абрамов безотцовщина чему учит
Краткое содержание Абрамов Безотцовщина для читательского дневника
Главная мысль
Абрамов ставит перед собой задачу показать проблемы воспитания подростка, формирование его как личности на примере старшего товарища.
Произведение очень оптимистичное, жизнелюбивое. Характеры героев повести прописаны глубоко, очень мудро и, вместе с тем, по-житейски просто и цельно.
Повесть писателя учит нас обыкновенной человеческой мудрости сердца, которая заложена в глубине души каждого человека.
Абрамов Безотцовщина для читательского дневника
В начале произведения мы становимся свидетелями надвигающегося конфликта между Володькой и некоторыми из колхозников, с которыми он работает. Но к концу повести все произошедшее с парнишкой помогает ему в нужный момент принять сложное, ответственное решение, поверив в себя, почувствовав уверенность в своей правоте.
Читать краткое содержание Безотцовщина. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Абрамов. Краткие содержания произведений
Картинка или рисунок Безотцовщина
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
Этот человек совсем не зря назван патриархом русской литературы. С.В. Михалков создал два советских гимна, которые прославились еще в 1943, 1977 годах, а гимн России был написан в 2001 году.
Произведение написано в жанре пьесы. В основе лежит тема любви и бесконечной преданности. Параллельно показываются тяжелые жизненные обстоятельства людей, интересные захватывающие истории и непредсказуемые перипетии.
Повествователю приходит сообщение от хорошего приятеля, которого он не видел вот уже много лет. Ашер молит его приехать к нему, так что молодой человек, не придумав ничего лучшего, садится на лошадь и мчится к нему на встречу.
Примчалась как – то муха к человеку, и просит его создать хвост. Надоедала она ему, надоедала, не выдержал человек, спросил, для какой цели мухе хвост. Муха заявила, что ей никак нельзя без него, ведь каждый зверь, что с хвостом
Никита в огромном четырёхэтажном деревянном доме. Он очень крепко привязан с живой природой. Для мальчика нет лучшего места на свете, чем местность около речки, собственный сад. Детские годы вспоминаются с теплотой.
Абрамов «Безотцовщина» читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль.
Федор Александрович Абрамов – советский писатель, публицист, литературовед, критик. Яркий представитель «деревенской прозы». Автор рассказов, очерков, повестей о колхозной жизни со всеми ее тяготами.
Одним из произведений автора является повесть «Безотцовщина», написанная в 1961 году.
Краткое содержание
Главные герои
1) Володька – пятнадцатилетний парень, растет без отца, ему не доверяют сложную работу на покосе, довольно эгоистичный, самовлюбленный, ленивый.
2) Кузьма – косильщик, приехал из города, справедливый, ответственный.
Читайте по теме:
Главная мысль
Можно из лентяя превратиться в ответственного и работоспособного человека, который ставит перед собой цель и работает на общее благо.
Чему учит?
Повесть учит трудолюбию, ставить цели и добиваться их, ответственному поведению, трудиться на общее благо.
Пословицы
1) Без труда нет плода.
2) Всякий человек у дела познается.
3) Тяжело тому жить, кто от работы бежит.
Отзыв
«Безотцовщина» очень интересная и захватывающая повесть. Она рассказывает о парне, который растет без отца, он ленивый, любит подсматривать за девчонками. В то же время он довольно эгоистичный, он хочет, чтоб его заметили, но ему не дают серьезной работы. И вот Кузьма берет его на дальний покос, где парень начинает пересматривать свое отношение к труду и ответственности. Очень жаль, что автор не раскрывает историю Кузьмы, а рассказ в конце словно просто обрывается. Хотелось бы знать собрали ли они скошенное в Шопотках сено или нет.
Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 7 класса.
«Безотцовщина» Ф. Абрамова — краткое содержание
Повесть Абрамова «Безотцовщина» была написана в 1960-ые годы, и она содержала в себе рассуждение на востребованную в то время тему: труд. Только вот большинство произведений, согласно советской идеологии, труд превозносили и выставляли в таком свете, словно большего счастья на свете и не сыскать было.
Повесть Абрамова же подходила к этой теме с другой стороны: она рассказывала о настоящих реалиях советской деревне и о трудностях, с которыми сталкивались ее жители.
Прочитать Безотцовщина краткое содержание можно ниже.
Герои повести
Центральным персонажем произведения является подросток Владимир Фролов – достаточно безнравственный молодой человек, на котором всю жизнь висит социальное клеймо. Помочь Владимиру стать достойным советским гражданином берется Кузьма Антипин, приехавший в деревню Фролова из города. Он безоговорочно подчиняется советской идеологии и сложившимся общественным устоям, но со временем выясняется, что он не такой идеальный человек, каким кажется.
Большую роль в повести также имеет собачка Владимира – Пуха. Это дворняга, у которой не было дома или надежды, но такой же потерянный мальчик приютил ее.
Краткий пересказ «Безотцовщины»
В колхозе деревни Грибово растет пятнадцатилетний паренек Володька Флоров. Никому на свете до него нет дела: мать родила его от неизвестного мужчины, и потому с самого детства за ним закрепилось клеймо «безотцовщины». Никто не воспринимал Флорова всерьез и не поручал ему важных обязанностей. Поэтому и вырос мальчик безответственным, ленивым и не имеющим никаких целей в жизни. Окружающие за это его презирали, только вот помочь никто не брался.
Главный герой чувствовал себя совсем бесполезным и не нужным в жизни. Единственным существом, которое было ему безоговорочно предано, была его собака – Пуха. Она тоже была такой же не нужной никому дворняжкой, но Володька поверил в нее и взял к себе. Сам же мальчик был влюблен в девочку Нюрочку, но та его не замечала. В безотцовщиной никто не хотел водиться.
Однажды в колхоз приезжает бывший фронтовик Кузьма Васильевич. Он очень предан своей стране и ее идеалам, а потому берется за воспитание Володьки. Знакомство у них не задалось, но со временем они смогли сблизиться. Кузьма взял мальчика с собой трудиться в Шепотки и на своем примере показывал ему, как тяжелая работа приносит удовлетворение. Володька сначала отлынивал, но со временем стал все больше походить на своего старшего товарища.
В продолжении краткого содержания «Безотцовщины» Абрамова раскрывается сущность Кузьмы. Его преданность советским идеалам стоит ему личного счастья – из-за того, что он так много работает без личной выгоды, у него возникают большие недопонимания с женой. Однако его пример все равно сильно помогает Володьке исправится. Он учится ценить свой труд и самого себя, а со временем даже разочаровывается в высокомерной Нюрочке.
Конспект урока литературы внеклассного чтения по повести Ф. Абрамова «Безотцовщина»
МБОУ «Карпогорская средняя общеобразовательная школа №118»
структурное подразделение «Веркольская основная школа им. Ф.А. Абрамова»
Методическая разработка урока, посвящённая знакомству с творчеством Ф.А. Абрамова.
Конспект урока литературы
(внеклассного чтения) в 8 классе
по повести Ф. А. Абрамова «Безотцовщина»
Худякова Светлана Витальевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Карпогорская СОШ №118»
СП «Веркольская основная школа им. Ф.А. Абрамова».
Концепция урока: Повесть «Безотцовщина» как памятник самоотверженному и бескорыстному труду людей в северной глубинке во время войны и в послевоенную разруху. Труд как способ воспитания «детей войны», социализация подростка в это непростое для страны и людей время.
Цель : провести проблемный анализ повести «Безотцовщина», рассмотреть повесть в контексте творчества писателя
— знакомство с повестью Ф.А. Абрамова «Безотцовщина» и ее анализ
-развитие эмоций и воображения
-совершенствование и разнообразие словарного запаса учащихся
— развитие творческих способностей
— воспитание уважения к трудовому и историческому прошлому страны
— формирование эстетического вкуса учащихся.
Оборудование: тексты повести, раздаточный материал (листы с чайнвордом и шифрограммой), жетончики, портрет писателя на доске.
Возраст учащихся – ученики 8 класса
Это второй урок по изучению творчества Абрамова. На первом уроке проводилось знакомство с биографией писателя, а домашним заданием к этому уроку было вспомнить и перечитать произведения писателя, изученные в 5-7 классах, прочитать повесть «Безотцовщина».
Произведения Ф.А.Абрамова, которые ребята уже изучили в 5-7 классах: «Из рассказов Олёны Даниловны», «Стёпка», «Жила-была сёмужка», «Потомок Джима», «Есть, есть такое лекарство», «Франтик», «Последняя охота», «О чем плачут лошади»
Проверка знаний, полученных на предыдущем уроке (фронтально) (5 мин)
— Дата рождения Абрамова (29.02. 1920)
— Сколько братьев и сестер было в семье Абрамова и как их звали (Братья Михаил, Николай, Василий, сестра Мария)
— В каких школах учился Абрамов? ( В Веркольской начальной, Кушкопальской семилетней, Карпогорской средней)
– Какое учебное заведение и какой факультет закончил? ( Ленинградский государственный университет, филологический факультет)
– В каких родах войск служил? ( артиллерийско-пулеметном батальоне, стрелковом полку, контрразведке «Смерш»)
– Какие два человека оказали огромное духовное влияние на писателя в детстве и молодости? ( Тётушка Иринья, учитель Ф.Ф. Калинцев)
Викторина «Читая произведения Ф.А. Абрамова ». (5 мин)
Учитель: Вспомните, пожалуйста, какие произведения писателя вы читали.
( «Из рассказов Олёны Даниловны», «Стёпка», «Жила-была сёмужка», «Потомок Джима», «Есть, есть такое лекарство», «Франтик», «Последняя охота», «О чем плачут лошади»)
Ответьте на вопросы викторины. Кто знает ответ – поднимайте руки. За правильный ответ получаете жетон.
Вопросы: 1.Кличка собаки в рассказе «Собачья гордость» (Утопыш)
2 – Как ласково называет своего кота Олёна Даниловна? (Васенька)
3 – Кличка лошади из рассказа «Как Олёна Даниловна в няньках жила и попа учила» (Карюха)
5 – Пёсик, с которым кот Олёны Даниловны воровал клубничку. (Амик)
7 – Кличка пса в рассказе «Последняя охота» (Идол)
8 – Деревня, которая упоминается в рассказе «Последняя охота». (Пихтема)
9 – Главная героиня сказки «Жила-была сёмужка» (Красавка)
10 – О ком идёт речь? «Чёрный красавец доберман-пинчер. Хозяева души не чаяли в нём. Умнейший, благороднейший пёс! И в высшей степени услужливый». (Дар)
11 – Рассказ, названный по кличке собаки, спасшей семью Крутовых. (Франтик)
12 – Лекарство, которое спасло бабу Маню от смерти и от болезни (рассказ «Есть, есть такое лекарство»). (Скворцы)
13 – Город, в котором происходят события в рассказе «Потомок Джима» (Ленинград)
14 – Кличка лошади из рассказа «О чём плачут лошади?» (Рыжуха)
Учитель: А теперь подсчитайте жетоны. Оценивание. (2 мин)
Анализ повести «Безотцовщина» ( 15 мин)
— Краткий пересказ повести (1 человек) ;
1- Почему повесть так называется?
2- Какое время, эпоха описана в повести?
3- Главная проблема, которую автор поднял здесь?
4- Почему, на ваш взгляд, именно эту проблему он рассматривает?
5- Каково ваше отношение к героям?
6- Как проявляются характеры в поступках главных героев Кузьмы, Володьки, Кольки? (Разбор соответствующих эпизодов повести – работа подростков в совхозе, дорога на Шопотки, работа на дальнем сенокосе, праздник в деревне)
7- Объясните метафорический смысл финала: «И вдруг он увидел перед собой чугунный противопожарный брус, висевший на железных крючьях между двумя деревянными столбами. И, прежде чем он подумал, что делает, он подбежал к столбам, схватил железную палицу и, подпрыгнув, изо всей силы ударил.
Чугунный брус тяжело охнул и набатом загремел на всю деревню…»
Самостоятельная работа учащихся.
Учитель: Сейчас отгадайте чайнворд (см. Приложение № 1), и шифрограмму (см. Приложение № 2). (Карточки выдать каждому) (13 мин)
1) Составить творческую работу (кроссворд, викторину, ребусы и т.д.) по творчеству Ф.А. Абрамова.
2) Ответить письменно на вопрос: Почему Абрамов главным героем своей повести ставит обычного паренька из северной деревни?
Безотцовщина
Микропересказ : Пятнадцатилетний парень-безотцовщина растёт бездельником. За его воспитание берется приехавший из города мужчина, помогает ему осознать себя и заставляет подумать о будущем.
Грибово, высокий грибовидный холм, — единственное место на реке Черемшанке, где нет комаров. Именно здесь построили избу для колхозников, работающих на сенокосе. Утром косцы уходили работать, а на хозяйстве оставался Володька Фролов, парень лет пятнадцати, со своей собакой Пухой. Володька был безотцовщиной, поэтому работать его не заставляли — жалели.
Со своими обязанностями — присмотреть за лошадями, вскипятить чайник, нарубить дров — Володька справлялся мимоходом. Остальное время он проводил у реки, рыбача и подсматривая за купающимися девушками — домохозяйками и активистками, которые приезжали помогать косцам. Особенно нравилось ему смотреть на Нюру-счетоводшу.
В тот день машина с девушками не остановилась у реки, и Володька решил её догнать. Оседлав лошадь, он догнал грузовик. Сидевшие в нём бабы и девки посмеивались над Володькой, и тот «начинал отчаянно работать плёткой, стараясь добраться до какой-нибудь зубоскалки». Нюра, смеявшаяся громче всех, спряталась за подружками. Добраться до неё Володька сумел на последнем повороте, перетянул девушку плетью так, что та задохнулась от боли, и получил нагоняй от её товарки.
Вернувшись к избе вечером, Володька обнаружил там не только косцов и бригадира Никиту, но и Кузьму Антипина. Этого приехавшего из города человека, который безропотно брался за самую тяжёлую работу, Володька не особенно уважал и даже немного презирал «за житейскую простоватость, за неумение схитрить». Никиту парень не боялся, но позориться перед Кузьмой ему не хотелось.
Володька подскакал к избе «этаким чёртом, которому всё нипочём», и на него обрушился целый шквал ругани за то, что он не выполнил свои обязанности. Особенно раздражало Володьку, что в пример ему ставят Кольку, который был на год старше его, но уже работал наравне со всеми. Кузьма же ничего не сказал, только велел увести лошадей и привязать самую строптивую кобылку.
Чуть позже, ужиная у костра, работники начали издеваться над Пухой, которая была слишком мала для охотничьей собаки. Язвил, подлаживаясь к бригадиру, и Колька. Издевались над верной Пухой каждый вечер, но привыкнуть Володька не мог и постоянно обижался. Кормил он собачку исправно и всё ждал, что та вырастет, но Пуха не росла, а Никита утверждал, что она уже взрослая.
Маленькая собачка до старости щенок.
Проснувшись утром, работники ждали, когда Володька подгонит лошадей, но после завтрака обнаружили, что тот пропал. Больше всех нервничал Кузьма — ему надо было отправляться на Шопотки, куда с механической косилкой никогда не ездили. Колька, отправленный за лошадьми, сообщил, что их тоже нет — видимо, Володька не потрудился их привязать.
Тут послышались выстрелы из ружья, а затем появился и сам Володька. В руке он гордо держал белку, убитую с помощью Пухи. Этой белкой и отхлестал его Кузьма по лицу. Все начали сочувствовать безотцовщине, но Володька одинаково ненавидел и сочувствующих, и обидчика.
Некоторое время Володька пролежал в избе, глотая слёзы и иногда засыпая — сказывалась бессонная ночь. Вышел он, когда Колька пригнал лошадей. На Шопотки с Кузьмой должен был ехать Колька, но, увидев притаившегося в сенях Володьку, он предложил взять его. Володька ожидал, что Кузьма воспримет это предложение как злую шутку, но тот неожиданно согласился и велел недовольному парню собираться.
Всю длинную дорогу на Шопотки Володька молча ехал верхом, с ненавистью глядя на широкую спину Кузьмы, ехавшего впереди на косилке, и сочиняя планы страшной мести. Парня возмущала его невозмутимость — «съездил человеку по морде — и радуйся». А ведь Володька и всю ночь за белкой гонялся, и утром к избе спешил только ради Кузьмы.
С трудом перебравшись через заболоченную Черемшанку, Володька и Кузьма выехали к старой, скособоченной избёнке, наскоро подновили её и устроились на ночлег. Володьке было тоскливо в этой глуши, и вспоминалась счетоводша в красном купальнике. Пшённой кашей, сваренной на ужин, Кузьма оделил не только Володьку, но и Пуху, хотя на Грибове было принято есть своё. Володька ожидал, что, «прикормив» его, Кузьма начнёт извиняться, но тот не сказал ни слова.
Трава росла на вдающихся в реку мысах. Управлять косилкой Володька умел, хотя из-за Кольки прорваться к ней удавалось нечасто. Узнав об этом, Кузьма доверил парню нехитрый механизм, а сам тем временем расчищал соседние мысы от мусора.
И когда он сел на косилку, жизнь снова гремящим, многоцветным праздником заиграла вокруг него.
Постепенно Володька начал брать с Кузьмы пример — тоже мылся в речке после работы. С тайной гордостью он заметил, что у него такие же светлые волосы, как и у высокого, ладного Кузьмы.
Косили попеременно, днём и ночью. Кузьма был строг с Володькой, заставлял прибирать за собой, мыть нехитрую утварь. Володька не обижался, признавая справедливость его требований. Дней через пять, к вечеру, небо на западе посинело — собирался сильный дождь, а уборочная бригада на Шопотки до сих пор не прибыла. Утром на шее у Кузьмы вскочили чирьи, он не мог повернуть голову, и Володька работал теперь один, жалея, что никто этого не видит.
Днём прибыл Колька. Разговаривая с Кузьмой свысока, он заявил, что работники будут только завтра, и потребовал написать сводку. На Володьку он и вовсе не обратил внимания, а Кузьма даже не заикнулся о том, что парень работал наравне с ним. Когда Колька уехал, Кузьма назвал его паскудным парнишкой, но Володьку эти слова не обрадовали. Он заподозрил, что Кузьма решил записать его трудодни на себя.
Оставшееся время Володька работал спустя рукава и даже притворился больным. Он знал, что в селе собираются праздновать ильин день, и на Шопотки никто не приедет. Кузьма работал один, еле ворочая распухшей шеей, а Володька с тоской слушал стрёкот косилки и понимал, что пережитое им в эти дни никогда не повторится.
Он чувствовал себя обкраденным, униженным. И слепая ярость, отчаяние душили его…
Вечером началась сильная гроза. Кузьма сел писать сводку, и Володька пожалел, что притворился больным. Он мог бы отвезти сводку председателю и поучаствовать в празднике. Перестав разыгрывать больного, парень принялся седлать лошадь. Кузьма понял, что Володька его обманывал, но не ударил, а назвал дрянью и прогнал прочь. Сводку он зашил в бересту, чтобы Володька не прочитал.
Всю дорогу Володьку преследовал образ Кузьмы с перекошенным от злости и обиды лицом. Не отвлекла его даже верная Пуха, поднявшая огромного глухаря. Володька считал, что жизнь у него не складывается, даже родился он «контрабандой». У других сирот отцы на фронте погибли, а у него отца никогда не было, только отчество — Максимович.
Примчавшись в деревню вечером, Володька отдал сводку председателю, представляя, как на доске показателей, в списке косильщиков появится его фамилия — теперь-то уж Нюра перестанет над ним смеяться. Дома Володьку ждала записка от матери: у неё было ночное дежурство. Володька давно привык — такие «дежурства» случались у неё каждый праздник.
Выпив оставленный матерью «праздничный» стакан вина, Володька отправился в клуб. Центром гуляния был Колька с баяном в руках, одетый в шикарную кожаную куртку с блестящими замочками. Завели патефон, начались танцы. Володька собирался пригласить на танец Нюру, но к ней подкатил Колька, и она, «разом просияв», начала с ним кокетничать.
Не вынеся, что Нюра любезничает с таким дрянным типом, Володька схватил Кольку за блестящие замочки на куртке. Началась драка, и парня выставили из клуба. Сев на бревно у изгороди, Володька обнял не отстающую от него ни на шаг Пуху и заплакал, понимая, что он не один на свете, и есть «животина, которая любит, понимает его», и никогда не предаст, как бы груб он с ней не был.
Утреннюю тишину ещё нарушали звуки гармошки, но Володьке было уже всё равно, с кем танцует Нюра. О драке парень, однако, не жалел — он ещё всем докажет, какой Колька подлец. Володька неожиданно вспомнил, как о Кольке отзывался Кузьма, и вскочил на ноги — он тут ерундой занимается, а о Кузьме, который ждёт на Шопотках, забыл. Там же сено гниёт!
Безуспешно попытавшись растолкать смертельно пьяного бригадира Никиту, Володька схватил железную палицу и ударил о чугунный противопожарный брус. Чугун «тяжело охнул и набатом загремел на всю деревню».
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.