а если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдет

Аквариум — Не Пей Вина, Гертруда

Слушать Аквариум — Не Пей Вина, Гертруда

Текст Аквариум — Не Пей Вина, Гертруда

В Ипатьевской слободе по улицам водят коня.
На улицах пьяный бардак;
На улицах полный привет.
А на нем узда изо льда;
На нем — венец из огня;
Он мог бы спалить этот город —
Но города, в сущности, нет.

А когда-то он был другим;
Он был женщиной с узким лицом;
На нем был черный корсаж,
А в корсаже спрятан кинжал.
И когда вокруг лилась кровь —
К нему в окно пришел гость;
И когда этот гость был внутри,
Он тихо-спокойно сказал:

Не пей вина, Гертруда;
Пьянство не красит дам.
Нажрешься в хлам — и станет противно
Соратникам и друзьям.
Держись сильней за якорь —
Якорь не подведет;
А ежели поймешь, что самсара — нирвана,
То всяка печаль пройдет.

Пускай проходят века;
По небу едет река
И всем, кто откроет глаза,
Из лодочки машет рука;
Пускай на сердце разброд,
Но всем, кто хочет и ждет,
Достаточно бросить играть —
И сердце с улыбкой споет:

Не пей вина, Гертруда,
Пьянство не красит дам.
Напьешься в хлам — и станет противно
Соратникам и друзьям.
Держись сильней за якорь —
Якорь не подведет;
А если поймешь, что самсара — нирвана,
То всяка печаль пройдет.

Источник

Сайт Михаила Кожаева

Одна жизнь — тысяча возможностей

Å #37. Не пей вина, Гертруда!

Не пей вина, Гертруда!
Пьянство не красит дам.
Нажрёшься в хлам и станет противно
Соратникам и друзьям.

а если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдет. Смотреть фото а если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдет. Смотреть картинку а если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдет. Картинка про а если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдет. Фото а если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдет

Раз уж в одной из прошлых публикаций фигурировала Ипатьевская Слобода, то позволим вернуться мыслью на Волгу и послушать ещё одну песню с альбома «Кострома Mon Amour» (1994).

Образ Гертруды в песне Гребенщикова стал нарицательным. Слушатели, которые ещё не успели познакомиться с мировой драматургией, связали личность главной героини с пьющей девушкой с красивым немецким именем. Впрочем, такие ассоциации могут возникнуть и у поклонников театра, которые, конечно, видят отсылку к самой известной пьесе мира.

а если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдет. Смотреть фото а если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдет. Смотреть картинку а если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдет. Картинка про а если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдет. Фото а если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдет

По поводу Гертруды, кажется, и комментировать больше нечего. Однако стоит прояснить, что имел в виду БГ, когда пел:

А ежели поймёшь, что самсара – нирвана,
То всяка печаль пройдёт.

В буддизме эти понятия имеют, на первый взгляд, противоположные значения. Самсара – это проявленное бытие. То есть весь материальный мир, какою бы степенью тонкости он ни характеризовался (ведь мыслительные и психические процессы даже в процессе медитации – тоже явления физические). Всё это есть самсара, и весь мир подвержен неизбежным законам дхармы и кармы. Пессимизм в своём пределе.

В отличие от самсары нирвана представляет собой абсолютное инобытие, трансцендентно отделённое от всего мирского. Нирвана есть чистое сознание божественного разума, полностью отсечённое от людских привязанностей и ментальных искажений.

Но в тантрийском буддизме существует феноменальное представление о совершенном тождестве самсары и нирваны. То есть весь наш мир – с неизбежными страданиями, болезнями и смертью, замутнениями ума и ложными желаниями – это и есть нирвана.

Об этом Гребенщиков говорил ещё во время споров, как правильно называть песню «Город»: над, как у Хвостенко, или под небом голубым, как у «Аквариума». БГ утверждал, что рай – не где-то наверху, в заоблачном и недосягаемом пространстве. Нет – он здесь, наш мир, в котором мы живём, – это и есть рай. Просто нужно изменить угол зрения, обновить сознание, чтобы это понять и разглядеть. Данный подход иллюстрируют строки песни «Не пей вина, Гертруда»: «А ежели поймёшь, что самсара – нирвана, то всяка печаль пройдёт».

И ведь смотрите, что получается. Мы обсудили отсылку песни к Гертруде, которая вышла замуж за убийцу своего мужа и умерла от яда, предназначенного её сыну. Но признайтесь: вы настолько живо представили принца Гамлета и его мать, что даже не усомнились, что они реальны. А ведь они – просто персонажи пьесы. Стало быть: где гарантия, что наши жизни, бытие, сознание и желания не есть просто фантазия наблюдателей уровнем выше? Что ж тут остаётся, кроме как признать тождество самсары и нирваны.

а если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдет. Смотреть фото а если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдет. Смотреть картинку а если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдет. Картинка про а если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдет. Фото а если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдет
Присоединяйтесь ВКонтакте
Именно эта запись в VK

а если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдет. Смотреть фото а если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдет. Смотреть картинку а если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдет. Картинка про а если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдет. Фото а если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдет

Надоело читать? Выбирай и смотри лучшие концерты Аквариума

Источник

А если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдет

а если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдет. Смотреть фото а если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдет. Смотреть картинку а если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдет. Картинка про а если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдет. Фото а если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдет

а если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдет. Смотреть фото а если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдет. Смотреть картинку а если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдет. Картинка про а если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдет. Фото а если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдет

Итак, какие будут идеи? Вклады?

Это одна из моих любимых и самых загадочных песен БГ.

такая вот песня—застольное шуточное празднование—абсурд но очень радостная. На улицах полный привет, а города, в сущности, нет. Присутствие в песне Гертруды, Ипатьевской слободы и женщины в чёрном корсаже подчёркивает вечность музыки, то что она существовала во все века. И даже есть какое-то индусское перевоплощение женщины в коня.

Ещё отметим:
Не пей вина, Гертруда—эту реплику конечно говорит своей жене Клавдий в Гамлете после того как она берёт предназначенный Гамлету отравленный бокал. То что эта серьёзная фраза никак не идёт к предупреждению о пьянстве, женщине с кинжалом и узким лицом и входящим в окнам гостям мне кажется подчёркивает что песня в большинстве своём абсурд.

Теперь, смотрите, Ипатьевская слобода. Я не очень уверен что такое слобода но так понимаю что это поселение возле основного города. А Ипатьевский монастырь это именно то место где был призван на царствование Михаил Романов. Но коней я думаю там не водили и пьяного бардака тоже не было. Так что получается историческая сцена но абсурда.

Чем больше я анализирую этот текст тем больше он мне кажется великим абсурдным пиром.

А кто обьяснти что такое самсара-нирвана? Я знаю что нирвана буддистское понятие о рае, может высшей точке развития. Поэтому ещё раз кажется говорится о развеянии человеческой печали.

Источник

Текст песни Борис Гребенщиков — Не пей вина, Гертруда

Оригинальный текст и слова песни Не пей вина, Гертруда:

В Ипатьевской слободе по улицам водят коня.
На улицах пьяный бардак;
На улицах полный привет.
А на нем узда изо льда;
На нем — венец из огня;
Он мог бы спалить этот город —
Но города, в сущности, нет.

А когда-то он был другим;
Он был женщиной с узким лицом;
На нем был черный корсаж,
А в корсаже спрятан кинжал.
И когда вокруг лилась кровь —
К нему в окно пришел гость;
И когда этот гость был внутри,
Он тихо-спокойно сказал:

Не пей вина, Гертруда;
Пьянство не красит дам.
Нажрешься в хлам — и станет противно
Соратникам и друзьям.
Держись сильней за якорь —
Якорь не подведет;
А ежели поймешь, что самсара — нирвана,
То всяка печаль пройдет.

Пускай проходят века;
По небу едет река
И всем, кто откроет глаза,
Из лодочки машет рука;
Пускай на сердце разброд,
Но всем, кто хочет и ждет,
Достаточно бросить играть —
И сердце с улыбкой споет:

Не пей вина, Гертруда,
Пьянство не красит дам.
Напьешься в хлам — и станет противно
Соратникам и друзьям.
Держись сильней за якорь —
Якорь не подведет;
А если поймешь, что самсара — нирвана,
То всяка печаль пройдет.

Перевод на русский или английский язык текста песни — Не пей вина, Гертруда исполнителя Борис Гребенщиков:

In the streets of the suburb Hypatian lead horse.
On the streets drunk mess;
On the streets full of hi.
And it bridle ice;
On it — a crown of fire;
It could burn this city —
But cities essentially none.

And once he was different;
He was a woman with a narrow face;
He wore a black bodice,
A corsage is hidden dagger.
And when the blood was flowing around —
To him through the window came a guest;
And when the guest was inside,
He quietly said quietly:

Do not drink wine, Gertrude;
Drunkenness does not paint women.
Nazhreshsya in the trash — and would be contrary to
Colleagues and friends.
Hold firmly by the anchor —
Anchor will not fail;
And if you understand that samsara — Nirvana
Then every sadness will pass.

Let them pass the century;
Travels across the sky river
And anyone who opens his eyes,
From the boat waving hand;
Let the heart disorder,
But anyone who wants and expects,
Suffice it to stop playing —
And my heart will sing with a smile:

Do not drink wine, Gertrude,
Drunkenness does not paint women.
Get drunk in the trash — and would be contrary to
Colleagues and friends.
Hold firmly by the anchor —
Anchor will not fail;
And if you understand that samsara — Nirvana
Then every sadness will pass.

Если нашли опечатку в тексте или переводе песни Не пей вина, Гертруда, просим сообщить об этом в комментариях.

Источник

Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве

Кур.С.Ив. ом

Сайт Курия Сергея Ивановича

Хиты Бориса Гребенщикова и группы АКВАРИУМ, ч. 10: история песен «Дубровский» (1992), «Московская Октябрьская» (1993), «Не пей вина, Гертруда» (1994)

а если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдет. Смотреть фото а если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдет. Смотреть картинку а если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдет. Картинка про а если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдет. Фото а если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдет

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Наши хиты»

Во время работы над необычным «Русским альбомом» творчество Бориса Гребенщикова (далее — БГ) буквально обрело «второе дыхание». В 1992 году он даже решает вернуть в состав своей группы басиста Александра Титова и реанимировать АКВАРИУМ. Однако «русская тема» доминировала в песнях БГ почти все 1990-е годы. По его словам, это было время, когда «хотелось писать стадионный рок-н-ролл, а писались сплошные парковые вальсы».

«Дубровский» (1992)

Одним из ярких примеров такого «вальса» является песня «Дубровский».

БГ:
«Этой песней я очень обязан Смоленску. Она была написана именно здесь. Это была первая песня, написанная для состава АКВАРИУМ, который появился в 90-е годы».

Однако флейтист группы — Олег Сакмаров — указывает, что идея «Дубровского» родилась раньше — во время поездки в Израиль:

«…в 92-м году на пляже в Тель-Авиве …мы с Борей смотрели на самолёт, выполняющий предвыборный агитационный полет для одной из местных партий. Самолет инверсией что-то выписывал на иврите, а спустя несколько месяцев Борис перед концертом в Смоленске спел нам песню со строчками: «В тяжёлый для родины час / Над нами летит его аэроплан, / Красивый как иконостас, / И пишет, и пишет…».

а если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдет. Смотреть фото а если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдет. Смотреть картинку а если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдет. Картинка про а если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдет. Фото а если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдет

Как ни странно, в первый альбом возрождённого АКВАРИУМА – «Любимые песни Рамзеса IV» — эта песня не попала. Дело в том, что БГ с досадой обнаружил, что мелодия другой песни — «Лётчик» — почти «в ноль» копирует «Дубровского», и, видимо, не хотел присутствия на одном альбоме двух «близнецов».

Впрочем, поклонники АКВАРИУМА уже тогда хорошо знали песню по концертным исполнениям. Одно из таких первых исполнений я даже видел по ТВ. Возможно (уже не помню), это было выступление БГ 1 ноября 1992 года на презентации альманаха «Петрополь» Среди прочих там присутствовал и знаменитый бард Булат Окуджава.
Не секрет, что лидер АКВАРИУМА давно любил его творчество, а в 1999 году записал целый сборник из песен Булата Шалвовича. Да и во многих собственных композициях БГ (например, в «Голубом огоньке») чувствовалось сильное влияние «вальсочков» Окуджавы. Недаром, старому барду песня про Дубровского очень понравилась.

А вот я её, честно говоря, сразу не взлюбил — и за некоторую мелодическую банальность, и за излишне «елейное» содержание. В «тяжёлый для родины час» БГ не мог предложить ничего лучшего, как снова обратить взоры к «Небесному Иерусалиму» и главное — не мстить обидчикам, как это делал оригинальный герой повести Пушкина — благородный разбойник Дубровский. Порой мне казалось, что мировоззрение БГ больше импонирует мультяшному Коту Леопольду, чем таким апологетам ненасильственного сопротивления, как Толстой или Ганди…

а если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдет. Смотреть фото а если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдет. Смотреть картинку а если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдет. Картинка про а если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдет. Фото а если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдета если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдет. Смотреть фото а если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдет. Смотреть картинку а если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдет. Картинка про а если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдет. Фото а если поймешь что сансара нирвана то всяка печаль пройдет

В 1993 году в эфире программы «Воскресенье с Дмитрием Дибровым» состоялась премьера целого клипа на песню с кадрами из старого фильма про Дубровского. Однако и там песня звучит в довольно скромной акустической аранжировке.

Полноценная студийная версия «Дубровского» появится лишь три года спустя — на альбоме «Снежный Лев».

«Московская Октябрьская» (1993)

Умиротворяющие призывы БГ слабо действовали на постсоветское общество, раздираемое внутренними противоречиями. Эти противоречия особенно ярко проявились во время октябрьских событий 1993 года, когда противостояние Парламента и президента перешло в «горячую» фазу.
На стороне Парламента выступили тогда самые разношёрстные силы (от коммунистов до фашистов РНЕ), недовольные грабительскими реформами, которые разрушали экономику страны. Ельцина же поддерживали, так называемые, «либералы», пугающие народ возвратом к тоталитарному «совку».

Сегодня уже ясно, что даже победи тогда Парламент, Россия не свернула бы с капиталистического пути — разве что, возможно, курс был бы более национально ориентированным и не столь разрушительным. Не секрет, что те же лидеры Парламента — Хасбулатов и Руцкой — в августе 1991-го Ельцина активно поддерживали.

Не секрет и то, что в октябре 1993 года большая часть публичной «творческой интеллигенции» выступила против «красно-коричневых» и всячески приветствовала силовое решение конфликта. Так называемые, «властители дум» и «совесть нации», которые до этого постоянно рассказывали о «слезинке ребёнка», неожиданно впали в настоящую «кровожадную» истерику. «Благородные» маски в один миг были сброшены, и для меня это стало, наверное, самым омерзительным и главным уроком тех событий.
Если во время «путча» 1991 года старая власть так и не осмелилась применить силу, то новая «демократическая» — безжалостно (более того — демонстративно) расстреляла противников из пулемётов и танков. Никого не остановило даже то, что Парламент был законно избранной властью, и по старой Конституции его решения были выше решений Президента…

Реакция рок-среды на октябрьские события была разной. Например, один из самых яростных «антисоветчиков» — Егор Летов (вместе со значительной частью сибирской панк-тусовки) — неожиданно поддержал защитников Белого Дома, после чего радикально поменял свои политические взгляды. Что касается Юрия Шевчука, то он тогда так и не смог определиться, хотя ему хватило мужества попытаться понять побеждённых и проявить к ним сочувствие (см. песню «Правда на Правду»).
Однако, большая часть рок-тусовки действия Ельцина либо поддержала, либо никак на них не отреагировала (что тоже показательно). Слишком уж сильна была в них «перестроечная» инерция острой неприязни к советской власти.

Разумеется, такой человек, как БГ не мог радоваться «кровавому» разрешению конфликта.

БГ:
«В эту ночь я ждал, что ко мне кто-нибудь, приедет с бутылкой и спасёт от всего этого ужаса. Я смотрел в телевизор, и меня тошнило отчаянно…».

Тем не менее, и к сторонникам Парламента он особых симпатий явно не испытывал. Именно тогда в его творчестве появилась песня под названием «Московская Октябрьская». Сам БГ признавался, что название у песни появилось задним числом. Она была написана ещё до октябрьских событий, но показалась автору удивительно созвучной происходящему.

Если незашоренным взглядом прочесть текст песни, то можно разглядеть в неприятных образах тех самых «совков», призывающих к новой гражданской войне и возврату старого. Иначе откуда такие знакомые метафоры — «дети полка», «внуки саркофага»? Саркофаг — это, часом, не Мавзолей ли Ленина?

Вперёд, вперёд, плешивые стада;
Дети полка и внуки саркофага —
Сплотимся гордо вкруг родного флага,
И пусть кипит утёкшая вода…

Сам БГ объяснял свою песню в привычной экстравагантной манере. Комментарии здесь, как говорится, излишни…

Реплика БГ перед исполнением песни в программе «Воскресенье с Дмитрием Дибровым» от 24.10.1993:
«Я не хотел бы оскорблять ничьих чувств — особенно чувств пенсионеров и чувств людей, которые, так или иначе, связаны с событиями или оказались их жертвами… Но песня, которую мы собираемся спеть, даёт возможность для комментариев подобного рода… Причём получается так, что в политику идут очень сексуально неудовлетворённые люди — особенно в России. И большая часть нашей политики… большая часть крови …льётся потому, что кого-то в детстве, юности, зрелости мало любили женщины, мужчины — кого как… Честное слово, когда у нас будет политик с лицом, на котором будет видно, что у него всё в порядке… (вздыхает, махает рукой и смеётся)».

«Московская Октябрьская» была написана всё в том же вальсовом ритме, но была хорошо аранжирована. Сакмаров разработал для песни «симфоническую фактуру», мандолина зазвучала аки балалайка, а в финал был вставлен фрагмент из народной песни «Сирота Белый Жеребёнок» от монгольского трио ТЕМУДЖИН, с которым АКВАРИУМ тогда сотрудничал.

Давний клипмейкер БГ — Сергей Дебижев — снял на песню мрачноватый клип с парящим над землёй вороньём и кадрами хроники, в которых проводились явные параллели между Октябрём 1917-го и Октябрём 1993 годов. Не обошлось и без, вездесущих со времён перестройки, «голых баб»…

С. Дебижев:
«…первый мой опыт работы с новыми технологиями, с компьютерной графикой и всеми этими вещами. Мне кажется, что этот клип имеет какую-то внутреннюю связь с «Поездом в огне», потому что тогда тоже происходили определенные события — 93-й год…».

В 1994 году «Московская Октябрьская» станет одним из треков очередного альбома АКВАРИУМА «Кострома mon amour».

«Не Пей Вина, Гертруда» (1994)

Впрочем, на этом альбоме позитивных песен было гораздо больше. Взять, к примеру, ещё один, по-хорошему абсурдный, вальс под названием «Не Пей Вина, Гертруда». Сцена из трагедии Шекспира, где королева Гертруда случайно выпивала отравленное вино, предназначенное её сыну Гамлету, здесь приобретает откровенно ироничный оттенок.
Песня особенно полюбилась на концертах, где публика обычно подпевала припев хором (на студийной записи в качестве хора выступила певица Татьяна Капуро со своими подругами).

Не пей вина, Гертруда;
Пьянство не красит дам.
Нажрёшься в хлам — и станет противно
Соратникам и друзьям.
Держись сильней за якорь —
Якорь не подведёт;
А ежели поймешь, что сансара — нирвана,
То всяка печаль пройдет.

Нетрудно заметить, что, хотя новые песни БГ сохранили русскую образность и мелодику, религиозное наполнение заметно изменилось. Отсылок к православию становится всё меньше. Их место снова занимают восточные учения — в первую очередь, буддизм, который лучше всего резонировал с духовными исканиями Бориса Борисовича. Лидер АКВАРИУМА переводит на русский язык несколько буддийских текстов и регулярно посещает Непал. Например, та же «Не Пей Вина, Гертруда», по словам БГ, обрела «свою окончательную форму на главной улице Катманду».

Впрочем, ортодоксального буддиста из БГ тоже не вышло. Он никогда не желал ограничивать свою внутреннюю свободу рамками одного вероучения — полагая, что разные религии — это лишь разные дороги на пути к одному Богу.

Взять, хотя бы, совершенно неприемлемые для буддиста или индуиста, строчки «ежели поймешь, что сансара — нирвана, то всяка печаль пройдет». Ведь сансара — т.е. колесо постоянных перерождений — для буддиста — однозначный источник страданий. И главная цель души — вырваться из этого колеса и раствориться в блаженном божественном абсолюте — нирване (как не специалист я, наверно, сильно утрирую термины, но, в общих чертах, это выглядит так).
БГ же принципиально и последовательно отказывался признавать нашу жизнь здесь и сейчас всего лишь ущербным и греховным «перевалочным пунктом» на пути в «лучший мир». По той же причине лидер АКВАРИУМА когда-то отказывался изменить неверно спетую строчку из песни «Город золотой». Напомню, что в оригинале было не «Под небом голубым», а «Над небом голубым».

БГ, на радиостанции «Август»,1995:
«…по этому поводу с Лешей Хвостенко — автором этой песни — мы в Париже как-то раз и схватились ночью, и он настаивал на том, что это их авторский текст, его и Волхонского, и мой вариант является неправильным. Я же, в свою очередь, высказывал теологическую концепцию, что царство Божие находится вокруг нас и поэтому помещать небесный Иерусалим на небо, отрицать возможность связи нашего и мира и мира горного, — отрицать эту связь бессмысленно, и если уметь видеть, то нирвана и есть сансара, сансара и есть нирвана. Он выпил еще стакана два и согласился».

Автор: Сергей Курий
ноябрь 2019 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *