а зори здесь тихие о чем заставляет задуматься
Почему нельзя верить фильму «А зори здесь тихие»
О правде и фальши в книгах и фильмах о Великой Отечественной войне
Кадр из фильма «…А зори здесь тихие» (1972)
«Киностудия им. М. Горького»
Я, например, остро чувствую фальшь в произведениях о войне. Взять хотя бы знаменитую повесть Бориса Васильева – «А зори здесь тихие», по которой в 1972 году режиссер Станислав Ростоцкий снял одноименный фильм.
А почему, собственно?
«Ничего принципиально нового в этом сюжете не было. Работа встала. А потом вдруг придумалось – пусть у моего героя в подчинении будут не мужики, а молоденькие девчонки. И все – повесть сразу выстроилась. Женщинам ведь труднее всего на войне», – подчеркнул автор.
Ну да, обычные солдаты не интересны. То ли дело девчонки, да еще красивые, которые в бане моются. Расчет оказался точен, тем более что ленту снимал фронтовик, спасенный фронтовой медсестрой, которой Ростоцкий и посвятил фильм.
Мне же куда больше по душе художественный фильм «В небе «ночные ведьмы», снятый в 1981 году о девушках из 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка их однополчанкой, Героем Советского Союза Евгенией Жигуленко. О реальных героинях большой и кровавой войны, летавших в крошечных ПО-2 без вооружения и парашютов и совершивших сотни боевых вылетов.
Высоко ценю повести и рассказы Василя Быкова об артиллеристах и пехотинцах, по которым сняты замечательные картины — «Долгие версты войны», «Его батальон», «Дожить до рассвета», «Третья ракета» и ряд других.
А вот к его партизанским произведениям равнодушен, хотя, казалось бы, по повести «Сотников» режиссер Лариса Шепитько сняла один из самых пронзительных фильмов о войне — «Восхождение». Но не верю. Быков воевал на фронте командиром взвода полковой, затем армейской артиллерии. В партизанах не был, не пережил, и это ощущается.
Если хотите почитать про народных мстителей, рекомендую «Люди с чистой совестью» Героя Советского Союза генерала Петра Вершигоры.
То же самое и с произведением, с которого началась вся отечественная проза, которую позже назвали лейтенантской – «В окопах Сталинграда». Автору, который получил за те бои очень ценимую на фронте медаль «За отвагу», веришь с первых же строк. Проза капитана-сапера Виктора Некрасова созвучна «Севастопольским рассказам» поручика артиллерии Льва Толстого. Тот же тон бойца переднего края, который рассказывает о самом тяжелом и страшном просто и доступно.
На войне, где человек раскрывается на все сто процентов, столько всего происходит, что никакая писательская фантазия не угонится.
И поэтому так интересно читать документальные повести Александра Бека «Волоколамское шоссе» и «День командира дивизии» – о героях битвы за Москву, старшем лейтенанте Баурджане Момыш-Улы и генерале Афанасии Белобородове.
Похожая ситуация и с Константином Симоновым и его знаменитой трилогией «Живые и мертвые». Там, где писатель был и видел все воочию – читается убедительно и достоверно. Например, посещение главным героем, военным корреспондентом Иваном Синцовым комбрига Серпилина, в полку которого в июле 1941-го за один день подбили 39 немецких танков и бронемашин.
Эпизод написан по фронтовым дневникам Симонова, а прообразом Серпилина (которого в одноименной экранизации Алексея Столпера сыграл фронтовик Анатолий Папанов) послужил сгинувший в тех боях полковник Семен Кутепов.
А дальше – скучнее. Поскольку Симонов в боях не участвовал – все же это не корреспондентское дело – описания боевых действий, в которых участвует Синцов – схематичные. «Солдатами не рождаются» слабее «Живых и мертвых», а «Последнее лето» хуже второй книги. Это тоже легко объясняется – Симонов все реже выезжал на фронт, что в итоге сказалось на прозе.
В наше время много снимают фильмов о Великой Отечественной. Из последних лент отмечу работу якутских кинематографистов «Рядовой Чээрин» — по мотивам повести писателя-фронтовика Тимофея Сметанина. Несмотря на скромный бюджет в 5,5 миллиона рублей, кинорассказ о фронтовых буднях снайпера-якута и его однополчан получился, на мой взгляд, достоверным и убедительным.
Фронтовикам есть что передать нам. Надо только отличать вымысел от реальности.
Мне нравятся флешмобы на Ридли, потому что они позволяют периодически выходить из зоны комфорта и читать такие книги, которые так сказать не в твоем стиле. Так что спасибо и за #флешмоб_9мая
Что хорошего в этой очень знаменитой повести? На самом деле много хорошего. есть и недостатки, но они крайне несущественные. Ниже мои мысли, которые, вполне возможно, совершенно бредовые.
— Благодаря этой истории можно понять почему СССР понесло такие невероятные потери. И если разбираться здраво, без ура-патриотизма и веры в лучшего царя или великого вождя, можно понять почему эти потери настолько превышали адекватное число. Я не верю, что цифры завышали, может даже наоборот, ведь это обычная практика. И на страницах Васильева нахожу подтверждение своей мысли. Сначала автор говорит, что старшина девчонок даже не задумывался над приказом, а только над тем как его выполнять. И лишь глядя в безглазые очи смерти взвыл «кому это было нужно вот так» и «на кой ляд мы защищаем эту железную дорогу». Нет, он дядька что надо и его молчаливые эмоции вовсе не говорят ни о трусости, ни о нелюбви к стране. А лишь о прозрении: сотни тысяч советских бойцов погибало из-за маразматических приказов.
— Самое главное. Благодаря этой истории можно увидеть войну как часть жизни обычных людей. Как раз военными действиями писатель читателя не балует. Что фашистские солдаты, что красноармейцы допускают кучу стратегических ошибок, которые обязаны стоить им жизни. Чего стоит только бедная Лиза, размечтавшаяся о чувствах, выполняя ответственнейшее поручение. Поэтому повесть высоко оцениваю в первую очередь как драму. Пять девушек и старшина. У каждого своя предыстория, свое прошлое, своя судьба, которая почему-то решила их соединить в том болотистом, богом забытом месте. Каждый человек интересен по своему, каждый вызывает симпатию и сочувствие. Это немаловажно.
Анализ повести «А зори здесь тихие» (Б. Васильев)
Автор: Guru · 05.06.2018
Война – не место для женщины. Но в порыве защитить свою страну, своё отечество, даже представительницы прекрасной половины человечества готовы сражаться. Борис Львович Васильев в повести «А зори здесь тихие…» смог передать тяжёлую судьбу пятерых девушек–зенитчиц и их командира во время второй войны.
История создания
Сам автор утверждал, что в качестве основы сюжета было выбрано реально произошедшее событие. Семеро солдат, проходивших службу на одном из участков Кировской железной дороги, смогли дать отпор немецко-фашистским захватчикам. Они сразились с диверсионной группой и предотвратили подрыв своего участка. К сожалению, в конце живым остался лишь командир отряда. Ему в последствии выдадут медаль «За боевые заслуги».
Эта история показалась писателю интересной, и он решил воплотить её на бумаге. Однако когда Васильев приступил к написанию книги, он осознал, что в послевоенное время было освещено множество подвигов, и такой поступок является лишь частным случаем. Тогда автор решил изменить пол своих героев, и повесть заиграла новыми красками. Ведь освещать женскую долю на войне решался не каждый.
Смысл названия
Название повести передает эффект неожиданности, который обрушился на героев. Этот разъезд, где происходило действие, был действительно тихим и спокойным местом. Если вдалеке оккупанты бомбили Кировскую дорогу, то «здесь» царила гармония. Те мужчины, которых направляли его охранять, спивались, потому что делать там нечего: ни боев, ни нацистов, ни заданий. Как в тылу. Именно поэтому туда послали девушек, как бы зная, что с ними ничего не случится, участок безопасный. Однако читатель видит, что враг только усыплял бдительность, планируя атаку. После трагических событий, описанных автором, остается только горько посетовать на неудавшееся оправдание этой жуткой случайности: «А зори здесь тихие». Тишина в названии также передает эмоцию траура – минуту молчания. Сама природа скорбит, видя такое надругательство над человеком.
Кроме того, название иллюстрирует мир на земле, которого добивались девушки, отдавая свои молодые жизни. Они достигли своей цели, но какой ценой? Их усилиям, их борьбе, их крику с помощью союза «а» противопоставляется эта кровью омытая тишина.
Жанр и направление
Жанр книги – повесть. Она очень небольшая по объему, читается на одном дыхании. Автор намеренно вынул из военных будней, хорошо знакомых ему, все те бытовые подробности, которые замедляют динамику текста. Он хотел оставить только эмоционально заряженные фрагменты, вызывающие неподдельную реакцию читателя на прочитанное.
Направление – реалистическая военная проза. Б. Васильев повествует о войне, используя реальный жизненный материал для создания сюжета.
Главный герой – Федот Евграфыч Васков, является старшиной 171 железнодорожного уезда. Здесь спокойно, и прибывшие в эту местность солдаты часто начинают выпивать от безделья. Герой пишет на них рапорты, и в конечном итоге ему отправляют девчат-зенитчиц.
Поначалу Васков не понимает, как обращаться с юными девушками, но, когда дело доходит до военных действий, все они становятся единой командой. Одна из них замечает двух немцев, главный герой понимает, что это диверсанты, которые собираются пройти тайно через лес к важным стратегическим объектам.
Федот быстро собирает группу из пяти девушек. Они идут по местной тропе, чтобы опередить немцев. Однако выясняется, что вместо двух человек во вражеском отряде шестнадцать бойцов. Васков знает, что им не справиться, и он отсылает одну из девушек за подмогой. К сожалению, Лиза погибает, утонув в болоте и не успев передать послание.
В это время, стараясь хитростью обмануть немцев, отряд старается отвести их как можно дальше. Они изображают лесорубов, стреляют из-за валунов, находят место отдыха немцев. Но силы не равны, и в ходе неравной битвы погибают остальные девушки.
Герою всё же удаётся захватить оставшихся солдат в плен. Спустя много лет он возвращается сюда, чтобы привезти на могилу мраморную плиту. В эпилоге молодые люди, увидев старика, понимают, что оказывается и тут шли бои. Повесть заканчивается фразой одного из молодых ребят: «А зори-то здесь тихие-тихие, только сегодня разглядел».
Главные герои и их характеристика
Проблемы
Проблематика повести охватывает типичные проблемы из военной прозы: жестокость и человечность, смелость и трусость, историческая память и забытье. Также она передает специфическую новаторскую проблему – судьба женщины на войне. Рассмотрим самые яркие аспекты на примерах.
Смысл
Разумеется, главная идея писателя – гуманистический посыл: женщинам не место на войне. Их жизни топчут тяжелые солдатские сапоги, как будто им на пути попадаются не люди, а цветы. Но если враг посягнул на родную землю, если он безжалостно истребляет все, что дорого сердцу, то даже девушка способна бросить ему вызов и победить в неравной борьбе.
Вывод
Каждый читатель, конечно, подводит нравственные итоги повести самостоятельно. Но многие из тех, кто вдумчиво читал книгу, согласятся с тем, что она повествует о необходимости сохранения исторической памяти. Нам необходимо помнить о тех немыслимых жертвах, которые добровольно и осознанно приносили наши предки во имя мира на Земле. Они шли в кровавый бой, чтобы истребить не только оккупантов, но и саму идею нацизма, лживую и несправедливую теорию, которая сделала возможным множество беспрецедентных преступлений против прав человека и его свобод. Эта память нужна, чтобы русский народ и его не менее отважные соседи осознавали свое место в мире и его современной истории.
Все страны, все народы, женщины и мужчины, старики и дети смогли объединиться ради общей цели: возвращения мирного неба над головой. Значит, и сегодня мы «можем повторить» это объединение с тем же великим посылом добра и справедливости.
История создания
Понятно, что женщинам не место в боевых сражениях. Но в годы Второй мировой войны им пришлось защищать свою страну наравне с мужчинами. «А зори здесь тихие» — рассказ о пяти смелых девушках-зенитчицах и их командире. Этот маленький отряд смог ценой жизни остановить сильного и коварного врага.
Эта история заинтересовала писателя, и он изложил её на бумаге. Когда Васильев начал писать произведение, то понял, что подобных подвигов во время войны было много. Ему нужно было показать частный случай. Тогда Васильев решился на то, чтобы в отряде были не мужчины, а девушки. Это наполнило повесть новыми красками. Ещё никто из писателей не освещал женскую долю на войне.
Год написания книги — 1969. Это дата, когда вышла её публикация в журнале «Юность». Повесть сразу прославила Бориса Васильева, ведь образы зенитчиц получились у него очень правдоподобными. В этом нет ничего странного: автору самому пришлось пройти все тяготы войны. В 1941 году он отправился добровольцем на фронт, служил в воздушно-десантных войсках. Во время боёв его контузило, затем Борис Львович стал заниматься литературой. Критика оценила его прозу положительно. Писатель был назван «певцом чрезвычайного века».
Секрет названия
Школьникам важно понять, почему повесть необычно называется. Васильев решил её так назвать, чтобы передать эффект неожиданности. Нужно также знать, где происходит действие произведения, — это было тихое место возле карельской деревни. Именно там располагалась зенитная батарея. Где-то дальше фашисты бомбили Кировскую железную дорогу, а здесь царила гармония. Зенитчицы наблюдали за небом, а оно было мирным и звёздным.
На таких тихих участках мужчинам делать было нечего, поэтому туда направляли девушек. На первый взгляд место казалось безопасным, но неподалёку находился крупный железнодорожный узел. Жуткая случайность привела к гибели пятерых зенитчиц из отряда. Название повести передаёт траурное чувство — минуту молчания. Даже зори скорбят, глядя на такое надругательство над юными девушками. Кроме того, заголовок — олицетворение мира на земле, за который отдали свои молодые жизни зенитчицы. Не зря в его начале автор использует союз «а». Он показывает, какой ценой была достигнута тишина.
Жанровое своеобразие
Жанр «А зори здесь тихие» — повесть. Это небольшое по объёму произведение, читающееся на одном дыхании. Писатель отбросил все бытовые подробности, взял только эмоциональные эпизоды. У читателей они вызывают неподдельную реакцию. Если учеников интересует, какое направление книги, то это реалистическая военная проза. Автор пишет о войне, опираясь на реальный жизненный случай. Произведение получилось трагичным и лиричным одновременно.
Васильев повествует о детстве и жизни каждой из своих героинь до войны. Читатели имеют представление об их характере. Также автор рассказывает историю командира Васкова, которому нелегко справляться с женским коллективом. Хрупкие девушки вступают в схватку с крепкими, обученными убивать диверсантами. Фашистов было в три раза больше, но их отряд был уничтожен.
Сюжетная линия
Краткое содержание повести знакомит читателей с Федотом Евграфычем Васковым, назначенным старшиной 171 железнодорожного уезда. Все мужчины, бывшие здесь в его подчинении, спивались от безделья. Когда Федот попросил непьющих солдат, то ему прислали девчат-зенитчиц.
Сначала командир не мог найти подход к своим подчинённым, но военные действия сделали их единой командой. Одна девушка заметила в лесу немецких диверсантов, которые пробирались к важному стратегическому объекту.
Командир собрал отряд из пяти девушек, чтобы проследить за фашистами. Они пошли местными тропами на опережение врага. Вражеская группа состояла из шестнадцати немцев. Федот отправил Лизу Бричкину за подмогой. Девушка утонула в болоте и не успела передать послание.
Тем временем зенитчицы с Васковым стараются обхитрить диверсантов и отвести их подальше от объекта. Они возле привала немцев стали валить деревья под видом лесорубов. Когда враги их разоблачили, то в перестрелке погибли все девушки.
Васков сумел обезоружить оставшихся немцев и взял их в плен. Вскоре пришла подмога. Через много лет Васков установил на могиле девушек мраморную плиту. Он приезжает туда вместе с сыном погибшей Риты Осяниной, которого воспитывал. Такова аннотация книги.
Кратко о героях
Героинями повести выступают совсем молодые девушки, вчерашние выпускницы. Автор даёт их краткое описание, повествует об их прошлом. Краткая характеристика главных персонажей:
Композиционные особенности
Все события в повести подаются от лица командира Васкова. В основе сюжета лежат его воспоминания. В повествовании встречаются лирические отступления, отрывки из прошлого героев, воспоминания. Федот по-своему воспринимает нежных девушек на войне. У каждой своя история, приведшая её в армию.
Автор знакомит читателей с героинями по порядку, окунаясь в их прошлое. В повести чётко прослеживаются все классические компоненты композиции:
Основные темы и проблемы
Самый важный вопрос, затронутый Васильевым, — женщина на войне. Хоть девушки были в тылу, но они готовы воевать за честь своей Родины. Любая героиня — отдельная личность со своими планами и взглядами на жизнь. Автор показывает, насколько страшны военные действия, отнимающие жизнь у хрупких женщин.
Ещё одной важной темой является героизм. Вчерашним школьницам пришлось столкнуться с жестокими событиями. Они идут на фронт по своей воле, чтобы изгнать врага или отомстить ему. Девушки не были профессиональными бойцами, поэтому их подвиг ещё значительнее. Писатель показал героизм обычных советских людей. Их борьба не была напрасной. Некоторые девушки проявляли особую смелость. Женя Комелькова спасала подруг ценой собственной жизни.
Васкову нелегко было смотреть, как одна за другой погибали его подопечные. Разве мог какой-то объект быть ценнее их жизней. Рита Осянина объяснила командиру, что они сражаются за всю русскую землю, Родину. Проблематика повести очень глубокая. Затронуты основные вопросы:
Идея произведения
Юные, любящие, нежные героини разительно контрастировали с нечеловеческим лицом войны. Образы девушек с их мечтами и воспоминаниями получились у писателя очень светлыми. Они погибли, но даже после смерти утверждают жизнь и милосердие.
Сочинение-анализ «А зори здесь тихие»
сочинение по литературе 11 класса
История создания
Написав несколько страниц, Васильев понял, что эта история ничем не будет выделяться среди большого количества произведений, описывающих военные подвиги. Тогда он решил сделать главными героями пятерых девушек.
Повесть «А зори здесь тихие…» была впервые опубликована в 1969 г. К настоящему времени произведение уже трижды экранизировалось (1972, 2005, 2008 гг.).
В повести можно выделить несколько центральных тем, главной из которых, конечно, является военная.
Автор стремился показать, какое разрушительное воздействие оказывает война на жизнь людей. Старшине Федоту Васкову всего лишь тридцать два года, но Великая Отечественная стала для него уже второй войной. Во время финской кампании от Федота ушла жена («пока он там в снегах загибался»). После смерти сына главный герой зачерствел душой и сердцем («улыбнулся-то всего три раза»).
Большое значение в повести имеет тема самоотверженного подвига. Главные герои — не какие-то исключительные люди, мечтающие красиво погибнуть ради Отечества. Повесть вообще лишена какого-либо показного патриотизма. В начале произведения автор не случайно шутливо описывает сложности во взаимоотношениях Васкова с необычной командой. Девушки неизбежно вносят в суровую военную обстановку атмосферу нормальной жизни, не вписывающейся в строгие уставные законы.
Подвигом можно считать уже сам факт появления на фронте женщин-зенитчиц. Выходя во главе со старшиной на поиски диверсантов, девушки даже не осознают, насколько велика угрожающая им опасность.
С формальной точки зрения, геройски ведут себя лишь две девушки. Рита хладнокровно вступает в перестрелку с фашистами, спасает Васкова, а в финале получает смертельное ранение. Женя бесстрашно выходит в одиночку на берег с целью обмануть врага, в критический момент увлекает немцев за собой и погибает. Но эти достойные настоящего уважения поступки не затмевают подвигов остальных девушек. Лиза изо всех сил стремится предупредить командование и попадает в трясину. Соня погибает, пытаясь вернуть старшине забытый кисет. Сложнее понять значение подвига Гали. Смертельно напуганная девушка проявляет в бою трусость, но сам Васков говорит, что это «растерянность просто. От неопытности». Героизм Гали заключается в том, как настойчиво она добивалась назначения на фронт. Мечтательная девочка слишком поздно поняла, насколько реалии войны далеки от романтических представлений.
Жизнеутверждающий смысл повести раскрывается в любовной теме. Несмотря на окружающий ужас, все герои произведения любят, а значит — остаются людьми.
Выросшая в глуши Лиза живет одной надеждой на встречу с сильным и мужественным человеком. Первая настоящая любовь к ней приходит в лице строгого Васкова. К сожалению, окрыленная мечтами о близком счастье девушка забывает об осторожности на болоте.
Для робкой и застенчивой Сони самым дорогим воспоминанием остается «единственный и незабываемый вечер» с таким же скромным молодым человеком и подаренный им на память сборник стихотворений Блока.
Галя до сих пор относится к любви, как к детской игре. Девушке вообще не суждено познать самое главное человеческое чувство.
В жизни красавицы Жени было множество любовных романов. С поклонниками девушка очень легко сходилась и так же легко расставалась. Только после начала войны и гибели всей семьи Женя поняла, насколько важно быть рядом с единственным любимым человеком, который способен «приютить и обогреть«.
Символом вечной любви в повести является Рита, для которой после гибели мужа вообще не существует мужчин. Она не просто хранит верность лейтенанту Осянину, но и с презрением относится к случайным связям остальных девушек. Любовь к погибшему мужу Рита целиком перенесла на сына. Только это чувство мешает вдове превратиться в безжалостную машину для убийства.
Проблематика
«…женщина по живой голове прикладом била, баба, мать будущая, в которой самой природой ненависть к убийству заложена»
Перешагнуть эту черту, забыть о жалости и сострадании должны все девушки его отряда. После убийства Сони главный герой приходит к еще более страшной мысли:
«… могла нарожать Соня ребятишек, а те бы внуков и правнуков»
Смерть каждой девушки означает гибель целой цепочки еще не родившихся людей, поэтому губительные последствия войны скажутся и на будущих поколениях.
Патриотизм и цена победы
Б. Васильев не прибегает в повести к ложной патетике. Девушки трагически погибают, даже не задумываясь и не говоря ни слова о своем долге перед Отчизной. Громкие фразы из их уст действительно выглядели бы фальшиво. Общий настрой выражает Васков, который чувствует:
«… не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия»
Оставшись наедине с умирающей Ритой, Васков говорит о цене победы:
«…я вас, всех пятерых, положил, а за что? За десяток фрицев?»
Старшине очень тяжело смириться с гибелью девушек. Его не могут убедить слова Риты о том, что все оправдывает защита Родины. Васков сумел отомстить за жизни молодых зенитчиц:
«…не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохнете!»
Ликвидация диверсионной немецкой группы стала его личным вкладом в общую Победу.