какие слова олицетворения в рассказе растрепанный воробей
Литературное чтение. 3 класс
Конспект урока
Литературное чтение, 3 класс
Урок 35. К.Г. Паустовский. «Растрепанный воробей» Часть 2
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Средства художественной выразительности
Подробный пересказ эпизода сказки
Рассказ — это литературное произведение небольшого объема, в рассказе описываются реалистичные события, непродолжительные по времени
Сказка — это произведение о вымышленных героях и событиях; сказка бывает народная и авторская
Литературная сказка, вымысел, сюжет, герой произведения, средства выразительности: эпитет, сравнение, олицетворение, подробный пересказ.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
На уроке мы узнаем, какие художественно-выразительные средства использовал писатель в сказке
Научимся находить их в тексте
Сможем подготовить пересказ эпизода
Предыдущий урок по сказке К. Паустовского «Растрепанный воробей» был посвящен обсуждению характеров и поступков героев. Мы составили характеристику, вспомнили содержание сказки, перечитали эпизоды. На этом уроке над предстоит выяснить, какие средства выразительности использует писатель, чтобы создать удивительный волшебный мир.
Описанный в сказке Константина Паустовского мир читатель видит глазами девочки Маши. Давайте перечитаем фрагменты и постараемся понять, в чём необычность и сказочность этого мира. А также определим, с помощью каких выразительных средств писатель создаёт образы.
Перечитаем начало сказки: «На старых стенных часах железный кузнец ростом с игрушечного солдатика поднял молот. Часы щёлкнули, и кузнец ударил с оттяжкой молотом по маленькой медной наковальне. Торопливый звон посыпался по комнате, закатился под книжный шкаф и затих.
Кузнец ударил по наковальне восемь раз, хотел ударить в девятый, но рука у него вздрогнула и повисла в воздухе»
Железный кузнец на часах ведёт себя как живое существо: он «хотел ударить», «рука вздрогнула».
Прочитаем дальше. Есть ли ещё в сказке ожившие предметы?
«Театр был огромный, с каменными колоннами. На крыше его взвивались на дыбы чугунные лошади. Их сдерживал человек с венком на голове — должно быть, сильный и храбрый. Ему удалось остановить горячих лошадей у самого края крыши. Копыта лошадей висели над площадью. Маша представляла себе, какой был бы переполох, если бы человек не сдержал чугунных лошадей: они сорвались бы с крыши на площадь и промчались с громом и звоном мимо милиционеров»
Чугунные лошади будто только на секунду замерли на крыше театра и в любой момент могут сорваться и с грохотом и звоном помчаться по мостовой. Скульптура человека в воображении Маши тоже наделяется характером:он «должно быть, сильный, смелый и храбрый».
Исполнение музыки в театре для Маши также подобно волшебству: ведь музыка печалится и радуется, весело и громко поёт о счастье, а скрипки, гобои, флейты и тромбоны будто живые, добрые существа.
Представьте себе маленькую девочку, с восторгом глядящую на сцену театра!
Кроме предметов, сама природа предстает в сказке как живое, доброе существо: зима не спит, а сыплет с неба тихий снег; ночь входит в комнату и приказывает всем спать.
Перечитаем эти фрагменты:
«Маша смотрела за окно, отопление тихонько пищало свою тёплую песню, а зима всё сыпала и сыпала с неба тихий снег. Он летел мимо фонарей и ложился на землю»
«А потом, у себя в доме, когда погасили свет и поздняя ночь вошла в комнату и приказала всем спать, Маша сквозь сон спросила маму. »
Всё вокруг живое и волшебное благодаря фантазии и доброте Маши. Она наделяет все предметы душой и характером. Это удивительная девочка, восприимчивая к красоте.
Олицетворение — это художественный прием, изображение неодушевлённого как живого существа.
Перечитайте отрывок и назовите олицетворения:
«Было так тихо, что казалось, всё спит кругом: весь дом, и сад за окнами, и каменный лев, что сидел внизу у ворот и всё сильнее белел от снега. Не спали только Маша, отопление и зима. Маша смотрела за окно, отопление тихонько пищало свою тёплую песню, а зима всё сыпала и сыпала с неба тихий снег»
Проверьте: Спал дом, спал сад, спал каменный лев, не спали отопление и зима, отопление пищало песню, зима сыпала снег.
Выражение «не спала Маша» не является олицетворением, так как приём применяется только к неодушевленным предметам и явлениям.
Писатель использует и другие средства выразительности:
Эпитеты: тихий снег, седая ворона.
— о воробье — как маленький пушистый снаряд;
— счастливые сны и сказки сыплются на людей, как снег.
«И мама подумала, что вот так же, как снег, сыплются на людей счастливые сны и сказки»
Контраст: чёрное небо — белый снег
Во всех этих выражениях слова используются в переносном значении.
Вспомним, как значение слова называется прямым, а какое — переносным.
Значение слова — это то, что слово обозначает. Например, слово «рукав» обозначает деталь одежды.
Прямое значение слова прямо указывает на предмет значение (признак, действие). Как в нашем примере: в прямом значении слово «рукав» обозначает деталь одежды.
Переносное значение слова как бы переносит частичку прямого значения на другой предмет (признак, действие) по какому-либо сходству. Например, рукав реки. В этом примере слово «рукав» употребляется в переносном значении и обозначает «отдельное русло реки, вновь впадающее в ту же реку ниже по течению». Действительно, рукав реки похож на рукав платья, потому что отделился от главного русла.
Перечитаем еще раз примеры средств выразительности:
Ворона кажется седой, потому что серый цвет ее оперения напоминает седину. И писатель называет ее старой.
Тихий он потому что улица пуста, Маше не слышно ни звука, и кажется, будто снег действительно старается не шуметь, чтобы не разбудить нянюшку и не отвлечь Машу.
Слова «седая» и «тихий» использованы в переносном значении, так как обозначаю признак не прямо, а в сравнении с другим. А вот сочетания слов «каменные колонны», «медная наковальня», «стеклянный букет» употребляются в прямом значении, потому что обозначают предмет и материал, из которого он сделан.
Итак, средства выразительности помогают писателю изобразить обычный мир как сказочный и так показать душевные качества Маши, потому что именно её глазами читатель видит всё, что происходит в сказке.
Разбор типового тренировочного задания
Вспомните имена героев сказки, установите соответствия: