абзетцер что это такое
Гигантские Карьерные Экскаваторы. Последний шанс увидеть Абзетцер
Одна из главных индустриальных достопримечательностей Подмосковья скоро исчезнет из Воскресенского района.
А правильнее сказать — будет разобрана и перевезена в Кемеровскую область.
О таких планах рассказал машинист легендарного абзетцера.
Тем временем постепенно разбирается узкоколейка, ведущая к карьеру Лопатинского фосфоритного рудника.
Оказавшись в этом карьере можно почувствовать себя героем фантастического фильма.
В советское время здесь добывали фосфорит, а в последние годы кварцевый песок.
Огромный многоковшовый экскаватор Takraf ERs 710 в высоту с пятиэтажный дом поражает своими размерами. Стоит он на шести гусеницах выше человеческого роста. Вес каждой секции составляет 280 кг!
Внутренняя часть — это машинный зал и несколько этажей огромных механизмов и коридоров. Управляют аппаратом два машиниста: один контролирует добычу породы, а второй ее отгрузку в железнодорожный состав.
Абзетцер оснащен 36-ю ковшами. Каждый ковш объемом 710 литров. Зачерпнутая ковшами порода отправляется внутрь машины, где попадает на крутящийся диск, а потом на погрузочную ленту. И уже после этого попадает в вагон. Состав из 12 вагонов грузоподъёмностью в 60 тонн каждый загружался за 12-15 минут.
Работает на электричестве. К нему тянется кабель в 6000 вольт. Потребляет 108 кВтч*
UPD.108 кВтч — цифра из нескольких статей, найденных в интернете. В комментариях пишут, что она намного больше. Напишите если знаете точную.
Был произведён в 1983 году в ГДР и собран советскими рабочими в течении года уже на карьере.
Под «пятым этажом» ютятся ласточки.
Вес абзетцера составляет 1800 тонн!
Компанию абзетцеру составляет ещё одна машина – шагающий экскаватор ЭШ-11/70 производства НКМЗ (Новокраматорский Машиностроительный Завод).
Расшифровывается как «ЭШ» – Экскаватор Шагающий, 11 — объём ковша в кубометрах, 70 – длина стрелы в метрах.
Рабочий вес, около 700 тонн. Машина применяется для удаления верхних слоёв почвы и освобождения доступа к полезным ископаемым для многоковшового коллеги. В задней части есть огромный кронштейн для противовеса.
UPD. “Хочу немножечко автора поправить. Это не для противовеса, а для выезда мостового крана, который находится внутри, что бы выгружать и загружать узлы и агрегаты.”
Нам удалось подняться на крышу кабины машиниста и посмотреть на окрестности чуть повыше.
Не так давно на территории рудника было пять подобных машин, но, увы, четыре из них отправились на металлолом. Жаль, можно было бы сделать музей абзетцеров, как Феррополис в Германии и привлекать толпы туристов.
По выходным дням самими машинистами проводятся неофициальные экскурсии за символические сто рублей с человека 🙂
Спешите видеть! Пока всё не разобрали.
Если вам понравилась запись, нажмите на кнопочку «Поделиться» внизу страницы ↓↓↓
Значение слова «абзетцер»
Отвалообразователи, использующиеся при формировании штабелей сыпучих материалов на складских площадках, а также в разнообразных усреднительных складах для гомогенизации сыпучих грузов различного качества, называют в русскоязычной литературе также штабелеукладчиками, в англоязычной стакерами. Для закладки усреднительных штабелей особенно эффективным является полностью автоматический режим работы. На складах прямоугольного типа устанавливаются, как правило, штабелеукладчики на рельсовом ходу, разгрузочная стрела которых оснащается часто механизмами подъёма и поворота. Штабелеукладчик с поворотной стрелой необходим для закладки штабелей с параллельным расположением, а также для технологических схем «Strata» и «Windrow». При таком конструктивном исполнении разгрузочная стрела поворачивается с помощью шарикового опорно-поворотного круга. Установка стрелы по высоте производится регулируемым механизмом подъёма с помощью либо гидравлического привода, либо системы канатных блоков. При необходимости закладки материала на малом расстоянии от гребня укладываемого штабеля (во избежание повреждения материала или сильного пылеобразования) высота разгрузки стрелы должна изменяться в широких пределах.
В дальнейшем рассматриваются механизмы, относящиееся к горному оборудованию и работающие в отвал.
абзе́тцер и а́бзетцер
1. строит. многочерпаковый экскаватор для выемки и перемещения пустых пород на отвалах карьеров
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: шок — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
ru_abandoned
Забытые в прошлом (ЧИТАЙТЕ ПРАВИЛА!)
Наконец-то и мы добрались до хорошо известного многим городским исследователям (и не только) места. Монструозные железные машины в духе «Безумного Макса» доживают последние дни на Лопатинском карьере близ Воскресенска. 🏭
4. Экскаватор настолько большой, что даже внутренних помещений с головой хватает для изучения. 🏃
5. Продолжаем прогулку по интерьерам «железного монстра».
6. 🔹Можно подняться на местную крышу, откуда открывается отличный ракурс на карьер и стрелу с ковшами. А еще возникает ощущение, что находишься на палубе какого-то крейсера 🔝
7. Приборные панели по управлению экскаватором с надписями на немецком языке.
8. Многоковшовый цепной экскаватор Takraf Ers 710 имеет непрерывную схему хода ковшей, они расположены на длинной конвеерообразной стреле. 🏗️
9. 🔹В советскую эпоху на данном месторождении добывались фосфаты, однако концу XX века спрос на них упал. Уцелевшие экскаваторы в недавнем времени добывали формовочный песок для производства стекла. В настоящее время работа не ведётся, администрация собирается утилизировать оставшиеся машины и закрывать месторождение((( А могли бы сделать музей.😖
10. Спускаемся вниз и делаем фотографию общего вида абзетцера Takraf. Машин подобного рода и размеров я никогда не видел, поэтому для меня вдвойне было интересно увидеть это крутое место) Кстати, передвигается абзетцер на шести гусеницах. Вес каждой секции составляет 280 кг! 🚧
12. Вообще, мы планировали добраться до цели на машине 🚗, но чуть не рассчитали наши силы и погодные условия, поэтому оставшиеся 3 км мы шли пешком через лес по сугробам 🌲Зато познакомились с местными охотниками и подышали свежим воздухом)
P.S. А тем, кто хочет видеть мои путешествия и приключения в режиме реального времени, предлагаю добавить меня в Instagram 😉
Я буду очень рад новым друзьям и читателям в ЖЖ! Дружить;)
Если вам понравился этот репортаж, советую посмотреть также:
Красивое близко: техногенное наследие Союза
В наследство от СССР нам достались воспоминания о былой славе, осколки командной экономики, «заточенной» под военные нужды и… тысячи ставших никому не нужными полусекретных объектов. Сегодня изучаем несколько особенно любопытных сооружений под Москвой.
Автор фото: Михаил Гризли
Научно исследовательский комплекс сверх- и ультравысоких напряжений ГНЦ ВЭИ
К северо-западу от Москвы, неподалеку от г. Истра, находится исследовательский комплекс высоковольтных установок Государственного Научного Центра «Всероссийского электротехнического института». Создание этого комплекса началось после войны в 1950-х, а институт был основан в 1921 году.
Установки, стоящие неподалеку от Истры, — это лаборатория научного центра, где генерируются ультравысокие напряжения, проще говоря, молнии. Далее этими молниями «бьют» в различные объекты и изучают, что же получается. Помимо этого, тут есть установка, называемая «генератор грозовых туч». Естественно, настоящую тучу сгенерировать очень сложно (вес тучи составляет несколько сотен тонн). Тут создаются тучки миниатюрные, и электрический заряд в них меньше — все соразмерно. Но зрелище великолепное.
В комплекс входят несколько установок. Каскад генераторов на 3 МВ (мегавольта), генератор импульсных напряжений (молний) 9 МВ, установка постоянного напряжения 2.25 МВ, универсальный комплекс для испытаний объектов на устойчивость к импульсным электромагнитным полям и комплекс для испытания высоковольтных электровакуумных приборов.
В 80-х тут построили здание с куполом, в котором хотели разместить лабораторию по изучению электромагнитных полей, образующихся после ядерного взрыва. Но довести дело до конца не успели — СССР развалился, как, собственно, и купол. Сейчас испытания здесь проводят намного реже, однако объект не является заброшенным.
И тут есть на что посмотреть! Особенно интересно, если застать проведение каких-нибудь испытаний. Но это только летом. Установки запускают в сухую и теплую погоду, иначе велик шанс выхода их из строя. Увидев однажды настоящую молнию на расстоянии нескольких десятков метров или рождение грозового облака, с бегающими внутри него электрическими разрядами, можно получить впечатления на всю оставшуюся жизнь. Впрочем, шансов стать зрителем на этом электрошоу немного, так как испытания проходят редко, и в Интернете их расписания никто не выкладывает.
Добраться до научно-исследовательского комплекса можно, двигаясь по Новорижскому шоссе до развязки в Давыдовское. Далее сворачиваем направо в поселок, оттуда до Волоколамского шоссе, на котором поворачиваем в сторону Москвы. Едем до поселка Красная Горка, где уходим налево на Почтовую улицу, в конце которой и находится весь комплекс. Вход на территорию, естественно, охраняется, однако охранники зачастую пускают туристов посмотреть на установки.
Координаты 55°55’26», 36°49’10».
Затопленный космопорт
К западу от Москвы в поселке Хлюпино находится недостроенный объект, предназначение которого доподлинно не известно. Большинство считает, что «недострой» является неким военным складом для ракет и прочего военного оборудования, некоторые говорят о нем как о котловане под фундамент какого-то строения, другие — как о бункере, четвертые насмешливо называют его инопланетным космопортом. Последняя версия мне нравится больше всего, так что буду называть объект именно так.
Как бы то ни было, строительство космопорта было остановлено в начале 90-х, а так как дренажную систему закончить не успели, то один из двух подземных этажей был полностью затоплен, а второй затонул наполовину.
Вода в строении проточная и довольно чистая — купаться летом можно, но осторожно: кое-где торчит арматура, которую, впрочем, видно, так как вода прозрачная. В некоторых местах встречается и застойная вода, которая, соответственно, сезонами начинает цвести. В этом искусственном водоеме водится всевозможная живность.
Зимой тут можно покататься на коньках — водоем защищен от ветра бетонными стенами строения и окружающим лесом, из-за чего поверхность льда получается довольно гладкой. А если кататься внутри строения, куда снег попасть никак не может, то подо льдом можно увидеть даже мирно плавающих рыб.
Помимо водоема/катка, интересно и просто полазать по «недострою». Главное быть осторожным: некоторые бетонные плиты на надземном этаже сильно качаются, так что каждый шаг должен быть выверенным, а поверхность под ногой предварительно проверена на устойчивость. Для осмотра внутренностей космопорта лучше взять с собой фонарик. Вся постройка навивает жутковатые ощущения, будто попадаешь в постапокалиптический мир или фильм-катастрофу.
Добраться сюда можно, двигаясь по Можайскому шоссе до поселка Большие Вяземы, где нужно свернуть на Звенигород по А-107. По этой дороге необходимо проехать поселок Хлюпино, а затем, после ж/д переезда, свернуть направо и сразу еще раз направо. Далее прямо, по главной дороге налево, 170 метров прямо и направо. Дальше едем прямо. Сразу за поселком начнется грунтовка и будет развилка — тут правее — затем встретится еще одна отворотка, на которой снова нужно держаться правой стороны. Грунтовая дорога в этом месте становится еще хуже. По ней останется проехать примерно 200 метров, которые можно пройти и пешком, если не хочется рисковать машиной.
Координаты 55.670559, 36.971581.
Последний абзетцер Лопатинского рудника
К юго-востоку от Москвы, в районе поселка Новочеркасское, что под Воскресенском, находится Лопатинский рудник по добыче фосфоритов. Начиная с 1960-х годов тут работали три экскаватора, конструкцию которых не назовешь обычной. Это горные экскаваторы — абзетцеры. Ранее из карьера добывали фосфоритный песок, который затем отправлялся на местный химкомбинат.
С начала 90-х годов выработка практически полностью остановилась, а в 2003 году два абзетцера были распилены. По какой причине третий (самый маленький) остался целым, неизвестно. Возможно, не хватило денег, чтобы распилить и его, однако сейчас он иногда даже запускается. Кстати, питается он электричеством, напряжением в 6 000 В.
Этот абзетцер называется Takraf Ers 710, был произведен в ГДР в 1984 году, как и еще два, стоявших тут вместе с ним. Посмотреть на последнего исполина действительно стоит. Агрегат установлен на восьми гусеницах, каждая — в человеческий рост. Выше — кабина, моторные отсеки и поддерживающая стрела.
Высота этой машины — приблизительно 20-30 метров. Длина стрелы-основания, на которой установлен цепной конвейер с ковшами, составляет около 60-70 метров. На стреле располагаются 38 ковшей объемом по 710 литров.
Разгрузка ковшей происходит за экскаватором, где песок по конвейеру отправляется в ж/д вагоны. Обычно за абзетцером прокладываются рельсы, по которым эти вагоны и перегоняют. А рядом всегда стоит рельсоукладчик. Также неподалеку есть еще одна интересная штуковина производства уже советского — шагающий экскаватор НКМЗ ЭШ–1170, который срезает верхний, твердый слой почвы и грунта. Передвигается агрегат при помощи двух «ног», расположенных по бокам.
Застать работу этих огромных машин практически не реально. Но даже в стационарном состоянии эти монстры впечатляют. Плюс, если попросить, то охранники проведут внутрь этого чудовища. Кроме горной техники, полюбоваться можно и самим карьером, местом весьма и весьма живописным. Дно карьера затоплено, а берега представляют собой исполинские ступеньки, оставленные ковшами абзетцера.
Доехать до рудника можно по Новорязанскому шоссе. На перекрестке уходим налево в сторону Воскресенска по А-108. В самом Воскресенске, после моста через Москву нужно свернуть направо на улицу Горького, по ней прямо до упора — до Советской улицы. Далее прямо, на круговом движении нужен 3-й съезд, откуда едем прямо до поселка Хорлово. В Хорлово сворачиваем направо, через Ёлкино к Новочеркасскому. Оттуда к карьеру ведет грунтовка, которую обычно «не видят» навигаторы, но можно сориентироваться по спутниковым картам.
Координаты 55.269043, 38.845596.
Читайте также:
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Абзетцер что это такое
Отчетов про этот карьер написано уже огромное количество, но место оказалось настолько красивым, атмосферным и дружелюбным, что я решил написать еще один 🙂
Находится карьер под Воскресенском. Раньше в этих краях добывали фосфатосодержащую породу для производства минеральных удобрений, но сейчас добыча уже не ведется. Большинство карьеров было заброшено, техника распилена. Однако, один карьер действует до сих пор, правда добывают в нем уже обычный песок. туда мы и направились.
В начале шло все неплохо, машина шла весьма хорошо, даже по довольно опасным на вид глиняным ямам. Управление в таких условиях не имеет ничего общего с управлением машиной на асфальте.
На фото только начало плохого участка, а дальше было не до фото.
Дальше правда все равно пришлось тяжело, но мы проехали 🙂
Внутри я не фотографировал, так как в отчетах читал, что рабочие просят не фотографировать, хотя есть много старых фото в сети изнутри. Впрочем нас не фотографировать не просили. Показали нам буквально все. Сам агрегат разбит на несколько этажей. Питается напряжением 6 киловольт по кабелю. Для кабеля есть специальный барабан, с которого этот кабель разматывается при езде и укладывается на землю.
Внутри помещений огромное количество электромоторов, которые управляют и двигают буквально всеми частями абзетцера. Кроме того солидное место занимает система мотор-генератор, для преобразования напряжений и частот.
У абзетцера есть погрузочная стрела с конвейером:
Состав подъезжает к абзетцеру, тот начинает вращать стрелу так, чтобы она оказалась над вагонами.
После чего запускается цепь с ковшами:
Цепь находится на многозвенной стреле, которая подвешена на несколько рам за тросы. Каждая из рам имеет независимый привод с помощью лебедки, таким образом форма стрелы может меняться в широких пределах и сама стрела может подниматься-опускаться.
Стрела с ковшами двигается влево-вправо, покрывая определенный сектор, при этом постепенно опускается. Таким образом вырабатывается слой песка, если не ошибаюсь мощностью 11 метров. Ковши загребают песок, он подается наверх в машину, где падает на вращающийся круг, поворачивается вокруг оси и пересыпается на ленту, которая идет на погрузочную стрелу, откуда напрямую засыпается в вагоны.
Идем дальше вдоль железной дороги и доходим до агрегата, который нужен для того, чтобы сдвигать путь вбок. Ведь при разработке песка абзетцер проходит линию за линией и путь постоянно надо отодвигать. Под машиной есть гусеницы для езды «вбок» и специальные захваты для рельс.
Не упустили возможность подняться на стрелу. Высота там очень ощутимая, метров 60 думаю есть.
Разумеется отсюда открывается прекрасный вид и на абзетцер и на весь карьер в целом. Надо отметить, что подобная картина крайне нехарактерна для московской области, но совершенно не впечатлит, например, уральцев 🙂
Возвращаемся к абзетцеру. Нам повезло и ближе к вечеру мы застали момент, когда абзетцер закончил вырабатывать очередной «сегмент» песка (происходит это по нашим прикидкам раз в несколько дней, судя по скорости работы). После этого, скрепя канатами машинисты очень медленно подняли стрелу и эта махина сдвинулась с места на своих гусеницах. Неспешно, конечно, но куда ей торопиться?
Тем временем дело шло к закату и как ни печально, но пришлось собираться и уезжать из этого места, после нескольких часов пребывания.
Делаю пару фотографий машинки на фоне техники на память в лучах закатного солнца и выезжаем в сторону КПП.
На обратном пути решили не рисковать и не ехать по плохой дороге, а попробовать выехать через КПП. На КПП нас встретили собачки и добродушный дяденька, который без проблем выпустил нас через шлагбаум.