какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты
РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
Политическое поведение, как и любое поведение людей, регулируется обществом и государством в различных фор-мах.
Во-первых, велико значение правового регулирования. Законы содержат нормы, которые в интересах безопасности общества и государства, охраны нравственности устанавливают ограничения на использование гражданских прав и свобод.
Во-вторых, важно, чтобы в обществе утверждались демократические ценности, определяющие цивилизованные правила игры на политической арене. Политические и моральные правила могут влиять на политическое поведение тогда, когда они поддерживаются общественным мнением.
В-третьих, большое значение имеет организованность субъектов политики. Наличие организаций, деятельность которых соответствует требованиям закона, уменьшает роль стихийных проявлений в политической жизни, делает поли-тическое поведение более ответственным, увеличивает воз-можность его регуляции.
В-четвертых, политическое образование и распространение правдивой политической информации делают политическое поведение более рациональным, предоставляют субъектам политики эффективные и одновременно цивилизованные способы достижения политических целей.
В-пятых, многое зависит от политических лидеров, их умения снимать чрезмерную политическую напряженность и возбуждение массы, содействовать рационализации предпринимаемых действий, от их способности вести за собой последователей по пути соблюдения правовых, политических и моральных норм. Эффективное действие названных факторов позволяет при высоком уровне активности субъек-
тов политики удерживать политическую жизнь в рамках норм, признанных обществом и государством.
р Основные понятия: политическое сознание, политическая идеология, либерализм, консерватизм, социал-демократиче-ская идеология, коммунистическая идеология, национализм, идеология фашизма, политическая психология, политическое поведение.
ВЙИ Термины: социально-политическая теория, политическая программа, политическая пропаганда.
1) Чем понятие «политическое сознание» отличается от понятия «политические знания»? 2) Чем различаются два уровня политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретический? Какова связь между ними? 3) Что такое идеология? Какую роль она играет в политической жизни? 4) Каковы основные идеи и ценности каждой из идеологий, оказавших влияние на события XX в.? 5) Что изучает политическая психология? 6) Что называется поли-тическим поведением? 7) Каковы мотивы политического по-ведения? 8) Как различаются формы политического поведе-ния? Приведите примеры.
Подумайте, обсудите, сделайте
Вспомните, какие политические партии возникли в
России в начале прошлого века. Какая идеология лежит в
основе политической программы каждой из них? При вы
полнении задания используйте учебник истории.
Русский социолог Питирим Сорокин писал, что при
голоде идеология человека деформируется в направлении
усиления суждений, теорий, убеждений, при данных усло
виях «одобряющих» применение мер, способных дать пищу,
и в сторону ослабления рефлексов, препятствующих утоле-
нию голода. Как вы понимаете эту мысль? Какие положе
ния параграфа помогают рассмотреть смысл этого утвержде
ния? Как вы относитесь к нему?
Сравните политическую идеологию и политологию.
Что общего между ними? Каковы различия?
К каким идеологическим направлениям вы отнесли бы
«Величайшей ценностью, завоеванной государством, является ценность неотчуждаемых прав личности, священных прав свободы совести, слова, собраний, союзов, передвижения: неприкосновенность личности вообще. Этим самым индивидуальная личность противопоставлена большинству, государственной власти и пользе как равноправный и рав-носильный субъект. » (Б. П. Вышеславцев).
7. «Отрицание исторической преемственности есть отрицание и разрушение исторической реальности, нежелание знать живой исторический организм. Никакое творческое движение, никакое образование новых качеств не могут разрушать и сметать уже кристаллизовавшиеся исторические ценности и качества» (Н. А. Бердяев). Свою точку зрения аргументируйте.
Назовите идеологические течения, известные вам из
курса истории. Охарактеризуйте одну из этих идеологий,
выявите в ней общие черты, присущие всем идеологиям, ко-
торые рассмотрены в данном параграфе.
Какие из приведенных ниже вариантов поведения
можно рассматривать как политическое поведение?
Петр: постоянно интересуется политическими событиями и в разговорах о них обнаруживает умение их объяснить.
Ирина: ходит на собрания молодежной организации одной из партий.
Михаил: увлекается спортом.
Оксана: никогда не участвует в дискуссиях о политике, говорит, что это ее не интересует.
Как вы можете объяснить каждый из представленных вариантов? Каково ваше отношение к ним?
Выступления антиглобалистов в ряде городов Европы в
2001—2003 гг. сопровождались столкновениями с полицией:
они оставили после себя разбитые витрины магазинов, пере
вернутые и сожженные автомашины, груды мусора. Как оце
нить политическое поведение участников этого движения?
Сопоставьте с приведенным в тексте параграфа выска
зыванием Г. Лебона следующую характеристику толпы, дан
ную Л. Н. Толстым: «Что бы ни говорили защитники на
родного смысла, толпа есть соединение хотя бы и хороших
людей, но соприкасающихся только животными, гнусными
сторонами, и выражающая только слабости и жестокость че
ловеческой природы». Что общего в рассмотренных харак
теристиках толпы? Чем они различаются?
В 1996 г. социологи провели исследование отношения
школьников к политическим вопросам. Среди вопросов ан
кеты был такой: «В каких формах вы более склонны про
являть свой политический протест?» На него отвечали
703 учащихся 11 классов. Из них 36,41% ответили: «Я ог
раничиваюсь обсуждением в семье или с друзьями»; 17,4%
заявили: «Не знаю», а 10,4% — «Я вообще никогда не про
тестую». Вместе с тем в 4,7% ответов было выражено наме
рение участвовать в митингах, в 7% — обратиться в суд.
4,6% отвечавших были склонны протестовать путем граж
данского неповиновения, а 4,4% — в экстремистских фор-
мах. Дайте оценку полученных результатов исследования. Выскажите предположение, какими могли бы стать результаты такого же исследования, если бы оно проводилось в год окончания вами школы. Аргументируйте свой ответ.
Поработайте с источником
Познакомьтесь с рассуждениями современного российского философа и политолога об идеологии.
Для более точного определения специфики и места идеологии в политическом сознании необходимо видеть ее отличие от другой формы теоретического обобщения в политике — политической науки.
В любом политическом документе содержатся принципы и термины идеологического порядка, которые не поддаются эмпирической проверке и логическому обоснованию, как этого требует обращение с элементами научного знания: «общее благосостояние», «права человека», «совместный идеал свободы, равенства и братства», «социальное государство», «равенство возможностей». В мировой политологии существуют. весьма критичные суждения об идеологии, вызываемые отсутствием в ней четкой границы между верифици-руемым (подтверждаемым опытным путем. — Ред.) и неверифицируемым знанием, между знанием и отношением, истинами и ценностями, замутненностью идеологического сознания, присутствием человеческих интересов и предпочтений. Многими современными политологами идеология рассматривается как чисто ценностная форма сознания.
Демидов А. И. Учение о политике: философские основания. —М.,
НК Вопросы и задания к источнику. 1) Что общего в политической науке и идеологии? 2) В чем состоит отличие идеологии от политической науки? 3) Какие компоненты содержит в себе идеология? 4) Чем отличается знание от отношения? 5) Каково соотношение в идеологии истин и ценностей? 6) На примере любой современной идеологии покажите наличие в ней этих компонентов. 7) Что делает идеологию необходимым элементом политической жизни?
Современный исследователь о политическом поведении.
Независимо от теоретических разногласий разные авторы
тем не менее считают необходимым учитывать в поведении следующие моменты:
внешнюю среду, посылающую стимулы субъекту пове
потребности индивида или группы, участвующей в
мотивы, которыми руководствуется субъект;
установки, ценности, ориентации, убеждения и цели
личностные особенности роли, стиля принятия реше
ний, стиля межличностных отношений. ;
собственно действия и поступки;
обратную связь между поведением и сформировавши
Если не вдаваться в подробности этой схемы, а проанализировать хотя бы важнейшие из ее элементов (прежде всего внешнюю среду, потребности и мотивы), то мы увидим, что поведение начинается с тех стимулов, которые посылает субъекту политического поведения внешняя среда.
Шестопал Е. Б. Психологический профиль российской политики 1990-х.—
;;#i Вопросы и задания к источнику. 1) Как вы представляете себе стимулы политического поведения, посылаемые внешней средой? 2) Какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты? 3) В чем вы видите различие между действиями и поступками? 4) Каким может быть воздействие на поведение субъекта его целей, а также его личностных ролей, стиля отношений и принятия решений, особенностей познавательного процесса? 5) Каким может быть обратное влияние поведения на сформировавшие его условия?
РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
Политическое поведение, как и любое поведение людей, регулируется обществом и государством в различных формах.
Во-вторых, важно, чтобы в обществе утверждались демократические ценности, определяющие цивилизованные правила игры на политической арене. Политические и моральные правила могут влиять на политическое поведение тогда, когда они поддерживаются общественным мнением.
В-третьих, большое значение имеет организованность субъектов политики. Наличие организаций, деятельность которых соответствует требованиям закона, уменьшает роль стихийных проявлений в политической жизни, делает политическое поведение более ответственным, увеличивает возможность его регуляции.
В-четвертых, политическое образование и распространение правдивой политической информации делают политическое поведение более рациональным, предоставляют субъектам политики эффективные и одновременно цивилизованные способы достижения политических целей.
В-пятых, многое зависит от политических лидеров, их умения снимать чрезмерную политическую напряженность и возбуждение массы, содействовать рационализации предпринимаемых действий, от их способности вести за собой последователей по пути соблюдения правовых, политических и моральных норм. Эффективное действие названных факторов позволяет при высоком уровне активности субъек-
тов политики удерживать политическую жизнь в рамках норм, признанных обществом и государством.
р Основные понятия:политическое сознание, политическая идеология, либерализм, консерватизм, социал-демократическая идеология, коммунистическая идеология, национализм, идеология фашизма, политическая психология, политическое поведение.
ВЙИ Термины:социально-политическая теория, политическая программа, политическая пропаганда.
1) Чем понятие «политическое сознание» отличается от понятия «политические знания»? 2) Чем различаются два уровня политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретический? Какова связь между ними? 3) Что такое идеология? Какую роль она играет в политической жизни? 4) Каковы основные идеи и ценности каждой из идеологий, оказавших влияние на события XX в.? 5) Что изучает политическая психология? 6) Что называется политическим поведением? 7) Каковы мотивы политического поведения? 8) Как различаются формы политического поведения? Приведите примеры. 9) В каких случаях имеет место протестное поведение? 10) Каковы возможности регулирования политического поведения?
Подумайте, обсудите, сделайте
1. Вспомните, какие политические партии возникли в
России в начале прошлого века. Какая идеология лежит в
основе политической программы каждой из них? При вы
полнении задания используйте учебник истории.
2. Русский социолог Питирим Сорокин писал, что при
голоде идеология человека деформируется в направлении
усиления суждений, теорий, убеждений, при данных усло
виях «одобряющих» применение мер, способных дать пищу,
и в сторону ослабления рефлексов, препятствующих утоле
нию голода. Как вы понимаете эту мысль? Какие положе
ния параграфа помогают рассмотреть смысл этого утвержде
ния? Как вы относитесь к нему?
3. Сравните политическую идеологию и политологию.
Что общего между ними? Каковы различия?
4. К каким идеологическим направлениям вы отнесли бы
следующие высказывания?
«Величайшей ценностью, завоеванной государством, является ценность неотчуждаемых прав личности, священных прав свободы совести, слова, собраний, союзов, передвижения: неприкосновенность личности вообще. Этим самым индивидуальная личность противопоставлена большинству, государственной власти и пользе как равноправный и равносильный субъект. » (Б. П. Вышеславцев).
«Отрицание исторической преемственности есть отрицание и разрушение исторической реальности, нежелание знать живой исторический организм. Никакое творческое движение, никакое образование новых качеств не могут разрушать и сметать уже кристаллизовавшиеся исторические ценности и качества» (Н. А. Бердяев). Свою точку зрения аргументируйте.
5. Назовите идеологические течения, известные вам из
курса истории. Охарактеризуйте одну из этих идеологий,
выявите в ней общие черты, присущие всем идеологиям, ко-
торые рассмотрены в данном параграфе.
6. Какие из приведенных ниже вариантов поведения
можно рассматривать как политическое поведение?
Петр: постоянно интересуется политическими событиями и в разговорах о них обнаруживает умение их объяснить.
Ирина: ходит на собрания молодежной организации одной из партий.
Михаил: увлекается спортом. Неоднократно говорил, что политика—«грязное дело», при этом резко высказывается о политиках.
Оксана: никогда не участвует в дискуссиях о политике, говорит, что это ее не интересует.
Как вы можете объяснить каждый из представленных вариантов? Каково ваше отношение к ним?
7. Выступления антиглобалистов в ряде городов Европы в
2001—2003 гг. сопровождались столкновениями с полицией:
они оставили после себя разбитые витрины магазинов, пере
вернутые и сожженные автомашины, груды мусора. Как оце
нить политическое поведение участников этого движения?
8. Сопоставьте с приведенным в тексте параграфа выска
зыванием Г. Лебона следующую характеристику толпы, дан
ную Л. Н. Толстым: «Что бы ни говорили защитники на
родного смысла, толпа есть соединение хотя бы и хороших
людей, но соприкасающихся только животными, гнусными
сторонами, и выражающая только слабости и жестокость че
ловеческой природы». Что общего в рассмотренных харак
теристиках толпы? Чем они различаются?
9. В 1996 г. социологи провели исследование отношения
школьников к политическим вопросам. Среди вопросов ан
кеты был такой: «В каких формах вы более склонны про
являть свой политический протест?» На него отвечали
703 учащихся 11 классов. Из них 36,41% ответили: «Я ог
раничиваюсь обсуждением в семье или с друзьями»; 17,4%
заявили: «Не знаю», а 10,4% — «Я вообще никогда не про
тестую». Вместе с тем в 4,7% ответов было выражено наме
рение участвовать в митингах, в 7% — обратиться в суд.
4,6% отвечавших были склонны протестовать путем граж
данского неповиновения, а 4,4% — в экстремистских фор-
мах. Дайте оценку полученных результатов исследования. Выскажите предположение, какими могли бы стать результаты такого же исследования, если бы оно проводилось в год окончания вами школы. Аргументируйте свой ответ.
Поработайте с источником
Познакомьтесь с рассуждениями современного российского философа и политолога об идеологии.
Для более точного определения специфики и места идеологии в политическом сознании необходимо видеть ее отличие от другой формы теоретического обобщения в политике — политической науки. Общим для них служит то, что и идеология, и политическая наука являются систематизированными формами знания, в обеих большую роль играет способность их носителей к самооценке, рефлексии. Но в политической науке преобладает функция отражения, она основывается прежде всего на фактах; в идеологии преобладает функция ориентации, превалирует ценностный аспект, она выражает прежде всего интересы.
В любом политическом документе содержатся принципы и термины идеологического порядка, которые не поддаются эмпирической проверке и логическому обоснованию, как этого требует обращение с элементами научного знания: «общее благосостояние», «права человека», «совместный идеал свободы, равенства и братства», «социальное государство», «равенство возможностей». В мировой политологии существуют. весьма критичные суждения об идеологии, вызываемые отсутствием в ней четкой границы между верифицируемым (подтверждаемым опытным путем. — Ред.) и неверифицируемым знанием, между знанием и отношением, истинами и ценностями, замутненностью идеологического сознания, присутствием человеческих интересов и предпочтений. Многими современными политологами идеология рассматривается как чисто ценностная форма сознания.
Демидов А. И. Учение о политике: философские основания. —М.,
НК Вопросы и задания к источнику. 1)Что общего в политической науке и идеологии? 2) В чем состоит отличие идеологии от политической науки? 3) Какие компоненты содержит в себе идеология? 4) Чем отличается знание от отношения? 5) Каково соотношение в идеологии истин и ценностей? 6) На примере любой современной идеологии покажите наличие в ней этих компонентов. 7) Что делает идеологию необходимым элементом политической жизни?
Современный исследователь о политическом поведении.
Независимо оттеоретических разногласий разные авторы
тем не менее считают необходимым учитывать в поведении следующие моменты:
— внешнюю среду, посылающую стимулы субъекту пове
дения;
— потребности индивида или группы, участвующей в
деятельности;
— мотивы, которыми руководствуется субъект;
— установки, ценности, ориентации, убеждения и цели
субъекта;
— личностные особенности роли, стиля принятия реше
ний, стиля межличностных отношений. ;
— собственно действия и поступки;
— обратную связь между поведением и сформировавши
ми его условиями.
Если не вдаваться в подробности этой схемы, а проанализировать хотя бы важнейшие из ее элементов (прежде всего внешнюю среду, потребности и мотивы), то мы увидим, что поведение начинается с тех стимулов, которые посылает субъекту политического поведения внешняя среда. И сама политическая система, и отдельные ее институты предъявляют требования к поведению граждан. Так, в одних условиях от них ожидается высокая активность, в других, даже если это требование декларируется, на деле условия, складывающиеся в политическом пространстве, отнюдь не поощряют граждан к выступлениям даже на стороне системы.
Шестопал Е. Б. Психологический профиль российской политики 1990-х.—
;;#i Вопросы и задания к источнику. 1)Как вы представляете себе стимулы политического поведения, посылаемые внешней средой? 2) Какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты? 3) В чем вы видите различие между действиями и поступками? 4) Каким может быть воздействие на поведение субъекта его целей, а также его личностных ролей, стиля отношений и принятия решений, особенностей познавательного процесса? 5) Каким может быть обратное влияние поведения на сформировавшие его условия?
Какие требования к поведению граждан могут предъявить различные политические институты
Последнее время в мире и в нашей стране возникают протестные настроения, которые реализуются посредством проведения массовых публичных мероприятий.
Право на участие в публичных мероприятиях предоставлено гражданам Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Согласно п. 1 ст. 2 названного закона публичное мероприятие – это открытая, причём мирная и доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных и религиозных объединений. Целью такого мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Вместе с тем, организация и участие в проведении массовых митингов, демонстраций, шествий и пикетирований – это крайняя мера. Существуют и иные возможности и способы быть услышанными и добиться решения вопросов, имеющих важное общественно-политическое значение.
Прежде всего, граждане имеют иные политические права. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ).
Помимо выборов волю граждан выражает референдум. Это голосование граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, имеющее обязательное значение для органов государственной власти и органов местного самоуправления. Референдум может быть общефедеральным, региональным и местным. Инициатива проведения референдума и право участвовать в нем возникают с 18 лет.
Права граждан на участие в управлении делами государства установлены не только Конституцией Российской Федерации, но и другими федеральными законами.
Так, на основании ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» гражданам предоставлено право создавать общественные объединения и участвовать в них для защиты общих интересов и достижения общих целей. Право граждан на объединение в политические партии в Российской Федерации и участие в них регулируется Федеральным законом от 11.07.2001 95-ФЗ «О политических партиях».
Статьей 25.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» установлено право на сход граждан, который может проводиться по вопросам изменения границ муниципального образования, его преобразования, по вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного самоуправления, по вопросу об упразднении поселения и др.
Согласно ст. 26 названного закона, инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, может выступать с правотворческой инициативой. Проект муниципального правового акта, внесённый в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения. С правотворческой инициативой можно обратиться и в адрес субъектов законодательной инициативы.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 28 названного федерального закона по инициативе населения могут проводиться публичные слушания для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.
Общественные (публичные) слушания, обсуждения, мониторинг, проверки и экспертизы также осуществляются гражданами в рамках общественного контроля, предусмотренного ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Это деятельность, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих публичные полномочия, а также в целях проверки, анализа и оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.
Одним из наиболее важных и наиболее доступных для граждан способов участия в делах государства и решения общественных, политических и иных проблем является обращение в адрес органов власти, местного самоуправления, контролирующих, правоохранительных и надзорных органов. Граждане, желающие обратить внимание указанных органов на волнующие их проблемы, могут лично или коллективно обращаться к ним с заявлениями, которые подлежат рассмотрению в установленный законом срок.
Подводя итог вышесказанному следует также отметить предусмотренную ст. 46 Конституции Российской Федерации государственную гарантию судебной защиты прав и свобод человека и граждан, а также возможность обжалования в суд решений и действий (бездействий) органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц и право на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.