а если была злопамятна что сделала бы
Злопамятный человек всегда остается «жертвой». Это придает ему чувство значимости
Меня всегда удивляла одна вещь: почему одни люди легко прощают, а другие – носятся с обидами, раздувая щёки, чуть ли не годами? И что нам делать, когда конфликт вроде уже улажен или забыт, а «обиженный» продолжает носить свой камень за пазухой? Это чувствуется буквально во всём: и как он смотрит, и как многозначительно молчит, и как демонстративно игнорирует. А то и вовсе – исчезает из нашей жизни.
Полагаю, что злопамятные люди поступают так неспроста. Таким странным и детским способом они придают себе больше важности и «расширяют» собственные права и возможности.
Их не просто устраивает роль «жертвы» – они стремятся к ней. Мол, это их, несчастных, обидели, а ведь они – правы.
Всё бы ничего, но пребывание рядом с такими людьми – очень некомфортно. Что же делать с ними? Как поступать? Замечать или не замечать?
Итак, 6 эффективных способов, которые могут помочь вам в общении со злопамятными людьми:
1. Извинитесь. Возьмите ответственность за свои действия.
Ничего сложного или страшного в этом нет. Каждый человек ошибается в жизни, и – не раз. Если вы ошиблись – будьте честны. Скажите об этом открыто и спокойно.
Добавьте, что очень сожалеете о сделанном, но ведь все мы – всего лишь люди. Не боги.
2. Спросите их, как можете исправить ситуацию.
Потому что со злопамятными людьми зачастую одного извинения – слишком мало. Уж так они устроены, и с этим ничего не поделаешь. Довольно часто вам придётся ещё «проделать ряд манипуляций», чтобы вас наконец-то простили.
Но это ещё не всё. Даже сделав всё, как хочет «обиженный», приготовьтесь к тому, что вас всё равно не простят. Или простят не до конца.
3. Поймите, что если кто-то обиделся на вас и ходит по жизни с камнем за пазухой – это ещё не конец света.
Ну думает себе человек так – Бога ради. Пускай пережёвывает обиды и злобу хоть до конца жизни, если искренних извинений для него недостаточно.
Конечно, не обязательно объявлять об этом злопамятному человеку, потому что вы только «подбросите угля в костёр». Просто помните об этом, потому что реальность жизни такова, что многие вещи приходится принимать такими, какими они есть. Вы же не волшебник!
4. Иногда обида и злость вообще никак не связаны с вами.
У него, скорее всего, существуют какие-то свои, не имеющие к вам отношения проблемы. Например, его могли часто унижать или критиковать в прошлом, поэтому он пытается таким образом защитить себя от боли.
Невероятно, но злопамятные люди пытаются «расправиться» с обидчиком из прошлого весьма своеобразным способом – обижаясь на вас.
5. Когда вы извинились – оставьте злопамятного человека в покое.
Вы всё объяснили, попросили прощения – на этом ваша «миссия» закончена. Не будете же вы танцевать с медведями под балалайку, чтобы кто-то снизошёл до вас и, наконец, простил. Теперь это уже не ваша проблема.
Хочет человек – пускай прощает. Не хочет – пускай носится с обидами и «камнями» всю жизнь. Счастливее от этого он уж точно не станет.
6. Если «обиженный» остаётся в образе – просто забудьте о нём.
Оставьте надежду, что на него когда-нибудь снизойдёт озарение, и он вернётся в вашу жизнь милым и пушистым «зайчиком».
Новое видео:
Я злопамятная? Что с этим делать?
Автор =Наталья=,
27 апреля, 2016 в Семейные ссоры
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Войти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Похожий контент
Почему я так плохо себя веду. У нас в семье было много весёлого, от психиатрических диагнозов до инцеста. Характерные черты женщин нашей семьи: мазохизм, неумение себя защищать, пассивная агрессия. Я старалась в себе преодолеть эти черты и, возможно, перестаралась, потому что агрессоров бью ещё на подлёте.
Бабушка до невозможности пассивно-агрессивна, всех строит (учительница), практикует наезды. Конечно, надо защищать свои границы спокойно и твёрдо, я так и делаю в своих мечтах, но в действительности меня не всегда на это хватает, когда она тянет из меня жилы. С когнитивными способностями у неё более-менее, усвоить нормальные методы общения она вряд ли сможет, но негативную обратную связь вполне понимает.
Насколько вообще право на границы безусловно? Могут ли быть границы у внучки, которая ухаживает за бабушкой, или она должна заткнуть своё эго и превратиться в ангела милосердия, а побочные продукты этой трансмутации отгружать. не знаю, мужу? Я просто вижу, как она ездит на маме, и этак я, боюсь, она и её переживёт, как пережила всех.
Немного о себе: парень, 21 год, живу в Москве. Увлекаюсь фотографиями, видеомонтажем (сам хожу, снимаю и обрабатываю видео), игрой на фортепьяно, фитнесом, программированием.
Теперь о проблеме: за свой сознательный возраст у меня было около 10 отношений с противоположным полом.
Крайне болезненными были отношения с моей предпоследней девушкой. Я на ней, можно сказать, «залип». Сказал ей, что влюбляюсь, но в ответ «взаимного» не услышал, после чего проснулась тревога. Далее мы провстречались около 4 месяцев, за этот промежуток времени я испытывал то радость, то грусть с тревогой. Дошло до того, что я начал читать пикап форум, чтобы скорректировать своё поведение, ради её «любви» по отношению ко мне. Но по итогу я себя просто напросто перенакрутил, и в один момент мы просто перестали общаться (потому что я подумал, что она начала встречаться с другим мальчиком).
Подскажите пожалуйста, какую литературу можно еще почитать? Или может есть какие-то упражнения, которые хорошо помогают в таких ситуациях. Может вы знаете специалистов, хорошо разбирающихся в этой области
Однажды я уже обращалась на форум с первопричиной проблемой, и спасибо всем, кто откликнулся, вы мне очень помогли. По всей видимости, проблема решилась наполовину, этак слегонца, поэтому, собственно, и вышло первое вытекающее обстоятельство. Да, я хорошо помню, что не смогу за всех всё решить и рассадить всех тихо-мирно по углам, но опять же включается внутренний хиппи, который шепчет: «Найди компромисс, найди компромисс. » Я хочу чувствовать спокойствие в семье, чтобы мои близкие и родные не точили друг на друга зубы.
Проблема заключается в том, что, собираясь навестить моих далеко живущих родителей, мы с мужем узнаём, что брат с семьёй тоже собираются к ним в гости и, как передала моя мама слова невестки, они очень надеются приехать с нами, то есть таким образом, что мы тоже поедем и их по пути захватим. Сама невестка нам такое ещё не говорила.
Я-то не против, но боюсь, что муж до сих пор обижен и наверняка воспримет это, как наглость. По крайней мере, ему и, следовательно, мне может быть некомфортно. Да и не затаит ли брат плохое чувство, до сих пор не приобретший машину, увидев, что мы тем временем купили другую?
В общем, хочется всё подлатать, подлечить, лишь бы не усугубить по-черномырдински «как всегда». Прошу совета, вразумите вечно сомневающуюся натуру.
Злопамятство
Не держи в сердце своем злобы ни на кого, иначе труды твои будут тщетны и суетны (прп. авва Исаия, 59, 49).
Верблюд, если давно когда-нибудь ударен, долгое время таив гнев, как скоро улучает удобный случай, отмщает за обиду. Слышите, жестокосердые, старающиеся укоренить в себе, как добродетель, памятозлобие, кому вы подобны, когда огорчение на ближнего, как искру, сокрытую в пепле, храните в себе до тех пор, как, получив предлог, подобно пламени, распаляете гнев? (свт. Василий Великий, 5, 122).
Дым прочь гонит пчел, а памятозлобие изгоняет из сердца ведение (прп. Ефрем Сирин, 30, 188). Источник.
Чем истребляется памятозлобие? Содержанием в памяти страха Господня и дня кончины (прп. Ефрем Сирин, 30, 209). Источник.
Если борет тебя злопамятство, от всей души помолись о том брате, и злопамятство отступит от тебя (прп. Ефрем Сирин, 31, 592–593). Источник.
Не принимает Господь молитвы от того, кто помнит зло на брата (прп. Ефрем Сирин, 32, 17).
Если мы будем помнить о зле, какое сделали нам люди, – в нас ослабеет памятование о Боге. (прп. Макарий Египетский, 67, 19).
Ветер сильный гонит облака, а злопамятство – добрые чувства из души (авва Евагрий, 89, 609).
Кто питает злопамятство в душе своей, тот похож на скрывающего огонь в плевелах (авва Евагрий, 89, 609).
Христос наказывает не только злопамятных, но и тех, которые, освободившись от этой страсти, небрегут об оскорбленных (ими) братиях (свт. Иоанн Златоуст, 44, 135). Источник.
. Если блудодею и богохульнику невозможно быть причастником Священной Трапезы, тем более имеющему врага и злопамятствующему невозможно вкусить Святого Причастия (свт. Иоанн Златоуст, 45, 224).
Как беснующиеся никогда не бывают спокойны, так и злопамятный и враждующий никогда не будет вкушать мира. (свт. Иоанн Златоуст, 45, 227). Источник.
. Нет никакого прощения нам, и никто не избавит нас, если мы злопамятствуем (свт. Иоанн Златоуст, 45, 233). Источник.
Если ты не простил врага, то не ему нанес вред, а самому себе. (свт. Иоанн Златоуст, 45, 424).
Ничего так не отвращается Бог, как человека злопамятного, как сердца надменного и раздражительного (свт. Иоанн Златоуст, 45, 429). Источник.
Если ты не оставишь ближнему своему обиды, то и Отец твой Небесный не отпустит тебе грехов твоих (свт. Иоанн Златоуст, 45, 455).
Что. может быть хуже злопамятства, когда оно отъемлет назад и явленное уже человеколюбие Божие. (свт. Иоанн Златоуст, 46, 14). Источник.
. Злопамятство есть двойное зло, потому что (само) никакого не имеет извинения пред Богом, да и другие грехи наши, хотя они и прощены будут, опять возобновляет и ставит против нас. (свт. Иоанн Златоуст, 46, 15). Источник.
. Победив этот грех, можем получить некоторое снисхождение, хотя у нас будет и множество грехов (свт. Иоанн Златоуст, 46, 15).
Блистательная победа – та, когда ты побеждаешь зло добром, т. е. незлопамятством, оставив гнев и злопамятство (свт. Иоанн Златоуст, 46, 176). Источник.
Не будь же злопамятен. мы рабы Того, Который на Кресте сказал: отпусти им: не ведят бо что творят ( Лк. 23, 34 ) (свт. Иоанн Златоуст, 46, 406). Источник.
Иные изглаждают грехи свои бдениями, лежанием на земле и бесчисленными подвигами, а ты можешь уничтожить все согрешения свои гораздо более легким способом – непамятованием зла (свт. Иоанн Златоуст, 51, 261).
Очистим же душу свою от памятозлобия; этого довольно будет, чтобы и нам быть услышанными. (свт. Иоанн Златоуст, 52, 325).
. Душа злопамятного пресвитера никогда не приносит Богу чистой молитвы, так как злоба в сердце его (свт. Иоанн Златоуст, 53, 956). Источник.
Злопамятство есть дело не гнева и не пылкого увлечения, но обдуманной злобы (свт. Иоанн Златоуст, 54, 141). Источник.
. Не будем злопамятны, но погасим гнев, чтобы сподобиться милости от Бога (свт. Иоанн Златоуст, 54, 142).
Набежавшее облако омрачает солнце, а помысл памятозлобия – ум (прп. Нил Синайский, 90, 267). Источник.
Как дым от тлеющей соломы беспокоит глаза, так и памятозлобие – ум во время молитвы (прп. Нил Синайский, 90, 267). Источник.
Честный муж избегает срамного пристанища, и Бог – злопамятного сердца (прп. Нил Синайский, 90, 267). Источник.
Быть злопамятным и молиться значит то же, что сеять на море и ждать жатвы (прп. Исаак Сирин, 58, 412). Источник.
Молитва злопамятного – сеяние на камне (прп. Исаак Сирин, 58, 414).
. Как горящее уголье, когда оно угаснет и будет собрано, может лежать несколько лет без повреждения, и даже, если кто польет его водою, оно не подвергается гниению; так и гнев, если закоснеет, обращается в злопамятность, от которой человек не освободится, если не прольет крови своей (прп. авва Дорофей, 29, 101).
Памятозлобие есть исполнение гнева, хранение согрешений, ненависть к правде, пагуба добродетелей, ржавчина души, червь ума, посрамление молитвы, пресечение моления, отчуждение любви, гвоздь, вонзенный в душу, неприятное чувство, в огорчении с услаждением любимое, грех непрестающий, законопреступление неусыпающее, злоба повсечасная (прп. Иоанн Лествичник, 57, 94).
Когда после многого подвига ты не можешь исторгнуть сие терние, тогда кайся и смиряйся, по крайней мере на словах, перед тем, на кого злобишься, чтобы ты, устыдившись долговременного перед ним лицемерия, возмог совершенно полюбить его, будучи жегом совестью как огнем (прп. Иоанн Лествичник, 57, 95).
Памятозлобие есть лукавый толковник Писания, который толкует речения Духа по своему разумению (прп. Иоанн Лествичник, 57, 95). Источник.
Воспоминание страданий Иисусовых исцелит памятозлобие, сильно посрамляемое Его незлобием (прп. Иоанн Лествичник, 57, 95). Источник.
получили мы и памятозлобие, но только на врагов души нашей (прп. Иоанн Лествичник, 57, 204).
Как в помойной яме нельзя найти ароматов, так в злопамятной душе – благоухания любви (авва Фалассий, 91, 314).
Злопамятство есть проказа души; случается же оно по поводу или бесчестия, или потерь, или подозрительных помыслов (авва Фалассий, 91, 329).
Если злопамятствуешь на кого, молись о нем и, молитвою отделяя печаль от воспоминания о зле, какое он причинил тебе, остановишь движение страсти; став же дружелюбным и человеколюбивым, совершенно изгонишь страсть из души. Когда же другой злобится на тебя, будь к нему ласков, смирен и живи с ним в добре, и избавишь его от страсти (прп. Максим Исповедник, 91, 211).
Если попустишь сердцу твоему ожесточиться памятозлобием и оправдаешь гнев гордостью твоею, то отвратится от тебя Господь Бог твой и предан будешь в поприще под ноги сатане (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 513).
Памятозлобие основывается на гордости. Гордость таится даже в освященных благодатию избранниках Божиих. Необходимо и для них бдеть против этого внутреннего яда и против порождаемого им убийства души памятозлобием (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 246). Источник.
Бог любовь есть (ср.: 1Ин. 4, 8 ). следовательно, отвержение любви или памятозлобие есть отречение от Бога (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 294). Источник.
Некто Исаак-монах рассказывал следующий случай из своей жизни. «Однажды, – говорил он, – я поссорился с братом и начал гневаться на него. Между тем, сидя как-то за своим рукоделием, я вспомнил о своей ссоре, раскаялся и, движимый страхом ответственности перед Богом, думал, что мне делать. В это время вошел ко мне какой-то юноша и, не сотворив как следовало крестного знамения, сказал: «Ты согрешил и тревожишься, доверься мне и будешь спокоен». Я же, поняв, что это диавол, отвечал: «Уйди, ибо ты не от Бога». Он же говорит: «Жаль мне тебя: дело свое ты губишь, а все-таки ты мой». «Нет, – говорю, – не твой я, диавол, а Божий». Он сказал: «Гнев держащих и зло помнящих Бог передал нам. Ты же три недели гневаешься на своего брата». Я отвечал: «Лжешь». А он: «Ты зло имеешь на него, а держащих злопамятство ожидает геенский огонь, и я к таким людям приставлен, и ты – мой». Услышав это, я тотчас же пошел к брату, поклонился ему и примирился с ним. Что же? Возвратившись домой, я увидел, что диавол, не потерпев моего примирения, из злобы сжег мое рукоделие и рогожу, которую я обыкновенно подстилал, когда молился» (112, 11–12).
В Фиваиде есть город Ликос. От города на расстоянии шести миль – гора, на которой обитают иноки: одни – в пещерах, другие – в кельях. Источник.
Проживавший там авва Исаак, родом из Фив, рассказывал: «Случилось это со мной пятьдесят два года тому назад. Однажды я занимался своим рукоделием, плел большую сетку от комаров. Сделав ошибку, я очень горевал, что не мог найти ее. Целый день я раздумывал и не знал, что делать, как вдруг через окно входит юноша и говорит мне: Источник.
– Ты ошибся. Дай-ка мне, я исправлю.
– Ступай вон! – говорю ему. – Прочь от меня.
– Но ведь ты введешь себя в изъян, если плохо сработаешь. Источник.
– Но мне жаль тебя, что потеряешь даром свой труд.
– На зло принесло тебя сюда. Источник.
– Да ведь ты сам заставил меня прийти сюда, и ты – мой. Источник.
– Да потому, что ты три воскресенья причащаешься, тая злобу на своего соседа.
– Нет, не лгу. Ты злишься на него из-за чечевицы. Не правда ли? А я – дух злопамятства, и ты отселе – мой. Источник.
Услыхав это, я вышел из кельи, поспешил к брату, поклонился ему в ноги, и мы примирились. Возвратившись в келью, я нашел, что он сжег сетку и циновку, на которой я молился, злобствуя на наше примирение» (102, 148–149). Источник.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Злопамятность (Злопамятство)
Злопамятные узники гнева, надувают шар из жвачки,
который представляет собой их психику, которая рано или поздно лопнет.
Злопамятный как сортир: постоянно полон дерьма.
Усовершенствовалась от злопамятной к назлопамятной.
Злопамятность (злопамятство) как качество личности – склонность проявлять стойкое, навязчивое воспоминание об обиде, оскорблении, причиненном зле и вреде, не утрачивать испытанное в связи с этим чувство злости, не иметь искреннего желания простить а, зачастую, хотеть отомстить.
Жители одной деревни решили наказать своего сородича и бросили его в яму. Те, кому он навредил, решили, пусть каждый сам учинит суд над ним. Стоя на краю ямы, одни плевали на злодея, другие бросали в него комья грязи. Вдруг в несчастного полетел камень. Изумлённо посмотрел тот на бросавшего и спросил: — Всех здешних я знаю. А ты кто таков, почему бросаешь в меня камнем? Человек ответил: — Я тот, кого ты обидел двадцать лет тому назад. Провинившийся удивился: — Где же ты был всё это время? — Всё это время, — прозвучал ответ, — я носил этот камень в моём сердце. А теперь, когда я увидел тебя в таком жалком положении, то взял камень в руку.
Мужик приходит к стоматологу, садится в кресло, трясясь от страха. Врач смотрит на него пристально и говорит, улыбаясь: « А помнишь, Петров, как ты меня в шестом классе булавкой колол?»
В человеке есть основные и второстепенные качества. Нельзя умалять ни те, ни другие, через малое проявляется большое и значимое. Злопамятство при любых обстоятельствах не опустится до второстепенности, ему подавай главные роли. Когда составляется психологический портрет личности, злопамятство, если оно присуще человеку, всегда фигурирует в первых рядах выявленных качеств: мстительный и злопамятный Гитлер, безвольный и злопамятный Николай II, жестокий и злопамятный Муссолини. Когда актера Михаила Мамаева попросили изобразить свой автопортрет, он сказал: «Я коварный, злопамятный, воинственный и мстительный кочевник-азиат с двумя-тремя чертами характера цивилизованного европейца. Опасайтесь стать моим врагом — в таком щекотливом деле, как справедливое возмездие за обиду, я не признаю сроков давности. Око за око и зуб за зуб! У меня и стихотворение было такое: «И я живу, ни шпильки не прощая».
В словаре В.И. Даля находим: «Быть злопамятным, предаваться злопамятству — долго помнить зло или обиду, даже и ненамеренную, не забывать и не прощать, быть мстительным». Обычно злопамятство идет в одной связке с мстительностью, коварством и лицемерием. И то и другое предполагает скрытность, а без него и злопамятству никуда не деться. Если человек открыто выражает свое отношение к творимому по отношению к нему злу, гнев выплескивается наружу. Внутри не остается ненависти, злобы и обиды. Обычно проявленные негативные чувства и эмоции выветриваются, как нестойкие духи. Когда же человек обозлился или обиделся (первое больше присуще мужчинам, а второе – женщинам) и скрыл это, предпочитая не показывать свое внутреннее состояние, то гнев остался внутри него. Появились условия для злопамятства. Иными словами, злопамятство — не проявленный во время и к месту гнев за причиненную боль и зло. Уязвленный человек, не выдавая свою злость или обиду, ведет себя лицемерно и коварно, обдумывая планы отмщения.
Какая прелесть в быстром отмщении? Как крестьянин выкармливает поросенка на сало, злопамятство обожает выращивать зло для будущей мести, злорадства или коварства. Как-то у Сталина собралось очередное застолье со своими соратниками. Как всегда, Сталин исполнял роль тамады и, как всегда, сам предложил тему для беседы. На этот раз было решено обсудить, что такое счастье. Орджоникидзе сказал, что для него счастье — это работать для блага социализма; Киров сказал, что для него счастье — в любви к партии, в преданности Сталину, Тухачевский определил счастье как любовь к женщине… Сталин подумал и сказал: «Счастье — это иметь врага… Всю жизнь преследовать его, настигнуть и уничтожить, а затем выпить бокал хорошего грузинского вина».
По цепочке от раздражения к злости, а от нее к гневу человек далее следует к необходимости выбора: проявить гнев, пойти к другим проявлениям гнева — ярости и бешенству или скрыть свой гнев, преобразив его в злопамятство — законсервированное зло. Его, как ржавый якорь далекого прошлого, приходится тащить через настоящее посредством навязчивого вспоминания, переживания в сотый раз негативных событий минувшего. Не выпущенный в свое время на свободу гнев разрушает душу. Как обмусоленный окурок прошлого, его, обжигая губы, пытаются раскурить в настоящем.
Глубинная причина злопамятства – претензии ложного эго относительно слов и действий других людей, то есть гордыня. Когда, по мнению эго, другой человек ведет себя не так, как оно хотело бы, возникает повод для гнева, обиды, злобы и ненависти. Оно не признает право других людей быть другими, отсюда и возникают проблемы гневливости.
Человеку свойственно прочное запоминание причиненного ему зла — страдает эго. В то же время у него короткая память на зло, учиненное другим людям. Допустим, о своем зле мы покаялись и надеемся на божью милость прощения. Но ведь наш обидчик тоже мог покаяться Богу за причиненное нам зло и получить прощение. Выходит, наше злопамятство идет поперек воли Бога. Бог ему простил, а мы нет. Значит, мы себя мним выше Бога, а это грех гордыни в чистом виде.
В одной популярной песне есть такие слова: «Надо простить всё, что остыло. Прошлого нет, прошлое было». Вместо этого человек легкомысленно относится к своему злопамятству, отшучиваясь: «Я не злопамятный, просто злой и память у меня хорошая». Или: «Я не злопамятный. Отомщу и забуду». Вспоминают, что в детстве будущего великого физиолога Павлова якобы укусила собака. Укусила и забыла… А Павлов вырос и не забыл…
В злопамятстве многие находят «баланс справедливости на Земле», неотвратимость судьбы и благодеяние. Заблуждение. С черной душой полной зла невозможно творить добро. Нужно ненавидеть само зло, а не человека его сотворившего. В подвижнических наставлениях св. Исаака Сирина находим: «Не питай ненависти к грешнику… Ненавидь грех его». Необходимо и злопамятство в отношении собственных грехов — иначе, скоро забывая свое зло, не с чем будет идти к покаянию. Иными словами, злопамятство разрушительно, а память о зле — спасительна.
В контексте злопамятства мы напоминаем мужа, который вбегает в контору агентства, дающего советы семейным парам, и кричит: «Необходимо что-то сделать с моей женой. Скорее! Она историчка, она историчка! Консультант отвечает: «Подождите, подождите! Вы, наверное, хотите сказать, что она истеричка!» — «Да нет же, она историчка. Она вытаскивает все из прошлого!» Действительно, людям свойственно тысячи раз возвращаться в прошлое и по-новому переживать все плохое, что сделал ему другой человек. Не зря говорят, что для хорошего брака нужна плохая память.
У злопамятства, как у хамелеона, множество оттенков. Интересно, узнаете ли вы его признаки в себе? Представим, что вы простили человека за нанесенную в прошлом обиду, но он не унимается и снова вас обижает. Откуда что берется? Казалось бы, угли зла давно потухли, но новая порция обиды разжигает костер. А может быть и так, злоба ушла, ее виновник прощен, но вот у него горе, и вы испытываете тайное злорадство, получаете моральное удовлетворение от этого.
Допустим, что и этот оттенок порока вам не присущ. Давайте попробуем этот: вы узнаёте, что человек, когда-то причинивший вам зло, необыкновенно успешен, удачлив и счастлив. Зашевелилось ли в вас недоумение и разочарование, не возникла ли претензия к миру на предмет его несправедливости? Как видите, злопамятство многолико, и душе стоит изрядно потрудиться, чтобы вытравить все его корни.
Злопамятство имеет разные уровни. На уровне конфликтов вырастает его мелкая разновидность. Зло мелкое, эпизодическое, случайное простить легко, а как быть с масштабным, серьезным злом? Что делать со злопамятством – продуктом жестоких преступлений? Безнаказанность провоцирует зло на новые чудовищные злодеяния. Злопамятство нельзя путать с мстительностью. В первом случаем мы помним о зле, во втором – мстим за него.
Всем известна истина: добро должно быть с кулаками. Если безоговорочно записывать злопамятство в порок, как же быть с осуждением зла? Общество осуждает зло и в то же время предает анафеме злопамятство. Простить – не значит забыть. По этому поводу преподобный Нил Синайский писал: «Кто памятозлобствует на бесов, тот не злопамятен на людей»
Плохая память делает зло непобедимым и, наоборот, хорошая историческая память о зле, совершенном, к примеру, фашистскими извергами, предохраняет человечество от реванша коричневой чумы. Память о чудовищном зле – любовь к его жертвам.