адат что это в исламе
Адат что это в исламе
Несмотря на существенные различия в местной юридической практике мусульман Восточного Закавказья, Северо-Восточного и Северо-Западного Кавказа, можно выделить ряд общих черт адата в регионе. До русского завоевания источником обычного права был прецедент. Аадат опирался на решения судьи (хаким), сельского суда (махкама) или схода (араб. джама’ат, адыг. хасэ), третейские соглашения (маслихат, от араб. маслаха; адыг. кхезж). По форме суд был прост, в нем не было ни обвинителей, ни защитников. Кроме дел по изнасилованиям и оскорблениям женщин, иски разбирались гласно на центральной площади селения или в мечети. Процесс всегда носил обвинительный характер. Судоговорение проходило на родном языке, но постановления адата на Северо-Восточном Кавказе и в Закавказье записывались только на арабском. Чтобы придать документу юридическую силу, в нем часто приводили имена свидетелей (араб. шухуд, ед. ч. шахид), айаты Корана, реже участники процесса ставили свои печати и подписи. Документы адата хранились в библиотеках мечетей и местных правителей. Наиболее важные из них выбиты на стенах общественных зданий. На Северо-Западном Кавказе до позднего средневековья приговоры судов по адату обычно сохранялись изустно. С конца XVIII века официальным языком адата здесь стал русский.
После разгрома имамата российские власти провели на Кавказе новые судебно-правовые реформы. В 1860 г. для кавказских мусульман было учреждено военно-народное управление. Его центр располагался в Тифлисе. Во главе бывших ханств или «вольных обществ», превращенных в округа и участки, были поставлены российские офицеры, обязанные судить при помощи прежнего административного аппарата «по народным обычаям» (т.е. согласно адату). Были запрещены лишь некоторые противоречившие уголовным законам Российской империи нормы адата (кровная месть, ишкиль, джигка). Полностью осуществить эти реформы в Кубанской и Терской областях, а также в присоединенных к России в 1878г. Карсской области и Батумском округе Кутаисской губернии в Закавказье помешал массовый выезд (мухаджирство) мусульман Северо-Западного Кавказа и Закавказья в Османскую империю и заселение их земель выходцами из России. В полную силу военно-народное управление действовало в 1860-1917 годах только на большей части территории Дагестанской области, где была создана единая иерархия сельских словесных, окружных и Дагестанского народных судов. Продолжали приниматься и записываться новые правовые нормы адата.
На рубеже 1950-60-х гг. государственная политика по отношению к правовым и неправовым адатам вновь изменилась. Советская власть попыталась опереться на «полезные национальные адаты». В 1957-1962 гг. при возвращении на Северный Кавказ насильно депортированных в 1944 г. чеченцев и ингушей кровников вызывали в восстановленные в эти годы примирительные комиссии и брали с них подписку о прекращении вражды. В 1960-80-е годы во всех северокавказских автономиях при сельских, а в некоторых местах и районных советах были созданы советы старейшин. Их задачей было помогать народным судам и сельсоветам в поддержании общественного порядка в колхозах и совхозах, урегулировать столкновения между его членами, по возможности предупреждать случаи кровной мести, следить за поддержанием в порядке дорог, оросительных каналов, сельских клубов и не допускать расхищения колхозной собственности.
История развития адата и особенно взаимоотношений между обычным и мусульманским правом на Кавказе пока еще плохо исследована. Большая часть источников не введена в научный оборот. С арабского языка на русский переведены и опубликованы отдельные своды и единичные судебные постановления по адату Северо-Восточного Кавказа. Абсолютно не изучены османские архивы, касающиеся судебной практики адата на Кавказе до русского завоевания и у переселенцев (мухаджиров) в Турции. В то же время в XIX-XX веках были собраны немаловажные архивные и полевые материалы, касающиеся самых различных областей адата. Крупнейшие собрания документов по адату находятся ныне в Рукописном фонде Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН и Центральном государственном архиве Республики Дагестан в Махачкале, Центральном государственном архиве Кабардино-Балкарской Республики в Нальчике, Центральном государственном историческом архиве Республики Грузия в Тбилиси, Российском государственном военно-историческом архиве в Москве, Петербургском отделении Архива РАН в С.-Петербурге. Немало арабских рукописей XVI-XX веков, касающихся адата, хранится в частных и мечетных собраниях Нагорного Дагестана.
Автор: Кавказский Узел
abu_yunus
abu_unus
Мусульманские просветительские организации стараются развенчать мифы об униженном положении женщины в Исламе. Однако многие из этих усилий обречены на неудачу до тех пор, пока не будет разъяснена терминологическая разница между понятиями «адат» и «Шариат».
Мусульмане выпускают книги и читают лекции о высоком положении женщины согласно Корану и Сунне.
Тем временем, антиисламская пропаганда жонглирует устрашающими историями о том, как в разных уголках исламского мира женщинам отрезают носы, как их обливают кислотой, выдают замуж насильно, унижают их достоинство, избивают. Разумеется, многие из этих историй выдуманы, а гневным обличителям стоит адресовать вопрос: «А судьи кто?» Какое моральное право учить мусульман гуманности имеют те, кто сбрасывает бомбы на головы мирных жителей, преследуя свои меркантильные цели, и отказывает тысячам мусульманок в праве на образование только потому, что они носят платок?
Однако сложность ситуации в том, что далеко не все «исламофобские страшилки» вымышлены.
Да, в ряде ближневосточных стран – вопреки установлениям Шариата – дочерям не оставляют наследства. Их сватают против их воли, а отцы забирают положенный им брачный дар – махр – себе, по сути, продавая их в богатые семьи. Да, иные мужья поколачивают жен и присваивают заработанные ими деньги (если жена работает), а детей в школе учителя бьют палкой за нерадивость в учебе. Да, плачевная статистика обрезания девочек в некоторых африканских государствах также является козырной картой в руках исламофобов – хотя в этих странах не только мусульмане практикуют подобное. Да, в определенных исламских регионах (например, среди афганских пуштунов) женское население тотально безграмотно, а умение читать и писать считается «неприличным» для девочек. Да, некоторые невежественные мужчины-мусульмане убеждены, что единственная миссия женщины в этом мире, помимо рождения детей и удовлетворения потребностей мужа, – до блеска начищать ванну и драить полы с утра до вечера.
Только к Исламу и Шариату все перечисленное не имеет ни малейшего отношения.
Это – адаты: дремучие, темные, мракобесные, уходящие корнями в самое дикое язычество, во времена которого новорожденных девочек закапывали в землю живьем. Эти архаичные обычаи сохранили свою силу, несмотря на прошествие веков и исламизацию.
Что касается предписаний Шариата, то они целиком и полностью отличаются от установлений адата.
Право дочерей на наследство гарантировано в Священном Коране; брак по принуждению, согласно Шариату, считается недействительным, махр является неотъемлемой собственностью невесты, а не ее родителей, избиение жены запрещено, на детей не позволяется даже повышать голос. Любые калечащие операции допустимы лишь в случае крайней необходимости (гангрена, онкология), ибо в хадисах Пророка (с) запрещается наносить ущерб здоровью и отнимать какой-либо орган с потерей функций, изначально присущих телу человека. По Шариату девочки точно так же должны учиться, как и мальчики, поскольку хадис Пророка (с) гласит: «Приобретение знаний – обязанность каждого мусульманина и мусульманки».
Согласно исламским законам, работа по дому и вовсе не входит в обязанности жены, и она даже может потребовать у мужа ее дополнительной оплаты. Мусульманка имеет право работать с разрешения своего супруга, и даже может предварительно оговорить это в брачном контракте, чтобы в будущем избежать неприятных эксцессов и запрета на деятельность вне дома. В таком случае супруг не вправе распоряжаться ее зарплатой, но все равно обязан обеспечивать ее едой, жильем и одеждой не ниже того уровня, на каком ее содержали родители.
Обоснование для каждого из этих законов можно найти в Коране и Сунне, а также в трудах авторитетных мусульманских правоведов, приводящих весомые доводы в пользу данных установлений.
Тем не менее, у стороннего наблюдателя возникает впечатление, что в Исламе гладкая теория расходится с удручающей практикой. Ведь обыденное секулярное сознание воспринимает Ислам как приложение к национальной культуре, как повседневную практику исторически мусульманских народов. Для человека непосвященного Ислам и Шариат – это традиции и обычаи мусульман, их жизненный уклад и практические установки.
Однако все упомянутое имеет отношение к адату, но никак не к Шариату, который противостоит многим из существующих у мусульманских народов обычаев.
При этом Ислам не стремится уничтожить локальные национальные культуры и смешать все этносы в едином плавильном котле, рассматривая многообразие народов и языков как знамение Всевышнего Аллаха: «Из Его знамений – разнообразие ваших языков и цветов [кожи]. Воистину, в этом – знамения для тех, кто обладает знанием» (30:22). Целью Ислама является ликвидация вредных противоречащих Шариату адатов и верная расстановка приоритетов в случае с приемлемыми обычаями, в коем случае адат все равно вторичен по отношению к Шариату.
Дело в том, что у адата и Шариата принципиально разные источники легитимности.
Критерий истины с точки зрения Шариата – это Божественное Откровение, тексты Корана и Сунны, а вовсе не обычаи и привычки большинства членов общества. Законы Шариата в их емкой форме выводятся из этих первоисточников исламскими правоведами. При помощи интеллектуальных методик они находят лаконичные формулировки в огромном массиве хадисов, предварительно проверяя их на достоверность, выявляя их лингвистические и терминологические особенности, а также – соотнося их с аятами Корана на соответствующую тематику.
Источник легитимности для адата – традиции предков и общественное мнение, возведенное в ранг священного и непререкаемого авторитета. Его вердикту следуют, не задумываясь, потому, что «так принято» или поскольку «так делали отцы» – при том, что содержание этих адатов может быть совершенно абсурдным и не иметь под собой никакого внятного разумного обоснования. Собственно, и современные люди из «цивилизованных стран» – вроде бы образованные и интеллектуально развитые – находятся во власти этих привитых обществом установок. Разве мы так редко слышим, что носить платок в светском обществе нелепо, неприлично, стыдно – хотя вряд ли мы получим убедительные доводы в пользу этого, прямо скажем, беспочвенного, однако чрезвычайно живучего мнения? Разве многоженство не считают аморальным только потому, что это «дико и не принято»? И разве взвешенные разумные аргументы в его пользу не встречают иррациональный в своей ожесточенности отпор? Особенность навязанного обществом адата заключается в том, что ему и не пытаются найти обоснования. В него верят, причем свято. В Исламе это называется словом «тагут», то есть – идол.
Впрочем, иногда исламские законоведы принимают во внимание общественное мнение, однако они воспринимают его как вспомогательный инструмент при анализе правовой проблемы, а вовсе не как истина в последней инстанции. Например, в некоторых мазхабах (правовых школах) всякая увеселительная и пустая музыка запрещена, а прочая музыка – дозволена. Факихи отмечают, что критерием различения серьезной и развлекательной музыки может служить общественное мнение.
Хрестоматийным примером непонимания разницы между адатом и Шариатом служат нападки на женщин, которые носят хиджаб строго в соответствии с Сунной – то есть оставляют открытыми только лицо и кисти рук. Многочисленные критики, которые совершенно «не в теме», любят указывать им на то, что во многих исламских странах «так не ходят», попутно демонстрируя фотографии густо накрашенных девушек в платках, сползших на затылок, а также дам в юбках по колено и в символических газовых шарфиках, повязанных назад. Таким образом, адат выдается за «руководство к действию» и за весомый довод для соблюдающей нормы Шариата мусульманки.
Но с точки зрения Шариата такие варианты «полухиджаба» неприемлемы. Вместе с тем, Ислам вовсе не стремится нивелировать национальные предпочтения в выборе цвета, фасона, стиля мусульманской одежды, если ее покрой вписывается в рамки Шариата.
Важно помнить, что не только далекие от исламской традиции люди не улавливают разницы между адатом и Шариатом. К сожалению, даже некоторые практикующие мусульмане порой искренне принимают установления адата за требования Шариата. И только по мере устранения этих предрассудков исламская умма способна обрести былое величие, которое она к настоящему моменту, увы, частично утратила.
al_khorasani
Черные флаги Хорасана
Мусульманские просветительские организации стараются развенчать мифы об униженном положении женщины в Исламе. Однако многие из этих усилий обречены на неудачу до тех пор, пока не будет разъяснена терминологическая разница между понятиями «адат» и «Шариат».
Мусульмане выпускают книги и читают лекции о высоком положении женщины согласно Корану и Сунне.
Тем временем, антиисламская пропаганда жонглирует устрашающими историями о том, как в разных уголках исламского мира женщинам отрезают носы, как их обливают кислотой, выдают замуж насильно, унижают их достоинство, избивают. Разумеется, многие из этих историй выдуманы, а гневным обличителям стоит адресовать вопрос: «А судьи кто?» Какое моральное право учить мусульман гуманности имеют те, кто сбрасывает бомбы на головы мирных жителей, преследуя свои меркантильные цели, и отказывает тысячам мусульманок в праве на образование только потому, что они носят платок?
Однако сложность ситуации в том, что далеко не все «исламофобские страшилки» вымышлены.
Да, в ряде ближневосточных стран – вопреки установлениям Шариата – дочерям не оставляют наследства. Их сватают против их воли, а отцы забирают положенный им брачный дар – махр – себе, по сути, продавая их в богатые семьи. Да, иные мужья поколачивают жен и присваивают заработанные ими деньги (если жена работает), а детей в школе учителя бьют палкой за нерадивость в учебе. Да, плачевная статистика обрезания девочек в некоторых африканских государствах также является козырной картой в руках исламофобов – хотя в этих странах не только мусульмане практикуют подобное. Да, в определенных исламских регионах (например, среди афганских пуштунов) женское население тотально безграмотно, а умение читать и писать считается «неприличным» для девочек. Да, некоторые невежественные мужчины-мусульмане убеждены, что единственная миссия женщины в этом мире, помимо рождения детей и удовлетворения потребностей мужа, – до блеска начищать ванну и драить полы с утра до вечера.
Только к Исламу и Шариату все перечисленное не имеет ни малейшего отношения.
Это – адаты: дремучие, темные, мракобесные, уходящие корнями в самое дикое язычество, во времена которого новорожденных девочек закапывали в землю живьем. Эти архаичные обычаи сохранили свою силу, несмотря на прошествие веков и исламизацию.
Что касается предписаний Шариата, то они целиком и полностью отличаются от установлений адата.
Право дочерей на наследство гарантировано в Священном Коране; брак по принуждению, согласно Шариату, считается недействительным, махр является неотъемлемой собственностью невесты, а не ее родителей, избиение жены запрещено, на детей не позволяется даже повышать голос. Любые калечащие операции допустимы лишь в случае крайней необходимости (гангрена, онкология), ибо в хадисах Пророка (с) запрещается наносить ущерб здоровью и отнимать какой-либо орган с потерей функций, изначально присущих телу человека. По Шариату девочки точно так же должны учиться, как и мальчики, поскольку хадис Пророка (с) гласит: «Приобретение знаний – обязанность каждого мусульманина и мусульманки».
Согласно исламским законам, работа по дому и вовсе не входит в обязанности жены, и она даже может потребовать у мужа ее дополнительной оплаты. Мусульманка имеет право работать с разрешения своего супруга, и даже может предварительно оговорить это в брачном контракте, чтобы в будущем избежать неприятных эксцессов и запрета на деятельность вне дома. В таком случае супруг не вправе распоряжаться ее зарплатой, но все равно обязан обеспечивать ее едой, жильем и одеждой не ниже того уровня, на каком ее содержали родители.
Обоснование для каждого из этих законов можно найти в Коране и Сунне, а также в трудах авторитетных мусульманских правоведов, приводящих весомые доводы в пользу данных установлений.
Тем не менее, у стороннего наблюдателя возникает впечатление, что в Исламе гладкая теория расходится с удручающей практикой. Ведь обыденное секулярное сознание воспринимает Ислам как приложение к национальной культуре, как повседневную практику исторически мусульманских народов. Для человека непосвященного Ислам и Шариат – это традиции и обычаи мусульман, их жизненный уклад и практические установки.
Однако все упомянутое имеет отношение к адату, но никак не к Шариату, который противостоит многим из существующих у мусульманских народов обычаев.
При этом Ислам не стремится уничтожить локальные национальные культуры и смешать все этносы в едином плавильном котле, рассматривая многообразие народов и языков как знамение Всевышнего Аллаха: «Из Его знамений – разнообразие ваших языков и цветов [кожи]. Воистину, в этом – знамения для тех, кто обладает знанием» (30:22). Целью Ислама является ликвидация вредных противоречащих Шариату адатов и верная расстановка приоритетов в случае с приемлемыми обычаями, в коем случае адат все равно вторичен по отношению к Шариату.
Дело в том, что у адата и Шариата принципиально разные источники легитимности.
Критерий истины с точки зрения Шариата – это Божественное Откровение, тексты Корана и Сунны, а вовсе не обычаи и привычки большинства членов общества. Законы Шариата в их емкой форме выводятся из этих первоисточников исламскими правоведами. При помощи интеллектуальных методик они находят лаконичные формулировки в огромном массиве хадисов, предварительно проверяя их на достоверность, выявляя их лингвистические и терминологические особенности, а также – соотнося их с аятами Корана на соответствующую тематику.
Источник легитимности для адата – традиции предков и общественное мнение, возведенное в ранг священного и непререкаемого авторитета. Его вердикту следуют, не задумываясь, потому, что «так принято» или поскольку «так делали отцы» – при том, что содержание этих адатов может быть совершенно абсурдным и не иметь под собой никакого внятного разумного обоснования. Собственно, и современные люди из «цивилизованных стран» – вроде бы образованные и интеллектуально развитые – находятся во власти этих привитых обществом установок. Разве мы так редко слышим, что носить платок в светском обществе нелепо, неприлично, стыдно – хотя вряд ли мы получим убедительные доводы в пользу этого, прямо скажем, беспочвенного, однако чрезвычайно живучего мнения? Разве многоженство не считают аморальным только потому, что это «дико и не принято»? И разве взвешенные разумные аргументы в его пользу не встречают иррациональный в своей ожесточенности отпор? Особенность навязанного обществом адата заключается в том, что ему и не пытаются найти обоснования. В него верят, причем свято. В Исламе это называется словом «тагут», то есть – идол.
Впрочем, иногда исламские законоведы принимают во внимание общественное мнение, однако они воспринимают его как вспомогательный инструмент при анализе правовой проблемы, а вовсе не как истина в последней инстанции. Например, в некоторых мазхабах (правовых школах) всякая увеселительная и пустая музыка запрещена, а прочая музыка – дозволена. Факихи отмечают, что критерием различения серьезной и развлекательной музыки может служить общественное мнение.
Хрестоматийным примером непонимания разницы между адатом и Шариатом служат нападки на женщин, которые носят хиджаб строго в соответствии с Сунной – то есть оставляют открытыми только лицо и кисти рук. Многочисленные критики, которые совершенно «не в теме», любят указывать им на то, что во многих исламских странах «так не ходят», попутно демонстрируя фотографии густо накрашенных девушек в платках, сползших на затылок, а также дам в юбках по колено и в символических газовых шарфиках, повязанных назад. Таким образом, адат выдается за «руководство к действию» и за весомый довод для соблюдающей нормы Шариата мусульманки.
Но с точки зрения Шариата такие варианты «полухиджаба» неприемлемы. Вместе с тем, Ислам вовсе не стремится нивелировать национальные предпочтения в выборе цвета, фасона, стиля мусульманской одежды, если ее покрой вписывается в рамки Шариата.
Важно помнить, что не только далекие от исламской традиции люди не улавливают разницы между адатом и Шариатом. К сожалению, даже некоторые практикующие мусульмане порой искренне принимают установления адата за требования Шариата. И только по мере устранения этих предрассудков исламская умма способна обрести былое величие, которое она к настоящему моменту, увы, частично утратила.
Адат что это в исламе
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Адаты: какие законы соблюдают чеченцы
Адатом (в переводе с арабского это означает «обычай») называется свод законов и традиций у мусульманских народов. В отличие от законов шариата эти нормы возникли еще в доисламский период. Следование нормам адата широко распространено у чеченцев.
Семейные обязанности
Адат определяет, прежде всего, правила поведения в семье и обществе. Так, у чеченцев принято заботиться о родителях. Как правило, престарелые родители живут вместе с одним из сыновей.
Выкуп за невесту
Согласно адатам определялся, например, размер калыма за невесту. Парень мог украсть девушку без ее согласия, но при этом должен был спросить, есть ли человек, за которого она хотела бы выйти замуж. Если ответ был утвердительным, похититель должен был передать невесту тому человеку. Если девушка была не согласна выходить замуж, ее возвращали в родной дом, а ее родным платили штраф в виде денег, скотины и ситца. Если же она хоть одну ночь провела в доме похитителя, то платились уже настоящий калым и гебенгак – отступные, которые давались при разводе. Впрочем, если даже девушка соглашалась на брак, все равно приходилось платить. Если она была просватана за другого, выкуп платился уже не ее родителям, а жениху.
Наказание за прелюбодеяние
Подробно оговаривались в адатах и действия в случае прелюбодеяния, совершенного с чужой женой. Например, прелюбодей должен был заплатить мужу штраф в размере 80 голов рогатого скота. Если же муж убивал любовника своей жены, то обязан был заплатить его родственникам штраф за убийство. Если прелюбодеяние совершалось с девушкой, которую уже просватали за другого, то виновник должен был заплатить штраф ее родным, а в случае их несогласия – послать в их распоряжение свою жену или родственницу. За прелюбодеяние с девушкой, которая еще не просватана, тоже платился штраф, только в меньшем количестве.
Если прелюбодеяние происходило между свободными мужчиной и женщиной, мужчина обязан был жениться на этой женщине. При этом еще до заключения брака он был обязан заплатить родне невесты гебенгак. Если мужчина отказывался жениться, то гебенгак оставался женщине. Если у пары был общий ребенок, то он оставался на попечении отца.
Наказание за оскорбление
За словесное оскорбление, задевающее честь оскорбленного, согласно адатам человек имел право ответить тем же. За бесчестие, нанесенное мужчиной девушке или вдове (например, если он дотрагивался до нее, снимал с нее платок, пусть даже случайно), виновник обязан был принести извинения и заплатить штраф в виде быков, баранов, а также кусков ситца и холста.
Имущество и долги
Наказывалась штрафами и порча чужого имущества (например, отрезание хвоста у лошади). За долги у должника в счет уплаты забирали часть имущества. А если кто-то убивал собаку в чужом дворе, то отвечал за это как за убийство человека.
Кровная месть
К адату восходит и традиция кровной мести (в чеченском языке она зовется «чир»). Поводом к ней чаще всего становится убийство. Если оно непредумышленное, то виновника обычно тут же прощают, но при этом он должен заплатить выкуп семье жертвы или взять на содержание детей потерпевшего. Женщин, стариков, детей или слабоумных по обычаю кровной мести не убивают.
Что стало с адатом
Адат практиковался у народов Кавказа и Средней Азии вплоть до начала 1930-х годов, когда он был официально запрещен и заменен на гражданской законодательство. Но в Чечне после смерти Сталина адат вновь стал действовать в подпольном режиме.