианин должен:

Все названые этапы являются обязательными. Правильно подготовившись к церковному обряду, человек сможет очистить совесть и приступить к таинству с легкой душой.

Подойдя к священнику, нужно сделать головной поклон, сложив крестообразно руки перед собой. Подобным образом у духовного лица просят о благословении. После этого кладут два пальца правой руки на Святое Распятие, а голову – на Библию. Священник покрывает мирянина частью одеяния (епитрахилью), спрашивает его имя и призывает назвать имеющиеся грехи.

С каких слов начинать исповедь

Для того чтобы исповедоваться, нужно приходить в церковь без опозданий, строго в назначенное время. Перед походом в святое место нужно тщательно продумать свой внешний вид. Важно исключить вызывающую одежду, броские аксессуары, резкий парфюм. Женщины заходят в храм только с покрытой головой. В критические дни от исповеди следует воздержаться.

Прежде чем начинать исповедь перед батюшкой, нужно правильно настроиться внутренне. Приступая к таинству, христианин должен с глубоким почтением обратиться к Господу. В начале исповеди необходимо признать свою греховность. Только после этого следует переходить к перечислению своих проступков. Необходимо упоминать не только совершенные дела, но и неблаговидные мысли, которые противоречат христианским понятиям.

какие слова нужно говорить на исповеди. Смотреть фото какие слова нужно говорить на исповеди. Смотреть картинку какие слова нужно говорить на исповеди. Картинка про какие слова нужно говорить на исповеди. Фото какие слова нужно говорить на исповеди

Пример того, как можно начать исповедь в храме:

«Исповедуюсь я, раб Божий (раба Божия) (имя). За свою жизнь согрешил(а) перед Господом как поступками, так и в мыслях. Мои прегрешения бесчисленны (далее перечисляются грехи по отношению к Богу, к ближним и к самому себе).

Согрешил(а) слабостью веры, отсутствием терпения, кротости, смирения, должного почитания к святыням, несоблюдением церковных правил, редким посещением службы…

Согрешил(а) осуждением ближних, сплетнями, пустыми разговорами, насмешками над бедными, нежеланием оказывать помощь слабым, ложью, клеветой …

Согрешил(а) гордыней, высокомерием, алчностью, жаждой личного обогащения, чревоугодием, блудом, ревностью, праздным времяпрепровождением…»

Исповедуясь, необходимо опускать детали негативных поступков. Важно передать суть содеянного и называть вещи своими именами, не пытаясь подобрать смягчающие слова или оправдательные выражения. Если вы затрудняетесь четко сформулировать свою мысль, священник обязательно поможет, задав наводящие вопросы.

Чтобы не забыть ни об одном из имеющихся грехов, рекомендуется заранее записать исповедальный текст на листе бумаги. Это обязательно стоит сделать тем, кто впервые принимает участие в таком обряде.

Что нужно говорить в завершение

Не менее важно правильно закончить таинство. Завершая исповедь, нужно раскаяться в содеянных поступках и смиренно попросить Создателя о прощении грехов:

«Свои грехи я совершил(а) по собственной воле, поэтому виновен (виновна) перед лицом Господа. Молю с надеждой и смирением о прощении и уповаю на Божию милость. Не гневайся на меня, Господи! Прости меня, грешного (грешную) раба (рабу) твоего (твою)!»

После исповеди важно всячески избегать повторения совершенных ошибок, поскольку это считается еще более тяжелым грехом. Священник, который проводил обряд, даст совет, как вести себя правильно и начать жизнь, достойную истинного христианина и угодную Господу.

Источник

О чем говорить на исповеди?

иеро­мо­нах Евста­фий (Хали­ман­ков)

Этот вопрос воз­ни­кает у многих людей, жела­ю­щих изме­нить свою жизнь при помощи Церкви и таин­ства Пока­я­ния. Однако не всегда само­сто­я­тель­ный поиск при­во­дит к пра­виль­ному ответу. Попро­буем дать ответ, исходя из реаль­ного опыта свя­щен­но­слу­жи­те­лей Жиро­виц­кой оби­тели.

При­ходя на испо­ведь, надо всегда зада­вать себе четкий и ясный вопрос: зачем я это делаю? Соби­ра­юсь ли я менять свою жизнь, что соб­ственно и под­ра­зу­ме­вает само слово «пока­я­ние» (с греч. мета­ния – изме­не­ние ума, миро­воз­зре­ния, умного под­хода ко всему)?

В Таин­стве пока­я­ния можно выде­лить три основ­ных момента или свое­об­раз­ных пока­ян­ных этапа. Только после­до­ва­тельно пройдя все эти этапы, чело­век может наде­яться на победу над грехом в себе. Вспом­ним притчу о блуд­ном сыне. После того как млад­ший сын полу­чил от отца свою долю и про­мо­тал ее, «живя блудно», насту­пает «момент истины». Ста­но­вится понятно, что он никому не нужен. И вот тогда-то млад­ший сын вспо­ми­нает об отце: «Пришед же в себя, сказал: сколько наем­ни­ков у отца моего избы­то­че­ствуют хлебом, а я умираю от голода!» ( Лк. 15:17 ).

Итак, первый этап пока­я­ния – это «прийти в себя», заду­маться о своей жизни: осо­знать, что я все-таки непра­вильно живу и… вспом­нить о том, что всегда и в любой ситу­а­ции есть выход. И выход этот един­ствен­ный: Гос­подь. Все мы начи­наем вспо­ми­нать о Боге только в скор­бях, болез­нях и т.п. В том числе, и люди цер­ков­ные: те, кто более-менее регу­лярно посе­щают храм, испо­ве­ду­ются и при­ча­ща­ются; даже они вспо­ми­нают о Боге – о том, что все про­блемы реша­ются именно в Нем – не сразу.

Второй этап – реши­мость рас­статься с грехом и непо­сред­ствен­ное испо­ве­да­ние греха. Блуд­ный сын при­ни­мает это един­ственно пра­виль­ное реше­ние: «Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согре­шил против неба и пред тобою, и уже недо­стоин назы­ваться сыном твоим; прими меня в число наем­ни­ков твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжа­лился; и, побе­жав, пал ему на шею и цело­вал его. Сын же сказал ему: отче! я согре­шил против неба и пред тобою и уже недо­стоин назы­ваться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: при­не­сите лучшую одежду и оденьте его, и дайте пер­стень на руку его и обувь на ноги; и при­ве­дите откорм­лен­ного теленка, и зако­лите; станем есть и весе­литься! ибо этот сын мой был мертв и ожил, про­па­дал и нашелся. И начали весе­литься» ( Лк. 15:20-24 ). Чело­век уже понял, что так, как он живет сейчас, жить нельзя, поэтому он пред­при­ни­мает кон­крет­ные шаги, чтобы изме­нить ситу­а­цию.

Гос­подь, подобно отцу из еван­гель­ской притчи, ждет каж­дого из нас. Гос­подь, если можно так выра­зиться, жаждет нашего пока­я­ния. Никто из нас не забо­тится о нашем соб­ствен­ном спа­се­нии так, как Бог. Каждый из нас, я пола­гаю, пере­жи­вал ту радость, облег­че­ние, глу­бо­кий мир души после по-насто­я­щему серьез­ной испо­веди? Гос­подь и ждет от нас этой глу­бины, серьез­но­сти по отно­ше­нию к Себе. Мы делаем шаг навстречу Богу, а Он – несколько шагов навстречу нам. Лишь бы мы реши­лись и сде­лали этот спа­си­тель­ный шаг вперед… А это как раз и про­яв­ля­ется, прежде всего, в испо­веди.

Что мы гово­рим на испо­веди Богу? Это, соб­ственно, и явля­ется основ­ной темой насто­я­щей статьи. Начнем с того, что чело­век иногда даже не пони­мает, в чем ему каяться: «Никого не убивал, не воро­вал» и т.д. И если в вет­хо­за­вет­ной системе коор­ди­нат, на уровне десяти Мои­се­е­вых запо­ве­дей (к кото­рым близки так назы­ва­е­мые «обще­че­ло­ве­че­ские цен­но­сти»), мы как-то ори­ен­ти­ру­емся, то Еван­ге­лие оста­ется для нас какой-то дале­кой, запре­дель­ной реаль­но­стью, никак не свя­зан­ной с жизнью. А ведь именно запо­веди Еван­ге­лия явля­ются для хри­стиан тем зако­ном, кото­рый должен регу­ли­ро­вать всю их жизнь. Поэтому для начала мы должны потру­диться хотя бы узнать об этих запо­ве­дях. Лучше всего читать Еван­ге­лие с тол­ко­ва­нием святых отцов. Вы спро­сите: а что, мы сами не сможем само­сто­я­тельно понять Новый Завет? Что ж, нач­ните читать, и я думаю, у вас появится масса вопро­сов. Чтобы найти на них ответы, можно почи­тать книгу архи­епи­скопа Авер­кия (Тау­шева) «Чет­ве­ро­е­ван­ге­лие». Также можно посо­ве­то­вать заме­ча­тель­ную книгу «Тол­ко­ва­ние Еван­ге­лия» Б. И. Глад­кова, кото­рый весьма удачно син­те­зи­ро­вал свя­то­оте­че­ский опыт. Похо­жий труд при­над­ле­жит М. Бар­сову: «Чет­ве­ро­е­ван­ге­лие. Руко­вод­ство к изу­че­нию Свя­щен­ного писа­ния». Все эти тексты сейчас без особых про­блем можно найти в цер­ков­ных лавках, мага­зи­нах или, во всяком случае, в сети Интер­нет.

Когда чело­веку откро­ется пер­спек­тива еван­гель­ской жизни, он, нако­нец, осо­знает, насколько его соб­ствен­ная жизнь далека от самых эле­мен­тар­ных основ Еван­ге­лия. Вот тогда-то само собой станет понятно, в чем надо каяться и как дальше жить.

Теперь необ­хо­димо ска­зать несколько слов о том, как нужно испо­ве­до­ваться. Ока­зы­ва­ется, этому тоже надо учиться и, порой, всю жизнь. Как часто слы­шишь на испо­веди сухое, фор­маль­ное пере­чис­ле­ние грехов, вычи­тан­ных в какой-нибудь цер­ков­ной (или око­ло­цер­ков­ной) бро­шюрке. Одна­жды на испо­веди моло­дой чело­век про­чи­тал по бумажке среди прочих грехов «люб­ле­ние эки­па­жей». Я у него спро­сил – пред­став­ляет ли он, что это такое? Он честно сказал: «При­бли­зи­тельно» и улыб­нулся. Когда выслу­ши­ва­ешь на испо­веди эти трак­таты, то со вре­ме­нем начи­на­ешь опре­де­лять пер­во­ис­точ­ники: «Ага, это из книжки «В помощь каю­щимся», а это из «Лекар­ства от греха…».

Конечно, есть дей­стви­тельно хоро­шие посо­бия, кото­рые можно реко­мен­до­вать начи­на­ю­щим испо­вед­ни­кам. Напри­мер, «Опыт постро­е­ния испо­веди» архи­манд­рита Иоанна (Кре­стьян­кина) или уже упо­мя­ну­тая нами книга «В помощь каю­щимся», состав­лен­ная по тво­ре­ниям свя­ти­теля Игна­тия (Брян­ча­ни­нова). Ими, конечно, можно поль­зо­ваться, но только с извест­ной ого­вор­кой. Нельзя на них «застре­вать». Хри­сти­а­нин и в испо­веди должен про­грес­си­ро­вать. К при­меру, чело­век может годами ходить на испо­ведь и, как хорошо заучен­ный урок, твер­дить одно и то же: «Согре­шил делом, словом, помыш­ле­нием, осуж­де­нием, празд­но­сло­вием, нера­де­нием, рас­се­ян­но­стью на молитве…» – далее сле­дует опре­де­лен­ный набор так назы­ва­е­мых общих грехов так назы­ва­е­мых цер­ков­ных людей. В чем здесь про­блема? Да в том, что чело­век отвы­кает от духов­ной работы над своей душой и посте­пенно при­вы­кает к этому гре­хов­ному «джентль­мен­скому набору» настолько, что почти ничего уже не чув­ствует на испо­веди. Очень часто чело­век прячет за этими общими сло­вами реаль­ную боль и стыд от греха. Ведь одно дело ско­ро­го­вор­кой про­бор­мо­тать, среди про­чего, «осуж­де­нием, празд­но­сло­вием, про­смот­ром плохих изоб­ра­же­ний», и совсем другое – муже­ственно обна­жить кон­крет­ный грех во всем его без­об­ра­зии: поли­вал грязью кол­легу за его спиной, упре­кал своего друга за то, что не одол­жил мне денег, смот­рел пор­но­фильм…

Можно, конечно, впасть и в другую край­ность, когда чело­век погру­жа­ется в мелоч­ное болез­нен­ное само­ко­па­ние. Можно дойти до того, что испо­вед­ник будет даже испы­ты­вать удо­воль­ствие от греха, как бы вновь его пере­жи­вая, или же начнет гор­диться: вот, мол, какой я глу­бо­кий чело­век со слож­ной и бога­той внут­рен­ней жизнью… О грехе надо ска­зать глав­ное, суть его, а не, про­стите, обсмак­ты­вать…

Также полезно напом­нить, что когда мы испо­ве­дуем какие-либо грехи, то тем самым берем на себя обя­за­тель­ство их не совер­шать или, по край­ней мере, бороться с ними. Просто пого­во­рить о грехах на испо­веди – вели­кая без­от­вет­ствен­ность. Неко­то­рые при этом начи­нают еще и бого­слов­ство­вать: у меня нет сми­ре­ния, потому что нет послу­ша­ния, а послу­ша­ния нет, потому что нет духов­ника, а духов­ни­ков сейчас хоро­ших не найти, потому что «послед­ние вре­мена» и «стар­цев нашему вре­мени не дано»… Иные начи­нают вообще испо­ве­до­ваться в грехах своих род­ствен­ни­ков, зна­ко­мых… только не в своих. Лука­вая наша при­рода пыта­ется таким обра­зом даже на испо­веди оправ­дать себя перед Богом и «сва­лить» вину на кого-нибудь дру­гого. Поэтому грех надо дей­стви­тельно… опла­кать на испо­веди, обна­жить без утайки всю его мер­зость – обли­чить. Если чело­веку стыдно на испо­веди, то это добрый знак. Значит, бла­го­дать Божия уже кос­ну­лась души.

Иногда чело­век кается (даже со сле­зами на глазах) в том, что съел в пост­ный день непост­ный пряник или иску­сился супом с под­сол­неч­ным маслом… При этом совер­шенно не заме­чает, что живет уже много лет во вражде с невест­кой или мужем, без­раз­лично про­хо­дит мимо чужой беды; совер­шенно напле­ва­тель­ски отно­сится к своим семей­ным или слу­жеб­ным обя­зан­но­стям… Слепцы, не видя­щие дальше соб­ствен­ного носа, «оце­жи­ва­ю­щие комара, а вер­блюда погло­ща­ю­щие» ( Мф. 23:24 ). Это каса­ется именно тех людей, кото­рые счи­тают себя воцер­ко­в­лен­ными, ходят не один год (или даже деся­ти­ле­тие) в храм Божий и… живут при этом в каком-то при­ду­ман­ном ими самими мире – там нет Бога, потому что нет глав­ного: любви к людям. Как Гос­подь Иисус Хри­стос обли­чал нас в этой нрав­ствен­ной сле­поте и скор­бел о «закваске фари­сей­ской и сад­ду­кей­ской», кото­рой все мы более или менее пора­жены… Дев­чонку, зашед­шую в цер­ковь в брюках, или под­вы­пив­шего парня сразу видим и, как кор­шуны, набра­сы­ва­емся на них: пошли вон из нашего храма.

«Горе вам, книж­ники и фари­сеи, лице­меры, что упо­доб­ля­е­тесь окра­шен­ным гробам, кото­рые сна­ружи кажутся кра­си­выми, а внутри полны костей мерт­вых и всякой нечи­стоты; так и вы по наруж­но­сти каже­тесь людям пра­вед­ными, а внутри испол­нены лице­ме­рия и без­за­ко­ния» ( Мф. 23:27-28 ).

Итак, испо­ве­до­ваться надо кон­кретно, лако­нично, без­жа­лостно по отно­ше­нию к себе (к своему «вет­хому чело­веку»), ничего не ута­и­вая, не при­укра­ши­вая, не умаляя грех. Сна­чала нужно испо­ве­до­вать самые грубые, самые постыд­ные, отвра­ти­тель­ные грехи – реши­тельно выва­ли­вать эти гряз­ные зам­ше­лые камни из дома души. Затем уже соби­рать осталь­ные камешки, выме­тать, выскаб­ли­вать по сусе­кам…

Гото­виться к испо­веди нужно зара­нее, а не наспех, кое-как, уже стоя в храме. Можно гото­виться за несколько дней (этот про­цесс на цер­ков­ном языке назы­ва­ется гове­нием). Под­го­товка к Таин­ствам Испо­веди и При­ча­стию – это не только пище­вая диета (хотя это тоже важно), но и глу­бо­кое иссле­до­ва­ние своей души, и молит­вен­ное при­зы­ва­ние Божией помощи. Для послед­него, кстати, пред­на­зна­чено так назы­ва­е­мое Пра­вило к При­ча­стию, кото­рое может быть разным в зави­си­мо­сти от уровня воцер­ко­в­ле­ния хри­сти­а­нина. Убеж­ден, что застав­лять чело­века, дела­ю­щего первые шаги в Церкви, вычи­ты­вать все боль­шое пра­вило на непо­нят­ном для него цер­ков­но­сла­вян­ском языке – это «нала­гать бре­мена неудо­бо­но­си­мые» ( Лк. 11:42 ). Мера поста и молит­вен­ного пра­вила должна быть согла­со­вана со свя­щен­ни­ком.

Теперь рас­смот­рим третий этап пока­я­ния, навер­ное, самый слож­ный. После того как грех осо­знан и испо­ве­дан, хри­сти­а­нин должен своей жизнью дока­зать пока­я­ние. Это озна­чает очень про­стую вещь: не совер­шать больше испо­ве­дан­ный грех. И вот тут-то начи­на­ется самое слож­ное, самое мучи­тель­ное… Чело­век думал, что, поис­по­ве­до­вав­шись, испы­тав опыт бла­го­дат­ного уте­ше­ния от испо­веди, все выпол­нил, и теперь, нако­нец, можно насла­ждаться жизнью в Боге. Но, ока­зы­ва­ется, все только начи­на­ется! Начи­на­ется жесто­кая борьба с грехом. Вернее, она должна бы начаться. На деле же часто чело­век пасует перед этой борь­бой и снова впа­дает в грех.

Хоте­лось бы обра­тить ваше вни­ма­ние на одну стран­ную (на первый взгляд) зако­но­мер­ность. Вот чело­век поис­по­ве­до­вался в каком-то грехе. К при­меру, в раз­дра­же­нии. И почему-то сразу – или в этот день, или в бли­жай­шее время – снова нахо­дится повод для раз­дра­же­ния. Иску­ше­ние тут как тут. Даже иногда в еще более тяже­лой форме, чем это было до испо­веди. Неко­то­рые хри­сти­ане поэтому даже боятся часто испо­ве­до­ваться и при­ча­щаться – боятся «уси­ле­ния иску­ше­ний». Но в том-то и дело, что Гос­подь, при­ни­мая наше пока­я­ние, дает нам воз­мож­ность дока­зать серьез­ность нашей испо­веди и на деле это пока­я­ние осу­ще­ствить. Гос­подь пред­ла­гает свое­об­раз­ную «работу над ошиб­ками», чтобы чело­век на этот раз не под­дался греху, а посту­пил пра­вильно: по-еван­гель­ски. И самое глав­ное – чело­век уже воору­жен на борьбу с грехом бла­го­да­тью Божией, полу­чен­ной в Таин­стве испо­веди. В меру нашей искрен­но­сти, серьез­но­сти, глу­бины, про­яв­лен­ной на испо­веди, Гос­подь дает нам и Свою бла­го­дат­ную силу для борьбы с грехом. Нельзя упу­стить этот боже­ствен­ный шанс! Не надо бояться новых иску­ше­ний, надо быть к ним гото­вым, чтобы муже­ственно встре­тить их и… не согре­шить. Только тогда будет постав­лена точка в нашей пока­ян­ной эпопее и будет одер­жана победа над каким-то отдель­ным грехом. Очень важен этот момент – необ­хо­димо сосре­до­то­читься на борьбе, прежде всего, с каким-то отдель­ным грехом. Как пра­вило, мы начи­наем иско­ре­нять в себе самые оче­вид­ные, грубые грехи – такие, как блуд, пьян­ство, нар­ко­тики, таба­ко­ку­ре­ние… Только исторг­нув из своей души эти грубые грехи, чело­век начнет видеть в себе осталь­ные, более тонкие (но не менее опас­ные) грехи: тще­сла­вие, осуж­де­ние, зависть, раз­дра­жи­тель­ность…

Оптин­ский старец пре­по­доб­ный Никон (Беляев) так гово­рил по этому поводу: «Надо знать, какая страсть бес­по­коит более всего, с ней и нужно бороться осо­бенно. Для этого надо еже­дневно про­ве­рять свою совесть…». Не только на испо­веди надо каяться в грехах, но хорошо, если хри­сти­а­нин вече­ром, перед сном, напри­мер, вспом­нит про­жи­тый день и пока­ется перед Гос­по­дом в своих гре­хов­ных мыслях, чув­ствах, наме­ре­ниях или устрем­ле­ниях… «От тайных моих очисти меня» ( Пс. 18, 13 ), – молился псал­мо­пе­вец Давид.

Итак, необ­хо­димо сосре­до­то­читься на кон­крет­ном грехе, кото­рый дей­стви­тельно мешает жить, тор­мо­зит всю нашу духов­ную жизнь, и опол­читься на этот грех. Посто­янно испо­ве­до­вать его, бороться с ним всеми доступ­ными нам сред­ствами; читать тво­ре­ния святых отцов о спо­со­бах борьбы с этим грехом, сове­то­ваться с духов­ни­ком. Хорошо, если хри­сти­а­нин найдет себе со вре­ме­нем духов­ника – это боль­шая помощь в духов­ной жизни. Нужно молиться Гос­поду, чтобы Он спо­до­бил такого дара: насто­я­щего духов­ника. Не обя­за­тельно это должен быть старец (да и где их, стар­цев, най­дешь в наше время?). Доста­точно найти трез­во­мыс­ля­щего, зна­ко­мого со свя­то­оте­че­ским пре­да­нием свя­щен­ника, обла­да­ю­щего хотя бы мини­маль­ным духов­ным опытом.

Испо­ведь должна быть регу­ляр­ной (как и при­ча­стие Святых Хри­сто­вых Таин). Частота испо­веди и При­ча­стия инди­ви­ду­альна для каж­дого чело­века. Этот вопрос реша­ется с духов­ни­ком. Однако, в любом случае, хри­сти­а­нин должен хотя бы раз в месяц испо­ве­до­ваться и при­ча­щаться. Это важно именно потому, что душа регу­лярно засо­ря­ется всяким гре­хов­ным хламом. Ни у кого не воз­ни­кает вопро­сов, почему нужно регу­лярно умы­ваться, чистить зубы, пока­зы­ваться врачу… Точно так же и душа наша нуж­да­ется в береж­ном уходе за ней. Чело­век – целост­ное суще­ство, состо­я­щее из души и тела. И если за телом мы уха­жи­ваем, то о душе – увы! – часто совсем забы­ваем… Именно в силу выше­ука­зан­ной целост­но­сти чело­века нера­де­ние о душе ска­зы­ва­ется потом и на телес­ном здо­ро­вье, да и вообще на всей жизни чело­века. Испо­ве­до­ваться можно (и нужно!) и чаще (без При­ча­стия), по мере необ­хо­ди­мо­сти. Забо­лит – сразу ведь бежим к врачу. Поэтому надо пом­нить, что и в храме нас всегда ждет Врач.

Да, инер­ция греха велика. Навык ко греху, кото­рый выра­ба­ты­вался годами, не может не тянуть чело­века на дно. Страх перед этим навы­ком ско­вы­вает нашу волю и напол­няет душу уны­нием: нет, я не могу побе­дить грех… Так теря­ется вера в то, что Гос­подь сможет помочь. Чело­век меся­цами, потом годами ходит на испо­ведь и кается в одних и тех же тра­фа­рет­ных грехах. И… ничего, ника­ких поло­жи­тель­ных изме­не­ний.

И вот здесь очень важно пом­нить слова Гос­пода о том, что «Цар­ство Небес­ное силою берется, и упо­треб­ля­ю­щие усилие вос­хи­щают его» ( Мф. 11:12 ). Упо­треб­лять усилие в хри­сти­ан­ской жизни озна­чает бороться с грехом в себе. Если хри­сти­а­нин будет дей­стви­тельно бороться с собой, то скоро ощутит, как от испо­веди к испо­веди спрут греха начи­нает ослаб­лять свои щупальца и душа все сво­бод­нее начи­нает дышать. Нужно – необ­хо­димо, как воздух! – ощу­тить этот вкус победы. Именно жесто­кая, непри­ми­ри­мая борьба с грехом уси­ли­вает в нас веру – «и сия есть победа, побе­див­шая мир, вера наша» ( 1Ин. 5:4 ).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *