а что такое кумалан
«Эвенкийский кумалан» в коллекции Дальневосточного художественного музея
Дальневосточный художественный музей имеет в коллекции народного искусства Крайнего Севера семь ковров-кумаланов, изготовленных эвенкийскими мастерицами из оленьего меха. кумалан
Традиционно меховые изделия у северных народов изготавливались женщинами. Несмотря на это, выделка и последующее выкраивание всегда были трудоёмким процессом. Оленью шкуру очищали ножом от пленки, а затем сушили, растянув на земле мехом вниз или же прислонив ее к дереву или забору и подперев шестом. С растянутой и высушенной шкуры специальным скребком соскабливалась мездра. После скобления шкуру смазывали отваром из рыбьих внутренностей (в XX веке стали пользоваться раствором из хозяйственного мыла), затем сворачивали на сутки для пропитывания. Пропитанную шкуру разворачивали и отскребали всё лишнее специальным инструментом –«сусуна». Затем шкуру мяли движением от себя при помощи «кедере». После чего выделанную шкуру слегка просушивалии опять мяли.
Издревле кумаланы шили в технике меховой мозаики и декорировали широкой кожаной каймой. Общим способом для украшения меховых ковриков является комбинирование полос белого и темного меха. Их шьют из двух или четырех шкур лобовины оленя или лося. На окантовку и детали идут кусочки меха рыси, лисицы, медведя.
(рис. 2) Охлопкова М.К. – Ковер-кумалан
Особая форма кумаланов обусловлена их изначальным предназначением. Условный «предок» ковра был попонкой-подстилкой, которая прокладывалась между спиной ездового оленя и седлом, чтобы уберечь хребет животного от пагубного воздействия грубого деревянного седла (которое тоже обшивалось оленьим мехом). Из-за этого первые кумаланы имели специфическую форму, напоминающую бант. Коврики сужались по центральной поперечной оси и скруглялись в местах, где должны быть углы. Размер изделий диктовался материалом. Первые кумаланы шили из «лобаша» – шкурки с оленьей головы, оленьего лба, при этом отверстия от рогов заделывали белым камусом (шкурой с оленьей голени). Поэтому коврики были относительно небольших размеров, длиной около одного метра. Две шкурки составляют среднюю часть одной половины ковра, еще две – среднюю часть другой. Обе части ковра разделены прямой полосой камуса, ею же оторачивается весь ковер. Отделкой для такого коврика обычно является белый камус.
В Дальневосточном художественном музее хранится кумалан, изготовленный во второй половине XX века мастерицей Сергучёвой Любовью Иннокентьевной (главное фото). Он утратил функциональное значение подстилки для седла, и соответственно, не имеет сужения в поперечнике, однако скруглённые углы ещё присутствуют на данном произведении. Край ковра оторочен белым мехом. Центральную часть окружает полоса эвенкийской мозаики из чередования ромбов белого и коричневого оленьего меха. Симметричный меховой рисунок в центре композиции – не что иное, как вышеупомянутый лобаш.
(рис. 3) Охлопкова М.К. – Кумалан
Нужно понимать, что с потерей функциональности менялась не только форма,но и смысл предмета. Кумалан постепенно приобрёл статусное значение – большие кумаланы расстилались в передней части чума для гостей и демонстрировали степень достатка семьи. Самые красивые передавались девушкам и были важной частью приданого. Ковры Охлопковой Марии Кузьминичны (рис. 2, рис. 3), имеющие уже привычную глазу прямоугольную форму, изготовлены в 1980-е годы. Они явно предназначались для украшения интерьера. В орнаменте ковров прослеживается строгая геометрия. Мозаика из чередующихся квадратов и треугольников белого и чёрного меха ритмично обрамляет два композиционных центра из лобашей оленя.
(рис. 4) Чепалова А.Д. – Ковер-кумалан
Северная природа и долгая полярная ночь вносили в орнаментальные мотивы ковров свои коррективы. Так, например, кумалан 1984 года мастерицы Чепаловой Анастасии Дмитриевны (рис. 4) вышит в традиционном стиле двухчастной симметрии и в своих композиционных центрах располагает два мозаичных элемента в виде звезды из контрастных треугольников, создающих иллюзию объёма. Разделяет ковёр идущая по центру полоса из пяти рядов маленьких треугольников, образующих эффект сияния. Общий вид двух звездообразных элементов на тёмном мехе, разделённом полосой, напоминающей то ли млечный путь, толи северное сияние, напоминает о поэтичной душе живущего в суровых условиях эвенкийского народа. Каждый из семи музейных кумаланов несет в себе частичку эвенкийской души и самобытной культуры крайнего севера.
А образцы традиционного эвенкийского искусства мы можем наблюдать в стенах Дальневосточного художественного музея.
Ковальчук А. М., специалист ДВХМ
Главное фото: Сергучева Л.И. – Ковер-кумалан
Чудо дивное! «Кумалан» из селезня, рыбий халат и царские монеты представили именитые мастера Севера
Фото ИА «Север-Пресс»
Сегодня, 6 апреля, в Музейно-выставочном комплексе имени Ивана Шемановского открыли межрегиональную выставку традиционного шитья мастеров Севера. Огромная экспозиция поражает разнообразием, техниками исполнения, идеями, цветовой палитрой. Более 500 уникальных изделий представили мастера Ямала, Югры, Чукотки, Красноярского и Хабаровского краев.
Одна из участниц выставки Оксана Баюта из Хабаровского края привезла удивительные работы из рыбьей кожи.
«Это традиционные изделия нашего края. В 1930-е годы прошлого столетия людей, которые шили изделия из рыбьей кожи и носили её, называли рыбоедами», — рассказала она корреспонденту ИА «Север-Пресс».
Она непродуваемая и не мокнет. Шьют её из горбуши, кеты, щуки, тайменя и сома.
«Процесс выделки из рыбы очень долгий. Много времени занимают подготовительные работы. Год уходит на то, чтобы собрать шкуры, затем их очистить от жира и просушить. Только потом мастерицы приступают к работе, на которую уходит ещё год. Так, чтобы сшить халат или ковер «Кумалан» потребуется два года. Работы дорогие, некоторые из них по цене достигают 400 тыс. рублей. Кроме того, Хабаровский край славится нанайской и ульской вышивками, а также ковриками из оленя, росомахи, лисы, белки и селезня. Раньше ими утепляли жилье, теперь покупают для красоты. В Москве наши изделия ждут и раскупают модницы. Пользуются спросом браслеты, чехлы для смартфонов, сумочки из рыбьей кожи»,- отметила Оксана Баюта.
Мастерица Октябрина Агичева из Пуровского района ремеслом занимается с пяти лет. Костюмы шьет на основе легенд Севера. В её работах чувствуется гармония цвета и яркий орнамент и необычная шнуровка.
Фото ИА «Север-Пресс»
«Сейчас увидят на выставке моё ноу-хау, и опять начнет носить весь Ямал», — сказала она.
Её мечта — возродить в округе древние народные промыслы.
Умелица Светлана Аксенова из Таймырского автономного округа переняла опыт у мамы, которая была не только мастерицей, но и занималась кузнечным делом. Ковала украшения-обереги из латуни, напильника и даже гвоздей. Помимо национального орнамента на одежде красуются царские монеты и пуговицы.
«Это повелось с давних времен, когда ещё приезжали купцы на ярмарку и обменивали пушнину на монеты», — поделилась мастерица.
Первый заместитель директора департамента культуры ЯНАО Стас Чернавских уверен, что выставка пройдет на высоком уровне.
Фото ИА «Север-Пресс»
«Она станет на Ямале традиционной. Мы будем расширять наши горизонты, увеличивать количество участников», — отметил он.
В течение двух дней на выставке будут работать творческая лаборатория, открытые мастер-классы, интерактивная площадка для детей, а также можно сфотографироваться в национальной одежде с живым оленем и собакой породы «Хаски».
Творческий проект по технологии эвенкийский кумалан «Солнышко»
Министерство образования и науки республики Бурятия
ГБОУ «Багдаринская эвенкийская школа-интернат
среднего общего образования»
Эвенкийский кумалан «Солнышко»
Шайхеева Ольга Васильевна
Глава 1. Бисер. Его появление у эвенков
История появление бисера у эвенков
Классификация эвенкийских кумаланов
Варианты предметов и украшений из бисера у эвенков
Глава 2. Бисерные изделия сегодня (выбор изделия)
Анализ существующего изделия
Критерии, которым должно соответствовать изделие
Глава3. Технология изготовления
Инструменты для вышивки и обработки кожи и меха
Материалы для вышивки и обработки кожи и меха
Технология выполнения работы
Расчет себестоимости изделия
Изучение культуры народов родного края, это неотъемлемая часть истории страны. Исследуя прошлое, мы получаем информацию об особенностях жизни людей, это позволяет нам выстраивать свое будущее. В своем проекте, на примере изучения декоративно-прикладного творчества эвенков я хочу показать, что каждый народ по-своему интересен и неповторим, что нужно знать и уважать культуру народа, который живет рядом с нами. Тем самым мы будем дополнять, и обогащать свою собственную культуру.
Це ль проекта: Выполнить декоративное панно «Солнышко» из бисера и меха, кожи и доказать, что бисерные украшения Северных мотивов сегодня так же популярно как и несколько веков назад.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
Подобрать и изучить литературу о бисере, истории его появления у эвенков, и изделиях из него.
Изучить классификацию эвенкийских кумаланов.
Усовершенствовать свои навыки работы с бисером и мехом.
Изготовить эвенкийское изделие с использованием бисера.
ГЛАВА 1 БИСЕР. ЕГО ПОЯВЛЕНИЕ У ЭВЕНКОВ.
Во все времена человеку было близко и понятно прекрасное. Красиво сделанная вещь доставляет радость, воодушевляет на новые творческие дела, обогащает духовно. Декоративно-прикладное искусство это часть национальной культуры эвенков. Его возможности в эстетическом воспитании человека трудно переоценить. Богатейшим достоянием народа является бисер. Бисер – известный материал, который издавна использовали для украшения одежды. На севере до появления торгового бисера население делало его из кости мамонта для дизайна одежды или использовали ракушки. Известно, что бисер появился в России в середине 18 века. Производство его было налажено благодаря усилиям М. В. Ломоносова. Впервые же бисер появился в Древнем Египте. Рукоделием из него занимались все народы. Традицию вышивания переняли народы Севера, украшая свой быт и одежду национальными орнаментами.
1.2 История появление бисера у эвенков
Бисер на Севере появился давно. Купцы, скупавшие пушнину, привозили его на обмен. Высоко ценился фарфоровый бисер. Вышивая бисером, эвенкийская женщина как бы восполняла палитру красок, которых не хватало в тайге, в быту. Это настоящее творчество. Высоко владея отработанной техникой вышивания, эвенкийские женщины создавали лучшие образцы одежды, обуви, предметы быта бисером. Многочисленные ряды бисерных строчек привлекали неповторимостью орнаментов, своеобразием и цветовой гаммой. В работах эвенкийских мастериц применяли такие цветовые сочетания, как белый, черный, зеленый, красный и желтый цвета, причем рисунок на их работах мог быть различным. Это и использование геометрических орнаментов, и применение орнамента из полосок, арок, маленьких крестиков, уголков. Эти работы представляют художественную ценность, так как они очень необычны, красивы и самобытны.
Изучение орнаментального наследия декоративно-прикладного искусства эвенков стало стимулом к созданию настенного панно по мотивам эвенкийского кумалана «Солнышка».
1.3 Эвенкийский кумалан.
1.4 Классификация эвенкийских кумаланов
Традиционно кумалан отражает представление эвенков об устройстве вселенной, раскрывает космографию своего народа. Существует несколько классификаций кумаланов. Например, по своей функциональности кумаланы делятся на бытовые, праздничные, культовые и ритуальные.
Бытовые кумаланы использовались в хозяйственных целях для домашних условий и для транспортировки на оленях. Такие коврики использовались эвенками в домашних условиях для сидения и покрывания оленя для удобства езды на олене или для лучшей перевозки поклажи. Также кумаланы использовались для в походной постели.
Праздничные кумаланы использовались в праздничных или семейных обрядах, дарились молодым во время свадьбы и т.д.
Ритуальные кумаланы использовались одним человеком для проведения определенного ритуала, например, готовились специальные коврики для захоронения.
Культовые или шаманские кумаланы Наму. Использовались шаманом при выполнении культа в присутствии сородичей. Такие кумаланы применялись во время кампаний в виде коврика для сидения шамана, а также вешались на шаманские столбики Сэрэг для исполнения особых действий.
Выделяют виды кумаланов в зависимости от их формы: овальной, круглой, восьсмеркообразной, прямоугольной. Различают кумаланы и по содержанию. Например эвенки всегда представляли в кумаланах одну и туже модель мира в разных формах: вертикальной модели мира, горизонтальной и радиальной.
Горизонтальная модель мира.
Радиальная модель мира
Круглые кумаланы, выполненные по радиальному типу композиции, состоят из расходящихся от центра разных по цвету и тону кусочков меха. Так эвенки показывали, что вся земля разделена на родоплеменные территории. Они считают, что обитателей Верхнего мира простым людям с земли не видно и Нижний мир так же с земли не разглядишь, поэтому их можно не изображать. Данный вид кумалана так же изображал своеобразную модель мира эвенков, но она была не вертикальной и не горизонтальной, а радиальной. Такая картина мира как бы показывала восприятие мира эвенками на логическом уровне законов физического мира, а не на символическом уровне тонкого невидимого глазу мира. Главное место в этой модели мира занимал Средний мир или земля, а другие миры просто не было видно обычным человеческим глазом.
1.6. Варианты предметов и украшений из бисера у эвенков Кумаланы вышитые бисером «кумалан» ;
Женские нагрудные украшения « билэн»;
Мужской пояс и ножны «энэки»;
Женские праздничные унты из ровдуги «лэкэмил»;
Тонкое чутье ритма, проявляющегося в орнаментах, сочетание черного и белого бисера характерно для эвенкийского искусства. У эвенков не было переходов цветов. Они пользовались только контрастными красками. Цвета бисера располагали в таком порядке: черный, белый, красный; черный, белый, синий; сиреневый, желтый, черный и т.д.
ГЛАВА 2 ЭВЕНКИЙСКИЕ КУМАНЫ СЕГОДНЯ ( ВЫБОР ИЗДЕЛИЯ )
2.1 Анализ существующего изделия.
Какие проблемы возникают у покупателей эвенкийских кумаланов.
Анализ существующего изделия. (Проблема)
В настоящее время из того что оставлено предками сохранилось не много. Эвенкийских центров или мастериц, которые шьют изделие на дому осталось совсем мало. Если мы решим приобрести эвенкийский кумалан, то мы сталкиваемся со многими п роблемами относительно будущей покупки: в первых высокая стоимость кумаланов, от сюда – малый ассортимент изделий. Кроме того иногда кумалан – нравиться по размеру, но по цветовой гамме и цене не устраивает.
Что нужно сделать, чтобы усовершенствовать свое изделие.
Задача: Разработать и изготовить изделия по индивидуальным заказам.
2 .2 Критерии, которым должно соответствовать изделие:
Несложное в изготовлении
Имеет художественную ценность
Для выявления варианта изделия я провела опрос среди учеников 5-9 классов
2. Умеете ли Вы вышивать бисером?
3. Хотели бы Вы получить в подарок или приобрести эвенкийский кумалан?
Было опрошено __52 ученицы. На основании полученных ответов, я сделала вывод: эвенкийские изделия из бисера очень популярны среди учеников всех классов, его любили и любят в нашей школе. Многие девочки занимаются изготовлением изделий из бисера, у некоторых есть изделия из бисера.
Что можно сделать из бисера
Сумочка, выполненная из замши и украшена бисером. Сложный вариант и дорогой в и готовлении вариант.
Шкатулка изготовленная из бисера, с геометрическим узором.
Выполнение шкатулки требуем мастерства и опыта.
Эвенкийский кумалан «Танцующий эвенк» из замши и кожи украшен бисером.
Вариант очень простой, но замша и кожа дорогостоящие
Эвенкииский кумалан «Солнышко». Выполненный из бисера, меха, кожи. Мне понравилось создавать изделия, быть дизайнером
Выбор оптимального варианта проекта.
ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
3.1. Инструменты для вышивки и обработки кожи и меха
Игла для вышивания бисером
Для пришивания бисеринок
Очень тонкая игла, из прочной стали, чтобы могла проходить через любую бисеринку.
Ножницы, ножницы – зигзаг
Для отрезания ниток, кожи
Желательно среднего размера, для того чтобы не повредить основы работы.
Для предохранения пальца от уколов иглой
Для вырезания меха
3.2 Материалы для вышивки и обработки кожи и меха ( исследование)
Основа кумалана – ткань сукно
Декоративная основа будущего изделия
Ткать – шерстяная, мелковорсистая, плотная для того чтобы бусинки ровно ложились на поверхность ткани.
Нитки х/б белого цвета, или с лавсанов № ЛЛ
Для пришивания бусин
Нитки должны быть тонкие и прочные, лучше подойдут с лавсаном, чтобы бусины крепко держались.
Бисер разных цветов в соответствии с орнаментом
Бисер должен быть хорошего качества, чтобы работа не теряла своей уникальности долгие годы
Для украшения кумалана
Мех можно использовать как короткошерстный так и длинношерстный.
Для обработки задней части кумалана
Кожаные вещи очень прочные, поэтому можно использовать кожу например от старой куртки или сумочки.
Для склеивания деталей кумалана
Влагостойкий, прочный поскольку выполненное изделие – кумалан может радовать нас долгие годы.
Технология выполнения работы Кумалана «Солнышко»
Сукно размером 10*10 см.
Находим центр и пришиваем бисеринку
Вынув иглу на лицевую сторону набираем снова 6-7 бусинок сиреневого цвета закрепляем в округ центральной бусинки.
Набрать такой же бисер для второго ряда и закрепить в округ получившийся розетки.
5 ряд оформить получившуюся розетку швом «Заячьи лапки»
Берем плотный картон и вырезаем круг по диаметру больше чем получившаяся розетка на 1 см.
Берём мех в данном случае песец и с изнаночной стороны производим раскрой кусочков (длина 30мм, ширина 0,5- 07мм.)
Наклеиваем кусочки меха на основу (плотный картон) по контуру,
В верхней части изделия крепим шнурок – вешалку выполненную из бисера – бисерную цепочку
В нижней части вклеиваем кисти из бисера
На готовую основу вклеиваем розетку из бисера
С внутренней (задней) стороны кумалана приклеиваем кожу.
Расчет себестоимости изделия
Для изготовления кумалана требуются следующие материалы:
В Алданском музее открылась выставка «Эвенкийский коврик – кумалан»
ИА SakhaNews. В Алданском историко-краеведческом музее открылась выставка «Эвенкийский коврик – кумалан», сообщает пресс-служба Алданского района.
В день открытия выставки музей посетили начальник Управления культуры и искусства Алданского района Евгений Гузман, специалист Управления культуры Эвелина Федорова, председатель общественной организации «Гудэйкэн» Раиса Максимова и школьники со своими учителями.
«Богатство духовной культуры эвенкийского народа можно увидеть в его языке, традициях, обычаях и верованиях. Сегодня у нас есть возможность познакомиться с духовной культурой эвенков через эвенкийские коврики – кумаланы и макет «Зимнее стойбище эвенков – оленеводов», — рассказала директор музея Оксана Гусакова. — Кумалан – это национальный ковёр эвенков из оленьих шкур с чередованием светлых и темных фрагментов, уникальное творение эвенкийских женщин для облагораживания своего жилища».
На выставке представлены кумаланы мастериц из города Томмот, сел Хатыстыр и Угоян: Тихоновой Татьяны Семеновны, Григорьевой Зинаиды Николаевны, Максимовой Марины Степановны, Григорьевой Риты Петровны, Стручковой Валентины Васильевны, Захаровой Эльвиры Егоровны и Поповой Людмилы Васильевны. Многие работы эвенкийских мастериц – это подлинное сокровище народной культуры.
Поделиться в соцсетях
Добавить комментарий:
ЧТО ВЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ, ЕСЛИ ХОТИТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ
Комментарии на портале SakhaNews удаляются, если они содержат:
Комментарии, нарушающие правила поведения на портае, удаляются без предупреждения. При вторичном размещении уже удалённого сообщения, модератор вправе заблокировать («забанить») пользователя.
Почему вы не можете оставить свой комментарий?
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемevenkiinfo
Похожие презентации
Презентация на тему: » Модель мира в эвенкийских кумаланах и настенных панно Бузаева Анна Творческая группа «Авангард» специальность «Декоративно-прикладное искусство и народные.» — Транскрипт:
2 Модель мира в эвенкийских кумаланах и настенных панно Бузаева Анна Творческая группа «Авангард» специальность «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» Научный руководитель Кушнарёва С.А.
3 Цель исследовательской работы: изучение мировоззрения эвенков и его отражения в искусстве изготовления ковров-кумаланов и настенных панно. Задачи исследования: определение значения эвенкийских ковров- кумаланов; изучение модели мира эвенков и возможности её отражения в искусстве кумаланов и настенных панно; Создание кумалана-панно, содержащего основные образы трёх миров эвенков (модель мира).
4 Актуальность исследования: Изучение эвенкийской культуры научными сотрудниками г. Благовещенска (экспедиции научной группы БГПУ в районы расселения эвенков на Дальнем Востоке и в Китае);
5 Сотрудничество преподавателей и студентов специальности декоративно- прикладного искусства Амурского педагогического колледжа с БГПУ (создание фильма «Орнамент эвенков»).
6 Сотрудничество с краеведческим музеем (помощь в организации выставки «Традиции и современность в эвенкийской культуре»)
7 Сотрудни- чество с эвенками Дальнего Востока и России (создание сайта о культуре эвенков Дальнего Востока).
8 Введение Коренные народности Амура и их культура имеют глубокие исторические корни на своей земле. Они являются наследниками, созданной их предками оригинальной и по-своему высокой художественной культуры. На Дальнем Востоке эвенки проживают на территории Селемджинского района (п. Улген или Ивановское), Зейского (п. Бомнак) и Тындинского (п. Первомайское). Некоторые эвенки расселены на территории Южной Якутии (с. Иенгра). Большая часть эвенков проживает в Эвенкийском автономном округе (столица п. Тура), который занимает территорию 767,6 тыс.км2 и имеет население чел. Эвенкия расположена на Среднесибирском плоскогорье, на правобережье реки Енисей.
11 Историческая справка декоративно-прикладное искусство эвенков, представляло собой занятие кузнечным делом, обработку кости и рога, дерева и бересты, кожи и меха, вышивку нитями и бисером. Эвенки занимались техникой аппликации и инкрустации, тиснения и мозаики.
12 Исследовательская работа по теме Изучение орнаментального наследия декоративно- прикладного искусства эвенков стало стимулом к созданию настенного панно по мотивам эвенкийского кумалана. Кумалан – это национальный ковёр эвенков из оленьих шкур с чередованием белых и черных фрагментов.
13 Кумалан всегда считался мерилом достатка семьи, ее благополучия. Большие кумаланы расстилались в передней части чума для гостей, самые красивые передавались девушкам и были важной частью приданого.
14 В связи с тем, что кумаланы часто имеют не только традиционную овальную или восьмёркообразную форму, но и форму круга, круглые кумаланы ассоциируют с солнцем и небом, поэтому так часто они напоминают звёздное небо.
15 Кумаланы шьются в технике меховой мозаики и украшаются изображениями солнца, луны и звёзд. Они декорируются широкой кожаной каймой, придающей им нарядность и декоративность. Украшают кумаланы и геометрическим, растительным орнаментом из кожи или вышивкой.
16 Общим способом для украшения меховых ковриков-кумаланов является комбинирование полос белого и темного меха. Их шьют из двух или четырех шкур лобовины оленя или лося. На окантовку и детали идут кусочки меха рыси, лисицы, медведя.
17 Фрагмент стихотворения эвенка Василия Лебедева «Кумалан» красноречиво передаёт образ ковра-кумалана и его значение в жизни эвенков: Вот женщина, что шьёт она? Я вижу – за полем шахматным прядь волчьей шерсти серой… Вот в самом центре эпизод охоты, А по краям бежит узор старинный.
18 кумаланы имели хозяйственное значение (коврики подстилали в чумах)
19 Коврики использовались при транспортировке на оленях
20 Кумаланы применялись и для укрывания вещей. Также некоторые кумаланы имели ритуальное значение. Это были шаманские коврики, необходимые в различных обрядах.
21 Модель мира в эвенкийском кумалане Традиционно в кумалане эвенков через орнаментальные композиции раскрывается модель мира. В ковриках-кумаланах последовательно раскрываются образы трёх миров: верхнего, среднего и нижнего.
22 Персонажи верхнего мира В верхнем мире по представлениям эвенков живёт Агды (хозяин грома и молнии), Буга, Майи́н (дух-хозяин верхнего мира), Óми (душа человека), Пóдя (дух-хозяин огня и домашнего очага), Сэвэки́ (творец земли, животных и человека, дух- хозяин верхнего мира, покровитель людей и оленей) Сэли́ (мамонт, помощник творца Вселенной Сэвэки, принимавший участие в сотворении земли), Чо́лбон (дух-хозяин планеты Венера, небесное божество) и т.д.
24 Персонажи среднего мира Средний мир представлен образами лягушки-Баха (охраняет спокойствие на средней земле), Дуннэ́ (дух-хозяйка земли, тайги) и др.
25 Персонажи нижнего мира Нижний мир населяют Мугды́ (души умерших, духи предков), Дябдар (змей, охраняющий вход в нижний мир), Харги́ (дух-хозяин нижнего мира, старший брат Сэвеки, соперничавший с ним в актах творения по эвенкийским мифам) т.п.
27 Результаты работы В результате исследования данной темы была создана композиция кумалана- настенного панно, на которой отражена модель мира эвенков. Верхний мир представлен образами белых оленей (символ святости, Бога) и солнца. В среднем мире изображён танцующий человек (символ радости и единства человека с природой). В нижнем мире показан образ змеи Дябдар, охраняющей вход в нижний мир.
28 Создание настенного панно по мотивам кумалана Кумалан выполнен из кожи (замша) и меха и декорирован вышивкой нитками и бисером. Цветовая символика кумалана выражена в голубом, белом, жёлтом, зелёном и коричневом цветах.
29 Образ танцующего эвенка (Средний земной мир) изображён в голубом цвете на фоне коричневого (единство небесного и земного начал).
30 В Верхнем мире изображены небесные белые олени (святость, чистота) и жёлтое солнце (свет знания). В Нижнем мире находится образ зелёной змеи, которая обозначает иную жизнь умерших и подземных духов.
32 Список используемой литературы Василевич Г.М. Эвенки. Историко- этнографические очерки (XVII–XX вв.)– Л., В краю оленьих троп: Эвенкийскому селу Иенгра – 80 лет: Фотоальбом. – Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости», 2007.
33 Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока: Кн. для учащихся старших классов. – М.: Просвещение, Мазин А.И. Представления эвенков Приамурья об окружающем их мире. Новосибирск: «Наука», Сибирское отделение, 1984.