какие суда допускаются к плаванию по ввп рф
Билет № 6. 1. Условия допуска судов к плаванию по ВВП РФ (пр
1. Условия допуска судов к плаванию по ВВП РФ (пр. 5).
5. К плаванию по внутренним водным путям Российской Федерации допускаются суда, зарегистрированные в установленном порядке в Государственном судовом реестре Российской Федерации, реестре арендованных иностранных судов или судовой книге.
Плавание судов по внутренним водным путям допускается только под Государственным флагом Российской Федерации. На основании решения Правительства Российской Федерации может быть разрешено плавание, в том числе в целях транзита, по внутренним водным путям отдельному судну под флагом иностранного государства (статья 23 КВВТ).
2. Расхождение судна, буксирующего плот, со встречными судами, действия встречных судов (пр. 139).
139. Судно, буксирующее плот, первым заблаговременно, а при ограниченном по путевым условиям обзоре – при визуальном обнаружении встречного судна должно показать отмашкой сторону расхождения. Встречное судно должно незамедлительно подать отмашку с соответствующего борта и осуществить расхождение или пропуск бортом, указанным плотоводом.
3. Характеристика сигнальных огней: топовый огонь, бортовые огни, кормовой огонь, круговой, буксировочный, светоимпульсная отмашка, проблесковый огонь (пр.51, Приложение № 3).
51. Сигнальные огни:
4. Спецлоция и Особенности движения судов по ВВП Восточно-Сибирского бассейна (по району плавания).
5. Экипаж судна (командный, рядовой состав). Обязанности командного состава судна.
Обязанности руководителя, в том числе капитана судна, при обнаружении проступка, допущенного подчиненным.
6. Повороты и обороты судна. Оборот в нормальных и стесненных условиях плавания.
7. Устройство судна. Основные элементы конструкции судна.
8. ПТЭ речного транспорта. Требования к укомплектованию и снабжению судов, вводимых в эксплуатацию.
Какие суда допускаются к плаванию по ввп рф
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минтранса России от 11 февраля 2019 года N 50 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.05.2019, N 0001201905290003).
В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст.1001; 2003, N 14, ст.1256, N 27, ст.2700; 2004, N 27, ст.2711; 2006, N 50, ст.5279, N 52, ст.5498; 2007, N 27, ст.3213, N 46, ст.5554, 5557, N 50, ст.6246; 2008, N 29, ст.3418, N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.30, N 18, ст.2141, N 29, ст.3625, N 52, ст.6450; 2011, N 15, ст.2020, N 27, ст.3880, N 29, ст.4294, N 30, ст.4577, 4590, 4591, 4594, 4596, N 45, ст.6333, 6335; 2012, N 18, ст.2128, N 25, ст.3268, N 26, ст.3446, N 31, ст.4320; 2013, N 27, ст.3477; 2014, N 6, ст.566, N 42, ст.5615, N 45, ст.6153, N 49, ст.6928; 2015, N 1, ст.55, N 29, ст.4356, ст.4359; 2016, N 11, ст.1478, N 27, ст.4300; 2017, N 27, ст.3945, N 52, ст.7923, официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.12.2017), подпунктом 5.2.11_8 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3342; 2006, N 15, ст.1612; N 24, ст.2601; N 52, ст.5587; 2008, N 8, ст.740; N 11, ст.1029; N 17, ст.1883; N 18, ст.2060; N 22, ст.2576; N 42, ст.4825; N 46, ст.5337; 2009, N 3, ст.378; N 4, ст.506; N 6, ст.738; N 13, ст.1558; N 18, ст.2249; N 32, ст.4046; N 33, ст.4088; N 36, ст.4361; N 51, ст.6332; 2010, N 6, ст.650; N 6, ст.652; N 11, ст.1222; N 12, ст.1348; N 13, ст.1502; N 15, ст.1805, N 25, ст.3172; N 26, ст.3350; N 31, ст.4251; 2011, N 14, ст.1935; N 26, ст.3801, 3804; N 32, ст.4832; N 38, ст.5389; N 46, ст.6526; N 47, ст.6660; N 48, ст.6922; 2012, N 6, ст.686; N 14, ст.1630; N 19, ст.2439; N 44, ст.6029; N 49, ст.6881; 2013, N 5, ст.388; N 12, ст.1322; N 26, ст.3343; N 33, ст.4386; N 38, ст.4821; N 45, ст.5822; 2014, N 12, ст.1286, N 18, ст.2177, N 30, ст.4311, ст.4325, N 37 ст.4974, N 42, ст.5736, N 43, ст.5901, N 43, ст.5926; 2015, N 2, ст.491, N 16, ст.2394, N 17, ст.2571, N 20, ст.2925, N 38, ст.5300, N 47, ст.6605, N 49, ст.6976; 2016, N 1, ст.242, N 2, ст.325, N 7, ст.996, ст.997, N 16, ст.2229, N 28, ст.4741, N 37, ст.5497, N 40, ст.5752, N 42, ст.5929; 2017, N 10, ст.1485, N 37, ст.5539, N 42, ст.6166, N 43, ст.6327, N 52, ст.8161),
2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу по истечении шести месяцев после дня его официального опубликования.
3. Признать утратившими силу приказы Минтранса России:
в Министерстве юстиции
регистрационный N 50283
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 19 января 2018 года N 19
Правила плавания судов по внутренним водным путям
(с изменениями на 11 февраля 2019 года)
I. Общие положения
Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст.1001; 2003, N 14, ст.1256, N 27, ст.2700; 2004, N 27, ст.2711; 2006, N 50, ст.5279, N 52, ст.5498; 2007, N 27, ст.3213, N 46, ст.5554, 5557, N 50, ст.6246; 2008, N 29, ст.3418, N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.30, N 18, ст.2141, N 29, ст.3625, N 52, ст.6450; 2011, N 15, ст.2020, N 27, ст.3880, N 29, ст.4294, N 30, ст.4577, 4590, 4591, 4594, 4596, N 45, ст.6333, 6335; 2012, N 18, ст.2128, N 25, ст.3268, N 26, ст.3446, N 31, ст.4320; 2013, N 27, ст.3477; 2014, N 6, ст.566, N 42, ст.5615, N 45, ст.6153, N 49, ст.6928; 2015, N 1, ст.55, N 29, ст.4356, ст.4359; 2016, N 11, ст.1478, N 27, ст.4300; 2017, N 27, ст.3945, N 52, ст.7923, официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.12.2017).
II. Визуальная сигнализация
На судне не должны выставляться другие огни, которые могут быть ошибочно приняты за сигнальные огни, предписанные настоящими Правилами, ухудшать их видимость или служить помехой для наблюдения.
Требования к расположению на судах и дальности видимости сигнальных огней и знаков визуальной сигнализации приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.
7. На судах применяются следующие сигнальные огни:
8. Для беспрепятственного прохода под мостами, через шлюзы или под воздушными переходами линий электропередач судно может нести топовые огни на меньшей, чем установлено настоящими Правилами, высоте.
10. Сигнальные знаки в форме шара, конуса, двойного конуса и ромба должны быть окрашены в черный цвет. Указанные сигнальные знаки могут быть заменены приспособлениями, которые на расстоянии создают изображения такой же формы.
Размеры сигнальных знаков должны быть:
11. Запрещается использовать осветительные устройства, прожекторы, а также щиты, флаги и другие предметы, если они могут быть ошибочно приняты за сигнальные огни, знаки, флаги и световые сигналы, установленные настоящими Правилами.
12. Судам запрещается использовать осветительные устройства и прожекторы, если они могут вызвать ослепление судоводителей, создающее опасность или помехи для судоходства.
III. Ходовая сигнализация в темное время суток
один белый топовый огонь в носовой части;
один кормовой огонь при ширине судна пять метров и менее.
Самоходное судно с механическим двигателем длиной 20 метров и менее независимо от его ширины несет один кормовой огонь, а бортовые огни такого судна могут быть скомбинированы в фонаре.
14. Пассажирское водоизмещающее самоходное судно с механическим двигателем, работающее на переправе или на внутригородских маршрутах, самоходный паром на ходу, а также судно на воздушной подушке, находящееся в неводоизмещающем состоянии, кроме сигнальных огней, указанных в пункте 13 настоящих Правил, должно нести один желтый проблесковый круговой огонь.
три белых топовых огня, расположенных в соответствии с пунктом 5 приложения N 1 к настоящим Правилам;
17. Толкаемое судно должно нести:
20. Самоходные суда с механическими двигателями, ошвартованные бортами и буксирующие судно (состав), на ходу должны нести сигнальные огни, указанные в пункте 18 настоящих Правил, за исключением бортовых огней, расположенных между ними.
21. Самоходное судно с механическим двигателем, помогающее в проводке плота и ошвартованное к плоту, на ходу вместо сигнальных огней, указанных в пункте 13 настоящих Правил, должно нести три белых топовых огня, расположенных по вертикальной линии, и один кормовой огонь при ширине судна пять метров и менее или три кормовых огня, расположенных в соответствии с пунктом 8 приложения N 1 к настоящим Правилам, при ширине судна более пяти метров.
Толкач, ширина которого более пяти метров, в дополнение к сигнальным огням, указанным в абзаце первом настоящего пункта, должен нести два кормовых огня, расположенных по горизонтальной линии ниже буксировочного огня.
23. Буксировщик, в случае осуществления буксировки под бортом другого судна, на ходу должен нести сигнальные огни, указанные в пункте 18 настоящих Правил.
Грузовое или пассажирское самоходное судно с механическим двигателем при осуществлении в аварийном случае буксировки под бортом другого судна на ходу должно нести сигнальные огни в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.
Самоходное судно, буксируемое под бортом, должно нести:
один белый топовый огонь и один кормовой огонь при длине судна менее 50 метров;
два белых топовых огня и один кормовой огонь при длине судна 50 метров и более.
Какие суда допускаются к плаванию по ввп рф
Положение
об условиях плавания морских судов по внутренним
судоходным путям Российской Федерации
(утв. Минтрансом РФ 17 января 1996 года)
«Положение» вводится в действие на внутренних водных путях Российской Федерации с 1 апреля 1996 года взамен «Протокола по установлению условий, которым должны отвечать морские суда при плавании по внутренним водным путям РСФСР», 1986 года.
1. Общие положения
1.1. «Положение об условиях плавания морских судов по внутренним судоходным путям Российской Федерации» (далее «Положение») распространяется на все самоходные и несамоходные морские суда (кроме судов военных, не используемых для коммерческих целей) независимо от их принадлежности, форм собственности и флага, а также на экипажи этих судов.
В настоящем «Положении» под морским судном понимается судно, имеющее судовые документы и укомплектованные экипажем согласно Кодексу торгового мореплавания.
1.2. Настоящее «Положение» распространяется также на суда смешанного «река-море» плавания, не состоящие в государственном судовом реестре органов судоходного надзора Российской Федерации.
1.3. Плавание по внутренним судоходным путям Российской Федерации морских судов под иностранным флагом допускается:
— на основе межправительственных соглашений Российской Федерации;
— на участках судоходных путей, открытых в установленном порядке, для иностранных судов.
Отдельные проходы иностранных судов по внутренним судоходным путям, не открытым для плавания иностранных судов, осуществляются по решению Правительства Российской Федерации.
1.4. Настоящее «Положение» действует на внутренних водных путях Российской Федерации в тех же границах, где навигационно-гидрографическое обеспечение плавания судов осуществляется органами Департамента речного транспорта Минтранса России. Границами внутренних судоходных путей, где действуют Правила плавания, и устьевых участков с морским режимом судоходства, где действуют МППСС-72, являются (если иное не установлено обязательными постановлениями по портам):
Примечание: В соответствии с действующими обязательными постановлениями в портовых водах порта Астрахань действуют Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации за исключением Астраханского морского рейда, где действуют МППСС-72.
1.5. Надзор за безопасностью плавания морских судов по внутренним судоходным путям осуществляется Государственными речными судоходными инспекциями бассейнов.
Контроль за плаванием и стоянкой морских судов на акваториях устьевых и приравненных к ним портов и портов, открытых для захода иностранных судов, осуществляется службой капитана порта.
2. Требования к судам
2.1. Морские суда, заходящие на внутренние судоходные пути, или выходящие из мест их постройки, расположенных на внутренних водных путях, должны удовлетворять требованиям Правил плавания на внутренних водных путях Российской Федерации и требованиям Правил Российского Речного Регистра по номенклатуре и количеству огней, приборам подачи звуковых сигналов и радиооборудованию.
Вместо свето-импульсных отмашек допускается установка и использование световых отмашек.
Частоты радиостанций (радиотелефонной связи) должны соответствовать Правилам радиосвязи на внутренних водных путях Российской Федерации.
2.2. Морские суда при плавании по внутренним судоходным путям по своему классу должны соответствовать району предстоящего плавания.
Разовые переходы морских судов, класс которых не соответствует району предстоящего плавания, осуществляется на условиях, назначенных Российским Речным Регистром.
2.3. На борту судна должны находиться:
— свидетельство о праве плавания под Государственным флагом и праве собственности на судно;
— свидетельство о годности судна к плаванию;
— судовое санитарное свидетельство;
— пассажирское свидетельство (для судов, перевозящих 12 пассажиров и более);
— журнал операций по предотвращению загрязнения водоемов;
— лицензия судовой радиостанции;
— навигационные карты по маршруту перехода;
— Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации;
— местные правила плавания бассейнов по маршруту перехода;
— общие правила плавания и стоянки судов в речных портах Российской Федерации;
— правила радиосвязи на внутренних водных путях Российской Федерации и указания по организации судовой радиосвязи в бассейне (районе);
— правила пропуска судов, составов и плотов через шлюзы;
— копия судовой лицензии (если это предусмотрено национальными правилами);
— документы на перевозимый груз.
2.4. Суда по своим габаритным размерениям должны удовлетворять требованиям Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации и Правилам пропуска судов, составов и плотов через шлюзы (запасам по длине, ширине, высоте, запасам воды под днищем).
В случае необходимости проводки через шлюзы морских судов с запасами по габаритам меньшими, чем установлено Правилами пропуска судов, составов и плотов, через шлюзы, судовладельцем разрабатываются мероприятия по обеспечению сохранности шлюзов, мостов и судов.
Указанные мероприятия согласовываются судовладельцем с соответствующими Государственными бассейновыми управлениями водных путей и судоходства и реализуются им за свой счет.
3. Экипаж судна
3.1. Морские суда, заходящие на внутренние судоходные пути, должны иметь на борту экипаж, удовлетворяющий по численности, составу и квалификации специалистов требованиям действующих на речном транспорте нормативных документов, обеспечивающих безопасность судна, а также надлежащее его техническое и санитарное состояние.
3.2. Для морских судов, заходящих на внутренние судоходные пути, штатные расписания утверждаются собственником судна или судовладельцем с учетом особенностей района плавания на основе установленных компетентным органом нормативов по минимальному составу экипажей транспортных самоходных судов. Без наличия на борту судна минимального состава экипажа выход его на внутренние судоходные пути не допускается.
3.3. Командный состав судов, систематически заходящих на внутренние судоходные пути в устьевые речные порты и порто-пункты в городах Азов, Ростов, Астрахань, Санкт-Петербург, Беломорск, Ямбург, Салехард, Нижнеянск, могут комплектоваться из лиц, имеющих морские дипломы (свидетельства) на право занятия соответствующей должности и вкладыши. При этом судоводители должны иметь справки о проверке знаний Правил плавания по внутренним водным путям и обязательных постановлений по портам, выданные в установленном порядке органами Государственной речной судоходной инспекции или капитанами портов речного транспорта.
Другим морским судам, заходящим в устьевые порты с моря, разрешается плавание в портовых водах в сопровождении лоцмана, если обязательными постановлениями по порту не предусмотрено иное.
3.4. Командный состав морских судов, заходящих на внутренние водные пути за пределы портовых вод (портов, указанных в пункте 3.3.), должен иметь соответствующие занимаемой должности дипломы на звание специалиста речного флота, выданные в соответствии с Положением о дипломировании командного состава самоходных судов, эксплуатирующихся на внутренних судоходных путях Российской Федерации. Кроме того, эти лица должны иметь удостоверение (справку) о проверке знаний, которое выдается органами Государственной судоходной инспекции в установленном Департаментом речного транспорта Минтранса России порядке.
3.5. Для круглосуточного движения судна при переходе по внутренним судоходным путям продолжительностью более 5 суток речные дипломы должны быть у капитана, старшего и второго помощников капитана.
3.6. Для круглосуточного движения судна при переходе по внутренним судоходным путям продолжительностью 5 и менее суток речные дипломы допускается иметь капитану и старшему помощнику капитана.
3.7. При наличии у судоводителей только морских дипломов судну разрешается плавание на буксире или под проводкой специалистов речного транспорта судоводительской специальности, имеющих речные дипломы, соответствующие типу и группе данного судна.
Члены экипажа речной проводки назначаются судовладельцем.
В порядке исключения допускается «принудительная» лоцманская проводка иностранных судов лоцманами Государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства (государственными лоцманами). Указания лоцмана относительно управления судном, в этом случае для капитана обязательны.
3.8. Радиоспециалист, имеющий морской диплом, должен пройти в предприятии (организации) связи речного транспорта инструктаж об особенностях радиосвязи на внутренних судоходных путях Российской Федерации и порядке получения навигационной и гидрометеорологической информации. Прохождение инструктажа подтверждается справкой.
При отсутствии в штате судна радиоспециалиста инструктаж проходит капитан или старший помощник капитана.
4. Организационно-технические мероприятия
по обеспечению безопасности плавания
4.1. При движении и стоянке на внутренних судоходных путях суда должны выполнять Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, местные правила соответствующих бассейнов, правила и указания по судовой радиосвязи, Правила пропуска судов, составов и плотов через шлюзы, требования об охране водной среды, указания диспетчеров по регулированию движения судов.
4.2. Самоходное судно обязано получать гидрометеорологическую и путевую (навигационную) информацию.
Судовладелец обеспечивает получение и наличие на судне официального рейсового прогноза погоды и волнения при выходе в районы водных путей разряда «М» и «О».
4.3. При обнаружении в рейсе дефектов или повреждений корпуса, механизмов, систем, устройств или оборудования, а также при возникновении обстоятельств, угрожающих безопасности судна, людей или груза, капитан, одновременно с принятием мер силами экипажа, должен сообщить об этом судовладельцу, который обязан принять меры по устранению выявленных недостатков и уведомить об этом органы технического и судоходного надзора бассейна.
4.4. При проводке по внутренним судоходным путям морских судов на буксире между судном буксировщиком и буксируемым судном (владельцем буксируемого судна) должна быть обеспечена двухсторонняя радиотелефонная связь.
4.5. О транспортном происшествии капитан морского судна должен немедленно сообщить в ближайший линейный отдел Государственной речной судоходной инспекции, диспетчерам порта и района водных путей и судоходства, а также судовладельцу, с указанием характера происшествия, его причин и последствий, принимаемых мер и требуемой помощи.
4.6. В случае аварийного повреждения судна при плавании по внутренним судоходным путям оно должно быть предъявлено инспекции Российского Речного Регистра для определения возможности и условий продолжения рейса или разового перехода к месту ремонта.
4.7. Случаи транспортных происшествий с морскими судами на внутренних судоходных путях расследуются и классифицируются органами Государственной речной судоходной инспекции бассейна в соответствии с Положением о классификации, расследовании и учете транспортных происшествий на внутренних судоходных путях Российской Федерации.
5. Оформление выхода морских судов на
внутренние судоходные пути
5.1. Оформление на выход морских судов из порта или из пункта постройки, расположенного на внутренних водных путях, осуществляется Государственной речной судоходной инспекцией бассейна. Оформление производится при наличии на судне действительных судовых документов и навигационных пособий, указанных в пункте 2.3 «Положения».
5.2. Готовность судна к выходу проверяется органами судоходного и пожарного надзора, санитарно-карантинной службы. Капитан должен предъявить судно для осмотра.
— заявление на право отхода с указанием пункта назначения;
— дипломы и квалификационные свидетельства членов экипажа;
— свидетельство о годности судна к плаванию;
— свидетельство об обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью;
Какие суда допускаются к плаванию по ввп рф
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ МЧС России от 6 июля 2020 г. № 487 “Об утверждении Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации” (документ не вступил в силу)
1. Утвердить прилагаемые Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г.
Министр | Е.Н. Зиничев |
1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5499; 2013, N 46, ст. 5949.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 октября 2020 г.
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом МЧС России
от 06.07.2020 № 487
Правила
пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации
I. Общие положения
II. Требования к пользованию маломерными судами
4. Пользование маломерными судами разрешается:
а) после их государственной регистрации в реестре маломерных судов, нанесения идентификационных номеров и освидетельствования, кроме судов, не подлежащих государственной регистрации;
б) при соблюдении установленных производителем судна или указанных в судовом билете условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой судно может эксплуатироваться, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, огнями, навигационным и другим оборудованием.
6. Для управления маломерными судами, не подлежащими государственной регистрации, наличие удостоверения на право управления маломерными судами не требуется.
а) в случае, если два судна с механическими двигателями сближаются на противоположных курсах так, что может возникнуть опасность столкновения, каждое из них должно изменить свой курс вправо;
б) в случае если суда следуют курсами, пересекающимися таким образом, что может возникнуть опасность столкновения, то:
маломерное судно с механическим двигателем, у которого другое судно с механическим двигателем движется с правой стороны, должно обеспечить ему возможность прохода;
маломерное судно с механическим двигателем должно обеспечить возможность прохода судну, не использующему механический двигатель, или судну, не являющемуся маломерным;
маломерное судно, не идущее под парусом, должно обеспечить возможность прохода судну, идущему под парусом;
в) в случае если два парусных судна следуют курсами, пересекающимися таким образом, что может возникнуть опасность столкновения, то:
если суда идут разными галсами, судно, идущее левым галсом, должно уступить дорогу другому судну. В случае если лицо, осуществляющее управление маломерным судном, идущим левым галсом, не может определить, левым или правым галсом идет судно с наветренной стороны, он должен обеспечить возможность прохода данному судну;
если оба судна идут одним и тем же галсом, то судно, находящееся на ветре, должно уступить дорогу судну, находящемуся под ветром;
г) в случае если настоящими Правилами не предусмотрено иное, при встречном расхождении в узкостях судно, идущее вниз (от истока к устью реки), имеет преимущество по отношению к судну, идущему вверх (от устья к истоку реки.
9. При движении в границах портов, пристаней, баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, пляжей и других мест массового отдыха населения на водных объектах, около судов, занятых водолазными работами, безопасная скорость должна исключать волнообразование, которое может вызвать повреждение других судов, плавучих средств, гидротехнических и причальных сооружений.
10. Применяемые на маломерном судне индивидуальные спасательные средства должны соответствовать размеру и массе лиц, их использующих, и при применении должны быть застегнуты и обеспечивать закрепление на теле пользователя, исключающее самопроизвольное снятие при падении в воду.
11. При плавании должны быть одеты в индивидуальные спасательные средства:
а) лица, находящиеся на водных мотоциклах (гидроциклах) либо на буксируемых маломерными судами устройствах (водных лыжах, вейкбордах, подъемно-буксировочных системах, а также надувных буксируемых и иных устройствах);
б) лица, находящиеся во время движения на беспалубных маломерных судах длиной до 4 метров включительно;
в) лица, находящиеся на открытой палубе маломерного судна либо на беспалубных маломерных судах во время шлюзования или прохождения акватории порта;
г) дети до 12-летнего возраста, находящиеся вне судовых помещений.
12. При осуществлении буксировки маломерным судном буксируемых устройств (водных лыж, вейкбордов, подъемно-буксировочных систем, а также надувных буксируемых и иных устройств), кроме судоводителя на судне должно быть лицо, осуществляющее наблюдение за буксируемым устройством и находящимися на нем людьми.
Лицо, осуществляющее наблюдение за буксируемым устройством и находящимися на нем людьми, должно информировать судоводителя либо лицо, управляющее маломерным судном, о возникновении опасного сближения, которое может привести к столкновению буксируемого устройства с берегом, гидротехническими сооружениями, другими судами и плавучими объектами, либо о падении людей с буксируемого устройства, запутывании или обрыве буксирного троса (линя) в целях принятия судоводителем либо лицом, управляющего маломерным судном, соответствующих решений.
13. При плавании на маломерных судах запрещается:
а) управлять при наличии одного из следующих условий маломерным судном, подлежащим государственной регистрации:
не зарегистрированным в реестре маломерных судов;
не прошедшим освидетельствования;
не несущим идентификационных номеров либо с нарушениями правил их нанесения;
переоборудованным без соответствующего освидетельствования;
лицом, не имеющим права управления соответствующим типом маломерного судна, в соответствующем районе плавания либо без удостоверения на право управления маломерным судном;
без судового билета или его заверенной копии, или документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствие владельца;
б) управлять судном, находясь в состоянии опьянения, либо передавать управление судном лицу, не имеющему права управления или находящемуся в состоянии опьянения;
в) эксплуатировать судно с нарушением норм загрузки, пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания;
г) превышать скорость движения, установленную правилами пользования водными объектами для плавания на маломерных судах, утверждаемыми в соответствии с пунктом 7 статьи 25 Водного кодекса Российской Федерации 5 ;
д) нарушать правила маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения огней или знаков, установленные требованиями МППСС-72, ППВВП и настоящими Правилами;
е) наносить повреждения гидротехническим сооружениям, техническим средствам обеспечения судоходства, знакам судоходной и навигационной обстановки;
ж) заходить в запретные для плавания и временно опасные для плавания районы 6 или преднамеренно останавливаться в запрещенных местах;
з) заходить под мотором или парусом и маневрировать на акваториях пляжей и других мест массового отдыха населения на водных объектах;
и) осуществлять буксировку буксируемых устройств или приближаться на водных мотоциклах (гидроциклах) ближе 50 метров к ограждению границ заплыва на пляжах и других мест купания;
к) перевозить на судне детей до 7-летнего возраста без сопровождения совершеннолетнего;
л) швартоваться, останавливаться или становиться на якорь в пределах судового хода, у плавучих навигационных знаков, грузовых и пассажирских причалов, под мостами;
м) маневрировать на судовом ходу (фарватере) либо в акватории порта создавая своими действиями помехи транспортным и техническим судам морского и речного флота;
н) устанавливать моторы (подвесные двигатели) на лодки с превышением допустимой мощности, установленной производителем судна;
о) использовать суда в целях браконьерства и других противоправных действий;
п) осуществлять пересадку людей с одного судна на другое во время движения;
р) осуществлять заправку топливом без соблюдения мер пожарной безопасности;
с) выходить на судовой ход при видимости, составляющей менее 1 километра;
т) осуществлять расхождение и обгон судов в зоне работающих дноуглубительных, дноочистительных и землесосных снарядов, а также в подходных каналах, при подходе к шлюзам;
у) двигаться в тумане или в других неблагоприятных метеоусловиях при ограниченной (менее 1 км) видимости, за исключением судов, использующих радиолокационное оборудование;
ф) создавать угрозу безопасности пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при высадке их с судов;
х) эксплуатировать судно в темное время суток при отсутствии, неисправности или несоответствии огней требованиям, установленным МППСС-72 и ГШВВП;
ц) выбрасывать за борт мусор, допускать загрязнение водных объектов нефтепродуктами.
14. Запрещается эксплуатация маломерных судов при наличии одной из следующих неисправностей:
а) наличие, независимо от местонахождения, свищей и пробоин обшивки корпуса, повреждений набора корпуса или отсутствие его элементов, предусмотренных конструкцией;
б) отсутствие или разгерметизация предусмотренных конструкцией маломерного судна герметичных отсеков, воздушных ящиков или блоков плавучести;
в) не обеспечен полный угол перекладки руля (35 градусов на каждый борт), затруднено вращение рулевого штурвала в соответствии с требованиями подпункта «в» пункта 45 технического регламента Таможенного союза «О безопасности маломерных судов» 7 ;
г) повреждение пера руля или деталей рулевого привода (направляющие блоки, опорные подшипники, натяжные талрепы, штуртросовая передача), наличие разрывов каболок штуртроса;
д) отсутствие предусмотренных конструкцией деталей крепления рулевого привода (гайки, шплинты, контргайки);
е) утечка топлива из баков, шлангов системы питания;
ж) наличие вибрации или уровня шума двигателя (подвесного мотора) превышающих допустимые эксплуатационной документацией значения;
з) повреждение системы дистанционного управления двигателем, реверс-редуктором;
и) несоответствие нормам комплектации и оборудования судна, установленным техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности маломерных судов»;
к) отсутствие индивидуальных спасательных средств по количеству лиц, находящихся на борту, или их неисправность;
л) якорные устройства и швартовное оборудование (кнехты, утки, роульсы, клюзы, киповые планки) не обеспечивают удержание маломерного судна при его стоянке, причаливании и шлюзовании.
III. Обязанности судоводителей и лиц, управляющих маломерными судами
15. Судоводители обязаны иметь при себе во время плавания следующие документы:
а) удостоверение на право управления маломерным судном;
б) судовой билет маломерного судна или его заверенную копию;
в) документы, подтверждающие право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствии владельца.
16. Судоводитель или лицо, управляющее маломерным судном, обязаны:
б) проверять перед выходом в плавание исправность судна и его механизмов, оснащенность необходимым оборудованием, спасательными средствами и другими предметами снабжения в соответствии с нормами, установленными техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности маломерных судов»;
в) обеспечить безопасность пассажиров при посадке, высадке и на период пребывания на судне;
г) осуществлять плавание в бассейнах (районах), соответствующих категории сложности района плавания судна, знать условия плавания, навигационную и гидрометеообстановку в районе плавания;
д) прекращать движение судна по требованию государственного инспектора по маломерным судам;
1 Подпункт 3 пункта 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. N 835 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5499; 2013, № 30, ст. 4123).
4 Пункт 120 Правил плавания судов по внутренним водным путям, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19.01.2018 N 19 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 07.03.2018, регистрационный N 50283), с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2019 N 50 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28.05.2019, регистрационный N 54757).
5 Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2381; 2013, N 43, ст. 5452.
6 Статья 15 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3833; 2019, N 51, ст. 7483).
7 Принят решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15 июня 2012 г. N 33 (Официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 18.06.2012). Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором о Евразийской экономической комиссии от 18.11.2011, ратифицированным Федеральным законом от 01.12.2011 N 374-ФЗ «О ратификации Договора о Евразийской экономической комиссии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7052); а также Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, ратифицированным Федеральным законом от 03.10.2014 N 279-ФЗ «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 40, ст. 5310).
8 Статья 14 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5557; 2018, N 53, 8451).
9 Пункт 9 Правил государственного надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2013 N 820 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 39, ст. 4976).
Обзор документа
МЧС установило новые правила пользования маломерными судами на водных объектах. Они, в числе прочего, содержат требования к маневрированию и буксировке, а также расширенный перечень неисправностей, при наличии которых запрещается эксплуатация судна.
Например, запрещена эксплуатация судна при отсутствии индивидуальных спасательных средств по количеству лиц, находящихся на борту, или их неисправности.