адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности что указывать
Адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности что указывать
С 01.03.2022 ст. 12 дополняется ч. 4 (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.
Статья 13. Порядок представления соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии, и их приема лицензирующим органом или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 13
1. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если соответствующая услуга предоставляется через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем и в котором указываются:
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.03.2022 в п. 1 ч. 1 ст. 13 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.
1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, с указанием номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты юридического лица;
(в ред. Федеральных законов от 30.10.2018 N 386-ФЗ, от 27.12.2019 N 492-ФЗ, от 27.12.2019 N 478-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.03.2022 ч. 1 ст. 13 дополняется п. 1.1 (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.
С 01.03.2022 в п. 2 ч. 1 ст. 13 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.
2) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, адрес его места жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты индивидуального предпринимателя;
(в ред. Федеральных законов от 30.10.2018 N 386-ФЗ, от 27.12.2019 N 492-ФЗ, от 27.12.2019 N 478-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
4) лицензируемый вид деятельности в соответствии с частью 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, который соискатель лицензии намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 6 введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
2. В заявлении о предоставлении лицензии соискатель лицензии может указать просьбу о направлении ему в электронной форме информации по вопросам лицензирования.
3. К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются в случае, если это предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности:
(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами, за исключением документов, на которые распространяется требование пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) опись прилагаемых документов.
4. Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии указывать в заявлении о предоставлении лицензии сведения, не предусмотренные частью 1 настоящей статьи, и представлять документы, не предусмотренные частью 3 настоящей статьи.
(часть 5 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.03.2022 ст. 13 дополняется ч. 5.1 и 5.2 (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.
С 01.03.2022 в ч. 6 ст. 13 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.
6. Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, соискатель лицензии вправе представить в лицензирующий орган или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если соответствующая услуга предоставляется через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, непосредственно на бумажном носителе или направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
(часть 6 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.03.2022 ч. 7 ст. 13 излагается в новой редакции (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.
7. Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы принимаются лицензирующим органом, многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, если соответствующая услуга предоставляется через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов в день приема вручается соискателю лицензии или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо по выбору соискателя лицензии в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа, способом, обеспечивающим подтверждение получения соискателем лицензии такой копии и подтверждение доставки указанного документа.
(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 263-ФЗ, от 27.12.2019 N 478-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.03.2022 ст. 13 дополняется ч. 7.1 и 7.2 (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.
С 01.03.2022 ч. 8 ст. 13 излагается в новой редакции (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.
8. В случае, если заявление о предоставлении лицензии оформлено с нарушением требований, установленных частью 1 настоящей статьи, и (или) документы, указанные в части 3 настоящей статьи, представлены не в полном объеме, в течение трех рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган вручает соискателю лицензии уведомление о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, или направляет такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо по выбору соискателя лицензии в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа, способом, обеспечивающим подтверждение доставки такого уведомления и его получения соискателем лицензии.
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 263-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.03.2022 в ч. 9 ст. 13 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.
9. В течение трех рабочих дней со дня представления надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов, которые представлены соискателем лицензии в соответствии с частью 8 настоящей статьи, лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении этого заявления и прилагаемых к нему документов или в случае их несоответствия положениям частей 1 и (или) 3 настоящей статьи о возврате этого заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата.
С 01.03.2022 в ч. 10 ст. 13 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.
10. В случаях, предусмотренных частями 8 и 9 настоящей статьи, срок принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении исчисляется со дня поступления в лицензирующий орган надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов, соответствующих требованиям настоящей статьи. В случае непредставления соискателем лицензии в тридцатидневный срок с момента получения уведомления, указанного в части 8 настоящей статьи, надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и (или) в полном объеме прилагаемых к нему документов ранее представленное заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы подлежат возврату соискателю лицензии.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.03.2022 ч. 11 ст. 13 излагается в новой редакции (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.
11. В случаях, предусмотренных частями 2 и 5 настоящей статьи, лицензирующий орган направляет соискателю лицензии в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа, копию описи с отметкой о дате приема указанного заявления и прилагаемых к нему документов или уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, способом, обеспечивающим подтверждение доставки такого уведомления и его получения соискателем лицензии.
(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 263-ФЗ, от 27.12.2019 N 478-ФЗ)
Как быть с абсурдными требованиями проверяющих к содержанию лицензий?
Президент отделения Верховенства права и развития International Informatization Academy, к. ю. н.
специально для ГАРАНТ.РУ
Юридический и фактический адрес – эти понятия хорошо знакомы любому юристу. В современных реалиях зачастую эти адреса не совпадают, подразделения организаций также могут располагаться по нескольким фактическим адресам. Ко всем этим особенностям уже давно привыкли как бизнесмены, так и контролирующие их государственные органы.
Но какие проблемы могут возникнуть по вопросу определения места осуществления деятельности организации в официальных документах, в том числе, лицензиях? Сегодня хотелось бы обратить внимание на появившуюся несколько лет в правоприменительной практике лишь одну, но достаточно анекдотичную категорию споров. Почему анекдотичную? А как еще охарактеризовать ситуацию, когда в рамках практически одного ведомства с четким соблюдением требований законодательства и установленной процедуры оформляются официальные документы – выдаются лицензии, а по истечении некоторого времени при проверке их обладателей пытаются оштрафовать за якобы допущенные ошибки в оформлении официального документа? Причем переоформить лицензию у компании заведомо не получится – внесение требуемых изменений в нее нормативными актами не предусмотрено. Абсурдность требований проверяющих подтверждается судебной практикой. Все подобные споры однозначно решаются в пользу проверяемых, с контролирующих органов взыскивается понесенные на подготовку процесса расходы. Правда, вот время, потраченное на сбор необходимых документов и рассмотрение дела – уже не вернуть. Но, проверяющие с поразительным упорством продолжают пытаться оштрафовать за несуществующие нарушения, игнорируя как текст закона, так и прямые предписания собственных вышестоящих инстанций.
В качестве примера подобной практики можно назвать ситуацию, сложившуюся в настоящее время в отношении оформления лицензий, выдаваемых Росгидрометом. Такие лицензии необходимы для осуществления некоторых видов деятельности, связанных с определением метеорологических характеристик окружающей среды, определения уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв, а также водных объектов.
МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ
О том, в каких случаях необходимо получить лицензию Росгидромета, см. также в материале: «Лицензия Росгидромета – нужна или нет?»
Форма лицензии предполагает необходимость указания в ней места нахождения обладателя лицензии и места осуществления его деятельности. Вполне понятно, что при оформлении в эти строки вносятся данные о юридическом и фактическом месте нахождения организации.
Нужно ли указывать что-то еще? Нет, тем более что в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» прямо указано: «Юридическое лицо или ИП, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии».
Однако, как оказалось, по мнению представителей некоторых региональных Департаментов Росгидромета, лицензиат при оформлении лицензии должен был заранее вписать в нее все места, в которых он планирует определять метеорологические характеристики окружающей среды и ее загрязнения. Причем это касается не только адресов всех стационарных пунктов наблюдения, но и всех мест, в которых будут проводиться отборы проб тоже (. ) То есть, если такие работы проводятся в лесу, в поле или на водном объекте – то их координаты все равно должны быть заранее точно указаны.
Если же этого в лицензии нет, а ее обладатель совершил правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 14.1 КоАП («Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)»), то организация должна будет уплатить штраф в размере от 30 тыс. до 40 тыс. руб. и переоформить лицензию.
В практике встречались случаи и квалификации содеянного по ч. 2 ст.19.20 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) и допускающей в такой ситуации уплату организацией штрафа на юрлиц в размере от 100 тыс. до 150 тыс. руб.
Об иных нюансах применения Закона № 223-ФЗ пользователи системы ГАРАНТ могут прочитать в недавно подключенном в систему материале «Антикризисный комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ». Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Абсурдность подобных требований и их прямое несоответствие норме закона вполне очевидно. Но, проверяющие лишь составляют протокол об административном правонарушении, а разбираться с делом и назначать возможное наказание будут уже не они, а суд.
Конечно же, в судебных инстанциях претензии проверяющих признаются безосновательными.
Причем при вынесении решений судьи указывают, в том числе и на наличие письма Росприроднадзора от 19 декабря 2011 г. № ВК-08-03-36/16638, в котором прямо разъяснено, что местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (местом осуществления лицензируемого вида деятельности), не может быть указан город, регион Российской Федерации, субъект Российской Федерации или Российская Федерация в целом. Таким объектом признаются только здания, помещения, сооружения или иные соответствующие объекты, принадлежащие соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании. Они должны иметь почтовый адрес или другие данные, позволяющие идентифицировать объект.
Природные же объекты почтового адреса не имеют и ряд из них, например, моря и реки принадлежать какому-либо юридическому лицу в России не могут.
Аналогичные разъяснения применительно к иному виду лицензируемой деятельности – сбору и утилизации отходов, содержит также письмо Росприродназора от 17 ноября 2015 г. № АС-03-03-36/20364, в котором также указывается, что при намерении соискателя лицензии осуществлять лицензируемые виды деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I-IV классов опасности с использованием движимого имущества (транспортные средства, мобильные установки, оборудование) привязку к месту осуществления лицензируемого вида деятельности необходимо осуществлять исходя из понятия «место осуществления лицензируемого вида деятельности», которое может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.
По вышеуказанным основаниям, в подобных ситуациях, оснований для привлечения к административной ответственности как по ч. 3 ст. 14.1, так и по ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ судами однозначно не усматривается, а предписания представителей Департаментов Росгидромета окружающей среды о необходимости переоформления лицензии признаются нарушающими права и охраняемые законом интересы обладателя лицензии.
Как видим, подобное решение для рассматриваемой ситуации вполне очевидно и не только соответствует позиции Росприроднадзора, но и соответствует буквальному изложению действующей нормы закона.
Вместе с тем, как показывает мониторинг правоприменительной практики, с необходимостью разрешения подобных дел вот уже на протяжении нескольких лет периодически сталкиваются:
В современной практике имели место и случаи, когда по сходным основаниями предпринимались попытки отказа конкретным участникам в праве участвовать в тендерных процедурах, проводимых по правилам Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В подобной ситуации интересы участников закупки были защищены решением Свердловского УФАС России от 15 января 2014 г. по делу № 40-з. В адрес заказчика было выдано предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Разъяснение об адресах места осуществления лицензируемого вида деятельности
Письмо МЧС России от 10.04.2014 №
В целях разъяснения требований Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного приказом МЧС России от 28.05.2012 № 291. Департамент надзорной деятельности сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон), место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее — место осуществления лицензируемого вида деятельности), — объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. № 1225 при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, требования к наличию у соискателя лицензии (лицензиата) помещений не определены.
Вместе с тем, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 г. № 826 «Об утверждении типовой формы лицензии» в бланке лицензии указывается адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности.
Учитывая, что в соответствии с Законом место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии (лицензиата), при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, указываемые в бланке лицензии, совпадают с адресами мест нахождения организации и адресами филиалов, представительств и иных обособленных подразделений (при наличии таковых).
В этой связи, при заполнении заявления о предоставлении (переоформлении) лицензии соискателю лицензии (лицензиату) необходимо в графу адреса нахождения указывать адреса филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, с помощью которых планируется осуществление деятельности. В графу адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности дублируются адреса указанных подразделений.
Одновременно сообщаю, что при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров под адресами мест осуществления лицензируемого вида деятельности понимаются адреса мест расположения пожарных депо.
Проверки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям проводятся по адресу места нахождения организации, с учетом адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности. Скачать PDF.
Ответы на часто задаваемые вопросы, поступающие в адрес лицензирующего органа
Разъяснения по наиболее часто задаваемым вопросам в области лицензирования отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции МЧС России