а н островского называли колумбом замоскворечья потому что он
Чтобы понять, почему Островского называли
«Колумбом Замоскворечья», необходимо проследить
за жизнью и творчеством Александра Островского
с самого начала.
А началось все в столице России, в районе
Замоскворечье, находившемся напротив Кремля,
на противоположном берегу Москвы-реки.
Там и родился будущий драматург.
Этот район славился тем, что здесь проживала
огромная масса среднего класса и купеческих семей,
запомнившаяся писателю постоянным поиском
и извлечением выгоды для себя.
Будущий драматург рос и постигал премудрости жизни,
впитывая в себя местный колорит.
Впервые о том, как живёт купечество, читатели и зрители
узнали именно из пьес Островского, многие из
которых посвящены этому сословию.
Исследователи творчества А. Н. Островского подсчитали,
что в 32-х из 47-и его пьес действие происходит в Москве,
зачастую в Замоскворечье.
Он знал Москву, Замоскворечье вместе с их буднями и
горестями, праздниками и ненастьями.
Он прекрасно осведомлён о всём, что творится не только
на площадях, но и маленьких переулочках.
Так что своих купцов, их нравы, их жизненный уклад
Островский рисовал практически с натуры.
Одним из первых произведений драматурга становится
очерк «Записки Замоскворецкого жителя».
В нем автор знакомит читателей с особенностями
быта и нравов купечества.
Он воспринимает Замоскворечье как отдельное государство,
в котором царят косные, угнетающие порядки.
Но не только отрицательные черты выведены
драматургом в его пьесах.
Есть у купечества и то, чем он восхищался – это способность
на протяжении веков сохранять истинные религиозные
русские нравы.
Александр Николаевич открывает для всех это особенное
сословие.
Ранее никто из писателей не обращался к подобным
темам, вот почему Островского называли Колумбом
Замоскворечья, по аналогии с путешественником,
открывшим миру Америку.
«Колумб Замоскворечья»: 190 лет со дня рождения Александра Островского
Ровно 190 лет назад в Москве родился Александр Островский, «отец» Снегурочки и бесприданницы и одна из ключевых фигур русского национального театра. В день рождения литератора M24.ru вспоминает самые яркие цитаты из его произведений.
В 1923 году в Замоскворечье на Малой Ордынке родился будущий автор «Грозы» и «Бесприданницы» и отец-основатель великой русской драматургии Александр Островский. Не знать Островского сегодня не только стыдно, но и практически невозможно. Все школьники России сопереживают несчастной Катерине и учат наизусть цитату критика про одинокий «луч света в темном царстве». В большинстве уважающих себя и традиции театров идут постановки пьес Островского, а одну из 38 экранизаций уж точно каждый мог видеть не в школе, так по телевизору.
Островскому по праву приписывают звание основателя русской драматургии. Это он вывел на сцену провинциалов, чиновников и купцов. За описание купеческого быта его даже стали называть «Колумбом Замоскворечья». Впрочем, сами представители купеческого сословия поначалу были недовольны произведениями автора: нажаловались на пьесу «Свои люди – сочтемся!», напечатанную в 1850 году, да так, что ее запретили к постановке, а автора уволили и отдали под надзор полиции на целых одиннадцать лет.
Это печальное обстоятельство вовсе не помешало Островскому стать известным и востребованным драматургом. С 1853 года в московском Малом и питерском Александринском театрах почти каждый сезон ставились его пьесы. К Островскому же пришли с непростой задачей создать спектакль-феерию, постановку, в которой участвуют сразу три труппы: драматическая из Малого театра, временно оставшаяся без здания, и оперная и балетная Большого, благородно оставившего бесприютных артистов под своей крышей. Драматург написал «Снегурочку».
Как известно, лучше всего за автора говорят его произведения. Редакция M24 решила вспомнить самые яркие цитаты Александра Островского.
«Свои люди – сочтемся» (1949)
Устинья Наумовна: Что говорить, матушка, что говорить! Ну, уж хлопотала, хлопотала я для тебя, Аграфена Кондратьевна, гранила, гранила мостовую-то, да уж и выкопала жениха: ахнете, бралиянтовые, да и только.
Подхалюзин: А нешто я вас не люблю, Самсон Силыч, больше отца родного? Да накажи меня бог. Да что я за скотина!
Катерина: Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела.
Кулигин: Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать.
«Женитьба Бальзаминова» (1861)
Раиса. Вы давно в меня влюблены?
Бальзаминов. В четверг после обеда, на прошлой неделе.
Красавина. Ты человек глупый, значит.
Бальзаминов. Как же, глупый! Ишь ты, дурака нашла!
Матрена. А что, умен?
Бальзаминов. Ты молчи, не твое дело!
Красавина. Ты послушай! ты человек глупый, значит тебе.
Бальзаминов. Да что ты все: глупый да глупый! Это для тебя я, может быть, глуп, а для других совсем нет. Давай спросим у кого-нибудь.
Красавина. Давай спросим! Да нечего и спрашивать. Ты поверь мне: я человек старый, обманывать тебя не стану.
Бальзаминова. Какой же ты?
Бальзаминов. В мечтах я себя представляю, маменька, что я высокого роста, полный и брюнет.
Бальзаминова. Разумеется, лучше.
Лыняев: Да разве кругом нас люди живут? (. ) Волки да овцы. Волки кушают овец, а овцы смиренно позволяют себя кушать.
Мурзавецкая: И барышни тоже волки?
Лыняев: Самые опасные. Смотрит лисичкой, все движения так мягки, глазки томные, а чуть зазевался немножко, так в горло и влепится.
Лыняев: И крокодилы плачут, а все-таки по целому теленку глотают.
Беркутов: Женщины любят думать, что они свободны и могут располагать собой, как им хочется. А на деле-то они никак и никогда не располагают собой, а располагают ими ловкие люди.
Наш Колумб: почему Александра Николаевича Островского называют «Колумбом Замоскворечья»? (3 фото)
Почему Островского часто называют «Колумбом Замоскворечья»?
Именно в Замоскворечье – московском районе, где проживало огромное количество представителей купечества и среднего класса, и родился будущий великий драматург. С детских лет он впитывал особый местный колорит. Мать мальчика рано скончалась, а отец – известный адвокат надеялся, что наследник продолжит его дело. Островский действительно поступил на юридический факультет. Но это стало больше отправной точкой в его становлении как литератора, поскольку в университете он познакомился с талантливыми преподавателями, привившими студенту интерес к увлеченным литературным спорам и диспутам.
Творческий путь и проба пера в драматургии
Поняв, что юриспруденция – это не то, чем он хотел бы заниматься, юноша бросил учебу и по настоянию отца поступил на работу в суд мелким чиновником. Эта скромная должность на самом деле раскрыла перед Островским невероятные перспективы и позволила наблюдать за самыми разнообразными человеческими характерами и умами, изобретавшими сотни мошеннических схем, начиная с простейших и заканчивая виртуозными.
Именно стремление облечь накопленные впечатления в литературную форму и вершить над представителями купечества свой особый суд и дало будущему писателю толчок к занятиям драматургией. Первая же пьеса под названием «Свои люди – сочтемся» принесла автору всенародное признание. Но острая сатира и злободневная тема наряду с интересом ценителей и критиков привлекли внимание и цензоров. Пьесу запретили ставить, а ее автор надолго попал под полицейский присмотр.
«Колумб Замоскворечья» – кто ты?
Одним из первых произведений Островского стали «Записки замоскворецкого жителя», опубликованные в 1847 году в газете «Московский городской листок». В нем автор ярко описывает особенности быта и жизненного уклада представителей купечества. Купцы предстают перед читателем как жители отдельно взятой страны, на территории которой царит гнетущая атмосфера косности.
Но автор подробно рассматривал не только отрицательные стороны представителей этого сословия. Он искренне восхищался, к примеру, их умением на протяжении долгих столетий сохранять чистоту религиозной мысли и устоев. Столь детально и подробно и при этом ярко, художественно и выпукло до Островского купечество не рассматривал ни один автор. Собственно, после этого Александра Николаевича и стали называть «Колумбом Замоскворечья», проводя аналогию с первооткрывателем: как Колумб открыл для мира Америку, так и Островский явил людям истинную суть купечества.
Хотя во многом малая родина и расстраивала великого драматурга, все же он очень сильно ее любил и писал о ней: «Я знаю тебя, Замоскворечье… Знаю тебя в праздники и будни, в горе и радости, знаю, что творится и деется по твоим широким улицам и мелким частым переулкам». Замоскворечье для него было символом Москвы, к которой Островский испытывал трепетные чувства, считая ярким памятником русской культуры и народной памяти.
А н островского называли колумбом замоскворечья потому что он
КОЛУМБ ЗАМОСКВОРЕЧЬЯ.
Жизненные явления, которые легли в основу первой комедии Островского, были знакомы ему с детства. Он родился и вырос в Замоскворечье-так называлась часть города за Москвой-рекой, где издавна селилось купечество и всякий простой люд: приказчики, ремесленники, мелкие чиновники.
Среди профессоров были блестящие, прогрессивные ученые, друзья Герцена и Белинского. Юноша жадно слушал их вдохновенные слова о борьбе с неправдой и злом, о сочувствии всему человеческому, о свободе как о цели общественного развития. Но чем ближе знакомился он с законодательством и судопроизводством, тем менее нравилась ему карьера юриста.
Охладев к занятиям в университете, Островский оставил учение. Несколько лет, по настоянию отца, он служил мелким чиновником в суде. Здесь будущий драматург насмотрелся человеческих комедий и трагедий. Не раз приходилось ему участвовать и в судебных делах о злонамеренных банкротствах. Перед молодым судейским чиновником все полнее открывался мир наживы, обмана, произвола и унижения.
Написанные Островским в 40-е годы статьи, очерки, стихи свидетельствуют о том, что разнообразные жизненные впечатления переполняли будущего драматурга. Окончательно разочаровавшись в судебной деятельности, Островский мечтает стать писателем, чтобы в живой, изящной форме произносить свой суд над жизнью. Истинно народный писатель, по его мнению, должен знать хорошо свой народ, сойтись с ним покороче, сродниться.
Островский избирает поприще драматурга, так как драматическая поэзия ближе к народу, чем все другие отрасли литературы.
В. Г. Перов. Портрет А. Н. Островского (1871) «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он по справедливости должен называться: «Театр Островского». И. А. Гончаров
Там простые ткачи в 15-20 лет успевали сделаться фабрикантами-хозяевами и начинали ездить в каретах. Все это пространство в 60 тысяч с лишком квадратных верст и составляло как бы продолжение Москвы и тяготело к ней
Купец интересовал Островского не только как представитель торгового сословия, но и как центральная русская натура, средоточие народной жизни в ее росте и становлении, в ее движущемся, драматическом существе
В этом доме, где Островские снимали квартиру у дьякона церкви Покрова, что на Голиках, родился великий драматург. Сейчас это дом-музей А. Н. Островского в Замоскворечье (Малая Ордынка, 9)
В семье Он был третьим ребенком. Его сестра и брат были детьми очень одаренными и прославились каждый на своем поприще. В семье царил культ образования Няня, Авдотья Ивановна Кутузова, женщина, щедро одаренная от природы, чувствовала красоту русского языка, знала многолюдный говор московских базаров, на которые съезжалась едва ли не вся Россия. Няня искусно вплетала в разговор притчи, шутки, пословицы, также Авдотья Ивановна Кутузова славилась как большая мастерица сказывать сказки
1-я Московская гимназия, в которой учился А.Н. Островский Благодаря достатку своего отца, Островский имел домашних учителей (один из них – студент Вифанской семинарии), в 1835 году он поступил в 3-й класс 1-й Московской гимназии, в то время образцового среднего учебного заведения с гуманитарным уклоном, которую окончил в 1840 году.
Московский университет В 1840 году А.Н. Островский принят на юридический факультет в Московский университет, где в то время господствовали антикрепостнические настроения
Он знает греческий, латинский, французский, немецкий, впоследствии изучает английский, итальянский, испанский языки, страстно увлекается театром. В 1843 году, не закончив, он покидает университет, так как занятия юридическими дисциплинами стали мешать его творческим устремлениям. В университетские годы он много читал. Его формирование происходило под воздействием литературно-критических статей Белинского и реализма обличительных статей Герцена, что и определило направленность его творчества
В 1843 году отец определил его на службу в Московский совестный суд. Для будущего драматурга это был неожиданный подарок судьбы. В суде рассматривались жалобы отцов на непутевых сыновей, имущественные и другие домашние споры
Во время службы в Московском совестном суде Островский изучил: семейные и общественные условия купеческого быта; самобытный сокровенный мир простых людей; мир патриархальной русской семьи; речь людей разных сословий и профессий; оригинальные черты отдельных личностей, выработанные семейным и общественным строем дореформенной России.
Еще с гимназических лет Островский становится завзятым московским театралом. Он посещает Петровский (ныне Большой) и Малый театры, восхищается игрой Щепкина и Мочалова, читает статьи В. Г. Белинского о литературе и театре
Каждое лето семья Островских приезжает в имение Щелыково Костромской губернии. В 1849 году здесь Островский напишет свою первую комедию «Свои люди – сочтемся!» (первоначальное название пьесы «Банкрут»)
1850 год – «Свои люди – сочтемся!» опубликована, но указом императора Николая I комедия запрещена к постановке на сцене. Автор же был уволен со службы и отдан под надзор полиции, снятый лишь в 1855 году, уже при царе Александре II
Цель: «обличение социальных пороков, тем самым способствовать нравственному очищению общества» 1847 год. «Свои люди сочтемся» Четкий конфликт и выпукло вычерченные персонажи: богатый купец Сил Силыч Большов, коварная дочь Липочка, пройдоха-приказчик Подхалюзин
Пьеса «Свои люди — сочтемся!» разоблачает торговые мошенничества, грубость, невежество, «дикие нравы» купеческого сословия. Комедия попала под цензурный запрет: было указано, что «вся пьеса — обида для русского купечества. В.Ф.Одоевский «Я считаю, на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». На «Банкроте» я ставлю номер четвертый»- писал В.Ф.Одоевский Пьеса имела шумный успех в литературных кругах Москвы и Петербурга.
1848 г. – путешествия в Костромскую губернию, осмотр старинных русских городов: Переславль-Залесский, Ростов, Кострома «Измученный воротился я домой и долго, долго не мог уснуть. Какое-то отчаяние овладело мной. Неужели мучительные впечатления этих пяти дней будут бесплодны для меня?»
1856 г. – экспедиция по Волге от истоков до Нижнего Новгорода по заданию морского министерства, командировавшего литераторов для изучения быта и промыслов населения, связанного с реками и судоходством
В результате этой поездки родилась пьеса «Гроза» (1859) Исполнительница роли Катерины актриса Любовь Петровна Косицкая. Она, как и Катерина, выросла на Волге. Современники называли ее «лучшей из Катерин», а исследователи творчества Островского полагали, что Катерина во многом «списана» с той же Косицкой 1860 г – Н.Добролюбов высоко оценив «Грозу», пишет статью «Луч света в темном царстве»
1860 г. – поездка с гастролировавшим актером А.Е. Мартыновым в Воронеж, Харьков, Одессу, Севастополь; 1862 г. – заграничное путешествие по Германии, Австрии, Италии с посещением Парижа и Лондона; 1865 г. – поездка с И.Ф. Горбуновым по Волге; 1883 г. – поездка с братом М.Н. Островским в Закавказье
Значение поездок Островского для его творчества Изучение: нравов и быта населения; особенностей местных говоров и наречий. Описание интересных сцен из народной жизни. Создание пейзажных зарисовок. Знакомство с местной литературой.
Общая характеристика творчества 1847 – 1851 1852 – 1854 1861 – 1886 1855 – 1860
Первый этап творчества (1847-1860) В эти годы Островский сотрудничает с журналом «Москвитянин», пишет такие пьесы, как «Свои люди – сочтёмся», «Бедная невеста», продолжающие собой гоголевскую обличительную традицию. Затем в его пьесах начинают звучать мотивы идеализации русской патриархальности («Не в свои сани не садись», «Бедность не порок»). С 1856 года Островский – активный сотрудник журнала «Современник». В годы общественного подъёма перед реформой 1861 года вновь усиливается социальная критика в его творчестве («В чужом пиру похмелье», «Гроза»).
Группа сотрудников журнала «Современник». Сидят слева направо: И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, А.В. Дружинин, А.Н. Островский. Стоят: Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович Литературное окружение А.Н.Островского 1855 – 1860 годы – в этот период А. Н. Островский сближается с революционными демократами.
Второй этап творчества (1861-1875) В эти годы Островский создаёт пьесы, отражающие жизнь России после реформы («Тяжёлые дни», «Шутники», «Пучина»). Одновременно Островский обращается и к патриотической теме, создаёт цикл исторических пьес: «Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Воевода», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Тушино». Рождается цикл сатирических комедий: «На всякого мудреца довольно простоты», «Горячее сердце», «Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы». Особняком среди пьес этого периода стоит поэма «Снегурочка», созданная на основе народных поверий.
Третий этап творчества (1876-188) В этот период почти все драматические сочинения Островского печатаются в «Отечественных записках». Автором создаются социально-психологические драмы и комедии о трагических судьбах богато одарённых, тонко чувствующих женщин в мире цинизма и корысти («Бесприданница», «Последняя жертва», «Таланты и поклонники”). Здесь писатель разрабатывает и новые формы сценической выразительности: сохраняя характерные черты своей драматургии, Островский стремится воплотить «внутреннюю борьбу» в «интеллигентной, тонкой комедии.»
А.Н. Островский как театральный деятель: создает репертуар русского театра – пишет 47 оригинальных пьес, 7 пьес в сотрудничестве с другими авторами, переводит 20 пьес с итальянского, испанского, французского, английского и латинского языков; ведет режиссерскую работу; пишет статьи по теории сценического искусства; принимает личное участие в судьбе деятелей русского театра
Создание народного театра А.Н.Островский, 1885
Общественная деятельность А.Н. Островского инициатор и активный участник «Литературного фонда» (1859); создатель «Артистического кружка» (1865); создатель «Общества русских драматических писателей и оперных композиторов» (1874); заведующий репертуарной частью и начальник театрального училища в Москве; основатель частного русского театра в Москве.
Скульптор Н. А. Андреев. Памятник А. Н. Островскому в Москве у Малого театра («Дома Островского») 1924 – 1929гг.
Дети Островского. Слева направо: Александр, Сергей, Любовь, Мария, Михаил Мемориальный дом-музей А.Н. Островского в Щелыкове
Щелыково. Костромская губерния. Усадьба Н.А.Островского. Здесь провел последние годы жизни писатель, здесь умер, здесь похоронен
Выводы: жизненный и творческий пути А.Н. Островского говорят о том, что его талант – результат воздействия на природные задатки целого комплекса факторов; истоки таланта А.Н. Островского определили: семья; образование и воспитание; особенности среды, в которой он формировался; служба; литературное окружение; путешествия и поездки; общественная деятельность; театр