какие ступени являются вводными
Гамма. Вводные ступени. Устойчивые и неустойчивые ступени. Опевание устойчивых ступеней. Главные ступени лада. Главные трезвучия лада.
Материал для повторения по сольфеджио 1 класс.
Ноты 1, 2 и малой октав. Скрипичный и басовый ключи
Гамма. Вводные ступени. Устойчивые и неустойчивые ступени. Опевание устойчивых ступеней. Главные ступени лада. Главные трезвучия лада.
Гамма – это звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники (главного, опорного звука) до её повторения в другой октаве. Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями. Всего ступенек у нас семь, обозначаются римскими цифрами: I, II, III, IV, V, VI, VII. Название гаммы даётся по главному звуку, тонике, I ступеньке.
Устойчивые ступени – это ступени сильные, опорные. На них можно остановиться или закончить мелодию. Это I, III и V ступени.
Неустойчивые ступени – это те, на которых нельзя остановиться. К неустойчивым относятся II, IV, VI и VII ступени. Они стремятся перейти, разрешиться в устойчивые ступени.
Вводные звуки – звуки, окружающие тонику, то есть VII и II ступени, окружающие I ступень.
Опевание – опеть ступени – это значит спеть соседей ноты сверху и снизу. Опевание I ступение – VII и II ступени. Опевание III ступени – II и IV ступени. Опевание V ступени – IV и VI ступени.
Очень распространенная ошибка в освоении сольфеджио – это путаница между устойчивыми и главными ступенями. Эти понятия путать не нужно, это как горячее и зеленое – характеристики разные. Итак, главными ступенями лада считаются I, IV и V.
В разных тональностях ступени будут всегда I, IV и V, но ноты всегда будут разные.
Вот главные ступени До мажора:
Если мы переместимся в другую тональность, то и ноты главных ступеней будут уже другие. Для примера рассмотрим ля минор, здесь будут уже другие главные ступени:
На каждой главной ступени лада строится своё главное трезвучие лада. Одно главное трезвучие мы с вами строили уже не один раз – Тоническое трезвучие (T53). Оно, как вы помните, строиться на I ступени, а также в его состав входят III и V ступени. Не забывайте, что в каждой тональности (гамме) эти ступеньки будут относиться к разным нотам. Например, в До мажоре Тоническое трезвучие (T53) будет строиться на I ступени – это нота «до», также в его состав войдут III ступень – нота «ми» и V ступень – нота «соль».
Следующее главное трезвучие лада – Субдоминантовое трезвучие (S53) – строиться на IV ступени, а также в его состав входят VI и I ступени.
Посмотрим на конкретных примерах. В До мажоре IV ступень – это нота «фа», значит от неё и начинаем строить трезвучие. Далее идут VI ступень – это нота «ля»в До мажоре и I ступень – это нота «до» в До мажоре.
В ля миноре иначе. IV ступень в ля миноре – это нота «ре», от неё и будем строиться субдоминантовое трезвучие. Также в его состав войдут VI ступень – это нота «фа» в ля миноре и I ступень – это нота «ля» в тональности ля минор.
И последнее главное трезвучие лада – Доминантовое трезвучие (D53) – строиться на V ступени, а также в его состав входят VII и II ступени.
Посмотрим на конкретных примерах. В До мажоре V ступень – это нота «соль», значит от этой ноты и начинаем строить трезвучие. Далее идут VII ступень – это нота «си» в До мажоре и II ступень – это нота «ре» в До мажоре.
В ля миноре иначе. V ступень в ля миноре – это нота «ми», от неё и будем строиться доминантовое трезвучие. Также в его состав войдут VII ступень – это нота «соль» в ля миноре и II ступень – это нота «си» в тональности ля минор.
Размеры: 2/4, 3/4 и 4/4.
Музыкальный размер – это числовое выражение метра. Музыкальный размер измеряет наполняемость тактов (иными словами: сколько нот должно умещаться в один такт, в одну «коробку»). Записывается размер обычно в виде двух чисел.
Верхнее число говорит о том, сколько всего долей в такте, то есть до скольких считать (до двух, до трех, до четырех, до шести и т.д.).
Нижнее число показывает длительность каждой доли, то есть какими нотами нам считать и какими нотами вообще отбивается пульс (четвертными, половинными, восьмыми и т.д.).
Примеры верных названий размеров: две четверти, три четверти, четыре четверти.
Длительности. Затакт
Не забывайте о том, что восьмые и шестнадцатые можно писать с хвостиками, а можно собирать в группы под одно ребро.
Вспомним, как делятся длительности, как считать их в размере 4/4.
Затакт – это не полный такт.
Запомните! В основе музыкального времени лежит постоянное чередования сильных и слабых долей такта (метра).
Сильная доля – это всегда начало нового такта, а слабая доля – это все остальные ноты такта.
Но не всегда музыка начинается с сильной доли, очень часто, особенно, в мелодиях песен, мы встречаем начало со слабой доли.
По смотрите, например, на песенку «В лесу родилась ёлочка», в первом такте только одна восьмая, а размер данной песенки 2/4, а значит в такте должно быть целых 4 восьмых. Соответственно раз в 1 такте, только одна восьмая – это и есть затакт, неполный такт.
Какие ступени называются вводными
На предыдущем уроке мы начали изучать аккорды. Итак, продолжим.
Каждый звук в мажорной или минорной тональности имеет свою ладовую функцию – подобно людям в государстве или какой-либо структуре, звуки подразделяются на главные и подчиненные. Самая главная и устойчивая ступень – первая, ее называют тоника. Именно на ней заканчиваются все мелодии (за редкими исключениями, которые скорее подтверждают правило). В самом деле, для того, чтобы музыка закончилась – нужно впечатление полной устойчивости. Есть даже легенда о том, как кто-то из сыновей Баха, занимаясь, на минуту отошел от инструмента, оборвав гармонию на неустойчивом аккорде. Бах не мог вытерпеть неустойчивости – он встал, разрешил гармонию в тонику и обратно лег спать.
К числу устойчивых ступеней, кроме первой, относятся третья и пятая. Объяснений такой функции, окраски каждого звука кроется в законах музыкальной акустики, натурального звукоряда. Если кто-то откроет страницу со схемой натурального звукоряда и увидит структуру музыкальных обертонов, то увидит, что первый и третий обертон будут октавными, второй – квинтовым, а четвертый – терцовым. Поэтому эти звуки хорошо сливаются с тоникой и звучат устойчиво. Если их нажать все вместе, образуется тоническое трезвучие.
Остальные звуки являются неустойчивыми и стремятся к разрешению в устойчивую ступень. Чаще всего неустойчивая ступень стремится к разрешению в устойчивую движением вниз на секунду, например:
Исключение – VII ступень. Это вводный тон, отстоящий от тоники на полтона, он обладает самым острым тяготением и разрешается в тонику движением вверх. В гармоническом и мелодическом миноре происходит обострение восходящих тяготений: восходящим движением будет разрешаться не только повышенная VII ступень, но – через VII – в тонику будет стремиться также повышенная VI ступень. Напомним — обычно VI ступень в натуральном и гармоническом миноре стремится к разрешению в V.
Послушайте разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые на музыкальном примере:
Перейдем к аккордовым функциям и их тяготениям. Итак, тоническое трезвучие строится на первой ступени и является самым устойчивым. О главных трезвучиях речь шла на предыдущем уроке – это трезвучия I, IV и V ступеней, совпадающие с тоникой по своей ладовой окраске: они мажорные в мажоре и минорные в миноре. Это тоника (I), субдоминанта (IV) и доминанта (V). Остальные трезвучия называются побочными – они имеют контрастную ладовую окраску. Минорная окраска в мажоре или мажорная в миноре может создать разнообразие и внести в музыкальное развитие новые оттенки, но она не может вызвать ощущения устойчивости, завершенности.
Прислушаться к выразительным краскам побочных трезвучий в до-мажоре можно на примере песни «Memory» из мюзикла «Кошки» Э. Уэббера. Здесь после трезвучия I cтупени звучит трезвучие VI, потом IV (субдоминантовое), затем III и II ступеней. После возвращения трезвучий VI и III ступеней композитор завершает музыкальное построение разрешением доминантового трезвучия (V) в тонику (I). Все трезвучия в приведенном ниже примере звучат в виде арпеджио, их звуки нажимаются поочередно:
Охарактеризуем каждое из побочных трезвучий. Трезвучие II ступени обладает субдоминантовой функцией, причем даже более сильной, чем основное субдоминантовое трезвучие. Многие композиторы применяют секстаккорд второй ступени («фа-ля-ре» в до-мажоре) как субдоминантовый аккорд вместо трезвучия («фа-ля-до»). Возможно, их привлекает контрастная минорная окраска этого аккорда. Особенно часто такой прием встречается в сонатах Моцарта.
Трезвучия третьей и шестой ступеней называют медиантами. Их функция колеблется между двумя, тонико-доминантовой и тонико-субдоминантовой. Трезвучие третьей ступени имеет мягкую доминантовую окраску, трезвучие шестой – мягкую субдоминантовую.
Трезвучие шестой ступени применяется также для эффектного музыкального приема, который называется прерванным кадансом: вместо разрешения доминантсептаккорда в тонику возникает разрешение в трезвучие шестой ступени, обладающее контрастным ладовым значением. Эффект подмены минора мажором или наоборот вызывает необходимость дальнейшего развития. В музыке может возникнуть дополнительные несколько тактов, которые называются расширением. Такой прием можно наблюдать в романсе А. Варламова «Белеет парус одинокий».
Доминантовая гармония здесь не разрешается в тонику – образуется прерванный каданс:
Трезвучие седьмой ступени в мажоре – уменьшенное. Его применяют редко, иногда возможно использовать его в виде секстаккорда в проходящих оборотах.
В миноре побочные трезвучия — медианты (трезвучия III и VI ступеней) обладают теми же функциями и свойствами. Так же применяется трезвучие VI ступени для выразительного прерванного каданса. Трезвучие седьмой ступени может иметь в натуральном миноре мягкую доминантовую окраску, но гармоническом и мелодическом – оно также будет уменьшенным, как в мажоре. Оно будет использоваться не самостоятельно, а скорее в составе более сложных аккордов. Трезвучие второй ступени в миноре также является уменьшенным. Оно сохраняет свою сильную субдоминантовую функцию и может применяться в виде секстаккорда, а также входить в состав более сложных аккордов.
Наш следующий урок — Обращения аккордов. Виды сопровождения (музыкальная фактура).
Приглашаем в нашу школу на уроки фортепиано
Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы. Преподаватель — лучший джазовый пианист Москвы Александр Лавров.
Подробнее об уроках фортепианоУстойчивые звуки во всех тональностях см. в таблицах Ыа 1,2.
В письменных работах учащихся принято изображать устойчивые звуки белыми, а неустойчивые — черными нотами.
й 11. НЕУСТОЙЧИВЫЕ ЗВУКИ
Неустойчивыми являются Ч11, 11, 1Ч, Ч! ступени. Они окружают звуки тонического трезвучия. Две из них: М! и П — имеют дополнительное название. Они называются вводными звуками, так как, окружая 1 ступень, как бы вводят в нее:
На неустойчивых звуках нельзя закончить музыкальное произведение, так как останется ощущение незавершенности. Для окончания необходимо повести неустойчивый звук в устойчивый. Переход неустойчивых звуков в устойчивые называется разрешением неустойчивых звуков.
Разрешение неустойчивых звуков происходит по правилу:
Разрешение П — 1 более устойчиво, чем П — П1, так как 1 ступень самая устойчивая в тоническом трезвучии, а П1 ступень менее устойчива. Полутоновое тяготение всегда более острое, чем тоновое. Поэтому в мажоре разрешение 1Ч — П1 более устойчиво, чем 1Ч — Ч. Однако разрешение 11 — П1, 1Ч — Ч также правильно.
Разрешения неустойчивых звуков во всех тональностях см. в таблицах М 1, 2.
5 12. ГЛАВНЫЕ СТУПЕНИ
Остальные ступени лада — побочные. Они также имеют названия.
И ступень называется: нисходящий вводный звук, И! ступень называется: медианта (средняя), Ч! ступень называется: субмедианта (нижняя медианта),
Ч!! ступень называется: восходящий вводный звук.
Мажорный лад может быть натуральным, гармоническим и мелодическим. Строение гаммы натурального мажора:
тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.
Содержание
Краткая характеристика [ править | править код ]
В расширенной тональности вводные тоны могут быть образованы и на тех ступенях мажорного и минорного звукорядов, которые «изначально» отстоят от своих соседей на целый тон — путём их альтерационного повышения или понижения. Например, в C-dur/c-moll при переходе II низкой ступени в I ступень (des-c, с соблюдением вышеописанных метрических позиций) des описывается как вводный тон к тонике, при fis-g (IV—V) в тех же тональностях fis описывается как вводный тон к доминанте и т. д. и т. п.
Если переход осуществляется от более высокой ступени к более низкой, такая ступень именуется нисходящим вводным тоном, если же от более низкой к более высокой,— восходящим вводным тоном.
Исторический очерк [ править | править код ]
Что такое тоника в музыке? И что кроме тоники ещё в ладе есть?
Что такое тоника в музыке? Ответ достаточно простой: тоника – это первая ступень мажорного или минорного лада, самый устойчивый его звук, который, как магнит, притягивает к себе все остальные ступени. Надо сказать, что «все остальные ступени» тоже ведут себя довольно-таки интересно.
Как известно, в мажорной и минорной гамме всего по 7 ступеней, которые во имя общей гармонии должны как-то между собой «ладить». Этому помогает разделение на: во-первых, устойчивые и неустойчивые ступени; во-вторых, главные и побочные ступени.
Устойчивые и неустойчивые ступени
Устойчивые ступени лада – это первая, третья и пятая (I, III, V), а неустойчивые – вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II, IV, VI, VII).
Неустойчивые ступени всегда стремятся разрешиться в устойчивые. Например, в первую ступень «хотят» перейти седьмая и вторая ступени, в третью – вторая и четвёртая, а в пятую – четвёртая и шестая. Для примера рассмотрим тяготения неустоев в устои в до мажоре:
Главные ступени и побочные ступени
Каждая ступенька в ладу выполняет какую-то определённую функцию (роль) и по-своему называется. Например, доминанта, субдоминанта, вводный тон и т.д. В связи с этим естественно возникают вопросы: «А что такое доминанта, и что такое субдоминанта. ».
Конечно, есть и другая причина, по которой названные ступени выделяются среди всех остальных. Она связана с некоторыми акустическими закономерностями. Но мы в подробности физики сейчас вдаваться не будем. Достаточно знать, что именно на I, IV и V ступенях строятся трезвучия-идентификаторы лада (то есть трезвучия обнаруживающие, или определяющие лад – мажорный он или минорный).
Функции каждой из главных ступеней очень интересны, они тесно связаны с логикой музыкального развития. Так, тоника в музыке является главным устоем, носителем равновесия, признаком завершённости, появляется в моменты покоя, а также, являясь первой ступенью, определяет собственно тональность, то есть высотное положение лада. Субдоминанта – это всегда уход, уклонение от тоники, момент развития, движение к большей неустойчивости. Доминанта выражает крайнюю степень неустойчивости и стремится разрешиться в тонику.
Да, кстати, чуть не забыл. Тоника, доминанта и субдоминанта во всяких цифровках обозначаются латинскими буквами: T, D и S соответственно. Если тональность мажорная, то эти буковки пишутся большими (T, S, D), ну а если тональность минорная, тогда – маленькими ( t, s, d ).
Давайте теперь соберём все ступеньки вместе и посмотрим, что из этого всего выйдет. А получается красивая симметричная картинка-схема, которая просто замечательно демонстрирует функции всех ступенек в ладе.
Мы видим, что в центре у нас – тоника, по краям: справа – доминанта, а слева – субдоминанта. Путь от тоники к доминантам лежит через медианты (середины), ну а ближе всех к тонике, окружающие её, вводные ступени.
Ну вот, информация, собственно говоря, исключительно полезная и актуальная (может быть, конечно, не для тех, кто прямо первый день в музыке, но тем, кто второй день, такие знания иметь уже необходимо). Если что непонятно – спрашивайте, не стесняйтесь. Вопрос можно написать прямо в комментариях.
Напоминаю, что сегодня вы узнали о том, что такое тоника, что такое субдоминанта и доминанта, разобрали устойчивые и неустойчивые ступени. В конце, пожалуй, подчеркну, что главные ступени и устойчивые ступени – это не одно и то же! Главные ступеньки – это I (T), IV (S) и V (D), а устойчивые – это I, III и V ступени. Так что, пожалуйста, не путайте!
Понравился материал? Тогда почему не делишься им с друзьями? Кнопочки внизу тебе в помощь!
Презентация по сольфеджио на тему «Ноты на добавочных линейках. Вводные ступени. Опевание устойчивых ступеней. Мелодический оборот «опевание»»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Что такое ступени? Разрешение – это Назови неустойчивые и устойчивые ступени Тоника – это Как определить тональность в произведнении?
Спой гамму До мажор
Ноты на добавочных линейках. Вводные ступени. Опевание устойчивых ступеней. Мелодический оборот «опевание».
Ноты на добавочных линейках
Вводные ступени. Вводные звуки – это звуки, которые окружают тонику, её соседи сверху и снизу – II и VII ступени. VII ступень – восходящий вводный звук, II ступень – нисходящий вводный звук.
Опевание устойчивых ступеней. Опеть звук – это значит спеть его соседей сверху и снизу
Мелодический оборот «опевание».
Домашнее задание: Петь опевания устойчивых ступеней До мажора.
Петь упражнения с тактированием
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Музыкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Номер материала: ДБ-366590
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Новый ГОСТ на окна с защитой для детей вступает в силу 1 ноября
Время чтения: 1 минута
Фальков поручил проверить знания студентов после нерабочих дней
Время чтения: 1 минута
Стартовал сбор заявок на студенческую олимпиаду «Я — профессионал»
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки разрешило вузам перейти на дистанционное обучение
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.