какие требования к слесарному инструменту
Какие требования к слесарному инструменту
ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
«О требованиях к безопасности металлообрабатывающего, деревообрабатывающего, алмазного, абразивного и
слесарно-монтажного инструмента»
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цели технического регламента
Целью настоящего технического регламента является обеспечение защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей при реализации, использовании (эксплуатации) инструмента.
Статья 2. Область применения технического регламента
1. Объектами технического регулирования настоящего технического регламента является инструмент металлообрабатывающий, деревообрабатывающий, алмазный, абразивный и слесарно-монтажный, перечень которого приведен в Приложении 1.
2. Субъектами права в области применения настоящего Технического регламента являются: изготовитель, поставщик, продавец, импортер, орган по сертификации, испытательная лаборатория (центр), орган по сертификации систем качества, контрольно-надзорный орган.
Статья 3. Основные понятия
Для целей настоящего регламента используются следующие понятия:
Статья 4. Законодательство Российской Федерации
в области действия данного технического регламента
Законодательство Российской Федерации в области безопасности инструмента основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральных законах «О техническом регулировании», «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании», Федеральных законах «О защите прав потребителей», «О внесении изменений и дополнений в Закон «О защите прав потребителей», «Об обеспечении единства измерений», «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и других Федеральных законах и Постановлениях, действующих в области технического регламента.
ГЛАВА II. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ИНСТРУМЕНТУ
Статья 5. Общие требования безопасности к инструменту
1. Инструмент должен быть сконструирован таким образом, чтобы он был пригоден к выполнению своих функций.
2. Инструменты в целом, их части, а также соединения составного и сборного инструмента должны обеспечивать механическую прочность при использовании по назначению.
3. Крепление сменных многогранных и напайных твердосплавных пластин, ножей лезвийного инструмента должно обеспечивать прочность их соединения с корпусом (державкой) в период эксплуатации инструмента до достижения критерия затупления.
4. Острые кромки, кроме режущих, должны быть притуплены.
5. Режущие кромки инструмента должны быть защищены для обеспечения безопасности при транспортировании и хранении инструмента.
6. Шум, вибрации, инфразвук, ультразвук, магнитные поля, запыленность, вредные испарения, возникающие при работе инструмента, не должны превышать уровня, установленного санитарным законодательством.
Статья 6. Требования к безопасности металлообрабатывающего инструмента
1. Конструкция инструмента должна быть безопасной, исключающей следующие опасные факторы:
— отрыв напайной пластины от корпуса (державки);
— нарушение прочности механического крепления сменных многогранных пластин;
— повреждения корпуса или пластин.
2. Инструмент должен пройти испытания на средний период стойкости и безопасность.
3. Испытания инструмента на безопасность проводить при условиях, приведенных в Приложении 2.
Статья 7. Требования к безопасности деревообрабатывающего инструмента
1. Конструкция инструмента должна быть безопасной, если после испытаний на безопасность отсутствует каждый из следующих факторов:
— отрыв напайной пластины от корпуса;
— нарушение прочности механического крепления сменных многогранных пластин;
— повреждения корпуса или пластин;
— сдвиг или смещение отдельных инструментов, входящих в комплект.
2. Испытание инструмента на прочность вращением проводят при частоте вращения в 1,5 раза превышающей рабочую.
3. В работе не допускается превышать предельную рабочую частоту вращения. Рабочая частота вращения должна быть указана в маркировке инструмента.
4. Деревообрабатывающий инструмент, применяемый на станках с ручной подачей, режущие кромки которого выступают над корпусом более чем на 5 мм, должны иметь ограничители толщины снимаемой стружки по всей длине режущих кромок для избежания отдачи обрабатываемой детали в процессе резания.
5. Ограничители толщины должны быть выполнены:
6. Инструмент составной, сборный, собираемый в комплекты должен быть собран с надежным закреплением отдельных инструментов, обеспечивающим предотвращение относительного смещения их между собой.
7. Инструмент деревообрабатывающий ручной.
7.1 Стамески, долота:
— конструкция рукоятки должна обеспечивать удобный захват рукой. На рукоятке не должно быть острых углов и неровностей;
— форма и размеры бурта должны обеспечивать достаточную опору для рукоятки. На нем не должно быть острых углов, которые могут поранить руку.
— на поверхностях деталей рубанков не должно быть трещин, заусенцев, следов коррозии;
— острые кромки (кроме ножа) должны быть притуплены;
— конструкция зажимного устройства должна обеспечить закрепление ножа, предотвращающее его перемещение, а также не препятствующее выходу стружки из летки;
— самопроизвольное смещение ножа не допускается;
— крепление ручки и рукоятки в рубанке должно быть жестким и выдерживать стягивающее усилие не менее 196 Н (20 кгс). Качание не допускается.
Статья 8. Требования к безопасности абразивного, алмазного инструмента и инструмента из кубического нитрида бора (эльбора)
1. Инструмент абразивный, алмазный и эльборовый считается безопасным, если при работе инструмента конкретного вида отсутствует каждый из следующих факторов:
— разрыв шлифовального круга или корпуса круга, или шлифовального фибрового диска;
— отрыв эльборосодержащего или алмазного слоя от корпуса круга;
— отрыв сегмента от корпуса круга;
— разрыв бесконечной шлифовальной ленты;
— повышенная концентрация вредных веществ, запыленность воздуха рабочей зоны, образование в нем аэрозолей при обработке с использованием смазочно-охлаждающих жидкостей;
— повышенная вибрация и шум при работе ручными шлифовальными машинами;
2. Не допускается к работе инструмент, имеющий отслаивание эльборосодержащего и алмазного слоя, с трещинами на его поверхности, а также не имеющий отметки об испытании на механическую прочность или с просроченным сроком хранения.
3. Испытание инструмента на механическую прочность вращением проводят при частоте вращения в 1,3 раза превышающей рабочую.
4. На шлифовальных и отрезных кругах (кроме эльборовых и алмазных), а также на шлифовальных кругах, предназначенных для работы на ручных шлифовальных машинах, должны быть нанесены цветные полосы, определяющие максимальные рабочие скорости и знаки безопасности.
Статья 9. Требования к безопасности слесарно-монтажного инструмента
1. На безопасность должен проверяться слесарно-монтажный инструмент, указанный в Приложении 1.
2. Молотки слесарные:
1) конструкция молотков должна обеспечивать надежное соединение головки молотка с рукояткой;
2) трещины на рукоятках от расклинивания за пределами отверстия головки не допускаются.
1) конструкция ключей должна обеспечивать:
— надежный зажим изделия при приложении рабочих нагрузок;
— рукоятка ключа должна иметь форму и размеры, обеспечивающие удобство в работе, необходимую и достаточную площадь контакта с ладонью руки;
2) безопасность (прочность) определяется выдерживанием испытательного крутящего момента, приведенного в Приложении 3;
3) при эксплуатации ключей не допускается пользоваться дополнительными рычагами для увеличения усилия затяжки и применять удары по ключу (за исключением специального ударного инструмента).
4. Отвертки слесарно-монтажные:
1) отвертки должны иметь прочность, определяемую крутящим моментом для испытания рабочих концов отверток и для испытания соединения стержня и рукояток отверток, приведенных в Приложении 4;
2) форма рукоятки должна обеспечивать прочный захват ее для приложения максимального усилия к отвертке;
3) рукоятка и стержень отвертки не должны иметь взаимного проворачивания;
1) шарнирно-губцевый инструмент не должен иметь острых кромок (кроме режущих) в зонах захвата и рядом с ними;
2) шарнирно-губцевый инструмент должен иметь малое усилие раскрытия за счет конструктивного исполнения или смазки в шарнирном соединении;
3) шарнирно-губцевый инструмент должен выдерживать испытания на прочность рукояток, на кручение и на перекусывание;
Обзор новых правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями
С 1 января 2021 года вступили в силу 40 новых Правил по охране труда, а старые версии 113 правил по охране труда утратили свою силу. Сегодня предлагаем рассмотреть изменения в правилах по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями, утвержденные приказом Минтруда № 835н от 27.11.2020. Предыдущая версия данных Правил, утвержденная Приказом Минтруда № 552н, больше не актуальна.
Всего новая версия Правил насчитывает около 40 различий по сравнению с прошлой версией.
Отменены 2 Раздела целиком: Требования охраны труда при организации проведения работ и Заключительные положения.
Остальные разделы, в целом, остались на своих местах и изменились только некоторые пункты. поэтому ниже представляем вам краткий обзор основных изменений.
Общие изменения для всех Правил по охране труда
Изменения, которые затронули раздел о требованиях к производственным площадкам
Изменения, касающиеся инструментов и оборудования
В данной статье рассмотрены только самые интересные и самые популярные изменения в Правилах по охране труда, которые чаще всего встречаются на производственных площадках. Поэтому если на вашем предприятии активно используется ручной инструмент и приспособления, вам обязательно необходимо ознакомиться с новыми Правилами по охране труда более подробно и актуализировать внутренние локальные документы предприятия в соответствии с касающимися вашей организации изменениями в процессах.
Не забывайте о том, что при изменении нормативно-правовых актов нужно провести внеочередную проверку знаний требований охраны труда для работников и руководителей (в размере изменений), а также провести внеочередной инструктаж на рабочем месте для сотрудников.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь
Какие требования к слесарному инструменту
Fitter’s tools. Acceptance rules
Дата введения 1987-01-01
Ограничение срока действия снято по решению Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 11-95)
* ПЕРЕИЗДАНИЕ (январь 1996 г.) с Изменениями 1, 2, 3, утвержденными в ноябре 1986 г., в августе 1987 г., в июне 1990 г. (ИУС 2-87, 12-87, 11-90)
РАЗРАБОТАН Министерством станкостроительной и инструментальной промышленности**
ВНЕСЕН Министерством станкостроительной и инструментальной промышленности**
Зам. министра В.М.Воеводин**
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27 января 1986 г. N 202**
Настоящий стандарт распространяется на слесарно-монтажный металлообрабатывающий немеханизированный инструмент, изготовляемый для нужд народного хозяйства и для экспорта.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Слесарно-монтажный инструмент следует подвергать приемочному контролю и периодическим испытаниям.
1.2. Приемочному контролю и периодическим испытаниям подлежат инструменты, выпускаемые в серийном и массовом производстве.
1.3. Инструмент к приемке должен предъявляться партиями.
1.4. Партия должна состоять из инструментов одного вида и типоразмера, изготовленных из одних и тех же материалов, по одному технологическому процессу и одновременно предъявленных к приемке по одному документу.
1.5. Методы контроля и испытаний должны соответствовать указанным в стандартах и технических условиях на конкретные виды инструмента.
1.6. При приемочном контроле и периодических испытаниях должен применяться выборочный контроль в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
(Измененная редакция, Изм. N 3)
1.7. Правила отбора инструмента в выборку при выборочном контроле должны соответствовать методу случайного отбора по ГОСТ 18321-73.
1.8. Порядок проведения приемочного контроля должен соответствовать ГОСТ 18242-72*.
1.9. Дефектные инструменты, выявленные в партии, прошедшей приемочный контроль, должны быть изъяты и заменены.
1.10 Результаты выборочного приемочного контроля распространяются на всю партию.
1.11. Приемочный контроль должен включать контроль внешнего вида и маркировки, размерных параметров и параметров, характеризующих шероховатость поверхностей и качество покрытий, твердости, прочности и работоспособности в соответствии с разд.2-5 настоящего стандарта.
1.12. Периодическим испытаниям подвергают инструмент в количестве, указанном в табл.1, из числа прошедших приемочный контроль на соответствие требованиям надежности, установленным в стандартах на конкретный вид инструмента (кроме установленного срока службы).
1.11, 1.12. (Измененная редакция, Изм. N 3).
Количество инструмента для испытаний, шт.
Тиски слесарные с ручным приводом
Дрели, труборезы, трубоприжимы
Ключи: гаечные, торцовые, трубные, накидные, разводные, для круглых шлицевых гаек, рожковые
Сменные головки и приводные части к ним
Клуппы и плашки к ним
Щипцы для сжатия и развода пружинных колец
Плоскогубцы. Пассатижи. Круглогубцы
Воротки для круглых плашек и метчиков
Циркули и чертилки
Клейма, бородки, кернеры, обжимки, зубила, крейцмейсели
Отвертки для винтов с прямым и крестообразным шлицем
Кусачки торцовые и боковые
1.13. Из всего объема инструментов, одинаковых по типу, исполнению, конструкции, технологии изготовления, периодическим испытаниям подвергают один из наиболее распространенных типоразмеров инструмента.
2. КОНТРОЛЬ ВНЕШНЕГО ВИДА И МАРКИРОВКИ ИНСТРУМЕНТОВ
2.1. Дефекты внешнего вида инструментов разделяются на критические и малозначительные по ГОСТ 15467-79.
Классификация дефектов указана в табл.2.
Критические дефекты не допускаются.
2.2. Внешний вид инструментов должен проверяться по одноступенчатому плану контроля в соответствии с табл.6.
2.3. Партия считается прошедшей приемочный контроль, если число дефектов выборки меньше или равно приемочному числу, указанному в табл.6, и партия считается не прошедшей приемочный контроль, если число в выборке будет равно или более браковочного числа, указанного в табл.6.
2.4. Контроль внешнего вида и маркировки инструмента для экспорта должен быть сплошным.
Разд.2. (Измененная редакция, Изм. N 2, 3).
Класс дефектов внешнего вида инструментов по ГОСТ 15467-79
Сборный инструмент: отсутствие элементов или деталей сборного инструмента, влияющих на выполнение его основных функций.
Дефекты инструментов, нарушающие работоспособность и прочность, влияющие на безопасность в работе:
у горячештампованных и литых инструментов наличие трещин, расслоений, плен, волосовин, закатов, заковов, раковин, песочин, свищей, пузырей, пригара, литников, прибылей, следов коррозии, заусенцев (ключи, кусачки, плоскогубцы, пассатижи, тиски, молотки, зубила, бородки, кернеры, отвертки);
у сварных инструментов наличие свищей в местах сварки и видимого разрыва слоя припоя более 50% общей длины по контуру пайки (ключи трубные и торцовые, клейма, циркули);
у синтетических деталей инструментов наличие трещин, расслоений, раковин, пузырей, выбоин, отколов;
у деревянных деталей инструментов наличие трещин, выбоин, бугров, отколов, отщипов, гнили, червоточин, прорости.
У инструмента, предназначенного для работы под электронапряжением: отсутствие электроизоляции.
Рукоятки инструмента: наличие острых кромок, заусенцев, облоя и грата
Клеймы, бородки, кернеры, обжимки, зубила, крейцмейсели: наличие выкрошенных мест и завалов на режущих, рабочих и ударных частях.
Кусачки, ножницы, комбинированные плоскогубцы:
наличие завалов, забоин, сколов и прижогов на режущих и рабочих кромках.
Наличие на зубцах губцевого инструмента завалов, вмятин и заусенцев
Головки молотков: наличие выкрошенных мест на бойке и носке.
Наличие трещин, гнили, прорости, червоточин, наплывов, раковин, пузырей, вмятин и облоя
Тиски, клуппы, воротки, ключи трубные: наличие сорванных ниток на резьбе
Наличие на нерабочих поверхностях, не подвергаемых механической обработке, забоин, черновин, вмятин от окалины, завалов, следов коррозии, площадью не более 10%, следов штамповки по линии разъема
Рукоятки инструментов: наличие притупленных остатков облоя и грата не выше 0,3 мм
3. КОНТРОЛЬ РАЗМЕРНЫХ ПАРАМЕТРОВ И ПАРАМЕТРОВ,
ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ШЕРОХОВАТОСТЬ ПОВЕРХНОСТЕЙ ИНСТРУМЕНТОВ
3.1. При контроле размерных параметров должны проверяться размеры, указанные в стандартах на конкретный вид инструмента (кроме приложения).
3.2. Дефекты размерных параметров и параметров, характеризующих шероховатость поверхностей, разделяются на критические, значительные и малозначительные по ГОСТ 15467-79.
3.3. Классификация значительных и малозначительных дефектов указана в табл.4*.
* Табл.3 исключена, Изм. N 3.
Критические дефекты не допускаются.
Наименование дефектов размерных параметров
Значение допустимых отклонений
Ключи гаечные, торцевые, сменные головки: размер зева (размер «под ключ»).
Ключи трубные и разводные: размер толщины головки ключа
Ключи, отвертки, приводные части, зубила, крейцмейсели: отклонения по изогнутости, неплоскостности и непрямолинейности (для плоских поверхностей).
Отвертки: отклонения от перпендикулярности лезвия лопатки относительно оси стержня.
Ключи со сменными головками, приводные части, торцовые ключи: отклонение от соосности зевов наружных присоединительных квадратов и шестигранников относительно наружных диаметров.
Торцовые ключи, приводные части, кольцевые ключи: разностенность у сменных головок.
Шероховатость рабочих и базовых поверхностей инструмента
40% предельного допустимого значения
Шероховатость поверхностей рукояток инструмента и поверхностей ключей, зубил, бородков, крейцмейселей, сопрягаемых с рукой человека.
30% предельного допустимого значения
Габаритные размеры и размеры рабочих частей инструмента (кроме указанных в группе значительных дефектов)
Шероховатость остальных поверхностей, указанных в стандартах на инструмент конкретного вида
50% предельного допустимого значения.
3.4. Размерные параметры и параметры, характеризующие шероховатость поверхностей, должны проверяться по двухступенчатому или по одноступенчатому планам контроля по табл.5 и 6.
3.5. При двухступенчатом плане контроля партия считается прошедшей приемочный контроль, если число дефектов в выборке из партии на первой ступени будет менее или равно приемочному числу, указанному в табл.5. Партия считается не прошедшей приемочный контроль, если число дефектов в выборке на первой ступени будет равно или более браковочного числа, указанного в табл.5.
Если число дефектов, обнаруженное в выборке на первой ступени контроля, является одновременно больше приемочного числа и меньше браковочного числа, то следует перейти к контролю на второй ступени.
Для этого из этой же партии отбирается вторая выборка того же объема, как на первой ступени контроля, и суммируется число дефектов, обнаруженное на второй ступени контроля, с числом дефектов, обнаруженных на первой ступени контроля.
Если полученное общее число дефектов будет менее или равно приемочному числу для второй ступени плана контроля, указанному в табл.5, то партия принимается.
Если полученное общее число дефектов будет равно или более браковочного числа для второй ступени плана контроля, указанного в табл.5, то партия считается не прошедшей приемочный контроль.
3.3-3.5. (Измененная редакция, Изм. N 2, 3).
Правила при работе с инструментом и приспособлениями-2021
4,28 (Проголосовало: 38)
Промышленная отрасль экономики – это зона серьезного риска для работников. Поэтому в действующем федеральном законе от 21.07.1997 N 116-ФЗ, посвященном вопросам промышленной безопасности, этой проблеме придается существенное значение. На практике одним из наиболее весомых факторов риска становится использование профессиональных инструментов и приспособлений. Их применение в ходе технологического процесса обусловливает вероятность появления в следующих категорий опасных воздействий:
В связи с высокой вероятностью воздействия перечисленных опасных факторов на персонал, занятый в работе с применением промышленного оборудования на предприятиях, в действующем законодательстве содержится отдельный раздел, регулирующий правила выполнения такой производственной деятельности.
Нормативная база регулирования правил эксплуатации инструмента
В роли основного правового документа, который устанавливает общие принципы трудовой активности работников и работодателей в области соблюдения правил промышленной безопасности, сейчас выступает федеральный закон № 116-ФЗ. Эти принципы раскрываются и конкретизируются в дополнительных нормативных документах. Основным из них становится утвержденный приказ Минтруда от 17 августа 2015 года N 552н, который применяется в России с 2015 года. Он устанавливает действующие правила для работников, чья трудовая активность связана с эксплуатацией производственного оборудования и инструментов.
Рассматриваемый нормативный документ пересматривался только однажды – в 2018 году, когда был принят приказ Минтруда от 20 декабря 2018 года N 826н, вносящий отдельные изменения в действующий на ту дату текст правил. Такие изменения были связаны с процессом гармонизации российского законодательства в области соблюдения правил промышленной безопасности и аналогичных требований, которые установлены на территории Евразийского экономического союза, членом которого выступает Россия. Новые разделы приказа № 552н были связаны с введением в текст правового акта правил, установленных техническим регламентом ТС 010/2011, посвященным безопасности эксплуатации машин и оборудования.
Статус действующих нормативных документов
Формально никаких серьезных изменений в анализируемой области по состоянию на начало 2021 года не произошло. Приказ № 552н по-прежнему выступает в роли ключевого правого акта, который устанавливает требования к соблюдению правил эксплуатации инструмента. При этом, однако, Минтруд уже анонсировал отдельные изменения в интересующем нас документе. Проанализируем состояние этого вопроса текущий момент более обстоятельно.
Основные требования к инструменту
Требования правил соблюдения безопасности, зафиксированных в приказе № 552н, в 2021 году распространяются на технологические процессы, связанные с эксплуатацией следующих типов инструмента:
Действие правил, зафиксированных в анализируемом приказе, не распространяется на оборудование, применяемое в транспортной отрасли, технологические и обрабатывающие механизмы, испытательные стенды, кассовое оборудование и оргтехнику.
Основные требования к применяемому инструменту просты и понятны: он должен быть разработан с учетом нормативов по безопасности, удобен в применении и работоспособен. Последнее условие, конечно, предполагает регулярную проверку характера его работы и выполнение необходимого технического обслуживания. Ответственность за выполнение этого условия возлагается на работодателя. Естественно, продолжение эксплуатации техники, имеющей явные признаки нерабочей, строго запрещено.
Основные требования к работникам
Требования к работникам, которые вправе выполнять трудовые обязанности с использованием конкретных типов инструмента в 2021 году, также определены в приказе № 552н. Работодатель, поручая сотруднику выполнение необходимых работ, должен снабдить его полноценными инструкциями по работе такого оборудования. Работник при этом обязан тщательно изучить переданные ему инструкции и действовать согласно их требованиям. Но стоит иметь в виду, что ответственность за контроль их соблюдения и выполнения установленных правил все же возлагается на работодателя.
С учетом специфики технологического процесса в организации, эксплуатационной документации на инструменты и оборудование и разработанные для персонала руководства работодатель составляет инструкции по охране труда для профильных направлений производства. Работодатель вправе вносить в эти инструкции дополнительные условия, нацеленные на увеличение уровня безопасности сотрудников при выполнении их обязанностей. Такие инструкции должны быть утверждены локальным нормативным документом организации.
Требования охраны труда
Основные условия, действующие в области организации работы по охране труда в компании, эксплуатирующей производственные инструменты и технику, в 2021 году распределены по следующим направлениям:
Работу с наиболее опасными типами инструментов, включая гидравлический, пневматический, электрифицированный и проч., разрешено доверять только сотрудникам, достигшим восемнадцати лет. Для организации необходимых технологических операций работодатель обязан за свой счет обеспечить персонал защитными средствами и устройствами с соблюдением нормативов, предусмотренных приказом Минздрава от 1 июня 2009 года N 290н.
Кроме этого, разделами III и IV приказа № 552н вводятся конкретные требования к организации условий труда в производственных помещениях, а также правила работы с отдельными видами инструментов и оборудования. Особенно опасные виды работ выполняются при условии оформления особого наряда-допуска, который составляется по форме, приведенной в приложении к правилам, утвержденным анализируемым приказом. Контроль за выполнением всех приведенных требований производит территориальный орган Роструда, соответствующий месту расположения организации.
Ситуация в области регулирования требований охраны труда при организации работы с инструментами
Министерство труда и занятости РФ регулярно пересматривает и обновляет действующие нормативы в области обеспечения необходимого уровня безопасности труда. Эта работа ведется особенно тщательно в отношении производств, которые согласно положениям федерального закона № 116-ФЗ относятся к категории особенно опасных. При этом кроме текущих обоснований для ее выполнения, в 2021 году для ее организации есть дополнительные мотивы.
В первую очередь имеется в виду программа «регуляторной гильотины», анонсированная Дмитрием Медведевым в конце 2019 года. Интересующая нас программа предполагает серьезный пересмотр действующей нормативной базы, устанавливающей разные правила, ограничения и требования к работодателям в разных отраслях экономики. Запланировано, что в рамках ее выполнения будет пересмотрен весь объем нормативной базы, имеющей статус действующей по состоянию на текущий момент. Результатом этой работы должна стать отмена неактуальных требований, содержащихся в изучаемых документах. При этом документация, которая будет признана актуальной для существующего уровня развития экономики, должна быть пересмотрена на предмет содержания ее нормативов.
Наконец, потребность в пересмотре действующей редакции Правил, зафиксированных приказом № 552н, обусловлена также продолжающимся процессом внедрения риск-ориентированного подхода в работе контролирующих и надзорных органов. Этот подход предполагает разделение всего массива подконтрольных организаций на несколько категорий риска – от наиболее низкой до максимально высокой. При этом вводится принцип определения частоты плановых проверок, зависящей от присвоенной категории. Для предприятий с наиболее высокой категорией риска вводится максимальная частота выполнения плановых мероприятий, тогда как организации с низкой категорией риска совсем исключаются из графика плановых проверок.
Работа над пересмотром действующих правил
В связи со всеми приведенными обстоятельствами Минтруд подготовил проект приказа, который утверждает обновленный текст правил достижения необходимого уровня безопасности при работе с инструментами и оборудованием. Согласно действующему порядку текст нормативного документа был опубликован на официальном портале проектов правовых актов для организации публичного обсуждения. В ходе этой процедуры заинтересованные лица могут внести свои предложения и рекомендации по корректировке текста законопроекта, а затем разработчик учтет их при составлении окончательной редакции документа.
Эксперты отмечают, что предложенные ведомством нововведения могут коснуться около 1,5 миллионов организаций и более 35 миллионов занятых в них работников. При этом одной из основных целей, обозначенных в пояснительной записке к проекту нормативного документа, значится снижение имеющегося уровня производственного травматизма и появления профессиональных заболеваний. Ведомство оценивает этот уровень как неприемлемый и предполагает, что новые требования могут существенно повлиять на анализируемый показатель в сторону снижения.
Планируемые изменения в правилах эксплуатации инструментов в 2021 году
При более пристальном анализе опубликованного документа, однако, возникает интересная ситуация. Специалисты отмечают, что нормативный акт… полностью, вплоть до пунктуации и формулировок, соответствует уже действующему приказу. На самом деле единственным более или менее существенным отличием двух документов становится изменение нумерации содержащихся в них пунктов.
Так, в действующем приказе № 552н требования к ручному инструменту и правилам его эксплуатации сформулированы в виде подпункта 2.1. В некоторой степени это выглядит логичным, поскольку пункт 2 целиком посвящен типам инструментов и устройств, на которые распространяется действие анализируемого нормативного документа, и ручной инструмент входит в этот список. Однако в новой редакции, предложенной Министерством, рассматриваемые требования выделены в отдельный самостоятельный пункт 3. Это ведет к сдвигу общей нумерации на один пункт. В итоге в общей сложности количество пунктов в документе увеличивается на одну единицу: если в текущей редакции приказа из 142, то в новой – 143.
Последствия предложенных нововведений
Эксперты отмечают, что, оценивая инициативу Минтруда, следует принимать во внимание все аспекты его предложения. С одной стороны, серьезных содержательных изменений в порядке выполнения требований охраны труда на производственных предприятиях не предлагается – точнее говоря, их пока, очевидно, не планируется вообще. С другой стороны, говорить о том, что в случае принятия предложения министерства никаких изменений для работодателей не произойдет вообще, было бы неправильно.
Дело в том, подчеркивают специалисты, что принятие нового регулирующего документа – пусть даже единственным изменением в нем по сравнению с предыдущим становится изменение нумерации пунктов – станет основанием для потребности в пересмотре всех локальных нормативных документов организаций, работающих в этой области. Они должны будут привести в соответствие с «новыми» требованиями инструкции по работе с разными типами инструментов и техники, инструкции по охране труда, положения о внутреннем трудовом распорядке и другие правовые акты, действующие в организации. В отдельных случаях может даже потребоваться организация внеочередного обучения и аттестации сотрудников, которые применяют в своей трудовой деятельности этот тип оборудования. Естественно, эта работа потребует серьезного объема временных и финансовых ресурсов, которые в действительности будут затрачены, чтобы обеспечить формальное выполнение действующих правил.
Основания для разработки нового проекта нормативного документа
Однако понятно, что организация такой работы – не единственная и далеко не главная цель министерства, выдвинувшего на рассмотрение проект «нового» нормативного документа. Специалисты выдвигают мнение, что основная задача, которую решало ведомство, представляя этот документ – демонстрация работы в двух основных направлениях, анонсированных законодателем в качестве основных факторов пересмотра действующей нормативной базы. По ними понимается внедрение риск-ориентированного подхода в работу надзорных и контролирующих органов, а также осуществление принципа регуляторной гильотины. Предполагалось, кстати, что финальный этап последней программы должен завершиться как раз в феврале текущего года, так что сроки рассмотрения проекта, опубликованного Минтрудом, прекрасно соответствуют временным рамках «гильотины».
В пояснительной записке к опубликованному на портале проектов документу прямо указывается, что он разработан во исполнение поручений Президента, утвержденных правовым актом № Пр-294 от 26 февраля 2019 г. В записке указывается ссылка на подпункт б) пункта 3 этого акта, в котором как раз содержится упоминание об обеих основных причинах пересмотра – «регуляторной гильотине» и риск-ориентированном подходе. В проекте, разработанном Минтрудом, также упоминается, что он составлен с учетом Дорожной карты, регламентирующей сроки выполнения основных мероприятий в рамках программы пересмотра действующего регулятивного законодательства.
При этом само описание проблемы и механизмов ее решения в пояснительной записке обозначено достаточно лаконично. Например, в ней указывается на отсутствие релевантного мирового опыта, который мог бы помочь в решении сформировавшихся проблем, и указывается, что основная роль в их решении должна принадлежать государству – там самым возможности вовлечения других участников технологического процесса, например, работодателей, реализуются далеко не полностью.
Перспективы изменения ситуации в области обеспечения ОТ при работе с инструментами
Согласно установленному порядку, по результатам процедур общественного обсуждения и антикоррупционной экспертизы Министерством экономического развития будет подготовлено экспертное заключение, определяющее основные параметры регулирующего воздействия документа. По опыту предыдущей работы, ведомство действительно грамотно и взвешенно выполняет оценку предоставленных на рассмотрение проектов. Поэтому эксперты не исключают, что в ходе анализа проекта приказа специалисты МЭР укажут разработчикам на его важные недостатки и отправят документ на доработку. В этой ситуации разработчику, то есть Министерству труда и занятости, придется пересмотреть содержание приказа.
Заказать расчет стоимости
Не исключено, что в таких обстоятельствах в составе требований к достижению нужного уровня безопасности труда работников, использующих промышленне инструменты, произойдут более серьезные изменения. Эксперты уверены, что в текущей ситуации это становится важным, чтобы переломить негативные тенденции в отрасли и добиться заметного снижения уровня травматизма и профзаболеваний.