какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты

РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Политическое поведение, как и любое поведение людей, регулируется обществом и государством в различных фор-мах.

Во-первых, велико значение правового регулирования. Законы содержат нормы, которые в интересах безопасности общества и государства, охраны нравственности устанавливают ограничения на использование гражданских прав и свобод.

Во-вторых, важно, чтобы в обществе утверждались демократические ценности, определяющие цивилизованные правила игры на политической арене. Политические и моральные правила могут влиять на политическое поведение тогда, когда они поддерживаются общественным мнением.

В-третьих, большое значение имеет организованность субъектов политики. Наличие организаций, деятельность которых соответствует требованиям закона, уменьшает роль стихийных проявлений в политической жизни, делает поли-тическое поведение более ответственным, увеличивает воз-можность его регуляции.

В-четвертых, политическое образование и распространение правдивой политической информации делают политическое поведение более рациональным, предоставляют субъектам политики эффективные и одновременно цивилизованные способы достижения политических целей.

В-пятых, многое зависит от политических лидеров, их умения снимать чрезмерную политическую напряженность и возбуждение массы, содействовать рационализации предпринимаемых действий, от их способности вести за собой последователей по пути соблюдения правовых, политических и моральных норм. Эффективное действие названных факторов позволяет при высоком уровне активности субъек-

тов политики удерживать политическую жизнь в рамках норм, признанных обществом и государством.

р Основные понятия: политическое сознание, политическая идеология, либерализм, консерватизм, социал-демократиче-ская идеология, коммунистическая идеология, национализм, идеология фашизма, политическая психология, политическое поведение.

ВЙИ Термины: социально-политическая теория, политическая программа, политическая пропаганда.

1) Чем понятие «политическое сознание» отличается от понятия «политические знания»? 2) Чем различаются два уровня политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретический? Какова связь между ними? 3) Что такое идеология? Какую роль она играет в политической жизни? 4) Каковы основные идеи и ценности каждой из идеологий, оказавших влияние на события XX в.? 5) Что изучает политическая психология? 6) Что называется поли-тическим поведением? 7) Каковы мотивы политического по-ведения? 8) Как различаются формы политического поведе-ния? Приведите примеры.

Подумайте, обсудите, сделайте

Вспомните, какие политические партии возникли в

России в начале прошлого века. Какая идеология лежит в

основе политической программы каждой из них? При вы

полнении задания используйте учебник истории.

Русский социолог Питирим Сорокин писал, что при

голоде идеология человека деформируется в направлении

усиления суждений, теорий, убеждений, при данных усло

виях «одобряющих» применение мер, способных дать пищу,

и в сторону ослабления рефлексов, препятствующих утоле-

нию голода. Как вы понимаете эту мысль? Какие положе

ния параграфа помогают рассмотреть смысл этого утвержде

ния? Как вы относитесь к нему?

Сравните политическую идеологию и политологию.

Что общего между ними? Каковы различия?

К каким идеологическим направлениям вы отнесли бы

«Величайшей ценностью, завоеванной государством, является ценность неотчуждаемых прав личности, священных прав свободы совести, слова, собраний, союзов, передвижения: неприкосновенность личности вообще. Этим самым индивидуальная личность противопоставлена большинству, государственной власти и пользе как равноправный и рав-носильный субъект. » (Б. П. Вышеславцев).

7. «Отрицание исторической преемственности есть отрицание и разрушение исторической реальности, нежелание знать живой исторический организм. Никакое творческое движение, никакое образование новых качеств не могут разрушать и сметать уже кристаллизовавшиеся исторические ценности и качества» (Н. А. Бердяев). Свою точку зрения аргументируйте.

Назовите идеологические течения, известные вам из

курса истории. Охарактеризуйте одну из этих идеологий,

выявите в ней общие черты, присущие всем идеологиям, ко-

торые рассмотрены в данном параграфе.

Какие из приведенных ниже вариантов поведения

можно рассматривать как политическое поведение?

Петр: постоянно интересуется политическими событиями и в разговорах о них обнаруживает умение их объяснить.

Ирина: ходит на собрания молодежной организации одной из партий.

Михаил: увлекается спортом.

Оксана: никогда не участвует в дискуссиях о политике, говорит, что это ее не интересует.

Как вы можете объяснить каждый из представленных вариантов? Каково ваше отношение к ним?

Выступления антиглобалистов в ряде городов Европы в

2001—2003 гг. сопровождались столкновениями с полицией:

они оставили после себя разбитые витрины магазинов, пере

вернутые и сожженные автомашины, груды мусора. Как оце

нить политическое поведение участников этого движения?

Сопоставьте с приведенным в тексте параграфа выска

зыванием Г. Лебона следующую характеристику толпы, дан

ную Л. Н. Толстым: «Что бы ни говорили защитники на

родного смысла, толпа есть соединение хотя бы и хороших

людей, но соприкасающихся только животными, гнусными

сторонами, и выражающая только слабости и жестокость че

ловеческой природы». Что общего в рассмотренных харак

теристиках толпы? Чем они различаются?

В 1996 г. социологи провели исследование отношения

школьников к политическим вопросам. Среди вопросов ан

кеты был такой: «В каких формах вы более склонны про

являть свой политический протест?» На него отвечали

703 учащихся 11 классов. Из них 36,41% ответили: «Я ог

раничиваюсь обсуждением в семье или с друзьями»; 17,4%

заявили: «Не знаю», а 10,4% — «Я вообще никогда не про

тестую». Вместе с тем в 4,7% ответов было выражено наме

рение участвовать в митингах, в 7% — обратиться в суд.

4,6% отвечавших были склонны протестовать путем граж

данского неповиновения, а 4,4% — в экстремистских фор-

мах. Дайте оценку полученных результатов исследования. Выскажите предположение, какими могли бы стать результаты такого же исследования, если бы оно проводилось в год окончания вами школы. Аргументируйте свой ответ.

Поработайте с источником

Познакомьтесь с рассуждениями современного российского философа и политолога об идеологии.

Для более точного определения специфики и места идеологии в политическом сознании необходимо видеть ее отличие от другой формы теоретического обобщения в политике — политической науки.

В любом политическом документе содержатся принципы и термины идеологического порядка, которые не поддаются эмпирической проверке и логическому обоснованию, как этого требует обращение с элементами научного знания: «общее благосостояние», «права человека», «совместный идеал свободы, равенства и братства», «социальное государство», «равенство возможностей». В мировой политологии существуют. весьма критичные суждения об идеологии, вызываемые отсутствием в ней четкой границы между верифици-руемым (подтверждаемым опытным путем. — Ред.) и неверифицируемым знанием, между знанием и отношением, истинами и ценностями, замутненностью идеологического сознания, присутствием человеческих интересов и предпочтений. Многими современными политологами идеология рассматривается как чисто ценностная форма сознания.

Демидов А. И. Учение о политике: философские основания. —М.,

НК Вопросы и задания к источнику. 1) Что общего в политической науке и идеологии? 2) В чем состоит отличие идеологии от политической науки? 3) Какие компоненты содержит в себе идеология? 4) Чем отличается знание от отношения? 5) Каково соотношение в идеологии истин и ценностей? 6) На примере любой современной идеологии покажите наличие в ней этих компонентов. 7) Что делает идеологию необходимым элементом политической жизни?

Современный исследователь о политическом поведении.

Независимо от теоретических разногласий разные авторы

тем не менее считают необходимым учитывать в поведении следующие моменты:

внешнюю среду, посылающую стимулы субъекту пове

потребности индивида или группы, участвующей в

мотивы, которыми руководствуется субъект;

установки, ценности, ориентации, убеждения и цели

личностные особенности роли, стиля принятия реше

ний, стиля межличностных отношений. ;

собственно действия и поступки;

обратную связь между поведением и сформировавши

Если не вдаваться в подробности этой схемы, а проанализировать хотя бы важнейшие из ее элементов (прежде всего внешнюю среду, потребности и мотивы), то мы увидим, что поведение начинается с тех стимулов, которые посылает субъекту политического поведения внешняя среда.

Шестопал Е. Б. Психологический профиль российской политики 1990-х.—

;;#i Вопросы и задания к источнику. 1) Как вы представляете себе стимулы политического поведения, посылаемые внешней средой? 2) Какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты? 3) В чем вы видите различие между действиями и поступками? 4) Каким может быть воздействие на поведение субъекта его целей, а также его личностных ролей, стиля отношений и принятия решений, особенностей познавательного процесса? 5) Каким может быть обратное влияние поведения на сформировавшие его условия?

Источник

РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Смотреть фото какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Смотреть картинку какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Картинка про какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Фото какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Смотреть фото какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Смотреть картинку какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Картинка про какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Фото какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Смотреть фото какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Смотреть картинку какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Картинка про какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Фото какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Смотреть фото какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Смотреть картинку какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Картинка про какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Фото какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты

какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Смотреть фото какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Смотреть картинку какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Картинка про какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Фото какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты

какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Смотреть фото какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Смотреть картинку какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Картинка про какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Фото какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты

Политическое поведение, как и любое поведение людей, регулируется обществом и государством в различных фор­мах.

Во-вторых, важно, чтобы в обществе утверждались демо­кратические ценности, определяющие цивилизованные пра­вила игры на политической арене. Политические и мораль­ные правила могут влиять на политическое поведение тогда, когда они поддерживаются общественным мнением.

В-третьих, большое значение имеет организованность субъектов политики. Наличие организаций, деятельность которых соответствует требованиям закона, уменьшает роль стихийных проявлений в политической жизни, делает поли­тическое поведение более ответственным, увеличивает воз­можность его регуляции.

В-четвертых, политическое образование и распростране­ние правдивой политической информации делают политиче­ское поведение более рациональным, предоставляют субъек­там политики эффективные и одновременно цивилизо­ванные способы достижения политических целей.

В-пятых, многое зависит от политических лидеров, их умения снимать чрезмерную политическую напряженность и возбуждение массы, содействовать рационализации пред­принимаемых действий, от их способности вести за собой последователей по пути соблюдения правовых, политичес­ких и моральных норм. Эффективное действие названных факторов позволяет при высоком уровне активности субъек-

какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Смотреть фото какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Смотреть картинку какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Картинка про какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Фото какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институтытов политики удерживать политическую жизнь в рамках норм, признанных обществом и государством.

р Основные понятия:политическое сознание, политическая идеология, либерализм, консерватизм, социал-демократиче­ская идеология, коммунистическая идеология, национа­лизм, идеология фашизма, политическая психология, поли­тическое поведение.

ВЙИ Термины:социально-политическая теория, политическая программа, политическая пропаганда.

1) Чем понятие «политическое сознание» отличается от понятия «политические знания»? 2) Чем различаются два уровня политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретический? Какова связь между ними? 3) Что такое идеология? Какую роль она играет в политической жизни? 4) Каковы основные идеи и ценности каждой из идеологий, оказавших влияние на события XX в.? 5) Что изучает политическая психология? 6) Что называется поли­тическим поведением? 7) Каковы мотивы политического по­ведения? 8) Как различаются формы политического поведе­ния? Приведите примеры. 9) В каких случаях имеет место протестное поведение? 10) Каковы возможности регулирова­ния политического поведения?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Вспомните, какие политические партии возникли в
России в начале прошлого века. Какая идеология лежит в
основе политической программы каждой из них? При вы­
полнении задания используйте учебник истории.

2. Русский социолог Питирим Сорокин писал, что при
голоде идеология человека деформируется в направлении
усиления суждений, теорий, убеждений, при данных усло­
виях «одобряющих» применение мер, способных дать пищу,
и в сторону ослабления рефлексов, препятствующих утоле­
нию голода. Как вы понимаете эту мысль? Какие положе­
ния параграфа помогают рассмотреть смысл этого утвержде­
ния? Как вы относитесь к нему?

3. Сравните политическую идеологию и политологию.
Что общего между ними? Каковы различия?

4. К каким идеологическим направлениям вы отнесли бы
следующие высказывания?

«Величайшей ценностью, завоеванной государством, яв­ляется ценность неотчуждаемых прав личности, священных прав свободы совести, слова, собраний, союзов, передвиже­ния: неприкосновенность личности вообще. Этим самым индивидуальная личность противопоставлена большинству, государственной власти и пользе как равноправный и рав­носильный субъект. » (Б. П. Вышеславцев).

какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Смотреть фото какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Смотреть картинку какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Картинка про какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Фото какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты

какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Смотреть фото какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Смотреть картинку какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Картинка про какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Фото какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты«Отрицание исторической преемственности есть отрица­ние и разрушение исторической реальности, нежелание знать живой исторический организм. Никакое творческое движение, никакое образование новых качеств не могут раз­рушать и сметать уже кристаллизовавшиеся исторические ценности и качества» (Н. А. Бердяев). Свою точку зрения аргументируйте.

5. Назовите идеологические течения, известные вам из
курса истории. Охарактеризуйте одну из этих идеологий,
выявите в ней общие черты, присущие всем идеологиям, ко-
торые рассмотрены в данном параграфе.

6. Какие из приведенных ниже вариантов поведения
можно рассматривать как политическое поведение?

Петр: постоянно интересуется политическими событиями и в разговорах о них обнаруживает умение их объяснить.

Ирина: ходит на собрания молодежной организации од­ной из партий.

Михаил: увлекается спортом. Неоднократно говорил, что политика—«грязное дело», при этом резко высказывается о политиках.

Оксана: никогда не участвует в дискуссиях о политике, говорит, что это ее не интересует.

Как вы можете объяснить каждый из представленных ва­риантов? Каково ваше отношение к ним?

7. Выступления антиглобалистов в ряде городов Европы в
2001—2003 гг. сопровождались столкновениями с полицией:
они оставили после себя разбитые витрины магазинов, пере­
вернутые и сожженные автомашины, груды мусора. Как оце­
нить политическое поведение участников этого движения?

8. Сопоставьте с приведенным в тексте параграфа выска­
зыванием Г. Лебона следующую характеристику толпы, дан­
ную Л. Н. Толстым: «Что бы ни говорили защитники на­
родного смысла, толпа есть соединение хотя бы и хороших
людей, но соприкасающихся только животными, гнусными
сторонами, и выражающая только слабости и жестокость че­
ловеческой природы». Что общего в рассмотренных харак­
теристиках толпы? Чем они различаются?

9. В 1996 г. социологи провели исследование отношения
школьников к политическим вопросам. Среди вопросов ан­
кеты был такой: «В каких формах вы более склонны про­
являть свой политический протест?» На него отвечали
703 учащихся 11 классов. Из них 36,41% ответили: «Я ог­
раничиваюсь обсуждением в семье или с друзьями»; 17,4%
заявили: «Не знаю», а 10,4% — «Я вообще никогда не про­
тестую». Вместе с тем в 4,7% ответов было выражено наме­
рение участвовать в митингах, в 7% — обратиться в суд.
4,6% отвечавших были склонны протестовать путем граж­
данского неповиновения, а 4,4% — в экстремистских фор-

какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Смотреть фото какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Смотреть картинку какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Картинка про какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Фото какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Смотреть фото какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Смотреть картинку какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Картинка про какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Фото какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институтымах. Дайте оценку полученных результатов исследования. Выскажите предположение, какими могли бы стать резуль­таты такого же исследования, если бы оно проводилось в год окончания вами школы. Аргументируйте свой ответ.

Поработайте с источником

Познакомьтесь с рассуждениями современного российского философа и политолога об идеологии.

Для более точного определения специфики и места идео­логии в политическом сознании необходимо видеть ее отли­чие от другой формы теоретического обобщения в полити­ке — политической науки. Общим для них служит то, что и идеология, и политическая наука являются систематизиро­ванными формами знания, в обеих большую роль играет способность их носителей к самооценке, рефлексии. Но в по­литической науке преобладает функция отражения, она ос­новывается прежде всего на фактах; в идеологии преоблада­ет функция ориентации, превалирует ценностный аспект, она выражает прежде всего интересы.

В любом политическом документе содержатся принципы и термины идеологического порядка, которые не поддаются эмпирической проверке и логическому обоснованию, как этого требует обращение с элементами научного знания: «об­щее благосостояние», «права человека», «совместный идеал свободы, равенства и братства», «социальное государство», «равенство возможностей». В мировой политологии сущест­вуют. весьма критичные суждения об идеологии, вызыва­емые отсутствием в ней четкой границы между верифици­руемым (подтверждаемым опытным путем. — Ред.) и неверифицируемым знанием, между знанием и отношением, истинами и ценностями, замутненностью идеологического сознания, присутствием человеческих интересов и предпо­чтений. Многими современными политологами идеология рассматривается как чисто ценностная форма сознания.

Демидов А. И. Учение о политике: философские основания. —М.,

НК Вопросы и задания к источнику. 1)Что общего в политической науке и идеологии? 2) В чем состоит отличие идеологии от поли­тической науки? 3) Какие компоненты содержит в себе идеология? 4) Чем отличается знание от отношения? 5) Каково соотношение в идеологии истин и ценностей? 6) На примере любой современной идеологии покажите наличие в ней этих компонентов. 7) Что де­лает идеологию необходимым элементом политической жизни?

Современный исследователь о политическом поведении.

Независимо оттеоретических разногласий разные авторы

какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Смотреть фото какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Смотреть картинку какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Картинка про какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Фото какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Смотреть фото какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Смотреть картинку какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Картинка про какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Фото какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Смотреть фото какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Смотреть картинку какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Картинка про какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты. Фото какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институтытем не менее считают необходимым учитывать в поведении следующие моменты:

внешнюю среду, посылающую стимулы субъекту пове­
дения;

потребности индивида или группы, участвующей в
деятельности;

мотивы, которыми руководствуется субъект;

установки, ценности, ориентации, убеждения и цели
субъекта;

— личностные особенности роли, стиля принятия реше
ний, стиля межличностных отношений. ;

— собственно действия и поступки;

обратную связь между поведением и сформировавши­
ми его условиями.

Если не вдаваться в подробности этой схемы, а проанали­зировать хотя бы важнейшие из ее элементов (прежде всего внешнюю среду, потребности и мотивы), то мы увидим, что поведение начинается с тех стимулов, которые посылает субъекту политического поведения внешняя среда. И сама по­литическая система, и отдельные ее институты предъявляют требования к поведению граждан. Так, в одних условиях от них ожидается высокая активность, в других, даже если это требование декларируется, на деле условия, складывающие­ся в политическом пространстве, отнюдь не поощряют граж­дан к выступлениям даже на стороне системы.

Шестопал Е. Б. Психологический профиль российской политики 1990-х.—

;;#i Вопросы и задания к источнику. 1)Как вы представляете себе стимулы политического поведения, посылаемые внешней средой? 2) Какие требования к поведению граждан могут предъявить раз­личные политические институты? 3) В чем вы видите различие между действиями и поступками? 4) Каким может быть воздейст­вие на поведение субъекта его целей, а также его личностных ро­лей, стиля отношений и принятия решений, особенностей познава­тельного процесса? 5) Каким может быть обратное влияние поведения на сформировавшие его условия?

Источник

Какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты

Последнее время в мире и в нашей стране возникают протестные настроения, которые реализуются посредством проведения массовых публичных мероприятий.

Право на участие в публичных мероприятиях предоставлено гражданам Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Согласно п. 1 ст. 2 названного закона публичное мероприятие – это открытая, причём мирная и доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных и религиозных объединений. Целью такого мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Вместе с тем, организация и участие в проведении массовых митингов, демонстраций, шествий и пикетирований – это крайняя мера. Существуют и иные возможности и способы быть услышанными и добиться решения вопросов, имеющих важное общественно-политическое значение.

Прежде всего, граждане имеют иные политические права. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ).

Помимо выборов волю граждан выражает референдум. Это голосование граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, имеющее обязательное значение для органов государственной власти и органов местного самоуправления. Референдум может быть общефедеральным, региональным и местным. Инициатива проведения референдума и право участвовать в нем возникают с 18 лет.

Права граждан на участие в управлении делами государства установлены не только Конституцией Российской Федерации, но и другими федеральными законами.

Так, на основании ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» гражданам предоставлено право создавать общественные объединения и участвовать в них для защиты общих интересов и достижения общих целей. Право граждан на объединение в политические партии в Российской Федерации и участие в них регулируется Федеральным законом от 11.07.2001 95-ФЗ «О политических партиях».

Статьей 25.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» установлено право на сход граждан, который может проводиться по вопросам изменения границ муниципального образования, его преобразования, по вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного самоуправления, по вопросу об упразднении поселения и др.

Согласно ст. 26 названного закона, инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, может выступать с правотворческой инициативой. Проект муниципального правового акта, внесённый в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения. С правотворческой инициативой можно обратиться и в адрес субъектов законодательной инициативы.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 28 названного федерального закона по инициативе населения могут проводиться публичные слушания для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

Общественные (публичные) слушания, обсуждения, мониторинг, проверки и экспертизы также осуществляются гражданами в рамках общественного контроля, предусмотренного ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Это деятельность, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих публичные полномочия, а также в целях проверки, анализа и оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

Одним из наиболее важных и наиболее доступных для граждан способов участия в делах государства и решения общественных, политических и иных проблем является обращение в адрес органов власти, местного самоуправления, контролирующих, правоохранительных и надзорных органов. Граждане, желающие обратить внимание указанных органов на волнующие их проблемы, могут лично или коллективно обращаться к ним с заявлениями, которые подлежат рассмотрению в установленный законом срок.

Подводя итог вышесказанному следует также отметить предусмотренную ст. 46 Конституции Российской Федерации государственную гарантию судебной защиты прав и свобод человека и граждан, а также возможность обжалования в суд решений и действий (бездействий) органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц и право на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *