какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамы

Какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамы

И вот я еще не знаю, а насколько вообще в процессе подготовки перевода к публикации участвовали цензоры? Легко представляю себе такого, помахивающего ручкой на тему религиозных тонкостей. Я вспоминаю перевод одной повести Дика Френсиса, доперестроечный. Придется пересказать чуток. У главного героя есть парализованная жена и, не желая ее покидать, заботясь о ней, он таки заводит себе любовницу. Узнав об этом, жена впадает в ревность и тоску, и муж честно отказывается от любовницы. В итоге добрый доктор вправляет жене мозги на место, объясняя, что этот муж всегда будет ее любить и о ней заботится, и жена в самом конце говорит мужу, что была глупа и боялась его потерять, а теперь ей все объяснили и больше не боится. Ну и на обоюдном признании в любви перевод заканчивался.

А потом я стала читать в оригинале. И ох. сильно удивилась. Потому что повесть на этом не кончалась. А кончалась она на том, что герой поцеловал жену и вытопал из дома к ближайшему телефону-автомату назначать любовнице свидание. Надо понимать, советскому человеку не стоило читать о таком разврате.

ensign, по-моему, это один из романов Пронина из цикла Банда:

–––
Helen M., VoSensign какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамы. Смотреть фото какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамы. Смотреть картинку какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамы. Картинка про какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамы. Фото какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамы

миротворец

какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамы. Смотреть фото какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамы. Смотреть картинку какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамы. Картинка про какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамы. Фото какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамы 17 марта 2019 г. 21:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]

1) Старый рассказ или повесть (читал в журнале) о блокадном Ленинграде. Девушка идёт за парнем, почувствовав запах хлеба, он, услышав шаги, готовится защищаться от нападения. пьют чай со сладкой землёй (от взорванных складов сахара)

2) Сильный небольшой рассказ об успешном человеке, незаметно для самого себя скатывающегося в алкоголизм, теряющего работу, друзей, совесть.
Написан был, как помнится, в форме «от второго лица» (на «ты» к герою) настоящего времени. Лет десять назад видел где-то в ЖЖ то ли сам рассказ, то ли ссылку.

Источник

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

Серии

Форум

Макогоненко Д. Г.

Книга «Кальдерон в переводе Бальмонта, Тексты и сценические судьбы»

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

По мнению В. М. Жирмунского, единая задача режиссера и художника сводилась к тому, чтобы в центре спектакля было «не внешнее правдоподобие действительной жизни», не воссоздание «исторической обстановки, в которой происходило действие». Тем самым режиссер и художник «избегали соблазна, который представляет исторический этнографизм на сцене» .

Излагая концепцию спектакля, близкую к замыслу Мейерхольда (это вполне естественно, т. к. В. М. Жирмунский готовил статью для журнала Мейерхольда), он писал: «Только то казалось пригодным для постановки, что могло воплотить основное лирическое настроение кальдероновской драмы: игра актеров, их декламация и костюмы, грим, движения и жесты, вместе с тем, та внешняя обстановка, в которой развивается действие, все должно было стать выражением душевного содержания драмы» <Там же. С. 137.>.

Драмы Кальдерона в переводе Бальмонта вызвали интерес и у других режиссеров русских театров. В частности, в 1911 г. в Старинном театре в Петербурге режиссер Н. В. Дризен поставил драму Кальдерона «Чистилище святого Патрика».

Спектакль, и прежде всего режиссерская интерпретация драмы Кальдерона, вызвали противоречивые оценки. Рецензент А. Ростиславов писал под непосредственным впечатлением от увиденного. Критику все понравилось: декорации, костюмы, план постановки и т. д., драму он именует «красивой и проникновенной мистерией».

Акцент был сделан не на раскрытии идейно-философского и эстетического содержания пьесы, а на реставрацию эпохи и театрального действа того времени, когда ставились драмы Кальдерона при дворе Филиппа IV в театре Buen Retiro. «Театральная археология» господствует в спектакле. Кальдероновская поэзия оказывалась в тени, ее глубокое содержание не раскрывалось.

Эд. Старк писал, что постановка драмы Кальдерона свидетельствует ‘о правильности выбора театра. Оттого представление было «чудом»: «Чудо глубокой мысли, настроенной на серьезный философский лад и обвеянной сладким ароматом великолепной поэзии. Чудо это принадлежит Кальдерону» <Там же. С. 60.>.

Обратим внимание на то, что театральный критик подчеркивает высокие поэтические достоинства драмы, которая была ему известна в переводе К. Бальмонта.

Источник

История создания песни. Старинный цыганский романс «Соколовский хор у «Яра».

Сегодня у нас будет разговор о старинном цыганском романсе.какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамы. Смотреть фото какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамы. Смотреть картинку какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамы. Картинка про какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамы. Фото какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамы

Слова и музыка неизвестных авторов

Соколовский хор у «Яра»
Был когда-то знаменит.
Соколовская гитара
До сих пор в ушах звенит.

Всюду деньги, деньги, деньги,
Всюду деньги, господа,
А без денег жизнь плохая,
Не годится никуда.

Тройка мчится быстро к «Яру»,
Душа рвется на простор,
Чтоб забыться под гитару,
Услыхать цыганский хор.

Занда пела под гитару –
Ты, мой друг, не унывай,
А коль скучно тебе станет,
В гости чаще приезжай.

Убаюкаю как в сказке,
Тебя песнею своей,
Награжу тебя я лаской,
Чтобы жизнь была милей.

Цыганкой можно увлекаться,
Цыганку можно полюбить.
Но нельзя над ней смеяться,
Цыганка может отомстить.

Она за вас семью покинет,
Она за вами вслед пойдет,
Любовь цыганки не остынет,
Пока цыганка не умрет.

Черный хлеб в обед и ужин –
Ей ничто не устрашит,
Ей поцелуй горячий нужен,
В ней кровь цыганская кипит.

Но судьба тут изменила,
Ведь судьба порою зла,
Цыганка Занда простудилась
И весною умерла.

Струны жалобно звучали,
Хор уныло напевал,
Все цыганку провожали,
Всем цыганку было жаль.

Соколов, бедняга, в горе
Больше всех он пострадал,
Взял гитару быстро в руки,
Пополам ее сломал.

Шутит сердце, шутит дважды,
Шутит много, много раз,
Но не любит сердце дважды,
Сердце любит только раз.

Любовь есть вечный дар природы,
И без любви нельзя прожить.
Любовью вся природа дышит,
Позволь и ты тебя любить.

Цыганский двор

«Соколовский хор у Яра…» — известный русский романс. Слова и музыка неизвестных авторов.

Нет у песни единого «правильного» текста — каждый исполнитель поет по-своему, поэтому вариантов романса, учитывая его популярность, — огромное множество. Песня настолько изменялась на протяжении лет, в ней столько разных вариантов, что выяснить первоначальный вариант теперь уже немыслимо.

Романс относится к так называемому жанру цыганского романса.

Время создания романса неизвестно, но легко допустить, что появился он в Москве в годы расцвета и моды московского ресторана «Яр» — этот ресторан упоминается в словах песни. Кстати, это не единственный романс, посвященный известному ресторану, есть и другие, к примеру, История одной песни. Эй, ямщик, гони ка к «Яру»

Юрий Морфесси поет на оригинальные слова, которые опубликовала Алла Баянова(см. текст ниже)

Жанр цыганского романса — это, по сути дела, русский городской романс, исполняемый в «цыганской» манере исполнения. Традиция связывает его с возникновением музыкального инструмента семиструнной гитары (до того были пятиструнные гитары), а русская семиструнная гитара была изобретена около 1800 года и вошла в обиход цыганских исполнителей, до того цыганские хоры пели без гитар.

Для гитары писали свои произведения и многие русские музыканты: А. Алябьев, А. Варламов, представители музыкальной семьи Титовых. Но почему-то — по каким-то неизведанным языковым тайнам — именно так стал называться такой жанр романса. В жанре так называемом цыганского романса работали разные композиторы независимо ни от национальности, ни от вероисповедания. Ну и цыгане тоже.

Такой цыганский хор выступал в модном московском ресторане «Яр».

Ресторан «Яр» открыл в 1826 году на Кузнецком мосту француз Транкий Яр (фр. Tranquille Yard), давший своему заведению собственное имя, вернее — часть двойной фамилии. Ресторан пользовался такой известностью, что стал нерасторжим с московской жизнью.какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамы. Смотреть фото какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамы. Смотреть картинку какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамы. Картинка про какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамы. Фото какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамыЗа годы своего существования ресторан несколько раз менял адрес, какое-то время в середине 19 века располагался в старом саду «Эрмитаж» на Божедомке, приобретал новых хозяев, но при этом всегда продолжал называться по-прежнему и оставался своеобразным центром жизни — там ели, пили, пели, слушали и смотрели выступления цыганского хора и проводили время чуть ли не все знаменитости эпохи.какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамы. Смотреть фото какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамы. Смотреть картинку какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамы. Картинка про какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамы. Фото какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамыТам бывали члены императорской фамилии, его поминал А.С. Пушкин, позже завсегдатаями ресторана стали Савва Морозов, Гиляровский, юрист Плевако, Пржевальский, Чехов, Куприн, Горький, Леонид Андреев, Бальмонт, Шаляпин, Распутин….какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамы. Смотреть фото какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамы. Смотреть картинку какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамы. Картинка про какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамы. Фото какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамыЗимний зал ресторана

какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамы. Смотреть фото какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамы. Смотреть картинку какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамы. Картинка про какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамы. Фото какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамы
какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамы. Смотреть фото какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамы. Смотреть картинку какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамы. Картинка про какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамы. Фото какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамыО Соколовской гитаре существует легенда. Как и во всякой легенде, разобраться, что есть правда, а что напридумано сказителями, трудно. Но Соколовская гитара наверняка существовала. А сводится сюжет к тому, что еще сотни веков назад некий цыган Мелентий Соколов так виртуозно играл на гитаре, что все русские графы да вельможи не смели прогнать нищий табор со своих земель — мечта бедных цыган, не имевших ни крова, ни приюта; мечта людей — чтобы их хотя бы не изгоняли с насиженных мест.

Связана легенда с именем графа Алексея Орлова (1737—1807), братом фаворита императрицы Екатерины Второй Григория Орлова. Считается, что именно граф Алексей Орлов-Чесменский завел в России моду на цыганские хоры. Именно он купил цыганский хор и привез в свой роскошный дом. Только звали первого руководителя профессионального цыганского хора вовсе не Мелентий, а Иван Трофимович Соколов.

А что же до чудесной гитары, подаренной каким-то богатым и всевластным графом (то ли Орловым, то ли еще каким-то — по разным версиям) Мелентию Соколову — по легенде; или (что скорее) — принадлежала Ивану Трофимовичу Соколову, — она передавалась из поколения в поколение лучшим цыганским музыкантам, пока в 1919 году на похоронах последней виртуозной гитаристки не была сломана — по завещанию, потому что передавать Соколовскую гитару стало некому. Так гласит легенда.какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамы. Смотреть фото какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамы. Смотреть картинку какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамы. Картинка про какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамы. Фото какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамыСпустя годы Ивана Трофимовича Соколова в качестве руководителя цыганского хора после смерти заменил его племянник Илья Осипович Соколов (1777—1848). Того сменяли следующие поколения, цыганский хор продолжал существовать.какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамы. Смотреть фото какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамы. Смотреть картинку какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамы. Картинка про какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамы. Фото какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамыЕсли хоть в чем-то верить легенде, то гитара существовала до 1919 года, то есть до момента закрытия ресторана «Яр». Так что упоминаемая Соколовская гитара вполне могла находиться в цыганском хоре, выступавшем в «Яре».

В одном из вариантов «Соколовской гитары» есть такой куплет:

Всюду деньги, деньги, деньги,
Всюду деньги, господа,
А без денег жизнь плохая,
Не годится никуда.

Соколовский Хор Цыганский РОМАНС ансамбль Изумруд

На основе этой строфы в дальнейшем возникла блатная песня «Всюду деньги, деньги, деньги», переработанная в 1950-е годы Борисом Тайгиным для Сержа Никольского в песню «Жизнь блатная».

А что касается песни «Соколовский хор у „Яра“», то это музыкальное произведение давно уже стало народным достоянием, известным во множестве вариантов и редакций. Вот, к примеру, текст Аллы Баяновой. А раньше на этот же текст пели Юл Бриннер и Алеша Дмитриевич.

Что за хор певал у «Яра»
Он был Пишей знаменит,
Соколовского гитара
До сих пор в ушах звенит.

Тройка мчится быстро к Яру,
Сердце рвётся на простор
Чтоб забыться под гитару
Услыхав цыганский хор.

Кто цыган любил безмерно
Тот уж в рай не попадёт
И душа его наверно
В час роковой в аду споёт.

Там цыгане соберутся
Весел-шумною толпой
И под венгерочку пройдутся
И пойдёт там пир горой.

«Соколовский хор у яра» Артисты цыганского театра Ромэн

И ещё интересно может быть следующее: поскольку в верхнем варианте романса слова «Соколовского гитара», а цыгане сейчас поют «Соколовская гитара», мне кажется, что здесь вспомнила Алла Баянова знаменитого гитариста 19-го века Марка Даниловича Соколовского (13 (25) апреля1818, Погребище, близ Житомира ― 25 декабря 1883 (6 января 1884), Вильнюс) ― русско-польский классический гитарист и композитор.) какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамы. Смотреть фото какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамы. Смотреть картинку какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамы. Картинка про какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамы. Фото какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамыВыдающееся мастерство владения инструментом приносило Соколовскому огромный успех во всех городах, где он гастролировал ― Висбадене, Париже, Лондоне, Брюсселе, Дрездене, Милане, Кракове, Варшаве ― и закрепило за ним славу одного из лучших гитаристов Европы. Критики разных стран называли Соколовского «великим артистом», «Паганини гитары», «королём гитаристов». К сожалению, не нашлось даже ни одной записи с его исполнением, что и понятно. Увы, не было в то время граммофонов.

Юрий Морфесси. Соколовского гитара. Old Russian Romance.

https://www.liveinternet.ru/users/astrahanka/post397775815/

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Какие судьбы и какие драмы там в глубине старинной амальгамы

Рефлексия сквозь время

Эта публикация знакомит с пьесой, написанной и поставленной в Московском театре русской драмы «Камерная сцена». Первый спектакль состоялся точно в день 200-летия А.С. Пушкина. Однако причиной создания спектакля был не юбилей. Это, скорее, повод. Причин, по крайней мере, две. Первая – отрицательная.

Марина Цветаева внесла в пушкинистику, на мой взгляд, порочный принцип. Он просто и явно обозначен в названии ее работы: «Мой Пушкин». По этому принципу создавались и создаются разнообразные концепции личности поэта. Вот до такой-то точки А.С. Пушкин «мой», а дальше – он «не мой». В результате мы имеем некие, как бы это точнее выразиться, химеры, некие фантомы, некие мумии, которые пытаются быть копией личности поэта, а на самом деле воплощают очередной идеологический взгляд, в прокрустово ложе которого А.С. Пушкин не втискивается, надо что-то отсечь. А что-то и прибавить. Так возник в общественном сознании «Пушкин-революционер». Он не был революционером. Так возник «Пушкин – враг монархии». Он таковым не был. «Пушкин – атеист». «Пушкин – последовательный христианин». «Пушкин – певец блуда и пьянства (Вакха и Венеры)». «Пушкин – примерный семьянин». «Певец дружбы». И «проклинающий всякую дружбу». И это тоже химеры. В результате возникают мнения крайние, например, появляется книга А. Мадорского «Сатанинские зигзаги Пушкина», само название которой уже не нужно комментировать. Ап. Григорьев, кажется, в бессилии заметил: «Пушкин – наше все».

Думается, эти крайние мнения грешат стремлением создать статичный образ поэта, допуская развитие его личности лишь в пределах своей личной идеологии.

Однако А.С. Пушкин не статичен. Он – процесс. Процесс бурного, бурливого развития. Здесь, собственно, и содержится вторая – положительная – причина, побудившая нас к этому спектаклю. Есть очевидные факты биографии А.С. Пушкина. Нам было важно проследить – от чего к чему двигался поэт в процессе становления личности. Мы не отказываемся от его «сатанинских», но и от его христианских устремлений. Собственно, вся пьеса, построенная по принципу монтажа исторических документов (от себя мы не прибавляем ни строчки), надеюсь, ощутимо дает понять, в чем состоит реальный исход земного бытия поэта. И актуальность этого исхода для нас сегодняшних делает личность А.С. Пушкина невероятно значимой и в XXI веке.

Я трепещу и проклинаю
ВОСПОМИНАНИЕ

Когда для смертного умолкнет шумный день,
И на немые стогны града
Полупрозрачная наляжет ночи тень
И сон, дневных трудов награда, –
В то время для меня влачатся в тишине
Часы томительного бденья:
В бездействии ночном живей горят во мне
Змеи сердечной угрызенья;
Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,
Теснится тяжких дум избыток;
Воспоминание безмолвно предо мной
Свой длинный развивает свиток:
И, с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.
А.С. Пушкин

Сатанинские зигзаги
«Пушкин составлял какое-то загадочное, двуличное существо». В.

«Как устранить два противоположных воззрения на Пушкина, существующих доныне в большинстве наше го общества, из которых одно представляет его прототипом демонической натуры, не признававшей ничего святого на земле, кроме своих личных и авторских интересов, а другое, наоборот, переносит на него самого всю нежность, свежесть и задушевность его лирических произведений, считая человека и поэта за одно и то же духовное лицо. ».

А Пушкин –
наше все
«А Пушкин – наше все: Пушкин – представитель всего нашего русского душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами». А.А. Григорьев

«Пушкин был человек больше чем легких нравов. Умер он на дуэли, т.е. при покушении на убийство другого человека. Вся заслуга его только в том, что он писал стихи о любви, часто очень неприличные».

Пушкин – явление
«Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет».

«Восторг и растерянность порождает во мне эта неистребимая жажда людей видеть гармонию, которой нет и в помине, вдыхать благостность, которой и не пахнет.

Александр Сергеевич на деле испытывал не восторг, а отвращение к Божьим тварям человеческого облика, сколь часто он не радел и не воодушевлял, а высмеивал и проклинал каждого: от женщины до монаха, от царя до журналиста. И при том сам мучался ужасно. Да и как может быть иначе у человека ни в чем не стойкого, до всего охочего?»

В защиту
Пушкина
«Публично выставлять нехристианином человека и даже противником Христа, основываясь на некоторых несовершенствах его души и на том, что он увлекался светом так же, как и всяк из нас им увлекался, – разве это христианское дело? Да и кто же из нас тогда христианин? Христианин перед тем, чтобы обвинить кого-либо в таком преступлении, каково есть непризнанье Бога, задумается, потому что дело это страшное. Христианин, наместо того, чтобы говорить о тех местах в Пушкине, которых смысл еще темен, станет говорить о том, что ясно, что было им произведено в лета разумного мужества, а не увлекающейся юности».

«Ни одна европейская культура в новое время не претерпела такой катастрофы, такого крутого, мгновенного, жесткого тотального слома, какой претерпела русская культура в эпоху Петра. По существу, реформы Петра были попыткой переделать нацию, «перестроить» национальное сознание в протестантском духе. Но Россия не поддалась. В ответ на эту попытку она породила явление Пушкина – самое, думаю, удивительное, самое совершенное и самое загадочное явление европейской культуры, которое, смею сказать, во всей мировой культуре стоит особняком; которое дало начало той великой русской классике, той «святой», по выражению Томаса Манна, литературе, которая тоже есть явление совершенно особое в мире».

Пусть Пушкин радеет за всех
«Пушкинская поэзия идет на потребу миру – такому, каков он есть, и состоит в пожелании ему долгих лет, доброго здоровья, боевых успехов и личного счастья. Пусть солдат воюет, царь царствует, женщина любит, монах постится, а Пушкин, пусть Пушкин на все это смотрит, обо всем этом пишет, радея за всех и воодушевляя каждого».

«Пушкин не только есть великий писатель; нет, он имеет и свою религиозную судьбу, как Гоголь; или Толстой, или Достоевский, и, может быть, даже более значительную, и, во всяком случае, более таинственную».

Пророческая сила поэта
«И мы не только не придаем значения пересудам некоторых современников его о нем, о его страстных проявлениях, о его кипении и порывах; но еще с любовью собираем и бережно храним пылинки того праха, который вился солнечным столбом за вихрем пушкинского гения. Ибо мы хорошо знаем, что всякое движение на земле поднимает «пыль»; что ничто великое на земле невозможно вне страсти; что свят и совершенен только один Господь; и что одна из величайших радостей в жизни состоит в том, чтобы найти отпечаток гения в земном прахе и чтобы увидеть, узнать в пламени человеческой страсти – очищающий ее огонь божественного вдохновения.

Мы говорим не о церковной «святости» нашего великого поэта, а о его пророческой силе и о божественной окрыленности его творчества».

Погиб поэт, невольник чести

Погиб поэт, невольник чести,
Пал оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и с жаждой мести,
Поникнув гордой головой.
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, чудный дар.
М.Ю. Лермонтов
Невольник гнева
и мщения
«Пушкина будто бы не признавали и преследовали! Но что же, собственно, не признавалось в нем, что было предметом вражды и гонений? Его художественное творчество? Едва ли, однако, во всемирной литературе найдется другой пример великого писателя, который так рано, как Пушкин, стал общепризнанным и популярным в своей стране. А говорить о гонениях, которым будто бы подвергался наш поэт, можно только для красоты слога.
Если он был «невольником», то не «невольником чести», как назвал его Лермонтов, а только невольником той страсти гнева и мщения, которой он весь отдался.
Но и тут еще не все было потеряно. Во время самой дуэли раненный противником очень опасно, но не безусловно смертельно, Пушкин еще был господином своей участи. Во всяком случае, мнимая честь была удовлетворена опасною раною. Продолжение дуэли было делом только злой страсти. Когда секунданты подошли к раненому, он поднялся и с гневными словами: «Подождите, у меня хватит силы на выстрел!» – недрожащею рукою выстрелил в своего противника и слегка ранил его. Это крайнее душевное напряжение, этот отчаянный порыв страсти окончательно сломил силы Пушкина и действительно решил его земную участь. Пушкин убит не пулею Дантеса, а своим собственным выстрелом в него».

Пушкин – явление чрезвычайное
«Но позвольте! Ведь Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет!»

Питомцы ветреной судьбы,
Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!
А.С. Пушкин Слепой
«Везде неправедная власть…»
«Царскосельский лицей подготавливал лицеистов не столько к государственной службе, сколько к вступлению в тайные противоправительственные общества.

Молодой вертопрах должен при сем порицать насмешливо все поступки особ, занимающих значительные места, все меры правительства, знать наизусть или самому быть сочинителем эпиграмм, пасквилей и песен предосудительных на русском языке, а на французском знать все дерзкие и возмутительные стихи и места из революционных сочинений. Сверх того, он должен толковать о конституциях, палатах, выборах, парламентах, казаться неверующим христианским догматам, а больше всего представляться Филантропом и русским филантропом».

Автор записки
«Нечто о Царскосельском лицее и духе его» Аннет Вуа

Увы! Куда ни брошу взор –
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы;
Везде неправедная власть
В сгущенной мгле предрассуждений
Воссела – рабства грозный гений
И славы роковая страсть.
А.С. Пушкин Helena
Нет такой крайности, как нет и такого совершенства
«Исполненный горестей в продолжение своего детства, молодой Пушкин покинул родительский дом, не испытывая сожаления. Его сердце, лишенное всякой сыновней привязанности, могло чувствовать одно лишь страстное стремление к независимости. Этот ученик Лицея уже в раннем возрасте проявил гениальность необыкновенную. Успехи его в Лицее были быстры, его ум возбуждал удивление, но его характер, по-видимому, ускользнул от внимания наставников. Нет такой крайности, в какую бы не впадал этот несчастный молодой человек, как нет и такого совершенства, которого он не мог бы достигнуть превосходством своих дарований. Несколько стихотворений, а в особенности ода на свободу, обратили на г. Пушкина внимание Правительства: наряду с величайшими красотами замысла и исполнения, это последнее стихотворение обнаруживает опасные начала, почерпнутые в современной школе или, лучше сказать, в той анархической системе, которую люди неблагонамеренные называют системой прав человека, свободы и независимости народов. Тем не менее господа Карамзин и Жуковский, узнав об опасности, угрожавшей молодому поэту, поспешили преподать ему свои советы, побудили его сознаться в своих заблуждениях и взяли с него торжественное обещание навсегда от них отказаться. Его судьба будет зависеть от Ваших добрых советов. Благоволите же преподать ему таковые. Благоволите просветить его неопытность, внушая ему, что достоинства ума без достоинств сердца являются почти всегда гибельным преимуществом и что весьма многие примеры показывают, что люди, одаренные прекрасным гением, но не искавшие в религии и нравственности охраны против опасных уклонений, были причиной несчастий как для себя самих, так и для своих сограждан».

Письмо главному попечителю колонистов Южного края, генералу Инзову, подписанное графом К.В. Нессельроде и утвержденное
Императором Александром Павловичем
«Но потерял я только время,
Благие мысли и труды. »

Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя –
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды.
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
А.С. Пушкин [21
Тайное общество
«Итак, я был принят в тайное общество. Эта высокая цель жизни, самой своей таинственностью и начертанием новых обязанностей, резко и глубоко проникла в душу мою: я как будто вдруг получил особенное значение в собственных своих глазах. Первая моя мысль была открыться Пушкину; он всегда согласно со мной мыслил о деле общем, по-своему проповедовал в нашем смысле и изустно, и письменно – стихами и прозой. Подвижность пылкого его нрава, сближение с людьми ненадежными – пугали меня. Он затруднял меня расспросами, от которых я, как умел, отделывался, успокаивая его тем, что он лично, без всякого воображаемого им общества, действует как нельзя лучше для благой цели: тогда везде ходили по рукам, переписывались и читались наизусть его «Деревня», «Ода на вольность» и другие в том же духе.

Диалог
Будущий декабрист: Скажите, Пушкин, если бы теперь уже существовало Тайное Общество, вы наверное к нему не присоединились бы?

Пушкин: Напротив, наверно бы присоединился.

Будущий декабрист: В таком случае, давайте руку. (Пушкин протягивает руку)

Будущий декабрист (рассмеявшись): Разумеется, все это только одна шутка.

Пушкин: Я никогда не был так несчастлив, как теперь; я уже видел жизнь мою облагороженную и высокую цель перед собой, и все это была только злая шутка.

Из мемуаров одного декабриста Лана

«Я не стоил этой чести»
«В 27 году я отправлялась в Сибирь к моему мужу Никите. Пушкин пришел проститься. Он сказал мне: «Я очень понимаю, почему эти господа не хотели принять меня в свое общество; я не стоил этой чести».

Из воспоминаний А.Г. Муравьевой Девочка Которой Нет

«Мой нрав – неровный, ревнивый, обидчивый, раздражительный и, вместе с тем, слабый».

«Тебе придется иметь дело с людьми…»
Из поучений А.С. Пушкина младшему брату Льву: «Тебе придется иметь дело с людьми, которых ты еще не знаешь. С самого начала думай о них все самое плохое, что только можно вообразить: ты не слишком сильно ошибешься. Не суди о людях по собственному сердцу, которое, я уверен, благородно и отзывчиво и, сверх того, еще молодо; презирай их самым вежливым образом: это – средство оградить себя от мелких предрассудков и мелких страстей.Будь холоден со всеми; фамильярность всегда вредит, особенно же остерегайся допускать ее в обращении с начальниками, как бы они ни были любезны с тобой. Они скоро бросают нас и рады унизить, когда мы меньше всего этого ожидаем.

Не проявляй услужливости и обуздывай сердечное расположение, если оно будет тобой овладевать; люди этого не понимают и охотно принимают за угодливость; ибо всегда рады судить о других по себе.

«Чем меньше любим мы женщину…»
Я хотел бы предостеречь тебя от обольщений дружбы, но у меня не хватает решимости ожесточить тебе душу в пору наиболее сладких иллюзий. То, что я могу сказать тебе о женщинах, было бы совершенно бесполезно. Замечу только, что чем меньше любим мы женщину, тем вернее можем овладеть ею. Что касается той женщины, которую ты полюбишь, от всего сердца желаю тебе обладать ею.

Никогда не забывай умышленной обиды.

Правила, которые я тебе предлагаю, приобретены мною ценой горького опыта».

«Тогда какой-то злобный гений
Стал тайно навещать меня…»

Я жертва долгих заблуждений,
Разврата пламенных страстей
И жажды сильных впечатлений
И бурной юности моей.
А.С. Пушкин Нанулька Т.
Как здоровье и талант его выдержали…
«В лицее он превосходил всех чувственностью, а после, в свете, предался распутствам всех родов, проводя дни и ночи в непрерывной цепи вакханалий и оргий. Должно дивиться, как и здоровье, и талант его выдержали такой образ жизни, с которым естественно сопрягались и частые гнусные болезни, низводившие его на край могилы. Вечно без копейки, вечно в долгах, иногда почти без порядочного фрака, с беспрестанными историями, с частыми дуэлями, в близком знакомстве со всеми трактирщиками, непотребными домами и прелестницами петербургскими, Пушкин представлял тип самого грязного разврата».

Лицейский товарищ поэта
барон М. Корф Г-Н Гусеницын

Смертный, век твой привиденье:
Счастье резвое лови;
Наслаждайся, наслаждайся;
Чаще кубок наливай;
Страстью пылкой утомляйся,
И за чашей отдыхай!
А.С. Пушкин Alesja
Из южной ссылки: «Обедаем славно – я пью, как Лот содомский. Недавно выдался наш молодой денек – я был президентом попойки – все перепились и потом поехали по блудницам».

А я, повеса вечно-праздный,
Потомок негров безобразный,
Взрощенный в дикой простоте,
Любви не ведая страданий,
Я нравлюсь юной красоте
Бесстыдным бешенством желаний.
А.С. Пушкин Bergstrich

«Пушкин простудился, дожидаясь у дверей одной блудницы, которая не пускала его в дождь к себе для того, чтобы не заразить своею болезнью. Какая борьба великодушия, любви и разврата!»

«С толпою чувства разделяя…»

«Кляну коварные старанья
Преступной юности моей…»

Когда в объятия мои
Твой стройный стан я заключаю,
И речи нежные любви
Тебе с восторгом расточаю,
Безмолвна, от стесненных рук,
Освобождая стан свой гибкой,
Ты отвечаешь, милый друг,
Мне недоверчивой улыбкой;
Прилежно в памяти храня
Измен печальные преданья,
Ты без участья и вниманья
Уныло слушаешь меня.
Кляну коварные старанья
Преступной юности моей
И встреч условных ожиданья
В садах, в безмолвии ночей.
Кляну речей любовный шепот,
Стихов таинственный напев,
И ласки легковерных дев,
И слезы их, и поздний ропот.
А.С. Пушкин Лиса
«Твоя слава теперешняя никуда не годится. она не согласна с твоим достоинством».

Он тратил жизнь
«Ты тратил жизнь с оскорбительною для нас расточительностью, тратил и физически и нравственно. Пора уняться! Твоя судьба должна быть достойна твоего гения и тех, которые, как я, знают ему цену, его любят и потому тебя не оправдывают».

Я вижу в праздности, в неистовых пирах,
В безумстве гибельной свободы,
В неволе, бедности, изгнании, в степях
Мои утраченные годы.
Я слышу вновь друзей предательский привет
На играх Вакха и Киприды,
Вновь сердцу моему наносят хладный свет
Неотразимые обиды.
И нет отрады мне.
А.С. Пушкин Кондрат
Это был сын Отца Небесного… особенно любимый
«Это был сын Отца Небесного, как и все мы, но сын особенно любимый, потому что необычайно одаренный. Любимейший сын неба не только нечисто мыслил и чувствовал, но и поступал, и не только поступал, мыслил и чувствовал, но и высказывал свои мысли и чувства, стремления и поступки прелестными стихами. Все изумились этой прелести и извинили, а извинив, и пристрастились к ней».

Архиепископ Никанор (Бровкович) Николай Жигар

«Выходит, что наш поэт все свои помыслы и чувства, все силы и дарования посвятил на служение похоти плоти (не так ли?), похоти очес (не так ли?) и гордости житейской (не так ли?); посвятил страстям, сидящим в сердце человеческом, в нашем плотском душевном человеке, который воюет против человека духовного, миру и князю мира сего».

Архиепископ Никанор (Бровкович)

Славою покрытый сочинитель
Сочинитель и Разбойник

Страстей мятежные заботы
Прошли, не возвратятся вновь!
Души бесчувственной дремоты
Не возмутит уже любовь.
Пустая красота порока
Блестит и нравится до срока.
Пора проступки юных дней
Загладить жизнию моей!
А.С. Пушкин
«Всечеловек» и двойственный человек
Был ли он совсем неверующий? Нет. Достоевский изрек, что был он «всечеловек». Мы же скажем пока, что был он двойственный человек, плотской; душевный и духовный. Служил он больше плоти, но не мог заглушить в себе и своего богато одаренного духа. Глубоко постигал он и неверие, и веру, и не только постигал, но и чувствовал, вмещая в себя и то и другое.

«Напрасный сердца крик!»

О вы, которые с язвительным упреком,
Считая мрачное безверие пороком,
Бежите в ужасе того, кто с первых лет
Безумно погасил отрадный сердцу свет;
Смирите гордости жестокой исступленье:
Имеет он права на ваше снисхожденье.
Взгляните – бродит он с увядшею душой,
Своей ужасною томимый пустотой,
То грусти слезы льет, то слезы сожаленья.
Напрасно ищет он унынью развлеченья;
Напрасно в пышности свободной простоты
Природы перед ним открыты красоты;
Напрасно вкруг себя печальный взор он водит:
Ум ищет Божества, а сердце не находит.
Лишенный всех опор отпадший веры сын
Уж видит с ужасом, что в свете он один,
И мощная рука к нему с дарами мира
Не простирается из-за пределов мира…
Спешит он далее, но вслед унынье бродит.
Во храм ли Вышнего с толпой он молча входит,
Там умножает лишь тоску души своей.
При пышном торжестве старинных алтарей,
При гласе пастыря, при сладком хоров пенье,
Тревожится его безверия мученье.
Он Бога тайного нигде, нигде не зрит,
С померкшею душой святыне предстоит,
Холодный ко всему и чуждый к умиленью,
С досадой тихому внимает он моленью.
«Счастливцы! – мыслит он, – почто не можно мне
Страстей бунтующих в смиренной тишине,
Забыв о разуме и немощном и строгом,
С одной лишь верою повергнуться пред Богом!»
Напрасный сердца крик! Нет, нет! Не суждено
Ему блаженство знать! Безверие одно,
По жизненной стезе во мраке вождь унылый,
Влечет несчастного до хладных врат могилы.
А.С. Пушкин Мир
«Ты… обязан иметь нравственное достоинство»
«Ты имеешь не дарование, а гений. Ты богач, и ты более нежели кто-нибудь можешь и обязан иметь нравственное достоинство. Ты рожден быть великим поэтом; будь же этого достоин. В этой фразе вся твоя мораль, все твое возможное счастье и все вознаграждение. Обстоятельства жизни, счастливые или несчастливые, шелуха. Ты скажешь, что я проповедую с спокойного берега утопающему. Нет! Я стою на пустом берегу, вижу в волнах силача и знаю, что он не утонет, если употребит свою силу, и только показываю ему лучший берег, к которому он непременно доплывет, если захочет сам. Плыви, силач! А я обнимаю тебя… По данному мне полномочию предлагаю тебе первое место на русском Парнасе. И какое место, если с высокостью гения соединить и высокость цели! Милый брат по Аполлону! Это тебе возможно! А с этим будешь недоступен и для всего, что будет шуметь вокруг тебя в жизни».

«И часто я украдкой убегал…»

В начале жизни школу помню я:
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая семья.

Смиренная, одетая убого,
Но видом величавая жена
Над школою надзор хранила строго.

Толпою нашею окружена,
Приятным, сладким голосом, бывало,
С младенцами беседует она.

Ее чела я помню покрывало
И очи светлые, как небеса.
Но я вникал в ее беседы мало.

Меня смущала строгая краса
Ее чела, спокойных уст и взоров,
И полные святыни словеса.

Дичась ее советов и укоров,
Я про себя превратно толковал
Понятный смысл правдивых разговоров,

И часто я украдкой убегал
В великолепный мрак чужого сада,
Под свод искусственный порфирных скал.

Другие два чудесные творенья
Влекли меня волшебною красой:
То были двух бесов изображенья.

Один (Дельфийский идол) лик младой –
Был гневен, полон гордости ужасной,
И весь дышал он силой неземной.

Другой женообразный, сладострастный,
Сомнительный и лживый идеал –
Волшебный демон – лживый, но прекрасный.

Пред ними сам себя я забывал:
В груди младое сердце билось, – холод
Бежал по мне и кудри подымал.

Безвестных наслаждений темный голод
Меня терзал – уныние и лень
Меня сковали – тщетно был я молод.

Средь отроков я молча целый день
Бродил угрюмый – всё кумиры сада
На душу мне свою бросали тень.
А.С. Пушкин Корвин

«Не измените своего предназначения, друг мой Пушкин…»
«Нет в мире духовного зрелища более прискорбного, чем гений, не понявший своего века и своего призвания… Не измените своего предназначения, друг мой Пушкин, обратитесь с призывом к небу, и оно откликнется».

Перепутье – черта автобиографическая.
Рассуждения В.С. Соловьева о пушкинском «Пророке»:

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
«На перепутье» – черта автобиографическая: на жизненном перепутье Пушкина в 1826 году, между прошлыми мечтами и надеждами будущего, явился многокрылый дух вечной свободной поэзии.

Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы;
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон.
«И внял я неба содроганье…»
Новых чувств не дает гений поэту; он только усиливает, возводит на высшую ступень прежние чувства, делает поэта духовно более зорким и более чутким?

И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
Метаморфозы
Но что же такое вдруг случилось? Отчего этот Серафим, божественно-невозмутимый и женственно-нежный, с перстами легкими как сон, вдруг, вместо божественной невозмутимости, начинает проявлять невозмутимость опытного хирурга, а женственную нежность заменяет свирепостью краснокожего индейца?

И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый…
Откуда вдруг взялись эти категории порядка нравственного?

И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
Откуда это превращение перстов легких как сон, в кровавую десницу? Входя в область нравственную, приступая к двуногому гаду или хотя бы только к грешному, лукавому и празднословному языку самого избранника, истинная поэзия не может отнестись к нему иначе как отрицательно, она должна признать его подлежащим уничтожению:

У избранника одно средство – слово

«И божий глас ко мне воззвал…»

И он мне грудь рассек мечом
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как все суетное, не-божье в мире еще прежде должно было стать для «пророка» пустынею, так теперь все суетное, не-божье в нем становится трупом –

Как труп в пустыне я лежал…
Смертно-животворный процесс кончен. Избранник будет отныне говорить и действовать не от себя, не от своей немощи, а именем и силою посылающего его божества –

И божий глас ко мне воззвал:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли;
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
В.С. Соловьев
Миссия поэта-пророка
«Как только Пушкин написал «Пророка», он попал в очень трудное положение. Он сам не понял сначала, что он написал. Потом он постепенно понимал, какая ноша на него возложена, и как он не соответствует возложенной на него миссии поэта-пророка, потому что жить он продолжал точно так, как и до написания «Пророка». В результате этого в конечном счете появилось сначала стихотворение «Воспоминание», где говорится: «И с отвращением читая жизнь мою, я трепещу и проклинаю, и горько жалуюсь, и горько слезы лью, но строк печальных не смываю…» Это стихотворение как изложение одной строки Пятидесятого псалма: «Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну». Автор с отвращением взирает на свои грехи подобно Давиду. Но вот последняя строка: «Но строк печальных не смываю». Обратите внимание: Давид, обращаясь к Богу, говорит: «Наиначе омый мя от беззакония моего». А Пушкин говорит: «строк печальных не смываю». Он сам берет на себя – смыть или не смыть. Получается, что стихотворение «Воспоминание» – это покаяние искреннее, с полным сознанием своего греха, но без молитвы, без обращения к Богу, покаяние в никуда, в пустоту. Выходит, что, с одной стороны, Пушкин написал нечто вроде Давидова покаянного псалма, а с другой – «антипсалом». Человек сознает свою греховность, но помощи Божией не просит, от Бога отворачивается. Это – момент отчаяния, грань духовной катастрофы.
И катастрофа совершается. Через неделю появляется «Дар напрасный, дар случайный», где выходит так, что Бог во всем виноват…

«Жизнь, зачем ты мне дана?»
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
А.С. Пушкин
Анти-«Пророк»
«Это стихотворение, в сущности, есть пушкинский «Пророк», перевернутый с ног на голову. Если в «Пророке» было: «И Бога глас ко мне воззвал», то здесь: «Кто меня враждебной властью из ничтожества воззвал». Если там было: «Духовной жаждою томим», то здесь: «И томит меня тоскою однозвучный жизни шум». Если там было: «Восстань, пророк… исполнись волею моей», если там – сердце, в которое вложен «угль, пылающий огнем», то здесь: «Сердце пусто, празден ум». То есть, если в «Воспоминании» возник как бы антипсалом, то здесь возник анти-«Пророк». Это была духовная катастрофа, пережитая в течение нескольких дней»

Жизнь от Господа дана.
Митрополит Московский Филарет неожиданно откликнулся стихотворением
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Господа дана.
Не без цели Его тайной
На тоску осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из бездн земных воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, Забытый мною,
Просияй сквозь сумрак дум, –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светлый ум! Борис Барский
Однажды митрополит Филарет служил в Успенском соборе. Пушкин зашел туда и, скрестив по обычаю руки, простоял всю длинную проповедь. После обедни возвращается домой.
– Где ты был так долго? – спрашивает жена.
– В Успенском.
– Кого там видел?
– Ах, оставь, – отвечает он и, положив голову на руки, зарыдал.
– Что с тобой? – встревожилась жена.
– Ничего, дай мне скорее бумаги и чернил.
И вот, под влиянием проповеди митрополита Филарета Пушкин написал свое дивное стихотворение, за которое, наверное, многое ему простил Господь.

«Я лил потоки слез нежданных…»
Стансы
(Митрополиту Московскому Филарету)

В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.

Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.

Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Серафима
В священном ужасе поэт.
А.С. Пушкин Лунечка

Ум вдруг опомнился, усмирился
«Всему своя пора и свой срок. Время изменило лихорадочный бред молодости. Все ребяческое слетело прочь. Сердце заговорило с умом словами Небесного откровения, и послушный спасительному призыву ум вдруг опомнился, успокоился, усмирился; и когда я осмотрелся кругом, когда внимательнее, глубже вникнул в видимое, – я понял, что казавшееся доныне правдой было ложью, чтимое – заблуждением, а цели, которые я себе ставил, грозили преступлением, падением, позором! Я понял, что абсолютная свобода, не ограниченная никаким божеским законом, никакими общественными устоями, невозможна, а если бы была возможна, то была бы гибельна как для личности, так и для общества; что без законной власти, блюдущей общую жизнь народа, не было бы ни родины, ни государства, ни его политической мощи, ни исторической славы, ни развития; что в такой стране, как Россия, где разнородность государственных элементов, огромность пространства и темнота народной (да и дворянской) массы требуют мощного направляющего воздействия, – в такой стране власть должна быть объединяющей, гармонизирующей, воспитывающей и долго еще должна оставаться диктатуриальной или самодержавной, чтобы в ней видели всемогущество, полученное от Бога, чтобы в ней слышали глас самого Бога».

Диалог Николая I и Пушкина
«Николай I: Как, и ты враг твоего Государя, ты, которого Россия вырастила и покрыла славой, Пушкин, Пушкин, это нехорошо! Так быть не должно.

Что же ты не говоришь, ведь я жду.

Пушкин: Виноват и жду наказания.

Николай I: Я не привык спешить с наказанием, если могу избежать этой крайности, бываю рад, но я требую сердечного полного подчинения моей воле, и требую от тебя, чтоб ты не принуждал меня быть строгим, чтоб ты помог мне быть снисходительным и милостивым, ты не возразил на упрек во вражде к твоему Государю, скажи же, почему ты враг ему?

Пушкин: Простите, Ваше Величество, что, не ответив сразу на Ваш вопрос, я дал Вам повод неверно обо мне думать. Я никогда не был врагом моего Государя, но был врагом абсолютной монархии.

«Где все правят – никто не правит»
Николай I: Мечтания итальянского карбонарства и немецких тугендбундов! Республиканские химеры всех гимназистов, лицеистов, недоваренных мыслителей из университетской аудитории. С виду они величавы и красивы, в существе своем жалки и вредны! Республика есть утопия, потому что она есть состояние переходное, ненормальное, в конечном счете всегда ведущая к диктатуре, а через нее к абсолютной монархии. Не было в истории такой республики, которая в трудную минуту обошлась бы без самоуправства одного человека и которая избежала бы разгрома и гибели, когда в ней не оказалось дельного руководителя. Силы страны в сосредоточенной власти, ибо где все правят – никто не правит; где всякий законодатель – там нет ни твердого закона, ни единства политических целей, ни внутреннего лада. Каково следствие всего этого? Анархия! (Государь умолк, раза два прошелся по кабинету, вдруг остановился) Что ж ты на это скажешь, поэт?

Пушкин: Ваше Величество, кроме республиканской формы правления, которой препятствует огромность России и разнородность населения, существует еще одна политическая форма – конституционная монархия.

Николай I: Она годится для государств, окончательно установившихся, а не для таких, которые находятся на пути развития и роста. Россия еще не вышла из периода борьбы за существование, она еще не добилась тех условий, при которых возможно развитие внутренней жизни и культуры. Она еще не достигла своего предназначения, она еще не оперлась на границы, необходимые для ее величия. Она еще не есть вполне установившаяся, монолитная, ибо элементы, из которых она состоит до сих пор, друг с другом не согласованы. Их сближает и спаивает только самодержавие, неограниченная, всемогущая воля монарха. Без этой воли не было бы ни развития, ни спайки и малейшее сотрясение разрушило бы все строение государства. Неужели ты думаешь, что будучи конституционным монархом я мог бы сокрушить главу революционной гидры, которую вы сами, сыны России, вскормили на гибель ей? Неужели ты думаешь, что обаяние самодержавной власти, врученное мне Богом, мало содействовало удержанию в повиновении остатков гвардии и обузданию уличной черни, всегда готовой к бесчинству, грабежу и насилию? Она не посмела подняться против меня! Не посмела! Потому что самодержавный царь был для нее представителем Божеского могущества и наместником Бога на земле, потому что она знала, что я понимаю всю великую ответственность своего призвания и что я не человек без закала и воли, которого гнут бури и устрашают громы.
Ты еще не все высказал, ты еще не вполне очистил свою мысль от предрассудков и заблуждений, может быть, у тебя на сердце лежит что-нибудь такое, что его тревожит и мучит? Признайся смело, я хочу тебя выслушать и выслушаю.

Пушкин: Ваше Величество, вы сокрушили главу революционной гидре, вы совершили великое дело, кто станет спорить? Однако… есть и другая гидра, чудовище страшное и губительное, с которым вы должны бороться, которое должны уничтожить, потому что иначе оно вас уничтожит!

Николай I: Выражайся яснее.

Россия стонет
Пушкин: Эта гидра, это чудовище – самоуправство административных властей, развращенность чиновничества и подкупность судов. Россия стонет в тисках этой гидры поборов, насилия и грабежа, которая до сих пор издевается даже над высшей властью. На всем пространстве государства нет такого места, куда бы это чудовище не посягнуло, нет сословия, которого оно не коснулось бы. Общественная безопасность ничем у нас не обеспечена, справедливость в руках самоуправств!
Что ж удивительного, Ваше Величество, если нашлись люди, чтоб свергнуть такое положение вещей? Что ж удивительного, если они, возмущенные зрелищем униженного и страдающего Отечества, подняли знамя сопротивления, разожгли огонь мятежа, чтоб уничтожить то, что есть, и построить то, что должно быть: вместо притеснения – свободу, вместо насилия – безопасность, вместо продажности – нравственность, вместо произвола – покровительство законов, стоящих надо всеми и равных для всех. Вы, Ваше Величество, можете осудить развитие этой мысли, незаконность средств к ее осуществлению, излишнюю дерзость предпринятого, но не можете не признать в ней порыва благородного. Вы могли и имели право покарать виновных, в патриотическом безумии хотевших повалить трон Романовых, но я уверен, что даже карая их, в глубине души Вы не отказали им ни в сочувствии, ни в уважении. Я уверен, что если Государь карал, то человек прощал!

Николай I: Смелы твои слова. Значит, ты одобряешь мятеж, оправдываешь заговорщиков против государства? Покушение на жизнь монарха?

Пушкин: О нет, Ваше Величество, я оправдываю только цель замысла, а не средства. Ваше Величество, умеете проникать в души, соблаговолите проникнуть в мою и Вы убедитесь, что все в ней чисто и ясно. В такой душе злой порыв не гнездится, а преступление не скрывается!

«Сегодня я беседовал с умнейшим человеком России»
Николай I: Хочу верить, что так, и верю, у тебя нет недостатка ни в благородных побуждениях, ни в чувствах, но тебе недостает рассудительности, опытности, основательности. Видя зло, ты возмущаешься, содрогаешься и легкомысленно обвиняешь власть за то, что она сразу не уничтожила это зло и на его развалинах не поспешила воздвигнуть здание всеобщего блага. Знай, что критика легка и что искусство трудно: для глубокой реформы, которую Россия требует, мало одной воли монарха, как бы он ни был тверд и силен. Ему нужно содействие людей и времени. Нужно соединение всех высших духовных сил государства в одной великой передовой идее; нужно соединение всех усилий и рвений в одном похвальном стремлении к поднятию самоуправления в народе и чувства чести в обществе. Пусть все благонамеренные, способные люди объединятся вокруг меня, пусть в меня уверуют, пусть самоотверженно и мирно идут туда, куда я поведу их, и гидра будет побеждена! Гангрена, разъедающая Россию, исчезнет! Ибо только в общих усилиях – победа, в согласии благородных сердец – спасение. Что же до тебя, Пушкин, ты свободен. Я забываю прошлое, даже уже забыл. Не вижу пред собой государственного преступника, вижу лишь человека с сердцем и талантом, вижу певца народной славы, на котором лежит высокое призвание – воспламенять души вечными добродетелями и ради великих подвигов! Теперь… можешь идти! Где бы ты ни поселился, – ибо выбор зависит от тебя, – помни, что я сказал и как с тобой поступил, служи Родине мыслью, словом и пером. Пиши для современников и для потомства, пиши со всей полнотой вдохновения и совершенной свободой, ибо цензором твоим буду я.

Сегодня я беседовал с умнейшим человеком России»

«Бенкендорф Николаю I: Пушкин в Москве и всюду говорит о Вашем Величестве с благодарностью и величайшей преданностью.

Через несколько месяцев Бенкендорф: После свидания со мною Пушкин в Английском клубе с восторгом говорил о В.В. и побудил лиц, обедавших с ним, пить за В.В.

Я прежде вольность проповедал,
Царей с народом звал на суд.
Но только царских щей отведал,
И стал придворный лизоблюд.
А.Ф. Воейков Елистратов В.Л.

«Я смело чувства выражаю…»
Друзьям

Нет, я не льстец, когда царю
Хвалу свободную слагаю:
Я смело чувства выражаю,
Языком сердца говорю.

Его я просто полюбил:
Он бодро, честно правит нами;
Россию вдруг он оживил
Войной, надеждами, трудами.

О нет, хоть юность в нем кипит,
Но не жесток в нем дух державный:
Тому, кого карает явно,
Он втайне милости творит.

Текла в изгнаньи жизнь моя;
Влачил я с милыми разлуку,
Но он мне царственную руку
Простер – и с вами снова я.

Во мне почтил он вдохновенье,
Освободил он мысль мою;
И я ль, в сердечном умиленье,
Ему хвалы не воспою?

Беда стране, где раб и льстец
Одни приближены к престолу,
А небом избранный певец
Молчит, потупя очи долу.
А.С. Пушкин

Пушкин поддавался внутреннему преобразованию
«Пушкин любил обращать в обществе рассуждения на высокие вопросы, религиозные и общественные, о существовании коих соотечественники его, казалось, и понятия не имели. Очевидно, поддавался он внутреннему преобразованию».

«Пушкин: Золото есть дар сатаны людям, потому что любовь к золоту была источником большего количества преступлений, чем всякая другая страсть. Маммон был самый низкий и презренный из демонов, сатана искушает человека из ненависти к нему, ибо последний свободнее павшего Денницы, укоренившегося во зле.

«Идея Божества прирождена нам»
А. Тургенев: Я вижу, что у тебя самые правоверные воззрения насчет лукавого.

Пушкин: А кто же тебе сказал, что я не правоверный? Я верю Библии во всем, что касается сатаны; в стихах о падшем духе, прекрасном и коварном, заключается великая философская истина. Безобразие никого не искусило, и нас оно не очаровывает.

Идея Божества прирождена нам. Особым таинственным внутренним инстинктом мы познаем иную потустороннюю действительность. И эта действительность столь же реальна, как все, что мы можем трогать, видеть и испытывать. В народе есть врожденный инстинкт этой действительности, то есть религиозное чувство, которое народ даже и не анализирует.

«Как Пушкин созрел!»
В. Жуковский. Как Пушкин созрел, и как развилось его религиозное чувство! Он несравненно более верующий, чем я!

А. Смирнова: Я думаю, что Пушкин серьезно верующий, но он про это мало говорит. Глинка рассказал мне, что он застал его однажды с Евангелием в руках, причем Пушкин сказал ему: «Вот Единственная книга в мире: в ней все есть».

Вышеупомянутый Барант сообщает Смирновой после одного философского разговора с Пушкиным: «Я и не подозревал, что у него такой религиозный ум, что он так много размышлял над Евангелием».

«Нескудно наделил Творец нашего поэта…»
«Епископ Антоний (Храповицкий): Не нужно забывать, что в земной деятельности человеческой высшие дары небесные (а ими нескудно наделил Творец нашего поэта) проявляются в бренной человеческой оболочке; что задача нравственной жизни есть постепенное отрешение от всего, что есть в этой оболочке низменного, чувственного, себялюбивого и жестокого; что в широте натуры лежит возможность и глубокого отклонения от нравственного идеала, но вместе и возможность самого возвышенного ему служения.

Пушкин: Я женат. Женат – или почти. Все, что бы ты мог сказать мне в пользу холостой жизни и противу женитьбы, все уже мною передумано. Я хладнокровно взвесил выгоды и невзгоды состояния мною избираемого. Молодость моя прошла шумно и бесплодно. До сих пор я жил иначе как обыкновенно живут. Счастья мне не было.

«Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать»

Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино – печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и гор
Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть – на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
А.С. Пушкин
«Обманчивая надежда. Она-то и ускорила его закат печальный, хотя и блеснула на него улыбкою прощальной. Он уже сознательно трудился над переработкою в себе внутреннего нравственного строя; но сознавал, что трудился не особенно успешно, по той именно причине, что много грехов тяготело над его душою и грех тянул его на старую стезю к погибели».

«Исполнились мои желания»
Мадонна

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный Спаситель –
Она с величием, он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
А.С. Пушкин Karkun
«Я полюбил ее…»
«Когда я увидел ее в первый раз, красоту ее едва начинали замечать в свете. Я полюбил ее, голова у меня закружилась, я сделал предложение… Чтобы угодить ей, я согласен принести в жертву свои вкусы, все, чем я увлекался в жизни, мое вольное, полное случайностей существование».

Диалог
«Пушкин. Что вы думаете о моем положении? Скажите откровенно?

Врач. Не могу скрыть от вас, вы в опасности.

Пушкин. Скажите лучше, умираю?

Врач. Считаю долгом не скрывать от вас и того.

Пушкин. Благодарю вас, вы поступили как честный человек.

Арендт. Еду к Государю, не прикажете ли что сказать ему?

Пушкин. Скажите, что умираю, и прошу у него прощения за себя и за моего секунданта.

Врач. Не желаете ли вы исповедаться и причаститься?

Врач. За кем прикажете послать?

Пушкин. Возьмите первого ближайшего священника.

Николай I. (Арендту) Повелеваю тебе немедленно ехать к умирающему, прочитать ему письмо, собственноручно мною к нему написанное, и тотчас обо всем донести. Я не лягу, я буду ждать. Письмо же возвратить.

Пушкин. (Раскрыв письмо) Если Бог не велит нам более увидеться, посылаю тебе мое прощение и вместе мой совет: исполнить долг христианский. О жене и детях не беспокойся: я беру их на свое попечение.

Пушкин вместо ответа поцеловал письмо и долго не выпускал из рук: Отдайте мне это письмо, я хочу умереть с ним.

Арендт. Я испрошу на то позволения у Государя.

Врач. Прибыл и священник, именно о. Петр, что в Конюшенной» Лена М.

Однажды странствуя среди долины дикой,
Незапно был объят я скорбию великой
И горько повторял, метаясь, как больной:
«Что делать буду я? Что станется со мной?»

«О горе, горе нам! Вы, дети, ты, жена! –
Сказал я, – ведайте: моя душа полна
Тоской и ужасом; мучительное бремя
Тягчит меня. Идет! уж близко, близко время:
Наш город пламени и ветрам обречен;
Он в угли и золу вдруг будет обращен,
И мы погибнем все, коль не успеем вскоре
Обресть убежище; а где? О горе, горе!»

Мои домашние в смущение пришли
И здравый ум во мне расстроенным почли.

«Жуковский. Может быть, увижу Государя; что мне сказать ему от тебя?

Пушкин. Скажи, что мне жаль умереть; был бы весь его. (Карамзиной) Перекрестите меня. (Карамзина крестит) Жду царского слова, чтобы умереть спокойно.

Николай I. Скажи ему от меня, что я поздравляю его с исполнением христианского долга; о жене же и детях он беспокоиться не должен.

Пушкин. Вот как я утешен! Скажи Государю, что я желаю ему долгого-долгого царствования, что я желаю ему счастья в его сыне, что я желаю ему счастья в его России.

Данзас. Не поручишь ли ты чего-нибудь, в случае смерти, касательно Дантеса?

Пушкин. Требую, чтобы ты не мстил за мою смерть; прощаю ему и хочу умереть христианином» Мальчик Banananchik.

Высоко над семьею гор,
Казбек, твой царственный шатер
Сияет вечными лучами.
Твой монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег,
Парит, чуть видный, над горами.
Далекий, вожделенный брег!
Туда б, сказав «прости» ущелью,
Подняться к вольной вышине!
Туда б, в заоблачную келью,
В соседство Бога скрыться мне.
А.С. Пушкин
Все грешил и каялся…
«Один все грешил и каялся, – и так всю жизнь. Наконец, покаялся и умер. Злой дух пришел за его душой и говорит: «Он мой». Господь же говорит: «Нет, он каялся». «Да ведь хоть каялся и опять согрешал», – продолжал дьявол. Тогда Господь ему сказал: «Если ты, будучи зол, принимал его опять к себе после того, как он Мне каялся, то как же Мне не принять его после того, как он, согрешив, опять обращался ко Мне с покаянием? Ты забываешь, что ты зол, а Я благ».

Преподобный Амвросий (Оптинский) Елена Лайм

Он родился христианином… и умер христианином
«Великие люди как люди, без сомнения, глубоко иногда падают, но зато и восстают, и каются, и прошлое смывают, заглаждают, и являются опять-таки великими в своем восстании. Он родился христианином, жил полухристианином и полуязычником, а умер христианином, примиренным со Христом и Церковью» Зачем.
«О чем нам следует молиться в эту минуту? О, о многом. О почившем, а еще больше о себе, чтобы с его примера не разливался между нами языческий культ. Посмотрите, до него все наши лучшие писатели, Ломоносов, Державин, Карамзин, Жуковский, были истинные христиане. С него же, наоборот, лучшие писатели стали прямо и открыто совращаться в язычество, каковы Белинский, Тургенев, граф Лев Толстой.
Помолимся о том, чтобы подражатели великого поэта в следовании языческому культу по вере и нравам, последовали за ним и в усилиях его переделать свой нравственный строй по высочайшему, безупречно чистому идеалу Христова Евангелия, в его искреннем раскаянье в последние минуты жизни и в христианской кончине, по примирении с Богом и совестью и Церковью Христовою».

Архиепископ Никанор (Бровкович)

Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей –
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
А.С. Пушкин
Пушкин А.С. Собр. соч.: В 10 т. М., 1959. Т. II. С. 206.
Цит. по: Мадорский А. Сатанинские зигзаги Пушкина. М., 1998. С. 8.
Анненков П.В. Александр Сергеевич Пушкин в александровскую эпоху. СПб., 1874. С. 15.
Григорьев А.А. Собр. соч. Вып. 6. М., 1915. С. 10.
Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 22 т. М., 1983. Т. 15. С. 187.
Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 6 т. М., 1937. С. 59.
Мадорский А. Сатанинские зигзаги Пушкина. М., 1998. С. 10.
Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 6 т. М., 1937. С. 291–292.
Ежегодная богословская конференция. М., 1997. С. 78.
Мадорский А. Сатанинские зигзаги Пушкина. М., 1998. С. 10.
А.С. Пушкин: путь к Православию. М., 1996. С. 215.
Там же.
Лермонтов М.Ю. Избран. соч.: В 2 т. М., 1959. Т. I. С. 170.
Соловьев В.С. Литературная критика. М., 1990. С. 194–198.
Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 6 т. М., 1937. С. 59.
А.С. Пушкин: путь к Православию. М., 1996. С. 185–186.
Пушкин А.С. Собр. соч.: В 10 т. М., 1959. Т. I. С. 44.
Шильдер Н.К. Николай I. СПб., 1867. Т. I. С. 427.
Пушкин А.С. Собр. соч.: В 10 т. М., 1959. Т. I. С. 44.
А.С. Пушкин: путь к Православию. М., 1996. С. 31–32.
Пушкин А.С. Собр. соч.: В 10 т. М., 1959. Т. II. С. 16.
Полярная звезда. М., 1968. Кн. 6. С. 108–112.
Там же. С. 121.
Там же. С. 125.
Мадорский А. Сатанинские зигзаги Пушкина. М., 1998. С. 9.
Пушкин А.С. Собр. соч.: В 10 т. М., 1959. Т. IX. С. 53.
Пушкин А.С. Собр. соч.: В 10 т. М., 1959. Т. II. С. 13.
Мадорский А. Сатанинские зигзаги Пушкина. М., 1998. С. 3.
Пушкин А.С. Собр. соч.: В 17 т. М., 1937–49. Т. IV. С. 27.
Мадорский А. Сатанинские зигзаги Пушкина. М., 1998. С. 113.
Пушкин А.С. Собр. соч.: В 17т. М., 1937–49. Т. I. С. 165.
Мадорский А. Сатанинские зигзаги Пушкина. М., 1998. С. 121.
Пушкин А.С. Собр. соч.: В 17 т. М., 1937–49. Т. II. С. 165.
Васильев Б.А. Духовный путь Пушкина. М., 1994. С. 47.
Пушкин А.С. Собр. соч.: В 17 т. М., 1937–49. Т. V. С. 166.
Полярная звезда. М., 1968. Кн. 6. С. 108–112.
Пушкин А.С. Собр. соч.: В 17 т. М., 1937–49. Т. III. С. 222.
Там же. Т. VIII. С. 160.
Там же. Т. VIII. С. 199.
Там же. Т. III. С. 651.
А.С. Пушкин: путь к Православию. М., 1996. С. 185–186.
Там же. С. 189.
Крылов И.А. Соч.: В 2 т. М., 1969. Т. I. С. 178.
Пушкин А.С. Собр. соч.: В 17 т. М., 1937–49. Т. VI. С. 340.
А.С. Пушкин: путь к Православию. М., 1996. С. 192.
Пушкин А.С. Собр. соч.: В 17 т. М., 1937–49. Т. I. С. 243.
Там же. Т. XIII. С. 144.
Там же. Т. III. С. 225.
Там же. Т. XIV. С. 411.
Соловьев В.С. Литературная критика. М., 1990. С. 249–260.
Ежегодная богословская конференция. М., 1997. С. 81.
Пушкин А.С. Собр. соч.: В 17 т. М., 1937–49. Т. III. С. 104.
Ежегодная богословская конференция. М., 1997. С. 81.
А.С. Пушкин: путь к Православию. М., 1996. С. 157.
Пушкин А.С. Собр. соч.: В 17 т. М., 1937–49. Т. III. С. 212.
А.С. Пушкин: путь к Православию. М., 1996. С. 287.
Там же. С. 289–293.
Там же. С. 296.
Там же. С. 294.
Пушкин А.С. Собр. соч.: В 17 т. М., 1937–49. Т. III. С. 48.
А.С. Пушкин В воспоминаниях современников. М., 1974. Т.I. С.142-143
А.С. Пкшкин: путь к Православию. М., 1996. С. 98.
Пушкин А.С. Собр. соч.:В 10 т. М., 1959. Т.Х. С. 19.
Пушкин А.С. Собр. соч.: В 17 т. М., 1937-49. Т.III.С. 228.
А.С. Пушкин путь к Православию. М., 1996. С. 197.
Пушкин А.С. Собр. соч.: В 10 т.М., 1937-49. Т.III.С. 224.
Мадорский А.Сатанинские зигзаги Пушкина. М.,1998.С.120.
А.С.Пушкин: путь к Православию. М., 1996. С. 198.
Там же.С. 143.
Там же.С. 200-202.
Пушкин А.С. Собр. соч.:В 10 т.М., 1959. Т. II. С. 440- 442.
Мадорский А. Сатарирские зигзаги Пушкина, М., 1998. С. 348.
А.С. Пушкин: путь к Православию. М., 1996. С. 203- 204.
Друзья Пушкина. М., 1984. Т. I. С. 372.
Пушкин А.С. Собр.соч.: В 10 т. М., 1959. И. II. С.269.
Мадорский А. Сатанинские зигзаги пушкина, М., 1998. С. 347.
А.С. Пушкин: путь к Православию. М., 1996. С. 207.
Там же. С. 208-211.
Пушкин А.С. Собр. соч.: В 10 т. М., 1959. Т. II. С.456.

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *