какие струны ставить на советскую гитару
Не можете выбрать струны. Эта памятка для вас
Не можете выбрать струны.
Эта памятка для вас.
«Самые лучшие струны – это серебряные. Точно говорю!»
(из подслушанного в магазине разговора покупателей)
Эти самые «серебряные струны» у нас спрашивают каждый день. Спасибо воспевшим их поэтам, бардам, фестивалям… Ах, серебряные струны. Как же романтично это звучит! Но романтика романтикой, а мы – реалисты. И поэтому предлагаем Вашему вниманию ликбез по струнам.
1. Какие струны поставить на мою гитару?
А это зависит только от конструкции Вашей гитары. Есть два типа гитар – под металлические струны (их обычно называют акустическими) и под нейлоновые струны (они же классические). «Классика» и «акустика» похожи только внешне – и то если сильно не присматриваться. На самом деле это уже давно два совершенно разных инструмента.
2. В чем разница между классической и акустической гитарами?
У классической гитары широкий плоский гриф, она более легкая и компактная, а главное – ее конструкция рассчитана под натяжение нейлоновых струн (максимум 43-45 кг) практически без запаса прочности.
Акустическая гитара спроектирована по-другому. Узкий, выпуклый со стороны ладов гриф здесь усилен анкерным стержнем, специальная система пружин внутри увеличенного корпуса позволяет гитаре выдержать не только изрядное натяжение металлических струн, но и самые свирепые подтяжки и самые громкие аккорды. Металлические струны звенят сами по себе – поэтому здесь не так важны максимальная легкость и отзывчивость корпуса. Для акустической гитары главное – прочность.
3. Ну ладно, гитары разные. А струны-то здесь при чём? Вон, у знакомых старенькая Musima – и с металлическими струнами…
Что касается обратной ситуации. Ставить нейлон, даже самый дорогой, на акустическую гитару нет смысла. Она не будет звучать – нейлон просто не раскачает тяжелый усиленный корпус.
Откуда взялась типично советская традиция ставить на «классику» металлические струны? Прежде всего, от отсутствия выбора как гитар, так и струн. Отечественные гитары заточены под «металл». Из импортных гитар в продаже появлялись только болгарский «Орфей», чешские Cremona и ГДР-овские Musima – все эти гитары были с предустановленными нейлоновыми струнами. Но счастливому владельцу импортной гитары рано или поздно всё же приходилось менять на ней струны. Тут-то и начиналось самое интересное. Металлические струны отечественного производства, какие-никакие (чаще никакие), в магазинах всё же были. Редко попадался и советский нейлон – дубовый и абсолютно беззвучный. А ГДР-овский очень приличный нейлон Fisoma был страшной редкостью и стоил с рук бешеных денег.
Именно этот дефицит советских времён и привел многих отечественных любителей гитары к нескольким дурным привычкам, которые живы до сих пор и, к сожалению, передаются по наследству. Первая – не менять струны годами, пока сами не порвутся. Вторая – мучить классическую гитару металлическими струнами. Третья – жаловаться на неудобство узкого грифа акустической гитары (весь мир играет – и никаких сложностей. А нам, понимаешь, тесно, душа простора требует!).
Но мы увлеклись воспоминаниями. Короче говоря, тип Вашей гитары определяется Вашим стилем игры. Для классики и фламенко – гитара под нейлон. Для аккомпанемента, игры «боем», акустического блюза, кантри и т. д. – гитара под металлические струны. Играете и то, и другое – Вам понадобятся разные гитары. Не бывает универсальных гитар «подо всё», как не бывает помеси молотка и пассатижей…
И не нужно экспериментировать с не подходящим к Вашей гитаре типом струн. Эффект будет сходен с результатом заправки бензинового двигателя соляркой.
4. А из чего вообще делаются струны?
Струны для классической гитары
Дисканты (три самые тонкие струны) внешне похожи на леску. Здесь два варианта материалов – нейлон и карбон. Нейлоновые струны имеют идеально гладкую поверхность, мягкий и певучий звук. Карбоновые струны тоньше диаметром, с более ярким, «металлическим» звуком и чуть шероховатой поверхностью. Очень редко встречаются третья и вторая струны с оплёткой. Есть ещё струны из натуральных материалов – для аутентичного исполнения старинной музыки. Но это уже совсем экзотика.
Басы. Самый распространенный материал: сердцевина из нейлоновых или карбоновых нитей, оплетка – посеребренные медь или бронза. Но есть и другие варианты оплетки, более долговечные, без серебряного покрытия: латунь, бронза, нержавеющая сталь. На очень серьезных концертных струнах оплетка басов может быть из чистого серебра и даже частично из золота.
«Серебряные струны», как видим – просто расхожая поэтическая метафора, как «синее море» или «солнце золотое»…
Струны для акустической гитары
Струны для электрогитары
Первые три струны – голая сталь, басы – никель, никелированная сталь, нержавеющая сталь на сердцевине круглого или шестигранного сечения. Струны для электрогитары, за исключением «голых», абсолютно не звучат на акустических гитарах.
5. Собираюсь учиться играть на гитаре. На каких струнах легче играть?
Не вполне корректно поставлен вопрос. На любой правильно отстроенной гитаре с правильно подобранными струнами играть легко. Дело в том, что у каждого типа струн и гитар своё предназначение. Если Вы только начинаете осваивать гитару и хотите действительно добиться результатов, Ваш выбор – только классическая гитара и нейлоновые струны. Такой инструмент оптимален для постановки звука и разгона пальцев. Начинать учиться играть на акустической гитаре, а тем более сразу на электрогитаре – неразумно. Во-первых, из-за жестких струн и узкого грифа у Вас гарантированно будет неправильная, «зажатая» постановка рук. Это очень скоро начнет сковывать Ваши пальцы, и Ваш прогресс в игре просто затормозится. Переучиваться (а переучиваться в этом случае Вы захотите сами) намного сложнее и дольше, чем сразу играть правильно. Во-вторых, хороший гитарист – а Вы ведь хотите стать хорошим гитаристом? – должен быть универсалом. После «классики» адаптация к «акустике» займет всего несколько месяцев. А беглость пальцев и хороший звук уже будут при Вас.
6. У разных комплектов струн, судя по надписям на упаковках, разное натяжение. Что мне выбрать?
Начнем с нейлоновых струн. Начинающему лучше выбрать струны легкого или среднего натяжения – пальцы будут болеть меньше. Струны сильного натяжения дают более мощный звук, они удобнее для исполнения скоростных пассажей и расгеадо. На них стоит пересаживаться, когда Вы уже почувствуете уверенность во владении гитарой.
Выбор калибра струн для акустики и электрогитары зависит от манеры игры. Для «боя» на акустике предпочтительнее калибр 0,11 – 0,12, для игры пальцами – комплекты потоньше. По электрогитаре еще большее разнообразие натяжений объясняется заточенностью разных струн под разные стили: для подтяжек и вибрато берутся струны меньшего калибра, для металлической «рубки» – большего.
Если Вы меняете отдельную струну, проследите, чтобы она была сходного натяжения с остальными – в противном случае играть будет просто неудобно.
7. У прилавка глаза разбегаются. Столько всего… А какая марка струн самая лучшая?
Если честно – не знаем. Наши соображения на этот счет отражены в выборе струн в нашем Гитарном центре. Но это наше мнение – не более того. А если бы на этот вопрос был однозначный ответ, не было бы такого разнообразия брендов и цен. В выборе струн играют роль Ваши требования к звуку, Ваша манера и уровень игры, класс Вашей гитары… Один и тот же комплект струн по-разному будет звучать под руками разных гитаристов и на разных инструментах.
Вывод – пробуйте! Вы обязательно найдете «свои» струны под свою гитару. Прислушиваться к советам можно, но не забывайте, что предпочтения всегда субъективны, а порой просто иррациональны…
8. У меня недорогая гитара. Если я поставлю на нее самые лучшие струны, звук сильно улучшится?
Ой, поставьте, пожалуйста! Причём самые дорогие. И еще пару таких же комплектов про запас возьмите… А если серьезно – звук, конечно, улучшится, но не радикальным образом. Во всём нужна сообразность. Самые дорогие струны – для очень хороших инструментов: только на такой гитаре струны «раскроются». Самые дешевые – для бюджетных. В промежутке между этими крайностями – огромное количество вариантов. Что касается принципа отбора – можем дать только один совет. Не экономьте на струнах! Как-никак процентов 50 звука зависит именно от них…
9. Я вот поиграл на одних струнах полгода – звук куда-то пропал…
Еще бы! У каждого изделия есть свой ресурс. Тем более у струн: не забывайте, что это расходный материал. Даже самые лучшие струны действительно звучат максимум три месяца. Потом их звук становится всё более и более ватным. Интенсивность игры только ускоряет износ струн – при ежедневных многочасовых занятиях их можно измочалить и за месяц. Кстати, звучание струн ухудшается и при долгих перерывах в игре. В общем, если звук Вашей гитары ослаб – просто смените струны.
10. А на гитарах, что висят в магазине, хорошие струны?
Разные. Хотя, как правило, далеко не высшего класса – на струнах производители гитар предпочитают экономить. Главное здесь то, что практически все струны, с которыми гитары поступают в продажу, уже не первой свежести. Почему? Мы не держали над каждым инструментом свечку и не можем сказать, сколько времени он провел на фабрике, на складе дилера… А по поводу срока жизни струн – см. предыдущий вопрос.
Вывод прост: в любом случае после покупки инструмента сразу же замените струны! Ручаемся – звук улучшится очень и очень намного.
Какие струны поставить вот для этой семиструнки? Оценка: 




#1
sta
На ней нет 2х струн. Подскажите какие струны лучше поставить на эту гитару.
Сейчас стоят металлические (в советские времена мне кажется в основном металиические и ставили),
но анкерного болта нет. покрайней мере я не увидела (смотрела там же, где указано на примере фото anker).
Если нужны какие либо еще сведения или фотки, спрашивайте.
Качество фото конечно оставляет желать лучшего. но какие получились.
Не знаю какие ставить струны, металлические или нейлоновые.
Жду помощи от знатоков.
#2
Исраэль
На ней нет 2х струн. Подскажите какие струны лучше поставить на эту гитару.
Сейчас стоят металлические (в советские времена мне кажется в основном металиические и ставили),
но анкерного болта нет. покрайней мере я не увидела (смотрела там же, где указано на примере фото anker).
Если нужны какие либо еще сведения или фотки, спрашивайте.
Качество фото конечно оставляет желать лучшего. но какие получились.
Не знаю какие ставить струны, металлические или нейлоновые.
Жду помощи от знатоков.
#3
Павлов
#4
k030235
На ней нет 2х струн. Подскажите какие струны лучше поставить на эту гитару.
Сейчас стоят металлические (в советские времена мне кажется в основном металиические и ставили),
но анкерного болта нет. покрайней мере я не увидела (смотрела там же, где указано на примере фото anker).
Если нужны какие либо еще сведения или фотки, спрашивайте.
Качество фото конечно оставляет желать лучшего. но какие получились.
Не знаю какие ставить струны, металлические или нейлоновые.
Жду помощи от знатоков.
#5
mikegor
#6
Dimuz
Перешла в наследство гитара еще с советских времен семиструнка.
На ней нет 2х струн. Подскажите какие струны лучше поставить на эту гитару.
Сейчас стоят металлические (в советские времена мне кажется в основном металиические и ставили),
но анкерного болта нет. покрайней мере я не увидела (смотрела там же, где указано на примере фото anker).
У вас ленинградская гитара 80-х годов с мензурой 610мм.
Стандартно на заводе ставили металл, вы тоже можете поставить, анкер для нее не нужен, т.к. эти гитары технологически сделаны совсем по-другому, чем современные. Только струны лучше заменить все, а не искать недостающие две. Для исполнения песен металла вполне хватит. Если будете играть, что-то по-сложнее лучше поставить синтетику.
#7
anviknest
#8
sta
Сфоткала еще раз. Качество получше. DSC03507-1.JPG (131,99К)
Количество загрузок:: 51 DSC03513-1.JPG (97,33К)
Количество загрузок:: 49 DSC03518-1.JPG (109,01К)
Количество загрузок:: 39 DSC03519-1.JPG (77,57К)
Количество загрузок:: 33 DSC03524-1.JPG (98,34К)
Количество загрузок:: 28 DSC03528-1.JPG (112,76К)
Количество загрузок:: 25 DSC03529-1.JPG (105,04К)
Количество загрузок:: 25 DSC03534-1.JPG (78,94К)
Количество загрузок:: 30
Да, действительно гитара Ленинградская 79г. Внутри больше нет надписей, кроме тех что на фото.
Я только буду начинать играть, хотелось бы романсы. В одном из салонов горе-консультант(это не всех консультантов конечно касается)вообще ничего не смог подсказать. Вот есть такие струны металл: DSC03539-1.JPG (84,47К)
Количество загрузок:: 32 DSC03536-1.JPG (89,32К)
Количество загрузок:: 28
Такие подойдут или лучше взять другие?
#9
anviknest
Сфоткала еще раз. Качество получше. DSC03507-1.JPG (131,99К)
Количество загрузок:: 51 DSC03513-1.JPG (97,33К)
Количество загрузок:: 49 DSC03518-1.JPG (109,01К)
Количество загрузок:: 39 DSC03519-1.JPG (77,57К)
Количество загрузок:: 33 DSC03524-1.JPG (98,34К)
Количество загрузок:: 28 DSC03528-1.JPG (112,76К)
Количество загрузок:: 25 DSC03529-1.JPG (105,04К)
Количество загрузок:: 25 DSC03534-1.JPG (78,94К)
Количество загрузок:: 30
Да, действительно гитара Ленинградская 79г. Внутри больше нет надписей, кроме тех что на фото.
Я только буду начинать играть, хотелось бы романсы. В одном из салонов горе-консультант(это не всех консультантов конечно касается)вообще ничего не смог подсказать. Вот есть такие струны металл: DSC03539-1.JPG (84,47К)
Количество загрузок:: 32 DSC03536-1.JPG (89,32К)
Количество загрузок:: 28
Такие подойдут или лучше взять другие?
Ремонт советской гитары
пост Kaktus » 07 фев 2014, 10:54 » Ремонт советской гитары
Вот более детально все на фотках:
Общий вид гитары
Здравствуйте.
Если гриф слишком сильно прогнут, то настроить нормально по высотам его не получится.
Подсовывая подкладки под гриф нужно его установить правильно.
Прочитайте статью про настройку высот, ровность грифа.
А также мензуру и поправки к строю.
Если трещины сжимают, то можно без вставок. Многое можно сделать без разборки корпуса.
Эти колки в принципе работают, но имеют большой люфт. Останавливаться надо только на натяжении, т.е., если перетянули, то отпускаете ниже и опять дотягиваете.
Металлические струны будут лучше звучать на этой гитаре. У металла поправки на компенсацию строя больше.
Хороший вопрос: дешевые нейлоновые струны, струны ли это.
пост Kaktus » 07 фев 2014, 13:30 » Re: Ремонт советской гитары
В принципе удалось найти такое положение грифа, при котором расстояние от 12 лада до первой струны около 3,5 мм, и струна звучит. Но звучат в этом положении только 3 тонкие струны, 3 басовые уже жутко дребезжат об лады. Причем, как мне кажется, расстояние от ладов до всех струн одинаковое, нет уклона к басовым струнам. Конечно, это сложно измерить, т.к. гриф в нужном положении приходится держать руками, но все же значительной разницы не заметно.
Что можно с этим сделать? Можно, наверное, придать уклон, сточив немного клец в сторону 6 струны. Ну или накладку, но первое явно проще для меня. Или, может, если поставить металлические струны, они при таком расстоянии дребезжать не будут, ведь они не так эластичны. С другой стороны, для металлических струн расстояние должно быть еще меньше.
пост Kaktus » 07 фев 2014, 13:47 » Re: Ремонт советской гитары
пост Kaktus » 07 фев 2014, 14:13 » Re: Ремонт советской гитары
У вас очень много вопросов таково плана, которые десятки раз обсуждались. Мы добрые ребята, но почитайте внимательно статьи и темы.
Подкладка. Под гриф что-то подсунуть, чтобы зажать его в правильном состоянии.
Замазанные трещины выглядят как замазанные трещины.
Сама гитара расстраиваться не может за 1 минуту. Струны или колки. Старые струны не строят вообще.
Нейлоновые струны требуют постоянной подстройки, особенно свеженатянутые. Это такая системная особенность.
пост Kaktus » 09 фев 2017, 12:15 » Re: Ремонт советской гитары
[spoil]Черт возьми, больше часа сочиняла пост, а потом форум попросил меня войти, и все потерялось [/spoil]
В общем, я таки взялась за эту гитару, и хотелось бы обсудить некоторые свои действия и идеи, чтобы слишком уж не наворотить ошибок.
Одну я уже наворотила, когда поначалу решила, что деку буду менять, и отодрала ее не очень то аккуратно.
В итоге решила восстанавливать то, что есть, а восстанавливать пришлось уже не только многочисленные трещины, но и расколотые в труху краешки деки. И я их доклеивала из шпона какого-то другого дерева (завалялся кусочек, откуда-то отодранный, а так шпон у нас в дефиците, только заказывать. ).
И вот что получилось:
Далее, т.к. дека вся изгибалась как попало, я решила ее выровнять. Смочила слегка и положила под пресс (между ровных поверхностей). После ночи достала ее и заметила, что как-то ослабли места склейки кажись. Потом она еще полдня полежала просто так, и выгнулась во внутреннюю сторону. Теперь два дня лежит на контуре из веревок, сверху груз (перед этим тоже смочила), пытаюсь сделать парус нормальный, раз уж ровной она быть не хочет
Сегодня проверяла, что там с ней – парус появился, но еще появилось две новые трещины (((
Все совсем плохо?
Я клеила на момент столяр, кстати. С помощью щепочек. Сначала все держалось хорошо, намертво, а вот сейчас я уже не уверена.
Заказала тайтбонд, если будет надо – готова все переделать на нем.
Но надеюсь, что не понадобится, подклею просто новые трещины, и буду клеить акустическую систему.
Выбрала делать решетку, т.к. дека хлипкая, да еще и тонкая.
Вот такую решетку набросала, норм?
(еще предполагается футер под подставку).
Еще пара моментов:
Дно и контры держатся хорошо, пробовала пошатать, ничего нигде не ходит. Но есть одно место:
Просто подчистить щель и клею туда залить – нормально же будет?
На дне косячная рипа: [/URL]
Сучок 😀
Стоит ее заменить, или пусть живет?
Ну а самую большую неопределенность у меня вызывает все-таки гриф.
Я так понимаю, у меня два варианта – наростить пятку, исправить форму накладки и сделать склейку типа «ласточкин хвост», или просто прямоугольный паз. Либо оставить, как есть, на болту, как следует все подогнав.
Второй вариант очевидно легче, но меня беспокоят несколько моментов: накладка грифа очень уж высоко над декой будет, тут без вариантов. Это вообще нормально? Также боюсь, что гриф будет немного ходуном ходить, даже если все подогнуть и туго затянуть. Все же всего один болт.
Ну и не ясно пока, насколько легко или трудно будет отрегулировать положение грифа. С одной стороны, склейка требует большей точности, с другой – там один раз отрегулировать и все, дальше пляшем от этого, можно еще поманипулировать подставкой. А в случае с болтом, его, может, придется регулировать не раз, подстраивая под остальные переменные…
Ну, по крайней мере, я пока себе это так представляю… Вообще, самый пугающий момент во всей работе 😀