какие слова придают прочитанным текстам особую торжественность
Посмотрите в словаре литературоведческих терминов значение слов ода, поэма, трагедия, драма, сатира, эпиграмма
Посмотрите в словаре литературоведческих терминов значение слов ода, поэма, трагедия, драма, сатира, эпиграмма. Вспомните, к каким «штилям» относит эти жанры великий учёный и поэт. Какие слова придают прочитанным текстам особую торжественность?
Ответ
Ода — торжественное стихотворение, посвящённое какому-то событию или герою. Относится к «высокому штилю».
Поэма — один из видов лироэпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств. Героическая поэма относится к «высокому штилю».
Трагедия — вид драмы, противоположный комедии, произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно заканчивающуюся гибелью героя. Относится к «высокому штилю».
Драма — произведение, предназначенное для постановки на сцене. Относится к «среднему штилю».
Сатира — беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления. Относится к «среднему штилю».
Эпиграмма — короткое сатирическое стихотворение, зло высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление. Относится к «низкому штилю».
Особую торжественность произведениям, приведённым в учебнике-хрестоматии, придают церковно-славянские слова, например: «воздвигла», «град», «дерзайте», «раченье».
TESTSOCH.RU
Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):
Михаил Ломоносов (7 класс, Коровина, 1 часть, стр. 86-88)
Проверьте себя
1. Расскажите, в чём необычность курса обучения, пройденного М. В. Ломоносовым, и деяний его как учёного, поэта и общественного деятеля.
Ломоносов с детства тянулся к обучению. Оно получилось достаточно интенсивным. Он, скрыв свое происхождение и не получив разрешения отца, ушел в Москву учиться. Образование он получил экстерном. Ломоносов посвятил свою жизнь науке. Он стал профессором и совершил множество научных открытий. Его поэтическая деятельность проникнута подлинным новаторством.
2. Какие жанры относятся к каждому из «трёх штилей»?
Каждому «штилю» соответствуют свои жанры: «высокому» — героические поэмы, оды, трагедии; «среднему» — драмы, сатиры, эклоги, дружеские письма, элегии; «низкому» — комедии, эпиграммы, песни, басни.
3. Используя статью учебника и материалы словаря «Русские писатели XVIII века», подготовьте устное сообщение о жизни М. В. Ломоносова.
Ломоносов родился в 1711 году в деревне Денисовка, близ Холмогор, около Архангельска, в семье государственного крестьянина, который занимался земледелием и рыбным промыслом. С детства он помогал отцу, но это не помешало ему научиться читать и писать, а также освоить грамоту.
Михаил уехал учиться в Москву, где получил достойное образование, изучил латынь и другие науки. Он вернулся в Петербург, где и началась его деятельность как академика. Ломоносов стал инициатором открытия университета в Москве.
Он также написал множество сочинений, всего себя он посвятил науке и ее развитию.
В своих произведениях Ломоносов поднимал тему России, подчеркивая ее могущество.
Размышляем о прочитанном
1. К каким «штилям» относятся приведённые в учебнике произведения Ломоносова?
Оба произведения относятся к высокому штилю.
2. Какова главная мысль каждого из них?
“К статуе Петра Великого” прославляет Петра, возносит его достижения.
«Ода на день восшествия. » о талантливых умах России.
3. Какие труды Ломоносова вам известны?
Я читал такие его произведения:
«Я знак бессмертия себе воздвигнул»
«Ночною темнотою покрылись небеса…»
«Лишь только дневной шум замолк…»
Обогащаем свою речь
1. Посмотрите в словаре литературоведческих терминов значение слов ода, поэма, трагедия, драма, сатира, эпиграмма. Вспомните, к каким «штилям» относит эти жанры великий учёный и поэт. Какие слова придают прочитанным текстам особую торжественность?
Особую торжественность приведенным отрывкам придают церковнославянизмы. Их использование характерно для высокого “штиля”. (Например: зрак, гласит, дерзайте, раченье, градской).
Он слыл известным музыкантом.
Дерзай, у тебя все еще впереди!
Я придумал для нас хорошую утеху.
Творческое задание
Подготовьте «Похвальные слово Ломоносову — поэту, учёному, общественному деятелю», включив в его текст цитаты из произведений поэта.
Великий ум России, профессор и академик. Гордость нашей страны. Память о тебе жива до сих пор. “. Науки пользуют везде, Среди народов и в пустыне, В градском шуму и наедине, В покое сладки и в труде. ”.
Невозможно выразить благодарность за такой бесценный вклад во многие сферы: литература, химия, физика, политика и т.д.
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ
М. В. Ломоносов. «Ода. »
В одах и поэмах Михаила Васильевича Ломоносова в высшей степени проявились талант стихотворца, глубина мысли учёного, безграничная любовь к Родине гражданина и патриота.
1. Послушайте внимательно чтение актёра. Подумайте, какой образ автора оды создаёт своим чтением актёр.
Актер своим чтением создал образ человека рассудительного, вдохновленного своим произведением и любящим Россию.
2. Во всём ли вы согласны с актёром? Может быть, вы считаете, что некоторые строки можно прочитать по-другому? Обоснуйте свою позицию.
Я считаю, что последние четыре строчки можно было прочитать более торжественно, повысив голос, тем самым показать гордость за свою страну.
3. Подготовьте выразительное чтение отрывка из оды.
Какие слова придают прочитанным текстам особую торжественность
ЗНАКОМСТВО С ЖИЗНЬЮ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
М. В. ЛОМОНОСОВА, С ЕГО СТИХАМИ,
С РЕФОРМОЙ В ЯЗЫКЕ
Цел и: отметить широту интересов поэта и ученого; подчеркнуть особенности характера, патриотизм, уверенность в будущем русской науки и ее творцов.
Методические приемы : аналитическая беседа, выразительное чтение.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Чтение фрагментов из «Повести…» по ролям.
III. Изучение новой темы.
1. Сообщение темы и целей урока.
2. Беседа с использованием материала учебника.
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ
(1711–1765)
А. С. Пушкин писал о Ломоносове: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник».
Действительно, Ломоносову свойственна необыкновенная широта интересов. Во многих областях современного ему знания он заявил себя как гениальный ученый. Не случайно Московский Государственный университет носит имя Михаила Васильевича Ломоносова.
Но Ломоносов не только великий ученый и выдающийся поэт, но и «великий характер, явление, делающее честь человеческой природе и русскому имени». (В. Г. Белинский, критик XIX века.)
– Что значит «великий характер»?
Обращение к статье учебника (с. 64–66).
Долгие плавания десятилетнего Миши Ломоносова с отцом-рыбаком по Белому морю на небольшом парусном судне с романтическим названием « Ч айка» закалили мужество мальчика, помогли познать жизнь в ее заманчивой красоте и трудностях. Величавая природа Севера вызывала восторг Ломоносова, способствовала развитию его любознательности, формировала суждения о явлениях окружающей жизни. Живые непосредственные наблюдения, накопленные в детстве, нашли впоследствии отражение в научных открытиях Ломоносова и его стихотворениях. Только человек, сам боровшийся с морской стихией, познавший ее грозно-величавый нрав, мог написать такие замечательные стихи.
Корабль как ярых волн среди,
Которые хотят покрыти,
Бежит, срывая с них верьхи,
Претит с пути себя склонити;
Седая пена вкруг шумит,
В пучине след его горит…
В 1730 году Ломоносов, ему было 19 лет, без ведома отца ушел в Москву учиться, где за пять лет прошел восьмилетний курс обучения, овладел латынью и усвоил другие науки. Годы учения были тяжелы: учеников наказывали розгами, за допущенную ошибку в учебе или поведении на шею провинившемуся вешали свиток («калькулюс») как знак ученического нерадения. Испытывали ученики и материальные трудности. Ломоносов потом вспоминал, что «имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку кваса, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды».
И все-таки Ломоносов учился, преодолевая трудности.
Не довольствуясь поурочными заданиями, он самостоятельно изучает древнерусскую летопись, труды греческих и римских авторов, знакомится в монастырской библиотеке с книгами по философии, физике, математике. К концу обучения в академии он становится человеком замечательной учености. Поэтому в сентябре 1736 года Ломоносова как лучшего студента Академии вместе с двумя другими студентами направляют в Германию, в Марбург, для изучения химии и горнорудного дела. В июне 1741 года он возвращается в Россию и приступает к работе в Академии наук, основанной Петром I в 1724 году.
Да, Ломоносов понимал, что процветание родины зависит от развития наук. Но после смерти Петра I в Академии сложилась обстановка, которая не способствовала развитию наук. Руководство Академии больше заботилось о своих собственных выгодах, нежели о нуждах отечества. Ее фактическим хозяином был немец Шумахер, секретарь академической канцелярии и попечитель библиотеки. Невежественный и властолюбивый, он окружил себя подхалимами и стал чинить всевозможные препятствия в работе видных ученых, и они вынуждены были покинуть Петербург. Шумахер и его приспешники не считались с национальными интересами страны, сознательно взяли курс на ограничение русских талантов. И Ломоносов вступил в решительную борьбу с засилием иностранцев, за честь русской науки и укрепление ее национальных кадров.
Сам Ломоносов в освоении наук шел впереди века, обгоняя его в своих открытиях. В химии он открыл закон о сохранении материи, в физике разработал теорию теплоты, высказал мысль о существовании атома. Занятия астрономией убедили его в том, что планета Венера окружена атмосферой. Обратившись к метеорологии, он объяснил явление атмосферного электричества, образование гроз, северного сияния. Ему принадлежит идея освоения Северного морского пути, реализованная только в 30-х годах XX века.
Во времена Ломоносова в царской России, да и не только в России, редко кому из ученых удавалось поставить науку на службу человека. Иные же просто и не думали об этом.
Иной тип ученого являл собой Ломоносов. По замечанию Н. Г. Чернышевского, он «хотел служить не чистой науке, а только отечеству». Ломоносов мечтал о процветании Родины и своими научными трудами, как только мог, способствовал этому.
Но развитие национальной культуры немыслимо без отечественного просвещения. И Ломоносов стремится сделать образование достоянием всего народа, для чего необходимо было расширить сеть просветительных учреждений, открыть новый учебный центр, основанный на родной, русской почве. И Ломоносов добился открытия Московского университета.
В учащихся Ломоносов ценил прежде всего ум, их способность постигать науки, а не происхождение. «В университете, – говорил он, – студент тот почтеннее, кто больше научился, а чей он сын, в том нужды нет».
Ломоносов был не только ученый, но и лучший поэт своего времени. Гражданин-патриот, он ценил то искусство, которое служит народу, он пел хвалу человеческому разуму, человеческим деяниям, принесшим пользу и славу отчизне. В стихотворении «Разговор с Анакреонтом» (Анакреонт – древнегреческий поэт – лирик; годы жизни: 570–478 до н. э.) мы читаем:
Мне струны поневоле
Звучат геройский шум,
Не возмущайте боле,
Хоть нежности сердечной
В любви я не лишен,
Героев славой вечной
М. Ломоносов в «Оде на взятие Хотина», посвященной взятию турецкой крепости Хотин в 1739 г., прославляет победу русских воинов, их бесстрашие, несокрушимость:
За хо ́ лмы, где паляща хлябь,
За Тигр, Стамбул, своих заграбь.
Что камни с берегов сдирает,
Но чтоб орлов сдержать полет,
Таких препон на свете нет.
Им воды, лес, бугры, стремнины,
Глухия степи равен путь.
Где только ветры могут дуть,
Доступят там полки орлины.
В Петербурге был воздвигнут памятник Петру I, выполненный по проекту скульптора Фальконе. Памятник удивительно гармонирует с тем образом, который нарисован Ломоносовым.
На экран проецируется слайд.
Работа с учебнико м (I ч., с. 66).В скульптуре Фальконе Петр I изображен всадником, сидящим на вздыбленном коне. Конь и его грозный седок устремлены вперед. Вся композиция символизирует новую Россию и напоминает оценку Петру I, данную Ломоносовым:
Россию, варварством попранну,
С собой возвысил до небес.
Глядя на скульптуру Фальконе, нельзя не вспомнить и других слов, сказанных поэтом в одной из «елисаветинских» од:
Таков был Петр, врагам ужасен,
Своим отец, везде велик.
– В учебнике есть одна из надписей на памятнике (зачитать ее).
– Чем Петр I прославил себя? (Созданием города, флота, армии, «художествами» (при Петре I были попытки создания театра), личными подвигами, победами над турками, шведами, развитием наук.)
Работа с репродукцией мозаичной картины М. Ломоносова «Полтавская баталия» (с. 77).
– Кто изображен на картине М. Ломоносова?
– Трудна ли была работа по созданию «Полтавской баталии»?
Страстное слово в защиту мира звучит во многих его произведениях. Но наиболее ярко, убедительно и в высшей степени оригинально он говорит о мире в оде 1747 года. Ода писалась как раз в тот момент, когда императрица Елизавета Петровна готовилась к вооруженному выступлению на стороне Австрии и Англии против Пруссии и Франции, затевалась война, которая ничего не сулила России, кроме разорения.
Ломоносов знал о планах императрицы и, желая предостеречь ее от опасного шага, не жалея красок, рисует преимущества «тишины», мира, чтобы показать прелести мирной жизни.
Царей и царств земных отрада,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Вокруг тебя цветы пестреют,
И класы на полях желтеют;
Сокровищ полны корабли.
Дерзают в море за тобою;
Ты сыплешь щедрою рукою
Свое богатство по земли.
(«Ода на день восшествия…»)
Подобных слов в защиту мира не знала ни русская, ни западно-европейская поэзия. После гимна тишине Ломоносов славит Петра I, отца Елизаветы, в которой ему хотелось бы видеть достойную дочь своего отца. Затем, как бы давая «наказ» императрице, поэт рисует огромные пространства ее державы, ее несметные богатства: реки, леса, земные недра. Этими богатствами нужно овладеть и обратить на пользу народа. Сделать это могут люди науки, ученые, русские ученые.
3. Работа с учебником («Ода на день восшествия…», с. 67).
– К кому обращается автор в 1-й строфе отрывка из оды? (К будущим ученым из среды русского народа, которых благословляет на труд упорный, требующий размаха, широты ума, смелости.)
– Во что верит Ломоносов? (Глубокой верой в русский народ и твердым убеждением в его талантливости проникнуты последние строки 1-й строфы. Платон – древнегреческий ученый, Ньютон – английский математик, физик.)
Доказать, что 2-я строфа отрывка – гимн науке.
– К какому стилю относится язык оды? (К высокому стилю: помимо русских слов есть церковно-славянские, придающие торжественность.)
– С какой целью Ломоносов классифицировал (разделил по группам) словарный состав языка? (Церковнославянизмы перегружали, портили книжную речь, делали ее непонятной даже образованным людям. Его реформа языка ограничила употребление церковнославянизмов и сблизила литературный язык с разговорной речью. Преобразования Ломоносова способствовали очищению родного языка и от иностранных слов, употребление которых не вызывалось необходимостью.)
Выво д. Ломоносов выполнил огромную работу в деле развития русского литературного языка на народной основе и как ученый, и как поэт Ломоносов все свои силы и знания отдал служению народу и Родине; боролся с врагами просвещения.
Знакомство с «теорией трех штиле й».
Работа с учебником – с. 66, I ч.
– К каким «стилям» относятся приведенные в учебнике произведения Ломоносова?
– Какова главная мысль каждого из них?
– Какие слова придают прочитанным текстам особую торжественность?
IV. Подведение итогов урока.
– К каким стилям относит эти жанры Ломоносов?
Подготовьте выразительное чтение одного из стихотворений Ломоносова. Подумайте над содержанием стихотворения «Ночною темнотою…».
Индивидуальное задание: подготовить выразительное чтение стихотворений «Признание» Державина (с. 69–70 в учебнике), «На птичку» (с. 70).
К статуе Петра Великого. Ода на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года
К статуе Петра Великого
Елиеавета здесь воздвигла зрак Петров
К утехе россов всех, но кто он был таков,
Гласит сей град и флот, художества и войски,
Гражданские труды и подвиги геройски.
ОДА
на день восшествия на всероссийский престол
Ее Величества Государыни Императрицы
Елисаветы Петровны 1747 года
. О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает.
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных
Платонов И быстрых разумом
Певтонов Российская земля рождать.
Науки юношей питают.
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
Вопросы
1. К каким «штилям» относятся приведенные в учебнике произведения Ломоносова?
2. Какова главная мысль каждого из них?
3. Какие труды Ломоносова вам известны?
Обогащайте свою речь
1. Посмотрите в словаре литературоведческих терминов значение слов ода, поэма, трагедия, драма, сатира, эпиграмма. Вспомните, к каким «штилям» относит эти жанры великий ученый и поэт. Какие слова придают прочитанным текстам особую торжественность?
2. Приведите примеры, в каких случаях можно непольаоватъ в современной речи слова слыл, дерзать, утеха. Как вы понимаете строки: . может собственных Платонов / И быстрых разумом Невтонов / Российская земля рождать. Пауки юношей питают. Отраду старым подают?
3. Составьте небольшой словарь устаревших слов.
4. Составьте рассказ о поэте, опираясь на прочитанные произведения и статьи.
5. Подготовьте выразительное чтение одного из стихотворений или одной из од, подумайте над «похвальным словом Ломоносову поэту, ученому, общественному деятелю».
Какие слова придают прочитанным текстам особую торжественность
Поэма-крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией; повесть или роман в стихах; многочастное произведение, в котором сливаются воедино эпическое и лирическое начала. Поэму можно отнести к лиро-эпическому жанру литературы, так как повествование об исторических событиях и событиях жизни героев раскрывается в ней через восприятие и оценку повествователя. В поэме речь идет о событиях, имеющих общечеловеческое значение. Большинство поэм воспевает какие-то человеческие деяния, события и характеры.
Трагедия-вид драмы, возникшей из древнегреческого обрядового дифирамба в честь покровителя виноградарства и вина бога Диониса, представлявшегося в виде козла, потом – подобием сатира с рожками и бородой.
Драма-Один из трех родов литературы, определяющий произведения, предназначенные для сценического воплощения. Отличается от эпоса тем, что имеет не повествовательную, а диалогическую форму; от лирики – тем, что воспроизводит внешний по отношению к автору мир. Подразделяется на жанры: трагедия, комедия, а также собственно драма. 2. Драмой также называют драматическое произведение, не имеющее четких жанровых признаков, соединяющее в себе приемы разных жанров; иногда такое произведение именуют просто пьесой.
Сатира-разновидность литературы, специфическими формами обличающая и высмеивающая пороки людей и общества. Формы эти могут быть самыми разнообразными – парадокс и гипербола, гротеск и пародия и т.д.