а мне платочек поднесут что это значит
20 народных примет связанных с посещением церкви
К чему прикуривать от свечи. Почему незамужней девушке нельзя становиться крестной девочки. К чему кто-то чихает, стоя рядом в церкви. Через какие двери нежелательно заходить в храм, и другие поверья.
Верующие люди традиционно посещают храм еженедельно по воскресеньям, но и те, кто приходит туда изредка, не считают себя атеистами. В церкви проводят обряды венчания и крещения, а также панихиды по усопшим. Туда приходят люди, у которых случилось несчастье.
Приметы о посещении церкви
1. Нельзя входить в двери, через которые заносят и выносят умерших, так как недоброжелатель может наслать порчу.
2. Рядом в храме кто-то чихает – плохая примета. Чихающий может передать свои болезни.
3. Прикуривать от свечи – к несчастному случаю, смерти.
4. Танцевать, когда звенят колокола, возбраняется, иначе можно лишиться конечностей.
5. Не стоит по чьей-то просьбе передавать свечи, чтобы не принять на себя чужие беды.
6. Разговаривать с кем-то без особой нужды не стоит, иначе высшие силы разгневаются.
7. Скандал дома или на работе состоится, если зажженная свеча погаснет, затрещит.
8. Птица влетела во время богослужения – хорошая примета, сулящая удачу всем присутствующим.
9. Выходя из церкви после панихиды, нельзя оборачиваться, иначе настигнет беда.
10. Филин уселся на купол – к гибели одного из присутствующих в храме, а если ворон рядом каркает – к большому несчастью.
11. Незамужней барышне нежелательно крестить девочку, иначе, согласно приметам, замуж после этого барышня уже не выйдет.
12. Если сильная порча наведена на человека, то его следует заново окрестить, назвав другим именем.
13. Стоять спиной к иконам и алтарю – дурной знак, предвещающий неприятности.
14. Скрещивать руки за спиной – к наваждению, проискам нечистой силы.
15. Спрашивать время в церкви – к укорочению жизни на несколько лет.
16. Свечи ставят непременно правой рукой, дабы не навлечь несчастья на свой род.
17. Нельзя передавать свечки через левое плечо, чтобы нечисть не украла.
18. Нежелательно входить на территорию храма через главные ворота, лучше воспользоваться калиткой, согласно приметам.
19. Во время беременности посещать службу в церкви нельзя, чтобы недоброжелатели не сглазили будущего ребенка.
20. В критические дни дамам не стоит посещать храм, дабы не привлечь внимание чертей к своей персоне.
Нательный крестик, надетый во время обряда крещения, следует носить всю жизнь. Снимать его можно только при острой необходимости и ненадолго.
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Девица Платочковица и Скромный Платочек
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Николай Владимирович Морозов
ДЕВИЦА ПЛАТОЧКОВИЦА И СКРОМНЫЙ ПЛАТОЧЕК
Содержание
Город живых мертвецов
Как Девица Платочковица храм спасла
Легенда о том, откуда пошла традиция носить платки и длинные юбки в храме
Смирение и безответственность
Как Молодая Девица Платочковица к старцу ездила
Бестолковый словарь Девицы Платочковицы
Как Девица Платочковица и ее Платочек двух старцев помирили
Паломничество на Землю
Опасный фактор
О любви не говори, о ней все сказано.
Закончив выплаточковывание, Девицо Платочковицо отправилось гулять по православным форумам. Эта прогулка была своего рода гимнастикой для разума. На таких форумах великая мудрость православия контрастирует с величайшей глупостью не только юзеров, но и даже админов и модераторов. Это в каком-то роде было приятно, чтобы вместе с тренировкой разума потешить свою гордыню, которой славятся девициоиды, правда, они скрывают гордость, используя симбиоз со скромными платочкообразными. На одном форуме шла дискуссия о канонизации Григория Распутина. Несколько ‘ортодоксальных’ православных говорили, что
М.С. Симакова
В свое время И.В. Зырянов, анализируя бытующую в частушках символическую образность, отметил, что “художественный образ может стать символом при условии постоянства его функции, устойчивости художественного представления и связи с ним, при традиционности, привычности его применения как средства обобщения и выразительности”. [1] В данном случае подчеркивается специфика поэтического символа как такового, однако функционирование любого образа-символа в частушках обладает еще целым рядом особенностей, определяющих его место в системе иносказательной образности жанра.
В этом отношении становится особенно интересным отметить некоторые особенности функционирования платка, символического предмета, являющегося непременным участником в любви парня и девушки. В частушках платок может быть как носовым, так и головным, демонстрируя различные способы своего задействования в иносказательной системе жанра.
Платку отводится значительное место в народной культуре. Достаточно вспомнить его значение в обрядах, обычаях, различных суевериях и гаданиях. Традиционное осмысление платка и его роли отразилось и в частушках, где его функционирование отражает те представления, которые связываются в народном сознании с платком как тканью и полотном вообще.
Обрядовое применение ткани обусловливает одинаковое значение носового и головного платков в народной поэзии. Это значение соединения и защиты, потому что ткань, особенно вышитая ткань, в соединительных обрядах выполняет апотропейную функцию. “…Кусок ткани, покрытый вышивкой, употребляется в качестве оберега независимо от того, входит ли он в головной убор или продолжает бытовать в качестве куска ткани – платка или полотенца”. [8] Тем не менее в лирических жанрах функционирование носового и головного платков является уже иносказательным выражением любовных переживаний лирических героев.
В частушках участие носового и головного платков в любви милых сводится к ограниченному числу типовых ситуаций, которые в общих чертах определяют их главные функции как символических предметов. Речь идет о ситуациях типа:
ü завязывание любовных взаимоотношений (приобретение носового платка, его вышивание, завлекание и обмен носовым платком и др.; завлекание головным платком),
ü проявление особенных свойств платка и обращение с ним при развитии любовных взаимоотношений (носовой платок горит, тонет, улетает, сюда же относится гадание с носовым платком, а также махать или же утираться носовым платком и др.; головной платок валяется, линяет, выгорает, носить, мыть головной платок, сюда относится его цвет, манера повязывать и др.),
ü конец любовных взаимоотношений (возвращение и разрывание носового платка, носовой платок брошен и др.; дарить головной платок, износить головной платок).
Симметричное построение иносказательных систем позволяет заключить, что оба платка играют тождественную роль в любви милых. Это обусловлено их общим значением в народной культуре. Поэтому в частушках встречаются такие символические ситуации, где сложно однозначно разграничить головной и носовой платки, особенно если они присутствуют без характеризующих их эпитетов. Отметим, что такое явление наблюдается прежде всего в частушках, где особенно ярко проявляется функциональная значимость платка как символического предмета. Так, например, подчеркивается его способность отражать эмоциональное переживание всех любовных перипетий:
На платочке три словечка
Радость, горе и печаль…
его свойство соединять милых:
Милый мой, у нас с тобой
Любовь платочком связана…
Из-за тебя, мой дорогой,
Платку также придаются магические свойства, что обусловлено следованием частушки его обрядовому значению. Так, платок призван оберегать любовь милых:
Девушки, любовь горячую
Храните под платком…
При помощи платка также можно избавиться от неудачной любви:
Мы с залеткой расставались,
Любовь в платочек завязали
Все это позволяет утверждать, что в частушках устойчиво сохраняется традиционное представление о данном предмете. Именно это определяет его функционирование в сочетаниях с символической образностью жанра. Так, например, горение символизирует любовное чувство, и сгоревший платок становится иносказательным выражением любовной неудачи:
Говорят, платки горят,
По три годика гуляют
Множество действий с платком происходит на реке. Здесь он стирается, полощется, оставляется, тонет. В частушках это также символическое выражение негативных эмоциональных переживаний.
На реку ходила девушка
Уезжает мой миленок,
Мене некому ласкать.
Собственно, можно было бы говорить о платке как обобщенном понятии, однако исследуемый нами жанр находится в тесной связи с народным бытом и, следовательно, включает в себя реалии, заимствованные из повседневного обихода. Поэтому в частушках в подавляющем большинстве случаев речь идет не просто о платке, но о его конкретных разновидностях: головном и носовом.
Носовой платочек белый
Полоскала в лодочке.
Полоскала в лодочке.
В частушках функционирование носового и головного платков оказывается не только тождественным, но и синонимичным друг другу. Например, в случае любовной неудачи как головной, так и носовой платки в одинаковой степени становятся помехой для своих владельцев. Эта символическая ситуация по-разному обыгрывается применительно к носовому и головному платкам. Так, от носового платка стараются избавиться:
Дорогому за измену
Я платочка не отдам.
Изорву его на ленточки
А головной платок попросту оказывается лишним в девичьем обиходе:
Нету места в сундучке.
А мне, сволоче-девчонке,
Нет мальчишки по душе.
В функционировании между двумя видами платков присутствуют и существенные различия, обусловленные уже разной сферой их применения в быту и обрядах.
Разбиение на типовые ситуации позволяет заключить, что в случае с головным платком существенно сужается круг символических значений, сопряженных с завязыванием любовных взаимоотношений. Основной акцент переносится на непосредственное участие головного платка в любви милых. Если в случае с носовым платком конец любви милых выражается в символическом уничтожении или умалении символических свойств связующего их предмета, то конец любви милых по отношению к головному платку имеет двоякую интерпретацию. С одной стороны, он означает разрыв взаимоотношений (износить платок), а с другой стороны, выражает окончательное соединение милых (дарить платок), что обусловлено влиянием свадебного обряда.
Носовой платок относится к числу тех небольших предметов-подарков, которыми обмениваются парень и девушка, когда между ними возникает любовь. Так устанавливается символическая связь между любящими.
Не летай, голубь, один,
Мы голубушку дадим.
Дадим беленький платок:
Ситуация обмена является центральной в образуемой носовым платком системе иносказаний. Все остальные символические ситуации являются так или иначе ею обусловленными.
Что касается головного платка, то, в отличие от своего меньшого собрата, он остается всегда на стороне девушки. Иносказательное значение повязанного на ее голове платка является определяющим для его функционирования в частушечных текстах.
Все платочки проносила,
Остаецца онна шаль;
Всех ребят перелюбила,
Остаецца онна шваль.
Если носовой платок носится, как правило, в кармане и не предназначен для всеобщего обозрения, то головной платок, напротив, находится всегда на виду, являясь значимой деталью костюма девушки.
Так, например, девушка пеняет своему милому, если тот неосторожно выставит напоказ находящийся у него вышитый платок.
Милый мой, карманный вор,
Головной же платок, напротив, не прячется от посторонних глаз, даже если отношения между милыми не одобрены родителями.
На мне беленький платочек –
Мне-ка миленький купил.
Родной тятенька не знает,
Он давно бы изрубил.
Если в быту применение носового платка носит утилитарный характер, то головной платок, помимо своего практического применения, является яркой деталью девичьего костюма. Поэтому связанная с носовым платком система иносказаний в большей степени отражает его использование в любви милых, в то время как символика головного платка выражается преимущественно за счет особенностей его внешнего вида.
Носовой платок покупается, вышивается, дарится милому. Эти действия с платком символизируют счастливое любовное переживание.
Сама платочки вышивала,
Выбирай, который хош.
В случае же любовной неудачи совершаемые с платком действия носят прямо противоположный характер:
Как бы для памяти своей:
Не считай меня своей.
При разрыве любовных взаимоотношений носовой платок также выбрасывается или забирается назад. Подобные действия с платком в частушке синонимичны, так как все они направлены на разрывание символической связи между милыми.
Непосредственное применение носового платка в частушках также получает иносказательное значение. В этом случае совершаемые символические действия с платком также будут означать верность или же свидетельствовать об измене. Так, например, парень утирается подаренным носовым платком (Моим шелковым платочком / Дроля вытирается (В. и Г. №5032)) – значит он остается верным своей избраннице. Если же он использует платок не по его назначению (А я этиим платочком / Вытираю сапоги. (В. и Г. № 6445)), то его действия свидетельствуют об измене.
Платок на голову входит в систему любовных взаимоотношений, оставаясь у девушки. Повязанный на ее голове, он также указывает на любовные отношения между милыми:
Ой, не нашивать платок с кружком,
Ой, не сиживать с милым дружком.
Наносилася платка с кружком,
Насиделася с милым дружком.
Стоящее за головным платком иносказательное значение во многом выражается за счет особенностей его внешнего вида. Так, например, становится символически значимой манера повязывать платок:
Милый спросит: “Что печальна?”
Я скажу, что знаешь сам.
соответствует он облику девушки или нет:
Мой-то беленький платочек
К моему лицу пристал;
Мне не только дроли жалко,
Слава Богу, что отстал!
Для головного платка является важным семантика его цветового решения.
У меня платочек белый,
У меня миленок мельник,
У подружки половой.
В рассматриваемом нами жанре чаще всего встречаются белые, голубые, алые или красные, а также черные платки. Частушка в полной мере воспользовалась традиционными народными воззрениями, связанными с символикой указанных цветов. Так, например, с белым и красным платками связаны счастливые любовные переживания.
Подвяжут белые платочки,
Всем ребятам хороши.
Не страдайте понапрасну,
А наденьте платки красны.
Черный же платок, напротив, выражает негативные эмоциональные переживания.
Повяжу я с горюшка
Погоди, милой, жениться
Как видим, счастливое любовное переживание соотносится с яркостью расцветки платка, поэтому утрата им этого признака становится символическим выражением любовной неудачи. Интересно заметить, что в большинстве подобных частушек головной платок встречается именно голубого цвета. Так как голубой, действительно, скорее всех остальных расцветок выгорает на солнце или же линяет, то можно предположить, что его реальная неустойчивость в частушке получает свое поэтическое осмысление.
Голубой, не выгорай,
На чужой сторонушке.
Для выражения эмоционального переживания девушки частушка использует не только устойчивые понятия, делающие ее преемницей традиционных народных взглядов и представлений, но и ставит с ними в один ряд и новые явления, приспосабливая их к выражению тех же смыслов. Для частушки оказывается значимым понятие моды, концентрирующей в себе современные тенденции и настроения. Категория моды включается в символические параллели, становясь иносказательным выражением счастливых любовных переживаний.
Голубой платок не в моде,
Вся середка выгорит.
По тебе, моя статейка,
Все сердечко выболит.
В контексте новомодных явлений оказывается и заграничный платок. В девичьем обиходе он относится к числу самых лучших нарядов. Проникая в частушечный текст, заграничный платок не утрачивает подобную семантику. И в то же время, сохраняя традиционный подход к художественному воспроизведению действительности, частушка наделяет его иным, не свойственным ему в быту значением.
Сошью платье из батиста,
Буду барыней ходить.
Буду милого любить.
В связанной с платком системе иносказаний заграничный полушалок ассоциируется со счастливой любовью, становясь в один ряд с белым, красным и голубым платками. Образуемая головным платком система иносказаний пополняется за счет внесения в художественное пространство жанра семантики новых явлений, становясь специфичной только для данной реалии.
Связанная с головным платком система иносказаний демонстрирует таким образом свою восприимчивость ко всем изменениям в народном обиходе, так как именно в ее пределах происходит подобное расширение традиционного восприятия данного предмета. Что касается носового платка, то образуемая им система иносказаний в этом смысле более консервативна, разветвляясь за счет варьирования устоявшихся способов выражения традиционного значения. Однако в ее пределах намечается тенденция к переосмыслению роли носового платка в реалистическом плане.
Говорят, платки – разлука.
Это правда, девушки.
Пока не вышила платочка,
Говорят, платки – разлука,
Не платки нас разлучили,
А с Германией война.
Будет интересным заметить, что нет ни одной частушки, в которой происходило бы сопоставление носового и головного платков. Это позволяет утверждать, что связанные с каждым из видов платка системы иносказаний, несмотря на все различия между ними, образуют единое семантическое поле, в пределах которого реализуется заложенный в платке смысл.
На формальном уровне способы выражения символики головного и носового платков в целом остаются сходными, однако и здесь присутствуют некоторые различия.
Символический параллелизм является одним из основных способов выражения символики как носового, так и головного платков, сближая частушечную поэтику с поэтикой традиционной долгой песни. В его границах параллель, содержащая символическое значение платка, сопоставляется с реальной параллелью, приводящей символическому изображению соответствие из жизни.
Мой батистовый платочик,
Он во полюшке гниет.
Мой размиленький дружочик
Из солдатов не идет.
Голубой платок линяет
Милый слову изменяет
На чужой сторонушке.
В других же случаях частушка содержит только символическую часть параллелизма, которая, за отсутствием своего жизненного соответствия, не получает расшифровки непосредственно в тексте частушки. Так как каждое символическое значение, стоящее за действием с платком, устойчиво, то само действие с платком вызывает у слушателей определенный круг привычных ассоциаций и таким способом указывает на свое семантическое содержание. Сравните:
Вышивала платок Ване.
Сказала: Ванюшку люблю.
В последней из приведенных частушек действие с платком, вызывая определенный круг ассоциаций, и заключает в себе смысловой код всей частушки, без знания которого она остается непонятной.
Часть символических параллелей с участием платка на голову совпадает с символическими параллелями носового платка, часть же является специфической особенностью выражения символики головного платка. Причем применительно к головному платку символический параллелизм, как, собственно, и другие виды параллелизма, зачастую носит номинативно-описательный характер:
Отдают дружка в солдаты –
Количество символических параллелей с упоминанием головного платка возрастает за счет значимости многих особенностей его внешнего вида и внесения новых жизненных явлений, которые также приобретают символическое значение.
Подвяжу белый платочек,
Чтобы к личику пристал.
Не ахти какое горе –
От меня милый отстал.
Голубой платок – не мода,
Вся средина выгорит.
Далеко любить – не мода,
Все сердечко выболит.
Применительно к выражению символики носового и головного платков мы можем говорить об употреблении в частушке не только символического параллелизма, но также и других разновидностей данного тропа. Это может быть образный параллелизм. Указанный вид параллелизма, так же как и символический, предполагает сопоставление образной и реалистической частей, но между ними уже нет строго определенных ассоциативных связей. Сопоставление происходит скорее по аналогии, и, соответственно, привлекаемые им образы в строгом смысле символами уже не являются. Этот тип параллелизма удобно называть свободно-поэтическим, [9] потому что он способен втягивать в сопоставление практически любые образы из реальной действительности.
Ешь, коровушка, солому,
Не надейся на сенцо.
Бери, миленький, платочек,
Не надейся на кольцо.
В полушалочке прохладно,
А в пуховом духота…
Без любови прожить трудно,
А с любовью сухота!
Частушка в своей основе содержит также синтаксический параллелизм. Этот тип параллелизма строится на симметричном расположении синтаксической структуры двух составляющих его частей. Он поддерживает образный и символический параллелизм.
Брошу в реку камушек,
Подарю милке платок,
Мой подшалок голубой,
Мой миленок за другой.
В частушках присутствует также и формальный параллелизм. Такой параллелизм зачастую не предполагает никакого сходства между своими частями. Частушки, в основе которых лежит формальный параллелизм, представляют собой механическое соединение двух пар срифмованных строк. В таких случаях утративший свое символическое значение популярный зачин соседствует с никак не связанными с ним по содержанию строками. Став формальной, бывшая символическая параллель получает возможность широкого применения в частушке и тем самым делает ее форму более универсальной, способной воспринимать любое содержание.
Я платочек вышивала
Поздравляю тебя, милый,
С новой ухажерочкой!
На платке веселый ситчик,
Бей врага без промаха!
В большом количестве частушек параллелизм не является структурно необходимым компонентом текста. События разворачиваются последовательно, и чаще всего символика платка выражается посредством символических действий с платком. За каждым из них закреплено определенное значение.
Дорогому за измену
Я платочка не отдам.
Изорву его на ленточки
Мене милый изменил,
Одела черненький платок,
Так как головной и носовой платки по-разному задействованы в любовных взаимоотношениях милых, то для каждого из них становится доминирующим употребление тех поэтических приемов, которые в большей степени отвечают особенностям их функционирования.
Так, для носового платка одним из самых употребительных способов выражения символического значения является метафора. Если символический параллелизм строится на внешнем сопоставлении символической и “жизненной” параллелей, разделяя таким образом субъект и объект сопоставления, то метафора объединяет в себе составные части параллелизма. В ней происходит внутреннее сопоставление субъекта и объекта. Заметим, однако, что в частушечной метафоре намечается тенденция к расшифровке продолжающей бытовать системы иносказаний:
Милый мой, у нас с тобой
Любовь платочком связана.
Из-за тебя, мой дорогой,
Метафора выражает сходство между семантической оболочкой и подлинным семантическим содержанием. Однако в начале всякой метафорической деятельности предполагается наличие “стандартного” употребления в частушке символического значения, из которого затем выводятся разнообразные метафорические сопоставления. [10] Сравните:
Он уехал в Барнаул.
Ой, нигде платок не тонет,
Ни в колодце, ни в реке,
Потонул белый платочек
В первой из приведенных частушек утонувший платок находится в границах символического параллелизма, получая расшифровку своего иносказательного значения. Во второй же частушке мы имеем дело уже с метафорой, опирающейся на устойчивую ассоциативную связь, которую влечет за собой утонувший платок.
В основе метафорической деятельности в частушке могут лежать также традиционные представления, реализуемые в обрядах и обычаях.
На качеленьке качалась,
На качели круговой.
Два колечка прокачала
И платочек носовой.
Одаривание платком неслучайно связывается с качанием на качелях. Последнее воспринимается как магическое средство приблизить качающегося к супружеству. [11] Качание на качелях было обязательно для молодежи. В данном случае действие с платком мотивируется существующим обычаем.
С метафорой тесно связано сравнение, так как оба этих приема основаны на сопоставлении. Сравнение также выражает символику платка, хотя нам попался всего один такой случай.
С неба звездочка упала
За сарайчик тесовой.
Вся любовь моя пропала,
Как платочек носовой.
В сравнении сначала дается реальная картина, а затем она уже иносказательно повторяется. Любовь по-прежнему ассоциируется с платком. В отличие от символического параллелизма, ассоциативная связь не объясняется. Сравнение вытекает из ассоциации, а не наоборот. В сравнении носовой платок концентрирует в себе символическое значение, иначе сближение любви с платком не будет ничем оправдано. Поэтому мы можем сказать, что сравнение также является одним из способов выражения символики носового платка.
Что касается головного платка, то применительно к выражению стоящего за ним иносказательного значения, нам не встретилось ни одного сравнения; метафора также заметно отходит на второй план, встречаясь только в границах символического параллелизма. В противоположность им существенно возрастает роль эпитета.
Одним из основных способов выражения символики головного платка является сочетание его с эпитетом. Входящий в сочетание с платком эпитет не только акцентирует внимание на внешнем виде платка, но и получает иное эстетическое значение, становясь выразителем эмоционального состояния лирической героини.
Не страдайте понапрасну,
А наденьте платки красны.
Купи маменька, платочек,
У меня и у товарочки
За сочетанием платка с эпитетом закреплено определенное символическое значение, поэтому его функционирование в тексте частушки становится аналогичным функционированию символического действия с платком.
Эпитеты носят неоднородный характер. Среди них выделяются эпитеты, изначально нейтральные по своей семантике, а также эпитеты, уже несущие в себе ассоциативный смысл. К первым относятся такие, как заграничный, не в моде. Вторую группу составляют цветовые эпитеты: красный, белый, черный, голубой. В соответствии с этим стоящие рядом с платком эпитеты по-разному участвуют в проявлении символики платка.
Эпитеты первой группы в целом не характерны для традиционной народной лирики; проникновение их в частушку обусловлено демократичностью содержания этого жанра. Заимствуя эпитеты из повседневной жизни, частушка включает их в систему иносказаний:
Буду барыней ходить,
Буду милого любить.
Эпитет становится устойчивым, сочетание его с платком подвергается мыслительной переработке и приобретает в частушке новое поэтическое значение в соответствии с бытующей системой иносказаний. Заграничный платок включается в состав символического параллелизма, где с ним связывается уже определенный круг ассоциаций:
Нету места в сундучке…
То же самое относится к эпитету не в моде.
Голубой платок не в моде –
Вся середка выгорит.
Сдадут милого в солдаты –
Все сердечко выболит.
Эпитеты не в моде, заграничный приобретают иносказательное значение в связи с отнесением их к платку как символическому предмету. Таким образом, в частушке происходит подновление традиционных способов выражения символики платка за счет включения в поэтический текст новых явлений.
Что касается эпитетов второй группы, то они уже несут в себе определенные смысловые ассоциации. Это обусловлено их употреблением в традиционной народной культуре. Символическое значение, которое имеет сочетание цветового эпитета с платком, оказывается обусловлено как семантикой цвета, так и семантикой головного платка. Семантика цвета обладает уже определенной смысловой заданностью, в то время как отнесение ее к платку как символу любви парня и девушки переносит значение цвета в границу любовных взаимоотношений.
Не всякий эпитет несет на себе символическую нагрузку. Так, например, эпитет батистовый, шелковый, атласный не приобретает дополнительной семантики, лишь акцентируя внимание на данном признаке. В некоторых случаях это касается и цветового эпитета:
…За платочек синенький
Проводит меня миленький.
Функционирование головного платка отличается от носового еще и тем, что в частушках он представлен не только как символический предмет, но и как украшающая деталь костюма девушки. Задействование в частушке головного платка как средства художественной изобразительности хотя и не связано непосредственно с выражением его иносказательного значения, тем не менее соотносится с его функционированием в качестве символического предмета.
Характерная особенность того или иного платка на голове девушки передается, как правило, стоящим рядом с ним эпитетом или же дается минимальное описание его внешнего облика.
Платок черный, бахмареный
Подарил гуля знакомый.
На платке веселый ситчик,
Набивные платки получили широкое распространение в народном быту в последние десятилетия XIX века. Броские краски и цветочный узор оказались притягательными для деревенских модниц. В частушках запечатлелась мода на цветочный узор головного платка (…Теперь мода на платки, / На затылочке цветки. (Симаков № 1232)). Войдя в частушечный текст, цветастый платок стал новым средством художественной изобразительности. Сопоставление человека с цветком существует во многих фольклорных жанрах. Так, про молодую девушку говорят: “Расцвела что маков цвет”. А.Н. Афанасьев свидетельствует о том, что в древности усматривалась прямая аналогия возрастания человека с развитием растений, [12] а молодость – как раз период расцвета. Под влиянием традиционных представлений цветочный узор головного платка в частушках становится метафорой:
Купи, батюшка, платочек,
В середке-то цветочек,
По краюшкам цветики,
Всех парней портретики.
Погляди, родима маменька,
Отдала таку молоденьку –
В частушке головной платок является одним из средств создания образа девушки. Платок входит в состав эпитета, выделяющего яркую черту в ее облике. В этом случае он или типизирует образ девушки:
. Я девчоночка – колхозница,
или создает ее индивидуальный облик:
Девчонка – беленький платочек,
Сочетание платка с эпитетом также воспринимается как единое целое, с той разницей, что теперь оно не имеет символического значения и является только средством художественной изобразительности.
В частушке облик девушки может создаваться и при помощи синекдохи :
Усю ночь платок белелся,
А на зорьке куда делся.
“Основной смысл синекдохи в поэтической речи, и шире – в художественном мышлении, сводится … к выбору и выделению единичного, но самого яркого, характерного в описываемом предмете, и через это единичное дается косвенная характеристика всего предмета”. [14] В частушке этим характерным “единичным” является платок.
Применение головного платка в частушке может быть использовано для характеристики внешности или эмоциональной сферы персонажа. В этой связи платок может встречаться в литоте, которая в частушке, “как правило, служит только для комического изображения персонажей, предметов и явлений, преуменьшая их значение, величину, силу, возможности”. [15]
Ох, милашечка Иришка,
Иришка ростом невеличка,
Завернуть можно в платок.
Платок может находиться и в составе гиперболы – преувеличения, служащего в частушке как для “изображения масштабных событий через личное их восприятие”, [16] так и “для выражения чувств и переживаний лирической героини (героя)”: [17]
У миленочка кудерышки
У меня, у девки, горюшка –
В платок не завязать.
Лирическая героиня неслучайно вспоминает о платке. Платок традиционно воспринимается как оберег, и нейтрализация этого свойства как раз и дает почувствовать глубину горестных переживаний.
Отмеченные особенности функционирования головного платка как средства художественной изобразительности позволяют заключить, что данный предмет устойчиво ассоциируется с образом девушки. Повязанный на ее голове, в поэтическом мире частушки платок является также иносказательным выражением любовных переживаний своей хозяйки.
В частушках сохраняется традиционный подход к платку как изделию из ткани, и связанные с ней представления определяют место носового и головного платков в границах символической образности жанра. Оба вида платка обладают тождественным иносказательным значением и играют одну и ту же роль в любовных взаимоотношениях милых. Поэтому их функционирование оказывается во многом синонимичным друг другу, а в ряде символических ситуаций происходит функциональное совпадение двух разновидностей платка.
И в то же время в функционировании носового и головного платков присутствует ряд существенных отличий, обусловленных уже разной сферой применения их в быту и обрядах. Носовой платок относится к числу предметов-подарков, которыми обмениваются милые, головной же платок является составной частью костюма девушки. Это определяет их различное применение и в частушечных текстах.
Каждый из видов платка образует свою, специфичную для данной реалии систему иносказаний, в пределах которой в полной мере реализуется семантика ткани. Иносказательная система как носового, так и головного платков обладает уникальным набором символических ситуаций, определяющим своеобразие задействования данных реалий. Для каждого вида платка доминируют свои способы выражения символического значения, и связанные с платками системы иносказаний обнаруживают различные тенденции к своему развитию.
В частушках проводится четкое разграничение носового и головного платков, тем не менее функционирование двух данных реалий образует единое семантическое поле, в пределах которого реализуется все многообразие способов проявления семантики платка.
(А № …) – Частушки. / Под. ред. Астафьевой Л.А. – М., 1987.
(В. и Г. № …) – Частушки в записях советского времени. / Изд. подг. Власова З.И., Горелов А.А. – М.-Л., 1965.
(Виш. ч. № …) – Вишерские частушки. / Сост. Зырянов И.В. – Пермь, 1958.
(Е № …) – Сборник великорусских частушек. \ Под. ред. Елеонской Е.Н. – М., 1914.
(З С. …) – Зырянов И.В. Прикамские посиделки. – Пермь, 1975.
(К № …) – Колпакова Н.П. Частушки Ленинградского фронта. – Л., 1943.
(Кн. С. …) – Князев В.В. Частушки-коротушки. – СПб, 1913.
(Л. и К. С. …) – Частушки Черноземья. / Под. ред. Лазутина С.Г. и Кретова А.И. – Воронеж, 1970.
(Н.ч. № …) – Нерехтские частушки. / Сост., вступ. ст. Кулагиной А.В. – Нерехта, 1993.
(Р. ч. № …) – Русская частушка. / Сост., вступ. ст. Кулагиной А.В. – М., 1993.
(Сарат. № …) – Саратовская частушка. / Сост. и вступ. ст. Архангельской В. – Саратов, 1961.
(Сид. № … С. …) – Русская частушка. / Вступ. ст., отбор и ред. Сидельникова В.М. – М., 1941.
(Симаков № …) – Симаков В.И. Сборник деревенских частушек. – Ярославль, 1913.
(Т.ч. № …) – Тверские частушки. – М., 1990.
(Ф № …) – Флоренский П.А. Собрание частушек Костромской губернии Нерехтского уезда. – Кострома, 1909.
(Ф С. …) – Флоренский П.А. Собрание частушек Костромской губернии Нерехтского уезда. – М., 1989.
(Ч № …) – Частушки. / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и комм. Селиванова Ф.М. – М., 1990.
(Ч.с.к. № …) – Частушки северного края. – Архангельск, 1983.