какие суждения о морали верны мораль закрепляет
Тест по духовной сфере: понятия мораль, патриотизм, гуманизм(на основе ФИПИ)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
1.Верны ли следующие суждения о морали? А. Исполнение человеком моральных норм в определённой мере зависит от отношения общества к этим нормам и их нарушению. Б. Моральные нормы отражают представления общества о прекрасном и безобразном.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
2.Известен жизненный девиз выдающегося россиянина, «святого доктора» Ф.П. Гааза:
«Спешите делать добро». Эти слова выражают принцип
1) искусства 2) морали 3) политики 4) экономики
3. Верны ли следующие суждения о морали? А. Понятие «мораль» используется для характеристики социальных перемещений индивида. Б. Мораль опирается на совесть человека и общественное мнение.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
4.Установите соответствие между признаками и областями (формами) культуры: к каждому
элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИЗНАКИ ОБЛАСТИ (ФОРМЫ) КУЛЬТУРЫ:
А) процесс приобщения к знаниям о мире Б) является способом регулирования поведения В) формирует научную картину мира Г) поддерживается силой общественного мнения Д) воздействует преимущественно на эмоции человека
1) образование 2) мораль
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
5.Верны ли следующие суждения о морали?
А.Государство регулирует исполнение гражданами норм морали с помощью аппарата принуждения. Б.Отношение окружающих может повлиять на соблюдение человеком моральных норм.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
1) идеализма 2) патриотизма 3) гуманизма 4) порядочности
7. Верны ли следующие суждения о культуре? А. Культура развивается как за счёт новаторских достижений, так и за счёт сохранения традиций. Б.Культурные ценности всегда приносят практическую пользу.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
8. Процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется
1) нравственность 2) образование 3) искусство 4) творчество
9. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А) Вторая половина XX века отмечена достижениями науки и техники.
(Б) Наиболее развитые страны мира увеличивают финансирование науки и образования, создания новых технологий. (В) Главное, чтобы расширение научнотехнических возможностей человечества всегда использовалось во благо общества.
1) отражают факты 2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
10.Верны ли следующие суждения о морали?
А. Исполнение норм морали обеспечивается поддержкой общественного мнения.
Б. Исполнение требований морали закреплённая в законе обязанность каждого гражданина государства.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
11.Что из перечисленного отличает мораль от других форм (областей) духовной культуры?
1) опора на представления о добре и зле 2) определение образцов прекрасного
3) стремление к установлению научной истины 4) опора на принудительную силу государства
12.Как называют форму (область) духовной культуры, в которой находят отражение нравственные нормы и оценки поведения человека, группы или общества в целом?
1) мораль 2) искусство 3) наука 4) идеология
13.Для обозначения особых духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, окружающей среде и самому себе с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости, используют термин
1) гуманизм 2) гражданственность 3) право 4) мораль
14.Верны ли следующие суждения о морали? А. Мораль помогает человеку строить гармоничные отношения с другими людьми. Б. Мораль опирается на совесть человека и общественное мнение.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
15.Верны ли следующие суждения о культуре? А. В широком смысле культурой можно назвать всё, что создано и создаётся человечеством в процессе преобразования природы.
Б. В основе культуры творческая деятельность человека.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
16.Верны ли следующие суждения об особенностях духовной культуры? А. К духовной культуре относятся средства производства и предметы труда. Б. Духовная культура связана с формированием и распространением ценностей добра, красоты. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
1) искусства 2) морали 3) политики 4) экономики
18.«Не желай другому человеку зла», – один из принципов
1) морали 2) науки 3) права 4) этикета
19.Совокупность норм поведения человека в обществе, основанных на представлениях о добре и зле, это
1) мораль 2) право 3) культ 4) религия
20.Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А) Каждый ученик изучает сегодня в школе большое количество учебных предметов. (Б) Такое многообразие, несомненно, полезно, т.к. помогает решать сложные образовательные и воспитательные задачи, стоящие перед школой. (В) Однако, дальнейшее расширение круга изучаемых предметов может отрицательно сказаться на здоровье учащихся. Определите, какие положения текста
1) отражают факты 2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
21.Верны ли следующие суждения о патриотизме? А. Патриотизм проявляется в готовности подчинить свои интересы интересам Родины. Б. Патриотизм проявляется в уважении к историческим традициям своего Отечества.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
22.Верны ли следующие суждения о морали? А.А.Мораль регулирует деятельность человека и общества. Б.Главным внутренним «контролёром» человека в вопросах морали является его совесть.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
23.Верны ли следующие суждения о морали?
А.Нравственная оценка поступка связана с пониманием добра и зла. Б.Совесть главный «контролёр» человека в вопросах морали.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
24.Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А) 25летним и 55летним гражданам, участвующим в социологическом опросе, был задан вопрос: «Чем объясняется повышение значения науки в современном мире?». (Б) Большинство 25летних опрошенных связывают повышение значения науки с тем, что научные открытия способствуют развитию техники и технологий, а большая часть 55 летних с тем, что научные открытия помогают побеждать болезни. (В) Примечательно, что люди старшего возраста связывают повышение значения науки с её социальными функциями. Определите, какие положения текста
1) отражают факты 2) выражают мнения
25.Как называют форму (область) духовной культуры, в которой находят отражение нравственные нормы и оценки поведения человека, группы или общества в целом?
1) мораль 2) искусство 3) наука 4) мировоззрение
26.Науку как форму культуры отличает
1) стремление к получению объективных знаний 2) вера в сверхъестественные силы
3) отражение мира в художественных образах 4) ориентация на представления о добре и зле
27.И.С. Тургенев считал, что «добро по указу не добро». В этом высказывании выражается
1) научная истина 2) правовая норма 3) экономический закон 4) нравственный принцип
28.Верны ли следующие суждения о патриотизме? А. Патриотизм не исключает уважения к другим народам. Б. Патриотизм проявляется в готовности служить процветанию своего Отечества.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
29.Верны ли следующие суждения о нравственных ценностях? А. Патриотизм проявляется в искренних переживаниях за судьбы Родины. Б. Гуманизм предполагает признание высшей ценности человека.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
30.Верны ли следующие суждения о морали? А. Мораль регулирует отношения людей с позиций добра и зла. Б. К моральным ценностям можно отнести гражданственность и патриотизм.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
31.Верны ли следующие суждения о патриотизме?
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
32.Верны ли следующие суждения о морали? А. Нормы морали выражают представления о добре и зле. Б. Общество заинтересовано в том, чтобы его члены выполняли требования морали.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
33.Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Наверное, мы не найдём ни одного, даже самого примитивного, человеческого общества, не создавшего свою культуру.
(Б) Человек в течение своей жизни преобразовывает самого себя и окружающий мир.
(В) Неслучайно по уровню развития культуры оценивают общественный прогресс.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты 2) выражают мнения
34.Верны ли следующие суждения о патриотизме?
35.Верны ли следующие суждения о морали? А. Нормы морали фиксируются в законах и подзаконных актах государства. Б. Самоконтроль человека основа морального регулирования его поведения.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Какие суждения о морали верны мораль закрепляет
Верны ли следующие суждения о морали?
А. Главным «контролёром» человека в вопросах морали является его совесть.
Б. Демократическое государство обеспечивает соблюдение гражданами моральных норм путём применения законов.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Суждение А верно. Соблюдение моральных норм связано прежде всего с внутренними побуждениями, совестью человека, хотя за их несоблюдение можно подвергнуться общественному порицанию.
Суждение Б неверно, т.к моральные нормы выражаются в общественном мнении, их реализация не нуждается в принудительной силе государства (законах).
Правильный ответ указан под номером: 1
Верны ли следующие суждения о морали?
А. Мораль на протяжении всего существования человечества определяет нормы и правила поведения.
Б. Специфическую черту морали составляет нравственная оценка поступков и побуждений к ним.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Мораль это правила поведения, они существовали с самого начала появления человеческого общества.
Правильный ответ указан под номером: 3
Верны ли следующие суждения о морали?
А. Мораль является одним из наиболее важных социальных регуляторов.
Б. Моральные нормы возникают вместе с государством и обеспечиваются силой его принуждения.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Мораль — это специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни.
Правильный ответ указан под номером 1.
Верны ли следующие суждения о нормах права?
А. Нормы права обеспечиваются принудительной силой государства.
Б. Нормы права закрепляют в официальных документах все моральные ценности общества.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Нормы права устанавливаются и регулируются государством, они официально закреплены в письменно форме.
Нормы права и нормы морали — это два вида социальных норм, но нормы морали официально не закреплены законодательством. Некоторые моральные ценности закрепляются с помощью норм права, но не все.
Мораль — это представление людей о добре и зле, хорошем и плохом.
Правильный ответ указан под номером 1.
Верны ли следующие суждения о нормах права?
А. В ситуации, когда правовые нормы соответствуют требованиям морали, гражданину проще их принять и соблюдать.
Б. В правовых нормах выражено общественное мнение по поводу того или иного поступка.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Моральные требования очень часто совпадают с нормами права — он воспринимает их как законопослушный гражданин и как полноценный участник общество.
В нормах морали выражено мнение общество, а в правовых — правила поведения, установленные и охраняемые государством.
Правильный ответ указан под номером 1.
Верны ли следующие суждения о социальных нормах? Социальные нормы
А. включают в себя как универсальные, неизменные с течением времени, так и актуальные только в определённые эпохи правила поведения.
Б. существуют исключительно в виде неписаных правил, передающихся из поколения в поколение.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Социальные нормы — установленные в обществе правила поведения, регулирующие отношения между людьми, общественную жизнь. Обычаи, традиции, нормы морали, правовые нормы, религиозные нормы, политические нормы, эстетические нормы — все это социальные нормы. Сред них есть неизменные с течением времени (нормы морали), а есть актуальные только в опредмеченные эпохи правила поведения, например обычай защиты чести среди дворян на дуэли т. д.
Социальные нормы существует как в виде неписаных правил, так и в виде правовых норм, один из признаков которых — письменная форма.
Правильный ответ указан под номером: 1.
Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. В социальных нормах отражаются ценностные представления общества.
Б. Традиции и обычаи являются разновидностями социальных норм.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Суждение А верно. Например нормы морали, являющиеся разновидностью социальных норм, отражают ценностные представления общества.
Суждение Б верно. Традиции и обычаи − вид социальных норм.
Правильный ответ указан под номером: 3.
Верны ли следующие суждения о правовых нормах?
А. Правовые нормы представляют собой общеобязательные правила, охраняемые силой государства.
Б. Право, в отличие от морали, опирается на общечеловеческие ценности.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Б — неверное суждение, так как мораль также опирается на общечеловеческие ценности.
Правильный ответ указан под номером: 1.
Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. Моральные нормы обязательно фиксируются в письменных источниках.
Б. Порядок применения правовых норм отличается от порядка применения норм морали.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А — неверно, в основном в устной форме. Б — верно, применяет правовые нормы государство.
Верны ли следующие суждения о социальном контроле?
А. Общество осуществляет контроль посредством писаных правил и норм.
Б. Одной из форм социального контроля является стратификация.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А. Общество может осуществляет контроль путем моральных норм, традиций, обычаев и других неписанных норм.
Б Стратификация не является формой морали
Правильный ответ: 1
Но там же нет слова ТОЛЬКО. Там сказано, что общество осуществляет контроль. И это верно. Почему такие некорректные задания? Почему надо догадываться, что имеет ввиду автор?
Задания данной группы давно отсутствую в ЕГЭ, советую вам решать другие типы заданий с 1 по 29. И да, Вы правы, здесь ошибка. Сейчас ее исправим.
Верны ли следующие высказывания о морали?
А. Мораль и этику часто используют как синонимы.
Б. Этика относится к системе принципов, а мораль обозначает взгляды, основанные на практике.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Мораль — понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и долженствование, через которые человек проявляет себя как разумное, сознательное и свободное создание (существо). Как и понятие «этика», понятие «Мораль». формулируется в филос. размышлении с целью обобщения тех сторон человеческой жизни, которые обозначились понятиями «благо (добро) и зло», «добродетель и порок», «справедливость и своенравность», «правильное и неправильное», а также «склад характера», «нормы и принципы поведения», «достоинство» и т. д. Соотвественно оба верны.
Какие суждения о морали верны мораль закрепляет
В приведённом ниже ряду, найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий, и запишите это слово (словосочетание).
Совесть, долг, зло, справедливость, добро, мораль.
Мораль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Добро, гуманизм, совесть, честь — это категории морали.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФОРМА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
---|---|
Религия | Взгляды и представления людей, основанные на вере в сверхъестественное |
. | Сфера ценностей (оценок) и норм (правил), регулирующих жизнь с позиций гуманизма, добра и справедливости |
Мораль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите данное слово (словосочетание).
Добро; долг; мораль; совесть; честь.
Все представленные понятия относятся к категориям морали.
Выберите верные суждения о морали и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Моральные нормы отражают потребности общества.
2) Мораль всегда формализована в нормативных правовых актах.
3) Мораль помогает человеку оценивать события общественной жизни.
4) Основой морали является внутренняя мотивация человека и его самоконтроль.
5) Мораль всегда обеспечивает взаимопонимание людей в социуме.
Мораль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
1) Моральные нормы отражают потребности общества — да, верно.
2) Мораль всегда формализована в нормативных правовых актах — нет, неверно.
3) Мораль помогает человеку оценивать события общественной жизни — да, верно.
4) Основой морали является внутренняя мотивация человека и его самоконтроль — да, верно.
5) Мораль всегда обеспечивает взаимопонимание людей в социуме — нет, неверно, не всегда.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
Мораль играет особую роль в регулировании жизни общества. Она представляет собой форму _______(А), особые духовные правила, регулирующие поведение человека с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.
Мораль не только регулирует _______ (Б) между людьми. Она участвует в формировании индивидуального морального сознания и _______ (В) человека. Цель _______ (Г) состоит в формировании свободной и ответственной духовной личности, способной к _______ (Д). Кроме того, мораль представляет собой особого рода _______ (Е): через мораль человек познаёт законы добра, различные формы проявления добра и зла в мире, получает представление о таких понятиях, как жизнь, справедливость, счастье».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
1) практический опыт
2) нравственное воспитание
4) ценностное знание
6) общественное сознание
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова:
Исходя из контекста, последовательность 639274 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.
Выберите верные суждения о морали и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Мораль изучает одна из философских дисциплин — эстетика.
2) Способность человека выбирать между добром и злом называется моральным выбором.
3) Нормы морали являются разновидностью социальных норм.
4) Мотивационная функция морали означает, что мораль является побудительным условием к совершению поступков.
5) Воспитательная функция морали обеспечивает регуляцию общественных отношений.
1) Мораль изучает одна из философских дисциплин — эстетика. Нет, неверно, мораль изучает этика.
2) Способность человека выбирать между добром и злом называется моральным выбором. Да, верно.
3) Нормы морали являются разновидностью социальных норм. Да, верно, они регулируют общественные отношения на основе представлений о добре и зле.
4) Мотивационная функция морали означает, что мораль является побудительным условием к совершению поступков. Да, верно, поступки совершаются исходя из представлений о добре и зле.
5) Воспитательная функция морали обеспечивает регуляцию общественных отношений. Нет, неверно, ее обеспечивает регулятивная функция морали.
Выберите верные суждения о морали и моральных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Мораль — это совокупность поддержанных общественным мнением социальных норм, которые регулируют разнообразные отношения людей на основе сложившихся в обществе представлений о добре и зле.
2) К функциям морали относят оценочную, воспитательную и контролирующую.
3) Моральные нормы устойчивы и неизменны.
4) Мораль — это компонент духовной культуры общества и форма общественного сознания.
5) Нарушение моральных норм всегда влечет за собой государственные санкции.
1) Мораль — это совокупность поддержанных общественным мнением социальных норм, которые регулируют разнообразные отношения людей на основе сложившихся в обществе представлений о добре и зле. Да, верно, это одно из определений данного понятия.
2) К функциям морали относят оценочную, воспитательную и контролирующую. Да, верно, это некоторые функции морали.
3) Моральные нормы устойчивы и неизменны. Нет, неверно, они относительны и меняются со временем.
4) Мораль — это компонент духовной культуры общества и форма общественного сознания. Да, верно.
5) Нарушение моральных норм всегда влечет за собой государственные санкции. Нет, неверно, только если моральные нормы совпадают с правовыми.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Области (сферы) духовной культуры | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
---|---|
. | Специфический способ регуляции общественной жизни c позиций гуманизма, добра и справедливости, цель которого — утверждать ценность личности, равенство людей в их стремлении к счастью и достойной жизни |
Образование | Целенаправленный процесс обучения и воспитания |
Специфический способ регуляции общественной жизни c позиций гуманизма, добра и справедливости, цель которого — утверждать ценность личности, равенство людей в их стремлении к счастью и достойной жизни — мораль.
Готовясь к выступлению на конференции по теме «Мораль как социальный регулятор», Ирина прочитала статью о морали и праве. Какие отличия морали от права могли быть раскрыты в статье? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) оказывает влияние на социализацию личности
2) характеризует отношения между людьми и социальными группами
3) действует непосредственно с опорой на авторитет общественного мнения и совесть человека
4) оценивает социальные явления и процессы с позиций добра и зла
5) закрепляется в общественном сознании и не требует письменной фиксации
6) включает в свою структуру нормы
1) оказывает влияние на социализацию личности — нет, неверно, и мораль и право влияют на данный процесс.
2) характеризует отношения между людьми и социальными группами — нет, неверно, и мораль и право регулируют, а значит и характеризуют отношения между людьми и социальными группами.
3) действует непосредственно с опорой на авторитет общественного мнения и совесть человека — да, верно, право действует с опорой на государственное принуждение.
4) оценивает социальные явления и процессы с позиций добра и зла — да, верно, это две ключевые категории морали.
5) закрепляется в общественном сознании и не требует письменной фиксации — да, верно, право фиксируется в нормативно-правовых актах и других источниках права.
6) включает в свою структуру нормы — нет, неверно, существуют как моральные, так и правовые нормы.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мораль в системе социальных норм». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
При анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;
— корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие и виды социальных норм:
2. Особенности норм морали:
а) ориентированы на ценности, образцы поведения;
б) имеют неформальный характер;
в) регулируются общественным мнением, совестью человека;
г) имеют исторический характер.
3. Структура морали:
а) нравственные категории;
в) воспитательная и т.д.
5. Мораль и нравственность.
7. Взаимосвязь морали и других регуляторов.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
Отсутствие 1, 2, 3 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
«Главная функция морали — регулятивная. Мораль выступает как способ регулирования __________(А) в обществе и саморегулирования поведения индивида. Причем способ специфически социальный: он появляется тогда, когда __________(Б) уже не справляются с усложнившейся организацией общественной жизни (родовой, трудовой, семейно-бытовой и пр.). При этом формирующаяся мораль изначально опирается на хотя бы минимальную __________(В) от естественных условий существования. Моральная регуляция имеет смысл и нужна там, где есть хоть какой-нибудь выбор линии поведения, элементарная возможность предпочесть один поступок другому.
Конечно, по мере своего развития общество изобрело много других способов регуляции __________(Г): правовой, административный, технический и пр. Однако моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Во-первых, потому, что не нуждается ни в каком организационном подкреплении в виде различных учреждений, __________(Д) и т.д. А во-вторых, потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение __________(Е) соответствующих норм и принципов его поведения в обществе.»
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) карательные органы | 2) общественные отношения | 3) свобода человека |
4) поведение людей | 5) индивид | 6) социальные нормы |
7) представления о добре | 8) естественно-природные регуляторы | 9) эстетика |
В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
Исходя из контекста, последовательность 483215 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мораль в системе социальных норм». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
При анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;
— корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Виды социальных норм:
2. Особенности норм морали:
а) ориентированы на ценности, образцы поведения;
б) имеют неформальный характер;
в) регулируются общественным мнением, совестью человека;
г) имеют исторический характер.
3. Структура морали:
а) нравственные категории;
5. Мораль и нравственность.
7. Взаимосвязь морали и других регуляторов.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
Отсутствие 1, 2, 3 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «мораль»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о происхождении морали;
− одно предложение, раскрывающее интегративную функцию морали.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношение людей в социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом. (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение с информацией о происхождении морали, например: Мораль возникла естественно-историческим путём и восходит к обычаю. (Может быть составлено другое предложение, о происхождении морали.)
3) одно предложение, раскрывающее интегративную функцию морали, например: интегративная функция морали заключается в обеспечении необходимой стабильности и целостности общества. (Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса интегративную функцию морали).
Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «мораль»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о любой из функций морали в обществе;
− одно предложение, раскрывающее любую категорию морали.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
1) смысл понятия, например: форма (область) культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)
2) одно предложение с информацией о любой из функций морали в обществе, опирающейся на знания курса, например: «Мораль направляет сознание и регулирует поведение людей во всех сферах жизни»;
(Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о любой из функций морали.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую категорию морали, например: «Одна из категорий морали долг — обязанность действий индивида в соответствии с обязательными требованиями общества».
Могут быть составлены другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса любую из категорий морали
Выберите верные суждения о морали и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Моральные нормы отражают потребности общества.
2) Моральные нормы всегда закреплены в письменной форме.
3) Мораль изучает специальная философская дисциплина — этика.
4) Способность человека выбирать между добром и злом называется моральным выбором.
5) Регулятивная функция морали обеспечивает рассмотрение поступков в координатах добра и зла.
1) Моральные нормы отражают потребности общества. Да, верно.
2) Моральные нормы всегда закреплены в письменной форме. Нет, неверно, нормы морали, как правило, не зафиксированы в письменной форме, это относится к нормам права.
3) Мораль изучает специальная философская дисциплина — этика. Да, верно.
4) Способность человека выбирать между добром и злом называется моральным выбором. Да, верно.
5) Регулятивная функция морали обеспечивает рассмотрение поступков в координатах добра и зла. Нет, неверно, это оценочная функция.
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «мораль».
1) социальная норма
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Эксперимент и гипотеза относятся к научному познанию, а не к социальным нормам.
Правильный ответ 24. Санции и гипотеза это структура правовой нормы!
То, что санкции — это структура правовой нормы, не значит, что понятие «санкции» не относится к понятию «мораль».
Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения того, что уровень нравственности является интегральным критерием прогресса.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
В социальной системе непрерывно происходят процессы, которые могут приводить как к возникновению новых элементов, так и к исчезновению ранее существовавших элементов и отношений. Речь идёт о проблеме социальных изменений.
Существуют две основные формы социальных изменений: эволюция и революция. Равновесной моделью социальных изменений является эволюция. Ещё социолог Г. Спенсер определял эволюцию как постепенный процесс появления всё более сложных социальных форм.
Неравновесной моделью социальных изменений выступает революция. Социальная революция — это такой способ перехода к новому качеству, при котором социальная система оказывается в неустойчивом состоянии: происходит её дестабилизация, нарушается баланс социальных сил.
Социальный прогресс следует понимать как одну из форм развития общества, основанную на таких необратимых изменениях в нём, в результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального благосостояния и духовного развития личности.
Прогресс как понятие можно применять как к системе в целом, так и к отдельным её элементам. Отношение к результатам социального прогресса в науке далеко не однозначно. Часть учёных считают, что надежды на безграничный прогресс не оправдались, что социальные изменения более сложны и противоречивы, типы и темпы их различны. Возможно застойное, попятное развитие общества, движение по кругу. Однако понятие «прогресс» до сих пор используется при характеристике социальных изменений.
Для определения уровня прогрессивности того или иного общества традиционно использовались два критерия: уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Чем более прогрессивно общество, тем более высоки эти критерии. В современной социальной науке оба этих критерия подвергаются сомнению в связи с изменением характера труда (труд становится всё более интеллектуальным, а значит, сложнее поддаётся количественному учёту) и усложнением социального поведения человека (феномен «бегства от свободы», открытый Э. Фроммом). В научных дискуссиях о «цене прогресса» постепенно начинает выделяться и утверждаться третий критерий — уровень нравственности в обществе. По-видимому, этому критерию предстоит, развившись и оформившись, стать интегральным критерием, отражающим важнейшие тенденции изменения общественных отношений.