а пеночка и не знала что дома родился сын

Костёр 1988-07, страница 31

а пеночка и не знала что дома родился сын. Смотреть фото а пеночка и не знала что дома родился сын. Смотреть картинку а пеночка и не знала что дома родился сын. Картинка про а пеночка и не знала что дома родился сын. Фото а пеночка и не знала что дома родился сын

А пеночка и не знала, Что дома родился сын. Она за водой летала И за крупой в магазин.

А он ей навстречу высунулся И весело доложил:

— Мама, я уже вылупился И все скорлупки сложил!

НЕПОСЛУШНЫЙ ЗМЕЙ ВОЗДУШНЫЙ

Улетает змей воздушный, Змей воздушный — Непослушный!

Он несется Над полями, Над семейкой тополей, Над крутыми виражами Ошарашенных стрижей.

Летний день тихонько тает, Змей

За тучку улетает. И, уже сомкнув ресницы, В тихой комнатке своей Верю я, что мне приснится Непослушный белый змей. Он взмывает по лучу, Я вослед за ним Лечу-у-у!

Оформление К. Почтенной

Эта легенда, возникшая в Саксонских Рудных горах, абсолютно достоверна. Секрет получения стойкой синей краски из кобальтовых руд Саксонии был открыт в XVI в. Кристофом Штюррером. Известно, что этот секрет был вскоре приобретен голландскими купцами, и знаменитые голландские изразцы с мельницами, корабликами и человечками (изразцы, которые и сегодня можно видеть в заново отреставрированном дворце Меншикова на берегу Невы), расписаны именно этими темно-синими кобальтовыми красками. На Руси такая краска исстари называется голубец. А кто не видел занятных фигурок, отличных узорчатых кружев, чайников или кувшинов Гжельской фабрики? Знаменитых темно-синих, как ночное небо, фарфоровых чашек ленинградского завода им. Ломоносова?

Глубокий синий цвет этих изделий — цвет солей кобальта.

Легенда показалась мне занятной, и я решила перевести ее и пересказать для читателей «Костра».

т. здорик, ‘ кандидат

ЛЕГЕНДА САКСОНСКИХ РУДОКОПОВ

Случилось это в Высоких Рудных горах, близ Шнееберга. Поначалу нередко находили здесь самородки серебра. Раз встретилась даже серебряная плита со стол величиной. Но потом год от года дела пошли все хуже. Изменило, видно, рудокопам горняцкое счастье. А все проделки злого Кобальта!

Источник

Лесные домишки

а пеночка и не знала что дома родился сын. Смотреть фото а пеночка и не знала что дома родился сын. Смотреть картинку а пеночка и не знала что дома родился сын. Картинка про а пеночка и не знала что дома родился сын. Фото а пеночка и не знала что дома родился сын

Как-то раз ласточка-береговушка улетела далеко от дома, дорогу не запомнила, вечер близко. Свой ночлег ей предлагали разные птицы: Зуек, Голубь, Иволга, Пеночка, Чомга и другие. Но их домики были совсем непривычны для ласточки…

Слушать

Читать

В ысоко над рекой, над крутым обрывом, носились молодые ласточки-береговушки. Гонялись друг за другом с визгом и писком: играли в пятнашки.

а пеночка и не знала что дома родился сын. Смотреть фото а пеночка и не знала что дома родился сын. Смотреть картинку а пеночка и не знала что дома родился сын. Картинка про а пеночка и не знала что дома родился сын. Фото а пеночка и не знала что дома родился сын

Была в их стае одна маленькая Береговушка, такая проворная: никак ее догнать нельзя было — от всех увертывается.

Погонится за ней пятнашка, а она — туда, сюда, вниз, вверх, в сторону бросится да как пустится лететь — только крылышки мелькают.

а пеночка и не знала что дома родился сын. Смотреть фото а пеночка и не знала что дома родился сын. Смотреть картинку а пеночка и не знала что дома родился сын. Картинка про а пеночка и не знала что дома родился сын. Фото а пеночка и не знала что дома родился сын

Вдруг — откуда ни возьмись — Чеглок-Сокол мчится. Острые изогнутые крылья так и свистят.

Ласточки переполошились: все — врассыпную, кто куда, — мигом разлетелась вся стая.

А проворная Береговушка от него без оглядки за реку, да над лесом, да через озеро!

Очень уж страшная пятнашка Чеглок-Сокол.

а пеночка и не знала что дома родился сын. Смотреть фото а пеночка и не знала что дома родился сын. Смотреть картинку а пеночка и не знала что дома родился сын. Картинка про а пеночка и не знала что дома родился сын. Фото а пеночка и не знала что дома родился сын

Летела, летела Береговушка — из сил выбилась.

Обернулась назад — никого сзади нет. Кругом оглянулась, — а место совсем незнакомое. Посмотрела вниз — внизу река течет. Только не своя — чужая какая-то.

Дорогу домой она не помнила: где ж ей было запомнить, когда она неслась без памяти от страха?

А уж вечер был — ночь скоро. Как тут быть?

Жутко стало маленькой Береговушке.

Полетела она вниз, села на берегу и горько заплакала.

Вдруг видит: бежит мимо нее по песку желтая птичка с черным галстуком на шее.

Береговушка обрадовалась, спрашивает у желтой птички:

— Скажите, пожалуйста, как мне домой попасть?

а пеночка и не знала что дома родился сын. Смотреть фото а пеночка и не знала что дома родился сын. Смотреть картинку а пеночка и не знала что дома родился сын. Картинка про а пеночка и не знала что дома родился сын. Фото а пеночка и не знала что дома родился сын

а пеночка и не знала что дома родился сын. Смотреть фото а пеночка и не знала что дома родился сын. Смотреть картинку а пеночка и не знала что дома родился сын. Картинка про а пеночка и не знала что дома родился сын. Фото а пеночка и не знала что дома родился сын

— А ты чья? — спрашивает желтая птичка у Береговушки.

— Не знаю, — отвечает Береговушка.

— Трудно же будет тебе свой дом разыскать! — говорит желтая птичка. — Скоро солнце закатится, темно станет. Оставайся-ка лучше у меня ночевать. Меня зовут Зуек. А дом у меня вот тут — рядом.

Зуек пробежал несколько шагов и показал клювом на песок. Потом закланялся, закачался на тоненьких ножках и говорит:

— Вот он, мой дом. Заходи!

Взглянула Береговушка — кругом песок да галька, а дома никакого нет.

— Неужели не видишь? — удивился Зуек. — Вот сюда гляди, где между камешками яйца лежат.

Насилу-насилу разглядела Береговушка: четыре яйца в бурых крапинках лежат рядышком прямо на песке среди гальки.

— Ну, что же ты? — спрашивает Зуек. — Разве тебе не нравится мой дом?

Береговушка не знает, что и сказать: скажешь, что дома у него нет, еще хозяин обидится. Вот она ему и говорит:

— Не привыкла я на чистом воздухе спать, на голом песке, без подстилочки.

— Жаль, что не привыкла! — говорит Зуек. — Тогда лети-ка вон в тот еловый лесок. Спроси там голубя, по имени Витютень. Дом у него с полом. У него и ночуй.

— Вот спасибо! — обрадовалась Береговушка.

И полетела в еловый лесок.

Там она скоро отыскала лесного голубя Витютня и попросилась к нему ночевать.

а пеночка и не знала что дома родился сын. Смотреть фото а пеночка и не знала что дома родился сын. Смотреть картинку а пеночка и не знала что дома родился сын. Картинка про а пеночка и не знала что дома родился сын. Фото а пеночка и не знала что дома родился сын

— Ночуй, если тебе моя хата нравится, — говорит Витютень.

А какая у Витютня хата? Один пол, да и тот, как решето, — весь в дырьях. Просто прутики на ветви накиданы как попало. На прутиках белые голубиные яйца лежат. Снизу их видно: просвечивают сквозь дырявый пол.

— У вашего дома, — говорит она Витютню, — один пол, даже стен нет. Как же в нем спать?

— Что же, — говорит Витютень, — если тебе нужен дом со стенами, лети, разыщи Иволгу. У нее тебе понравится.

И Витютень сказал Береговушке адрес Иволги: в роще, на самой красивой березе.

Полетела Береговушка в рощу.

А в роще березы одна другой красивее. Искала, искала Иволгин дом и вот наконец увидела: висит на березовой ветке крошечный легкий домик. Такой уютный домик, и похож на розу, сделанную из тонких листков серой бумаги.

«Какой же у Иволги домик маленький! — подумала Береговушка. — Даже мне в нем не поместиться».

а пеночка и не знала что дома родился сын. Смотреть фото а пеночка и не знала что дома родился сын. Смотреть картинку а пеночка и не знала что дома родился сын. Картинка про а пеночка и не знала что дома родился сын. Фото а пеночка и не знала что дома родился сын

Только она хотела постучаться, — вдруг из серого домика вылетели осы.

Закружились, зажужжали — сейчас ужалят!

Испугалась Береговушка и скорей улетела прочь.

Мчится среди зеленой листвы.

Вот что-то золотое и черное блеснуло у нее перед глазами.

Подлетела ближе, видит: на ветке сидит золотая птица с черными крыльями.

— Куда ты спешишь, маленькая? — кричит золотая птица Береговушке.

— Иволгин дом ищу, — отвечает Береговушка.

— Иволга — это я, — говорит золотая птица. — А дом мой вот здесь, на этой красивой березе.

Береговушка остановилась и посмотрела, куда Иволга ей показывает.

Сперва она ничего различить не могла: все только зеленые листья да белые березовые ветви. А когда всмотрелась, — так и ахнула.

Высоко над землей к ветке подвешена легкая плетеная корзиночка.

И видит Береговушка, что это и в самом деле домик. Затейливо так свит из пеньки и стебельков, волосков и шерстинок и тонкой березовой кожурки.

— Ух! — говорит Береговушка Иволге. — Ни за что не останусь в этой зыбкой постройке! Она качается, и у меня все перед глазами вертится, кружится… Того и гляди, ее ветром на землю сдует. Да и крыши у вас нет.

— Ступай к Пеночке! — обиженно говорит ей золотая Иволга. — Если ты боишься на чистом воздухе спать, так тебе, верно, понравится у нее в шалаше под крышей.

а пеночка и не знала что дома родился сын. Смотреть фото а пеночка и не знала что дома родился сын. Смотреть картинку а пеночка и не знала что дома родился сын. Картинка про а пеночка и не знала что дома родился сын. Фото а пеночка и не знала что дома родился сын

Полетела Береговушка к Пеночке.

Желтая маленькая Пеночка жила в траве как раз под той самой березой, где висела Иволгина воздушная колыбелька.

Береговушке очень понравился ее шалашик из сухой травы и мха.

«Вот славно-то! — радовалась она. — Тут и пол, и стены, и крыша, и постелька из мягких перышек! Совсем как у нас дома!»

а пеночка и не знала что дома родился сын. Смотреть фото а пеночка и не знала что дома родился сын. Смотреть картинку а пеночка и не знала что дома родился сын. Картинка про а пеночка и не знала что дома родился сын. Фото а пеночка и не знала что дома родился сын

Ласковая Пеночка стала Береговушку укладывать спать. Вдруг земля под ними задрожала, загудела.

Береговушка встрепенулась, прислушивается, а Пеночка ей говорит:

— Это кони в рощу скачут.

— А выдержит ваша крыша, — спрашивает Береговушка, — если конь на нее копытом ступит?

Пеночка только головой покачала печально и ничего ей на это не ответила.

— Ох, как страшно тут! — сказала Береговушка и вмиг выпорхнула из шалаша. — Тут я всю ночь глаз не сомкну: все буду думать, что меня раздавят. У нас дома спокойно: там никто на тебя не наступит и на землю не сбросит.

— Так, верно, у тебя такой дом, как у Чомги, — догадалась Пеночка. — У нее дом не на дереве — ветер его не сдует, да и не на земле — никто не раздавит. Хочешь, провожу тебя туда?

— Хочу, — говорит Береговушка.

Полетели они к Чомге.

Прилетели на озеро и видят: посреди воды на тростниковом островке сидит большеголовая птица. На голове у птицы перья торчком стоят, словно рожки.

Тут Пеночка с Береговушкой простилась и наказала ей к этой рогатой птице ночевать попроситься.

Полетела Береговушка и села на островок. Сидит и удивляется: островок-то, оказывается, плавучий. Плывет по озеру куча сухого тростника. Посреди кучи — ямка, а дно ямки мягкой болотной травой устлано. На траве лежат Чомгины яйца, прикрытые легкими сухими тростиночками.

А сама Чомга рогатая сидит на островке с краешка, разъезжает на своем суденышке по всему озеру.

а пеночка и не знала что дома родился сын. Смотреть фото а пеночка и не знала что дома родился сын. Смотреть картинку а пеночка и не знала что дома родился сын. Картинка про а пеночка и не знала что дома родился сын. Фото а пеночка и не знала что дома родился сын

Береговушка рассказала Чомге, как она искала и не могла найти себе ночлега, и попросилась ночевать.

— А ты не боишься спать на волнах? — спрашивает ее Чомга.

— А разве ваш дом не пристанет на ночь к берегу?

— Мой дом — не пароход, — говорит Чомга. — Куда ветер гонит его, туда он и плывет. Так и будем всю ночь на волнах качаться.

— Боюсь… — прошептала Береговушка. — Домой хочу, к маме…

— Вот, — говорит, — какая привередливая! Никак на тебя не угодишь! Лети-ка, поищи сама себе дом, какой нравится.

Прогнала Чомга Береговушку, та и полетела.

Летит и плачет без слез: слезами птицы не умеют плакать.

А уж ночь наступает: солнце зашло, темнеет.

Залетела Береговушка в густой лес, смотрит: на высокой ели, на толстом суку, выстроен дом.

Весь из сучьев, из палок, круглый, а изнутри мох торчит теплый, мягкий.

«Вот хороший дом, — думает она, — прочный и с крышей».

Подлетела маленькая Береговушка к большому дому, постучала клювиком в стенку и просит жалобным голоском:

— Впустите, пожалуйста, хозяюшка, переночевать!

а пеночка и не знала что дома родился сын. Смотреть фото а пеночка и не знала что дома родился сын. Смотреть картинку а пеночка и не знала что дома родился сын. Картинка про а пеночка и не знала что дома родился сын. Фото а пеночка и не знала что дома родился сын

А из дома вдруг как высунется рыжая звериная морда с оттопыренными усами, с желтыми зубами. Да как зарычит страшилище:

— С каких это пор птахи по ночам стучат, ночевать просятся к белкам в дом?

Обмерла Береговушка, — сердце камнем упало. Отшатнулась, взвилась над лесом да стремглав, без оглядки наутек!

Летела-летела — из сил выбилась. Обернулась назад — никого сзади нет. Кругом оглянулась, — а место знакомое. Посмотрела вниз — внизу река течет. Своя река, родная!

Стрелой бросилась вниз к речке, а оттуда — вверх, под самый обрыв крутого берега.

А в обрыве — дырки, дырки, дырки. Это все ласточкины норки. В одну из них и юркнула Береговушка. Юркнула и побежала по длинному-длинному, узкому-узкому коридору.

Добежала до его конца и впорхнула в просторную круглую комнату.

Тут уже давно ждала ее мама.

Сладко спалось в ту ночь усталой маленькой Береговушке у себя на мягкой теплой постельке из травинок, конского волоса и перьев…

Источник

Краткое содержание поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Н. Некрасова

Основные персонажи поэмы

«Кому на Руси жить хорошо» очень краткое содержание

Главными героями поэмы являются семеро крестьян. Однажды они собираются вместе и спорят о том, кому на Руси жить хорошо. Не придя к согласию, они отправляются в путешествие по Руси, чтобы выяснить, кому же на Руси живется хорошо.

Путешествия по Руси, мужики встречают множество людей разных сословий и достатка (попа, помещика Оболт-Оболдуева, крестьянку Матрену Тимофеевну и др.). В пути мужики слышат истории о жизни крестьян и помещиков: историю о князе Утятине (Последыше), о богатыре Савелие, о честном крестьянине Ермиле Гирине, о верном слуге Якове Верном и др. Среди всего этого народа мужики так и не находят никого, кому бы жилось хорошо на Руси.

В одном из сел мужики встречают юного Гришу Добросклонова. Гриша – сын бедного дьячка (церковнослужителя). Юноша верит, что тяжелая жизнь крестьян скоро закончится и настанут лучшие времена. Гриша хочет посвятить свою жизнь борьбе с рабством на Руси.

На этой оптимистичной ноте автор заканчивает рассказ.

читайте также: Поэма «Дедушка» Н. Некрасова, написанная в 1870 году, является одним из самых первых произведений про декабристов. Основную мысль поэмы поможет понять краткое содержание «Дедушки» для читательского дневника. Это произведение учит тому, как стать достойным гражданином своей страны. А также чести, долгу и безграничной доблести.

Короткий пересказ «Кому на Руси жить хорошо»

Однажды на столбовой дороге сходятся семь мужиков — недавних крепостных, а ныне временнообязанных «из смежных деревень — Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож». Вместо того чтобы идти своей дорогой, мужики затевают спор о том, кому на Руси живётся весело и вольготно. Каждый из них по-своему судит о том, кто главный счастливец на Руси: помещик, чиновник, поп, купец, вельможный боярин, министр государев или царь.

За спором они не замечают, что дали крюк в тридцать вёрст. Увидев, что домой возвращаться поздно, мужики разводят костёр и за водкой продолжают спор — который, разумеется, мало-помалу перерастает в драку. Но и драка не помогает разрешить волнующий мужиков вопрос.

Решение находится неожиданно: один из мужиков, Пахом, ловит птенца пеночки, и ради того, чтобы освободить птенчика, пеночка рассказывает мужикам, где можно найти скатерть самобраную. Теперь мужики обеспечены хлебушком, водкой, огурчиками, кваском, чаем — словом, всем, что необходимо им для дальнего путешествия. Да к тому же скатерть самобраная будет чинить и стирать их одежду! Получив все эти блага, мужики дают зарок дознаться, «кому живётся весело, вольготно на Руси».

Первым возможным «счастливцем», встретившимся им по дороге, оказывается поп. (Не у встречных же солдатиков и нищих было спрашивать о счастье!) Но ответ попа на вопрос о том, сладка ли его жизнь, разочаровывает мужиков. Они соглашаются с попом в том, что счастье — в покое, богатстве и чести. Но ни одним из этих благ поп не обладает. В сенокос, в жнитво, в глухую осеннюю ночь, в лютый мороз он должен идти туда, где есть болящие, умирающие и рождающиеся. И всякий раз душа у него болит при виде надгробных рыданий и сиротской печали — так, что рука не поднимается взять медные пятаки — жалкое воздаяние за требу. Помещики же, которые прежде жили в родовых усадьбах и здесь венчались, крестили детушек, отпевали покойников, — теперь рассеяны не только по Руси, но и по дальней чужеземщине; на их воздаяние надеяться не приходится. Ну а о том, каков попу почёт, мужики знают и сами: им неловко становится, когда поп пеняет за непристойные песни и оскорбления в адрес священников.

Поняв, что русский поп не относится к числу счастливцев, мужики отправляются на праздничную ярмарку в торговое село Кузьминское, чтобы там расспросить народ о счастье. В богатом и грязном селе есть две церкви, наглухо заколоченный дом с надписью «училище», фельдшерская изба, грязная гостиница. Но больше всего в селе питейных заведений, в каждом из которых едва успевают управляться с жаждущими. Старик Вавила не может купить внучке козловые башмачки, потому что пропился до грошика. Хорошо, что Павлуша Веретенников, любитель русских песен, которого все почему-то зовут «барином», покупает для него заветный гостинец.

Мужики-странники смотрят балаганного Петрушку, наблюдают, как офени набирают книжный товар — но отнюдь не Белинского и Гоголя, а портреты никому не ведомых толстых генералов и произведения о «милорде глупом». Видят они и то, как заканчивается бойкий торговый день: повальным пьянством, драками по дороге домой. Впрочем, мужики возмущаются попыткой Павлуши Веретенникова мерить крестьянина на мерочку господскую. По их мнению, трезвому человеку на Руси жить невозможно: он не выдержит ни непосильного труда, ни мужицкой беды; без выпивки из гневной крестьянской души пролился бы кровавый дождь. Эти слова подтверждает Яким Нагой из деревни Босово — один из тех, кто «до смерти работает, до полусмерти пьёт». Яким считает, что только свиньи ходят по земле и век не видят неба. Сам он во время пожара спасал не накопленные за всю жизнь деньги, а бесполезные и любимые картиночки, висевшие в избе; он уверен, что с прекращением пьянства на Русь придёт великая печаль.

Мужики-странники не теряют надежды найти людей, которым на Руси хорошо живётся. Но даже за обещание даром поить счастливцев им не удаётся обнаружить таковых. Ради дармовой выпивки счастливцами готовы себя объявить и надорвавшийся работник, и разбитый параличом бывший дворовый, сорок лет лизавший у барина тарелки с лучшим французским трюфелем, и даже оборванные нищие.

Наконец кто-то рассказывает им историю Ермила Гирина, бурмистра в вотчине князя Юрлова, заслужившего всеобщее уважение своей справедливостью и честностью. Когда Гирину понадобились деньги для того, чтобы выкупить мельницу, мужики одолжили их ему, не потребовав даже расписки. Но и Ермил теперь несчастлив: после крестьянского бунта он сидит в остроге.

О несчастье, постигшем дворян после крестьянской реформы, рассказывает мужикам-странникам румяненький шестидесятилетний помещик Гаврила Оболт-Оболдуев. Он вспоминает, как в прежние времена все веселило барина: деревни, леса, нивы, крепостные актёры, музыканты, охотники, безраздельно ему принадлежавшие. Оболт-Оболдуев с умилением рассказывает о том, как по двунадесятым праздникам приглашал своих крепостных молиться в барский дом — несмотря на то что после этого приходилось со всей вотчины сгонять баб, чтобы отмыть полы.

И хотя мужики по себе знают, что жизнь в крепостные времена далека была от нарисованной Оболдуевым идиллии, они все же понимают: великая цепь крепостного права, порвавшись, ударила одновременно и по барину, который разом лишился привычного образа жизни, и по мужику.

Отчаявшись найти счастливого среди мужиков, странники решают расспросить баб. Окрестные крестьяне вспоминают, что в селе Клину живёт Матрена Тимофеевна Корчагина, которую все считают счастливицей. Но сама Матрена думает иначе. В подтверждение она рассказывает странникам историю своей жизни.

До замужества Матрена жила в непьющей и зажиточной крестьянской семье. Замуж она вышла за печника из чужой деревни Филиппа Корчагина. Но единственно счастливой была для неё та ночь, когда жених уговаривал Матрену выйти за него; потом началась обычная беспросветная жизнь деревенской женщины. Правда, муж любил её и бил всего один раз, но вскоре он отправился на работу в Питер, и Матрена была вынуждена терпеть обиды в семье свёкра. Единственным, кто жалел Матрену, был дедушка Савелий, в семье доживавший свой век после каторги, куда он попал за убийство ненавистного немца-управляющего. Савелий рассказывал Матрене, что такое русское богатырство: мужика невозможно победить, потому что он «и гнётся, да не ломится».

Рождение первенца Демушки скрасило жизнь Матрены. Но вскоре свекровь запретила ей брать ребёнка в поле, а старый дедушка Савелий не уследил за младенцем и скормил его свиньям. На глазах у Матрены приехавшие из города судейские производили вскрытие её ребёнка. Матрена не могла забыть своего первенца, хотя после у неё родилось пять сыновей. Один из них, пастушок Федот, однажды позволил волчице унести овцу. Матрена приняла на себя наказание, назначенное сыну. Потом, будучи беременной сыном Лиодором, она вынуждена была отправиться в город искать справедливости: её мужа в обход законов забрали в солдаты. Матрене помогла тогда губернаторша Елена Александровна, за которую молится теперь вся семья.

По всем крестьянским меркам жизнь Матрены Корчагиной можно считать счастливой. Но о невидимой душевной грозе, которая прошла по этой женщине, рассказать невозможно — так же, как и о неотплаченных смертных обидах, и о крови первенца. Матрена Тимофеевна убеждена, что русская крестьянка вообще не может быть счастлива, потому что ключи от её счастья и вольной волюшки потеряны у самого Бога.

В разгар сенокоса странники приходят на Волгу. Здесь они становятся свидетелями странной сцены. На трёх лодочках к берегу подплывает барское семейство. Косцы, только что присевшие отдохнуть, тут же вскакивают, чтобы показать старому барину своё усердие. Оказывается, крестьяне села Вахлачина помогают наследникам скрывать от выжившего из ума помещика Утятина отмену крепостного права. Родственники Последыша-Утятина за это обещают мужикам пойменные луга. Но после долгожданной смерти Последыша наследники забывают свои обещания, и весь крестьянский спектакль оказывается напрасным.

Мужики-странники слушают и историю ещё одного грешника — Глеба-старосты, за деньги скрывшего последнюю волю покойного адмирала-вдовца, который решил освободить своих крестьян.

о не одни мужики-странники думают о народном счастье. На Вахлачине живёт сын дьячка, семинарист Гриша Добросклонов. В его сердце любовь к покойной матери слилась с любовью ко всей Вахлачине. Уже пятнадцати лет Гриша твёрдо знал, кому готов отдать жизнь, за кого готов умереть. Он думает обо всей загадочной Руси, как об убогой, обильной, могучей и бессильной матушке, и ждёт, что в ней ещё скажется та несокрушимая сила, которую он чувствует в собственной душе. Такие сильные души, как у Гриши Добросклонова, сам ангел милосердия зовёт на честный путь. Судьба готовит Грише «путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь».

Если бы мужики-странники знали, что происходит в душе Гриши Добросклонова, — они наверняка поняли бы, что уже могут вернуться под родной кров, потому что цель их путешествия достигнута.

Другая поэма Некрасова «Саша» – трогательное произведение, написанное в 1855 году, о юношеских чувствах, первой девичьей влюбленности, переживаниях и душевном смятении. На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Саши» для читательского дневника. Это история становления личности – справедливой, щедрой, прекрасной.

Содержание «Кому на Руси жить хорошо» по главам

Часть 1

Однажды семеро крестьян собираются вместе и спорят, кому на Руси жить хорошо. Они дают друг другу обещание не возвращаться домой, пока не узнают, кому жить хорошо на Руси. Вечером мужики отдыхают у костра. Один из них ловит птенчика, за которым тут же прилетает его мать, птица-пеночка. Птица просит отпустить птенца и взамен рассказывает мужикам, как найти скатерть-самобранку. Отпустив птенца, мужики отыскивают волшебную скатерть. Скатерь обеспечивает мужикам вкусный ужин.

На следующий день мужики продолжают свой путь. Идя по дороге, они видят попа и спрашивают его, хорошо ли ему живется на Руси. Поп рассказывает им о своей непростой жизни. Мужики понимают, что жизнь у попов на Руси тяжела по-своему.

Глава II. Сельская ярмонка

Мужики попадают на ярмарку в село Кузьминское. Они видят, как народ развлекается, торговцы продают разные товары. В балагане они смотрят спектакль и к вечеру уходят из села.

Глава III. Пьяная ночь

Выйдя из села, мужики встречают пьяных крестьян то тут то там. Один из пьяниц, Яким Нагой, объясняет, что жизнь крестьянина на Руси очень тяжела. На крестьянском труде держится вся Русь, но сами крестьяне при этом живут в плохих условиях.

Глава IV. Счастливые

На празднике семеро мужиков пытаются отыскать счастливых людей. Кто-то рассказывает им историю о крестьянине Ермиле Гирине. Добрый и честный Ермило служил старостой на селе. Однажды он помог своему брату отклониться от армии. Вместо брата в рекруты забрали другого крестьянина. Ермила не смог простить себе этого поступка. Наконец он отправил своего брата в армию, а того крестьянина вернул домой. После этого Ермил уволился с поста старосты и взял в аренду мельницу, на которой честно работал. В конце концов Ермилу посадили в острог (судя по всему, за участие в бунте). Выслушав историю о Ермиле, семеро мужиков идут дальше.

В пути мужики встречают помещика Гаврилу Афанасьича Оболта-Оболдуева. Крестьяне спрашивают барина, хорошо ли ему живется на Руси. Барин жалуется на то, что раньше он жил гораздо богаче и свободнее, он делал, что хотел, с крестьянами. Теперь, после отмены крепостного права, жизнь помещиков стала хуже.

Часть 2 “Последыш”

Семеро мужиков приходят в одно село. Здесь они видят, как старик-помещик, князь Утятин, ругается на крестьян за плохую работу. Путники не понимают, почему барин ругается, ведь крепостное право отменили. Крестьянин Влас объясняет мужикам, в чем дело.

Крестьяне всячески стараются делать вид, что они являются крепостными барина. Старик ничего не подозревает. Когда старик умирает, наследники не выполняют своего обещания и не дают крестьянам обещанные земли. Судебная тяжба между наследниками и крестьянами идет до сих пор.

Часть 3 “Крестьянка”

Мужики решают спросить мнение женщин-крестьянок, о том, каково им живется на Руси. Им советуют обратиться за ответом к крестьянке Матрене Тимофеевне Корчагиной. Мужики находят Матрену и спрашивают, хорошо ли ей живется на Руси.

Глава I. До замужества

Матрена рассказывает мужикам историю своей жизни. Матрена выросла в любви и ласке. Ее выдали замуж за Филиппа Корчагина, живущего далеко.

Песни Матрена с мужиками поет песни и продолжает рассказ. Выйдя замуж, Матрена попала в семью мужа. Новая родня заставляля ее работать, как рабу. Вскоре у Матрены родился сын Демушка. В семье мужа у Матрены был только один близкий человек — дед Савелий.

Глава III. Савелий, богатырь святорусский

Матрена рассказывает историю жизни деда Савельича. Дед Савельич был крепостным крестьянином. В имении, где жил молодой Савельич, делами управлял немец, который притеснял крестьян. Однажды Савельич и другие крестьяне расправились с немцем. За это Савелия отправили на каторгу на 20 лет и на поселение на 20 лет. Вернувшись на родину, он построил дом и завел семью.

Чтобы работать в поле, Матрена однажды оставила сына Демушку под присмотром деда Савельича. Старик уснул, и маленького Демушку загрызли свиньи. Савелий винил себя в смерти мальчика.

Глава VI. Трудный год

Когда мужа Матрены забрали в армию, она с детьми стала жить очень бедно. Семья мужа ничем ей не помогала. Бедная Матрена посылала детей просить милостыню.

Глава VII. Губернаторша

В отчаянии Матрена пошла в город за помощью к губернатору. Матрена рассказывает губернаторше свое горе. Та возвращает мужа Матрены из армии. Когда у Матрены рожается сын Лиодорушка, губернаторша становится его крестной матерью. Наконец Матрена возвращается домой. Семья мужа ей любезно кланяется.

Глава VIII. Бабья притча

После визита в город Матрену все зовут ее губернаторшей. Теперь у 38-летней Матрены 5 сыновей. Один из сыновей уже ушел в армию. Матрена говорит мужикам, что жизнь женщины-крестьяны тяжела. Матрена считает, что среди женщин-крестьянок не найти счастливых.

Часть 4 “Пир — на весь мир”

Семеро мужиков, Влас и другие крестьяне поминают барина-Последыша (см. Часть 2).

Собравшиеся крестьяне поют песню “Веселую”. В песне идет речь о тяжелой, бесправной жизни крестьян на Руси.

Крестьяне поют песню “Барщинную” о том, как крестьяне терпят побои со стороны барина и работают на него большую часть недели. Для работы на себя у крестьян почти нет времени.

Про холопа примерного – Якова Верного

О двух великих грешниках Странник

Ионушка рассказывает собравшимся крестьянам историю о двух грешниках. Однажды у страшного разбойника Кудеяра проснулась совесть. Он стал монахом и решил замолить свои грехи. Он получил знак свыше о том, что он искупит свои грехи, если ножом спилит вековой дуб. Несколько лет монах пилил дуб, но дерево не падало. Однажды к монаху пришел другой большой злодей, пан Глуховский. Пан стал хвалиться тем, что сам он спит спокойно со своими грехами. Услышав это, Кудеяр напал на пана и расправился с ним. Вековой дуб рухнул.

Один из собравшихся, крестьянин Игнатий, рассказывает историю о “крестьянском грехе”. Один адмирал оставил завещение. По завещанию все 8 тысяч его крепостных должны были получить вольную. Когда адмирал умер, староста Глеб (“старший” крепостной) и наследник вступили в сговор и сожгли завещание. Крепостные адмирала так и не получили “вольную”. Староста совершил “крестьянский грех”, предав таких же крестьян, как и он сам.

Крестьяне поют песню “Голодную”. В песне поется о том, как изголодавшийся крестьянин мечтает о еде. К крестьянам присоединяется крестник Власа, Гриша Добросклонов. Умный и неунывающий юноша говорит о том, что самое главное для него — чтобы крестьянам жилось хорошо на Руси. Гриша уходит. Крестьяне поют песню.

Эпилог

Гриша Добросклонов, сын дьячка (церковнослужителя). Семья мальчика живёт очень бедно. Этой ночью Грише не спится, он идет гулять в поля. Мальчик слышит, как крестьянки поют песню “Соленая”. Эту песню пела покойная мать Гриши, когда баюкала его. Соленая Песня “Соленая” о том, что в бедной крестьянской семье нет соли. Ребенок не хочет есть еду без соли. Когда на кусок капают соленые слезы матери, ребенок съедает его. В 15 лет Гриша уже знал, что посвятит свою жизнь борьбе против рабства на Руси.

Григорий идет по дороге и думает о судьбе Руси. Он подходит к реке и видит здесь грузовые суда и одного бурлака. Бурлак Гриша поет песню о тяжелой жизни бурлака. Русь Гриша бродит, думая о Руси и русском народе. Он поет песню о Руси, великой и могучей стране.

Грише нравится песня “Русь”, сочиненная им. Он надеется, что теперь крестьяне будут петь эту новую, оптимистичную песню вместо старых грустных песен.

Читайте также интересное сочинение на тему “Кому на Руси жить хорошо” по Н. Некрасову.

Сюжет поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» по частям

Часть 1

На «столбовой дорожке» сходятся семь мужиков: Роман, Демьян, Лука, братья Губины (Иван и Митродор), старик Пахом и Пров. Уезд, из которого они происходят, называется автором Терпигоревым, а «смежные деревни», из которых родом мужики, именуются как Заплатово, Дыряево, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово и Неурожайко, таким образом, в поэме используется художественный прием «говорящих» названий.

Мужики сошлись и заспорили:

Кому живется весело,

Каждый из них настаивает на своем. Один кричит, что вольготнее всего живется помещику, другой, что чиновнику, третий – попу, «купчине толстопузому», «вельможному боярину, министру государеву», или же царю.

Со стороны кажется, будто мужики нашли на дороге клад и теперь делят его между собой. Мужики уже и забыли, по каким делам они вышли из дому (один шел крестить ребенка, другой на базар…), и идут неизвестно куда, пока не наступает ночь. Только тут мужики останавливаются и, «свалив беду на лешего», усаживаются отдохнуть и продолжить спор. Вскоре дело доходит до драки.

Роман тузит Пахомушку,

Драка переполошила весь лес, проснулось эхо, забеспокоились звери и птицы, мычит корова, кует кукушка, пищат галчата, лисица, подслушивавшая мужиков, решает убежать подальше.

А тут еще у пеночки

С испугу птенчик крохотный

Когда драка окончилась, мужики обращают внимание на этого птенчика и ловят его. Пташке легче, чем мужику, – так говорит Пахом. Были бы у него крылья, и он бы облетел всю Русь, чтобы дознаться, кому лучше всего на ней живется. «Не надо бы и крылышек», – добавляют остальные, им бы только хлебушка да «по ведру бы водочки», а еще огурчиков, кваску и чайку. Тогда бы они всю «Русь-матушку ногами перемеряли».

Пока мужики толкуют подобным образом, к ним подлетает пеночка, и просит отпустить ее птенчика на волю. За него она даст царский выкуп: все, желаемое мужиками.

Мужики соглашаются, и пеночка указывает им место в лесу, где закопана коробочка со скатертью-самобранкою. Затем она зачаровывает на них одежду, чтобы та не сносилась, чтобы лапотки не разбились, портянки не прели, а на теле не плодилась вошь, и улетает «с своим родимым птенчиком». На прощание пеночка предупреждает мужиком: еды от скатерти-самобранки они могут спрашивать, сколько угодно, но вот больше ведра водки в день просить нельзя:

И раз и два – исполнится

А в третий быть беде!

Крестьяне спешат в лес, где действительно находят скатерть-самобранку. Обрадованные, они устраивают пир и дают зарок: не возвращаться домой, пока доподлинно не узнают, «кому живется счастливо, вольготно на Руси?».

Так начинается их путешествие.

Далеко тянется широкая дорожка, обставленная березами. На ней мужикам попадаются в основном «люди малые» – крестьяне, мастеровые, нищие, солдаты. У них путники ничего даже не спрашивают: какое уж тут счастье? Ближе к вечеру мужики встречают попа. Мужики загораживают ему путь и низко кланяются. В ответ на безмолвный вопрос попа: чего им надобно?, Лука рассказывает о затеянном споре и спрашивает: “Сладка ли жизнь поповская?”.

Священник надолго задумывается, а затем отвечает, что, поскольку роптать на Бога грех, он просто опишет мужикам свою жизнь, а они уже сами смекнут, хороша ли она.

Счастье, по мнению попа, заключается в трех вещах: «покой, богатство, честь». Никакого покоя священнику неведомо: его сан достается ему тяжелым трудом, а затем начинается не менее тяжелое служение, плач сирот, крики вдов и стоны умирающих мало способствуют душевному покою.

Ничем не лучше обстоит дело и с почетом: поп служит объектом для острот простого народа, про него сочиняются непристойные сказки, анекдоты и небылицы, которые не щадят не только его самого, но и жену-попадью, и детей.

Остается последнее, богатство, но и тут все давно изменилось. Да, были времена, когда дворяне чтили попа, играли пышные свадьбы и приезжали в свои имения умирать – вот и была священникам работа, нынче же «рассеялись помещики по дальней чужеземщине». Вот и выходит так, что поп довольствуется редкими медными пятаками:

Крестьянин сам нуждается,

И рад бы дал, да нечего…

Закончив свою речь, священник уезжает, а спорщики накидываются на Луку с упреками. Они дружно обвиняют его в глупости, в том, что это только с виду показалось ему поповское жилье привольным, а глубже разобраться он не смог.

Что взял? башка упрямая!

Мужики, наверное, поколотили бы Луку, но тут к его счастью на изгибе дороги еще раз показывается «лицо попово строгое»…

Глава 2. Сельская ярмонка

Мужики продолжают путь, и дорога их идет через пустые деревни. Наконец они встречают седока и интересуются у него, куда пропали жители.

Ушли в село Кузьминское,

Сегодня там и ярмонка…

Тогда странники принимают решение тоже отправиться на ярмарку – а вдруг именно там скрывается тот, «кто счастливо живет»?

Кузьминское – богатое, хоть и грязное село. В нем есть две церкви, училище (закрытое), грязная гостиница и даже фельдшер. Оттого богатая и ярмарка, а больше всего тут кабаков, «одиннадцать кабатчиков», и те не успевают налить всем желающим:

Ой жажда православная,

Вокруг много пьяных. Мужик бранит сломавшийся топор, рядом печалится дед Вавила, обещавший привезти внучке башмачки, но пропивший все деньги. Народ жалеет его, но помочь никто не может – у самих нет денег. По счастью, случается «барин», Павлуша Веретенников, он-то и покупает башмачки внучке Вавилы.

Торгуют на ярмарке и офени (книготорговцы), но спросом пользуются самые низкопробные книги, а также портреты генералов «потолще». И никто не знает, настанет ли то время, когда мужик:

Белинского и Гоголя

К вечеру все напиваются так, что даже церковь с колокольней, кажется, шатается, и мужики покидают село.

Глава 3. Пьяная ночь

Стоит тихая ночь. Мужики идут по «стоголосой» дороге и слышат обрывки чужих разговоров. Говорят о чиновниках, о взятках: «А мы полтинник писарю: Прошенье изготовили», слышатся женские песни с просьбой «полюбить». Один пьяный парень закапывает в землю свою одежду, уверяя всех, что «хоронит матушку». У дорожного столбика странники снова встречают Павла Веретенникова. Он беседует с крестьянами, записывает их песни и поговорки. Записав достаточно, Веретенников пеняет крестьянам, что они много пьют – «обидно поглядеть!». Ему возражают: пьет крестьянин в основном с горя, и грех это осуждать или тому завидовать.

Наслушавшись историй, странники усаживаются подкрепиться, затем один из них, Роман, остается у ведра водки за караульного, а остальные вновь смешиваются с толпой в поисках счастливого.

Глава 4. Счастливые

Странники ходят в толпе и зовут явиться счастливого. Если такой появится и расскажет им о своем счастье, то его на славу угостят водкой.

Трезвые люди посмеиваются над такими речами, а вот из пьяных выстраивается немалая очередь. Первым приходит дьячок. Его счастье, по его словам, «в благодушестве» и в «косушечке», которую нальют мужики. Дьячка прогоняют, и является старуха, у которой на небольшой гряде «родилось реп до тысячи». Следующим счастья пытает солдат с медалями, «чуть жив, а выпить хочется». Его счастье в том, что как его ни мучили на службе, а все же он остался живой. Приходят также камнетёс с огромным молотом, крестьянин, который надорвался на службе, но все же, еле живым, доехал домой, дворовый человек с «дворянской» болезнью – подагрой. Последний хвастает тем, что сорок лет простоял за столом у светлейшего князя, лизал тарелки и допивал из рюмок иностранное вино. Мужики прогоняют и его, ведь у них простое вино, «не по твоим губам!».

Очередь к странникам не становится меньше. Белорусский крестьянин счастлив тем, что здесь он ест досыта ржаного хлеба, ведь на родине хлеб пекли только с мякиной, и это вызывало страшные рези в животе. Мужик со скулой свороченной, охотник, счастлив, что выжил в схватке с медведем, в то время как остальных его товарищей медведи убили. Приходят даже нищие: они счастливы, что есть подаяние, которым они кормятся.

Наконец ведро пустеет, и странники понимают, что так они счастья не доищутся.

Эй, счастие мужицкое!

Дырявое, с заплатами,

Горбатое с мозолями,

Тут один из подошедших к ним людей советует «спросить Ермилу Гирина», ведь если и он счастливым не окажется, то нечего и искать. Ермила – простой мужик, заслуживший огромную любовь народа. Странникам рассказывают такую историю: когда-то у Ермилы была мельница, но за долги ее решили продать. Начались торги, мельницу очень хотел купить купец Алтынников. Ермила смог перебить его цену, но вот беда – денег, чтобы внести задаток, у него с собой не было. Тогда он попросил отсрочку в час и побежал на торговую площадь просить денег у народа.

И случилось чудо: Ермилу понесли деньги. Очень скоро необходимая для выкупа мельницы тысяча оказалась у него. А через неделю на площади был зрелище еще чуднее: Ермил «рассчитывал народ», деньги роздал все и честно. Остался только один лишний рубль, и Ермил до заката расспрашивал, чей он.

Странники недоумевают: каким же колдовством Ермил получил такое доверие народа. Им отвечают, что это не колдовство, а правда. Гирин служил писарем в конторе и никогда ни с кого не брал копейки, а советом помогал. Скоро скончался старый князь, а новый велел крестьянам выбирать бургомистра. Единогласно, «шесть тысяч душ, всей вотчиной» прокричали Ермила – хоть и молодой, а правду любит!

Но тут в разговор вмешивается поп: все это так, но идти к Ермилу Гирину бесполезно. Он сидит в остроге. Священник начинает рассказывать, как было дело – взбунтовалась деревня Столбняки и власти решили позвать Ермила – его народ послушает.

Рассказ прерывается криками: поймали вора и секут. Вором оказывается тот самый лакей с «благородной болезнью», и после порки он улепетывает так, будто полностью забыл про свою болезнь.

Священник тем временем прощается, обещая закончить повествование истории при следующей встрече.

На своем дальнейшем пути мужики встречают помещика Гаврилу Афанасьича Оболта-Оболдуева. Помещик сначала пугается, заподозрив в них разбойников, но, разобравшись, в чем дело, смеется и начинает рассказывать свою историю. Свой дворянский род он ведет от татарина Оболдуя, которого на потеху императрице ободрал медведь. Она же за это пожаловала татарину сукна. Такими были благородные предки помещика…

Дальше Оболт-Оболдуев печалится о прежнем, привольном житье барина, когда все вокруг принадлежало ему, крестьяне преклонялись, он один был судьей и владыкой.

Закон – мое желание!

Кулак – моя полиция!

Однако не все строгости, помещик признается, что он больше «ласкою привлекал сердца»! Все дворовые его любили, дарили подарки, а он был им как отец родной. Но все переменилось: отобрали у помещика крестьян и землю. Из лесов доносится стук топора, все разоряют, взамен усадьб плодятся питейные дома, ведь теперь грамота и вовсе никому не нужна. А помещикам кричат:

Проснись, помещик заспанный!

Вставай! – учись! трудись.

Но как же трудиться помещику, с малолетства привычному совершенно к другому? Они ничему не обучался, и «думал век так жить», а вышло по-иному.

Помещик зарыдал, вместе с ним чуть не заплакали добродушные крестьяне, подумав:

Порвалась цепь великая,

Одним концом по барину,

Часть 2

На следующий день мужики выходят на берег Волги, на огромный сенокосный луг. Едва они разговорились с местными, как раздалась музыка и к берегу причалили три лодочки. В них дворянская семья: два барина с женами, маленькие барчата, прислуга и седой старичок-барин. Старик осматривает покос, а все кланяются ему чуть не до земли. В одном месте он останавливается и велит разметать сухой стог: сено еще сыровато. Вздорный приказ тотчас исполняют.

Что за чудной старик?

Оказывается, что старик – князь Утятин (крестьяне называют его Последышем) – узнав об отмене крепостного права, «задурил», и слег с ударом. Его сыновьям было объявлено, что они предали помещичьи идеалы, не смогли их отстоять, а раз так – остаются без наследства. Сыновья испугались и уговорили крестьян немного подурачить помещика, с тем, что после его смерти подарят деревне поемные луга. Старику сказали, что царь велел вернуть крепостных назад помещикам, князь обрадовался и встал на ноги. Так эта комедия продолжается и по сей день. Некоторые крестьяне этому даже рады, например дворовой Ипат:

Ипат сказал: “Балуйтесь вы!

А я князей Утятиных

Холоп – и весь тут сказ!”

Странники присутствуют на пиру Последыша, где он говорит речь о пользе крепостного права, а после ложится в лодку и под песни засыпает в ней вечным сном. Деревня Вахлаки вздыхает с искренним облегчением, но лугов им никто не отдает – суд длится до сегодняшнего дня.

Часть 3

“Не всё между мужчинами

С этими словами странники отправляются к Корчагиной Матрене Тимофеевне, губернаторше, красивой женщине 38 лет от роду, которая, однако, уже именует себя старухой. Она рассказывает о своей жизни. Тогда только и счастлива была, как росла в родительском дому. Но быстро промчалось девичество, и вот Матрену уже сватают. Суженым ее становится Филипп, пригожий, румяный и сильный. Он любит жену (по ее словам, всего один раз поколотил), но вскоре отправляется на заработки, а ее оставляет со своей большой, но чужой Матрене, семьей.

Матрена работает и на старшую золовку, и на строгую свекровь, и на свекра. Не было у нее в жизни радости, пока не родился старший сын, Демушка.

Во всей семье жалеет Матрену только старый дедСавелий, «богатырь святорусский», доживающий свою жизнь после двадцати лет каторги. На каторгу он попал за убийство немца-управляющего, не дававшего мужикам ни одной свободной минуты. Савелий много рассказывал Матрене о своей жизни, о «русском богатырстве».

Свекровь запрещает Матрене брать Демушку в поле: с ним она мало работает. За ребенком смотрит дед, но однажды он засыпает, и ребенка съедают свиньи. Через некоторое время Матрена встречает на могиле Демушки Савелия, ушедшего на покаяние в Песочный монастырь. Она прощает его и забирает домой, где старик вскоре умирает.

Были у Матрены и другие дети, но забыть Демушку она не смогла. Одного из них, пастушка Федота, однажды хотели высечь за унесенную волком овцу, но Матрена приняла на себя наказание. Когда она была беременна Лиодорушкой, ей пришлось пойти в город, просить вернуть забранного в солдаты мужа. Прямо в приемной Матрена и родила, а губернаторша, Елена Александровна, за которую молится теперь вся семья, помогла ей. С тех-то пор Матрену и «ославили счастливицей, прозвали губернаторшой». Но какое уж тут счастье?

Так говорит странникам Матренушка и добавляет: счастливую среди женщин они не найдут никогда, ключи от женского счастья потеряны, и где их найти, не знает даже Бог.

Часть 4

Заходит спор о том, кто грешнее всего. Божий странник Иона рассказывает историю «о двух грешниках», о разбойнике Кудеяре. Господь пробудил в нем совесть и наложил на него епитимью: срубить в лесу огромный дуб, тогда простятся ему его грехи. Но дуб упал лишь тогда, когда Кудеяр окропил его кровью жестокого пана Глуховского. Игнатий Прохоров возражает Ионе: мужицкий грех все же больше, и рассказывает историю о старосте. Он скрыл последнюю волю своего хозяина, который решил перед смертью отпустить на волю своих крестьян. Но староста, соблазнившись деньгами, разорвал вольные.

Толпа подавлена. Поются песни: «Голодная», «Солдатская». Но настанет на Руси время и для добрых песен. Подтверждение тому – два брата-семинариста, Савва и Гриша. Семинарист Гриша, сын дьячка, уже с пятнадцати лет твердо знает, что хочет посвятить свою жизнь счастью народному. Любовь к матери сливается в его сердце с любовью ко всей вахлачине. Гриша идет по своему краю и поет песню о Руси:

И замыслы его не пропадут: судьба готовит Грише «путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь». А пока Гриша поет, и жаль, что его не слышат странники, ведь тогда бы они поняли, что уже нашли счастливого человека и могли бы вернуться домой.

Заключение

На этом обрываются недописанные Некрасовым главы поэмы. Однако уже и из сохранившихся частей перед читателем предстает широкомасштабная картина послереформенной Руси, которая с мучениями учится жить по-новому. Спектр проблем, поднимаемых автором в поэме, очень широк: проблемы повсеместного пьянства, губящего русского человека (недаром в награду счастливому предлагается ведро водки!) проблемы женщин, неискоренимой рабской психологии (раскрывается на примере Якова, Ипата) и главной проблемы народного счастья.

Большинство этих проблем, к сожалению, в той или иной мере и сегодня сохраняют свою актуальность, именно поэтому произведение пользуется большой популярностью, а ряд цитат из него вошли в обиходную речь. Композиционный прием странствия главных героев приближает поэму к приключенческому роману, благодаря чему она читается легко и с большим интересом.

это интересно: Стихотворение Некрасова «Размышления у парадного подъезда» написано по личным впечатлениям поэта в 1858 году. Краткое содержание «Размышления у парадного подъезда» для читательского дневника с цитатами позволит ознакомиться с главными героями и сюжетом произведения.

Видео краткое содержание Кому на Руси жить хорошо

Произведение было написано в конце 60-х-середине 70‑х гг. XIX века, после реформ Александра II и отмены крепостного права. В нем рассказывается о постреформенном обществе, в котором не только не исчезли многие старые пороки, но и появилось множество новых. По замыслу Николая Алексеевича Некрасова, странники должны были в конце пути достичь Петербурга, но из-за болезни и скорой смерти автора поэма осталась неоконченной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *