какие стили искусства существовали в эпоху барокко

Искусство барокко: определение, стили, история 15 235 Раздел в процессе наполнения и корректировки

Многие католические императоры и монархи по всей Европе были заинтересованы в успехе католической церкви, поэтому большое количество архитектурных проектов, картин и скульптур было заказано королевскими судами Испании, Франции и других стран – параллельно с общей кампанией католической церкви. Христианское искусство, которым занимался Ватикан, было направлено на то, чтобы прославить божественное величие церкви и усилить ее политическую позицию. Для сравнения, искусство барокко в протестантских районах, таких как Голландия, имело гораздо меньше религиозного содержания и вместо этого оно служило, в основном, для удовлетворения растущих культурных потребностей купцов и среднего класса.

Стили и виды барочного искусства

Архитектура в стиле барокко создает зрелище и иллюзию. Таким образом, прямые линии эпохи Возрождения были заменены плавными изгибами, в то время как купола и крыши были увеличены, а интерьеры тщательно выстроены, чтобы произвести впечатляющие эффекты света и тени. Это был эмоциональный стиль, в котором, по возможности, использовался театральный потенциал городского пейзажа – как на площади Святого Петра (1656-67) в Риме, ведущей к базилике Святого Петра. Ее дизайнер, Бернини, один из величайших архитекторов в стиле барокко, окружил площадь колоннадами, чтобы у посетителей создалось впечатление, что они находятся в объятьях католической церкви.

Хотя большая часть архитектуры, живописи и скульптуры, созданная в 17 веке, известна как «барокко», она ни в коем случае не является монолитным стилем. Существует как минимум три разных направления барокко, а именно:

Религиозное Величие
Триумфальный, экстравагантный, почти театральный и порой мелодраматический стиль религиозного искусства по заказу католической контрреформации и судов абсолютных монархий Европы. Этот тип барочного искусства иллюстрируется смелой визионерской скульптурой и архитектурой Бернини (1598-1680), иллюзорными объемными фресками на потолке (Тромплёй) Пьетро да Кортоны (1596-1669) – см. Его шедевр Аллегория Божественного Провидения (1633-39) и грандиозными полотнами фламандского мастера Рубенса (1577-1640).

Большой реализм
Новый, более натуральный или натуралистический стиль фигуративной композиции. Этот новый подход отстаивали Карраваджо (1571-1610), Франсиско Рибальта (1565-1628), Веласкес (1599-1660) и Аннибале Карраччи (1560-1609). Смелость и физическое присутствие фигур Караваджо, жизненный подход к религиозной живописи, принятый Веласкесом, новая форма движения и изобилие, впервые предложенная Аннибале Карраччи и реалистическая форма деревенской библейской жанровой живописи Кастильоне (1609-64), дополненной животными – все эти элементы были частью нового и динамичного стиля, известного как барокко. Смотрите также: Классицизм и натурализм в итальянской живописи XVII века.

Мольберт Арт
В отличие от масштабных, публичных, религиозных произведений художников барокко в католических странах, искусство барокко в протестантской Голландии (часто называемое «голландским золотым веком») было продемонстрировано новым видом станкового искусства – глянцевой формой жанровой живописи, нацеленного на зажиточного буржуазного домохозяина. Эта новая нидерландская Школа реалистического жанра также привела к усилению реализма в портретном искусстве и пейзажной живописи, цветочных картинах, композициях животных и к новым формам натюрморта, включая вдохновленный протестантами жанр, известный как живопись Vanitas (процветала в 1620-50). Различные города и районы имели свои собственные «школы» или стили, такие как Утрехт, Делфт, Лейден, Амстердам, Харлем и Дордрехт. Смотрите: голландские художники-реалисты.

Кроме того, чтобы еще больше усложнить ситуацию, Рим – самый центр движения – был также домом для «классического» стиля, как это видно на исторических картинах Николы Пуссена (1594-1665) и художника-пейзажиста Клода Лоррена. (1600-1682).

ПРИМЕЧАНИЕ. Другие важные исторические стилистические тенденции см. в разделе «Художественные движения, периоды, школы» (примерно с 100 г. до н.э.).

История искусства барокко

После заявлений, сделанных Советом в Тренте о том, как искусство может служить религии, вместе с ростом доверия к Римско-католической церкви, стало ясно, что новый стиль библейского искусства необходим для поддержки католической контрреформации. Этот стиль должен был стать более сильным, более эмоциональным и наполненным большим реализмом. Под сильным влиянием взглядов иезуитов (барокко иногда называют «иезуитским стилем») архитектура, живопись и скульптура должны были работать вместе, чтобы создать единый эффект. Первоначальный импульс пришел с прибытием в Рим в 1590-х годах Аннибале Карраччи и Карраваджо (1571-1610). Их присутствие вызвало новый интерес к реализму, а также к античным формам, которые были подхвачены и развиты (в скульптуре) Алессандро Альгарди и Бернини (в скульптуре и архитектуре). Питер Пауль Рубенс, который оставался в Риме до 1608 года, был единственным великим католическим художником в стиле барокко, хотя Рембрандт и другие голландские художники находились под влиянием как караваджизма, так и Бернини. Франция имела свои собственные (более светские) отношения с барокко, лучшим примером архитектуры которого является Версальский дворец. Ключевой фигурой в искусстве французского барокко 17-го века был Чарльз Ле Брюн (1619-1690), который оказал влияние далеко за пределами своего собственного мира. Например, см.: Гобеленовая фабрика, руководителем которой он был. Испания и Португалия приняли его с большим энтузиазмом, как и католические районы Германии, Австрии, Венгрии и Нидерландов. Кульминацией движения было высокое барокко (ок. 1625-75), в то время как апогей грандиозности движения был отмечен феноменальной квадратурой, известной как Апофеоз св. Игнатия (1688-94, Св.Игнацио, Рим), потолочного художника-иллюзиониста Андреа Поццо (1642-1709). Это одна из лучших картин барокко 17-го века.

Неаполь, второй по величине город в Европе после Парижа в 1600 году, был важным центром искусства барокко контрреформации. Неаполитанская школа была разработана Караваджо, Риберой, Артемезией Джентилески, Маттиа Прети (1613–1699), Лукой Джордано (1634–1705), Франческо Солименой (1657–1747) и другими. Подробнее см.: Живопись в Неаполе (1600-1700) и Караваджо в Неаполе (1607-10). О начале 17 века см.: Неаполитанская школа живописи (1600–56); о более поздних событиях: Неаполитанская живопись барокко (ок. 1650-1700).

Для получения подробной информации о развитии искусства барокко за пределами Италии см.: фламандское барокко (ок. 1600–80), голландское барокко (ок. 1600–80) и испанское барокко (1600–1700).

К концу 17-го века великий стиль барокко находился в упадке, как и его главный спонсор, Италия. Новым культурным лидером становилась Франция, где начинал появляться новый и контрастный стиль декоративного искусства. Этот беззаботный стиль вскоре охватил архитектуру, все формы внутренней отделки, мебель, живопись, скульптуру и фарфоровый дизайн. Это было «Рококо».

Знаменитые художники в стиле барокко (и их картины)

Вот краткий список величайших старых мастеров периода барокко, а также некоторые из их работ:

Аннибале Карраччи (1560-1609) из Болоньезе Школа (1590-1630)
— Христос в терновом венце (1585-7, Gemaldegalerie, Дрезден)
— Галерея фресковых картин Фарнезе (1590-е годы, Рим)
— Бегство в Египет (1604, Галерея Дория, Рим)

Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
— Снятие с Креста (Рубенс) (1612-14) Кафедральный собор, Антверпен.
— Изнасилование дочерей Левкиппа (1618) Старая пинакотека, Мюнхен.
— Суд Париса (1632-5) Национальная галерея, Лондон.

Доменикино (1581-1641)
— Последнее причастие святого Иеронима (1614 г.) Пинакотека, Ватикан.
— Сцены из жизни Андрея Первозванного (1622-7) Фрески, С. Андреа делла Валле.

Саймон Воэт (1590-1649)
— Психея наблюдает за сном Амора (1626) Musee des Beaux-Arts, Лион
— Презентация в храме (1641), Лувр, Париж.

Никола Пуссен (1594-1665)
— Похищение Сабинянок (1634-35) Музей Метрополитен.
— Аркадские пастухи (1637) Лувр, Париж.

Диего Веласкес (1599-1660)
— Продавец воды в Севилье (1618-22) Апсли Хаус, Лондон.
— Христос на кресте (1632) Прадо, Мадрид.
— Сдача Бреды (Копья) (1634-35) Прадо, Мадрид.
— Венера Рокби (1647-51) Национальная галерея, Лондон.
— Портрет Папы Римского Иннокентия X (1650) Галерея Дории Памфили, Рим.
— Менины(1656) Музей Прадо, Мадрид.

Рембрандт (1606-69)
— Урок анатомии доктора Николаса Тулпа (1632) Маурицхёйс.
— Ночной Дозор (1642) Рейксмузеум.
— Аристотель созерцает бюст Гомера (1653) Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
— Вирсавия с письмом царя Давида (1654), Лувр.
— Портрет Яна Сикса (1654) Шестая коллекция, Амстердам.
— Синдики (Изготовители шелка) (Сталмейстерс) (1662).
— Самоубийство Лукреции (c.1666) Миннеаполисский институт Искусств.
— Еврейская невеста (c.1665-68) Рейксмузеум.

Карло Маратта (Маратти) (1625-1713)
— Константин приказывает уничтожить языческие идолы (1648) Рим.
— Портрет папы Климента IX (1669) Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Среди других выдающихся художников в стиле барокко: портретист Ван Дейк (1599-1641), см. Также: Портреты в стиле барокко – и прежде всего художник натюрмортов Франс Снайдерс (1579-1657). Среди великих художников католического барокко из Испании – интенсивный художник-реалист Джузепе Рибера (1591-1652), благочестивый специалист по кьяроскуро и тенебрист Франциско Сурбаран (1598-1664) и Бартоломе Эстебан Мурильо (1618-82) из ​​Севильи, известный своим идеализированным и сентиментальными религиозными картинами. Во французском искусстве барокко главным художником-караваджистом был Жорж де Латур (1593-1652). В Италии следует упомянуть пармского художника Джованни Ланфранко (1582-1647), известного своей экстремальной техникой ракурса ( di sotto in su ) и генуэзского художника-декоратора Бачиччо (1639-1709), известного своей кангианской техникой использования ярких цветов для передачи оттенков.

Экспоненты голландского реализма эпохи барокко включают в себя портретистов Франса Хальса (1581-1666) и Рембрандта (1606-1669); жанровых художников Хендрика Тербруггхена (1588-1629), Яна Стена (1626-1679) и Яна Вермейера (1632-1675); художника по интерьерам и перспективам Самуэля ван Хугстратена; художников по натюрмортам Франса Снайдерса (1579-1657), Яна Давидса де Хема (1606-1684) и Виллема Калфа (1619-1693); художника натюрмортов Рэйчел Рюйш (1664-1750); а также художников-пейзажистов Саломона ван Рёйсдала (1600-1670), Альберта Кёйпа (1620-1691), Якоба ван Рёйсдала (1628-82) и Майндерта Хоббему (1638-1709).

Знаменитые скульпторы в стиле барокко (и их скульптуры)

Джованни Бернини
Величайший барочный скульптор, известный такими произведениями как:
Похищение Прозерпины (1621-22) Галерея Боргезе, Рим.
Аполлон и Дафна (1622-25), Галерея Боргезе, Рим.
Экстаз святой Терезы​ (1647-52), часовня Корнаро, Санта Мария делла Виттория.

Хуан Martines Montanes (1568-1649)
Испанский виртуоз-резчик по дереву:
Милосердный Христос (Христос Милосердия) (1603) Севильский кафедральный собор
Алтарь Сантипонсе (1613 г.).

Йорг Цурн (1583-1638)
Немецкий мастер-резчик, известный благодаря:
Главный алтарь Девы Марии (1613-16), церковь Святого Николая, Uberlingen.

Франсуа Дюкесной (1597-1643)
Классический стиль, скульптуры из мрамора, камня, бронзы:
Собор Святого Андрея (1629-33), базилика Сан-Пьетро, ​​Ватикан
Святая Сусанна (1630-33) Санта Мария ди Лорето, Рим

Алессандро Альгарди (1598-1654)
Классик высокого барокко:
Гробница Папы Римского Льва XI (1634-44) Римский собор Святого Петра
Экстаз святого Филиппа Нери (1638) Санта-Мария-ин-Валичелла, Рим
Папа Лев в колеснице Аттилы у Римских ворот (1646-53) Римский собор Святого Петра

Алонсо Кано (Гранада, 1601-1667)
Известный как «испанский Микеланджело»:
Непорочное зачатие (1655, собор Гранады) и другие картины.

Пьер Пьюджет (1622-1694)
Величайший скульптор в стиле барокко во Франции 17 века:
Мило Кротона (1671-82)

Франсуа Жирардон (1628-1715)
Скульптор классического барокко, популярный у Людовика XIV:
Аполлон, окруженный Нимфами (1666-75)
Памятник Ришелье (1675-94)
Похищение Прозерпины (1677-99)

Антуан Койсевокс (1640-1720)
Скульптурная манера Бернини, известен портретами и бюстами:
Шарль Лебрен (1676 г.)
Людовик XIV (1686).

Андреас Шлютер (1664-1714)
Берлинский скульптор и архитектор; известен своими статуями Фридриха III, в том числе:
Конная статуяФридриха Вильгельма Великого (1689-1703).
Смотрите также: Искусство немецкого барокко (1550-1750).

Гийом Кусту (1677-1746)
Французский художник в стиле барокко известен своими конными статуями.
Лошади мергели (1739–45).

Среди других скульпторов позднего барокко: Бальтазар Пермозер (1651-1732) и Луи-Франсуа Рубильяк (1695-1762). Кроме того, для биографических деталей одного из величайших резчиков по дереву периода, см. Гринлинг Гиббонс (1648-1721).

Подробнее о скульптуре 17-го века см.: Скульпторы в стиле барокко.

Известные архитекторы в стиле барокко (и их проекты)

Пьетро Берреттини да Кортона (1596-1669)
Архитектор папе Урбану VIII
— Святые Лука и Мартина (1635-64, Рим)
— Святая Мария делла Паче, фасад (1656-57, Рим)
— Святая Мария Виа Лата (1658-62, Рим)

Бернини (1598-1680)
Величайший из всех барочных архитекторов и скульпторов.
— Палаццо Барберини (1628-32, Рим)
— Площадь Святого Петра (1656-67)
— Святой Андреа Аль Квиринале (1658-71, Рим)

Франческо Борромини (1599-1667)
Главный конкурент Бернини
— Святой Карло алле Кватро Фонтане (1634-68, Рим)
— Дворец Сапиенца и Святого Иво алла Сапиенца, купол и фасад (1640-60, Рим)
— Базилика святой Агнессы (1653, Рим)

Луи Ле Во (1612-70)
Главный со-архитектор Версальского дворца.
— Отель Lambert (1642-44, Париж)
— Сен-Сюльпис (1646 г., Париж)
— Мраморный двор (1669, Версальский дворец)

Жюль Ардуэн Мансарт (1646-1708)
Со-архитектор Версальского дворца и купола Дома Инвалидов в Париже
— Шато де Марли (1679-86, Марли-ле-Руа)
— Купол Дома Инвалидов (1679-91, Париж)
— Большой Трианон (1687-88, Версальский дворец)

Кристофер Рен (1632-1723)
Доминантный церковный архитектор в Лондоне.
— Собор Святого Павла (1674-1710)

Джон Ванбруг (1664-1726)
Лидер английского барочного движения
— Замок Говард (1702-12)
— дворец Бленхейм (1705-24)

Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах (1656-1723)
Выдающийся австрийский архитектор в стиле барокко, перенесший итальянские стили в Центральную Европу.
— Kollegienkirche (1694-1707, Зальцбург)
— Штадпале (1695-8, Вена)
— Церковь Святого Чарльза (1716-30, Вена)

Балтазар Нейман (1687-1753)
Ведущий немецкий дизайнер позднего барокко, королевский архитектор семьи Шенборнов.
— Церковь пилигримов Wallfahrtskirche (1730-9, Гёсвайнштайн)
— Лестница для Резиденции Вальцбург (1737)
— Лестница для Августусбургского дворца (1743-8, Брюль)

Бартоломео Растрелли (1700-1771)
Главный архитектор русского барокко.
— Смольный собор (1748-57, Санкт-Петербург)
— Зимний дворец (1754-62, Санкт-Петербург)
— Редизайн Екатерининского дворца (1756 г., под Санкт-Петербургом).

О других художественных движениях и периодах читайте в статье об Истории искусства.

Источник

Стиль и эпоха Барокко в Италии

какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Смотреть фото какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Смотреть картинку какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Картинка про какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Фото какие стили искусства существовали в эпоху барокко

В конце XVI века в Риме (Roma) начинается новая культурная эпоха, которую часто ограничивают понятием «художественный стиль». Сменив Поздний Ренессанс, Барокко (barocco) в Италии охватывает период конца XVI − начала XVIII века.

Разнообразие жанров, региональных школ, объединений художников мешают искусствоведам правильно оценить эпоху. Сторонники стиля считают, что грандиозная пластика стремится к красоте, продолжает традиции Возрождения и маньеризма.

Противники уверены, что барокко − безвкусица, кризисная стадия развития художественного творчества. Эмануэле Тезауро (Emanuele Tesauro) знал подход к решению проблемы. Итальянский философ XVII века утверждал: чтобы понять искусство барокко требуется «острый ум», особый способ мышления: способность воспринимать метафоры и аллегорию, умение быстро проникать в суть идей Мастера.

Значение термина

В списке представлены примеры толкований термина:

Рим – родина барокко

Центром развития нового стиля искусства был Рим. Столица католического мира не утратила опыта Ренессанса. «Отцом» итальянского барокко называют Микеланджело Буонарроти (Michelangelo di Lodovico Buonarroti). Крупнейший мастер Возрождения разработал новые композиционные формы для библиотеки папы Климента VII (1523 − 1534) – архитектурное сооружение считается первообразом всех зданий стиля барокко.

Роль церкви. Контрреформация

Историк классического искусствоведения Джулио Карло Арган (Италия) назвал время итальянского барокко «культурной революцией во славу идеологии католицизма». В ответ на протестантскую Реформацию католики начинают церковно-политическое движение − Контрреформацию.

Главная задача реформы заключалась в обновлении Римско-католической церкви, восстановлении её престижа.

Визуально представить власть и могущество могло только искусство, с помощью которого можно ошеломить, привлечь внимание, заинтересовать. Простым церквям протестантов противопоставляют католические храмы, украшенные богатой позолотой, орнаментом, величественными лестницами. Собор святого Петра (Basilica Sancti Petri) в Ватикане − образец нового стиля. Прототипом для церквей итальянского барокко считают римскую церковь Иль-Джезу (Chiesa del Sacro Nome di Gesu), построенную по дизайну Джакомо да Виньола (Il Vignola).

История развития стиля

Мастера барокко отходят от художественных традиций Ренессанса. Развитие искусства происходит в два периода:

Раннее барокко развивалось неравномерно и зависело от местных особенностей. Черты стиля вырабатываются в архитектуре и живописи. Колыбель Ренессанса − Флоренция (Firenze) − остаётся равнодушной к особенностям нового искусства. Рим (Roma) не жалеет средств на реконструкцию города.

Венеция (Venezia), Турин (Torino), Генуя (Genova) придают архитектурным сооружениям утончённый и праздничный вид. Признанные представители раннего барокко: Джакомо Бароцци да Виньола (Il Vignola, 1507 − 1573), Джакомо делла Порта (Giacomo della Porta, 1533 − 1602), Доменико Фонтана (Domenico Fontana, 1543 − 1607), Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio,1571 − 1610).

Зрелое барокко начинается после 1630 года. Доминирующим видом искусства становится скульптура. Период характеризуется усилением пышности архитектуры. Появляются новые формы: украшенные скульптурой фонтаны, гроты, балюстрады. Культовое зодчество позднего барокко представляют опытные мастера: Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini, 1598 − 1680), Гварино Гварини (Guarino Guarini, 1624 − 1683), Карло Райнальди (Carlo Rainaldi, 1611 − 1691).

Особенности стиля

Появление нового художественного стиля нельзя объяснять только влиянием католической церкви. Культурная эпоха связана с крушением идеалов гуманизма, новым пониманием природы Человека, изменением «картины мира» (рубеж XVI-XVII веков). От Ренессанса искусство Барокко унаследовало пышность и основательность, от маньеризма − глубокую эмоциональность и динамичность.
Характерные черты стиля в архитектуре:

Итальянская барочная скульптура

Новые элементы зодчества появляются после слияния архитектуры и скульптуры: статуя атланта (теламон), колонна в виде фигуры женщины (кариатида), скульптурное украшение маскарон, обелиск. Самый известный скульптор периода — Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini). Лучшая работа — скульптурная группа «Экстаз Святой Терезы» (Estasi di santa Teresa d’Avila).
Характерные черты стиля:

Живопись

Итальянская живопись XVII столетия начинает терять исключительное положение в Европе.
Передовым для эпохи остаётся художественное творчество в архитектуре. Искусствоведы разделяют барочную живопись на три типа: церковную, придворную, буржуазную. Новые жанры используют не только мифологические и религиозные темы. Внимание художников фокусируется на реальной жизни.
Особенности барочной живописи:

Человек эпохи

Мировосприятие в период барокко меняет ренессансное представление о человеке. Итальянская культура нового времени представляет человека песчинкой в мире великой природы. Бог − это Великий Архитектор. Люди должны учиться у высшего разума.

Барокко в искусстве

Современное искусствоведение рассматривает итальянское барокко как художественную эпоху, начавшую движение западной цивилизации к триумфу.

Архитектура

Франческо Борромини (1599 − 1667)

Совместно с Лоренцо Бернини архитектор работал над проектом 29-ти метрового балдахина в соборе святого Петра (Basilica di San Pietro) в Ватикане (Stato della Citta del Vaticano). Витые колонны украшены ветвями лавра. Четыре статуи отцов церкви поддерживают кресло святого Петра. Киворий покрыт бронзой, взятой из Пантеона. Имя резкого, неистового Франческо осталось в тени. Слава досталась его сопернику Лоренцо Бернини.

В историю собора вошла высокая решётка из бронзы для капеллы святого Причастия, выполненная по эскизам Борромини в 1630 году.

Выдающийся архитектор принимал участие в реконструкции кафедрального римского собора Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме (Basilica di San Giovanni in Laterano).

какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Смотреть фото какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Смотреть картинку какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Картинка про какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Фото какие стили искусства существовали в эпоху барокко

За четыре года работы (1646 − 1650) он обогатил базилику элементами барочной архитектуры, спроектировал ниши главного нефа, сделал эскизы статуй святых и пророков. Автор проектов величественных дворцов руководил строительством палаццо Барберини (Palazzo Barberini, 1629 − 1633) в Риме.

Винтовая лестница в виде улитки, двойные колонны, причудливые детали восхваляли могущество Маффео Барберини (Maffeo Barberini), избранного в 1623 году папой Римским (Урбан VIII).

Филиппо Юварра (1678 − 1736).

Римский зодчий, яркий представитель позднего барокко, Филиппо Юварра (Filippo Juvarra) строил в Италии церкви, палаццо герцогов, проектировал королевский дворец в Испании (Palacio Real de Madrid).

Барочные находки Франческо Борромини вдохновили архитектора на создание в 1732 году купола церкви Сант-Андреа в Мантуе (Basilica di Sant’Andrea). В Турине сооружены дворцовый комплекс палаццо Мадама (Palazzo Madama, 1721), загородная резиденция монархов Савойской династии − стильный охотничий замок Ступиниджи (Palazzina di caccia di Stupinigi). Важнейшие постройки − собор Суперга (Basilica di Superga) и палаццо Бираго ди Боргаро (Palazzo Birago di Borgaro).

Собор Суперга

Строительство пышной католической базилики Суперга началось в 1717 году.

какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Смотреть фото какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Смотреть картинку какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Картинка про какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Фото какие стили искусства существовали в эпоху барокко

Архитектор барочного стиля Филиппо Юварра воздвиг храм, ставший «соперником колоссального собора святого Петра и Павла в Риме» (М.Н. Загоскин).

Палаццо Бираго ди Боргаро

В 1716 году граф Ренато Аугусто Боргаро (Augusto Renato Birago di Borgaro) поручил архитектору построить дворец в Турине. Особенности сооружения: величественная лестница, многочисленные колонны, украшенный статуями главный зал для торжественных приёмов и балов, чередование изогнутых и треугольных фронтонов на окнах.

Пирро Лигорио

Художник итальянского барокко, антиквар, инженер Пирро Лигорио (Pirro Ligorio) был архитектором папского двора Пия IV (1559 − 1565). После критики проекта Микеланджело Буонарроти по сооружению собора Святого Петра, Пирро Лигорио теряет престижную должность и возвращается на службу к Ипполито II д’Эсте (Ippolito II d’Este).

В 1567 году по заказу кардинала архитектор приступает к проектированию фонтанов и парка виллы в Тиволи. Мастер строит сад в соответствии с символикой династии д’Эсте, связанной с прародителем рода − Гераклом. Сорок два водоёма, окружающие виллу, создают «Кипящую лестницу».

какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Смотреть фото какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Смотреть картинку какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Картинка про какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Фото какие стили искусства существовали в эпоху барокко

Грандиозное сооружение «Дорога ста фонтанов» построено в соответствии с сюжетом «Метаморфоз» Овидия. Знакомство с «Фонтаном Органа» вызвало восторг современников. При попадании воды в сводчатую ёмкость, воздух проникал в органные трубочки и вызывал звуки музыки. После масштабной реставрации ландшафтной архитектуры, созданной Пирро Лигорио, объект назван самым красивым парком Европы (2007).

Скульптура

В эпоху барокко скульптура тесно связана с живописью и архитектурой. Меняется техника ваяния. Скульпторы отказываются от понятия пластического покоя. Наиболее знаменитым скульптором итальянского барокко признан Лоренцо Бернини, которого искусствоведы назвали «Микеланджело XVII столетия».

Джованни Лоренцо Бернини

Основатель барочного стиля в скульптуре осуществлял масштабные проекты. Джованни Лоренцо Бернини посвятил 50 лет творческой жизни украшению Собора Святого Петра в Ватикане.

какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Смотреть фото какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Смотреть картинку какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Картинка про какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Фото какие стили искусства существовали в эпоху барокко

Работая над статуями религиозных сюжетов, скульптор и главный архитектор Базилики (1629) использует белый мрамор, скрытый свет для усиления эффекта богослужения.

В руках мастера твёрдый блестящий камень становился послушным и пластичным. Скульптуры «оживали», передавая изгибы и теплоту человеческого тела.

Классический пример − работа «Экстаз святой Терезы» (1645 − 1652).

какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Смотреть фото какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Смотреть картинку какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Картинка про какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Фото какие стили искусства существовали в эпоху барокко

Историк искусства Эрнст Гомбрих (1909 − 2001) дал оценку произведению мастера, написанному для римской церкви Санта Мария делла Витториа (Santa Maria della Vittoria): «Барочный скульптор довёл религиозное чувство до исступления. Лоренцо Бернини нагнетает эмоции до предельного накала и не опасается преступить грань дозволенного. Подобного образа ещё не было в истории искусства».

Давид

Скульптор обращается к античным сюжетам, но создаёт образы в свойственной ему манере. «Давид» Бернини (1623) не похож на героя произведений Микеланджело Буонарроти и Донателло (Donatello).

какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Смотреть фото какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Смотреть картинку какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Картинка про какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Фото какие стили искусства существовали в эпоху барокко

Автора интересует правдоподобный показ убийства Голиафа. Тонкие губы юного Давида упрямо сжаты, маленькие глаза наполнены злостью, гримаса на лице выдаёт явные намерения. Динамичная фигура заставляет зрителя представить траекторию броска камня.

Римские фонтаны

Творения Бернини − шедевры аллегории и зрелищности. Величественные фонтаны с сюжетной линией выполнены в Риме по заказу папы Урбана VIII.

Фонтан Тритона

Лоренцо Бернини завершает строительство фонтана Тритона (Fontana del Tritone) в 1642 году.

какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Смотреть фото какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Смотреть картинку какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Картинка про какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Фото какие стили искусства существовали в эпоху барокко

Постамент, выполненный из травертина, образуют скульптуры четырёх дельфинов, между которыми находится герб папы Римского. В огромной раковине, установленной на хвостах морских животных, помещена статуя Тритона. Сын Посейдона выдувает из раковины струю воды.

Фонтан пчёл

В 1644 году архитектор по приказу великого понтифика устанавливает фонтан пчёл (Fontana delle Api), предназначенный для нужд горожан.

какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Смотреть фото какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Смотреть картинку какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Картинка про какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Фото какие стили искусства существовали в эпоху барокко

По створкам раскрытой раковины к воде спускаются три пчелы − символ династии Барберини.

Фонтан четырёх рек

Период строительства фонтана четырёх рек (Fontana dei Quattro Fiumi): 1648-1651 годы.

какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Смотреть фото какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Смотреть картинку какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Картинка про какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Фото какие стили искусства существовали в эпоху барокко

Расположенный в середине фонтана обелиск, демонтированный из древнего храма Исиды, окружают скульптуры мифологических богов. Фигуры символизируют главные реки четырёх частей света: Нил, Ганг, Дунай, Ла-Плата. Композиционное расположение духов, их одеяния, динамичные движения аллегорично представляют истории из древних мифов.

Барокко в живописи

В XVI − XVII столетиях в Италии формируются два главных направления в живописи:

Микеланджело Меризи да Караваджо

Именем самого значительного художника, работающего в стиле барокко, названо реалистическое течение в искусстве западной Европы (караваджизм). Микеланджело Меризи был противником «болонского академизма» и считался бунтарём.

Он уделял внимание необычным персонажам: картёжникам, авантюристам, шулерам. Картины мастера открыли новый жанр в искусстве − реалистический бытовой портрет («Игроки», 1594 − 1595; «Лютнист», 1595). Увлечённость натурализмом в изображении людей и событий находит отражение в картине «Обращение Савла» (1601).

какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Смотреть фото какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Смотреть картинку какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Картинка про какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Фото какие стили искусства существовали в эпоху барокко

Религиозный сюжет использовали живописцы до Караваджо. На картинах художников главное внимание уделялось библейским персонажам. Барочный мастер новаторски смело рисует мощный круп лошади на всей верхней части полотна, реалистично изображает сморщенный лоб, натруженные ноги, редкие волосы конюха.

Поиски новых приёмов в творчестве не заслоняют основные достоинства произведений − пластичность, драматизм, эмоциональную выразительность. Лучшие картины: «Положение во гроб» (1602 − 1604), «Распятие Святого Петра» (1601).

какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Смотреть фото какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Смотреть картинку какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Картинка про какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Фото какие стили искусства существовали в эпоху барокко

Трое палачей прикладывают большие усилия, чтобы перевернуть тяжёлый крест с распятым апостолом. Ответственность за преступление лежит на тех, кто совершает казнь Святого Петра.

Фрески семьи Карраччи

Против Караваджо выступили Аннибале, Агостино, Лодовико, Антонио Карраччи (Annibale, Lodovico, Agostino, Antonio Carracci). Братья противопоставили караваджизму «болонский академизм». Семья художников создала в Болонье «Академию»» (1585).

Специальная программа была предназначена «вступившим на истинный путь» живописцам. Принципы болонской школы стали прообразом всех будущих европейских академий.

Братьев признали мастерами монументально-декоративной живописи. По поручению кардинала Одоардо Фарнезе (Odoardo Farnese) Карраччи работают над фресками и галереей (1595-1604) в римском палаццо Фарнезе (Palazzo Farnese).

какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Смотреть фото какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Смотреть картинку какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Картинка про какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Фото какие стили искусства существовали в эпоху барокко

Совместная работа представляет 13 главных картин: любовные приключения греческих богов, триумфальное шествие Вакха и его свиты, супружеский союз членов династии, другие классические сюжеты. Цельная работа является образцом величайшего произведения раннего барокко.

Литература

Стихотворное творчество первым воспринимает идеи новой эпохи. Поэты считают реальный мир иллюзией. Произведения наполнены метафорами, символами, аллегориями. Исследователи литературы выделяют две стилевые линии в творчестве итальянских писателей конца XVI − начала XVIII веков:
• Аристократическое, элитарное барокко.
• «Низовое» демократическое направление с низменными сюжетами и пародиями.

Джамбаттиста Марино

Родоначальником барочной поэзии был Джамбаттиста Марино (Giambattista Marino, 1569-1625). Поэт находился под покровительством кардинала Пьетро Альдобрандини (Pietro Aldobrandini) и герцога Савойи Карла Эммануила Великого (Carolus Emmanuel Magnus).

Сборники стихов «Лира» (La Lira, 1608 − 1614), «Эпиталамы» (Epitalami, 1616) являются образцом придворной поэзии. Лирические сонеты написаны в привычных формах Ренессанса, но наполнены новым содержанием. Характерный приём − использование метафор, словесная игра сочетаний с противоположным значением («учёный невежда», «богатый нищий»), пасторальные мифологические сюжеты.

Поэт отходит от ренессансного понятия универсальной гармонии и утверждает: миром правит дисгармония. Автор произведения «Слово о музыке» представляет Бога дирижёром хоровой капеллы, распределившим роли между людьми и животными, белыми и чёрными клавишами. Люцифер был первым музыкантом, поддавшимся «диссонансу ада» и сбившимся с нот.

Разгневанный маэстро бросил партитуру на землю, которая стала домом для людей. Творчество придворного поэта легло в основу маринизма − литературного направления эпохи барокко в Италии.

Эмануэле Тезауро

Теорию литературы нового стиля сформулировал итальянский историк, писатель Эмануэле Тезауро (Emanuele Tesauro) в трактате «Подзорная труба Аристотеля» (Il cannochiale aristotelico), опубликованном в 1654 году. Автор назвал произведение главной своей работой, над которой трудился 40 лет.

Теоретик искусства утверждал: литература живёт по своим законам, не связанным с логикой и рациональным мышлением. Новое искусство «быстрого разума» напоминает фокусника, умело использующего Метафору − «Мать поэзии и Остроумия». «Подзорная труба…» следит за всеми удивительными и неожиданными открытиями. Философ восторгается победой человеческой мысли, проникшей с помощью телескопа в загадки Вселенной. Определив критерии прекрасного и отвратительного, Эммануэле Тезауро сформулировал понятие идеала в искусстве своего времени.

Музыка

Период 1630-1750 гг. называют «музыкой барокко». Термин, указывающий на конкретный жанр музыкального искусства, стали применять только в начале XX века. Барочный стиль отличает грандиозность, патетическая приподнятость, театральность, синтез искусств.

Ведущие жанры −опера, оратория, кантата.

Музыкальные инструменты: клавишные (орган, клавесин), струнные смычковые (скрипка, виола, контрабас, виолончель), струнные щипковые (лютня, мандолина, барочная гитара) медные и деревянные духовые, ударные (литавры).
Основными направлениями творчества остаются духовная и светская музыка.

Грегорио Аллегри

В настоящее время Псалом 50 (покаянный) постоянно исполняют в богослужениях католической церкви. Незабываемую барочную музыку можно услышать в видео

Сальватор Роза

Художник, поэт, гравёр, музыкант Сальватор Роза (Salvator Rosa, 1615-1673) был противоречивой знаменитостью Италии. Картина «Титий» (1639) принесла славу живописцу на римской выставке конгрегации «Виртуозы Пантеона».

Но за скандальное полотно «Фортуна» (1658 − 1659) инквизиция пыталась привлечь художника к суду. Разносторонне одарённый человек был отличным музыкантом: играл на арфе, лютне, флейте, гитаре.

Сальватор Роза написал несколько серенад − донцелл, которые пользовались огромной популярностью в Неаполе (Napoli). Вечерние песни трубадуров горожане каждый день распевали под окнами возлюбленных. Незаурядный представитель эпохи итальянского барокко вызвал большой интерес у композиторов XIX века. Ференц Лист написал фортепианную пьесу, которую назвал «Канцонетте Сальваторе Розы» (1849). Бразильский дирижёр и композитор Гомис Антониу Карлус посвятил художнику и музыканту оперу «Сальваторе Розе» (1874).

В отличие от универсального искусства, Италия эпохи барокко не была законодательницей европейской моды. Человек, подчинённый тяготам земной жизни, перестал быть центром мира.

Модной становится скромность, бледность кожи, украшенная лентами и шнурами одежда. Мужчины носили панталоны с завязками под коленями, короткие куртки с широкими рукавами. Женщины одевали корсеты и неширокие юбки. Яркими остаются итальянские шерстяные и шёлковые ткани. В XVII веке начинается рост производства атласа, бархата, муара. Увеличивается спрос на венецианские кружева, появившиеся в Италии ещё в XV столетии.

Художники декоративно-прикладного искусства Niccolo Zoppino (1527), Bugato (1527) разработали неповторимые узоры и орнаменты для создания кружев, которые превращаются в надёжную валюту и подчёркивают статус в обществе.

какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Смотреть фото какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Смотреть картинку какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Картинка про какие стили искусства существовали в эпоху барокко. Фото какие стили искусства существовали в эпоху барокко

Изменения в обществе наметились в первой половине XVII века. К 60-ым годам все итальянцы стали одеваться по французской моде. Идеальным образом мужчины становится нежный, пахнущий духами синьор в напудренном парике. Женщина с вычурной причёской носит корсет и туфли на каблуках. Отличительная особенность костюма − контрастные цветовые сочетания, вышивки, кружева. До XIX века итальянцы носили парики, уложенные по версальской моде.

Заключение

Италия внесла в мировую культуру вклад исключительной важности. Эпоха конца XVI − начала XVIII века сформировала новое искусство, которое стало универсальным. Стиль барокко медленно вызревал, чтобы взорваться именами великих творцов, изменивших ход развития западноевропейского искусства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *