адаптационные сопли в детском саду что это
Про ОРВИ и детский сад. Продолжаем острую тему поста «Сопливый ребенок в детском саду — благо?»
Недавняя публикация про сопливых детей вызвала бурю возмущения в родительских массах. Давайте попробуем разобраться, почему дети болеют в детском саду и, главное, как можно на это повлиять.
К сожалению, дети, посещающие детский сад, могут болеть до 12–16 раз в год. Сложно назвать это нормой. Скорее, это можно назвать обычным явлением. Каковы же причины этого «обычного явления»?
1. Особенности социального поведения.
Дошкольники общаются значительно более тесно, нежели школьники. Чем младше ребёнок, тем больше познавание мира и сверстников завязано на тактильном контакте. Тем больше вероятности заразиться вирусной инфекцией. В школе начинается разобщение, ограничение тесных контактов — дети болеют реже.
Как решить проблему?
Время.
2. Рост детей.
Чем ниже ребёнок, тем выше концентрация вирусов, выделяемых окружающими, около его лица — капельки влаги, летящие из носов и ртов, благодаря силе всемирного тяготения, стремятся вниз, а не вверх. Чем выше становится ребёнок, тем быстрее он уходит из взвеси вирусов, которая остаётся внизу.
Как решить проблему?
Время.
3. Личная гигиена.
Чем младше дети, тем хуже они соблюдают правила личной гигиены. А в детских садах с большим количеством детей в группе снижен контроль за тем, как и когда дети моют руки и лицо (да, лицо тоже нужно регулярно ополаскивать!). Школьники взрослеют и начинают, в большинстве своём, следить за чистотой кожи рук и лица.
Как решить проблему?
Приучить детей мыть руки и лицо прохладной водой несколько раз в день.
4. Дневной сон.
Конечно, не сам дневной сон повышает частоту ОРВИ, а его условия. Немногие детские сады могут похвастаться отдельной спальней, в которой дети отдыхают на достаточном расстоянии друг от друга. Частая проблема — многоярусные кровати из вызвижных ящиков — тут, как несложно догадаться, больше всех «везёт» тому, кто спит в самом низу. Школьники не спят в школе, у них меньше шансов заболеть ОРВИ.
Как решить проблему?
Забирать ребенка домой после обеда, искать детский сад с просторной спальней. Фантастика, правда? Значит, смирение.
5. Несоответствие гигиеническим нормам температуры и влажности воздуха в детских садах.
в детском саду всегда сухо и жарко. А ведь температура не должна превышать 19–20 градусов, а влажность должна быть не менее 40–50%. Покупка мойки воздуха, или, хотя бы, постоянное проветривание могли бы помочь, но….
В школах ситуация тоже не ахти какая, но жары в 25 градусов уже нет, поэтому ситуация гораздо лучше.
Как решить проблему?
Требовать наладить климат в детском саду.
6. Наличие в группе откровенно больных, а не просто сопливых детей.
Многие родители ведут в сад больного ребенка, потому что им некуда его деть. Просто насморк без ухудшения самочувствия — это, собственно, не болезнь. Это состояние, которое в англоязычных источниках называют common cold. Не заразно, но неприятно для окружающих.
Решение проблемы — …. ну, это проблема государственной поддержки родительства. Боюсь, что мы не сможем ее решить.
Позднее мы подробно поговорим о многих заблуждениях, а сейчас вернёмся к детскому саду.
Итак, эффективны и безопасны:
— вакцинация от гемофильной и пневмококковой инфекций — снижают риск тяжелых осложнений ОРВИ
— витамин Д — снижает риск ОРВИ. Его должны принимать все дети с рождения до 3 лет (сейчас обсуждается приём до 7–8 лет) ежедневно круглый год без перерывов в дозировке 500 МЕ вне зависимости от региона проживания и количества солнечных дней (кстати, от солнца нужно защишаться, но об этом отдельно и позже)
— вакцинация от гриппа в учреждениях закрытого типа (круглосуточные детские сады, кадетский корпус )
Адаптационные сопли в детском саду что это
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Редко какие дети легко и быстро вливаются в новый коллектив.
Статья:
По достижении ребёнком определённого возраста родители сталкиваются с необходимостью отдать его в детский сад. Редко какие дети легко и быстро вливаются в новый коллектив. Чаще всего происходит длительное, а порой и болезненное привыкание к совершенно не знакомым условия и людям. Родители в это время нервничают, переживают и мучаются угрызениями совести, а не слишком ли рано они это сделали.
Как сделать так, чтобы адаптация в детском саду проходила сглажено, без серьёзных проблем и психологических травм для всех участников процесса?
Общая информация
Адаптация — привыкание к новым условиям существования. Именно это происходит с ребёнком, когда его буквально вырывают из родной домашней уютной обстановки и начинают водить в детский сад. По ощущениям (с его точки зрения) это то же самое, как если бы человек попал на другую планету. Стресс вызывает буквально всё:
Вот так, буквально в один миг, жизнь меняется коренным образом. И привыкнуть к этому в одно мгновение невозможно. Поэтому адаптация к детскому саду — длительный и многоступенчатый процесс. Он потребует огромного терпения от родителей и немалых усилий со стороны ребёнка. Чтобы снизить стресс и помочь ему как можно быстрее преодолеть этот сложный период, задумываться об этом вопросе следует задолго до того, как он перешагнёт порог группы.
С миру по нитке. Великобритания. В английских детсадах разрешается приносить с собой домашнюю еду и не спать днём. А простуда, насморк и даже невысокая температура — не помеха для посещения.
Реакция
Согласно статистике, только 1% малышей при поступлении в детский сад ведёт себя так, словно в его жизни ничего не изменилось. У всех остальных наблюдаются определённые реакции в зависимости от того, какая из сфер является их слабым звеном. Существуют разные виды адаптации, и с каждой из них приходится справляться.
Физиологическая
Приспособление маленького организма к изменившимся условиям: новому режиму дня (который категорически нельзя нарушать), другой пище, инфекционным атакам на иммунитет (пришёл кто-то с насморком — на следующий день заболела вся группа). Поэтому в адаптационный период могут наблюдаться такие реакции, как:
Чтобы уменьшить стресс организма, родители должны: за 2-3 месяца до детского сада узнать режим дня и меню в группе, и дома максимально повторять их. Завтрак, обед и полдник устраивать в то же время, класть на дневной сон и будить в определённый момент. Каши, супы, компоты — ко всему этому нужно приучать заранее, иначе капризы по поводу еды будут выводить из себя всех вокруг.
Также нужно своевременно заняться укреплением иммунитета. Обратиться к участковому педиатру. Сейчас много растительных, витаминных и интерферонных препаратов, разработанных специально для детей 2-3 лет.
Психологическая
Самая сложная — психологическая адаптация. Ребёнок толком не понимает, для чего ему каждое утро нужно идти в детский сад и прощаться с мамой. Большинству кажется, что их перестали любить и просто отдали, так как они больше не нужны маме и папе. На фоне такого расстройства начинается фобия, что их не заберут вечером, за ними не придут и они останутся одни. В результате все эти переживания могут вылиться в такие реакции, как:
Рецепт лекарства в таких случаях только один — больше внимания и заботы + разъяснительные беседы, зачем вообще существует садик и почему в него так необходимо ходить каждый день.
Социальная
Для одних детей данный вид адаптации даже в какой-то степени выступает в роли помощника. Если они активные и общительные, в играх с другими забываются и не чувствуют одиночества и брошенности. Но большинство всё-таки теряется в таком потоке малышей. К каким последствиям следует быть готовыми:
В этом случае все силы следует бросить на развитие коммуникативных навыков. Возможно — записаться на несколько сеансов к психотерапевту. Групповые и семейные тренинги творят в этом плане настоящие чудеса.
Когнитивная
В садике ребёнка ждут развивающие занятия, с которыми он может не справляться. Причины — самые разные: невысокий IQ, физические дефекты, непонимание требований, отсутствие необходимых навыков и многое другое. В результате не получается элементарное: нарисовать солнышко, слепить цветок, выучить стихотворение. Из-за таких провалов реакции могут быть достаточно плачевными:
Если сложности вызвала именно когнитивная адаптация, родители не должны пускать на самотёк подобные реакции. Необходимо поговорить с воспитателем, психологом. Выяснить причины, почему так происходит. Работать над устранением выявленных факторов и возбуждением интереса к занятиям. Если запустить данные реакции на этом этапе, потом в школе возникнет масса проблем с усвоением учебного материала.
С миру по нитке. Испания. В испанских детсадах малышей принимают, начиная с 3 лет. В последнюю, старшую группу, должны ходить все, кому уже исполнилось 6 лет, так как это считается подготовительной обязательной ступенью к начальной школе. Если кто-то пропускает этот «нулевой» класс, родителей привлекают к ответственности.
Этапы
Родители должны понимать, что адаптация ребёнка к условиям детского сада — процесс неоднородный. Вышеперечисленные реакции будут постепенно утихать (при правильно организованной психологической помощи). Они не исчезнут в один момент, как по щелчку. Психологи выделяют три основных этапа.
I этап — острая фаза
Все вышеописанные реакции проявляются во всей красе. Ребёнок не знает, как справиться с тем стрессом, который на него свалился. Соответственно, не может удержать контроль над эмоциями. Сдержанные сидят весь день в группе у окна и ждут маму с папой, а дома весь вечер напролёт плачут. Гиперактивные становятся настоящим испытанием для воспитателей: дерутся, отказываются есть и спать, нарушают дисциплину, не ходят на горшок, кричат. А потом ещё и перед родителями истерику устраивают.
Длится около 1-1,5 недель (показатель усреднённый, зависящий от индивидуальных особенностей малыша).
Заканчивается обычно заболеванием (простудой).
II этап — умеренно острая фаза
Начинается привыкание. Отрицательные реакции утихают. Организм приспосабливается к новым условиям жизни. Малыш становится уже не таким дёрганным, начинает общаться с другими детками, вовлекается в общегрупповые занятия, у него улучшается аппетит и нормализуется сон. Однако о полной стабилизации психоэмоционального фона мечтать пока рано. Весь скопившийся негатив выливается только в отдельные и редкие приступы истерики или агрессии.
Продолжительность — 2-3 недели.
Заканчивается часто «разговором по душам», в котором малыш демонстративно и снисходительно делает родителям «одолжение» и соглашается ходить в садик на добровольных началах.
III этап — компенсированная фаза
Наконец происходит полное вливание в коллектив, организм приспосабливается к новым условиям, психофизиологические реакции восстанавливаются до нормального состояния. Малыш ещё может поплакать утром или отказаться выполнять какое-то требование воспитателя, но такие моменты носят непостоянный характер и единичны.
Продолжительность — 2-3 недели.
Таким образом, сказать наверняка, сколько длится период адаптации к детскому саду, нельзя. Для малышей, более-менее подготовленных родителями к такому испытанию, при соответствующих условиях в ДУ (профессиональный воспитатель, хорошая кухня, интересные занятия, детки из благополучных семей) он может закончиться уже через 3-4 недели. Для других — затянуться на 3-4 месяца.
С миру по нитке. Израиль. В бесплатных израильских детсадах время пребывания — лишь до обеда, а еду надо приносить с собой. За все выбранные дополнительные занятия (английский, лепка, танцы, музыка) родители выкладывают немаленькие суммы. Нет денег или нет желания нагружать всем этим малыша — он будет просто играть в группе.
Степени
Так как все детки по-разному привыкают к детскому саду, психологи выделили 3 степени адаптации. Каждая из них характеризуется своими особенностями. Родители должны знать, какая из них у ребёнка, чтобы предпринять своевременные меры и помочь приспособиться без последствий для психики и физического здоровья.
Лёгкая степень адаптации
Привыкание длится примерно 3-4 недели.
Всё, что нужно родителям в такой ситуации, — поддержать положительный настрой, разговаривать вечерами о произошедшем за день и интересоваться о поведении у воспитателя.
Средняя
Привыкание длится не менее 1,5-2 месяца.
В такой ситуации мало будет одного разговора. Рекомендуется наглядно демонстрировать любовь, окружать заботой, больше времени проводить вместе (по вечерам, на выходных). Читать специальные книжки и играть в игры, способствующие улучшению адаптации в детском саду.
Тяжёлая
Привыкание длится более 2 месяцев. Верхнюю планку назвать невозможно, так как некоторые так и не адаптируются.
Дезадаптация может закончиться тем, что родителям придётся отказаться от посещения детского сада и записаться на приём к психотерапевту.
Учитывая данные уровни, родители смогут оказать малышу посильную помощь в адаптации к детскому саду.
С миру по нитке. Италия. В итальянских детсадах всё строго: чтобы забирать малыша позже положенного времени (после 17.30), родителям необходимо собрать множество справок в доказательство того, что они работают допоздна. А ещё им за это приходится доплачивать немаленькую сумму денег.
Что влияет на адаптацию ребёнка в детском саду
На степень и длительность привыкания оказывает влияние целый комплекс факторов.
Возраст
Все привыкли отдавать ребёнка в детский сад в 2-3 года. Кто-то умудряется и в 1,5 года, когда маме срочно надо выходить на работу. Однако заботливые и ответственные родители отлично понимают, что это — камень преткновения и предмет споров среди воспитателей, психологов и педиатров. Большинство специалистов считает, что именно от возраста зависит быстрота и лёгкость адаптации. Чаще всего называется 3-4 года, так как к этому времени ребёнок:
Чем младше ребёнок, тем тяжелее и дольше будет протекать адаптационный процесс, потому что:
Поэтому специалисты настоятельно не рекомендуют отдавать в детский сад детей раннего возраста (до 3 лет).
Состояние здоровья
Детки с ослабленным здоровьем, букетом хронических заболеваний, имеющие физические дефекты или УО, намного тяжелее проходят адаптацию. Поэтому родителям необходимо как следует проработать данный вопрос с педиатром и штатной медсестрой в детском саду. Стоит задуматься, если ребёнок страдает:
Каждый из этих диагнозов затруднит адаптацию. Например, при слабом иммунитете ребёнок будет моментально подхватывать от других детей любую инфекцию. График посещения не даст выйти маме на работу: один день — в детском саду, две недели — дома. Эпилептический припадок или внешнее уродство напугает остальных, а ведь среди малышей есть те, кто отличается чувствительной, слабой нервной системой и мнительностью. Психотравма останется на всю жизнь. А сможет ли воспитатель своевременно проследить за приёмом лекарств при диабете и правильно отреагировать на резкий скачок сахара?
Все эти моменты крайне важны, так как затрагивают жизнь, здоровье и безопасность и болеющего ребёнка, и остальных деток в группе. А самое главное — они станут серьёзным препятствием для полноценной адаптации и спровоцируют затяжной стресс, постепенно перерастающий в глубокую депрессию.
Уровень развития
В детский сад в одну и ту же группу приходят дети с совершенно разным уровнем развития. Конечно, многое зависит от воспитателя, который в процессе занятий должен его хоть немного выровнять. Однако не стоит возлагать на него слишком большие надежды. Часто адаптация затягивается из-за того, что ребёнок либо ещё не готов к посещению такого учреждения, либо уже слишком «перерос» своих сверстников.
Ребёнок, с которым не занимались родители (или делали это крайне редко) или с диагнозом УО, не сможет освоить даже базовую программу для младшей группы. Недостаточно развитая моторика, рассеянное внимание, плохая память, низкий IQ мешают лепить, рисовать и делать поделки на уровне своих сверстников. Понимая это, видя результаты своих трудов, отличающиеся от того, что смастерили другие, кроха переживает, нервничает, злится. Естественно, всё это затягивает адаптацию (а иногда делает её вообще невозможной).
Ребёнок, который с года лепечет английские слова, с полутора лет читает и к 3 годам уже посещает бассейн и танцы, попадая в группу обычного среднестатистического садика, чувствует себя белой вороной. Занятия ему не интересны. Все сказки он знает наизусть. Прекрасно различает животных, цвета и геометрические фигуры. Рисует, как бог; грибочек из пластилина лепит лучше воспитателя. В первые 3-4 дня он может испытывать интерес к тому, что происходит вокруг, потому что видит новые лица, игрушки. Но затем ему становится скучно, и он категорически отказывается ходить в детский сад.
В связи с этим совет родителям: помните, что детское развитие должно соответствовать возрасту.
И другие факторы
Скорость и быстрота адаптации к детскому саду также зависят от:
Родителям приходится учитывать все эти факторы, так как каждый из них отыгрывает свою роль.
С миру по нитке. Германия. В немецких детсадах нет занятий: здесь считают, что настоящее детство должно быть беззаботным, а всему необходимому обучат в школе. Зато максимально развивают коммуникативные навыки: учат сопереживанию, бесконфликтности и толерантности.
Возможные проблемы
Каждая проблема во время адаптации значима и требует особого внимания. Поэтому родителям и воспитателям придётся на первых порах совместно прорабатывать малейшие нюансы. Сегодня упустили что-то, а назавтра ребёнок заболел, наотрез отказался идти в садик или выкинул ещё какой-нибудь неприятный сюрприз.
Что нельзя игнорировать:
В последнем случае не стоит тут же в грубой форме выяснять отношения с воспитательницей. Возможно, эти жалобы — не более чем фантазия ребёнка. Испытывая стресс из-за адаптации, таким образом он может просто обвинять во всём взрослого, который временно заменяет ему маму и папу. Действовать надо крайне деликатно.
С миру по нитке. Швеция. В шведских детсадах упор делается на физическом развитии. Воспитанники много времени проводят на свежем воздухе, даже спят иногда на улице, если погода позволяет. Физкультура и подвижные игры составляют основу занятий.
Что нужно уметь
Чтобы адаптировать ребёнка к детскому саду, его нужно научить определённым навыкам:
Этих умений и навыков вполне достаточно для адаптационного периода.
С миру по нитке. Финляндия. Перед тем, как отдать кроху в финский детсад (а здесь это возможно с 9 месяцев), семью посещает воспитатель. Она изучает привычки, узнаёт режим дня и… составляет и согласует с родителями индивидуальный план развития ребёнка.
Советы родителям
Во-первых, есть отдельные рекомендации психолога родителям, как за 3-4 месяца подготовиться к детскому саду, чтобы адаптация прошла успешно:
Нельзя в подготовительный период:
Во-вторых, каждый уважающий себя детский сад заботится о том, чтобы ребёнок адаптировался как можно быстрее. Поэтому в группах, у воспитателей или заведующей есть памятка — информация для родителей, как они смогут ускорить данный процесс:
На время адаптационного периода родителям настоятельно рекомендуется:
Специалисты также называют особые условия успешной адаптации ребёнка к детскому саду:
Да, родителям придётся немало потрудиться, чтобы адаптация прошла успешно. Зато, если всё сделать грамотно, как советуют психологи и педагоги, впоследствии проблем с посещением не возникнет.
С миру по нитке. США. У каждого американского детсада есть своя узкая направленность — он музыкальный, художественный, спортивный и т. д. Занятия в нём напоминают старшие профильные классы в школе.
Специальные занятия
За 2-3 месяца до начала посещения детсада психологи рекомендуют читать детям специальные сказки на эту тему и устраивать соответствующие игры. Небольшая подборка поможет организовать занятия так, чтобы к «моменту икс» ребёнок не боялся оставаться без мамы и папы и понимал, зачем это нужно.
Сказки
Подобных сказок можно найти огромное количество в Интернете или приобрести отдельный печатный сборник с красочными картинками. Все они повествуют о малышах или зверятах, которые только начинают ходить в детский сад и сталкиваются там с разными проблемами. Зайчик боится, что мама его больше никогда не заберёт домой. Слонёнок не любит днём спать. Марине скучно и т. д. Для каждой из ситуаций в конце сказки находится выход, который должен убедить ребёнка: ничего страшного в садике нет!
Основные задачи адаптационных игр:
Пример простейшей игры для самых маленьких: «Иди ко мне!». Взрослый отходит от малыша на несколько шагов, раскрывает объятия и начинает приговаривать: «Иди ко мне, мой хороший, мой сладкий, мой зайчик, мой золотой!». Когда тот подходит, он его обнимает.
Хороводы, «Найди игрушку», «Шли-шли… Что такое мы нашли?», «Солнышко и дождик», «Вот Я какой!», «Кот и мыши», «Кукла хочет спать» — вот лишь небольшой перечень развивающе-адаптационных игр, которые ускорят привыкание к детскому саду.
О детском саде с ребёнком нужно разговаривать ежедневно. Не только рассказывать сказки, читать книжки и играть в игры соответствующей тематики. Во время прогулки можно проходить мимо того учреждения, в которое он пойдёт. Обратить его внимание на то, как дружно и весело ребята проводят время вместе, какая красивая у них площадка и добрая воспитательница. Это не только снизит уровень тревожности, но и создаст дополнительную мотивацию всё-таки покинуть уютное родительское гнёздышко и на полдня и даже больше уходить туда, где все чужие, но зато такие шумные и задорные.
С миру по нитке. Япония. В японских детсадах нет игрушек. Здесь к маленьким воспитанникам относятся как к взрослым: учат игре на музыкальных инструментах, этикету, шахматам.
Списки книг
Книги в помощь родителям о том, как помочь ребёнку адаптироваться в детском саду:
Детские книги, позволяющие быстрее привыкнуть к новым условиям детского сада:
Чтобы адаптация прошла быстро и как можно безболезненнее, к этому серьёзному шагу нужно подготовиться заранее. Детский сад должен стать для ребёнка вторым домом, а не местом, к которому он будет относиться с тихим ужасом при одном лишь упоминании о нём. И дело здесь не только в невнимательных и равнодушных воспитателях, драчливом Васе или невкусной каше. Многое зависит от того, как родители объяснят всё происходящее, какую позицию займут и будут ли вести кропотливую, но нужную работу, чтобы привыкание прошло без нервотрёпок и не затянулось на долгие месяцы.
У ребенка сопли. Кто виноват и что делать?
Более чем в 90 процентах случаев насморк возникает в результате острой респираторной вирусной инфекции (ОРВИ), которую дети переносят достаточно часто, ведь их иммунная система только начинает знакомиться с привычными взрослым вирусами и учится с ними бороться. Во время этого «обучения» и «борьбы» развиваются стандартные проявления ОРВИ — насморк, боль в горле, повышение температуры тела, слабость, сонливость, головная боль. Здоровый ребенок, посещающий детский сад, может болеть ОРВИ до семи-десяти раз в год. Если она проходит стандартно без осложнений, то волноваться обычно не о чем.
Что означает «стандартное течение насморка при ОРВИ»?
Все начинается, как правило, с заложенности носа, появления прозрачного водянистого отделяемого из носа, частого чихания. Постепенно отделяемое становится более вязким, но все еще остается прозрачным (слизистое отделяемое). Дальше — даже в рамках самой обычной ОРВИ — отделяемое из носа густеет и приобретает желтый, зеленый или даже коричневатый цвет — это связано с нормальным течением воспалительного процесса, иммунного ответа и прибытием лейкоцитов «на поле боя». Такое отделяемое может сохраняться около трех дней, а затем снова становится прозрачным и проходит совсем где-то к десятому дню болезни. Такой насморк неопасен и обычно не требует какого-то дополнительного лечения, кроме симптоматического.
А в чем заключается это симптоматическое лечение? Что делать, если появился острый насморк?
При остром насморке, связанном с ОРВИ, наша задача облегчить симптомы, беспокоящие ребенка, пока организм сам прекрасно справляется с вирусной инфекцией. Для этого начинаем с самых простых мер — достаточное питье, увлажнение воздуха в помещении и регулярное проветривание. Можно использовать обычные (изотонические) солевые растворы для разжижения вязкого отделяемого, увлажнения и улучшения работы раздраженной слизистой оболочки носа. После орошения или промывания полости носа солевыми растворами нужно провести эвакуацию содержимого — старшие дети могут высморкаться сами, а младшим для этого понадобится назальный аспиратор или резиновая груша.
При выраженном отеке могут помочь сосудосуживающие капли в нос, но использовать их следует не дольше трех (максимум пяти) дней, только при необходимости и строго соблюдая возрастную дозировку. Согласно данным Управления по контролю за качеством пищевых продуктов и лекарственных препаратов (FDA) США, детям до шести лет вообще не рекомендовано использовать такие капли, и лучше их избегать до 12 лет. Связано это с тем, что они дают только временное облегчение, не влияют на исход заболевания и могут вызывать неприятные побочные эффекты (медикаметнозный ринит, тахикардию, повышение артериального давления и другие), но иногда без них ребенок не может ни спать, ни есть — в таком случае их применение обоснованно.
Часто для борьбы с отеком в носу хватает и гипертонического солевого раствора, где концентрация соли чуть выше, чем в изотоническом, — он действует не так мощно, как сосудосуживающие капли, но безопасен и не приводит к развитию побочных эффектов. Использовать такой раствор можно с года.
Хорошо, с носом понятно, а что делать с кашлем? Педиатр говорит, что в легких все чисто и кашель этот из-за соплей. Ребенок из-за него плохо спит ночью.
Действительно, при ОРВИ кашель чаще всего связан с тем, что отделяемое из носа затекает в глотку (постназальный затек), раздражая кашлевые рецепторы. Такой кашель не требует специфического лечения, никаких сиропов от кашля — они наоборот могут способствовать увеличению количества мокроты, а у детей младшего возраста еще недостаточно развита дыхательная мускулатура, чтобы всю эту мокроту откашлять. Здесь в первую очередь нужно «освобождать нос» способами, перечисленными выше — особенно важно это сделать перед сном.
Кроме того, деткам до года можно немного приподнять головной конец матраса, подложив под него что-то, а детям более старшего возраста — положить под голову подушку. В облегчении ночного кашля, вызванного постназальным затеком, доказал свою эффективность мед — если ребенок старше года и у него нет аллергии, можно дать ему перед сном чайную ложку меда с чаем или молоком.
Все это «лечение» звучит несерьезно, а если насморк «опустится» и превратится в бронхит?
Тут нужно понимать, что насморк никуда не опускается. Разовьется бронхит (трахеит, пневмония и т.д.) или нет, не зависит от того, сколько разных капель вы будете заливать в нос и антибиотиков принимать внутрь — раннее или чрезмерное назначение ненужных средств не защитит ребенка от вероятности развития осложнений и не уменьшит эту вероятность. Определяющим фактором здесь является так называемая тропность вируса, то есть то, какие клетки и ткани нашего организма данный конкретный вирус предпочитает.
Играют роль и особенности анатомии и физиологии конкретного ребенка — например, кто-то переносит ОРВИ легко, отделавшись только насморком, а у кого-то есть склонность к отитам, бронхообструкциям или ложному крупу. При этом любой ребенок не застрахован от развития этих осложнений вне зависимости от интенсивности лечения ОРВИ — мы не можем на это повлиять, но мы можем вовремя обратиться к специалисту, если у нас возникли сомнения или подозрения о развитии осложнений.
Как можно понять, что это уже не просто вирусный насморк, а бактериальное осложнение?
Самое важное, на что мы обращаем внимание, — клинические проявления. Вот какие признаки должны насторожить в плане бактериальной инфекции и заставить показаться специалисту:
Наличие у ребенка одного из этих трех пунктов — повод в первую очередь показаться врачу. Если ваши сомнения подтвердятся, то, вероятнее всего, лечение потребует системной антибактериальной терапии. Подходящий препарат, кратность его приема, длительность и дозировку будет определять врач с учетом разных факторов. И если уж антибиотик понадобится, то «внутрь» — его нельзя заменить антибактериальными каплями для носа, а можно только дополнить.
Хорошо, с бактериальной инфекцией лучше идти к врачу, но если насморк — часть ОРВИ, нужно ли ребенку сидеть дома, или он может посещать детский сад? А бассейн?
Если ребенок, несмотря на насморк, хорошо себя чувствует, прыгает и скачет по дому, то для него самого при этом посещение детского сада не представляет никакой опасности. Однако нужно понимать, что в начале ОРВИ он может быть заразен для окружающих — этот период составляет обычно около недели. С другой стороны, заразным ребенок становится еще за день-два до появления первых симптомов и успевает передать вирус другим детям еще до возникновения насморка. Через неделю от начала ОРВИ при хорошем самочувствии ребенка его появление в детском саду не доставит неприятностей ни ему самому, ни другим детям.
Что же касается бассейна, тут дела обстоят немного по-другому. Кроме риска заразить окружающих, нужно учитывать тот фактор, что при занятиях плаванием в нос обычно попадает хлорированная вода из бассейна. При насморке слизистая оболочка полости носа и так раздражена, воспалена и отечна, а попадание в нос воды может усугубить ее состояние. Усиление отека может способствовать появлению синусита, нарушению работы слуховой трубы (которое нередко заканчивается отитом). По этой причине в период ярких проявлений насморка с занятиями в бассейне лучше повременить.
Теперь понятно, что обычный насморк неопасен, не мешает развитию ребенка и не требует сложного лечения, но все же не хочется все время сидеть дома из-за частых ОРВИ. Можно ли как-то предотвратить развитие насморка?
К сожалению, волшебной таблетки или порошка, которые могли бы предотвратить возникновение ОРВИ, не существует. Ни один противовирусный препарат не подтвердил своей эффективности в профилактике ОРВИ, ни один иммуномодулятор не подтвердил своей эффективности в «укреплении» иммунитета. Не подтвердили этих действий ни пробиотики, ни витамин С, ни чеснок, ни другие народные средства. Дети с прекрасным иммунитетом продолжают так же часто болеть ОРВИ, несмотря на обилие рекламируемых средств в аптеках.
Самая лучшая и единственно действенная профилактика — это гигиена. Чтобы минимизировать риск контакта с вирусом, необходимо регулярно мыть руки с мылом или использовать спиртосодержащие антисептики для рук — ведь возбудитель может оставаться на коже, ручках дверей, поручнях, телефонах до двух часов. Особенно это актуально в детских коллективах. Важно регулярное проветривание помещения и увлажнение воздуха.
Самая подходящая среда для заражения ОРВИ — это жаркий, пересушенный воздух, ведь при этом вирус чувствует себя прекрасно, а слизистая оболочка в носу становится сухой и беззащитной. По возможности следует избегать контакта с заболевшими. Если в группе болеет много детей, то после возвращения домой стоит промыть нос солевым раствором.
И еще один немаловажный фактор — достаточный сон. Исследования показали, что при сне менее пяти-шести часов риск заразиться ОРВИ повышается, даже если самочувствие при этом не страдает.