адыгэ джэгу что такое

адыгэ джэгу

1 адыгэ

2 адыгэ

адыгэ лIакъуэ псори зэрызэджэж лъэпкъыцIэ
адыги (черкесы), самоназвание всех адыгских племен, это понятие включает в себя:

3 джэгу

4 джэгу

5 адыгэ гъавэ

6 адыгэ къамэ

7 адыгэ пхъэIэщэ

адыгский плуг, где впервые в мире применили отвал

8 адыгэ уанэ

9 адыгэ унэ

адыгский дом, который является не только жилищем, но и вместилищем всех требований адыгства

10 адыгэ фащэ

широко известная адыгская (черкесская) форма одежды, в которую сейчас одевается практически весь Кавказ и северокавказское казачество

11 адыгэ хабзэ

древнейший неписаный свод законов адыгской жизни

12 адыгэ бзылъхугъэ

13 адыгэ шхын

адыгская пища – здоровая, высококалорийная пища адыгов, которую отведали и которая пришлась по душе многочисленным гостям адыгов

14 адыгэ Iэнэ

адыгский трехногий столик, за которым сидели и ели хлеб-соль многие знаменитости и простые гости Адыгской Земли – Черкесии с незапамятных времен

15 адыгэ алфавит

16 адыгэ гущыIэ шъыпкъэхэр

17 адыгэ-урыс гущыIалъ

18 джырэ адыгэ литературабз

19 кIахэ

20 тхыгъэ

См. также в других словарях:

джэгу — I (джэгур, джэгухэр) игрище, вечеринка, гулянка, пиршество, свадьба Нысэщэ джэгу Джэгум къыщышъуагъ II (джэгур, джэгухэр) очаг Адыгэ унэмэ арыт мэшIо шIыпIэу етIэбаим дэжь иIэр ары Джэгум машIо пэлъ Джэгум пиухъумагъ Джэгу пашъхьэм пэс … Адыгабзэм изэхэф гущыIалъ

Источник

джэгу

Смотреть что такое «джэгу» в других словарях:

джэгу — I (джэгур, джэгухэр) игрище, вечеринка, гулянка, пиршество, свадьба Нысэщэ джэгу Джэгум къыщышъуагъ II (джэгур, джэгухэр) очаг Адыгэ унэмэ арыт мэшIо шIыпIэу етIэбаим дэжь иIэр ары Джэгум машIо пэлъ Джэгум пиухъумагъ Джэгу пашъхьэм пэс … Адыгабзэм изэхэф гущыIалъ

дэжъый — (дэжъыер, дэжъыехэр) фундук Дэжъыер мыгъэ бэгъуагъэ ◊ Дэжъые быракъ флаг из орехов: длинные нити, на которых нанизан орех, перекрещиваются в виде ромба; концы низок, верхняя часть деревянной ручки украшены разноцветными лоскутами; используется во … Адыгабзэм изэхэф гущыIалъ

дишIыгъ — (дешIы) лъыI., дэшI. 1. сделал, а, о, устроил, а, о, вместе с ним Дигъэпсыгъ Унэ дишIыгъ Ешхэешъо дишIыгъ Джэгу дишIыгъ 2. решил вместе с ним Унашъо дишIыгъ Хьакурынэхьаблэ неущ зэдэкIонхэу унашъо дишIыгъ … Адыгабзэм изэхэф гущыIалъ

дынхэу — (дынхэур) небольшое празднество, устраиваемое для невестки в день, когда она впервые в доме жениха делает несколько стежок (иглой). Нысэ къэщэгъакIэм мэстэ Iудан хырагъэуным пае фашIырэ апэрэ джэгу цIыкIур ары. Дынхэу фашIыгъ. Дынхэум щыIагъ … Адыгабзэм изэхэф гущыIалъ

джэгул — (джэгулэр, джэгулэхэр) игрун Джэгу зэпытрэр КIэлэ джэгул … Адыгабзэм изэхэф гущыIалъ

етIэбай — (етIэбаир) небольшое сооружение из глины, воздвигаемое за очагом, для того чтобы не загорелась стена Джэгу машIор дэпкъым хэмынэным пае, етIэ Iужъоу дэпкъым кIэрашIыхьэрэр ары ЕтIэбаим ышъхьагъ сырнычыр телъ … Адыгабзэм изэхэф гущыIалъ

ихъыкIыгъ — (ехъыкIы) лъым. происходил, а, о; шумно ИшIыкIыгъ Яунэ дунаир ихъыкIыгъ Унэм джэгу ит, дунаир елъыкIы Ащ ихъыкIыгъэр бэ … Адыгабзэм изэхэф гущыIалъ

лъэрыгъычI — (лъэрыгъычIэр, лъэрыгъычIэхэр) донце стремени Лъэрыгъ чIэгъыр О силъэрыгъычIэр тыгъэхьэжъум пэ джэгу. (Джамбэчырэ Хьабибэрэ) … Адыгабзэм изэхэф гущыIалъ

пигъэтэкъуагъэр — (пигъэтакъорэр) зыгъ. прич. насыпанный, ая, ое (в) Натрыфэу джэгу машIом пигъэтэкъуагъэр бэ … Адыгабзэм изэхэф гущыIалъ

пIурщэжь — (пIурщэжьыр, пIурщэжьхэр) церемониал возвращения воспитанника в дом родителей жъы. ПIурыр запIухэу, ыныбжь зикъукIэ янэ ятэмэ адэжь ащэжьынышъ, джэгу фашIыныр ары ПIурщэжь джэгум кIуагъэ … Адыгабзэм изэхэф гущыIалъ

тэбэрыжъ — (тэбэрыжъэр, тэбэрыжъэхэр) испеченный хлеб на накрытых друг на друга сковородах Табэм илъэу, тэбэ зэтеуIубагъэу, джэгу ежьэ стырым чIэу хъумагъэу агъажъэрэр ары Тэбэрыжъэ ыгъэжъагъ … Адыгабзэм изэхэф гущыIалъ

Источник

Джэгу – адыгское игрище

Джэгу – широкомасштабное игрище, которое в неизменной на протяжении многих веков форме устраивалось адыгами по самым различным поводам от общенародных до узкосемейных. Независимо от повода, его размах был грандиозен и по количеству участников, и по продолжительности, и по насыщенности программы разнообразным действием.

«Зихи – называемые так на языках: итальянском, греческом и латинском, татарами и турками именуемые черкесы, сами себя называют – “адига”», – писал о жителях Черноморского побережья Кавказа автор первого в средневековой литературе монографического описания Черкессии, изданного в 1502 году, итальянский путешественник, географ и этнограф Джорджио Интериано. Народ, именующий себя «адига», по собственной воле-вольной изолировавшись от не столь далекого от него «цивилизованного» мира, сохранил в первозданной сути обряды и обычаи рода человеческого.

Этическая сторона культуры адыгов наполнена отголосками матриархата и древнейшим культом предков, выраженным в почитании старших и трепетном отношении к детям, как к вновь воплощенным великим пращурам. В их верованиях удивительным образом сплелись различные древние языческие культы с более поздним влиянием христианства и ислама. Но и христианство, и ислам, и даже более древние, заимствованные у различных народов античности, языческие культы являются лишь наслоениями на бережно сохраненное изначальное ощущение целостности Бытия, в рамках которого празднество – это важнейший вид деятельности направленный на формирование будущего согласно надеждам и чаянием общественной группы. В этом контексте свадьба, поминки, благополучное завершение военного похода, возвращение в отчий дом отданного на воспитание ребенка, выздоровление больного или раненного и другие подобные события становятся вровень с почитанием божеств и сил природы.

Джэгу предваряли некое планируемое будущее (сельскохозяйственные работы, семейная жизнь, военный поход и т. п.), настраивая его на благополучное течение и исход, а также закрепляли успех предпринятых действий, свершившегося, дабы удача не отвернулась и сопутствовала впредь. Естественно, что время проведения некоторых праздников соотносилось с заранее определенными датами, связанными, к примеру, с требованиями разнообразных культов. Другие проводились безотлагательно в зависимости от обстоятельств, которые «плохо поддаются контролю» со стороны человека – благополучное возвращение воинов из похода, прибытие гостя, воздействие на неблагоприятные погодные условия и т.п. Но если достойное праздника событие можно было запланировать, к примеру, свадьба, возвращение ребенка, отданного на воспитание, то чаще всего для игрища избирался май. К маю, как правило, приурочивались и так называемые клятвенные игрища: в критических ситуациях человек давал обет в случае благополучного исхода созвать народ на пышное торжество. А так же игрища, проводимые по инициативе девушки – признанной красавицы.

Вне зависимости от повода игрище длилось достаточно продолжительное время – один, три или семь дней. Каждое такое игрище собирало от нескольких сотен до нескольких тысяч, а порой и десятков тысяч человек. О предстоящем торжестве сообщалось всей округе заранее, иногда даже за несколько месяцев. В этом была практическая необходимость, так как подготовка к подобному празднеству для будущих участников предстояла достаточно серьезная. Обширная программа джэгу включала в себя обрядовые песни и танцы, жертвоприношения и ритуальное принятие пищи, джигитовку, сражение всадников и сражение всадников с пешими, скачки на приз, выбор королевы игрищ, торжественное вручение призов и подарков.

Главная задача любого живого существа – выжить. В полной мере это относится и к любому человеку, и к любому народу. Игрище в этой связи является сжатой во времени моделью выживания рода. Этой идеи подчинены все обрядовые элементы джэгу.

Как известно выживание немыслимо без пищи, без продолжения рода, без защиты от враждебных сил. Все эти элементы заложены в адыгском игрище. Изобилие ритуальной пищи на джэгу обязательно превосходит потребительские возможности присутствующих, «программируя» подобное изобилие на будущее. Этикет всего игрища, и в особенности обрядовых танцев является предпочитаемым сообществом прообразом отношений в семье, направленных на ее счастье и благополучие, а, следовательно, на воспитание здорового и достойного во всех отношениях потомства.

Особое место в джэгу занимают состязания военного характера. Их серьезность настолько высока, что зачастую они с трудом вписываются в понятие «игра». Притом испытанию на стойкость и смелость подвергались не только участники состязания и не только непосредственно во время своеобразных рыцарских турниров. Английский агент Джемс Станислав Белл в 1837 году, побывав на подобном празднике, так описывает «казалось бы, мирное развлечение»: «…Это танец исполнили все время, пока мы там оставались… Но даже к такому, казалось бы мирному развлечению, должно было здесь примешиваться нечто воинственное: так ежеминутно раздавались выстрелы из пистолетов над кругом танцующих и непрестанно этот круг находился под угрозой быть прорванным под натиском всадников (некоторые вожди принимали в этом участие, но никто из них в танцах), которых, однако, сдерживает кучка молодых пеших людей, старающихся визгом и ударами ветвей пугать коней. Но все это, по-видимому, не оказывает ни малейшего влияния на нервы дам, как молодых, так и старых…».

Как и «потешные» сражения, на протяжении игрищ постоянно повторялся еще один обычай – задержание с целью выкупа одного или нескольких (чаще эта участь выпадала девушкам) присутствующих на празднике. В повседневной жизни адыгов перспектива быть захваченным с целью выкупа или продажи в рабство была более чем реальна, а оказаться в роли похитителя – весьма желанна. Эта веселая и любимая в условиях праздника традиция как бы программировала на будущее удачу похитителя и в тоже время неизменное вызволение из беды соплеменника благодаря щедрости близких.

Надо отметить, что щедрость на джэгу тоже была своего рода соревнованием. И не только во время обрядовых игр похищения-выкупа. Присутствующие пытались перещеголять друг друга ценностью всевозможных подарков и призов. Впрочем, наиболее дорогие вещи ставшие жертвой неуемной щедрости, разогретой праздничной атмосферой и пьянящей бузой, как правило, по окончанию игрища возвращались хозяевам.

По традиции игрище торжественно открывалось, а в последующие дни возобновлялось утром – где-то между восемью и девятью часами – и каждый день продолжалось до глубокого вечера, а иногда и за полночь. Сложное разнообразное действо и большое скопление народа требовало определенной системы управления.

Главным распорядителем празднества считался совет старейшин – хасэ. Из его числа избирался глава всего игрища – джэгу тхьэмат. По его распоряжению начинались, возобновлялись, заканчивались все разнообразные действа праздника. Однако непосредственное управление действом всецело было в ведение распорядителя игрища – хатияко, являвшийся одновременно и руководителем музыкантов. Если для всех остальных организаторов, устроителей и участников праздника это было вроде «общественной нагрузки», то хатияко с музыкантами нанимались за определенную плату. Немаловажную роль в управлении ходом праздника играла публика, с мнением которой должен был считаться хатияко.

В организации, структуре и идейной направленности адыгских игрищ джэгу ряд исследователей видит предтече Олимпийских игр. Что ж, вполне возможно, что подобного рода празднества стали когда-то основой для зарождения традиции ставшей ныне всемирной. Так это или нет, могут с наибольшей точностью подтвердить или опровергнуть лишь многоплановые серьезные исследования данного вопроса. Но одно бесспорно – народ адыгов бережно пронес через века (а может и тысячелетия) древнейший пласт общечеловеческой культуры.

Источник

Участниками Адыгэ Джэгу в центре Нальчика стали более 600 человек

«Такое живое общение имеет для нас важное значение»

По словам организаторов мероприятия, состоявшегося сегодня в центре Нальчика, участниками Адыгэ Джэгу стали более 600 человек. При этом в мероприятии приняли участие жители не только Кабардино-Балкарии, но и Адыгеи. Из соседней республики в Нальчик для участия в Адыгэ Джэгу приехали 44 человека.

Также на Адыгэ Джэгу были приглашены дети черкесов из Сирии, которые отдыхают в одном из санаториев Нальчика, рассказал корреспонденту «Кавказского узла» один из организаторов мероприятия.

Как заметил в беседе с корреспондентом «Кавказского узла» журналист и черкесский активист Астемир Шебзухов, «состоявшийся сегодня Адыгэ Джэгу отличался от традиционных своей географией и массовостью».

«Танец не допускает развязности и вульгарности в движениях»

Организаторы мероприятия рассказали корреспонденту «Кавказского узла», что первый Адыгэ Джэгу в Нальчике прошел в сентябре 2005 года, однако после событий октября 2005 года был сделан перерыв. С мая 2006 года Адыгэ Джэгу в Нальчике проводится регулярно, один раз в неделю, отметили организаторы.

«Джэгу по праву можно считать национальным брендом»

В свою очередь старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований Кабардино-Балкарии Заурбек Кожев в беседе с корреспондентом «Кавказского узла» назвал Адыгэ Джэгу «квинтэссенцией черкесской культуры».

Адыгэ Джэгу по праву можно считать «национальным брендом», считает доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела адыгской филологии Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований Мадина Хакуашева.

Автор: Людмила Маратова источник: корреспондент «Кавказского узла»

Источник

Джэгу 2021

Къэбэрдей гуп Джэгу къафэ

Адыгэ Джэгу дахэ Beautiful Wedding Beautiful Dance Adyghe Circassians

Рустам Хавпачев Лъэпэрисэ джэгу 2021

Джэгу у Афашаговых 2 Dzhegu Adiga Cherkess Laparise Sheshen

02:48:30 221.76 MB 10.4K

Джэгу къафэ на свадьбе 2

Тхьэкъуахъуэхэ я джэгу етIуанэ Iыхьэ

Бжедуги зажигают на свадьбе Адыгея Адыги Джэгу

Кабардинские танцы на свадьбе Caucasian Dance

Уэредадэ гуп Щ1алэгъуалэ джэгу

Адыгэ джэгу в ТРЦ Дея 16 01 2019

02:39:33 209.98 MB 29.1K

Встреча невесты Адыгэ джэгу Circassian Wedding Красивая свадьба UHD 4K 2021

Альберт Теуников Т1ыхъужь Али и къафэ джэгу на свадьбе Тезадовых

Всемирный адыгэ джэгу 1 часть Майкоп 2018

Тимур Лосанов Хэхэс Джэгу Танец на Чужбине

Тхьэкъуахъуэхэ я джэгу Япэ Iыхьэ

Бабушка супер зажигает на свадьбе Адыгэ джэгу

Адыгэ джэгу Adyg Wedding Cherkess Wedding Перепляс Abreki Tharkahovi Wedding

Бомбическая Черкесская свадьба Адыгэ джэгу

Черкесские песни Лъагъуныгъэм и хьэтырк1э часть 1 KAVKAZ MUSIC

Аскер Каширгов Къафэ KAVKAZ MUSIC

Мурат Гергов Дахэ цlыкlуу къофэ KAVKAZ MUSIC

ВСТРЕЧА НЕВЕСТЫ АДЫГЭ ДЖЭГУ Adyg Wedding Cherkess Wedding АБРЕКИ МАЙКОП 2020 UHD 4K

Мурат Шокуев Махуэшхуэ джэгу KAVKAZ MUSIC

Адыгэ джэгу в ТРЦ Дея 2018

02:04 158.02 MB 161.8K

Circassian Wedding 2021 Нэльмэс в лицах Nelmes In Persons Черкесская свадьба

Свадьба Уляп Адыгея Адыгэ джэгу

Джэгу Нальчик 2017

02:25:56 192.06 MB 32.4K

Рами Дарока Джэгу KAVKAZ MUSIC

Джэгу начинается а Вочепший Свадьба Амина и Дарии Кушу 28 09 2019 г

Джэгу Beautiful Wedding Beautiful Dance Dzhegu Media Адыги Адыгея

Аслан Тхакумачев Адыгэ джэгу

Адыгэ джэгу дахэ а Пчегатлукай рест Жемчужина свадьба Мурата и Фатимы Духу 20 09 2019 г

Кошехабль Джэгу Beautiful Wedding Beautiful Dance Dzhegu Media Адыги Черкесы

СВАДЬБА СУПЕР ТАНЦЫ АДЫГЭ ДЖЭГУ ADYG WEDDING CHERKESS WEDDING

Самир Кодзоков Джэгу къафэ KAVKAZ MUSIC

Джэгу начинается Свадьба Рустама и Дианы Гатлок 29 09 2018 г

Джэгу Майкоп Beautiful Wedding Beautiful Dance Адыги Черкесы

Аскер Виндижев Дызэдоджэгу джэгу къафэ

Рами Дарока Джэгу Intro KAVKAZ MUSIC

Здесь Вы можете скачать Джэгу 2021. Также рекомендуем скачать бесплатно mp3 песню Къэбэрдей гуп Джэгу къафэ размером 5.48 MB. Слушайте онлайн и скачивайте mp3 в высоком качестве.

Слушают

Торегали Тореали Кавказ Кызы

Перевод Песни Yarala Meni

Nersik Ispiryan Hayreniqi Masin

Мусафир Хакида Килиб

Халима Сардор Рахимхон

Мальчик Поёт Песню

Centuries Amv Anime Fight Girls

Новогодняя Детская Песня Детский Хор Ссср Мо

Азамат Шамшиев Эсиндемин Караоке

Скачат Гулжигит Чон Ата Болуп Чон Эне

Жанар Акаев Башкы Прокурордун Жазасы Ушул Болсо Анда Анын Кылыктарын Айтышыбыз Керек

Bassoon Concerto In F Major Rv 485 Iii Allegro Molto

Gareth Emery Ashley Wallbridge Feat Pollyanna Lionheart Extended Mix Garuda

Dj Roland Clark Presents Urban Soul President House Will Monotone S Beat Driven Mix

Madura Mimang Cooz

Скачивают

Qalandar Кучои Ишки Ма

Жасур Ва Гузал 26 Серия Турк Сериали Узбек Тилида

Prokofiev Peter And The Wolf Opus 67

Видеограф Бишкек Кыргызстан Love Story

Гаятри Мантра Дарья Верба И Валерия Рэй Ом Бхур Бхувах Сваха

Scuba Steve Exe Comes After Little Kelly Minecraft Hello Neighbour

Ein Deutsches Requiem A German Requiem Op 45 Version With Piano Duet Accompaniment

Free Ski Mask The Slump God X Egovert X Tyga Type Beat 2020 Prod By Calldrop

Echo Subaru Kimura Cover

Sony Ericsson Ringtone

Мальбэк И Сюзанна Равнодушие Ачи И Баби 3 Метра Над Уровнем Неба

Pyromania Male Version Not Nightcore Cascade

Dj Kalonje One Drop Reggae Mix 2021 Dancehall Riddim Music Mix

Pirvela Не Надо Больнее Remix

Next Stop Christmas New 2021 Hallmark Christmas Movie

Мой Милый Псих 1 Яой Gacha Life Чит Опис

Эмил Балтагулов Менен Нурбек Шамуратовдун Эфирдик Таймашы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *