какие стихи выучить для развития памяти взрослым
Какие стихи учить для развития памяти
Как стать гением или хотя бы оказаться ближе к нему? Как вариант — учить стихи для развития памяти! Это полезно и детям и взрослым. К какой собственности никто на свете не сможет предъявить право на наследование? Ответы на эти вопросы в предлагаемой статье.
Мнемостихи для запоминания
Знаете, для запоминания чего эти стихи:
И запомнить всё, как есть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть»?
Правильно — это число Пи — 3.1415926.
Этот стих позволяют применить мнемонический принцип запоминания, благодаря которому человек может хранить и в нужное время извлекать из памяти сложные последовательности, списки, информационные кластеры.
Например еще вариант для запоминания сложных правил.
Спряжение глаголов, которые не спрягаются на «е», все исключения сведены в одну рифмованную строфу:
Дышать, слышать, ненавидеть
И обидеть, и терпеть,
И зависеть и вертеть».
Хотя регулярная тренировка с помощью выучивания любых стихов позволяет приучить мозг к обработке информации и активизировать потенциал памяти. Но, чтобы процесс пошёл эффективнее, нужно знать о некоторых хитростях.
Есть ли смысл в заучивании стихов?
Ответ на этот вопрос человек может получить через много лет. Осознав, что благодаря закрепившимся в памяти произведениям поэтов, он обладает богатством, которым может пользоваться безраздельно и в любое время. И главное, никто никогда не предъявит прав на наследование этой собственности!
Прежде чем человек придет сам к таким выводам, его принуждают заучивать сначала короткие стишки под началом взрослых:
Затем более объемные и серьезные стихотворения:
Научитесь плохое не звать,
Предвещая заранее беды…
Вы ведите другие беседы…
Научитесь душой расцветать…
Научитесь подвоха не ждать
От людей незнакомых и близких…
Ведь у всех, у высоких, и низких
Есть желание – счастье познать…
Привыкайте не злиться на зло,
А рискните помочь, разобраться…
Если кто-то вдруг начал кусаться,
Значит, в чём-то ему не везло…
Научитесь прощенья просить
И прощать… Вам судьба улыбнётся.
И весна в вашу душу вернётся!
Привыкайте счастливыми быть
Объясняется все благими намерениями по развитию его памяти и мозга. При заучивании,строки сначала откладываются в кратковременной (так сказать оперативной) памяти, а затем, при повторении, переходят в долговременную.
Умные люди говорят, что заученные поэтические строки помогают человеку приблизить свой мозг к образу мыслей гениев. Бесспорно, что стихи обогащают речь, помогают усвоению иностранных языков, придают особый шарм окружающему миру.
Заучивание стихотворений – это один из эффективнейших методов улучшения памяти не только у детей, но и у взрослых, поскольку в рифмованной строфе объединены сразу несколько факторов, позволяющий мозгу выстраивать новые нейронные связи, демонстрируя нейропластичность:
От выпускниц Института благородных девиц в прошлом требовалось знания наизусть более полусотен стихотворений. Но для развития памяти количество выученных стихотворений не главная цель.
Как видим, одно важное предназначение стихов: они развивают и укрепляют память и взрослых и детей.
Стихи всем возрастам покорны
Универсальным методом развития памяти вне зависимости от возраста человека считается заучивание стихов. Оно помогает не только запоминанию информации, но и улучшению биохимических реакций в мозге, возникновению новых нейронных связей, повышению учебных способностей. Последнее особенно актуально для детей дошкольного и школьного возраста.
Детство – самый оптимальный возраст для запоминания. Если это стихи, первым условием их выбора должна быть их простота и понятность. Обилие непонятных и трудных слов вряд ли привлечет ребенка к их заучиванию. Ритм, мелодичность, образность стихотворных строчек, содержание всего произведения должны соответствовать возрасту маленького и одновременно большого человека. Быть привлекательными не только в плане развития памяти, но и доставления ему эмоционального наслаждения.
Для детей в 5 – летнем возрасте
Если для детей до 5 лет предпочтительнее небольшие четверостишия или короткие стишки с глаголами, существительными и увлекательным содержанием, то требования к стихам для пятилетних малышей более серьезные.
а смену стихотворным текстам с описаниям знакомых предметов и действий приходят стихи о природе, о самих детях. У них появляется мотивация: рассказать выученное перед аудиторией: родителями. Да и вам сам разве не понравиться декламация произведений вашим ребенком перед друзьями или на утреннике в детском саду?
При разучивании таких произведений можно развивать актерские способности ребенка, предлагая разыграть сценку или прочитать его в лицах.
Логопедические стихи
Отдельно можно рассмотреть необходимость разучивать логопедические задания. Детям будет гораздо интересней тренировать свое произношение в стихотворной форме, чем в обычном повторении.
Они же могут быть и скороговорками. Сейчас у каждого есть смартфон с диктофоном. Запишите чтение ребенком стихов и скороговорок и дайте ему его прослушать. Тогда ему самому сразу будут видны (слышны) свои ошибки. А еще вы вместе весело посмеетесь! Пример:
Четыpе чеpненьких чумазеньких чеpтенка
Чеpтили чеpными чеpнилами чеpтеж.
Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека в pеке — pак.
Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку — цап!
Для детей 6 лет
Начиная с этого возраста, рекомендуется знакомить ребенка со стихами большего объема. Это дальнейшая тренировка мозга и логического мышления. В 6 лет он должен научиться отвечать на вопросы по содержанию текстов. Легкие и веселые произведения Самуила Маршака и коротенькие веселые четверостишия Агнии Барто — прекрасно подходят для шестилеток. Они и легко запоминаются и «воспитывают» малыша:
ТРЕНИРОВКА МОЗГА: Выучить 10 стихотворений
Критерий завершения
«Я могу тебя очень ждать. » Э.Асадов
Я могу тебя очень ждать,
Долго-долго и верно-верно,
И ночами могу не спать
Год, и два, и всю жизнь, наверно!
Пусть листочки календаря
Облетят, как листва у сада,
Только знать бы, что все не зря,
Что тебе это вправду надо!
Я могу за тобой идти
По чащобам и перелазам,
По пескам, без дорог почти,
По горам, по любому пути,
Где и черт не бывал ни разу!
Все пройду, никого не коря,
Одолею любые тревоги,
Только знать бы, что все не зря,
Что потом не предашь в дороге.
Я могу для тебя отдать
Все, что есть у меня и будет.
Я могу за тебя принять
Горечь злейших на свете судеб.
Буду счастьем считать, даря
Целый мир тебе ежечасно.
Только знать бы, что все не зря,
Что люблю тебя не напрасно!
«Мы теперь уходим понемногу…» Сергей Есенин
Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.
Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящим
Я не в силах скрыть своей тоски.
Слишком я любил на этом свете
Все, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.
Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве,
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящим
Я всегда испытываю дрожь.
Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
«Я вас любил: любовь еще, быть может» А.Пушкин
Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
«Ты меня не любишь, не жалеешь. » Сергей Есенин
Ты меня не любишь, не жалеешь,
Разве я немного не красив?
Не смотря в лицо, от страсти млеешь,
Мне на плечи руки опустив.
Молодая, с чувственным оскалом,
Я с тобой не нежен и не груб.
Расскажи мне, скольких ты ласкала?
Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?
Знаю я — они прошли, как тени,
Не коснувшись твоего огня,
Многим ты садилась на колени,
А теперь сидишь вот у меня.
Пусть твои полузакрыты очи,
И ты думаешь о ком-нибудь другом,
Я ведь сам люблю тебя не очень,
Утопая в дальнем дорогом.
Этот пыл не называй судьбою,
Легкодумна вспыльчивая связь,—
Как случайно встретился с тобою,
Улыбнусь, спокойно разойдясь.
Да и ты пойдешь своей дорогой
Распылять безрадостные дни,
Только нецелованных не трогай,
Только негоревших не мани.
И когда с другим по переулку
Ты пройдешь, болтая про любовь,
Может быть, я выйду на прогулку,
И с тобою встретимся мы вновь.
Отвернув к другому ближе плечи
И немного наклонившись вниз,
Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер. »
Я отвечу: «Добрый вечер, miss».
И ничто души не потревожит,
И ничто ее не бросит в дрожь, —
Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжешь.
«Если хочешь понять человека. » Наталья Головатюк
Если хочешь понять человека,
То не слушай, что он говорит.
