можно ли заставлять ребенка делать то что он не хочет
Можно ли научить правильному отношению к труду
Мэдлин Левин детский и подростковый психолог, автор книг о воспитании
Вопрос «Что делать?» хороший, он ориентирован на решение. Но обычно направлен не на ту проблему. Дети хорошо учатся тогда, когда они полностью вовлечены в процесс обучения.
Под вовлеченностью я имею в виду заинтересованность, вкладывание души и внутреннюю мотивацию. Старание и настойчивость, необходимые для успешного обучения, проистекают из интереса к самому материалу и к его значению для их самовосприятия.
Дети с правильным отношением к труду при столкновении с проблемами сосредоточены на решении и не бросают попыток раньше времени. Такие качества делают нас успешными в самых разных сферах деятельности, а не только в учебе. Это наш основной подход к неизбежным жизненным вызовам. Речь идет о том, чтобы не отступать и делать все возможное.
Первый бизнес – в 4 года
Казалось бы, определение правильного отношения к труду (хорошей трудовой этики) — прерогатива книг о бизнесе. Это странно, так как отношение наших детей к работе начинает формироваться задолго до детского сада.
Когда моему старшему сыну Лорену было четыре года, он впервые занялся собственным бизнесом. В США существует традиция: дети с раннего возраста продают перед своим домом лимонад собственного изготовления или какие-то другие вещи, сделанные самостоятельно. Таким образом они приобщаются к труду и получают первый в жизни опыт ведения бизнеса.
Продажа камней за забором нашего дома казалась ему совершенно естественной вещью, поскольку лужайка перед домом состояла исключительно из камней. Подобно классической стойке с лимонадом, стойка Лорена с камнями научила его основам хорошей трудовой этики.
Он заметил, что люди покупают больше камней, когда он разговорчив и показывает, как увлечен своим продуктом. Он аккуратно обращался с деньгами и благодарил людей за покупку, а если они не покупали — за интерес.
Сделал ли он все это самостоятельно? Конечно нет. Хотя идея стойки с камнями принадлежала ему, в четыре года ему была необходима помощь с арифметикой, вывеской и тонкостями социального взаимодействия.
Начинайте рано, будьте всегда сосредоточены на процессе и не переоценивайте конечные результаты. Двадцать четыре доллара, которые он заработал за то лето, стали лучшей обучающей сделкой, какую можно придумать.
Если он хочет бросить – спорт, учебу, бизнес?
Но что, если ребенок сначала трудится на стойке с камнями, а затем объявляет свой бизнес закрытым? Если ребенок отходит от стойки, когда вокруг нее столпились клиенты, и становится раздражительным или плаксивым, когда вы напоминаете ему, что нужно обслуживать покупателей?
Что происходит, когда ваш футболист решает, что он бросит футбол, пианист отказывается заниматься музыкой, а прилежный ученик решает, что его девушка важнее уроков?
Если нам нужны настойчивость, усердие, усилия и способность откладывать удовольствие на потом, то как мы узнаем, сколько нужно подталкивать и когда отступить?
Cледует ли нам позволить четырехлетнему ребенку закрыть магазин или четырнадцатилетнему — забросить учебу? Когда как. Часть нашей задачи заключается в том, чтобы обеспечить детям теплую, благоприятную обстановку, поскольку они борются со своей импульсивностью и желанием получить удовольствие, с одной стороны, и ответственностью и усердием — с другой.
Никому никогда не удавалось выработать хорошую трудовую этику, если его оскорбляют или постоянно ставят перед ним слишком сложные задачи. Если что-то не работает, вам нужно выяснить почему. Ваш мальчик слишком юн и физически активен, чтобы часами сидеть у стойки с камнями? Действительно ли ваш четырнадцатилетний ребенок скатился в учебе, или он сообразно своему возрасту делит свои силы между учебой и новообретенными отношениями со сверстниками?
Если предположить, что обычно ваш ребенок учится с интересом, какой конкретный аспект деятельности вызывает у него желание сдаться? Если это какое-то внеклассное занятие и было приложено разумное количество усилий, возможно, оно просто не подходит ему. Мир полон возможностей — найдите те, что соответствуют способностям и интересам вашего ребенка.
Если это какой-то школьный предмет, поговорите с учителем. Попробуйте точно определить проблему, прежде чем она превратится в позицию «просто я не способен к математике».
Будьте на стороне своего ребенка, даже когда устанавливаете планку и следите, чтобы он ее взял. Терпите гнев, который может быть направлен на вас, когда вы знаете, что они могут добиться большего, и настаивайте на большем старании. И самое главное, убедитесь, что они знают, что в конечном счете их успех определит их отношение к труду, а не просто то, насколько они умны или талантливы.
Как научить ребенка трудиться?
В России СанПиН устанавливают нормативные требования к времени выполнения общего объема домашнего задания по всем предметам на следующий учебный день. Объем заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):
во втором — третьем классах — 1,5 часа,
в четвертом — пятом классах — 2 часа,
в шестом — восьмом классах — 2,5 часа,
в девятом — одиннадцатом классах — до 3,5 часа.
Чего не делать
Никогда не заставляйте ребенка делать это
Японская мудрость гласит: «До пяти лет ребенок – бог, от пяти до пятнадцати – раб, после пятнадцати – друг». И хотя европейская система воспитания значительно отличается от азиатской, в этой мудрости есть доля истины. Оставим в стороне подростковый возраст, остановимся на воспитании тех, кому не исполнилось еще и пяти. Полная свобода ребенка представляется нам чем-то первобытным. Но вполне закономерно, что малыш понимает себя лучше, чем взрослые могут понять его.
Нельзя ребенка заставлять есть насильно: “пока не съешь, не выйдешь из-за стола”
Многие дети очень плохо едят, вернее, они питаются избирательно. Родители хотят накормить своего ребенка так, как едят сами. Но заставить его съесть суп, жареное мясо, тушеную капусту с луком и прочие взрослые блюда невозможно. Дети не поддаются ни на какие уговоры, угрозы и посулы. Они едят только то, что им подходит.
Мама должна идти навстречу ребенку, готовя то, что будет ему по вкусу. Малыш никогда не станет есть богатый витаминами шпинат, но в составе смузи он его просто не заметит, как и полезные семена льна и другие ингредиенты. Полезные нут и чечевицу можно добавить в блинчики, а мясо замаскировать в картофельном пюре.
Давно известен факт, что принуждение к еде и наказания, связанные с процессом питания, приводят к нарушению пищевого поведения в более старшем возрасте.
Не заставляйте ребёнка заниматься тем, чем он не хочет: “а сейчас мы будем читать”
Родителям часто кажется, что их ребенок в чем-то отстает от сверстников: не выговаривает отдельные звуки, не умеет кататься на велосипеде и коньках, у него не получается складывать буквы в слоги и слова, а счет дается только на пальцах. Каждый уважающий себя родитель воспринимает это как личный вызов и углубляется в «недра педагогики». Результат плачевный: ребенок хочет рисовать, а папа заставляет его подтягиваться; девочке нравится шить кукле наряды, а мама сажает ее за иностранный язык. Или уж совсем драматичное: вся семья учит ребенка читать, а тот плачет и не может понять, чего от него хотят.
Некоторые родители принимают нежелание малыша заниматься «серьезными делами» за упрямство или каприз. Но это не так. Каждый по-своему находит место в этом мире. Мамам и папам стоит присмотреться к своему ребенку, понять его увлечения. Негативный опыт, полученный от такого рода заботы о развитии, сказывается потом на учебе в школе. Любое обучение будет вызывать у ребенка неприятные эмоции, которых он всеми силами постарается избежать.
Не забывайте, что ребенок – это личность, он может сам выбрать занятие по вкусу. Многие дети увлекаются гаджетами. Нужно постараться обратить их в помощь. Сейчас существует множество компьютерных методик обучения чтению и счету через игру, может быть, стоит прибегнуть к ним.
Занятия под давлением никогда не принесут положительного эффекта. Это касается и спортивных секций, и учебы, и каких-либо мероприятий. Без желания, всё насмарку.
Не нужно требовать от ребёнка всех подробностей его жизни: “дай мне полный отчет о проведенном дне”
Многие родители маленьких детей вынуждены работать на износ, ведь на них висит ипотека, долг за машину, да и в отпуск хочется съездить. Они днями не видят своих детей. Но чувства невозможно заглушить никакой усталостью: мы все тревожимся друг за друга и хотим знать все о своих близких. Это дает нам иллюзию присутствия в их жизни.
Как бы мы ни скучали, нельзя давить на ребенка, требуя от него полный отчет о прожитом дне. У каждого из нас есть свои тайны, и мы не всегда делимся ими с семьей. И если сын или дочь захотят чем-то поделиться с мамой или папой, то сделают это они сами, без принуждения. Важно в этот момент их выслушать, иначе в следующий раз они поделятся с кем-то другим. Но есть и такие события, о которых малыш предпочитает умолчать. Не нужно устраивать допрос. Всему свое время.
В детстве можно и нужно позволять многое. Японцы по-своему правы: ребенок до 5 лет подобен божеству. Его нельзя заставлять делать то, что он не хочет, нельзя кричать на него, наказывать, ломать его волю. Придет время, и ребенку придется влиться в общество. И тогда важным будет умение делать самостоятельный выбор, понимать собственные потребности и способности и соблюдать социальные границы.
Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.
Как побудить ребенка сделать то, что вы хотите, без давления
Без крика, угроз и наказаний. Как договориться с ребенком
Екатерина Кес детский и семейный психолог, проводит вебинары для родителей
Мы, взрослые, часто бываем слишком серьезны и скучны с точки зрения маленького человека. Многие наши доводы и объяснения ему непонятны, а делать то, о чем мы его часто просим, — скучно и неинтересно. Как договориться с ребенком, не потеряв авторитет, и, конечно же, без крика, ультиматумов и нервотрепки.
В дошкольном возрасте воля и произвольное внимание у детей еще только формируются. Им сложно заставлять себя делать то, что их совершенно не увлекает. Но если вы попробуете говорить с ребенком на его языке — языке игры и веселья, то увидите, насколько проще и быстрее можно с ним договориться.
Дети моментально и с радостью откликаются, когда взрослые пытаются отойти от привычных шаблонов и задействуют в общении с ними фантазию и воображение.
Предлагаемые обстоятельства
Это замечательный игровой подход, который помогает заинтересовать ребенка и побудить его делать то, что необходимо. Он прекрасно подходит для детей от 1,5 до 6-7 лет.
Подход заключается в том, что вы предлагаете ребенку представить, будто вы с ним — воображаемые персонажи, которые находятся в каком-то воображаемом месте и вам необходимо сделать кое-что важное. Обычно дети моментально “включаются” в такую игру и с удовольствием выполняют то, что нужно.
Игру можно начать такими словами: «А давай, как будто… А давай, как будто бы мы были. «. Вот примеры.
Ребенок медленно идет, а вам нужно, чтобы он шел быстрее.
— Давай, как будто бы мы — два самолета и быстро-быстро летим домой!
Вы расправляете руки, имитируете полет самолета и ускоряете движение, спрашивая ребенка: «А где же твои крылышки, покажи!»
— А давай, как будто мы — мышки, пошел дождь, и мы спешим домой!
Вы делаете вид, что открываете воображаемый зонтик, приглашаете ребенка спрятаться под ним и ускоряете шаг.
Ребенок не хочет убирать игрушки.
— А давай, как будто мы — два пылесоса и загребаем игрушки руками, ты — вот те, а я – вот эти.
Вы начинаете загребать игрушки с пола и перекладываете их поочередно в контейнер, при этом издавая звук «ж-ж-ж-ж» и предлагая ребенку показать, как его пылесос умеет убирать игрушки.
— А давай, как будто бы мы — две белочки, а игрушки — наши запасы. Я складываю свои запасы в эту коробку, а ты — в ту.
Вы начинаете имитировать быстрые движения белочки, которая берет каждую игрушку, нюхает и кладет в контейнер. При этом можно сказать: «Я уже один запас сделала, а ты?»
Ребенок не хочет вставать с постели.
— А давай, как будто мы — пираты и нам нужно выполнить суперзадание — найти в ванной клад. Пойдем его там искать! Может быть, его спрятали в корзину для грязного белья? Или под раковину? Давай проверим!
Ребенок не хочет чистить зубы.
— А давай, как будто я маленький, а ты мой старший брат, и учишь меня чистить зубы, потому что я не умею.
— А давай, как будто мы мышки и тихонько крадемся в ванную, чтобы не спугнуть кота и тихо-тихо почистить зубки?
Предлагайте ребенку для игры любые обстоятельства. Начинайте со слов: «А давай, как будто…»
Если вы читаете сейчас и думаете, что все это сложно и нужно уметь фантазировать, — просто попробуйте. Реакция ребенка вас настолько вдохновит, что вы будете периодически возвращаться к такому чудесному способу быстро договариваться.
Здесь я привожу истории родителей, которые прошли мою онлайн-программу «Покладистый ребенок и спокойная мама» и начали активно использовать «Предлагаемые обстоятельства» со своими детьми. Они вас вдохновят.
Рассказывает Валерия, бабушка шестилетнего внука:
«Мой внук в присутствии гостей закапризничал, забрался под обеденный стол и всем мешал, отказываясь ужинать. Тогда пришлось придумать игру про шахту и шахтеров. Я объяснила гостям, что наша комната — это шахта, и в ней на глубине работает наш внук-шахтер. Выбираться ему долго, и мы иногда посылаем ему обед прямо туда.
Ребенок замолчал и слушал с интересом. Я сказала, что собрала ему термос и сейчас спущу в шахту. Привязала пластиковую посуду на веревку и стала «спускать». Объяснила, что, когда шахтер все съедает, он дергает за веревку и мы понимаем, что он ждет второе блюдо. В итоге наш внук все съел, потребовал добавки и довольный выбрался из «шахты». Гости были немного удивлены, но потом со смехом вспоминали эту ситуацию…».
Инна, сыну 5 лет:
«Как раз сегодня гуляли в парке и начался дождь, а до дома идти минут 20. Сын не хотел уходить с площадки. Я не использовала слова «а давай», но предложила, что мы будем полицейским и воришкой (его любимая тема в последние пару недель), он меня арестовал, но полицейский участок находится дома и надо туда спешить, а то парк большой и воришка может убежать. Нашли веточку на земле — полицейский жезл, и с этим жезлом он вел меня до дома, а я все время прибавляла шаг, будто пытаясь сбежать. Легко и быстро пришли домой».
Юлия, дочке 4 года:
«Я утром будила дочку, а она не хотела вставать. Я ей начала говорить, что в ванной есть волшебная палочка. Она ждет нас, чтобы исполнить наше желание. Дочка встала почти с закрытыми глазами, но сразу — и пошла в ванную. Ее зубная щетка превратилась в волшебную палочку и наколдовала нам хорошее настроение на целый день. Дочка после этого намного проще собиралась в детский сад и пошла туда в хорошем расположении духа».
Говорящие предметы
Один из моих любимых игровых методов — «Говорящие предметы». Он подходит для детей от 1 до 5-6 лет. Довольно часто родители рассказывают мне, что даже с более старшими детьми этот веселый способ показывает прекрасные результаты, потому что поднимает всем настроение.
«Говорящие предметы» — веселый способ говорить от имени предмета, с которым ребенку нужно взаимодействовать: от имени шампуня, лекарства, горшка, подгузника, ботинок, шапки, пижамы, трусов. Все может ожить и «заговорить» с ребенком. Детям сразу становится так интересно, что они с удовольствием делают то, о чем их просят.
Когда ребенок отказывается что-то делать, и это связано с каким-то предметом, поговорите с ним от его имени. К примеру, малыш не хочет принимать лекарство, надевать штаны или купаться. Начните говорить с ним от имени лекарства, штанов или мочалки. Знакомые вещи вдруг оживают, совершают действия, грустят, делятся своими историями, мечтают, вспоминают — ребенок будет в восторге и обязательно заинтересуется!
Можно использовать простые правила:
Ребенок не хочет мыться.
— Привет! Я — мочалка Фифа. Никто не хочет со мной дружить. А мне очень грустно одной висеть на крючке… Давай с тобой дружить. Можно я до тебя дотронусь? Можно я поглажу твою спинку, она такая нежная…
Ребенок не хочет надевать носки. Вы надеваете их на руки и говорите:
— Привет! Мы — два носочка, два братца. Смотри, как мы умеем разговаривать. Давай, мы напрыгнем на твои ножки! А потом вместе пойдем гулять.
В это время шевелите пальчиками, имитируя «носочный» рот.
Нужно мыть волосы шампунем, а ребенок не хочет.
— Я — шампунька Пупа, я вкусно пахну и люблю играть с детками! После меня волосики очень вкусно пахнут. Можно я поиграю твоими волосиками?
Малыши верят, что предмет оживает, а дети постарше уже все понимают, но им все равно нравятся такие веселые шутки. Я и своему девятилетнему сыну могла сказать от имени капусты: «Почему ты меня не ешь, я такая полезная, хрустящая, не хочу, чтобы меня выкинули в мусорное ведро».
Многие родители поначалу довольно скептически относятся к этому способу, но потом пробуют ради интереса и видят, что ребенок от него в полном восторге! Без лишних споров он сразу надевает носочки, дает закапать капли в нос, моет голову, садится на горшок, идет спать.
Чтобы оживлять для ребенка предметы, не нужны актерские способности! Просто вспомните, как вы сами были маленькими и играли в ролевые игры. Разрешите себе немного подурачиться и не стесняйтесь. Вы увидите, как ребенок будет рад такой игре и как легко пойдет вам навстречу. Вполне возможно, что этот способ станет вашей палочкой-выручалочкой на долгие месяцы и годы, как для многих моих слушателей.
Вот что пишут участники моей онлайн-программы, которые по достоинству оценили этот способ и стали оживлять предметы, чтобы заинтересовать ребенка.
Надежда, сыну 3 года:
«Этот способ применяем уже несколько недель, с тех пор как услышали на курсе. Раньше видела такое в фильмах, думала, просто дурачатся с детьми, а я слишком серьезна, чтобы такое делать. Я говорила от имени ложки, которую надо взять, чтобы скушать суп. Ребенок понял, что это говорила не ложка, а я, но все равно втянулся в игру, начал смеяться, взял ложку и стал есть! И таких примеров очень много».
Татьяна, мама школьника:
«Как я раньше не додумалась? У нас большая проблема с уборкой, буквально с порога валяются вещи, ключи, портфель; носки вообще по дому летают. От ругани и напоминаний не было толку, но сегодня у нас ожил портфель — и очень быстро оказался на месте! Завтра с носками попробую!»
Света, дочери 4 года:
«Вчера играла с дочерью в эту игру, так как она никак не хотела ложиться в кровать. Но подушка и одеяло очень ее просили, а Зайка боялся спать один. Все получилось — она решила, что нужно спать с Зайкой, раз он боится. Спасибо огромное за эту игру».
Евгения, мама двоих детей:
«Такой метод для маленьких детей 2-3-4 лет — отличный вариант. Действительно: глаза круглые, все брошенные игрушки подобраны, по головке поглажены, в кровать уложены, вся каша съедена и все выпито».
Что делать, если ребенок хочет работать: советы родителям
Чем старше становится ребенок, тем больше у него потребностей, отличающихся от желаний родителей. Родители привыкают к тому, что ребенок просит игрушек и развлечений и умеют это решать — договариваться, отказывать или ставить свои условия.
И вдруг ребенок приходит и говорит, что хочет зарабатывать сам. Как детский психолог, эксперт образовательного центра и отец (!), я решил разобраться, можно ли ребенку разрешить работать, когда и как это организовать и к чему нужно быть готовым.
Почему ребенок хочет работать
Хочет быть самостоятельным. Работа — это привилегия взрослых, признак независимости. И чем старше становится ребенок, тем больше ему хочется быть самостоятельным и независимым от родителей. Работа приносит не только деньги — она дает свободу и возможность решать сложные задачи, а также повышает самооценку.
Нужны деньги. Ребенок еще с самого детства понимает правило «деньги есть у того, кто работает». Даже малыши могут захотеть работать, чтобы получить сладость или игрушку, но они к этому еще не готовы. А вот дети постарше готовы и скорее всего у них есть конкретная цель — например, получить к лету велосипед.
Хочет быть «крутым» и «своим». В 90-е мальчишки летом мыли машины около колонок с водой. Это занятие было привлекательным — деньги были быстрыми, а работа тяжелой, но веселой. Почти каждый хотел мыть машины, но некоторых не пускали мамы, а некоторым отказывали свои же. То есть хотели все, но оставались только немногие — кто оставался, тот был «крут» и получал много бонусов.
Нечего делать. Если все книжки прочитаны, компьютерные игры надоели, а впереди долгое лето, то работа становится неплохим вариантом. Но в этом случае ребенок также может быстро «перегореть», поэтому проще всего не устраивать его официально, а найти подработку среди знакомых.
Так это же хорошо, что ребенок хочет работать. Чего переживать?
Будет уставать. Если ребенок никогда не работал, он может устать уже за первую неделю или даже за один день. Работа — это не только физическая нагрузка, но и ответственность. Например, гулять с собаками в хорошую погоду физически не сложно, но нужно следить, чтобы они не убежали, не подрались с другими псами, нужно убирать за ними на улице, а после прогулки мыть им лапы. Усталость — это нормальное состояние, к которому ребенок привыкнет и станет более выносливым, но на первых порах это может отпугнуть от работы и его самого, и родителей.
Бросит учебу. Работа может сильно очаровать ребенка, особенно когда он привыкнет к нагрузкам и несколько раз получит оплату. Если ребенок приходит и говорит, что у него получается зарабатывать, будучи курьером, и школа ему не нужна, то не нужно пугаться. Это нормальная реакция на первые успехи — «хочу и буду делать дальше также». Ребенок не успевает подумать о том, что уже через год он не захочет быть простым курьером, захочет расти и развиваться, а компетенций для этого не будет, если он бросит учебу.
С другой стороны, работодатель сам может отправить его на курсы, но не во всех профессиях это станет заменой хорошему образованию. Разговаривайте с ребенком, продумывайте вместе с ним его карьерную стратегию — как правило, для больших амбиций нужно хорошее образование или очень большой специализированный опыт.
Как помочь ребенку найти работу
Устроить его официально. Это можно делать с 12 лет. До 16 лет договор с ребенком подписывается с согласия родителя, дальше ребенок отвечает за себя сам. Самый простой вариант — обратиться в службу занятости. У них должен быть отдельный список вакансий для ребят до 16 лет. Важно помнить, что до 14 лет ребенок может по договору только сниматься в кино, играть в театре, выступать в цирке, создавать и экспонировать произведения и участвовать в спортивных соревнованиях. После 14 лет ребенок может работать только в легких условиях труда и не больше, чем 24 часа в неделю. С 16 лет можно работать 35 часов в неделю. Эти особенности прописаны в статье 63 и главе 42 ТК РФ.
Можно искать варианты трудоустройства самим, но нужно обращать внимание на работодателей. Важно встретиться с ними лично, обсудить условия труда и подписать договор.
Найти подработку у соседей и знакомых. Это более простой вариант, но здесь меньше разных видов работ. Чаще всего соседям нужно, чтобы кто-то ходил вместо них за покупками, сидел с детьми, гулял с собаками, помогал по дому. Хотя можно поискать и более спокойные варианты — печатать текст, обрабатывать фотографии. Лучше даже со знакомыми подписывать какое-то подобие договора — это дисциплинирует с обеих сторон и хотя бы чуть-чуть защищает ребенка.
Давать задания за деньги. Но важно, чтобы это была не работа по дому. Домашние задачи распределяются между всеми членами семьи и делаются из любви к друг другу и дому, а не за деньги. А вот какие-то дополнительные задания вполне подходят — возить документы к вам на работу, пока вы болеете, забронировать столик в ресторане для делового обеда, напечатать договор или составить вам график встреч на неделю.
Летний трудовой отряд. Почти в каждом городе подростков летом собирают в группы и дают им несложные задания: убирать территорию, красить стены домов, подметать дворы. Кроме этого для них организуют развлекательную и воспитательную программу, а также дети могут найти новых друзей. Но чаще всего такие отряды работают только летом.
Что нужно учесть при устройстве на работу
Проверить условия труда. Это нужно сделать обязательно — ребенок сам может не осознавать, что они не комфортные или опасные, ему не с чем сравнивать. Если он будет раздавать листовки на улице, прогуляйтесь по ней в оживленные часы. Если работать в офисе или официантом в кафе, также изучите место. Поговорите с работодателем и задайте все вопросы, какие только приходят в голову — если он отказывается отвечать, спокойно объясните ребенку, что от такой работы нужно отказываться.
Если отказываются показывать договор и говорят, что обсуждать его будут только с ребенком, берите ребенка за руку и уходите. Если у вас есть вопросы по договору, лучше показать его знакомым юристам.
Договориться с ребенком о сохранности денег. Но делать это можно только, когда ребенок получит зарплату несколько раз. Он должен получить удовольствие от работы и зарплаты, пусть делает с деньгами все, что хочет в рамках закона. А вот дальше стоит поговорить с ребенком — если он хочет копить деньги, то стоит положить их на сберегательный счет. Пусть он контролирует его сам, важно, что вам эти деньги не достанутся, вы просто хотите помочь ему их сберечь.
Проверять его здоровье и настроение. Это не значит, что нужно постоянно задавать ему вопросы и измерять температуру три раза в день. Важно просто поддерживать связь и смотреть, что работа не заменила все остальные сферы жизни и не вымотала ребенка. То есть следить, чтобы он справлялся с нагрузкой и не забывал про учебу.
Читатели пишут. Здесь делятся опытом и рассказывают свои финансовые истории