адаты ингушей что это

Адаты ингушей

В последнем тысячелетии адатом на Кавказе стали называть те обычаи, где запрещалось то или иное деяние и за нарушение запрета определялось наказание.

У ингушей существовал институт Мехк-кхел, члены которого избирались из вайнахских обществ.

Мехк-кхел ежегодно собирался близ Тхаба-Ерды, все желающие так же могли присутствовать на этом собрании. Здесь решались вопросы, касающиеся всего народа, также решались и вопросы судебного порядка.

При необходимости Мехк-кхел принимал закон (ва1ад), который был обязателен для всех.

Такой закон впоследствии так же мог называться ингушским адатом.

Надо заметить, что адаты народов Кавказа имели отличия, т.е. имели национальные признаки, хотя основополагающая суть заключалась у всех в главном: адаты запрещали убийство, воровство, насильственное умыкание, клятвопреступление, кровосмешение, прелюбодеяние и другие негативные проявления в обществе.

Есть в культуре ингушей элемент, называемый эздел (этика). Этика запрещает вход мужчины в жилище, если в доме нет хозяина, или старика. Или другой пример: запрещалось сквернословить близ реки или водоёма, запрещалось справлять нужду, загрязнять воду.

В этих случаях не было предусмотрено наказание и можно сказать, что эти запреты не относятся к разряду адатов.

Можно констатировать, что адат, обычаи, традиции и другие элементы культуры взаимосвязаны, а все вместе выполняют задачу регулятора жизнедеятельности. При этом адаты обозначают жёсткие нормы поведения, являясь предостережением от постыдных поступков.

Адат ингушей запрещал женитьбу на родственницах, даже когда родство уходило вглубь нескольких веков. У некоторых народов Дагестана разрешалось жениться на двоюродной сестре. Для ингуша это немыслимо и сегодня.

Адат запрещал брать на опасное дело, грозящее смертью, двоюродного брата без согласия его отца. Только в отношении брата матери и племянника сестры это правило исключалось. Здесь прослеживается и традиция отношений с родственниками матери.

За убийство женщины ингушский адат требовал две крови, у других народов только в том случае, если женщина была беременна.

За непреднамеренное убийство адат не требовал крови, тут вступали другие отношения, такие как обычаи, традиции.

При прощении убийства адат мелхестинцев не разрешал брать за кровь деньги или скот, и это его отличие от адатов других народов и племён.

У вайнахов особое отношение к гостю. Позор и осуждение тому, кто обидит гостя, кем бы тот ни был. Пропажу имущества, коня должен был возместить хозяин дома, где тот остановился. Это правило осуществлялось и у других народов Кавказа. Адат не разрешал убийство кровника до его совершеннолетия.

Прелюбодеяние осуждалось у всех народов и жёстко каралось законом адата.

Надо заметить, что адаты не были тождественны у народов. Ингуши славились строительством башен и тут появляются свои адаты.

Строитель боевых башен, выезжая за границы Родины (Мохк), не имел права строить классическую ингушскую башню. Строительство башни не могло продолжаться более года даже на один день. При строительстве также учитывалось мнение первого поселенца, т.е. второй, третий должны были согласовывать место, высоту башни, расположение окон и бойниц. Господствующее положение в селении было у первого поселенца.

Были нормы адата и шариата несовместимые, когда речь шла о мере наказаний.

Приведение норм адата в соответствие с шариатом по некоторым пунктам, касающимся штрафных мер, не представлялось сложным. Но на практике это оказалось не так просто и легко.

Адаты выполняли свою задачу по сплачиванию народа, определяя регламент отношений в обществе, руководствуясь ментальностью, характером этого народа, его психологией, народа, который в суровых условиях стремился выжить и сохраниться. История мира рассказывает, как исчезали с лица земли многочисленные народы и цивилизации. Исчезали государства и империи, насытившись, обленившись, оторвавшись от своих корней. Эти уроки надо помнить, необходимо сохранять язык, свою культуру, знать историю.

Можно констатировать, что адаты, как и традиции и обычаи, выполняли роль объединяющего фактора, а близость норм адата и шариата послужила толчком принятия ислама ингушами добровольно и по историческим меркам в короткий срок.

Источник

Ф.А. Гантамирова. Адаты чеченцев и ингушей

адаты ингушей что это. Смотреть фото адаты ингушей что это. Смотреть картинку адаты ингушей что это. Картинка про адаты ингушей что это. Фото адаты ингушей что это

Адаты чеченцев и ингушей демократичнее, чем адаты кабардинцев и дагестанцев, и отражают соответствующий социальный и политический строй чеченцев и ингушей XVIII – первой половины XIX в. Например, обычай аталычества (отдача мальчика на воспитание в другой тухум с целью установления как бы родственных отношений с более знатным, богатым родом) среди чеченцев и ингушей не был распространен, а оказание помощи одним родовым союзом другому не отличалось таким ярко выраженным характером эксплуатации труда зависимого рода, как, например, у кабардинцев. Обычай барантования (угон скота) у чеченцев и ингушей имел существенное различие с аналогичным обычаем адыгейцев, и заключалось оно в том, что баранта у чеченцев и ингушей в меньшей степени, чем у адыгейцев, способствовала обогащению знатных и богатых родов за счет слабых.

В процессе социально-экономического развития общества и начавшегося распада патриархально-родового строя, который можно отнести к концу XVIII и началу XIX в., адаты чеченцев и ингушей видоизменяются, дополняются новыми нормами, выражающими волю «сильных» имущих родов. Система компенсаций по обычаю кровной мести чеченцев и ингушей постепенно с имущественной дифференциацией общества изменила свою первоначальную форму. Так, выкуп за убийство, выплачиваемый прежде всем родом сообща, в полной мере, стал перекладываться в большей части на семью виновного. Доля, вносимая сородичами, определялась степенью родственных отношений с убийцей. Кроме того, выкуп крови для разных родов стал не одинаковым.

Как правило, последствием при воровстве является возвращение похищенной вещи, а при утере ее – выплата стоимости украденного.
Таким образом, возмещению подлежит материальный вред, причиненный потерпевшему. От обвиняемого в грабеже требовалось возвратить награбленное имущество или оплатить его стоимость потерпевшему, а также внести штраф в пользу общества. В случае совершения указанного преступления в мечети или если оно связано с вторжением в пределы чужого владения, взыскивалась двойная стоимость похищенного и штраф.

Видимо, запись адатов в этой части сделана не точно, так как такая месть совершенно невозможна, если исходить из горских традиций повиновения детей родителям. Кровомщение в отношении отца или деда среди чеченцев и ингушей не существовало. Вообще у горцев принято, что члены одного и того же рода, даже глава семьи, не вправе посягать на жизнь своих родственников. Подобно убийствам ранения или увечья подлежат отмщению только в том случае, если раненый принадлежит к другому роду, чем лицо, причинившее указанные повреждения. Адаты чеченцев и ингушей преследуют при этом только возмещение причиненного вреда независимо от того, причинено ли повреждение умышленно, неосторожно или случайно.

Семья и брак строго охранялись нормами обычного права чеченцев и ингушей. Все вопросы, связанные с наследственными правами членов семьи, разбирались по шариату. Брак по адатам чеченцев и ингушей носит в основном экзогамный характер. Среди чеченцев встречаются и эндогамные браки. Это объясняется, видимо, соседством с дагестанскими народностями, у которых бытует эндогамия, и большим распространением исламизма среди чеченцев. У ингушей с древних времен соблюдалась строгая экзогамия, и поэтому даже в настоящее время нет случаев отступления от этого обычая.

При экзогамии женщина никогда не выходит совсем из-под охраны своих родичей. Так, у «вейнахов» Владикавказского округа муж, убивший жену, должен был заплатить родителям ее 85 коров; если же у нее не было детей, то он должен был заплатить только 12 коров. Убийца жены терял всякое общественное уважение.

При похищении чужой невесты похититель становился кровником жениха, и с этого момента на него распространялся обычай кровной мести. Однако выкуп за кровь по обычаю кровной мести в случае убийства женщины был пониженным. Это еще раз подтверждает социальную неравноправность женщины.

Так адаты чеченцев и ингушей на протяжении многих лет, видоизменяясь, сохраняют в себе добрые старые традиции, и наоборот – обычаи, составляющие пережитки прошлого, изживают себя под влиянием социально-экономических изменений, происходящих в обществе.

Источник

Ингушские адаты: как это работает

Ингуши живут сложной социальной жизнью. Все события их жизни так или иначе сверяются с обычаями, неписанными законами и рекомендациями, которые пришли из прошлого и называются адатами. Так что поведение ингуша в обществе регламентируется сразу тремя системами ценностей: исламом, адатами и законодательством Российской Федерации. И, что интересно, именно в таком порядке. Вынужденное лавирование между этими тремя системами — очень большая нагрузка на человека, и она воспитывает в ингушах терпение и виртуозное искусство балансирования.

Кровная месть: политика сдерживания

К примеру, ингушские адаты требуют отмщения за кровь убитого, законодательство запрещает самосуд, ислам призывает простить убийцу. Преступник же несет двойное наказание: очень часто он сам сдается властям, чтобы избежать возмездия по адатам, но, отбыв положенный по приговору срок, все равно платит по счетам — вполне возможно, он будет убит, как только выйдет на свободу.

Большинство адатов направлены на предупреждение трагических событий. Так, кровная месть — не мера наказания, это, скорее, мера профилактики, направленная на то, чтобы удержать влиятельных, сильных и горячих молодых людей от опрометчивого шага, за который непременно придется расплачиваться жизнью. Таким образом, немало людей отказывались от соблазна физически устранить противника или нанести ему увечья.

Но в годы общенародных бедствий — во время войны, эпидемий, депортации — кровников прощали, вендетта сама становилась преступлением. Так, во время кровопролитных боев гражданской войны начала ХХ века один человек решил воспользоваться суматохой и расквитался с убийцей своего брата. Он был осужден старейшинами и приговорен к смерти, что в мирное время было бы просто немыслимым. Еще один случай произошел на митинге в Грозном в январе 1973 года. Лицом к лицу встретились два кровника, убийца развернулся и попытался скрыться от своего преследователя, но тот догнал его и сказал, что прощает ему кровь, потому что встретил его именно на этом митинге. Общая гражданская позиция оказалась важней кровной распри и примирила врагов.

В некоторых случаях убийца может откупиться от мстителя большой суммой денег, если родня убитого согласится на такой откуп.

Часто прощают кровь, если убийство совершено по случайности или убийца раскаялся. В прошлом, если убийца умудрялся пробраться в дом кровников и дотронуться до очажной цепи, которая считалась сакральной, кровь также прощалась, и этот отчаянный храбрец отныне считался близким к этой семье, очагу.

Интересно, что за убийство женщины по адатам полагается забрать две жизни — убийцы и его родственника — совершеннолетнего мужчины до 65 лет.

Гостеприимство по высокой цене

На Кавказе говорят: «Гость — подарок от Бога!», а у ингушей в молитве всегда просят гостя и пищу, чтобы достойно его угостить. Дом, в котором не бывают гости, считается безбаракатным, то есть лишенным божеского благословения. Даже если вы опаздываете на работу, деловую встречу или по другим важным делам, вы не имеете право оставить гостя и уйти. Более того, если вы больны или убиты горем, вы должны всячески скрывать свое состояние. Гость не должен догадаться о ваших проблемах, а если все же узнал о них, вам следует перевести все в шутку и не расстраивать его своей печалью.

адаты ингушей что это. Смотреть фото адаты ингушей что это. Смотреть картинку адаты ингушей что это. Картинка про адаты ингушей что это. Фото адаты ингушей что это

Иллюстрация: Елена Родина

Внимание незнакомому, случайному гостю и близкому другу или родственнику оказывается одинаковое. У ингушей принято ставить на стол гостю самое лучшее угощение, в сложные времена ингуш сам не поест досыта, но сбережет лакомство для гостя. Многие путешественники отмечали высокий статус гостя в ингушском обществе. Даже если случайным гостем оказывался враг, за которым следовала погоня, делом чести было отстоять его жизнь и свободу, не позволить преследователям забрать его — пусть и ценой собственной жизни.

Этим адатом нередко пользовались те, кто искал убежище. Например, в начале ХХ века у ингушей скрывался знаменитый чеченский абрек Зелимхан. Для жителей горных сел Кекки, Нелх и Цорх, которые отказались выдать его военным, это обернулось трагедией: селения были разрушены, часть жителей убита, а остальные отправлены в ссылку. Чуть позже в Ингушетии скрывался Серго Орджоникидзе, и ингушские семьи, принявшие его у себя, очень сильно рисковали, но наотрез отказались выдать его царским властям.

Избегание: не увидишь — не поссоришься

Общекавказским адатом является избегание и табуирование имен родственников. Так, жене запрещено называть по имени близких родственников мужа. Свекра и свекровь называют так же, как и своих родителей: дада и нана. Братьев мужа называют замсаг (молодой человек), каьнк (парень, мальчик), сестер мужа — йоккхагъяр (старшая), йииг (девочка), йоI (девушка), хозъяр (красавица). Не принято говорить со свекром первое время после замужества, пока он не сделает подарок снохе и не заставит ее улыбнуться.

Но ингуши и здесь отличились. Это единственный народ на Кавказе, у которого зять всю жизнь избегает встречи с родителями жены. Такая встреча допустима лишь в исключительных случаях, когда кто-то из них заболел и нуждается в срочной помощи. Если теща или тесть остаются одни на старости лет и за ними некому присматривать, зять забирает их к себе, но даже тогда старается сделать себе в доме отдельный вход, чтобы пересекаться с ними как можно реже.

В обществе осуждаются попытки тестя и тещи позвонить зятю и вмешаться в его семейные дела. Если возникает какой-то конфликт, на разбирательство, как правило, идет брат жены — и не к мужу, а к его родителям. Этот адат призван не допускать ссор между родственниками и разводов. При этом зять через свою жену обязан всячески чтить тещу и тестя, отправлять подарки, решать возникшие проблемы, помогать финансово, чтобы заслужить звание любимого (пусть и заочно) дика нейц (хорошего зятя).

Старший всегда прав

В большинстве ингушских семей почитать старших учат с самого раннего детства. Родители заставляют соблюдать субординацию даже детей-погодок. Младший должен во всем слушаться старшего и не огрызаться. Самый вкусный кусочек, покупка игрушек и одежды, мелкие поручения — во всем приоритет за старшим, но зато он должен следить за младшими, опекать их и отвечать за них. Принято вставать каждый раз, когда заходит старший. Первым всегда здоровается младший. Когда старший разговаривает с кем-то, младший не вмешивается, даже если ему необходимо срочно что-то сказать. Младшему не пристало перечить старшему на людях, хотя наедине такое случается. В большинстве случаев старшего всегда поддержат родители. Родители, как правило, остаются жить с младшим сыном, и все их имущество, в том числе дом, переходит к нему по наследству. Обычно это не оспаривается другими братьями. К тому времени они уже построились, и в строительстве им помогал младший брат. На новоселье родители передают определенную часть имущества старшим братьям.

Строительство, кстати, тоже можно отнести к вечному обычаю ингушей. Они строятся всю жизнь. А когда построят дом, начинают его достраивать и перестраивать. На это уходят все доходы семьи, ингуши не поедут отдыхать, не купят себе дорогое оборудование для хобби или снаряжение для спорта, а купят стройматериал. Даже те, кто живет в квартире, непременно строят или планируют построить себе дом. И, судя по огромному количеству башен в горной Ингушетии, потребность иметь собственное большое, просторное жилье существовала в ингушском обществе с глубокой древности.

Брачные адаты

У ингушей по адату запрещены браки внутри одного тейпа. Исключения возможны только в очень больших тейпах, разросшихся до такой степени, что его представители утратили внутренние связи и не ездят друг к другу ни на похороны, ни на свадьбы. Мало того, запрещено брать в жены или жениться на представителях фамилий матери, бабушки по отцу, бабушки по матери. В прошлом этот запрет соблюдался обязательно до 7-го поколения, а желательно — до 14-го. Поэтому для ингушей так важно знать имена хотя бы 7 своих предков. Но сегодня поколения уже не считают, а смотрят сразу на фамилию. Так что когда молодому человеку понравится девушка, он сразу спрашивает обо всех ее родственниках, чтобы не попасть в неприятную ситуацию. Запрещено также жениться на сестре друга и даже влюбляться в нее. Ведь друг считается братом, а его сестра — сестрой! Очень часто такие несчастные влюбленные вынуждены скрывать свои чувства. Хотя в этом правиле также встречались исключения.

Источник

Тема: “13 АДАТОВ ИНГУШСКОГО НАРОДА”/ВВЕДЕНИЕ КНИГИ И.АБАДИЕВА

Опции темы
Отображение

“13 АДАТОВ ИНГУШСКОГО НАРОДА”/ВВЕДЕНИЕ КНИГИ И.АБАДИЕВА

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного
Все народы мира, все языки, все люди созданы Всемилостивым Аллахом. Соответственно каждый народ обязан оберегать и сохранять свой язык, свои обычаи, свою идентичность, то есть то, что делает каждый народ индивидуальным, не похожим на другие народы.
Аллах говорит в священном Коране:

«Я создал вас племенами и народами, чтобы вы узнавали друг друга».

Таким образом, имея безусловную возможность создать всех людей единым сообществом, без расовых, языковых и культурных различий, Аллах наполнил землю множеством народностей со своими языковыми, антропологическими и иными особенностями, что обязывает каждого человека, являющегося представителем какого-либо народа, сделать все от него зависящее, чтобы сохранить все атрибуты своей народности, в том числе язык и культуру. Все свои силы – физические и духовные, свой разум он должен направить на воспитание подрастающего поколения, чтобы сохранить свой народ, созданный Аллахом.

У каждого народа есть свои обычаи, некоторые из них вызывают непонимание у представителей других народов. Существуют обычаи, противоречащие установлениям Аллаха, даже элементарным нормам морали. Однако, для сохранения своей индивидуальности, люди стараются сохранить даже такие обычаи.

Основными составляющими, которые веками сохраняют народ, являются:

край, в котором живет этот народ – его Родину, землю;
язык;
адаты (обычаи) народа.
Указанные составляющие являются неотъемлемой частью каждого ингуша, а адаты – частью ИНГУШСКОГО ЭЗДЕЛА.

Остановимся на каждом пункте в отдельности, применительно к нашему народу.

1. Родина. Край предков. Земля. Все народы любят свой край, каким бы он не был: будь это пустыня Сахара, или тундра Чукотки. Пусть там ничего нет, кроме песка или снегов, верблюдов или оленей. Жители даже этих – самых экстремальных районов Земли любят свои края и готовы бороться за них. Предложи им лучшие, благодатные земли – не захотят оставить свои родные пески или тундру.

Если бы нам Аллах дал родину, расположенную в песках Африки или в тундре Севера, мы бы обязаны были все равно лелеять и оберегать свой край.

Аллах же нам дал благословенный, благодатный край, где все есть для жизни, не бывает ни засухи, ни наводнений, слишком жарко или холодно, есть высокие горы, быстрые реки, источники целебных вод, нефть, в лесах водится различная дичь, земля родит все, что ни пожелаешь.

В других краях – на берегу моря, где есть горы, где есть леса, равнины, поля – истинный ингуш тоскует по родному краю, красоты которого не описать словами.

На разных этапах развития жизнедеятельности ингушского народа Своей милостью Аллах дал нам все, что нужно было для жизни нашим предкам, что нужно нам, что понадобится нашим потомкам.

Чтобы не исчезнуть с лица земли как народ, мы обязаны беречь наш край, а в особенности – наши горы. Наши отцы говорили: «Берегите горы, не отпускайте их. Если вы сохраните горы, то вы сохраните и горы и равнину, и благодать будет с вами. Если вы останетесь без гор, не будет у вас равнины».

Почему без гор мы не сможем сохранить равнину? Потому что: горы – это наша крепость. К тому же, самобытность нашего народа сформирована в горах и неразрывно связана с ними.

2. Язык. Каждый народ обязан охранять и сохранять свой язык, каким бы бедным, тяжелым, немелодичным он ни был. Язык любого народа – это язык, данный ему Аллахом. Каждый народ бережет свой язык.

Ингушский язык – один самых богатых языков мира. С помощью нашего языка можно этимологизировать слова из многих языков мира. В какую бы страну мира ты не поехал – в Италию, Китай, Индию, Исландию, Канаду – значение слов из языков народов этих и других стран можно понять с помощью ингушского языка. Поэтому он является матерью языков – Нана-мотт («Язык-Мать»). Это словосочетание некоторые ученые переводят на русский язык как «материнский язык, язык матери».

Когда говорят, что каждому нужно владеть своим «Нана-Мотт», это не значит, что нужно владеть языком своей матери. К примеру, ингуши часто женились на представительницах разных народов – черкешенках, грузинках, балкарках и др. В таком случае, это могло означать, дети должны знать язык матери – черкесский, грузинский языки. Если бы каждый начал говорить на языке своей матери, то люди начали бы разговаривать на разных языках, и никто бы никого не понял.

Выражение «нана-мотт» – означает не просто «материнский язык», в ингушском языке это словосочетание означает «главный язык», язык-основа, язык, который приходится матерью всем другим языкам мира. Ингуши говорят: «Если ты знаешь ингушский язык, то ты поймешь любой язык».

Ингушский язык имеет множество лексических параллелей со многими древними и современными языками, относящимся к различным языковым семьям и группам. Зачастую путем этимологического анализа слов из других языков с учетом его соответствия ингушским словам, можно вывести глубокий философский смысл.

Если мы сможем сберечь свой язык, не потерять его, то придет время, когда весь мир узнает его глубину, красоту и мудрость.

Язык нужно беречь. Если не сбережем язык – не будет народа.

Сегодня находятся среди нас люди, стесняющиеся говорить на своем языке, на языке своих предков, люди, которые считают, что наш язык устарел, что ему нет места в новом, быстро меняющемся, мире. Они считают себя очень культурными, образованными, из-за того, что не могут сложить на ингушском языке двух предложений, но прекрасно, «без акцента», как любят хвастать некоторые ханжи, говорят на русском или английском языках. На самом же деле, самым большим бескультурьем является неумение ясно и четко изъясняться на своем родном языке. И не может быть более необразованного человека, чем тот, который говорит, что он не умеет читать на родном языке.

Если ты не можешь грамотно изъясняться на своем языке, не умеешь читать и писать на нем, то кто тебя станет уважать? Даже представители других народов не будут уважать такого человека.

Человек, не владеющий своим языком, не желающий на нем говорить, не может любить свой народ, свой край, не может он считаться полноценным представителем своего народа.

Пророк Мухаммед, с.а.с., сказал:

«Сохраняйте и берегите адаты, которые не противоречат шариату».

Ингушские адаты возникли не сами по себе, их веками создавали мудрецы-законодатели, чтобы все проблемы и вопросы, возникающие среди народа решать мирно, не допуская вражды. Издревле мир внутри ингушского народа лучше всего укреплялся родством.

Основная задача ингушских адатов – связывать родственными узами представителей разных родов, поддерживать родство, укреплять взаимоуважение, взаимоподдержку и взаимовыручку между всеми родственниками, поддерживать чувство собственного достоинства всех родственников. Таким образом, адаты способствуют укреплению и сохранению народа, цементируют нацию, создают единый организм народа.

Комплекс адатов является частью ЭЗДЕЛА. Само слово «эздел» означает «взвешивание». Слово «эздел» происходит от выражения «эзе де!» («взвешивай!; букв.: «делай взвешенно!», от «эзе» – «взвешенно», «де» – «делай»). Аллах дал человеку разум, чтобы он все взвешивал им– мысли, дела, поступки. Разум – это весы. Весы – это символ справедливости, правосудия.

Человек является высшим созданием Аллаха, которое Он оценил в 1800 верблюдов. Для того чтобы каждый человек смог поддерживать эту цену, Аллах дал людям ЭЗДЕЛ – способность взвешивать свои поступки.

Человек, соблюдающий эздел («Эздий саг») – это человек, который уважает других людей и возвышает их, тем самым он сам возвышается, то есть поддерживает достоинство окружающих и тем самым поддерживает чувство собственного достоинства.

Эздел не позволяет человеку выдавать свой страх, открыто проявлять свои чувства. Эздел – это сдерживающий фактор от всех соблазнов, узда, которая постоянно удерживает тело в подчинении духа, отдаляя человека как можно дальше от животного.

Такие качества, как ложь и скупость, легко выводят человека из ЭЗДЕЛА, при соблюдении которого он отторгает отрицательные качества.

Люди в жизни совершают, как богоугодные, так и богопротивные дела своим разговором. В последнее время людьми произносится много слов, зачастую пустых, которые повисают в воздухе. Но ведь сказанное нами не исчезнет. Самое страшное, что среди мужчин появились пустословы, а ведь издревле у горских народов считалось, что слово мужчины – закон.

Для мужчины-ингуша было неприемлемым нарушение своего обещания – это было позором, хуже смерти. Отсутствие у мужчины таких понятий, как непреложность выполнения данного им слова, также является одним из признаков потери ЭЗДЕЛА.

Вместе с тем, ингушское слово «къамаьл» («разговор») имеет глубокий смысл. Само слово состоит из двух частей: «къа» – «грех» и «маьл» – «воздаяние за богоугодное дело». Каждый человек, произнося слово, совершает или грех, или богоугодное дело. Эздел заставляет человека взвешивать каждое слово, чтобы не совершить грех. Если человек привержен ко лжи, то ложь может вывести его из ЭЗДЕЛА, и даже из ислама.

Как говорят духовные лица: «Лгун и скупой не могут попасть в рай».

Эздел – это требование взвешивать свои слова, поступки. Инструментом такого взвешивания является ум человека – ХЬАЬКЪАЛ. Ингушское слово «хьаькъал» состоит из нескольких слов: «хьоа» – «мозг», «къа» – грех» и «йоал» – «награда», то есть пользуясь разумом (мозгами) человек может совершить грех или богоугодное дело, за которое Бог воздаст добром.

Если не сохранить ингушские адаты – ингушский народ исчезнет, как этнос!

На сегодняшний день много ингушей, покинувших свою Родину, бродящих по миру. Хотя они и уехали в поисках лучшей доли, но их родители живут в этом краю. Край – это их корень и они еще не оторвались от своих корней.

Из-за того, что они соблюдают ингушские адаты, что они не забывают их, даже забыв свой язык и оторвавшись от своей Родины, они не перестают быть ингушами, не смешиваются с другими народами и не ассимилируются. Они остаются ингушами, потому что живут, соблюдая адаты ингушей.

Ингушские адаты нужно соблюдать всем ингушам, где бы они ни жили, – здесь, на своей Родине, в Москве или в Бельгии, или в каком-либо другом уголке Земли. Если будут соблюдать адаты, они не перестанут быть ингушами.

Ингушский ребенок, воспитанный за пределами Ингушетии, если он не знает ни ингушского языка, ни ингушских адатов, как бы родители ни гордились им, что он, мол, знает английский язык, окончил два института и т.д. – он никогда не станет родителям настоящим сыном (дочерью), патриотом своей Родины, настоящим ингушом (ингушкой).

Каждый родитель-ингуш желает, чтобы его ребенок вырос мусульманином, хорошим наследником. Но, если с самого детства не учить его своему языку, не воспитывать в духе национальных обычаев, из него ничего путного не получится. С ним не будут считаться и представители других народов, среди которых он будет находиться. Почему? Что можно ожидать от человека, забывшего или оставившего свой язык, свои обычаи, которому нет дела до своей Родины, до своего народа? Если он предал свои корни, разве можно быть уверенным в том, что он не предаст еще? Нет! Такой человек не будет полноценным членом общества, его не будут уважать ни в одном народе, ни в одном крае.

Тот, кто не говорит на языке, на котором говорили его отец и мать, не живет по адатам, по которым жили его отец и мать, кому нет дела до своей Родины и ее проблем, не сможет с достоинством говорить и на языке какого-нибудь другого народа, не сможет жить по обычаям другого народа, не сможет полюбить и другой край. У него нет ответственности за ту землю, на которой живет, за тех людей, которые живут рядом с ним. За что же его уважать и любить кому бы то ни было?!

Что же произойдет, если со временем у него изменится этническая принадлежность, он будет чувствовать себя представителем другого этноса? Допустим, он жил во Франции, не соблюдая законы своих предков, забыв свой язык. Он перестал быть ингушом, но и у французов нет оснований признать его французом. Через одно-два поколения, когда его дети породнятся с французами, его потомки станут французами. Однако до той поры, для французов они не будут полноценными французами, соответственно это будет поколение ущемленных людей, с ущемленным чувством собственного достоинства, которых также сложно назвать приверженцами ислама, а особей мужского пола – мужчинами в полном смысле этого слова. Такой судьбы хотят родители для своих детей? Вряд ли!

Поэтому родители, отложив всё остальное, в первую очередь, должны быть озабочены тем, чтобы вырастить своих детей в духе уважения к своему народу, знающими свой язык, свои обычаи, озабоченными судьбой своего края, своей Родины. Нужно воспитывать их как настоящих ингушей, имеющих «яхь». Тогда они будут знать, что их дети вырастут настоящими людьми.

Зная об этом, родители, братья и сестры, соседи – все ингуши должны срочно предпринять все действия, зависящие от них, для сохранения в народе адатов нашего народа, чтобы остановить «катящуюся в пропасть арбу» нашего народа, противостоять той деятельности, той работе, которую проводят откровенные враги нашего народа.

Для представителя любого народа и, тем более, для ингуша должно быть большим позором жить, не владея своим языком, не зная адатов своего народа. Это неполноценный, ущемленный человек, нравственный инвалид. Если несколько десятков лет назад, к примеру, уверенно можно сказать, что из десяти молодых людей, девятерым можно было доверить любое дело, т.к. они знали и поступали по адатам, то сегодня из десяти можно отобрать только одного-двух человек, знающих адаты и умеющих себя вести как подобает.

Ингуши, не имеющие яхь (соревновательность в благородстве), живущие не по адатам, воспитывающие своих детей не по адатам, являются, в первую очередь, врагами самим себе, и как следствие – врагами нашего народа. Почему мы их называем врагами? Потому, что считается, что сегодня ингушей насчитывается 500-600 тысяч, однако если из этих цифр вычленить людей, не соблюдающих адаты, не являющихся в полном смысле ингушами, результат переписи народа будет неутешительным. Истинным ингушам, болеющим за сохранение адатов, необходимо объединить усилия, дабы предотвратить продолжающуюся среди нас европеизацию, особое внимание уделять так называемой «современной молодежи». Незнание законов адата, а тем более родного языка следует клеймить позором, таких людей необходимо высмеивать, отторгать от общества.

Приехав в другой регион, страну, ингуши должны оставаться ингушами, но придерживаться местных обычаев и законов и уважать их. Уважение чужих обычаев и традиций входит составной частью в ингушский эздел. Наши отцы говорили: «Пой песню той арбы, на которую сел».

Если кто-то уезжает на время жить в другой регион, страну, то он старается жить по тем обычаям, по которым живут люди этого региона, этой страны, выучить их язык. Почему? Да потому, чтобы на него не смотрели, как на дикаря. Он усваивает хотя бы основную линию поведения, основные обычаи того народа, среди которого он живет.

К примеру, если в нашу республику приезжает представительница другого народа, она в первую очередь узнает, как нельзя одеваться: русская девушка не выйдет на улицу в джинсах. Она понимает, что в этом случае на нее будут смотреть, как на дурно воспитанную. Поэтому она одевает не джинсы, а платье.

Представители других народов, приезжая к нам в гости, стараются соблюдать основные адаты нашего народа, сколько бы времени они здесь не провели (день, неделю, год), соблюсти принятые у нас нормы поведения, чтобы им самим было уютно, чтобы на них с недоумением никто не смотрел.

В таком случае сами ингуши разве не должны стараться соблюдать эти нормы, эти адаты? Для ингушей не соблюдение своих адатов должно быть великим позором, стыдом и самоунижением.

Аллах нас создал ингушами, дав нам лучшие из адатов, лучшие нормы поведения. Все наши обычаи не противоречат установлениям шариата.

Обычаи нашего народа являются прекрасными, благородными. Наш край – самый красивый и благодатный на Земле, в таком краю жаждут жить большинство людей планеты. Наш язык – богат и глубок, один из самых древних языков мира, если не самый древний. (Если бы даже он был бы очень бедным, нам же, все равно, пришлось бы на нем говорить).

Аллахом нам предоставлен благодатный край, такой богатый язык, такие красивые и благородные адаты – в таком случае наш народ – ингушский народ (Г1АЛГ1АЙ КЪАМ) обязан лелеять и беречь милость Всевышнего Аллаха.

У каждого народа есть адаты, которые есть только у этого народа, и нет у других. Эти адаты могут быть похожими или схожими на адаты других народов. Ингушские адаты, сохраненные народом с древнейших времен до сегодняшнего дня, в значительной степени отличаются от адатов других народов. Всего у нас их насчитывается 13.

Ниже мы их перечислим и постараемся объяснить их содержание и значение для народа.

Адаты сыграли значительную роль в сохранении самобытности народа. В частности, ингуши не растратили свою национальную индивидуальность, даже находясь в отрыве от Родины в тяжелые годы ссылки (1944-1957).

Это фундамент нашего народа. Если мы сегодня сохраним их – сохраним и свой народ. Если мы их забудем – наш народ перестанет существовать, как ингушский народ, а наши потомки будут влачить жалкое существование без гордости, без мужества, являя собой полное ничтожество, находясь в услужении (в рабстве) у других народов. На нас лежит обязанность сохранить потомкам этот народ. А для этого мы должны знать и соблюдать 13 ингушских адатов.

В первую очередь следует соблюдать эти адаты женщинам, поскольку они, будучи матерями и супругами, воспитывают подрастающее поколение. Через молоко матери, через ее воспитание адаты входят в кровь детей.

Во вторую очередь обязанность воспитывать людей в лоне наших адатов лежит на представителях духовенства. Далее – старики обязаны взять дело возрождения ингушских адатов в свои руки. Хотя в последнее время и минимизировано их влияние на общество, в целом их влияние еще довольно сильно.

Пусть Всевышний Аллах прольет на нас Свою милость, наградит иманом и высоким самосознанием наших женщин, наше духовенство, наших стариков, весь наш народ в деле возрождения и сохранения наших адатов, а следовательно – и сохранения нашей нации!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *