абсурд это что такое
АБСУРД — что это. Абсурд в религии, психологии и философии
Абсурд. Лишь при поверхностном рассмотрении можно назвать наш мир гармоничным и упорядоченным. На самом деле в нем в больших количествах встречается абсурд и хаос. Философы разных времен размышляли об этом и приходили к интересным и необычным выводам.
Что значит абсурд?
Слово абсурд происходит от лат. absurdus, «нестройный, нелепый». Его употребляют в ситуации, когда хотят показать противоречивость утверждения или происходящего. Давая трактовки того, что значит абсурдный и абсурд, некоторые философы склоняются в сторону такого значения, как бессмыслица. Такой подход неверен, ведь под бессмыслицей правильнее понимать утверждения, которые не несут в себе семантической нагрузки: «Окна, стояли дни». Абсурд — это утверждения, которые несут в себе мысль, но она является неверной, противоречивой: «У отца никогда не было детей».
Метод абсурда эффективно применяется в культуре, где он может приобретать дополнительные значения. С помощью абсурда писатель может заставить читателя мыслить иначе, а музыкант привести к новому пониманию музыки. В обиходе слово абсурд может иметь значение нелепости, бессмыслицы, крайности, предела, уникальности, запредельности мышления, лжи, обмана.
Философия абсурда
Философия абсурда появилась в середине 19 века. Ее основоположником можно считать датского философа Сёрена Кьеркегора. Абсурд в философии – это утверждение бессмысленности человеческого бытия. Мысли об абсурдности жизни были навеяны социальными проблемами, революциями и войнами. Абсурдизм был представлен в работах Камю, Ницше, Достоевского, Бердяева.
Философия абсурда строилась на том, что человек не может найти смысл жизни. Все поиски приводили к таким двум выводам:
Психология абсурда
С точки зрения психологии, полный абсурд – это те предметы, события, мысли, которые являются для нас непривычными, не вписываются в наше стереотипное понимание. Абсурд применяется психологическими школами для таких целей:
Абсурды христианства
Говорить об абсурдах в христианстве можно лишь при условии поверхностного изучения этого вопроса. С первого взгляда можно найти не один абсурд в Библии, а целые комплексы странных и противоречащих друг с другом фактов. Однако Библия никогда не была книгой простой и доступной. К библейским абсурдам относят такие моменты:
Абсурдные религии
Хотя религия касается личностных глубинных переживаний и связана с верой в Бога, даже в эту сферу проник абсурд. Самые абсурдные религии являются странной смесью верований, культов и фантазий:
Самые абсурдные законы в мире
В мире существует немало законов, адекватность которых можно поставить под вопрос. Некоторые из них абсурдны лишь на первый взгляд, но для их написания существовали реальные причины. Другие же устарели, но не были исключены из списка законов. В третью группу попадают законы, логическое объяснение которым найти сложно. Самые абсурдные законы можно найти в таких странах:
Абсурд
Абсурд – это понятие, используемое для обозначения странных и нелепых событий или вещей, противоречащих общепринятой логике или законам здравого смысла. Происхождение слова абсурд обязано латинскому языку, где оно дословно означало информацию, исходящую от глухого, т.е. настолько нелепую, что попытки её хоть как объяснить самому себе либо окружающим являются столь же бесполезными, сколь и понять (представить) изложенное.
Более глубоко абсурд означает не только очевидную бессмысленность какого-либо положения или концепции, но и результат логического разбора выбранного механизма, когда люди приходят к наличию внутренних противоречий в самой концепции. Многие философские школы использовали приём доведения ситуации до состояния абсурда в спорах для того, чтобы показать слабые места выдвигаемой собеседником теории, а также содержащиеся в ней противоречащие друг другу части.
Помимо того, что абсурд является понятием, отражающим концепции и действия, его можно использовать в качестве техники преобразования реальности или ситуационного воздействия на людей. Менее действенным является показывать человеку абсурдность его рассуждений – это занимает много времени и энергетических ресурсов. А вот намеренное доведение ситуации с легкой степенью нестыковки до полнейшей абсурдности может спровоцировать не только изменение конкретной ситуации, но также понять общее мировоззрение человека, а иногда и его смысловую сферу. В психотерапевтических кругах, когда клиент начинает терять цель собственной жизни, часто используют категорию абсурда, чтобы отделить значимое от того, что просто подбирает жизненное пространство.
Что такое абсурд
Значение слова абсурд подразумевает одновременное отрицание и утверждение, оно всегда нарушает логику существования в данном мире, но при этом не является синонимом бессмыслицы или примером разорванности мыслительных процессов. Таким образом, абсурдность утверждений имеет логику, которую можно соотносить с окружающей действительностью, это не простой набор несвязных слов, превращающийся в нелепицу, абсурд – это всегда утверждение логичное и связное, но не истинное.
Примером бессмыслицы может служить утверждение о том, что «солнце встаёт, потому что груша», а пример абсурда всегда содержит логическое противоречие «солнце, как обычно встало на западе». Оба высказывания вызывают протест у логической части сознания, и пока первая ввергает в ощущение ступора и невозможности разобраться, то в ситуации с абсурдным утверждением возможны выяснения ошибки (ведь солнце встает на востоке) или преднамеренного искажения фактов для того, чтобы передать метафорически бессмысленность какой-то ситуации.
Чаще всего данный термин употребляется относительно различных жизненных и гуманитарных категорий, но есть не только философия абсурда, но также и математическая сторона. В математике об абсурде можно говорить, когда используется элемент, не имеющий отношения ни к системе вычислений, ни к полю выбранного числового ряда, но при этом относящийся к математике в целом. Например, находясь в системе действительных чисел, не используются корни из отрицательных чисел, а в рамках целых чисел не используются дробные доли.
Абсурдность, как психологическая категория активно начала использоваться в экзистенциальном течении, и основные утверждения сводились к ощущению бессмысленности человеческого существования и безнадёжности попыток что-либо изменить. Тесно данная категория контактирует с поиском смысла жизни и переживания конечности собственного существования.
Именно абсурдность восприятия жизни создаёт у человека ощущение пустоты жизни и невозможность заполнить её какими-либо значимыми и вескими категориями, что в итоге приводит к потере веры и смысла. Можно сказать, что вся психология экзистенциализма направлена на поиск смысла своего существования вопреки абсурдности окружающего мира и возможности найти в нём место для наполненного и осознанного существования.
В абсурде смысл всегда предстаёт перед человеком своей изнанкой, поэтому существует столько трудностей в самих попытках дать логическое определение тому понятию, где логика нарушена. Это парадоксальный феномен, объяснить который можно только попытками, но никогда нельзя седлать это полностью и досконально точно, но при этом всем именно абсурдные утверждения или мысли, события или гипотезы помогают выйти за пределы привычного мировосприятия. Столкновение парадигм расширяют возможности творчества и границы смысловых сфер человеческого бытия, поэтому на определенном этапе и при соответствующих изменениях в деятельностной сфере возможна трансформация абсурдности происходящего или утверждаемого в логически обоснованное.
Внутренний разрыв тезисов, отрицание смысла, инверсия взаимодополняющих понятий – те моменты, благодаря которым могут появляться абсурдные утверждения. С другой стороны термин абсурд может употребляться некорректно общемировому устройству из-за ограниченности самого человека. Например, когда широта знаний или эрудированность одного индивидуума заставляет его считать абсурдным утверждения и идеи того, кто знает больше. Такое было при утверждении, что планета имеет форму шара, и такое же будет происходить, когда учёные из самых передовых лабораторий попробуют объяснить свои достижения человеку без среднего образования, проживающего в глубинке.
Довольно часто абсурд лежит в основе анекдотичных случаев или юмористических ситуаций, а утрирование позволяет довести ситуацию до полного абсурда, окончательно оголив нелогичность или противоречивость действий человека. Весёлые ситуации заставляют нас реагировать положительным образом, поскольку мы находимся вне их непосредственного воздействия и можем выбрать на какой стороне оставаться, понимаем нелогичность и противоречивость действий.
Смех заканчивается тогда, когда сам человек становится участником такого процесса и неконтролируемые проявления аффективной части заставляют действовать вопреки логике. Это мощный инструмент для осознания жизни и её основных или главных моментов. При постоянных жалобах, доведение ситуации до абсурдной может помочь прекратить жалобы, стоит всего лишь усилить самобичевания, сознавшись, что во всех бедах виноваты только вы и в первой мировой войне тоже. Это помогает регулировать ситуацию, когда по своему социальному положению или рангу вы не можете напрямую противостоять человеку, а он в силу самодурства, требует от вас нелогичных вещей – доводите ситуацию до максимального абсурда.
Когда жена начинает слушаться мужа во всём, то оказывается, что перестаёт хватать денег или были приняты неверные решения, но ответственность за всё теперь лежит только на мужчине. Когда сотрудник на замечания о его невоспитанности начинает через слово говорить благодарственные речи на полчаса, чем тормозит рабочий процесс, то уже скоро сами преследователи морали будут просить выражаться проще и по делу.
Примеры из жизни
Представляя собой сложную философскую, математическую, психологическую и жизненную категорию, понятие абсурда не всегда доступно пониманию после прочтения определения. Для глубокого понимания и правильного употребления слова бывает полезно узнать примеры его применения, причём это может касаться как высказываний, так и конкретных действенных ситуаций.
Существуют классические примеры абсурдных утверждений, используемые на протяжении многих столетий для объяснения сути противоречия. Так, когда человек говорит о бесцветной зелени или квадратном круге его высказывания являются абсурдными, но не бессмысленными. Данные категории относятся к тем, которые тяжело представить не в силу глупости или бессвязности понятий, а потому что они, исключая друг друга, продолжают употребляться вместе.
В ситуационном поле абсурдные поступки иногда схожи с безрезультатными, однако более эмоционально насыщенны и вызывающее огромное недоумение. Сюда можно отнести попытки тушить пожар вином или выходить с военным ножом против колонны бронированной техники – в этих ситуаций есть причина этих действий и даже некая логика, но при этом они абсурдны по своей сути.
Абсурдно ждать кипятка льющегося из крана с обозначением горячей воды, даже если вам это очень нужно – ни сегодня, ни завтра этого не произойдет, если не переподключить подачу. Все ситуации с абсурдностью действий построены на несоответствии ожиданий природному течению жизни, что может происходить в силу различных обстоятельств – иногда люди не могут оценить уровень опасности из-за аффективного состояния и выходят в одиночку на десяток профессиональных убийц, а иногда они обладают магическим мышлением и считают, что если пройти весь путь до дома, не наступив на трещину, то там появится электричество.
Более тонкая иллюстрация абсурдности – это практически все случаи обиды и выяснения отношений, основанные на невысказанных ожиданиях и договоренностях. Когда молодой человек сам решил, что девушка этот вечер проведёт с ним, а потом, придя домой не застанет её, то скандал или обида в её адрес будут довольно абсурдными, ведь предварительной договорённости не было. В любом взаимодействии между людьми может присутствовать абсурд, когда от другого требуют тех действий или слов, которые не могут дать сами. Например, чтобы партнёр во всех ссорах винил только себя – это невозможно, ведь каждый пытается доказать свою точку зрения и в любом конфликте виноваты оба.
В смысловом пространстве каждой личности есть глубокое место экзистенциального вакуума, где царит бессмысленность и понимание абсурдности существования. Примерами такого переживания могут быть мысли о том, что человеческая жизнь конечна и полна проблем, поэтому любые попытки её улучшить или как-то реабилитировать, абсурдны по своей природе. Такие кризисы редки и регулируются самосохранением, но при этом бывают моменты, когда человек ощущает абсурдность идти на работу ради денег, чтобы прокормить себя, ведь все равно придётся умирать. Но, как и с другими ситуациями, экзистенциальный уровень абсурдности, доходя до своего предела (а есть специальные техники усугубления бессмысленности) превращается в противоположное понятие – собственный смысл жизни вопреки общей его абсурдности.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
абсурд
Смотреть что такое «абсурд» в других словарях:
АБСУРД — (от лат. absurdus нелепый, глупый) нелепость, противоречие. В логике под А. обычно понимается противоречивое выражение. В таком выражении что то утверждается и отрицается одновременно, как, напр., в высказывании «Тщеславие существует и тщеславия… … Философская энциклопедия
Абсурд — Абсурд ♦ Absurde Не отсутствие смысла. Например, слово «затмение» ничего не означает, но ничего абсурдного в нем нет. И наоборот, то или иное высказывание может быть абсурдным лишь при условии, что оно что то означает. Воспользуемся… … Философский словарь Спонвиля
АБСУРД — (лат. absurditas, от ab от и surdus глухой). Нелепость, бессмыслица. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АБСУРД [лат. absurdus нелепый] 1) бессмыслица, нелепость, нонсенс; 2) лит. драма а. одно из… … Словарь иностранных слов русского языка
абсурд — См. нелепость. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. абсурд абсурдность, бессмыслица, абракадабра, бред, нонсенс, нелепость, тарабарщина, вздор, ерунда, чепуха, чепуховина,… … Словарь синонимов
АБСУРД — понятие, показывающее, что мир выходит за пределы нашего представления о нем; этимологически восходит к латинскому слову absurdus неблагозвучный, несообразный, нелепый, от surdus глухой, тайный, неявный; наиболее важными пограничными… … Энциклопедия культурологии
АБСУРД — (от лат. absurdus нелепый) бессмыслица, нелепость … Большой Энциклопедический словарь
АБСУРД — (лат. ad absurdum исходящий от глухого) термин интеллектуальной традиции, обозначающий нелепость, бессмысленность феномена или явления. В истории философии понятие «А.» стало использоваться экзистенциализмом как атрибутивная характеристика… … Новейший философский словарь
АБСУРД — АБСУРД, абсурда, муж. (лат. absurdum). Нелепость, бессмыслица. Довести до абсурда. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
АБСУРД — АБСУРД, а, муж. Нелепость, бессмыслица. Довести мысль до абсурда. • Театр (драма) абсурда течение в драматургии, изображающее мир как хаос и поступки людей как алогичные, бессмысленные. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова
АБСУРД — (от лат. absurdus нелепый) англ. absurd/absurdity; нем. Absurditat /Unsinn. 1. Выражение противоречивое или лишенное смысла. 2. В формальной логике определение противоречивое либо к такому сводимое при помощи правил умозаключений (reduc tio ad… … Энциклопедия социологии
Абсурд — это оценочное суждение или философская категория
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Хочу продолжить «разбор» интересных слов, которые часто употребляются, но не всегда понятно их точное значение (как, например, в недавно рассмотренных терминах «абстракция» и «интерпретация»).
Сегодня у нас на очереди «абсурд». Что это такое, какова история происхождения слова и когда уместно его употреблять. В каких областях оно чаще всего используется и для чего служит. Надеюсь, что будет интересно.
Происхождение слова — что это такое
Абсурд – это нечто нелепое, лишенное смысла, нелогичное. Слово используется для обозначения странных, непонятных событий и явлений, внутренних противоречий в рамках концепции, из-за которых она становится ненужной, неприменимой на практике.
Понятие используется в разговорной речи и научной литературе в качестве специального термина для следующих областей знаний: логика, философия, диалектика, математика, литература.
Понятие «абсурд» пришло в русский язык из латыни, от слова «absurdus» («нелепый»), которое, в свою очередь, образовалось от «absurdum», что в буквальном переводе означает «исходящий от глухого». Это настолько бесполезная информация, что попытки понять ее или объяснить окружающим делаются бессмыслицей, напрасной тратой времени.
Абсурд – это утверждение, связанное логически, но противоречащее реальному положению дел. Этим оно отличается от близкого по значению понятия – «бессмыслица».
Разницу между ними демонстрирует следующий пример:
Обе эти фразы – противоречие здравому смыслу, они вызывают протест в сознании читателя или слушателя. Однако первая лишена внутренней логики, попытки разобраться в ней заведомо обречены на провал, поэтому она относится к категории бессмыслицы.
Второе же предложение – это абсурд. Его автор либо ошибся из-за незнания реального положения дел, либо намеренно исказил факты с целью привлечь внимание собеседников, вызвать у них какие-либо эмоции.
Употребление слова в разговорном языке
Существуют следующие синонимы абсурда:
В разговорной лексике четкое разграничение между абсурдом и бессмыслицей отсутствует. Эти значения часто используются как синонимы, показывающие, что какое-либо событие, ситуация противоречит нормальному положению дел, человеческой логике.
Например, употребление понятия оправдано в следующих предложениях:
Слово это относится скорее к книжному словарю, нежели к разговорному стилю. Его часто используют как литературный прием, выражение, определение, призванное привлечь внимание читателя, заставить остановиться и задуматься, например: «Тщеславие существует и тщеславия нет».
Понятие абсурда в философии экзистенциализма
Философия экзистенциализма (это что?) развилась в самостоятельное течение в 1940-х годах. Представители этого направления – Ницше, Камю, Сартр и другие. Объект их интереса – кризисное положение человека в современном мире, когда былые ценности и идеалы оказались утрачены. Разлад с окружающей средой вызывает ощущение бессмысленности жизни.
Абсурдность восприятия приводит человека к мыслям о тщетности, пустоте существования, отсутствию веры и смысла. Философы экзистенциализма утверждают, что заканчивать жить – это не лучший способ вырваться из гнетущего однообразия. Можно смириться с окружающей реальностью и наслаждаться происходящим вопреки сложившимся обстоятельствам.
Этот вывод следует из «Мифа о Сизифе», написанного Камю. Его герой вынужден постоянно поднимать на гору тяжелый камень, который скатывается с вершины вниз. На первый взгляд, ситуация кажется абсурдом, торжеством однообразия. Однако стоит задуматься: по ходу своей нелегкой работы Сизиф может оглядываться по сторонам, находить для себя что-то новое и наслаждаться существованием, пусть даже в таких условиях.
Абсурд в искусстве
Это особое направление в литературе и театральном искусстве, ставшее популярным в 1950-х годах. Автор произведения ставит зрителя или читателя перед какой-либо нерешенной проблемой, постоянно нарушает логику, что вызывает ощущение недосказанности, дискомфорта.
Задача произведения искусства – разрушить шаблоны восприятия, заставить взглянуть на мир по-новому. Авторы пьес для театра абсурда считают, что они кажутся бессмысленным нагромождением явлений и событий только вначале. Погрузившись в атмосферу представления, зритель понимает, что первое впечатление ложное: на сцене показываются факты, логически связанные между собой.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Одно дело сказать, что нечто является абсурдом, совсем другое — обосновать, что это абсурд. Мы часто бросаемся такими словами, не пытаясь разобраться в сути. Далеко не все, что противоречит нашим убеждениям есть абсурд, абсурдом могут оказаться сами убеждения.
С абсурдом надо быть аккуратнее, а то можно попасть впросак. Например, на выставке, перецепившись через пустое ведро с тряпкой можно нарваться ещё и на штраф — ибо это может оказаться элементом выставки авангардистов! Особенно не стоит наступать на собачьи к@к@шки — они там точно не просто так лежат. Так «художник» видит наш мир! Будьте уверены, что это собачье дерь*мо ещё и кто-нибудь купит! )))
Значение слова абсурд
Словарь Ушакова
абс у рд, абсурда, муж. (лат. absurdum). Нелепость, бессмыслица. Довести до абсурда.
Этимологический Словарь Русского Языка
Латинское – absurdus (нескладный, неблагозвучный).
В русском языке слово абсурд известно с середины XIX в. как заимствование из западноевропейских языков: французского, немецкого или итальянского. А первоисточником является латинское слово absurdus – «неблагозвучный», «нескладный», «несообразный» и родственное ему surdus – «глухой».
Современное значение русского слова абсурд – «бессмыслица», «нелепость».
Энциклопедия моды и одежды
(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)
Культурология. Словарь-справочник
понятие, показывающее, что мир выходит за пределы нашего представления о нем; этимологически восходит к латинскому слову absurdus — неблагозвучный, несообразный, нелепый, от surdus — глухой, тайный, неявный; наиболее важными пограничными значениями слова «А.» представляются глухой (как неслышимый), неявный и нелепый: А. в данном случае воспринимается не как отсутствие смысла, а как смысл, к-рый неслышим. Понятие А. тесно связано с рационалистич. логикой. В характерной для неорационализма статье М. Стафецкой «Феноменология А.» А. определяется как «ловушка, в к-рую попадает сознание», как «плата за ослепление доказательной мощью понятия». Для рационалистов А. — бездна, отделяющая правильный, разумный мир сознания от беспорядочной гармонии хаоса, со всех сторон продуваемой ветрами смыслов. А. — неявен, он одновременно имеет и не имеет место, т.е. находится в и вне нашего мира. Поэтому абсурдное для нашего мира в другом мире может восприниматься как имеющее умопостигаемый смысл. «А. — граница формализованного мышления, без к-рой оно не может функционировать» (Г. Померанц). Переходя эту границу, формализованный разум может достигать качественно нового уровня (напр., алгебра Буля, геометрия Лобачевского, физика Эйнштейна и Бора). Абсурдное мышление выступает в качестве импульса к образованию иного мира, одновременно расширяя иррац. основу мысли; а сам А. обретает смысл, к-рый может быть высказан и понят.
В рус. языке есть слово, семантически вбирающее в себя понятия А. и нонсенса — бессмыслица. Нонсенс и бессмыслица во многом имеют сходные значения: нонсенс — не простое отсутствие смысла, а скорее активная невозможность существования смысла; бессмыслица — проистекающая из этого невозможность проявления действий субъектом, этого смысла лишенным. Одна из наиболее значит. теорий бессмыслицы была разработана в кружке «чинарей» (А. Введенский, Я. Друскин, Л. Липавский, В. Олейников, Д. Хармс). Этот кружок, существовавший в 20-30-е гг., — попытка художественно-филос. развития и преодоления традиции рус. Авангарда. Своеобразным манифестом «чинарей» можно считать строки А. Введенского «Горит бессмыслицы звезда, она одна без дна. » Исходя из тезиса о текучести мысли и языка, у «чинарей» можно различить два вида бессмыслицы. Первый — бессмыслица речи, в к-рой слова вводятся в непривычный для них контекст, что приводит к «столкновению смыслов» в тексте и языке. Через разрушение ассоциативных и логич. связей «чинари» создавали свой язык, в к-ром даже отд. слово могло быть переполненной смыслами герметической метафорой. Второй вид бессмыслицы можно назвать онтологическим. Возможно, это было самое близкое соприкосновение (а не заимствование!) рос. филос. традиции с франц. экзистенциализмом.
В отличие от экзистенциалистов, считавших, что нонсенс просто противоположен смыслу, Делёз пишет: «Нонсенс — то, что не имеет смысла, но также и то, что противоположно отсутствию последнего, что само по себе дарует смысл. » Делёз отмечает, что в Структурализме смысл не является целью (а иногда и ценностью). «Смысла всегда слишком много, это избыток, производимый нонсенсом как недостатком самого себя».
Однако существует и другая традиция истолкования смысла, традиция, в к-рой «смысл должен быть найден, но не может быть создан». Это «смыслоцентрич.» традиция находит свое выражение и в европ. рационалистич. философии 18-19 вв., и в экзистенциализме, и в других течениях гуманитарной мысли Запада. В «гуманистич. психологии» смысл существует и как условие человеч. существования, и как смысл конкр. ситуации. Это проявляется и тогда, когда речь идет о смысле жизни человека, о конкр. ситуации в бытии или о слове в тексте. Но, говоря об интерпретации слова (самого по себе или в контексте), мы сталкиваемся с двумя понятиями — смысл и значение, — разграничение областей действия к-рых составляет одну из важнейших проблем совр. герменевтики и деконструктивизма (см. Герменевтика). Деррида понимает значение текста как навязывание этого значения читателем, «вкладывание» его в текст, якобы этого смысла не имеющий. Он исходит из того, что слово и обозначаемое им понятие никогда не могут быть одним и тем же. Э. Хирш разделяет данные понятия; для него смысл (meaning) — первонач. смысл, получаемый читателем при восприятии текста, а значение (significance) возникает в рез-те соотнесения первонач. смысла с контекстом внутр. мира интерпретатора. Существуют и другие трактовки значения и смысла, но все они выводят нас на глобальную проблему понимания (см. Понимание).
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996
Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Абсурден ли мир? Он был бы абсурден, если бы имел смысл, отличный от нашего. Абсурд, считал Камю, рождается из сравнения двух и больше не сравнимых, взаимоотрицающих, антиномичных или противоречащих друг другу понятий, и «чем шире разрыв между членами сравнения, тем выше степень абсурда». И Камю приводит такой пример: «Если я вижу, как солдат с одной саблей или шашкой бросается на пулеметы, я скажу, что его действия абсурдны. Но они абсурдны лишь в силу диспропорции между его намерением и тем, что ждет его в реальности, абсурдны в силу очевидного противоречия между его реальными силами и поставленной им перед собой целью». Не существует абсурда как такового, абсурда в себе, т. е. абсолютного абсурда. «Абсурд по сути своей есть разлад. Ни в одном, ни в другом из сравниваемых элементов ничего абсурдного нет. Он рождается от их столкновения». Так что мир не абсурден. Как объясняет «Миф о Сизифе», абсурд заключается в «конфронтации человеческого зова и безмозглого молчания мира». Мир не имеет смысла, но это делает его абсурдным лишь для нас, ищущих смысл. Поэтому абсурд это «пункт отправления», а вовсе не «пункт прибытия». Для того, кто сумеет принять этот мир с его молчанием и безразличием, в его простой и чистой реальности, он перестанет быть абсурдным. Но не потому, что в нем отыщется какой-то смысл, а потому что отсутствие в нем смысла перестанет ощущаться как нехватка. В этом высшая мудрость повести Камю «Посторонний»: «Лишенный надежды, стоял я среди ночи, полной знаков и звезд, впервые открываясь нежному безразличию мира. Ощущая его таким по-братски похожим на меня, я наконец-то почувствовал, как счастлив был раньше, как счастлив теперь…» Трудно лучше объяснить, что такое абсурд. Не отсутствие смысла, но крушение смысла, его нехватка. Тогда мудрость – это полное приятие, и не смысла, а своего присутствия в мире.
Вот это-то и есть самое трудное: не биться над пониманием жизни как над решением трудной загадки, а принимать ее такой, какая она есть, – хрупкой и недолговечной, и принимать по возможности с радостью. Мудрость трагична, если это мудрость не смысла, а истины, не толкования, а любви и мужества.
Суть всего этого выразил Артюр Адамов (**): «Жизнь не абсурдна. Просто она трудная штука. Очень трудная».
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG absurd)