абрамов о чем плачут лошади история создания
Анализ рассказа О чем плачут лошади Абрамова
Жанровая направленность произведения представляет собой рассказ в рассказе, основной тематикой которого являются авторские воспоминания о прошлой жизни.
Повествовательная композиция рассказа осуществляется от лица рассказчика, являющегося человеком, который помнит прежнюю жизнь лошадей, когда люди относились к ним более тепло и дружелюбно.
Сюжетная линия рассказа является простой и состоит в рассказе о былом времени, в период которого человек заботится о лошадях и относится к ним с теплотой и бережливостью, поскольку тогда отсутствует различная техника и машины.
Отличительной особенностью произведения является раскрытие автором существующих проблем в экологической сфере, а также нравственной стороне общества, заставляя читательскую аудиторию задуматься о необходимости проявления заботливого отношения к окружающей природе.
Композиционная структура рассказа представляется изображением картин из жизни деревни, при этом в завязке произведения повествуется об отношении деревенских жителей к лошадям. Развитие сюжетной линии происходит в момент рассказа старой кобылы молодой кобылице Рыжухе о прежних временах. Кульминация представляется в виде постановки автором животрепещущего вопроса о возможности возвращения теплого и доброго отношения человека к животным.
Система образов в рассказе представляется в виде двух главных героев в лице повествователя, способного выполнить сравнение прошлой и настоящей жизни, а также лошади Рыжухе, являющейся в произведении олицетворением всей окружающей природы.
В качестве художественных средств выразительности писатель применяет в рассказе многочисленные сравнения и олицетворения, позволяющие более ярко и красочно передавать чувства и переживания лошадей, которые имеют схожесть с душевным состоянием людей. Использование данных приемов наделяет рассказ сказочными мотивами, выражающими единство природного и человеческого мира.
Своеобразием произведения является мастерское изображение писателем зарисовок окружающей природы, которые позволяют читателям в прямом смысле вдыхать ароматы цветов и трав, слышать звуки птичьего пения, порхания насекомых.
Смысловая нагрузка рассказа наполняется тоской и грустью о безвозвратно ушедшей прошлой жизни, в которой люди и окружающая природа ощущают более тесную взаимосвязь и взаимоотношения.
Анализ №2
Главный герой произведения любит бывать на конном дворе. Общаясь с этими удивительными животными, он как будто бы снова возвращается в прекрасную пору своего детства. Но только сейчас при встрече с лошадьми автор испытывает смешанные чувства, главное из которых – ощущение глубокой вины перед этим, забытым ныне, а когда-то первым помощником человека.
Приходя на скотный двор с кусками хлеба и сахара, где вечно пьяный конюх днями не появляется в стойлах, заставляя животных томиться от жажды, рассказчик жалеет бедняг, считая, что только он и может своей заботой скрасить их незавидную жизнь. А ведь когда-то, восклицает автор, все было совсем по-другому. Лошадь была основой крестьянского хозяйства, ее, кормилицу, холили и лелеяли, понимая: падет конь – не выжить семье. Она сопровождала мужика с самого детства: первая игрушка его сына был деревянный конь, резными коньками украшали крыши деревенских изб, коню молились на иконах Георгия Победоносца, с конем воевали в тяжелые для Отчизны годы, с конями засылали сватов в минуты истинного крестьянского счастья. С развитием научно-технического прогресса незаметно лошадь стали вытеснять с полей, огородов, и вот теперь она окончательно задвинута на задворки деревенской жизни. И автору больно от этого, больно и тоскливо. Но, все же, приходя в гости к своим любимцам, он старается не показывать им своих чувств.
Так и было при каждой встрече с лошадьми, пока однажды Рыжуха, веселая, никогда не унывающая кобылка, прямо не спросила у рассказчика, а правда ли существовали такие времена, когда лошади были счастливы. Рыжуха любила автора, а он ее выделял из всех остальных животных, считая своим другом. Но не выдержал мужчина молящего вопросительного взгляда лошади: обмануть не смог, и правды не сказал. Ответив, что нечего забивать голову всякой ерундой, торопливо ушел из конюшни, испытывая стыд за современное поведение человека по отношении к лошади. И Рыжуха все поняла. Черной неблагодарностью отплатило человечество коню за годы беззаветной службы. Об этом и плачут лошади.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа О чем плачут лошади Абрамова
Популярные сегодня темы
Данная былина повествует о жизни довольно бедного, но очень талантливого человека, который буквально поразил всех окружающих своей мастерской игрой на гуслях. Можно отметить
Сказка о Спящей красавице учит своих читателей никогда не терять веру в лучшее, и в любой ситуации оставаться добрым человеком.
Одним из ключевых героев поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин» является Ольга Ларина, младшая сестра Татьяны. Милая, скромная девушка, которой не свойственны душевные порывы
Детство главного героя рассказа «Васюткино озеро» Астафьева прошло в тайге. Автор тоже вырос в этих непростых условиях, поэтому может многое рассказать об этом. Васютка с ранних лет уже умел охотиться на птиц и вкусно её приготовить
Хозяйка медной горы – фантастическое существо, которое обитает на вершине горы. Внешне он напоминает красивую молодую девушку, хотя может перевоплотиться в ящерицу.
«О чем плачут лошади» — читательский дневник по рассказу Ф. Абрамова
Рассказ Федора Абрамова «О чем плачут лошади» был написан в 1973 году.
Описание книги для читательского дневника
Автор: Федор Александрович Абрамов
Название произведения: «О чем плачут лошади»
Жанр: рассказ
Год написания: 1973
Издательство: Стрекоза
Год издания: 2010
Главные герои и их краткая характеристика
Рассказчик – деревенский житель, добрый человек с чутким, любящим сердцем.
Миколка – вечно пьяный конюх, безответственный и ленивый работник.
Лошадь Рыжуха — «сохранила свой веселый, неунывающий характер, нервность молодости». Именно эти качества лошади, ее умение не бояться трудностей, способность чувствовать настоящую радость, выделяли Рыжуху среди других лошадей.
Краткое содержание и сюжет
Каждый раз, когда рассказчик оказывается на лугу, он будто вновь попадает «в свое далекое детство – в мир пахучих трав, стрекоз и бабочек». Нередко он берет с собой хлеб, чтобы покормить лошадей, которых очень любит.
Лошади вызывают у героя противоречивые чувства: они волнуют, радуют его, но вместе с тем вызывают «чувство жалости и даже какой–то непонятной вины перед ними». Он знает, что этим прекрасным умным животным живется совсем несладко. «Конюх Миколка, вечно пьяный», может по целым дням не появляться на лугу, и тогда лошади сильно страдают от голода и жажды.
Среди лошадей особой любовью у героя пользуется Рыжуха – небольшая неказистая кобылка. Она выгодно отличается тем, что смогла сохранить «свой веселый, неунывающий характер, норовистость молодости».
Рыжуха всегда радовалась при появлении героя, но в этот раз она встретила его равнодушно. Желая задобрить кобылу, он протягивает ей краюху хлеба и неожиданно замечает в ее больших умных глазах… слезы.
Герой пытается узнать у Рыжухи причину ее слез и в ответ слышит печальную историю о том, каково раньше жилось лошадям. Кобыла рассказывает, что остальные лошади подняли ее на смех, когда она спела им песню о былой привольной и сытной лошадиной жизни.
Ведь были же времена, когда лошадей «называли кормилицами, холили и ласкали, украшали лентами». Об этом она узнала от старой кобылы, с которой работала на дальнем покосе. Рыжуха хотела подбодрить своих товарищей песней, в ответ они попросили ее замолчать и не травить им душу.
Рыжуха пристально смотрит своими заплаканными выразительными глазами в лицо рассказчика и спрашивает о том, правда ли была такая жизнь у лошадей раньше?
Герой вынужден признаться, что в былые дни крестьяне почитали лошадь настоящим сокровищем, берегли и заботились, «потому как без лошади — никуда: ни в поле выехать, ни в лес».
В памяти всплывает его верный конь Карько, который всю войну верой и правдой служил людям, а «свой жизненный путь закончил в самый День Победы». Колхозники сверху на него «обрушили тяжеленные бревна», чтобы отметить праздник.
Рассказчик ничем не может успокоить лошадей. Герой покидает луг, но чувствует, что у Рыжухи уже не будет к нему былого доверия, и «тоска, тяжелая лошадиная тоска» наваливается на него…
План пересказа
1. Наблюдение за лошадьми
2. Любимая лошадь — Рыжуха
3. Лошадиный спор и слезы
4. Рассказ старой кобылы
5. Воспоминание об участии лошадей в жизни человека
6. Стыд перед лошадьми
Основная мысль
Человек стал далёк от земли, природы, потерял исконную многовековую связь с ней. А это означает, что безвозвратно потеряны былые ценности. Остались лишь воспоминания и песни о тех временах, когда люди соблюдали негласные законы, жили в ладу с природой. Раньше лошади преданно служили человеку, помогали ему в работе, использовались как транспортное средство, поэтому они очень ценились. Сейчас, с развитием современных технологий, лошади стали не нужны. Люди позабыли о том, как преданны им были эти животные.
Чему учит
Рассказ Федора Абрамова учит не только бережному отношению к животным, но и проявлению милосердия, душевной чуткости к окружающим людям.
Отзыв и что понравилось
Мне понравился этот рассказ, потому что из него я узнал много интересного о жизни лошадей. Раньше я был равнодушен к этим животным, а после прочтения рассказа они вызывают у меня симпатию и искреннее восхищение.
Вывод и мое мнение
В рассказе подняты важнейшие вопросы о взаимоотношениях, внимании, об умении ценить кого-либо. Нужно говорить о наболевшем, о том, что гложет, чтобы сделать наш мир чуточку лучше.
В этой статье мы рассмотрим краткий анализ рассказа «О чем плачут лошади» Абрамова и посмотрим какова главная идея рассказа и какой урок можно извлечь из него. Федор Абрамов действительно необыкновенно ярко изобразил прелести русской природы, и читая рассказ, мы буквально вдыхаем аромат трав, слышим, как порхают бабочки и летают стрекозы, чувствуем, как лошади касаются нас мягкими и теплыми губами.
Делая анализ рассказа «О чем плачут лошади», мы видим некое фантастическое допущение. После того как лошадь отвечает рассказчику, почему она плачет, выясняется, что она может, будто в сказке, говорить. От Забавы, старой кобылы, читатель узнает, что в прежние времена лошадям были почет и уважение. А как же иначе! Не могли без этих животных обходиться крестьяне, тем и жили. А с приходом техники лошади стали не так нужны. Не совсем их, конечно, отвергли, но все больше пренебрежения появилось у человека к лошади.
Какую идею хотел донести автор?
Федор Абрамов в своем рассказе «О чем плачут лошади», анализ которого мы проводим, старается вызвать сожаление читателя, потосковать о бывших временах. Если внимательно читать произведение, то становится видно, что и самому рассказчику хочется поплакать о том, что былой деревенский уклад разрушен. Чем же он был хорош, разве технический прогресс и появление техники не облегчило жизнь? Но дело в том, что раньше человек лучше ладил с природой, чувствовалось единение с ней. Каждый знал, что и труд, и праздник, да и сама жизнь имеет свою цену. Герой рассказа смотрит в глаза лошади и отражается в них. А ощущает он себя маленьким человеком.
В чем же идея автора, что он хотел нам сказать? Обратим внимание на ключевую мысль анализа «О чем плачут лошади». Чувства героя рассказа подавлены, ведь герой понимает, что и он такой же предатель, потому что представляет собой новое практичное и жестокое время. В конце концов, мы видим, что на нем модные джинсы, и в их карманы он засовывает руки, оставив луг за спиной.
Выводы в анализе
Итак, все меньше человек соприкасается с красотой природы, все меньше ценит ее, все больше работает и думает о себе, но пока эти связи остаются, мы будем глубоко сожалеть о потерянном, в том числе, и о лошадях.
Вы прочитали анализ рассказа «О чем плачут лошади» Федора Абрамова. Надеемся, он оказался полезным для вас. В нашем литературном блоге вы найдете сотни статей с анализами произведений и характеристиками персонажей.
Смысл рассказа “О чем плачут лошади”
Наша статья поможет разобраться в сути произведения Фёдора Абрамова, понять в чём смысл рассказа “О чём плачут лошади”. Тема рассказа очень животрепещущая – человек и природа.
Особенности повествования
Автор ведёт повествование от первого лица: читатель воспринимает художественную картину глазами мальчика, который любит лошадей и часто приходит их кормить. Он знает всё до мелочей о жизни этих животных, тонко чувствует их натуру, пытается понять, о чём они думают.
В какой-то момент, автор перешагивает фантастический рубеж, и лошадь… начинает говорить. Сказочный приём так естественен в произведении, что воспринимается, как реальность.
В рассказе по-особому раскрыта тема природы и человека, их взаимоотношений. Лошади плачут оттого, что люди перестали ценить их, заботиться о животных. В канве рассказа упоминается история о коне, которого звали Карько, – он наравне с людьми служил в годы войны. Лошади всегда были преданы человеку, но настало время – и люди забыли об этом. Неухоженные, голодные, измученные работой лошади всех мастей смотрят в глаза повествователя, надеясь узнать, почему так вышло.
Смысл произведения в том, что человек стал далёк от природы, её заменил прогресс, урбанизация, ложные ценности. В крестьянском укладе лошади считались кормильцами, о них заботились, относились с уважением. В рассказе лошади не верят Рыжухе, которая поёт песни об этих счастливых временах. Они считают, что так было всегда (пастух забывает кормить лошадей, хозяева не лечат своих животных). В конце произведения звучат мысли автора о том, что ему хочется плакать вместе с лошадью, его гнетёт тоска о том, чего не вернуть.
Ф. А. Абрамов. «О чём плачут лошади»
Урок 40. Русская литература 7 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Ф. А. Абрамов. «О чём плачут лошади»»
29 февраля 1920 года в деревне Веркола в крестьянской семье Абрамовых родился пятый ребёнок – сын Фёдор.
Семья была большая: отец – Александр Степанович, мать – Степанида Павловна, пятеро детей. Жили очень бедно. Отец занимался извозом, т.е. перевозил на своей лошади людей и грузы по заказу.
В Архангельской области, где жила семья, и летом не очень-то жарко, а уж зимой…
Однажды из-за плохой обуви отец простудился и заболел. В больнице, куда его отвезли, он умер. Старшему сыну – Михаилу – было пятнадцать, младшему – Фёдору – один год.
Однако мать и дети сумели не только выжить, но даже и поправить свои дела. Конечно, далось это очень нелегко. Подросток Михаил стал вместо отца младшим и главным помощником матери. Работать приходилось всем. Через 10 лет семья уже имела двух коров, быка, двух лошадей, около двадцати овец.
Пришло время Феде учиться. В родной Верколе он окончил четырёхлетнюю начальную школу. А вот в семилетку его, хоть и был лучшим учеником, не взяли. В школу принимали только детей бедняков, а Абрамовы были, по деревенским меркам, совсем не бедными. Но всё же в конце концов разобрались, что работали на хозяйстве одинокая женщина и её дети. Федя смог учиться дальше.
Учился мальчик охотно, среднюю школу окончил с отличием, а осенью даже без экзаменов поступил в ленинградский университет на филологический факультет.
С самого начала войны Фёдор Абрамов находился на фронте. Он воевал в народном ополчении (войска, созданные из добровольцев, не подлежащих призыву). В одном из боёв был тяжело ранен. Госпиталь, в котором лечили Абрамова, располагался в Ленинграде. Раненых донимали не только боль и голод, но и холод. Лежать приходилось в одежде, каждого ещё поверх одеяла укрывали двумя матрасами.
Абрамову дали отпуск по ранению, и он уехал в родные места. Ещё слабый после лечения, он не пожелал отдыхать, а начал работать учителем в районной школе. Времена были тяжёлые: в колхозе трудились женщины и дети. Не было машин, не хватало лошадей, люди донашивали старую, уже потрёпанную одежду. Не всегда можно было поесть досыта. И всё же они работали и не жаловались.
После выздоровления Абрамов вернулся в армию. Но он был признан непригодным к строевой службе, т.е. к боевым действиям. Служил Фёдор в запасном стрелковом полку, в Архангельском военно-пулемётном училище. В 1943 году его перевели на работу в контрразведку.
Осенью 1944 года Абрамов демобилизовался и вернулся в университет. После университета окончил аспирантуру. Фёдор любил читать книги Михаила Александровича Шолохова, а поэтому и кандидатскую диссертацию защитил по роману Шолохова «Поднятая целина».
Не зря именно этот роман выбрал Абрамов. Сам деревенский, он хорошо знал жизнь в колхозе, понимал её и болел о ней душой. В 1954 году журнал «Новый мир» напечатал статью Фёдора Абрамова «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе».
В этой статье он резко обвинял писателей, которые в своих произведениях сглаживали, скрывали трудности жизни послевоенного села. Деревни, даже не знавшие оккупации (не бывшие захвачены немецкой армией), были разорены. Большие налоги, нехватка сильных, умелых рабочих рук, отсутствие необходимого инвентаря и скота были тому виной. Ослабленные непосильным трудом и голодом, люди болели.
Но находились авторы, герои которых легко справлялись с любыми трудностями, были веселы и жизнерадостны. Они выращивали рекордные урожаи, получали небывалый прирост скота. Абрамов, хорошо знавший, как живут в деревне на самом деле, сурово критиковал подобных «лакировщиков» действительности.
Даром такое не прошло ни самому Абрамову, ни главному редактору «Нового мира» Александру Твардовскому, который тоже хорошо знал и понимал сельскую жизнь. Твардовский был снят со своей должности. А Абрамова литературные и партийные организации на все лады ругали и требовали отказаться от «ошибочных и порочащих» взглядов.
Чтобы иметь возможность работать без помех, а также ради брата-колхозника (это был Михаил, когда-то заменивший Феде отца), Абрамов выполнил все требования властей. К слову, семья Абрамовых была очень дружной. И хоть все уже давно были взрослыми людьми, но помогали друг другу, чем могли.
Всё же Фёдор Александрович Абрамов продолжил писать. Писал он о деревне, о жизни колхозников. В его романах, повестях, рассказах эта жизнь показывалась такой, какой она и была на самом деле – сложной, нелёгкой. Этим автор спорил с теми, кто стремился показать деревню едва ли не раем на земле.
Абрамов справедливо считал, что писать надо правду, даже если она и неприятная. И в своих «деревенских» произведениях он так и поступал. Читатели с нетерпением ждали его книг, а вот официальные власти часто были им недовольны. Ведь книги Абрамова показывали истинное положение дел, многие недостатки руководства.
Основным произведением писателя стала трилогия «Пряслины» (фамилия главных героев).
В неё входят три романа – «Братья и сестры», «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья». Продолжением трилогии стал роман «Дом». Жизнь колхозной деревни на протяжении многих лет – от войны до середины 70-х годов – вот содержание романов.
Деревенским жителям посвящены и повести Абрамова «Вокруг да около», «Пелагея», «Алька», «МамОниха», «Поездка в прошлое» и другие. Их герои работают, пытаются изменить жизнь села к лучшему, ищут справедливости. Далеко не всегда это им удаётся. Кто-то сдаётся, кто-то бежит в город за хорошей зарплатой. Но остаются и продолжают бороться неравнодушные, небезразличные к судьбе деревни.
Всю жизнь Абрамов писал о деревне. Его знали как автора, понимающего всю подноготную сельского мира. И не представляли, что Фёдор Александрович тяжело болен. Об этом говорить не любил – только близкие знали правду. 14 мая 1983 года Абрамов умер. Он похоронен в родной Верколе.
Абрамов писал о деревне в романах, в повестях, но не обходил вниманием и рассказы. Об одном из таких рассказов мы и поговорим. Этот рассказ называется «О чём плачут лошади».
Разве лошади умеют плакать? Да, умеют, если им больно или обидно. Вспомним лошадь из стихотворения Владимира Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Лошадь упала на обледеневшей мостовой.
За каплищей каплища
А о чём плачут лошади в рассказе Абрамова? Уже само название рассказа привлекает внимание, настораживает. И неспроста. Плачут бедные животные от того, что живётся им горше горького. Они заморены работой, равнодушием тех, кто должен о них заботиться. Лошади смирились со своей долей и даже не хотят слышать о том, что когда-то их предкам жилось хорошо.
Почему не хотят? А потому, что слышать о чьей-то счастливой доле на голодный желудок после целого дня изнурительной – «каторжной, на износ» – работы с руганью и безжалостным битьём работников тяжело. Это раздражает и делает их жизнь ещё хуже. Не зря лошади заставляют умолкнуть Рыжуху такими словами: «Вранье всё это, брехня! Замолчи! Не растравляй нам: душу. И так тошно».
Рассказчик искренне любит лошадей. Он сочувствует им в их горестном положении. Он подкармливает их, своей любимице даже подрезал чёлку, чтобы не закрывала глаза. Ему близко и дорого в лошадях всё – и бархатные тёплые губы, и натруженные спины, и даже «ни с чем не сравнимый конский душок». Он любуется лошадями, старается приласкать их.
Правда, можно спросить рассказчика, почему он, так любящий лошадей и сочувствующий им, почти ничего не делает для улучшения их участи? Если нельзя никак повлиять на конюха Миколку, то можно перевести голодных лошадей на новое место, где есть трава. Едва ли животные стали бы вырываться и убегать.
Сравнивая судьбы лошадей, живших у хозяев, и судьбы колхозных лошадей, мы видим, какая это разница. Хозяин свою лошадь любил, холил, ведь она была иногда единственным подспорьем в жизни крестьянской семьи. И величайшим горем было «обезлошадеть» – лишиться этого подспорья.
Пойманный порубщик в рассказе Тургенева «Бирюк» кричит в отчаянии:
– Все едино — пропадать; куда я без лошади пойду? Пришиби — один конец; что с голоду, что так — все едино.
Своей лошадью – кормилицей – «дышали и жили, ей скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю краюху хлеба». За лошадью ухаживали, её берегли. И не зря: «Всё — конь, всё — от коня: вся жизнь крестьянская, с рождения до смерти. ».
Любви этой и уважению ребёнок учился с малолетства. Конь-пахарь, кон-воин, конь-друг – куда без него? О конях говорили в сказках, пели в песнях, лубочными картинками с конями украшали стены домов, а резными коньками – крыши. Игрушечными лошадками играли дети дворян и крестьянские дети.
Абрамов, крестьянский сын, как никто другой понимает важность такого воспитания. Ухаживая за домашними животными, дети учились любить всё живое. Колхозные кони стали общими, т.е. ничьими. И постепенно ушла из душ людей чуткость, сочувствие к страданию животных. А с ними вместе и – к страданию людей.
Именно это и является основной идеей рассказа. Нельзя остаться человеком, если не чувствуешь боли и обиды другого живого существа – кем бы оно ни было. В рассказе это лошади. Ласковые, преданные человеку животные превращены в жалкие тягловые силы:
Какие-то неряшливые, опустившиеся, с невылинялой клочкастой шкурой, с гноящимися глазами, с какой-то тупой покорностью и обречённостью во взгляде, во всей понурой, сгорбленной фигуре.
Лошади умные, сообразительные животные. Не зря ведь именно лошади в романе Джонатана Свифта «Приключения Гулливера» наделены всеми добродетелями и прививают главному герою отвращение ко лжи, неряшливости, грубости.
Лошади рассказа Абрамова не живут – существуют. Они знают только тяжёлый труд и полуголодный недолгий отдых. Они заставляют замолчать Рыжуху, но ответа человека ждут все:
. Рыжуха все так же, с надеждой, с мольбой смотрела на меня. И смотрели другие лошади. И казалось, все пространство на лугу, под горой — сплошь одни лошадиные глаза. Все, и живые, на привязи, и те, которых давно уже не было, — все лошадиное царство, живое и мёртвое, вопрошало сейчас меня.
А человек их всех предал. Он не рассказал о тех временах, когда песни были явью. «Глубоко сунув руки в карманы модных джинсов, быстрой, развязной походкой», он ушёл не только от лошадей, но и от ответа. Не захотел принять на себя частицу ответственности за то, что сделали с лошадьми люди.
Смалодушничав, человек навсегда лишил себя доверия лошадей, дружбы Рыжухи. Что из того, что он переживает из-за этого? Он отнял у животных мечту о лучшей доле. И поэтому им не нужен даже его хлеб.
Рассказ «О чём плачут лошади» написан в 1973 году. С тех пор очень многое изменилось. Почти не осталось колхозов, активно развивается частное фермерское хозяйство. Во многих из них используются лошади. В деревнях и сёлах частные хозяева держат лошадей.
Возрождаются старинные времена, о которых пела Забава. Человек вспоминает, как быть хозяином – не скотины, но четвероного друга.
«Лошадь выдержит. Пусть её хозяйственное значение сейчас ничтожно. Всё равно она выдержит, она не исчезнет до тех пор, пока существует сам человек. Ибо на всей земле по пальцам можно пересчитать тех, в чьей жизни и памяти, в испытаниях судьбы и личных пристрастиях лошадь вовсе не занимала бы места».
Уильям Фолкнер, американский писатель, прозаик, лауреат Нобелевской премии по литературе.