адаптивность что это такое
адаптивность
Полезное
Смотреть что такое «адаптивность» в других словарях:
адаптивность — Способность устройств и программ для повышения эффективности работы в зависимости от внешних факторов изменять свои параметры и характеристики. Адаптивность обеспечивает адаптацию приспосабливаемость устройств и программ к условиям их применения … Справочник технического переводчика
АДАПТИВНОСТЬ — англ. adaptivity; нем. Adaptivitat. Способность системы приспосабливаться к различным условиям окружающей среды. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
АДАПТИВНОСТЬ — способность к адаптации. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989 … Экологический словарь
АДАПТИВНОСТЬ — АДАПТИВНОСТЬ. 1. Приспособление к уровню обученности учащегося. 2. Способность компьютерных программных средств изменять свою структуру, параметры, алгоритм функционирования в зависимости от изменений условий внешней среды, хода диалога с… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
адаптивность — Морфологическая и функциональная приспособляемость организмов и их популяций к местным условиям существования и воздействию биотических и абиотических факторов. Syn.: адаптация … Словарь по географии
Адаптивность — интеллектуальное качество личности, выражающее способность человека менять способы мышления и интеллектуальной деятельности соответственно поставленным умственным, в том числе учебным задачам и условиям их решения. Адаптивность характеризует… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
адаптивность — prisitaikomumas statusas T sritis ekologija ir aplinkotyra apibrėžtis Paveldimas organizmų gebėjimas prisitaikyti prie kintančių aplinkos sąlygų (pvz., kultūrinių augalų kenkėjai – ligas sukeliantys mikroorganizmai, vabzdžiai ir erkės – gana… … Ekologijos terminų aiškinamasis žodynas
адаптивность — adaptyvumas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Individo gebėjimas prisitaikyti prie aplinkos ir jos poveikio. Adaptyvumo dydis priklauso nuo žmogaus įgimtų ir įgytų savybių, ypač nuo socialinio intelekto. kilmė lot. adapto –… … Sporto terminų žodynas
адаптивность — adaptyvumas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Pastovus organizmo prisitaikymo rezultatas, pasireiškiantis įvykusiomis funkcinėmis ir struktūrinėmis sportininko organizmo permainomis dėl sportinės veiklos poveikio. kilmė lot.… … Sporto terminų žodynas
адаптивность — способность к адаптации … Большой медицинский словарь
Адаптивность
Адаптивность – это способность человека адаптироваться к изменчивым обстоятельствам. Адаптивность выражает интеллектуальные качества человека, благодаря которым индивид способен менять направление своих мыслей и всю свою интеллектуальную деятельность согласно поставленным умственным заданиям и условиям их решения.
Высокая адаптивность это в психологии личности свойство, благодаря которому индивид имеет больше возможностей, чем люди с низкой степенью адаптивности.
Высокая адаптивность проявляет интеллектуальную способность варьироваться между общим уровнем развития и конвергентностью.
Адаптивность по своему значению очень близка к мобильности интеллектуальной деятельности. Как личностное качество психологическая адаптивность способствует духовному развитию, динамике мировоззрения и смене миропонимания.
Высокая адаптивность является очень полезным качеством, поскольку человек может не бояться попадать в незнакомые ситуации или места, потому что быстро начнет в них ориентироваться и принимать имеющиеся условия.
Гибкость и адаптивность человеческих действий, реакций часто помогают индивиду выжить даже в экстремальных потенциально опасных ситуациях.
Адаптивность осуществляется на трех уровнях – биологическом, социальном и психологическом.
На биологическом уровне адаптивность – это способность человека поддерживать свою форму в необходимых пределах для нормальной жизнедеятельности организма при изменении условий мира.
Психологическая адаптивность обеспечивает стабильную функциональность всех мозговых структур при влиянии внешних психологических факторов.
Гибкость и адаптивность психических процессов демонстрируют меру развития природных способностей личности, помогающих ей в выживании при любых условиях.
Адаптивность на социальном уровне выражает приспособление к окружающей среде посредством умения анализировать социальную обстановку, возникающие социальные ситуации, осознания собственных возможностей в сложившихся обстоятельствах, а также умении приспосабливаться к основным целям и задачам деятельности.
Социальная адаптивность
Под социальной адаптивностью понимается интеграция личности в социуме, в результате которой формируется самосознание и роли, самоконтроль и способность к самообслуживанию, адекватные связи с окружающими.
Адаптивная система человека включает социальные механизмы, используя которые личность либо изолируется от воздействий среды или старается преобразовать эту среду под себя так, чтобы она соответствовала его полноценному социальному, биологическому и личностному развитию.
Адаптивность проявляется в социальной жизни человека, в ее повседневных действиях. Когда человек изменяет место работы, он должен приспособиться к новому коллективу, условиям, корпоративным правилам, стилю руководителя и индивидуальным особенностям коллег.
Низкая адаптивность существенно влияет на эффективность работы, соответственно может снизиться работоспособность и человек может закрыться в себе и не иметь возможности проявлять свои положительные качества. Если проанализировать ситуацию, можно выбрать соответствующий стиль поведения, и стараться адаптироваться под новые обстоятельства.
Когда человек меняет свое место жительства, не только квартиру, а даже город или страну, то это всегда стресс. И только от способности адаптироваться зависит благополучие, спокойствие и психологическая стабильность человека.
Если случается так, что под влиянием неожиданных и неотвратимых обстоятельств, изменяются условия жизни индивида, он может выбиться из колеи. Именно в таких экстремальных ситуациях, как война, эпидемия, природные катаклизм, проверяются способности человека к адаптированию.
Высокая адаптивность людей способствует тому, что они быстрее справляются со стрессом и принимают состоявшуюся ситуацию, как неотвратимую. Также люди с хорошей адаптированностью могут помогать людям справляться со своими переживаниями и адаптироваться к ситуации.
Когда у человека изменяется семейный статус, то это влияет на изменение его социального положения. Особо стрессовыми являются следующие ситуации: вступление в брак и развод. В обеих ситуациях человек должен уметь приспособиться к тому, что изменится ранее привычный уклад жизни.
Социальная адаптивность личности выражает ее активное приспособление к социальной среде. Специфическая социальная адаптивность личности бывает двух видов. Девиантный вид – это способ приспособления человека к социальным обстоятельствам, нарушая принятые в обществе ценности и правила поведения. Патологическая адаптивность – это приспособление индивида к социальным условиям, используя патологические формы поведения, возникшие расстройствами психики.
Адаптивность – это свойство, благодаря которому происходит функционирование регулятивных механизмов в социуме. Чем более сложная система цивилизации в ее функциональном значении, чем больше развиты ее элементы и подсистемы, тем более сильной будет надобность эффективных средств для сглаживания противоречий, возникающих при столкновениях интересов целого и его элементов. В таких ситуациях возникают некоторые процессы. Социум требует от своих подсистем, чтобы они адаптировались к обстоятельствам необходимым для развития цивилизации. Индивиды, их группы и различные общности являются адаптантами и от них требуется приспособление поведения к потребностям и интересам цивилизационой системы.
Право выступает нормативным механизмом и осуществляет адаптацию социума и социальных объектов (индивидов, групп) друг к другу. Его задача в том, чтобы уравновесить и привести в функциональное соответствие антагонистичные силы внутри единой цивилизационной системы. Целью права есть поиск компромиссов, взаимоприемлемых решений, которыми обеспечивается динамическое равновесие и эти решения должны позволять системе быть единым кооперированным целым, решающим важные общие социальные задачи.
Право определяет, что социальные субъекты должны вести себя законопослушно, нормативно и приспособлено к общему цивилизационному контексту. Право является разновидностью адаптивного механизма благодаря тому, что оно располагает нормами и законами, как эффективными средствами по адаптированию поведения к социальным условиям.
Принцип адаптивности
Во время анализа адаптивных качеств деятельности личности желательно учитывать, что адаптивность это в психологии долгое время рассматривалась, как ключевая характеристика, выражающая индивида, как исключительно приспосабливающим существом.
Принцип адаптивности в психологии предполагает три варианта, которые являются наиболее распространенными в различных теориях и подходах изучения человеческого поведения.
Первый вариант – гомеостатический. В его основе лежит идея о гомеостазе, пришедшая из биологических теорий. Согласно этой идее, все реакции человеческого организма, пассивно приспосабливающегося к влияниям окружающей среды, обязаны выполнять только одну адаптивную функцию – возвращение функций организма в равновесие. Такой вариант принципа адаптивности особенно активно использовался в рефлексологии, поскольку ее идея состоит в том, что активность личности направлена на поддержание равновесия своего организма и среды.
Гомеостатический вариант адаптивности лежит в основе многих, на первый взгляд, непохожих психологических концепциях: теория личности К. Левина; психоанализ З. Фрейда; теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера; в необихевиористских концепциях.
В гуманистической психологии гомеостатическая идея противопоставляется идеи стремления к напряжению, тяготению к нарушению равновесия.
Во всех представленных концепциях личность противопоставляется социальной среде, поведение человека подчиняется заранее обусловленной конечной цели – обретение равновесия с обществом, посредством достижения равновесия и душевной гармонии с самим собой с помощью процесса самоактуализации, то есть принятия себя таким, каким сделала природа, невзирая на помощь или помехи общества.
Второй вариант – гедонистический принцип адаптивности предполагает, что любые поведенческие акты человека ориентированы на увеличение удовольствия и уменьшение страданий, особенно отрицательных эмоций. В повседневной жизни часто встречается гедонистический принцип адаптивности примеры его проявления можно наблюдать, когда человек пытается так приспособиться к ситуации, чтобы извлечь из нее пользу и удовольствие. Вместе с тем существуют факты, которые иллюстрируют наличие действий личности, абсолютно противоположных к влечению достичь наслаждения и избежать страданий.
Гедонистический принцип адаптивности примеры его можно наблюдать не только в ситуации самопожертвования или героизма, но и в повседневной работе человека, где большая часть действий направляется не на получение удовольствия, а на рабочую цель.
Третий вариант – прагматический вариант чаще всего встречается в когнитивной и в функциональной психологии, где он выступает в качестве суждения о том, что любые оптимальные действия человека направляются на максимизацию получения пользы и эффекта, используя минимальные затраты.
Прагматический принцип адаптивности предполагает, что даже если принятое человеком решение кажется ему неразумным, он одинаково допускает, что такое решение вполне логично и обоснованно. Любое решение способствует оптимизации психологической пользы, даже если сам человек будет потом приходить в искреннее удивление собственному выбору.
Прагматический вариант исходит из определения личности, как разумного и логичного человека, и тем же самым всякого действия человека, как разумного и рационального. Из этого выходит, что при анализе развития и формирования человека в его индивидуальных жизненных обстоятельствах, различные проявления, которые не вписываются в рамки логичного действия, отбрасываются, также не принимаются немотивированные поступки личности.
Психологи, антропологи, археологи пытаются найти объяснения выражениям сущности личности на ее индивидуальном жизненном пути, в истории общества в рациональных приспособительных образованиях – утилитарной эффективной деятельности и ее продуктах. При всем этом подходящий прагматическому варианту принципа адаптивности образ «рационального человека» дополняется, подтверждается, а большинство из неутилитарных проявлений из жизни личности и общества воспринимаются, как недостойные внимания, бесполезные и странные.
Все три варианта принципа адаптивности имеют в своей основе то, что во всех их троих поведение человека направлено на изначально предусмотренную цель. Подчинение активности прежде данной норме или предусмотренной цели составляет особенность поведения человека, которое характеризуется, как адаптивное.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Как развивать адаптивность
Любовь Карась
Умение быстро принимать решения и действовать в новых условиях — одни из ключевых навыков в постоянно меняющейся реальности. Можно ли стать адаптивным или это врожденная способность? Что отличает адаптивных людей? Как это свойство развивать? Т&Р отвечают на эти вопросы и объясняют, какие факторы влияют на умение адаптироваться.
От чего зависит адаптивность
Адаптивность — способность человека менять свои поведенческие паттерны в зависимости от условий внешней среды и управлять своим психическим состоянием
когнитивную — неспособность сопоставить новую информацию со старой и воссоздать картину мира;
мотивационную — неготовность отказаться от привычных потребностей и способов их удовлетворения и изменить мотивы;
аффективную — неготовность осознавать изменения и реагировать на них из-за чрезмерной сфокусированности на объектах прошлого, константности эмоциональных оценок.
особенности высшей нервной деятельности: некоторые психические процессы протекают медленно, реактивность практически не проявляется;
темперамент (например, флегматики чаще всего не готовы к изменениям);
акцентуации характера: могут доминировать такие черты, как консервативность, педантичность;
возраст: чем старше человек, тем его способность адаптироваться становится слабее; однако она не исчезает вовсе: посредством постоянного обучения ее можно развивать;
Условия воспитания. Если же родители постоянно держали ребенка в «ежовых рукавицах» и разрешали играть, гулять, общаться в одних и тех же условиях, а в случае любого отклонения от нормы — наказывали, ребенок не только не мог изменить свое поведение, но и воспринимал это негативно.
Школьная система обучения. Если преподаватели стремились только дать определенные знания и заставить ученика вызубрить материал, то об адаптивности не могло быть и речи.
Консервативное окружение. Если в вашем окружении большая часть людей придерживается консервативных взглядов, это напрямую влияет на ваше восприятие, и, как следствие, способность адаптироваться.
Главное правило адаптивности
В течение следующих 12 лет Мадди и его команда из Чикагского университета изучали сотрудников подразделения телефонной компании Illinois Bell. Они следили за сотнями людей и контролировали все, что можно: cчитывали показатели артериального давления, когда рабочие переходили из одного помещения в другое; наблюдали, как ушел один босс и пришел новый.
Когда случился распад компании, через шесть лет после его исследования около половины людей были уволены, а другая половина осталась. Мадди и его команда продолжали следить за обеими группами в течение следующих шести лет.
Большинство людей, независимо от того, сохранили ли они работу или потеряли ее, не смогли справиться с новыми обстоятельствами. Были разводы, инсульты, самоубийства, почечная недостаточность, сердечные приступы, алкоголизм, наркомания и компульсивные азартные игры.
Но треть людей в обеих группах не просто выжили — они продолжили развиваться. Те, кто остался в Illinois Bell, стали лидерами в изменившейся организации. Уволенные же поднялись по карьерной лестнице в других компаниях.
Роксана Коэн Сильвер из Калифорнийского университета в Ирвине обнаружила, что две из трех скорбящих вдов, жертвы терроризма, жестокого обращения с детьми и стихийных бедствий будут искать смысл в произошедшем. Они пытаются найти объяснение своим страданиям. На протяжении десятилетий психологи полагали, что это универсальная реакция на травмы.
В ходе исследования Сильвер обнаружила, что одна из трех пострадавших от травм не будет искать причину произошедшего, так как это нельзя изменить. Именно эта треть оказывается наиболее приспособленной.
Когда большинство сотрудников Illinois Bell искали причину, по которой произошли изменения, другие двигались дальше. Когда исследователи спросили сотрудников об их планах, их образ будущего во многом совпадал с прошлым. Они хотели вернуться в место, которое больше не существовало.
Как развивать адаптивность
Откажитесь от привычных поведенческих паттернов
Начните выполнять привычные вещи по-новому. Можно начать с бытовых ситуаций: приготовление завтрака, дорога до работы, физические упражнения в спортзале, алгоритм уборки. Задайте себе вопрос: как это можно сделать иначе?
Рискуйте
Окружайте себя прогрессивными людьми
Постоянно осваивайте новые навыки
Человеческий мозг обладает уникальной особенностью — гибкостью. Она, в свою очередь, обеспечивается благодаря постоянному развитию, так образуются новые поведенческие паттерны.
Реже пользуйтесь навигатором
Если вам нужно найти новый адрес, постарайтесь ориентироваться в новом месте без навигатора, который указывает вам путь. Запомните фотографию этого места, вход, ориентируйтесь по названиям улиц и номерам домов. Так вы развиваете пространственное мышление.
Разрабатывайте поведенческие алгоритмы
Адаптивность
Адаптивность — это умение человека приспосабливаться к различным условиям окружающей среды, которая имеет тенденцию меняться.
Первая необходимость к адаптации возникает сразу после рождения, когда ребёнок становится биологически независимым от матери. Процесс включает в себя три уровня — биологический, психологический, социальный.
Задача биологической адаптации — сохранить физическое здоровье человека и бесперебойную жизнедеятельность в условиях, в которых он находится в данный момент.
Психологическая приспособляемость предполагает корректное функционирование психических функций в новой для человека среде.
Социальная адаптация заключается в том, чтобы анализировать сценарии окружающего социума и оперативно меняться в соответствии с новыми потребностями, целями, задачами, окружением.
Какие факторы влияют на адаптацию?
Адаптивность человека зависит от различных тенденций и обстоятельств. Факторы, которые оказывают влияние на данный процесс, делятся на естественные и созданные непосредственно человеком.
Среди природных компонентов — организмы различного свойства, условия климата, естественные катастрофы.
К материальным факторам относятся:
Социальную среду отличают такие факторы, как народность, государственное общество, условия развития города.
Скорость адаптации индивидуальна для каждого конкретного случая. Один индивид быстрее приспособится к имеющимся условиям, другому понадобится больше времени. Во многом темп адаптации определяется субъективными факторами — полом, возрастом, физиологическими и психическими особенностями человека.
Принципы адаптивности
В основе процесса лежит три ключевых принципа:
Гомеостатический
Суть этого принципа — стремление человека к внешней и внутренней гармонии. Какие бы условия ни окружали человека, он всегда будет стараться приблизиться к искомому ощущению равновесия.
Гедонистический
Из любых обстоятельств личность хочет извлечь максимум удовольствия, при этом она пытается избегать негативных эмоций. Так, чтобы снизить уровень стресса, человек желает смотреть даже на неблагоприятную ситуацию под оптимистичным углом.
Прагматический
Являясь по своей сути ленивым существом, человек жаждет получать максимум выгоды при минимальной затрате усилий. В стремлении добиться желаемого результата человек становится очень изобретательным.
Социальная адаптивность
Когда личность интегрируется в общество, у неё появляются:
Основа адаптивности человека — социальные механизмы. В результате их использования личность либо изолируется от окружающих, либо делает среду максимально комфортной для полноценного развития.
Адаптивность проявляется во всех сферах жизни — при смене работы, переезде на новое место жительства, изменении семейного статуса. Чем выше адаптивность, тем проще приспособиться к изменившимся условиям. Сокращается стресс, повышается продуктивность человека.
Черты социальной дезадаптации
Далеко не всегда личность без помех интегрируется в социальную среду. Некорректную адаптацию (или дезадаптацию) можно определить по таким признакам, как затяжная безработица при наличии определённой профессии, противозаконная деятельность, незнание социальных протоколов.
При этом людей с ограниченными возможностями (пожилых, инвалидов) нельзя считать социально неадаптированными. Те функции, выполнение которых им недоступно, компенсируются другими. Значительно помогают курсы реабилитации.
Развить адаптивность и другие полезные качества можно с помощью курса Викиум «Критическое мышление».
АДАПТИВНОСТЬ
Смотреть что такое АДАПТИВНОСТЬ в других словарях:
АДАПТИВНОСТЬ
адаптивность ж. Способность к адаптации (2*).
АДАПТИВНОСТЬ
(неадаптивность) — Тенденции функционирования системы целеустремленной, определяемые соответствием или несоответствием ее целей и достигаемых в ходе деятельности результатов. Адаптивность выражается в их согласованности. Различия в трактовке целей функционирования системы обусловливают различные варианты возможной направленности адаптации: 1) вариант гомеостатический — адаптивный исход состоит в достижении равновесия; 2) вариант гедонистический — адаптивный исход состоит в наслаждении, избегании страданий; 3) вариант прагматический — адаптивный исход состоит в практической пользе, успехе и пр. Представление о человеке лишь как о существе адаптирующемся ограниченно и преодолевается в рамках анализа самодвижения деятельности.Этот же анализ приводит к представлению о неадаптивности как о возможно позитивном явлении. Она означает существование противоречивых отношений между целью и результатами функционирования системы целеустремленной: намерения не совпадают с деянием, замыслы — с воплощением, побуждения к действию — с его итогами. Это противоречие неизбежно и неустранимо, но в нем — источник динамики деятельности, ее реализации и развития. Недостижение цели побуждает продолжать деятельность в заданном направлении. Если же результат богаче исходных устремлений, то при участии механизмов рефлексии это симулирует не продолжение, но развитие деятельности. Неадаптивность — это также особый мотив, направляющий развитие личности и проявляемый в активности надситуативной в специфической привлекательности действий с заранее непредрешенным исходом. Предметом влечения становится сама граница между противоположными исходами действия, сама возможность взаимоисключающих исходов. Такое влечение входит в состав сложных форм мотивации поведения: 1) в сфере познания, где притягательна граница между известным и неизвестным; 2) в сфере творчества — граница между возможным и невозможным; 3) в сфере риска — между благополучием и угрозой существованию; 4) в сфере игры — между воображаемым и реальным; 5) в сфере доверительных контактов — между открытостью людям и защищенностью от них, и пр. Неадаптивность может выступать и как дезадаптивность — в случае постоянной неуспешности попыток реализовать цель, или же при наличии двух и более равно значимых целей; это может свидетельствовать о незрелости личности, невротических отклонениях, дисгармонии в сфере принятия решений; или же может быть следствием экстремальности ситуации. смотреть
АДАПТИВНОСТЬ
Пво Патон Патод Патио Патина Пат Пасть Пасти Паства Паста Пасоват Пасадин Панство Панов Пани Пандит Панда Пан Падь Падина Павиан Пава Оттава Отпить Отпад Отит Отдать Отвисать Отава Ось Ость Остит Остин Остап Остан Ост Оспина Оспа Осип Осада Оса Оптатив Оптант Опт Опись Опивать Опиат Опасть Опад Опа Ода Овить Овист Овин Нто Нтв Нпо Нотис Нота Ность Нос Новь Нить Нит Ниспадать Нива Ндс Нато Наст Насад Напитость Напасть Напасти Наос Надпитость Надпись Надоть Навь Навод Нависать Навис Истод Испод Иса Ипс Ипат Ион Иодат Иов Инь Инта Инст Инд Идо Ида Ивась Иван Дпса Дот Достать Допить Доп Донат Дон Дно Дит Дист Дион Динат Динас Дин Диво Дивно Диван Див Диана Двоить Двина Дать Датив Дата Дастан Даос Дань Дантист Дант Данио Дан Давос Давность Давно Давить Давать Встать Впить Впитость Вписать Впадина Вонь Вона Вон Воин Водить Вод Вносить Внос Вить Витта Витт Витстон Витость Витаон Вита Вит Вист Вис Вип Винт Вино Видность Вид Виандот Виан Ватт Ватин Вата Ванта Вано Ванда Вади Вад Атто Атас Астатин Астат Астан Аста Аспид Асан Апсида Апис Апатит Аонида Аон Антипод Антип Антидот Анти Ант Анод Аноа Анис Анид Анда Анат Анаспид Пиан Пиано Пиво Пинд Аист Аида Адить Адат Адаптивность Ада Авто Авост Писать Пистон Подать Подина Авиа Аванс Аванпост Аант Пить Питон Авист Авт Автодин Пион Пинта Автосани Адонис Пино. смотреть
АДАПТИВНОСТЬ
1) Орфографическая запись слова: адаптивность2) Ударение в слове: адапт`ивность3) Деление слова на слоги (перенос слова): адаптивность4) Фонетическая т. смотреть
АДАПТИВНОСТЬ
приспособительность, одно из основных требований к системе образования взрослых. Обозначает способность гибкой переориентации содержания, форм и методов обучения, создает большие возможности для оперативного перепрофилирования и переподготовки кадров для работы в рыночныхструктурах и ориентации образовательных услуг на индивидуальные запросы личности. Ср. Неадаптивность тенденция несоответствия между целями и достигаемыми результатами деятельности. Свидетельствует о неспособности человека в этихусловиях адаптироваться к предлагаемой деятельности. смотреть
АДАПТИВНОСТЬ
интеллектуальное качество личности, выражающее способность человека менять способы мышления и интеллектуальной деятельности соответственно поставленным умственным, в том числе учебным задачам и условиям их решения. Адаптивность характеризует способность интеллекта варьировать свои проявления между уровнем общего развития и конвергентностью. По смыслу адаптивность очень близка мобильности интеллектуальной деятельности. Адаптивность как личностное качество способствует динамичному духовному развитию, смене миропонимания, мировоззрения. смотреть
АДАПТИВНОСТЬ
АДАПТИВНОСТЬ способность к адаптации. Экологический энциклопедический словарь. — Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии.И.И. Д. смотреть
АДАПТИВНОСТЬ
Уровень способности человека осуществлять адаптационные перестройки в соответствии с изменяющимися условиями и характером жизнедеятельности. Проявлениями А. являются стойкость к невзгодам, выносливость, высокая работоспособность, устойчивость к болезням и т. д. А. зависит от уровня здоровья, но в свою очередь и является одним из критериев здоровья и резервных возможностей организма. Предполагается, что качество А. не является специфичным, а отражает устойчивость к действию любого фактора. смотреть
АДАПТИВНОСТЬ
1. способность адаптироваться, приспосабливаться к меняющимся в неблагоприятную сторону условиям существования; 2. адаптивные возможности индивида. В психиатрии степень сохранений адаптивных ресурсов является одним из показателей тяжести психического расстройства и/или преморбидной дефицитарности, значительное снижение уровня адаптивности служит главным основанием для оформления инвалидности (см.). смотреть
АДАПТИВНОСТЬ
одно из основных требований к системе образования взрослых; обозначает способность к гибкой переориентации содержания, форм и методов обучения, создает большие возможности для оперативного перепрофилирования и переподготовки кадров для работы в рыночных структурах и ориентации образовательных услуг на индивидуальные запросы личности. См. Система образования взрослых. смотреть
АДАПТИВНОСТЬ
АДАПТИВНОСТЬ
Ударение в слове: адапт`ивностьУдарение падает на букву: иБезударные гласные в слове: адапт`ивность
АДАПТИВНОСТЬ
Адаптационные возможности человека. В психиатрии А. в значительной мере определяется личностными особенностями человека и правильностью проведения адаптационно-реабилитационных мероприятий. смотреть
АДАПТИВНОСТЬ
Адаптационные возможности человека. В психиатрии А. в значительной мере определяется личностными особенностями человека и правильностью проведения адаптационно-реабилитационных мероприятий. смотреть
АДАПТИВНОСТЬ
сущ. жен. рода, только ед. ч.адаптивність
АДАПТИВНОСТЬ
Черта, увеличивающая шансы репродуктивного успеха при определенных условиях окружающей среды (в адаптивной зоне).
АДАПТИВНОСТЬ
АДАПТИВНОСТЬ
АДАПТИВНОСТЬ
ж.Anpassungsfähigkeit f, Anpassungsvermögen n
АДАПТИВНОСТЬ
АДАПТИВНОСТЬ
способность системы приспосабливаться к различным условиям окружающей среды.
АДАПТИВНОСТЬ
АДАПТИВНОСТЬ
АДАПТИВНОСТЬ
адаптивность — способность к адаптации.
АДАПТИВНОСТЬ
б. эко. п.п. бейімділіквоен. бейімделгендік
АДАПТИВНОСТЬ
способность к адаптации.
АДАПТИВНОСТЬ
АДАПТИВНОСТЬ
АДАПТИВНОСТЬ
АДАПТИВНОСТЬ
АДАПТИВНОСТЬ
АДАПТИВНОСТЬ
АДАПТИВНОСТЬ
способность к адаптации.
АДАПТИВНОСТЬ
АДАПТИВНОСТЬ
АДАПТИВНОСТЬ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ
3.10 адаптивность автоматизированной системы; адаптивность АС: Способность АС изменяться для сохранения своих эксплуатационных показателей в заданных. смотреть
АДАПТИВНОСТЬ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ
инф.в. автоматтандырылған жүйенің бейімділігі
АДАПТИВНОСТЬ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (АСУ) КОСМИЧЕСКИМИ АППАРАТАМИ
способность АСУ самоизменяться для сохранения своих эксплуатационных показателей в заданных пределах при изменении внешней среды.
АДАПТИВНОСТЬ ГОЛОСА
(от лат. adaptare — приспособлять) — качество профессионального педагогического голоса, его способность подстраиваться к конкретным акустическим условиям: величине и форме помещения, в котором приходится говорить, его гулкости или заглушенности (большой или малой реверберации), количеству и пространственному расположению слушателей — с помощью соответствующих вариаций тембра голоса и других его параметров, что обеспечивает хорошую слышимость, фонетическую разборчивость и комфортное восприятие речи. А. г. предполагает сформированность навыков в градации громкости голоса, его тембров, высотного (мелодического) диапазона, а также умения целенаправленно контролировать произносимое, когда восприятие собственного голоса в конкретных акустических условиях анализируется и оценивается с позиций коммуникативной целесообразности. А.А. Князьков. смотреть
АДАПТИВНОСТЬ ГОЛОСА
качество профессионального педагогического голоса, его способность подстраиваться к конкретным акустическим условиям.
АДАПТИВНОСТЬ ГОЛОСА
(от лат. adaptare — приспособлять) — качество профессионального педагогического голоса, его способность подстраиваться к конкретным акустическим услови. смотреть
АДАПТИВНОСТЬ НЕАДАПТИВНОСТЬ
АДАПТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
п.п. білім ортасының бейімділігі
АДАПТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
способность образовательной среды устанавливать соответствие между предлагаемыми образовательными услугами и образовательными запросами семьи, общественности и отдельных граждан, создавать и поддерживать условия для продуктивной работы педагогических кадров, управленческого и обслуживающего персонала. А. о. с. для каждого ребенка и взрослого проявляется в открытом и дружественном характере информационной и соц. среды во всех образовательных учреждениях; в разнообразии образовательных программ и согласованных с ними педагогических технологий, учитывающих индивидуальные особенности и интересы обучающегося; в полноценности духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития, гражданского и профессионального становления. Функции А. о. с: мотивационно-стимулирующая, свободного самоопределения, пропедевтико-реабилитационная, коррекционно-компенсаторная. смотреть
АДАПТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
п.п. білім жүйесінің бейімділігі
АДАПТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ «ЧЕЛОВЕКМАШИНА» (А. СЧМ)
свойство системы, заключающееся в достаточно большом диапазоне приспосабливаемости системы к изменяющимся условиям ее функционирования. Эта приспосабливаемость осуществляется двумя путями — изменением алгоритмов работы системы и изменениями характеристик системы по отношению к входным сигналам. Наличие первого пути позволяет человеку с помощью машины решать одну и ту же задачу посредством разных алгоритмов. Второй путь характеризуется значительным диапазоном приспособления анализаторов человека к вариативным изменениям сигналов, поступающих на ход системы. Выделение инвариантных признаков большого числа звуковых и световых сигналов производится человеком значительно полнее и лучше, чем машиной. Человек обладает уникальной способностью распознавать сигналы, представляющие собой сложные образы. Наиболее полно свойство А. СЧМ проявляется при реализации предложенной В.Ф. Вендой концепции взаимной многоуровневой адаптации человека и машины. Согласно концепции, взаимная адаптация может осуществляться на тотальном, контингентном, групповом и индивидуальном уровнях. смотреть
АДАПТИВНОСТЬ СОРТА
с.х. сорттың бейімделгіштігі
АДАПТИВНОСТЬ СОРТА
АДАПТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
п.п. оқушылар бейімділігі
АДАПТИВНОСТЬ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
п.п. оқу сабағы бейімділігі
АДАПТИВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Адаптированность – уровень фактического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения – удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью. Человек может быть гармоничен и адаптирован либо дисгармоничен и дезадаптирован. Дезадаптация – всегда психосоматическая (и души, и тела) и протекает в трех формах: невротической (неврозы), агрессивно-протестной и капитулятивно-депрессивной (психосоматические заболевания и нарушения поведения). Адаптивность человека обеспечивается эволюционно отобранными целесообразными для его натуры. Первой составляющей натуры человека, обеспечивающей адаптивность, являются инстинкты. Согласно концепции В. И. Гарбузова, можно выделить семь инстинктов: самосохранения, продолжения рода, альтруистический, исследования, доминирования, свободы и сохранения достоинства. В зависимости от доминирования того или иного инстинкта вытекает первичная фундаментальная типология индивидуальности. И каждый человек принадлежит к одному из семи типов: I – *эгофильному*, II – *генофильному* (лат. genus – *род*), III – *альтруистическому*, IV*исследовательскому*, V – *доминантному*, VI – *либертофильному* (лат. libertas – *свобода*), VII – *дигнитофильному* (лат. dignitas – *достоинство*). Приведем краткие личностные характеристики в рамках вышеприведенной типологии. I. эгофильный тип. С раннего детства у человека этого типа проявляется склонность к повышенной осторожности, ребенок не отпускает мать от себя ни на миг, боится темноты, высоты, воды и т.п., нетерпим к боли; на базе этого типа формируется личность с выраженной эгоцентричностью, тревожной мнительностью, склонностью при неблагоприятных обстоятельствах к навязчивым страхам, фобиям или истерическим реакциям. II. генофильный тип. Для него характерна своеобразная разновидность эгоцентризма, когда *Я* замещается понятием *Мы* (под *Мы* подразумевается семья) вплоть до отрицания *Я*. Ценности, цели, жизненный замысел подчинены одному – интересам детей, семье. Эволюционная целесообразность наличия данного типа заключается в том, что его носители – хранители семьи, хранители генофонда рода, хранители жизни. III. альтруистический тип. Для людей этого типа характерны доброта, эмпатия, забота о близких, особенно о пожилых, способность отдать другим последнее, даже необходимое самому. Они убеждены, что не может быть хорошо всем, если плохо кому-то одному. IV. исследовательский тип. У людей этого типа с раннего детства отмечаются любознательность, стремление во всем добираться до сути, склонность к творчеству. Вначале этих людей интересует все, но далее все сильнее и сильнее захватывает какое-то одно страстное увлечение. Путешественники, изобретатели, ученые – лица этого типа. V. доминантный тип. С раннего детства наблюдается стремление к лидерству, умение организовать игру, поставить цель, проявить волю для ее достижения, формируется личность, знающая, чего она хочет и как достигнуть желаемого, упорная в достижении цели, готовая к продуманному риску, умеющая разбираться в людях и повести их за собой. VI. либертрофильный тип. Уже в колыбели дитя этого типа протестует, когда его пеленают. Склонность к протесту против любого ограничения его свободы растет вместе с ним. Для людей этого типа характерны стремление к самостоятельности, отрицанию авторитетов (родителей, учителей), терпимость к боли, склонность рано покидать отчий дом, предрасположенность к риску, упрямству, негативизму, нетерпимость к рутине, бюрократизму. VII. дигнитафильный тип. Уже в раннем детстве человек этого типа способен уловить иронию, насмешку и абсолютно нетерпим к любой форме унижения. Характерна безоглядность, готовность поступиться всем в отстаивании своих прав, непоколебимая позиция *Честь превыше всего*. Инстинкт самосохранения у такого человека на последнем месте. Во имя чести и достоинства эти люди без колебания идут на Голгофу. смотреть