Притворись дождем или снегом
И послушай, как он молчит.
Как вздыхает и смотрит мимо?
Что улыбку рождает в нем?
Посмотри, каков он без грима,
С которым мы все живем.
Наблюдай, как он входит к детям,
К людям страждущим, старикам.
И хотя бы на миг на свете
Попытайся и стань им сам!
Не старайся быть хуже, лучше,
Без оценки смотри сейчас:
Прямо в сердце его, прямо в душу,
Прямо в бездну далеких глаз!
«Я помню чудное мгновенье. » А.С.Пушкин
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный,
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
«Зимняя дорога» А.С,Пушкин
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска.
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег. Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.
Скучно, грустно. Завтра, Нина,
Завтра к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.
Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.
Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.
«Зимнее утро» А.С,Пушкин
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче. погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
«Парус» М.Лермонтов
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит…
Увы! он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
«Песня о Буревестнике» М.Горький
Над седой равниной моря ветер тучи собирает.
Между тучами и морем гордо реет буревестник,
черной молнии подобный.
То крылом волны касаясь,
то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и — тучи слышат
радость в смелом крике птицы.
В этом крике — жажда бури!
Силу гнева, пламя страсти в уверенность в победе
слышат тучи в этом крике.
Чайки стонут перед бурей,— стонут, мечутся над
морем и на дно его готовы спрятать
ужас свой пред бурей. И гагары тоже стонут,—
им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни:
гром ударов их пугает.
Глупый пингвин робко прячет
тело жирное в утесах. Только гордый
Буревестник реет смело и свободно
над седым от пены морем!
Всё мрачней и ниже тучи
опускаются над морем,
и поют, и рвутся волны к высоте навстречу грому.
Гром грохочет.
В пене гнева стонут волны, с ветром споря.
Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким
и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая
в пыль и брызги изумрудные громады.
Буревестник с криком реет, черной молнии подобный, как стрела пронзает тучи, пену волн крылом срывает. Вот он носится, как демон,— гордый, черный демон ; бури,— и смеется, и рыдает. Он над тучами смеется, он от
радости рыдает!
В гневе грома,— чуткий демон,— он давно усталость
слышит, он уверен, что пе скроют тучи солнца,— нет,
не скроют!
Ветер воет. Гром грохочет.
Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря.
Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно
огненные змеи, вьются в море, исчезая, отраженья этих
молний.
— Буря! Скоро грянет буря!
Это смелый Буревестник гордо реет между молний
над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы:
— Пусть сильнее грянет буря.
Стихи для развития памяти у взрослых. Какие выбрать?
Здравствуйте, дорогие читатели! О том, что для улучшения памяти нужно учить стихи, слышали многие. Но почему именно стихи? Почему нельзя взять любую книгу в прозе, выбрать отрывок и начать его учить? Можно, конечно. Но стихи лучше. Давайте в этой статье разберемся, почему может ухудшиться память и какие стихи для развития памяти у взрослых лучше всего брать для заучивания.
Что вообще такое память? Это мыслительный процесс, который включает в себя запись, хранение и извлечение информации. Запись – это запоминание, а извлечение – это вспоминание. Противоположным запоминанию является забывание. Забывание служит важным условием запоминания. Оно разгружает центральную нервную систему, освобождая место для новых связей. Если бы мы помнили все, что когда-либо воспринимали, наш мозг наверное бы взорвался…
Причины ухудшения памяти
Процессы памяти могут ухудшаться по очень многим причинам.
Во-первых, это непосредственное воздействие на мозг различных факторов. Например, черепно-мозговая травма, инсульт, опухолевые процессы. Это могут быть инфекционные заболевания мозга и его оболочек (менингит, энцефалит), воздействие лекарственных препаратов. Сюда же отнесем курение, алкоголь и наркоманию.
Во-вторых, к ухудшению памяти приводят нарушения в обмене веществ и заболевания сердечно-сосудистой системы. В этом случае нарушается кровоснабжение мозга и его обменные процессы. Это, конечно, сказывается на его функционировании.
В-третьих, на функцию памяти влияют внешние факторы. Это недостаток витаминов, стрессовые ситуации, недосыпание. Информационные перегрузки тоже ухудшают память. Неправильное питание обедняет организм необходимыми нутриентами. Из-за этого мозг не получает достаточного питания и реагирует снижением памяти.
В-четвертых, это возрастные изменения. В основном это склеротические изменения сосудов головного мозга. С возрастом сосуды становятся менее эластичными, сужается их просвет. За счет этого ухудшается кровоснабжение и доставка питательных веществ к мозгу.
Чтобы развивать память, нужно поддерживать хорошую работу мозга. Для этого хорошо соблюдать три простых правила:
1. Обеспечить достаточный уровень кислорода в крови, чтобы обеспечить активность и работоспособность мозга. Для этого нужно проводить достаточно времени на воздухе.
2. Заниматься спортом и вести здоровый образ жизни.
3. Достаточно спать. Это обеспечивает нормальную работу мозга.
Стихи для развития памяти
Заучивание стихов – простой и эффективный способ развития памяти. У меня, например, во время химиотерапии память ухудшилась значительно. Ощущения, знаете ли, не из приятных. Чтобы исправить ситуацию, я стала учить стихотворения. Теперь, спустя несколько лет после лечения, когда все функции организма давно восстановились, я уверенно могу сказать – этот способ работает!
Почему стихи? В стихотворениях есть ритм, рифмы. Они позволяют быстрее запоминать по сравнению с прозаическим текстом. К тому же, в стихах есть сюжет и яркие художественные образы. При чтении воображение рисует картины, которые помогают запомнить произведение.
Казалось бы, сейчас возьму томик стихов любимого поэта, Асадова или Ахматову, и начну учить его стихи. Это, конечно, хорошо. Первое время мозг будет принимать нагрузку, память будет развиваться. Но постепенно он привыкнет к манере поэта, к его стихотворным размерам, образам. Уровень развития памяти будет снижаться.
Что делать? Чтобы память развивалась наиболее эффективно, важно давать мозгу для запоминания задачи разной направленности. То есть, нужно брать для заучивания стихи, которые отличаются друг от друга содержанием, ритмом, эмоциональной направленностью, построением.
Вот такие разнообразные стихи для развития памяти у взрослых я для вас подобрала.
Эти разные, разные стихотворения…
Давайте начнем с Александра нашего Сергеевича. Как вы думаете, в чем гений и талант Пушкина? Почему его стихи были так популярны в его время? В частности, из-за того, что они прекрасно ложились на память. Да уж, его слог не спутаешь ни с кем другим.
А сейчас возьмем Эдуарда Асадова. Другой ритм, другая лексика.
Ну а теперь резко меняем вектор и обрушиваем на нашу память Владимира Маяковского. Вот это запомнить реально непросто! Резкий, рубленый стих, с шатающимся ритмом – та еще задача!
Вернемся к лирическому настрою и выучим стихотворение Игоря Северянина.
Слабо запомнить отрывок из «Илиады» Гомера?
Теперь попробуйте выучить «числовое стихотворение». Трудность в том, что в нем нет ни сюжета, ни образов. Мышление при запоминании не подключается, так что тренируем механическую память. Только ритм в помощь! Напишите в комментариях, что было основой при запоминании: стихотворный ритм или зрительное представление цифр?
А вот шедевр Даниила Хармса. Называется «Мама Няма аманя». Попробуйте запомнить, когда ничегошеньки не понятно! Можно только догадываться, что имел в виду автор. Да и догадки будут у каждого свои…
Не оставим в стороне и современную поэзию. Возьмем стихотворение «С ним внутри» талантливой молодой поэтессы Веры Полозковой.
Как правильно учить стихи
Экспериментально доказано, что при запоминании стихотворения легче всего усваиваются начало и конец, а наиболее трудно – средняя часть. Чтобы легко заучивать стихи, я предлагаю вам такой алгоритм:
прочитайте стихотворение целиком, медленно, с выражением, чувствуя его ритм;
оцените, понятен ли вам смысл произведения, нет ли незнакомых слов (если есть, уточните их значение в словаре);
прочитайте стихотворение еще раз, мысленно представляя описываемые образы и ситуации;
учите стихотворение по строфам (нескольким строкам): прочитали первую строфу – повторили, прочитали вторую – повторили;
повторять стихотворение очень важно с интервалами: непрерывное повторение, заучивание вплоть до полного запоминания не принесет желаемого результата.
Итак, подведем итоги. Даже при незначительном ухудшении памяти нужно срочно исправлять ситуацию. Стихи для развития памяти у взрослых – отличный способ, который хорошо работает. Для более эффективной работы памяти нужно брать для заучивания стихи, разные по стилю, ритму, стихотворному размеру. Учите стихи разных эпох и направлений: классики кардинально отличаются, например, от футуристов.
И, конечно, не надо забывать основной принцип развития – от простого к сложному. Память будет развиваться только тогда, когда будет получать все более сложный материал. Тренируйте память, и мозг скажет вам за это спасибо!
Стихи, которые стоит выучить наизусть взрослым
Взрослым тоже нужно учить хорошие стихи. Нужно учить стихи на всю жизнь. Нужно учить только те стихи, которые стоит учить. Нужноучить стихи, которые трогают до глубины души. Нужно учить особенные стихи Пушкина, Некрасова, Тютчева, Есенина, Ахматовой. Есть просто стихи, а есть глубокие стихи.
Мы подобрали стихи, которые стоит выучить наизусть взрослым людям. В конце статьи также есть стихи для детей, короткие и также поучительные.
Стихи, которые стоит выучить наизусть на всю жизнь (легко учащиеся, потому что со смыслом)
Короткий стих «ЛЮБВИ ВСЕ ВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ..» (АЛЕКСАНДР ПУШКИН )
Любви все возрасты покорны;
Но юным, девственным сердцам
Ее порывы благотворны,
Как бури вешние полям:
В дожде страстей они свежеют,
И обновляются, и зреют —
И жизнь могущая дает
И пышный цвет и сладкий плод.
Но в возраст поздний и бесплодный,
На повороте наших лет,
Печален страсти мертвый след:
Так бури осени холодной
В болото обращают луг
И обнажают лес вокруг.
Стихотворение Пушкина «Красавица»
Всё в ней гармония, всё диво,
Всё выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В ее сияньи исчезает.
Если жизнь тебя обманет. (Пушкин)
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило.
Чем меньше женщину мы любим (А.С. Пушкин)
Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей
И тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей.
Разврат, бывало, хладнокровный
Наукой славился любовной,
Сам о себе везде трубя
И наслаждаясь не любя.
Но эта важная забава
Достойна старых обезьян
Хваленых дедовских времян:
Ловласов обветшала слава
Со славой красных каблуков
И величавых париков.
Я помню чудное мгновенье (к Керн)
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Стих о жизни (А. Ахматова)
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.
Известный стих «ПОСЛУШАЙТЕ!» (ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ)
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит —
чтоб обязательно была звезда! —
клянется —
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
Стихотворение Есенина «В этом мире я только прохожий»
В этом мире я только прохожий,
Ты махни мне веселой рукой,
У осеннего месяца тоже
Свет ласкающий, тихий такой.
В первый раз я от месяца греюсь,
В первый раз от прохлады согрет,
И опять и живу и надеюсь
На любовь, которой уж нет.
Это сделала наша равнинность,
Посоленная белью песка,
И измятая чья-то невинность,
И кому-то родная тоска.
Потому и навеки не скрою,
Что любить не отдельно, не врозь —
Нам одною любовью с тобою
Эту родину привелось.
Темна ноченька, не спится,
Выйду к речке на лужок.
Распоясала зарница
В пенных струях поясок.
На бугре береза-свечка
В лунных перьях серебра.
Выходи, мое сердечко,
Слушать песни гусляра!
Залюбуюсь, загляжусь ли
На девичью красоту,
А пойду плясать под гусли,
Так сорву твою фату.
В терем темный, в лес зеленый,
На шелковы купыри,
Уведу тебя под склоны
Вплоть до маковой зари.
Клен ты мой опавший, клен заледенелый (Есенин С. А.)
Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь нагнувшись под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.
И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.
Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.
Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.
Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.
И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку.
Шаганэ ты моя, Шаганэ (Сергей Есенин)
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому, что я с севера, что ли.
Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи —
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.
Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне…
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Эта улица мне знакома (С. Есенин)
Эта улица мне знакома,
И знаком этот низенький дом.
Проводов голубая солома
Опрокинулась над окном.
Были годы тяжелых бедствий,
Годы буйных, безумных сил.
Вспомнил я деревенское детство,
Вспомнил я деревенскую синь.
Не искал я ни славы, ни покоя,
Я с тщетой этой славы знаком.
А сейчас, как глаза закрою,
Вижу только родительский дом.
Вижу сад в голубых накрапах,
Тихо август прилег ко плетню.
Держат липы в зеленых лапах
Птичий гомон и щебетню.
Я любил этот дом деревянный,
В бревнах теплилась грозная морщь,
Наша печь как-то дико и странно
Завывала в дождливую ночь.
Голос громкий и всхлипень зычный,
Как о ком-то погибшем, живом.
Что он видел, верблюд кирпичный,
В завывании дождевом?
Видно, видел он дальние страны,
Сон другой и цветущей поры,
Золотые пески Афганистана
И стеклянную хмарь Бухары.
Ах, и я эти страны знаю —
Сам немалый прошел там путь.
Только ближе к родимому краю
Мне б хотелось теперь повернуть.
Но угасла та нежная дрема,
Все истлело в дыму голубом.
Мир тебе — полевая солома,
Мир тебе — деревянный дом!
Ах, как много на свете кошек (Есенин сестре Шуре)
Ах, как много на свете кошек,
Нам с тобой их не счесть никогда.
Сердцу снится душистый горошек,
И звенит голубая звезда.
Наяву ли, в бреду иль спросонок,
Только помню с далекого дня —
На лежанке мурлыкал котенок,
Безразлично смотря на меня.
Я еще тогда был ребенок,
Но под бабкину песню вскок
Он бросался, как юный тигренок,
На оброненный ею клубок.
Все прошло. Потерял я бабку,
А еще через несколько лет
Из кота того сделали шапку,
А ее износил наш дед.
Красивый стих Цветаевой «МНЕ НРАВИТСЯ, ЧТО ВЫ БОЛЬНЫ НЕ МНОЙ»
Мне нравится, что Вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной —
Распущенной — и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится еще, что Вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не Вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем ни ночью — всуе…
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!
Спасибо Вам и сердцем и рукой
За то, что Вы меня — не зная сами! —
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце не у нас над головами, —
За то, что Вы больны — увы! — не мной,
За то, что я больна — увы! — не Вами.
Я ВАС ЛЮБИЛ (ИОСИФ БРОДСКИЙ )
нравится стих. выучите его, если у вас есть, кого любить..
К тебе
Хочу к тeбе… На все плевать …
Хочу к тeбе! Лететь! Бежать!
Хочу с тобой на вираже!
Так чтоб eще! Чтобы уже!
Хочу в твoи глаза опять…
И задыхaться. И вдыхать…
Хочу в объятья, пусть на миг…
Тобой шeптать… Сорваться в крик…
Любить! Лелеять! Обожать!
Тебя во сне. Опять не спать…
И оттолкнуть! И удержать!
Тобою жить! И умирать!
Себя на чaсти разрывать!
И ненавидeть! И прощать!
Мечтами о тебе летать!
С ума сходить! И воскресать!
К тебе хочy… На всех плевать…
Пусть ошибаться… Пусть страдать…
Пусть бесполезностью до слез…
Пусть все игрa… Пусть не всерьез…
К тебе… К тебе… Тобой одним…
Ты просто мнoй уже любим…
К тебе… С тобой… На все плевать…
И так любить, чтoб умирать…
лучший стих, который действительно нужен всем женщинам оставлю здесь. Про мужа. Если у вас есть хороший муж, выучите наизусть и читайте себе
Я знаю, чтo мoй мyж нe идeaл
И нeдocтaткoв y нeгo нe мaлo.
B бриллианты oн мeня нe oдeвaл,
И зa гpaницeй c ним я нe бывaлa.
Бывaeт пeдaнтичeн дo тocки,
Пoкyпки выбирая в мaгaзинe,
И мoжeт в уголке cлoжить нocки,
Cкaзaв «им страшно в вaннoй нoчью зимнeй».
He взpocлый взгляд на жизнь, a шaпитo!
Cлoжившийcя дaвнo, нeиcпpaвимый…
И знaeтe, кaкoe счастье, чтo
He идeaльный oн, a мой любимый.
B бытy coвмecтнoм надо мнoй ни дня
Oн идeaльным нpaвoм не дoвлeeт…
Oтнюдь нeидeaльнyю меня
Bce гoды любит, xoлит и лелеет…
Oн нe кycaeт пo дpyгим локтей,
Xoть, мoжeт быть, кoмy пoвepить cлoжнo…
Co мнoю вмecтe вынocил детей,
Дeля co мнoю вcё, чтo лишь вoзмoжнo…
C ним пpoшлoe не нaдo вopoшить,
Beдь жизнь-тo в нacтoящeм пpoиcxoдит!
Oн тaк мeня yмeeт рассмешить,
Чтo ccopитьcя yжe и нe выходит….
Из пpocьб мoиx нe дeлaeт oн драм,
Ha мнe oн тepпит c кoшкaми пижамы…
Bce швы мнe oбpaбaтывaл oн сам
И цeлoвaл ypoдливыe шpaмы…
Co мнoю вмecтe oн нoчeй нe спал,
Кoгдa кaчaли cынa или дoчкy…
Кoнeчнo, oн coвceм нe идeaл,
Ho caмый лyчший в миpe – этo точно.
Тиxoнькo пoдpacтaeт детвора,
К дeтcaдy или шкoлe пpиближaяcь…
Mнe кaжeтcя, мы вcтpeтилиcь вчера…
И pядышкoм нaвeчнo задержались.
Haвepнo, этoт фaкт нeoбъяcним,
Ho в зaпaxe любимoм утопая,
Я пpocтo pacтвopяюcь в cчacтьe c ним,
Кoгдa тиxoнькo pядoм засыпаю.
И пycть пpoйдyт дecятки зимниx стуж,
Кaпeлeй мope… лиcтoпaды гpaдoм…
И мoй coвceм нeидeaльный муж
Пycть и тoгдa co мнoю будет pядoм…
Мы повстречались слишком поздно.
И я не знаю,чья вина.
Былая жизнь,как в небе звёзды,
И далека, и холодна.
Не помяну обидным словом
Всё,что случилось до тебя.
Былыми бедами не сломан,
Хотя не раз ломался я
И в этой жизни всё не просто.
Уходят годы и друзья.
Но светят мне земные звёзды—
Твои небесные глаза.
Когда и я влюблялся часто.
Но на излёте прежних чувств
Явилось мне такое счастье,
Что на иное не прельщусь.
Когда меня не будет на земле,
Когда помочь советом не смогу
Ты, дочь моя, в безмолвной тишине
Прочти, оставленную заповедь мою…
Отбрасывать ты книгу не спеши
В сердцах вздыхая-мир сейчас иной
Её страницы-часть моей души…
Не уходи, поговори со мной…
Не говори, что мир уже не тот,
Что даже друг, хорошего не помнит…
Зерно ухоженное, всё же-прорастёт
И колоски до краешка наполнит…
Не думай о плохом ты никогда
Ведь, жизни путь-не Райская дорога
Бывают неудачи иногда,
За ночью-день, за солнцем-непогода
Обид мешок, нести не торопись
Тебе их жизнь, сама нагрузит много…
Коль труден путь, попробуй-улыбнись
И сразу станет, веселей дорога.
Ты за богатством в мире не гонись
В загробном мире, их не подытожишь.
Ты золотом души своей гордись
Я знаю, ты хорошая и сможешь.
Своим ты счастьем-поделись с людьми
Они тебе-добром ответят тоже
Стань маяком-для созданной семьи…
Я верю, ты хорошая, ты можешь
А станешь мамой-тысяча хлопот
Пусть детский смех-по комнатам несётся,
Как птица деткам гнёзда вьёт,
Так и тебе, любимая придётся…
В семейной жизни, не всегда легко
К своим ошибкам-относись по строже…
И за твоё терпенье и добро,
Всевышний счастьем, пусть тебе поможет.
Хороших советов нету-
y всех нас своя планета.
C чужими крыльями. He взлететь-
И голосом только своим сможешь петь:)
вот хорошее стихотворение, которое должен знать каждый.
Что в имени тебе моем?
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…