какие требования к поведению продукта проекта отвечают на вопрос что он должен делать

Ответы на тесты по теме Основы проектной деятельности

Верно ли данное утверждение: «Определение количества и содержания фаз в проекте зависит от множества причин, поэтому единого подхода к делению на фазы нет».

Верно ли данное утверждение: «Основное правило мозгового штурма – своевременное реагирование на предложение заведомо неработающих идей и их исключение из обсуждения»?

Какие модели предпочтительнее применять, если образ продукта и требования не могут быть определены достаточно четко в начале проекта; если частичная поставка результата проекта представляет ценность для заинтересованных лиц проекта.

a. Итеративная модель c. Инкрементная модель

—> fПосчитайте, за какое количество дней была выполнена задача.

Водопадная каскадная модель

Верно ли данное утверждение: «Требования могут сначала описываться высокоуровнево, а потом постепенно детализироваться и уточняться по мере поступления новой информации»?

Какими свойствами должны обладать требования? Выберите один или несколько ответов:

Ясность Полнота и единичность Выполнимость Проверяемость

b. Чтобы любой член команды понимал, какие работы нужно делать сейчас d. Чтобы оценить время выполнения проекта Чтобы не упустить важные задачи во время выполнения проекта Чтобы любой член команды понимал, как влияет выполняемая им работа на весь проект

Кто участвует в проверке требований?

Все перечисленные варианты

Построение иерархической структуры работ

d. На данном шаге определяются задачи, которые должны быть выполнены для достижения цели проекта

Верно ли следующее утверждение: «В проверке оформленных требований участвуют как представители Заказчика, команды проекта, так и эксперты в предметной области»?

Какие требования к поведению продукта проекта, отвечают на вопрос «Что он должен делать?» в тех или иных ситуациях?

Зачем управлять требованиями? на 0.75 балла

b. Обезопасить Исполнителя от риска попасть в ситуацию со значительным увеличением затрат

—>
Построение иерархической структуры работ:

На данном шаге определяются задачи, которые должны быть выполнены для достижения цели проекта

. как будет происходить его мониторинг и контроль, как проект будет исполняться

Верно ли следующее утверждение: «Начинать взаимодействовать с заинтересованными лицами нужно с самого начала проекта для учета их интересов и потребностей»?

В иерархическую структуру работ входят все работы, которые будут выполняться в проекте.

Как проект будет завершен

Укажите, к какому типу модели жизненного цикла относится данное описание: «Последовательное выполнение фаз проекта с четким определением границ между фазами, на которых результаты предыдущей фазы передаются в качестве входных данных для следующей фазы жизненного цикла проекта».

водопадная каскадная модель

Какие действия выполняются на шаге проверки требований?

Поиск предметных неточностей Поиск противоречий Оценка реализуемости

Источник

Ответы на тесты по теме Основы проектной деятельности

Верно ли следующее утверждение: «В связи с тем, что ожидания от проекта и требования формируются непосредственно во взаимодействии участников проекта, то для достижения цели проекта нет необходимости определять персональную мотивацию, заинтересовнаность и ответственность участников проекта в получении требуемых результатов.»?

Какое из определений термина «Управление требованиями» верно?

Систематический подход к выявлению, организации и документированию требований к продукту проекта, а также установка и поддержание соглашения между заказчиком и исполнителями по поводу изменений требований к продукту.

Какие требования входят в классификацию по типу требований?

—> Какие модели предпочтительнее применять, если образ продукта и требования определены достаточно четко; если частичная поставка результата проекта не представляет ценности для заинтересованных лиц проекта.

Водопадная каскадная модель, Возвратная водопадная модель

Какие модели предпочтительнее применять, если образ продукта и требования не могут быть определены достаточно четко в начале проекта; если частичная поставка результата проекта представляет ценность для заинтересованных лиц проекта.

a. Итеративная модель c. Инкрементная модель

Верно ли данное утверждение: «Требования могут сначала описываться высокоуровнево, а потом постепенно детализироваться и уточняться по мере поступления новой информации»?

Ясность Полнота и единичность Выполнимость Проверяемость

Какие требования к поведению продукта проекта, отвечают на вопрос «Что он должен делать?» в тех или иных ситуациях?

Зачем управлять требованиями? на 0.75 балла

b. Обезопасить Исполнителя от риска попасть в ситуацию со значительным увеличением затрат

акие модели предпочтительнее применять, если образ продукта и требования не могут быть определены достаточно четко в начале проекта; если частичная поставка результата прое

Водопадная каскадная модель Возвратная водопадная модель

Какие модели предпочтительнее применять, если требования к продукту проекта сложно определить в начале проекта; если частичная поставка продукта проекта приемлема для заинтересованных лиц.

c. Инкрементная модель d. Итеративная модель

Какие могут быть последствия, если команда не учтет кого-то из заинтересованных лиц и его требования?

Кто участвует в проверке требований?

—>
Верно ли данное утверждение «Каждый член команды на этапе реализации проекта может инициировать изменения, как к требованиям к результату проекта, так и к организации всего проекта»

Верно ли следующее утверждение: «Классический подход к управлению проектами желательно применять в том случае, когда требования к результату проекта достаточно постоянны, а условия выполнения проекта не позволяют задавать жесткие сроки. Соответственно, критичным для проекта является соблюдение сроков и ресурсов.»?

Какие модели предпочтительнее применять, если требования к продукту проекта возможно определить в начале проекта; если частичная поставка продукта проекта неприемлема для заинтересованных лиц.

НЕ Итеративная модель b. Водопадная каскадная модел

Что определяют требования пользователей?

Описывают, что пользователи смогут делать с помощью продукта проекта

Верно ли данное утверждение «Требования пользователей Характеризуют условия, при которых пользователи будут работать с продуктом проекта»?

Верно ли следующее утверждение: «Требования исполнителей описывают функциональность и характеристики продукта и определяют его назначение.»?

«Требования исполнителей описывают задачи и функции продукта, реализация которых необходима для конечного пользователя продукта проекта.»?

Источник

Критерии успешного продукта, или Как разделить зоны ответственности в команде разработчиков

Рассказываю, как разграничение зон ответственности участников команды спасает проекты и позволяет создавать действительно удобные интерфейсы.

какие требования к поведению продукта проекта отвечают на вопрос что он должен делать. Смотреть фото какие требования к поведению продукта проекта отвечают на вопрос что он должен делать. Смотреть картинку какие требования к поведению продукта проекта отвечают на вопрос что он должен делать. Картинка про какие требования к поведению продукта проекта отвечают на вопрос что он должен делать. Фото какие требования к поведению продукта проекта отвечают на вопрос что он должен делать

какие требования к поведению продукта проекта отвечают на вопрос что он должен делать. Смотреть фото какие требования к поведению продукта проекта отвечают на вопрос что он должен делать. Смотреть картинку какие требования к поведению продукта проекта отвечают на вопрос что он должен делать. Картинка про какие требования к поведению продукта проекта отвечают на вопрос что он должен делать. Фото какие требования к поведению продукта проекта отвечают на вопрос что он должен делать

какие требования к поведению продукта проекта отвечают на вопрос что он должен делать. Смотреть фото какие требования к поведению продукта проекта отвечают на вопрос что он должен делать. Смотреть картинку какие требования к поведению продукта проекта отвечают на вопрос что он должен делать. Картинка про какие требования к поведению продукта проекта отвечают на вопрос что он должен делать. Фото какие требования к поведению продукта проекта отвечают на вопрос что он должен делать

Директор проекта, эксперт по юзабилити в Uexpert. В прошлом руководитель группы проектирования пользовательских интерфейсов в Яндексе и Acronis.

Успешный продукт создаётся на стыке трёх областей: интересы бизнеса, правильно подобранные технологии и удовлетворение потребностей пользователей. За каждую область должны отвечать отдельные люди, и нужно, чтобы их интересы не конфликтовали между собой.

какие требования к поведению продукта проекта отвечают на вопрос что он должен делать. Смотреть фото какие требования к поведению продукта проекта отвечают на вопрос что он должен делать. Смотреть картинку какие требования к поведению продукта проекта отвечают на вопрос что он должен делать. Картинка про какие требования к поведению продукта проекта отвечают на вопрос что он должен делать. Фото какие требования к поведению продукта проекта отвечают на вопрос что он должен делать

В своей практике я встречался с ситуациями, когда неверное распределение зон ответственности в проектной группе приводило к непониманию и конфликтам вместо эффективной работы.

В одной компании над сайтом работали маркетолог, программист и юзабилити-специалист на фрилансе. Руководитель бизнеса регулярно встречался с рабочей группой, узнавал о результатах и давал общее направление работе. Процесс шёл стабильно — каждый занимался своим делом.

Затем в проектную группу вошёл менеджер продукта. Руководитель не обозначил новые зоны ответственности и не распределил обязанности. Менеджеру продукта дали задание повысить показатели сайта (глубину просмотров, количество регистраций и тому подобное) и отправили в свободное плавание.

Через пару месяцев ситуация вышла из-под контроля. Менеджер продукта стал брать на себя часть вопросов, которыми занимались юзабилити-специалист и маркетолог. Специалист по юзабилити потерял ориентиры в работе, так как ему давали размытые указания и вмешивались в его процессы. Он был склонен избегать конфликтов и поэтому просто самоустранился из групповой работы, боясь открытого спора. За первый месяц он стал работать вдвое меньше, а в конце второго ушёл из проекта.

Прошёл месяц, и менеджер продукта понял, что не справляется с огромным количеством обязанностей, навалившихся на него после ухода юзабилити-специалиста. Ему пришлось выйти на диалог с руководством, чтобы прояснить ситуацию. В результате стало понятно, что проектная команда нуждается в чётком распределении зон ответственности между сотрудниками, чтобы работать не в убыток продукту, а на его пользу.

Давайте рассмотрим роли сотрудников и вопросы, за которые они отвечают. Воспринимайте их как пищу к размышлению, так как в каждом конкретном случае роли и вопросы зависят от конкретного продукта и его задач.

Категория «Бизнес и развитие»

Сотрудники из этой группы видят продукт на стратегическом уровне. Они решают, кому, для чего и по какой цене будут его продавать. В какие сроки нужно создать продукт, какую экономическую выгоду он должен принести, какие ресурсы необходимы на производство.

В одной компании product-менеджер отвечал за интерфейс. Он считал, что знает клиентов и их задачи лучше всех. Сам рисовал интерфейс и отдавал дизайнеру на доработку. В итоге в интерфейсе продвигались те функции, которые интересовали product-менеджера. Другие функции, важные для пользователей, спрятали на втором-третьем уровне вложенности, где их было трудно найти. В итоге продукт стал сложным и получил плохие отзывы пользователей.

Руководителям важно понимать, что потребности бизнеса и потребности пользователей не всегда совпадают, а иногда даже конфликтуют. Поэтому интересы пользователей должны представлять юзабилити-специалисты из группы «Взаимодействие с пользователями», а не кто-то другой.

Менеджер продукта

Отвечает за продукт в целом и представляет бизнес-интересы. Менеджер вместе с владельцем или руководителем бизнеса разрабатывает критерии успешности продукта.

Маркетолог

Отвечает за рекламный успех продукта. Ищет ниши, где его лучше всего продвигать и реализовывать. Придумывает, какие эмоции нужно продавать вместе с продуктом.

Менеджер по продажам

Занимается непосредственно продажами, каналами продаж, формированием стоимости.

Источник

Семь стадий разработки нового продукта

Каждый новый продукт начинается с идеи и превращается в набор физических характеристик и услуг, предлагаемых потенциальному клиенту. Процесс, в ходе которого идеи рождаются, оцениваются и превращаются в продукты, называется разработкой нового продукта. Мы рассмотрим семь стадий процесса разработки нового продукта:

То, что эти этапы могут сменяться непоследовательно, подтверждается на примере стадии тестирования, которая включает тестирование концепции, лабораторное тестирование, выпуск опытной партии и пробный маркетинг. Точно так же тестирование рынка можно рассматривать как часть процесса разработки, а последние этапы бизнес-анализа не могут быть завершены до тех пор, пока не утвержден окончательный дизайн продукта и не сделаны точные оценки всех необходимых инвестиций. Тем не менее эти семь стадий действительно отображают более-менее хронологическую последовательность действий, осуществляемых при разработке нового продукта.

1. Разработка стратегии в отношении нового продукта

В то же время данный шаг демонстрирует стремление к построению формальных систем стратегического планирования, характерное для 1970-х годов. Благодаря тому, что этот этап был включен в число стадий процесса разработки нового продукта, связь между генерацией идеи, отбором, оценкой и бизнес-анализом в контексте общего стратегического направления стала более тесной. На данной стадии выявляются стратегические требования, которым должны удовлетворять идеи нового продукта, например сохранение доли рынка или удержание лидирующей позиции в сфере технологий.

Разработка новых продуктов является одной из важнейших задач для компании, которая стремится сохранить технологическое лидерство. После того как определены стратегические роли новых продуктов, можно устанавливать требования к финансовым показателям — или «барьеры», которые должны преодолеть новые продукты, включая объем продаж, валовую прибыль и возврат на инвестиции.

Включение первичного стратегического планирования в процесс разработки нового продукта вызвало резкое повышение «смертности» идей новых продуктов. Исследование, проведенное в 1968 году, выявило, что для создания одного нового продукта, успешно запущенного в коммерческое производство, требуется 58 идей нового продукта. А согласно данным 1982 года, для успешного «рождения» одного нового продукта потребовалось уже лишь семь идей. Производителям продуктов для получения одного успешного продукта обычно требуется примерно вполовину меньше идей новых продуктов, чем производителям потребительских товаров длительного пользования.

2. Генерация идей

В дополнение к системам генерации идей новых продуктов в равной степени важно иметь четко определенные и всем понятные процедуры накопления идей нового продукта. Потенциальные источники могут предлагать свои идеи в процессе разработки нового продукта лишь в том случае, если они знакомы с характером процесса. Кроме того, наличие таких систем накопления может способствовать развитию идей новых продуктов.

Система накопления идей новых продуктов предполагает наличие опытного, хорошо информированного сбытового персонала, который отслеживает появление идей у клиентов и дистрибьюторов, и существование четкой процедуры передачи этих идей в соответствующий пункт сбора информации в фирме. Такие процедуры должны обеспечивать обратную связь с источниками идей.

Направляемый пользователем процесс разработки нового продукта — яркий пример взаимозависимости покупателя и продавца, характерной для промышленных рынков. В ходе этого процесса клиент «изобретает» продукт, разрабатывает прототип и демонстрирует его удобство в использовании, а затем отправляется к поставщикам оборудования и просит их о создании нескольких единиц нового продукта.

Фон Хиппель подтвердил, что такой процесс действительно имеет место в отрасли научного приборостроения и в отрасли полупроводникового и электронного технологического оборудования, а также предоставил данные, свидетельствующие о его существовании во многих других областях, включая разработку компьютерного программного обеспечения и медицинских товаров.

Генерация идеи — это очень серьезный этап в процессе разработки нового продукта. На промышленных рынках клиент может быть важным источником идей, особенно если он получает серьезные экономические выгоды от внедрения этих идей, а поставщик не контролирует технологию производственного процесса.

3. Отбор идей

Процедуры отсеивания идей новых продуктов могут быть как в высшей степени организованными и формализованными, так и довольно беспорядочными. При работе с высокоформализованной системой могут использоваться специальные бланки, регулярные собрания комитета и оговоренные коэффициенты значимости, которые присваиваются нескольким четко установленным критериям отбора.

Главное при отборе идей нового продукта — ответить на вопрос: «Осуществима ли эта идея и в достаточной ли степени она интересна, чтобы заслуживать более тщательного анализа?» Задача компании на стадии отбора — не принять или отклонить идею как проект для разработки, а определить, обладает ли идея достаточными достоинствами, чтобы оправдать расходы на бизнес-анализ.

Отсеивание идей новых продуктов требует прежде всего наличия у компании заявления о ее стратегических и маркетинговых задачах в бизнесе, которым компания хочет заниматься, и на рынках, которые компания хочет обслуживать. Проверка любой идеи нового продукта должна проводиться в первую очередь на ее соответствие стратегии компании.

Как ни удивительно, сделать этот шаг бывает очень тяжело — из-за того, что отсутствует ощущение четкой стратегической направленности. Разработка такого заявления о стратегических задачах может стать для менеджеров нелегким делом, но его наличие поможет избавиться он неуверенности при оценке идеи нового продукта.

При отборе перспективных идей необходимо также ответить на ряд вопросов и рассмотреть набор критериев, которые связаны с наличием ресурсов, необходимых для разработки и осуществления идеи. Характер этой части анализа можно понять по вопросам, которые наводят на размышления, но не являются исчерпывающими.

4. Бизнес-анализ

Правильно проведенный бизнес-анализ требует затрат времени и денег на работу опытных аналитиков, которые должны иметь опыт и знания в финансовой, маркетинговой, инженерно-конструкторской и производственной областях, а также в стратегическом планировании. Конечная цель бизнес-анализа — дать аргументированную, доскональную и взвешенную оценку прибыльности предлагаемого нового продукта.

Такой анализ включает изучение сегментов рынка, оценку потенциала рынка; прогноз продаж и планируемых затрат на разработку продукта; примерные оценки необходимых объемов инвестиций в производственное оборудование, текущие активы и освоение рынка; оценку расходов на производство и маркетинг продукта; определение вероятного уровня цен, прибыльности и окупаемости инвестиций на протяжении жизненного цикла продукта.

Чрезмерный оптимизм представляет серьезную опасность для бизнес-анализа. Те, кто отстаивает идею, легко могут преувеличить преимущества продукта перед клиентом, недооценить затраты на разработку и производство и преуменьшить силу нынешних и будущих конкурентов. Обычно люди, финансово заинтересованные в успехе нового продукта, либо испытывающие воодушевление, подобное родительскому чувству, строят свои прогнозы на оценке объемов, необходимых для достижения окупаемости инвестиций, исходя из определенных предположений (часто оптимистических) об уровне цен и о затратах на производство.

5. Разработка

Поэтому компания, стремящаяся к усовершенствованию технологий, должна грамотно управлять продуктовым портфелем и иметь проработанные стратегии использования и зрелых продуктов, и новых. В такой ситуации научно-исследовательская группа становится либо слабой, либо сильной стороной компании, поскольку ее успешность во многом зависит от ее способности, в случае необходимости, разработать новые технологии.

В компаниях, стремящихся совершенствовать технологии, отдел маркетинга играет жизненно важную роль, он должен гарантировать, что результаты работы научно-исследовательского отдела соответствуют потребностям рынка. Без притока в научно-исследовательский отдел качественной информации о потребностях рынка и о реакции его участников на пробные образцы продукта высок риск того, что разработанные продукты не понравятся клиентам.

Идеи новых продуктов, предложенные научно-исследовательской группой, должны подвергаться такому же тщательному отбору и бизнес-анализу, что и идеи, полученные из других источников. Ошибочные идеи, доведенные до стадии разработки, становятся впустую потраченными усилиями службы НИОКР.

Регулярный пересмотр продуктового портфеля должен включать анализ разрабатываемых проектов и переоценку приоритетов, отражающую потребность в новых продуктах, а также первые результаты полевых испытаний. Позитивный отклик часто является причиной того, чтобы продвигать разрабатываемый проект с максимальной скоростью.

Не будет лишним сказать, что поступающая с рынка информация о потребностях клиентов и реакции торговых представителей, дистрибьюторов и клиентов на концепцию продукта (при этом на разных стадиях разработки) чрезвычайно важна для эффективности и продуктивности процесса разработки.

6. Тестирование

Результаты этих испытаний следует внимательно изучить, чтобы сделать выводы относительно качества, цены продукта и других моментов. И наконец, продукт тестируют на рынке. Условия тестирования предусматривают ограниченный охват рынка, тщательный контроль над элементами маркетинг-микса (цена, стимулирование сбыта, дистрибуция) и объективную оценку результатов.

Существуют семь методов маркетинговых исследований, представляющих потенциальную ценность для процесса разработки нового продукта. Перечислим их в порядке затратности, начиная с наименее дорогостоящего:

7. Коммерциализация и позиционирование продукта

Маркетинговая программа нового продукта требует тщательного выявления рыночных сегментов, разработки краткосрочных и долгосрочных маркетинговых задач и обучения собственного сбытового персонала и продавцов дистрибьютора. Всестороннего внимания требуют такие детали, как реклама, каталоги, вспомогательные материалы, демонстрационные образцы и т. д.

Позиционирование — это центральный стратегический вопрос в маркетинге новых продуктов. Позиционирование позволяет компании занять свою нишу путем акцентирования определенных свойств продукта в сравнении с продуктами конкурентов и формулирования предложения ценности. В потребительском маркетинге позиционирование осуществляется, главным образом, благодаря рекламе и стратегии стимулирования сбыта. В промышленном маркетинге позиционирование осуществляется преимущественно за счет кастомизированного пакета услуг, которые сопровождают сам продукт, хотя реклама и промоушн тоже могут быть важными инструментами продвижения. Позиционирование необходимо, чтобы завершить проектирование и разработку промышленного продукта.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».

Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь

Источник

Модель компетенций. Часть 1: как составить и оценить модель компетенций

Организация – это место, где все должно быть максимально предсказуемо.

Конечно, с этим утверждением можно поспорить, особенно учитывая современную моду на изменения. Однако когда вы едете по незнакомой дороге, внезапными могут быть повороты, а не реакция педали тормоза на нажатие. И поверьте, вы не захотите проехаться по такой дороге, не будучи уверенными в том, что все работает нормально.

Так же и в компаниях. Чем более изменчив рынок, тем более предсказуемой и слаженной должна быть работа всех внутренних механизмов. А так как основу организационных механизмов составляют люди, которые, по сути своей, далеко не всегда предсказуемы и способны на нерациональные действия, то возникают трудности при диагностике и исправлении «слабых мест».

Чаще всего эту проблему стараются решить с помощью описания бизнес-процессов и формирования подробных инструкций для руководителей и исполнителей.

Однако правильно описанные бизнес-процессы должны выполняться правильными людьми.

Здесь мы сталкиваемся с трудностью. Дело в том, что традиционная система образования и профессиональной стандартизации не устанавливает нормы в тех областях, от которых напрямую зависит эффективность организации: принятии решений, достижении договоренностей, ответственности и т.п. Соответственно, пользуясь стандартными способами оценки, мы можем определить, насколько профессионален человек в узкоспециализированной области, но не можем сказать, насколько он эффективен в организации.

Для решения этой задачи нужен специальный инструмент – модель компетенций.

Компетентностный подход

По своей сути, компетентностный подход – это способ описания поведения человека.

В отличие от традиционных систем оценки «знает – не знает», «умеет – не умеет», при описании компетенций, мы оперируем только поведением человека по принципу «делает – не делает». Такой способ позволяет избежать субъективных оценок и догадок. Также, исходя из предположения, что способ мышления человека проявляется в его действиях, мы можем оценить, как думает человек и предсказать, что он будет делать в различных ситуациях.

Поведенческий индикатор

Основой описания является поведенческий индикатор – наблюдаемый элемент поведения человека, указывающий на наличие у него определенных знаний, навыков, умений, опыта и убеждений (которые еще называют психологическими установками). То есть, проще говоря, именно поведение отвечает нам на вопросы: что человек умеет и во что он верит.

Для примера возьмем индикатор «приходит на работу вовремя». Вроде бы простейшее действие. А на самом деле для того, чтобы оно было осуществлено, должно быть выполнено несколько условий. Человек должен знать адрес офиса и расписание рабочего дня. Обладать рядом навыков, в том числе, просыпаться от звонка будильника. Уметь выбрать маршрут. Иметь опыт прохождения этого маршрута, так как именно опыт позволяет выявлять риски и избегать непредвиденных ситуаций. И, что очень важно, он должен верить в то, что прийти на работу вовремя нужно и полезно для него лично. Иначе поведение не проявится.

Компетенция

Естественно, что в различных организационных ситуациях любой сотрудник проявляет большое количество поведенческих индикаторов. Поэтому, для того чтобы составить комплексное описание желательного поведения, мы выделяем ситуации, эффективное решение которых выгодно организации. К ним можно отнести участие в совещаниях и их ведение, принятие решений, общение с коллегами, руководителем и подчиненными и т.п. Некоторые действия людей в этих ситуациях приводят к успеху, некоторые к затягиванию времени и неудачам. Соответственно, мы анализируем, какие именно действия оказывают влияние, и описываем их с помощью индикаторного подхода.

Далее индикаторы объединяются в группы по принципу достижения результата в определенной области: коммуникации, мышлении и принятия решений, управлении людьми и т.п. Таким образом, получается описание комплекса поведенческих проявлений в одной области, которое называется компетенцией.

Важно, чтобы каждая компетенция имела свою цель. То есть, ее проявление должно отражаться на конкретных производственных процессах и, как следствие, экономить или зарабатывать деньги для компании.

Например, для эффективности компании критически важно, чтобы сотрудники качественно обменивались информацией. Поэтому мы сводим в компетенцию «Коммуникация» поведение, которое способствует такому обмену: высказываться, применять общедоступную терминологию, задавать вопросы, отвечать на вопросы.

Виды компетенций

Описание требований к поведению сотрудников с помощью индикаторов оказалось настолько удобным и объективным, что постепенно к компетентностному способу переходят и создатели профессиональных стандартов. Сейчас появляются модели компетенций инженеров, юристов, бухгалтеров и т.д. Такие компетенции, имеющие прямое отношение к определенной профессии, называют «техническими» или «профессиональными».

Другую группу компетенций называют «корпоративными». Эти компетенции устанавливают стандарт того, как сотрудники должны вести себя по отношению к компании, руководителям, подчиненным и друг другу.

Иногда в отдельную группу выделяют «личностные» или «базовые» компетенции, которые описывают способ мышления человека и то, как он принимает решения.

Следующим шагом является объединение компетенций в единую систему, которая называется моделью компетенций.

Например, работая над моделью управленческих компетенций, мы стремились описать аспекты, которые определяют качество руководителя и отражаются на том, как работает подчиненная ему система. В итоге мы выделили следующие компетенции:

На что стоит обратить внимание

Модель компетенций – это инструмент, который имеет большое количество применений во всех областях, где нам нужно работать с качеством людей. Поэтому пользоваться ей могут не только специалисты по персоналу. По-настоящему внедренная модель компетенций – это рабочий инструмент каждого руководителя и сотрудника организации.

Правда, работает это утверждение при одном условии – поведенческие индикаторы должны быть описаны таким образом, чтобы непосвященный человек мог понаблюдать за собственными действиями и действиями других людей и соотнести их с моделью. Для того чтобы отвечать такому требованию, модель не должна содержать индикаторов, которые невозможно определить без применения специальных методов.

Например, если в модели мы используем индикатор «обладает стратегическим видением», то понять, проявляется ли он, можно только с помощью глубинного интервью и тестирования. А это значит, что без специального образования нельзя определить наличие или отсутствие этого качества и степень его проявления. Соответственно, человеку, проводящему оценку, придется судить субъективно. А это, в свою очередь, может привести к злоупотреблениям.

Значит, индикатор должен быть сформулирован в более простой форме. Например, «Предлагает мероприятия, затрагивающие деятельность всей компании или основных подразделений в горизонте от 3-х лет. Объясняет получаемые выгоды. Обосновывает возможности и риски реализации таких инициатив». На такое описание мы потратили больше слов, однако теперь можем четко определить по поведению человека, а не по догадкам, проявляется он или нет. Потому, что человек либо «предлагает», либо «не предлагает». Либо делает предложение, срок реализации которого меньше трех лет, либо больше.

*прим. Конечно, этот индикатор не описывает компетенцию «Стратегическое видение» полностью. Он приведен исключительно с целью демонстрации.

Рабочий инструмент или идеологическое средство?

Иногда модель компетенций воспринимается не как рабочий инструмент, а как дополнительное средство идеологической работы с сотрудниками. Это выливается в то, что появляются индикаторы, которые очень сложно расшифровать и оценить. Например, «ставит амбициозные цели». Звучит красиво. Однако, как именно будет оцениваться этот параметр, совершенно непонятно. На взгляд одного эксперта, цели, поставленные сотрудником, будут «амбициозными», а для другого «ординарными» или даже «недостойными».

Если все-таки в описание компетенции введены такие индикаторы, то, чтобы добиться объективности, к модели должна прилагаться шкала «амбициозности». То есть, все цели, которые человек может поставить перед собой, подразделением или компанией, должны быть описаны и разделены по уровням. Работа, которую провести почти невозможно. С другой стороны, если ее не сделать, то оценка будет сугубо эмоциональной, но никак не объективной.

К подобным случаям можно отнести и такие индикаторы как: «вдохновляет на достижения», «ведет за собой», «мыслит стратегически», «думает позитивно», «высказывается смело и открыто» и т.п.

Способы описания компетенций

На рынке представлено несколько видов моделей компетенций. Они отличаются своей структурой и тем, как именно представлены индикаторы.

Мы не будем проводить полного обзора существующих моделей, а рассмотрим только два варианта описания на примере компетенции «Постановка задачи и обеспечение исполнения». В первом случае индикаторы представлены статично и являются простым перечислением действий.

Компетенция: Постановка задачи и обеспечение исполнения

Иногда, для того чтобы компенсировать такую статичность, к каждому индикатору добавляют цифровую шкалу. Например, так:

Другой способ построения модели, это распределение индикаторов по уровням, отражающим степень развития компетенций у сотрудника.

При таком подходе, каждый индикатор, при повышении уровня компетенции, «улучшает» качество действий сотрудника. В качестве примера приведем компетенцию «Постановка задачи и обеспечение исполнения» из модели управленческих компетенций «Эрбитек Консалтинг».

Компетенция: Постановка задачи и обеспечение исполнения

Формулирует задачи в форме, обеспечивающей качественное исполнение. Мотивирует. Заранее определяет процедуру контроля.

В таком описании компетенций индикаторы распределены по уровням от «негативного» до «продвинутого». Индикаторы 0 уровня – это поведение, приносящее вред компании, индикаторы 4-го – наиболее желательное поведение сотрудника, приводящее к повышению системной эффективности.

Обратите внимание на то, что ознакомившись с таким описанием компетенции, любой руководитель может довольно легко провести самооценку и увидеть, что именно ему требуется для того, чтобы проявить компетенцию на более высоком уровне.

При применении такого метода нужно потратить больше усилий на описание компетенций. Но это полностью окупается значительным упрощением оценки и повышением ее объективности.

Итак, в этой части статьи, мы рассмотрели основные принципы построения модели компетенций. Дальше мы разберемся, как именно ее использовать и какие задачи можно решить с помощью этого инструмента.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».

Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *