аффективность в психологии что это

Аффективность в психологии что это

Психопатология требует резкого разграничения между процессами познания и душевными побуждениями Слово «чувство» обозначает двоякого рода процессы и поэтому легко приводит к недоразумениям, так как многие ощущения получают наименование чувств. Точно также и „интеллектуальные чувства» Наловского являются процессами познания. Голод, жажда, боль и т. д. представляют собой смешанные процессы; они заключают в себе ощущение и относящееся к нему или, иначе говоря, вызванное им чувство. Другие физические ощущения, как, например, ощущения напряжения наших мышц имеют еще и другое отношение к чувствам, так как они не только оказывают вторичное влиянии на чувства, но и управляются ими и составляют, следовательно, непосредственно часть симптоматологии аффектов. Ограниченную таким образом группу функций мы называем аффективностью.

Только аффективность в тесном смысле оказывает как в здоровом, так и в болезненном состоянии общеизвестное влияние на физические функции (слезы, сердечная деятельность, дыхание и т. д.), равно как и на торможение и на выявление мыслей. Вообще она является движущим элементом наших действий. Реакцию на изолированное впечатление органа чувств она распространяет на весь организм и на всю психику, устраняет противоположные тенденции и придает, таким образом, реакции определенный объем и силу. Она обусловливает единство действия всех наших нервных и психических органов. Кроме того, она усиливает реакцию также и во временном отношении, придавая определенному направлению действия длительность, выходящую за пределы первичного возбуждения. Она является причиной множества расщеплений и преобразований нашего Я, некоторых форм бреда и т. д.

Аффективность обнаруживает известную самостоятельность по отношению к интеллектуальным процессам, так как аффекты могут переноситься с одного процесса на другой и так как разные люди столь различно реагируют на одни и те же интеллектуальные процессы, невозможно установить какую бы то ни было норму для аффективности. Точно также и развитие аффективности протекает у ребенка совершенно независимо от развития интеллекта.

Поэтому должны существовать различные типы в зависимости от характера реакции на процессы, имеющие резкую эмоциональную окраску. От этой особенности индивида зависит, станет ли он истериком или параноиком или же заболеет другой формой, которая считается в настоящее время функциональной.

Внимание представляет собой одно из проявлений аффективности. Оно руководит ассоциациями в такой же мере, как и чувства, и вне аффектов не проявляется. В патологии оно претерпевает такие же изменения, как и чувства.

У ребенка чувства могут, как это легко заметить, настолько заменить разум, что результат аффективного проявления и торможения ассоциаций равнозначен результату сложных логических операций. Это — так называемое инстинктивное реагирование.

В патологии аффективные анормальности выступают на первый план во всей картине болезни. При органических психозах аффективность отнюдь не притупляется, как это часто утверждали. Наоборот, у органиков аффективная реакция облегчена (по сравнению С нормальными людьми). Притупление же является лишь кажущимся, вторичным, в нем отражается притупление интеллекта. Если больной не может больше создать сложную идею или же полностью понять ее, то от него, естественно, нельзя ожидать соответствующей эмоциональной реакции.

То же самое относится и к алкоголикам; у эпилептиков аффективность тоже сохраняется, но вместо лабильности, наступающей при органических заболеваниях, она обнаруживает большую устойчивость.

У олигофренов мы встречаем всевозможные вариации аффективности, как и у здоровых людей, но только в еще более широких границах. При dementia praecox аффекты определенным образом подавлены, однако, проявления их могут быть еще доказаны.

Голотимное влияние общей установки настроения следует отличать (особенно в патологии) от кататимного влияния аффективной окраски отдельных представлений. Голотимное происхождение имеют, например, бредовые идеи маниакальных больных, меланхоликов; кататимными являются бред преследования и большинство невротических симптомов. Каждый здоровый и больной человек может в зависимости от ситуации обнаруживать голотимную или кататимную реакцию, причем склонность к тому или другому типу реакции может как угодно варьировать в своей силе, совершенно независимо одна от другой. В норме оба эти предрасположения выражены умеренно; у шизоида или циклоида одно из них представляется особенно сильным, у шизопата или циклопата одно из этих предрасположений усиливается вплоть до болезненного состояния, у шизофреника или маниакально-депрессивного больного одно из них повышено до психотического состояния. По Кречмеру этим психическим типам соответствуют определенные физические конституции.

Аффективность представляет собой одну из сторон наших влечений и инстинктов (эргий). Переживания, соответствующие влечениям, связаны с удовольствием (с внутренней точки зрения); переживания, стоящие в противоречии с влечениями, обозначают субъективно неудовольствие.

Важные для психологии глубин механизмы, как вытеснение, передвигание, перенесение и т. д. представляются само собой понятными аффективными механизмами; однако, с нашей точки зрения некоторые второстепенные представления Фрейда, как, например, цензура, должны трактоваться несколько иначе.

Внушаемость является одной из сторон эффективности. Внушение и эффективность оказывают одинаковое действие на психику и на организм. Поскольку мы можем судить, они действуют также одними и теми же путями.

При примитивных соотношениях (у животных) могут быть внушаемы почти одни только аффекты. Внушаемость, как и эффективность, проявляется у детей раньше, нежели интеллект.

Внушение оказывает на совокупность индивидов такое же влияние, как и аффект на отдельное лицо: оно обусловливает единство и продолжительность действия; оно создает коллективный аффект. Чем больше эмоциональная ценность какой-либо идеи, тем она заразительнее. Внушаемость совокупности индивидов, по многим основаниям, больше, чем внушаемость отдельного лица.

Все, что описывается, как действие самовнушения, может быть столь же правильно описано и как действие эффективности.

Отношение внушаемости и эффективности к вниманию одинаково (равно, как и к болевому ощущению).

До сих пор не удалось установить происхождения паранойи из патологической аффективной установки. В частности, недоверчивость, которая должна лежать в основе паранойи, не является аффектом. К тому же она встречается не при всех формах паранойи.

При паранойе вообще ни установлено общего, и первичного расстройства настроения. Скоропреходящие или длительные признаки маниакальных или депрессивных расстройств настроения встречаются при паранойе (как и у здоровых людей), но они являются не основой болезни, а лишь моментами, придающими картине определенную окраску. Ясно выступающие при этом болезненные аффекты являются вторичными следствиями бредовых идей.

Точно также при паранойе нет общего нарушения восприятия или апперцепции или общего изменения образов воспоминания. Наличность гипертрофии Я отнюдь не установлена при паранойе, как постоянный симптом.

То, что обозначают, как гипертрофию Я и как эгоцентрический характер, является отчасти следствием того обстоятельства, что при паранойе на первый план в психике всегда выступает аффективно окрашенный комплекс представлений. Поэтому у параноиков, равно как и у нормальных людей, обнаруживающих в силу каких-либо аффективных оснований или в силу констелляции установку на определенные идеи — повседневные, а также и менее обычные события вступают в ассоциативную связь преимущественно с этим комплексом. Поскольку многое, что не имеет никакого отношения к больному, приводится им в ложную связь с комплексом, постольку из этого возникает бред отношения. Поскольку все аффективно окрашенные комплексы имеют ближайшее отношение к Я, последнее оказывается выдвинутым на первый план; определение «гипертрофированное Я» отнюдь не является подходящим для этого процесса. Кроме того, у каждого параноика имеются стремления или желания, выходящие за пределы его возможностей; точно также и это не может еще быть обозначено, как гипертрофия Я.

Более тщательное исследование возникновения бредовых идей показывает, что под влиянием хронического аффекта (аффекта, связанного с данным комплексом) возникают заблуждения с помощью того же самого механизма, что и у здорового человека, находящегося в возбужденном состоянии. Патологический момент заключается в том, что эти заблуждения не могут быть корригированы и что они втягивают в свой круг новые переживания.

Предпосылкой для такой установки являются аффекты, которые обладают большой выключающей силой и весьма значительной устойчивостью в смысле сопротивления логическим функциям. Таким образом, ассоциации, соответствующие аффектам, становятся чрезмерно сильными и выявляются в течение долгого времени, ассоциации же, противоречащие аффектам, тормозятся, и дело доходит до логической слабости; но прежде всего благодаря этому возникает неправильное применение к собственной личности всего, что происходит в окружающей обстановке, возникают иллюзии памяти, которые осуществляют в бреде величия желания эйфорически настроенных больных; тех же больных, которые находятся в нормальном или депрессивном настроении, которые как-то чувствуют свою недостаточность для достижения поставленных перед собой целей, эти иллюзии памяти компенсируют (после того, как аффекты вытесняют из сознания невыносимое представление о собственной слабости) тем, что они переносят в бреде преследования причину неудачи во внешний мир; в борьбе с последним больной должен не понижать свою самооценку, а, наоборот, как борец за свое право, он может ее повысить. Ракоподобное распространение и неизлечимость бреда обусловливаются продолжающимся конфликтом между желанием и действительностью.

Что при бреде преследования должны иметь место другие соотношения, чем при бреде величия, явствует из того, что возникновение его происходит не непосредственно.

Предрасположение к созданию параноидного бреда находится в какой-то связи с шизоидней или шизофренией.

Некоторые, не часто встречающиеся формы бредовых построений при легких и остановившихся в своем развитии случаях шизофрении не могут еще быть клинически отграничены от паранойи. В остальном мы имеем основание предположить, что при шизофрении всегда имеет место анатомический процесс, которого нет при паранойе.

Формы так называемой паранойи (как, например, парафрения), которые не соответствуют Крепелиновскому понятию о паранойе (включая сутяжную форму), не могут быть в настоящее время ни безусловно отнесены к шизофреническому кругу, ни полностью отделены от него.

Источник

Аффект

История аффекта

Историческая справка. В начале 20 века среди различных «чувств» в самостоятельную группу стали выделяться аффекты. Об аффектах говорили как об эмоциональных реакциях, направленных на разрядку возникшего эмоционального возбуждения. По Витвицки, аффект – это чувственное состояние, которое «приобретает весьма значительную силу и становится общим бурным нарушением психической жизни». К аффектам он относил страх, ужас, гнев и т.п. К. Штумпф, считая чувства разновидностью ощущений, выделял аффекты как особый вид психических явлений. Постепенно утвердилось представление о некоторой самостоятельности аффекта, и при классификации эмоциональных явлений его стали выделять наряду с эмоциональным тоном, настроением и собственно эмоциями. Кроме других общеизвестных признаков аффектов, А. Н. Леонтьеввыделяет тот, который, по его мнению, отличает их от эмоций: аффекты возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события, в то время как эмоции предвосхищают события, которые еще не наступили. Эмоции и аффект также разделяются А. Ш. Тхостовым иИ. Г. Колымба. С их точки зрения, оба этих эмоциональных феномена представляют собой крайние точки некоего континуума, «задающие основные различия. Тогда аффект выступает как неуправляемое, зачастую беспредметное переживание, образующее натуральный базис эмоций».

Характерные признаки аффекта

Характерными признаками аффекта являются:

Причины аффекта

Аффект возникает в уже сложившейся конкретной ситуации и служит для субъекта своеобразной формой выхода из нее, разрядкой. В аффектогенной ситуации человек обязательно должен действовать и испытывает в этом непреодолимую потребность, но подходящих способов действия не находит. Это противоречие и вызывает аффект. Если человек ясно видит возможности адекватного поведения, аффект не наступает.

Виды аффекта

Выделяют следующие виды аффекта:

Что такое аффективное расстройство?

Источник

Аффективность в психологии что это

Общая психопатология

Аффекты, или аффективно-шоковые реакции — предельно выраженные эмоциональные реакции, возникающие у человека при столкновении с экстремальными (в том числе угрожающими жизни) ситуациями и отличающиеся большой силой, способностью тормозить другие психические процессы (в том числе рациональное мышление), навязывая определенный, закрепленный эволюцией способ «аварийного» преодоления ситуации. Такие реакции, как правило, кратковременны и завершаются по мере минования опасности. Выделяют как минимум три варианта такого инстинктивного поведения, которые можно выразить формулой «бей, беги или замри».

Подобное реагирование на события чрезвычайной значимости досталось человеку от животных. В широко известных примерах поведения животных мы можем увидеть такие реакции с особой наглядностью. Например, если кошка поймала мышь и играет с ней, то жертва обычно попеременно выбирает два варианта поведения — либо замирает, чтобы кошка ее не видела или сочла мертвой и потеряла интерес, либо, наоборот, хаотично мечется, стремясь каким-то случайным отчаянным образом вырваться из создавшегося положения, избежать своей участи. А если к самой кошке вплотную подошла угрожающая ей собака, то теперь уже кошке нужно будет выбирать между тем, чтобы наброситься на собаку или убежать от нее.

Так же как и у животных, у человека в момент серьезной опасности происходит подготовка к действию за счет активации гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, выброса адреналина и норадреналина в кровь с соответствующими эффектами: расширением зрачков, повышением частоты сердечных сокращений и дыхания, повышением артериального давления и изменением сосудистого тонуса (расширение кровеносных сосудов в мышцах, сужение сосудов во внутренних органах и кожных покровах), мышечного тонуса, повышением уровня глюкозы крови и пр. Сознание человека в этот момент называют суженным (аффективно-суженным состоянием сознания): в этом состоянии воспринимаются только раздражители, непосредственно связанные с текущей угрозой, другие раздражители игнорируются (наиболее наглядно видно в феномене туннельного зрения — сужении полей зрения при сильных эмоциях, человек воспринимает только то, что находится непосредственно в центре его взора), снижается способность рационально рассуждать, рассматривать альтернативные варианты действий, оценивать их последствия, нарушается способность к самоконтролю, на первый план выходят очень быстрые, интуитивные решения и реакции, направленные на скорейшее избавление от опасности.

Переживание серьезной опасности у человека возникает в ситуациях, несущих непосредственную угрозу жизни, здоровью и привычному укладу его жизни и близких ему лиц, например во время природных и техногенных катастроф, пожаров, при несчастных случаях, боевых действиях, террористических атаках, насилии со стороны преступников, сексуальном насилии и др.

Варианты аффективно-шоковых реакций:

· Агрессивное поведение, направленное на активное устранение угрозы (реакция «бей»). В судебной практике особо рассматриваются состояния «внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта)», вызванные внешней угрозой и приводящие к чрезмерному использованию силы и в отношении лиц, представлявших такую угрозу. В этих случаях состояния, которые сопровождаются суженным, но не помраченным сознанием, называют физиологическим аффектом. Считается, что такое состояние снижает способность к самоконтролю и оценке последствий своих действий, тем не менее эти способности полностью не утрачены, поэтому человек, совершивший в таком состоянии правонарушение, не освобождается от уголовного наказания. Физиологический аффект необходимо дифференцировать с аффектом патологическим (см. таблицу ниже).

· Двигательный ступор (обездвиженность), «мнимая смерть» (реакция «замри»). Случаи, когда эмоции «парализуют» действия человека, необходимые для того, чтобы избежать или минимализировать последствия грозящей ему опасности. Будучи не в состоянии справиться с охватившими его эмоциями, человек остается лишь пассивным наблюдателем происходящих вокруг него угрожающих событий. Например, мать, услышав зов о помощи своего тонущего сына, останавливается «как вкопанная», «руки и ноги не слушаются», в ужасе смотрит на то, как сын тонет у нее на глазах, хотя находится всего в нескольких десятках метров от него.

Эмоции в некоторых случаях мешают людям справляться и с менее чрезвычайными ситуациями. Например, некоторые студенты, отвечая на экзамене, могут быть напуганы ситуацией экзамена и вопросами экзаменатора до такой степени, что также впадают в крайние состояния:

Такие же состояния возможны и у врачей (особенно малоопытных), в том числе во время оказания неотложной помощи. При развитии жизнеугрожающих состояний у пациентов недостаточно подготовленный врач опять же склонен впадать в крайние состояния — «двигательной бури» (когда выполняет все лечебные и диагностические манипуляции, которые в данным момент доступны, вместо того, чтобы действовать согласно необходимому для спасения жизни пациента алгоритму) или «мнимой смерти» (когда врачом не предпринимается никаких, даже простейших действий). Помочь врачам справляться со своими эмоциями ради спасения их пациентов могут:

Дифференциальная диагностика патологического и физиологического аффектов

Физиологический аффект

Патологический аффект

Сознание не помрачено, но сужено.

1. Кратковременность (секунды-минуты)

2. Соответствие силе переживания (адекватность раздражителю)

3. Возникает сразу в ответ на действие раздражителя (реакция «короткого замыкания»)

4. Действия носят целенаправленный характер

5. Как правило, после помнят все

6. После — эмоциональное облегчение

7. Не освобождает от уголовной ответственности, но может являться смягчающим вину обстоятельством («состояние сильного душевного волнения»)

Представляет собой вариант сумеречного помрачения сознания (часто в виде галлюцинаторно-бредового варианта)

2. Несоответствие реакции силе раздражителя

3. Нет реакции «короткого замыкания»

4. В действиях отражаются психотические переживания

Источник

Журнал Практической Психологии и Психоанализа

Комментарий: Глава из книги Д. Лихтенберга, Ф. Лачманна и Д. Фосседжа «Клиническое взаимодействие: теоретические и практические аспекты концепции мотивационных систем», вышедшей в свет в издательстве Когито-Центр

Каждая интервенция, совершенная аналитиком, содержит в себе скрытый вопрос пациенту: «Это то, что вы пытаетесь сказать о своих чувствах?»
(Boesky, 1990, p. 577).

Аффекты усиливают переживание. Они делают то, что хорошо, еще лучше, а то, что плохо, еще хуже
(Tomkins, 1962, 1964).

Объектная любовь укрепляет самость, точно так же, как укрепляет самость любое другое интенсивное переживание, даже то, которое обеспечивается активными физическими упражнениями. Кроме того. сильная самость позволяет нам более интенсивно переживать любовь и желания
(Kohut, 1984, p. 53).

Эти три цитаты отражают различные подходы к аффективным переживаниям, возникающим в ходе психоаналитической терапии. Они послужат для нас каркасом последующего обсуждения. Бески (Boesky, 1990) считает, что любая аналитическая интервенция относится к чувствам, выражаемым пациентом, и воспринимаемым, понимаемым и сообщаемым аналитиком. Мы развиваем идею Бески, полагая, что изучение того, что «чувствует» пациент, включает в себя исследование континуума в диапазоне от кратковременных «категориальных» аффектов и настроений до всепоглощающих состояний интенсивного аффективного переживания.

Любое аффективное переживание включает чувство, физиогномическое выражение и, кроме того, реакции со стороны автономной нервной системы. «Категориальными аффектами» мы называем переживания наслаждения, счастья, удовольствия, гнева, страха, печали, стыда, унижения, смущения, вины, горя, неуважения и презрения. Эти аффективные переживания относительно легко распознать и охарактеризовать как тем, кто их испытывает, так и тем, кто их наблюдает. Обычно их источник известен. Так, например, когда Нэнси испытывала гнев на своего консультанта, помогавшего ей в написании диссертации, из-за его неспособности ответить надлежащим образом, и она, и аналитик могли распознать источник и легко понять форму аффективной реакции. Используемый нами термин «настроения» относится к более длительным и устойчивым и аффективным переживаниям. Например, гнев Нэнси, вызванный отказом отца Рокко ответить на телефонный звонок, рассеялся после того, как он позвонил днем позже. Но после постоянных фрустраций, критических высказываний и проявлений недовольства у нее возникло устойчивое настроение сдерживаемого негодования и разочарования. Из-за возникших связей с прошлыми аналогичными переживаниями и трансферентных ассоциаций ее настроение стало более стойким и запутанным. Под аффективными состояниями мы понимаем более интенсивные, всепоглощающие аффективные переживания, которые являются настолько сильными, что когнитивные способности оказываются ослабленными и ограниченными, как у ребенка, закатывающего истерику. В таком случае когнитивное значение имеет только непосредственное ощущение аффекта. Аффективные состояния могут быть кратковременными или длительными, например, состояние ненависти и злобы, возникающее в ответ на получение нарциссической травмы. Описание Нэнси состояний опустошительной депрессии в выходные дни является примером переживания, выводящего человека из строя. Она не могла работать, ей было трудно следовать намеченным планам, писать письма или общаться с друзьями.

Любое клиническое взаимодействие представляет собой реальный жизненный опыт как для анализанда, так и для аналитика. Согласно Томкинсу (Tomkins, 1962), если аналитик подкрепляет позитивные эмоции пациента, то расширяется и позитивный опыт последнего; если же аналитик вовлекается в аффективное состояние гнева, стыда или безнадежности, то тучи становятся еще более черными. Значение этого процесса амплификации становится очевидным, если детально рассмотреть континуум позитивных и негативных аффектов, настроений и аффективных состояний. Определяя значение аффективного переживания, мы занимаем удобную позицию для обсуждения терапевтической роли аналитика в поддержке и понимании пациента, в усилении его позитивных и негативных эмоций и управлении эмоциональным аспектом всего клинического взаимодействия.

Кохут (Kohut, 1984) говорит о реципрокных отношениях между переживанием эмоции и восприятием человека самого себя. Чувство самости усиливается благодаря вселяющим энергию интенсивным позитивным эмоциям. В свою очередь усилившееся чувство самости позволяет человеку более интенсивно переживать аффекты. В таком случае упрочившаяся самость имеет возможность более четко реагировать на аффекты и сообщать о них другому. В результате собственные эмоциональные переживания человека могут более четко осознаваться благодаря рефлексии и, следовательно, оказываются более доступными для совместного их осмысления в процессе клинического взаимодействия.

Континуум эмоциональных переживаний, выведенный на основе непосредственного клинического наблюдения

Психоаналитические представления о значении эмоций, после того как вначале им приписывалась главная роль в отреагировании защемленного аффекта, вызванного травмирующими событиями, с течением времени изменились. После того как акцент сместился на влечения, интерес к аффектам значительно уменьшился. В то время аффекты рассматривались как производные или побочные продукты влечений. Большее внимание уделялось тогда тревоге в рамках структурной гипотезы, в соответствии с которой, выступая в качестве сигнала о потенциальной опасности для Эго, тревога является основой для автоматического введения защитных мер. В рамках этой фундаментальной для Эго-психологии гипотезы теоретики обсуждали роль эмоций (Rapaport, 1953; Spitz, 1957). Современная эпоха теории аффектов началась с исследований Томкинса (Tomkins, 1962, 1964). Наряду с многочисленными последующими работами, в которых развиваются идеи Томкинса (Stern, 1985; Emde, 1988a, b), существует также целый ряд всесторонних обзоров и ценных новых формулировок современной концепции (Schore, 1994; Jones, 1995). Мы считаем, что наши собственные идеи находятся в русле этого современного направления исследований, основанных на изучении поведения младенцев, нейрофизиологии и клинических наблюдениях. Однако в данной работе мы решили следовать иным курсом. Мы рассмотрим «наивный» подход, основанный на общем переживании, чтобы выделить особый момент, который является важным в нашем понимании клинического взаимодействия. Мы представим наш тезис, согласно которому дискретные, или категориальные, аффекты, настроения и аффективные состояния оказывают разное воздействие как на пациента, так и на терапевта. Это предположение необходимо для доказательства нашего мнения, что любое клиническое переживание следует рассматривать не только с традиционных интрапсихических и интерсубъективных позиций, но и с точки зрения аффективно-когнитивного состояния.

Хотя мы признаем, что по своей сложности аффективные переживания варьируют от переживаний, которые являются врожденными и непосредственно возникают в жизни ребенка, до тонких сцеплений чувств с символическими когнитивными представлениями и оценками, мы выбрали для обозначения аффективных переживаний обычные слова, которые в повседневной жизни употребляются взрослыми. То есть мы используем термины, которые использовали бы пациенты для описания своих внутренних переживаний и которые мы бы использовали, чтобы привлечь внимание к их и нашим собственным аффективным переживаниям. Мы выбрали их не для того, чтобы следовать тем или иным имеющимся попыткам провести различие между аффектом, чувством и эмоцией (Basch, 1976), врожденными, вспомогательными и регулирующими аффектами (Tomkins, 1962, 1964), примитивными аффектами и производными эмоциями и чувствами (Kernberg, 1992) или аффектами в схематизированных формах, такими, как сигнальная тревога и бессознательное чувство вины (Freud, 1926), аффективное ядро (Emde, 1983), организмический дистресс (Mahler, 1968) или базальная тревога (Sullivan, 1953).

Аффективные переживания обычно подразделяются на позитивные и негативные, или гедонические и ангедонические, как это показано ниже.

Когда пациент заявляет, что он опечален, то это чувство пациент и аналитик могут объединить в паре со словом «счастливый»; при этом, разумеется, слово «печаль» подразумевает, что пациент чувствует себя несчастным.

Другую воображаемую линию можно провести выше и ниже линии, отображающей нейтральный аффект, чтобы указать диапазон, включающий переживания дискретных аффектов и настроения (схема 2). Верхняя и нижняя линии обозначают границы, отделяющие аффекты, которые иногда переживаются как менее интенсивные и менее стойкие и которые чувствительны к изменению ситуации (они расположены вблизи нейтральной линии), а иногда как более интенсивные и более стойкие и которые являются более резистентными к изменению ситуации (они расположены вдали от нейтральной линии). На аффективные переживания или настроения, расположенные далеко от нейтральной линии, нередко оказывают влияние характерологические особенности (например, застенчивость и склонность к переживанию чувства стыда), и их часто рассматривают в аспекте индивидуальности или личности.

В процессе клинического взаимодействия чувства, относящиеся к дискретным аффектам или настроениям аналитика и анализанда, в целом доступны осознанию. Если аффект человека не допускается в сознание из-за его аверсивности (например, подавляется или вытесняется гнев из-за чувства стыда), осознание чувства стыда и его значения позволит ему испытывать чувство стыда и гнев на сознательном уровне. Эмоции, которые располагаются на линии между дискретными аффектами и настроениями, в целом доступны для свободных ассоциаций, рефлексивного понимания и достижения инсайтов. Те аффективные переживания, которые расположены за пределами этих линий, то есть представляют собой изменения состояния, создают серьезные сложности для аналитической работы (схема 3).

Какие реакции вызывают у аналитика дискретные аффекты, настроения и аффективные состояния?

Как правило, аффективные переживания, расположенные над нейтральной линией (симпатия, удовлетворенность, гордость, храбрость, оптимизм, доброта, энергичность, уверенность, эффективность), позволяют пациенту ощущать себя в безопасности, когда он рассказывает аналитику о своих мыслях. И наоборот, недоверие, зависть, чувство стыда, страх, печаль, чувство вины, пассивность, ощущение небезопасности и своей неумелости обычно становятся причиной защитных мер и не позволяют пациенту раскрыться. Поскольку дискретные аффекты и настроения чувствительны к ситуации и открыты для рефлексии, часто бывает нетрудно понять, насколько они соответствуют реальным условиям.

Прямой подтверждающий ответ, как правило, подкрепляет позитивный аффект или позитивное настроение пациента. Негативные аффекты и настроения могут усиливаться (или ослабевать) в качестве соответствующего ответа на расспросы и проявление интереса со стороны аналитика (схема 4). В таком случае характер ожидания, которое может стать причиной дискретного позитивного или негативного аффекта или настроения, можно сравнительно легко довести до сознания пациента, раскрывая разные по своей интенсивности и длительности трансферентные конфигурации.

Интенсивные аффективные состояния также могут сопровождаться чувством безопасности или защищенности. Восторг, спокойная удовлетворенность собой, представление о своем совершенстве, опрометчивый отказ, воодушевление, высокомерие, ярость, грандиозность и всемогущество подкрепляют у пациента мысли и способы поведения, которые он не стремится ни обсуждать, ни ставить под сомнение. Ощущение безопасности воспринимается пациентом как зависящее от сохранения его состояния. Интервенции, нацеленные на ослабление самовозвеличения пациента или устранение опасных аспектов состояния, приводят к тому, что как опасность расценивается аналитик, а не эмоциональное состояние как таковое. Постоянная и/или интенсивная подозрительность, ненависть, неудовлетворенность, невыносимое чувство стыда, ужас, депрессия, жалость к себе, униженность, апатия, ощущение себя жертвой и чувство неадекватности, как правило, в качестве общего ориентира нацелены на достижение чувства защищенности. Оспаривание их обоснованности или даже выяснение их источников часто чревато тем, что по отношению к аналитику возникают аверсивные чувства.

Линейные и нелинейные аспекты аффективного переживания в процессе клинического взаимодействия

Настроенность одного человека на аффект другого никогда не бывает абсолютно точной. Матери могут управлять ритмическими аффективными реакциями младенцев, слегка ускоряя или замедляя их темп и течение благодаря интуитивному восприятию общих для матери и ребенка потребностей. Тщательное наблюдение за реакциями аналитика, когда он правильно эмпатически воспринимает своего пациента, может показать, что интонации аналитика и его действия в целом соответствуют всплескам и ослаблениям эмоций у пациента. Такое наблюдение может также показать, что аналитик использует успокаивающие интонации, когда пациент возбужден, и, наоборот, говорит более оживленно, чтобы интуитивно поддержать пациента, когда тот подавлен.

Аффективно-когнитивное взаимодействие: аффективные переживания как провоцирующие факторы ролевого поведения

В данном случае аналитик был эмоционально включен и в состояние гнева и фрустрации пациента, и в его состояние «эмоционально фрустрированного ребенка». Этим фрустрированным ребенком был как сам пациент, так и его сын. В двух модельных сценах были систематизированы трансферентные и контртрансферентные конфигурации, проявлявшиеся в ходе терапии. Одна из них относилась к переживанию эмоционально фрустрированного ребенка в детской кроватке, отчаянно пытающего привлечь к себе внимание своей матери. Другая сцена отображала то, как органически слабослышащий отец становился глухим, когда его сыну было плохо. Перенос повторял первоначальные взаимодействия матери и отца с сыном; при этом аналитик оказывался в позиции фрустрированного, обескураженного и/или раздраженного человека, когда пациент сначала «становился глухим», а затем сонливым. То есть аналитик ввергался в эмоциональное состояние отчаявшегося ребенка, который не мог привлечь к себе внимание глухого отца и спящей матери. Лечение сдвинулось с мертвой точки, когда после продолжительной аналитической работы пациент стал способным выдерживать колебания между двумя состояниями, вызванными чувствами вины и стыда, то есть между состояниями нетерпимого, фрустрирующего взрослого и беспомощного, оставленного, фрустрированного ребенка. Смещение эмоционального состояния пациента от «глухого» и спящего (как его родители) к фрустрированному и отвергнутому (каким он воспринимал себя в детстве) позволили аналитику наладить контакты с пациентом как фрустрированным ребенком. Этот переход произошел в результате того, что пациент мог теперь выносить воспоминания о том, как он был фрустрирован, раздражен и подавлен и в роли жертвы, и в роли мучителя. Прежде в тех случаях, когда пациент «сбегал» в глухоту и сонливость, аналитику приходилось оставлять попытки помочь пациенту справляться с болезненными переживаниями фрустрации и разочарования, чтобы содействовать продвижению анализа посредством исследования или же рефлексивного понимания происходившего. Единственная цель, возможная для них обоих, была обусловлена мотивацией пациента, сводившейся к его желанию ощущать спокойствие, вернувшись в активное состояние контакта.

Задав вопрос «Что же мне делать?», пациент указал не только на восстановление контакта, но и на переход от состояния беспомощного отчаяния к вере в то, что что-то можно сделать. Ответ аналитика «Быть его другом» отразил основанное на его собственном опыте позитивных контактов с пациентом понимание аналитиком того, что тот являлся человеком, способным к установлению отношений дружеской привязанности, а не ограничиваться взаимодействиями по типу жертва-мучитель.

Задавая вопрос, пациент отказался от своего пессимистического убеждения в том, что он был обречен переживать ту или другую сторону аверсивных отношений со своими недоступными, нерефлексивными родителями, а также сумел осознать и выдержать свое чувство стыда, унижение и фрустрацию. Спонтанный ответ аналитика отразил то, что было нужно фрустрированному ребенку-пациенту от своих родителей и что было нужно сыну пациента от своего отца. Но еще важнее то, что, достигнув успеха после многочисленных обескураживающих нарушений клинического взаимодействия, пациент мог теперь испытывать дружеские чувства к стремящемуся ему помочь аналитику и уважение к самому себе (а также к своему сыну).

В других случаях реакция аналитика на интенсивное аффективное состояние пациента может быть интенсивной, но сдержанной. Одна молодая женщина, испытывавшая тяжелые душевные страдания, на одном из сеансов в начале лечения истерически плакала из-за несущественного происшествия, которое, однако, явно ее расстроило. К своему удивлению, аналитик едва сумел подавить садистскую усмешку. Анализируя ассоциации, связанные с этим аффектом, аналитик вспомнил, что пациентка упомянула, что в семье ее часто провоцировали и дразнили. Аналитик вспомнил также, как он вместе с другими детьми издевался над своей одноклассницей, а позднее очень сожалел об этом, узнав, что у девушки возникло психическое заболевание. Аналитик снова обрел спокойствие и произнес слова, в которых проявил достаточную эмпатию к душевным страданиям пациентки, на что она почти никак не прореагировала. Когда сеанс близился к завершению и аналитик задался вопросом, когда этот крайне медленно развивающийся терапевтический процесс получит хоть какое-то ускорение, пациентка высказала свое сомнение в эффективности лечения. Аналитик согласился с сомнениями пациентки, сказал, что и ему самому тоже интересно узнать, в чем причины проблем, возникающих между ними, и поинтересовался, нет ли у нее каких-либо предположений по поводу того, что им мешает. После некоторых колебаний она сказала, что, по ее мнению, проблема связана с ее страхом стать объектом насмешек. Аналитик почувствовал, насколько сильной была их эмоциональная связь в форме комплементарной диадической коммуникации в ролях садиста-насмешника и провоцирующей жертвы. После этого аналитик оптимистически расценил их способность к взаимному реагированию и шансы на успешную терапию. Следующие несколько сеансов были потрачены на исследование ее страха насмешек в настоящем и в прошлом, благодаря чему она стала более открыто проявлять свои эмоции во время сеансов.

Эти примеры иллюстрируют открытость аналитика к спонтанным реакциям и эмоциональным проявлениям. Оба ответа аналитика помогли добиться прогресса в лечении, причем в обоих случаях по-разному. Садистская усмешка, которую аналитик сумел сдержать, дала ему информацию о комплементарной аффективной реакции и помогла установить некоторые свои прошлые переживания и переживания пациентки, воссозданные в аналитической ситуации. Аналитик ограничил свою реакцию внутренним диалогом. По его мнению, рабочий альянс еще не был установлен, и пока они не были подготовлены к совместному использованию информации.

Ситуация с пациентом-мужчиной существенно отличалась. Пациент и аналитик работали вместе в течение долгого времени и постоянно делились информацией. Несмотря на нарушение открытости по отношению к друг другу, из-за которого была заблокирована способность пациента к рефлексии собственных переживаний, основа для успешной интервенции была заложена многочисленными переживаниями совместно расширяющегося понимания. С одной стороны, весь предыдущий опыт взаимодействия делал относительно «безопасным» проявление спонтанности аналитика; с другой стороны, ощущение фрустрации и тревога за пациента и его сына, а также ощущение аналитиком необходимости что-то сделать привели к тому, что аффективное состояние дистресса и тупика стало невыносимым. Все это дало стимул к дисциплинированному спонтанному вмешательству, однако успешный результат был подготовлен прочным интерсубъективным контактом между пациентом и аналитиком в процессе взаимодействия.

Аффективные состояния, подталкивающие пациента и аналитика скорее к действию, чем к исследованию, возникают, как правило, при определенных предсказуемых обстоятельствах. В главе 6 мы приводим пример из анализа Нэнси, когда аналитик, испытывая раздражение на Нэнси из-за ее пассивности и рационализаций в ответ на оскорбительное обращение с ней ее тети, был втянут в ролевое отыгрывание. Аналитик выразил требование пациентки, чтобы с ней лучше обращались, а не анализировали ее несостоятельность. В этом случае воздействие заключалось в подтверждении ее права ожидать большего от членов ее семьи. Это не было воспринято как оскорбление или стимулирование зависимости от аналитика, но мы должны сознавать, что, когда мы вступаем во взаимодействие, результат непредсказуем. Но какой бы ни была реакция пациента, она может дать новый материал для проведения дальнейшего исследования.

Некоторые аффективные состояния могут развиваться незаметно, формироваться тогда, когда темы, мотивы и чувства либо не осознаются, либо их значение недооценивается. В других случаях аффективное состояние может быть вызвано кризисом в жизни пациента или аналитика, например, разводом, болезнью (Schwartz, Silver, 1990), потерей работы или ожидаемого продвижения по службе, смертью родных или прерыванием беременности (Lazar, 1990; Gerson, 1994). Пациенты, которым часто ставят диагноз «пограничные состояния», особенно те из них, которые когда-то перенесли тяжелую психическую травму, могут оказаться неспособными выносить иллюзорное пространство без потери чувства аутентичности в клиническом взаимодействии. Эти пациенты могут требовать, чтобы аналитик непосредственно реагировал на их невыносимые аффективные состояния, которыми они целиком поглощены. Главная особенность аффективных состояний состоит в том, что независимо от причины их возникновения (неспособности аналитика понять аффективные потребности пациента, или свои собственные обусловленные кризисом изменения состояния самости, или требования, продиктованные ожиданиями пациента при интенсивном патологическом переносе) в интерсубъективной сфере воздействие будет восприниматься как давление с целью вызвать более интенсивные непосредственные реакции. В этом случае обычные ролевые позиции аналитика по отношению к пациенту и пациента по отношению к аналитику поддерживать гораздо труднее, и, как правило, усиливается тенденция к взаимному самораскрытию. В процессе успешно протекающей терапии, в которой доминируют мотивы исследования и утверждения, взаимодействие и самораскрытие часто оказываются весьма благотворными.

Характеристики аффективных переживаний пяти мотивационных систем

До сих пор мы использовали феноменологический подход к описанию дискретных аффектов, настроений и аффективных состояний, а также того, как мы работаем с ними в процессе лечения. В качестве примеров мы использовали девять пар противоположных аффектов. Очевидно, что список может быть значительно более длинным. Каковы ограничения используемой нами модели аффективных переживаний, расположенных выше и ниже нейтральной линии? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны вернуться к теории пяти мотивационных систем.

Аффективные переживания, связанные с системами, в основе которых лежит регуляция физиологических потребностей и потребность в чувственном удовольствии и сексуальном возбуждении, несколько отличаются от представленных нами схем (схемы 1, 2 и 3). Аффективные переживания, относящиеся к двум этим системам, включают в себя гораздо больше телесных ощущений, возникающих вследствие ритмического усиления физиологических потребностей и напряжения, обусловленного выработкой гормонов.

Мы описали (Lichtenberg, 1989) физиологические потребности, которые подвергаются психической регуляции на протяжении всей жизни: принятие пищи, выделение, дыхание, тактильная и проприоцептивная стимуляция, температурная регуляция, равновесие, сон и общее физическое здоровье. Мы отделяем эти физиологические потребности и психическую регуляцию, в которой они нуждаются, от незаметных телесных процессов, таких, как функция селезенки, печени и т. д., которые не доступны для осознания. Мы предположили, что базисная врожденная схема питания такова: потребность в принятии пищи > ощущение голода, формирующее аффект дистресса (плач) > переживания сосания и поглощения пищи (происходящее с разной быстротой устранение дистресса = облегчение) > ощущение удовольствия и чувство насыщенности (сопровождающееся состоянием перехода к другой мотивационной потребности). Успешность психической регуляции этого паттерна измеряется достижением младенцем осознания чувств голода и насыщения в качестве самостоятельно идентифицируемых аффектов и ощущений. Осознание чувств голода и насыщения достигается лишь в результате сенситивной диадической коммуникации между матерью и младенцем, когда мать улавливает сигналы младенца. В клинической работе со многими взрослыми мы и не можем, и не должны улавливать тонкости этих формирующих диадических взаимодействий. Паттерн «голод-принятие пищи-облегчение и насыщение», если он является сформированным и устойчивым, едва ли нуждается в исследовании. Однако при нарушениях, относящихся к функции принятия пищи (отсутствие аппетита, переедание и рвота), возникает спектр аффективных расстройств, которые могут заставить нас вновь обратиться к базисной схеме, приведшей к развитию заболевания (см. Lichtenberg et al., 1992, pp. 138-145).

Аффективные паттерны, которые характеризуют переживания, связанные с психической регуляцией физиологических потребностей и чувственно-сексуальной мотивационной системой, являются особенно богатыми источниками метафорического выражения. Мы предполагаем, что пересечение богатого ощущениями переживания ребенка, не освоившего пока еще символы, и последующее символическое использование вербальной кодировки придает особую остроту основанным на ощущениях метафорам, таким, как: «Я тебя сожру», «Не будь такой толстой задницей», «Ты не даешь мне вздохнуть», «Какие тошнотворные вещи ты говоришь», «Ты пытаешься взобраться на головокружительную высоту», «Остынь», «Раскаленная докрасна», «Он словно аршин проглотил».

В завершение нашего обзора аффектов, аффективных ощущений, настроений и аффективных состояний каждой из мотивационных систем рассмотрим теперь связь аффектов между собой. На наших диаграммах мы представили пары позитивных и негативных дискретных аффектов, настроений и состояний как континуум соответствующих эмоциональных переживаний. Раздражение, на которое нет ответа, нередко превращается в гнев, но раздраженный человек, не сумевший преодолеть фрустрирующую ситуацию, может отреагировать тем, что переживает чувство стыда или становится подавленным.

Точно так же раздраженный человек может искать успокоения в чрезмерном потреблении пищи и/или в поиске чувственных впечатлений. Аналогичным образом попытка установить взаимную симпатию, которая остается без ответа, может вылиться в восторженную озабоченность, чувство собственной грандиозности и безразличие к другим людям или в гнев, депрессию, чувство униженности, крайнюю жалость к себе, в нервную анорексию или навязчивый поиск сексуального возбуждения. Какой вывод мы можем сделать из этого утверждения о сложности эмоциональных реакций, из идеи о том, что при определенных условиях стрелки на диаграмме могут быть направлены от того или иного аффекта или настроения в сторону того или иного позитивного или негативного аффективного состояния? Каждый человек в силу своего жизненного опыта склонен усиливать или ослаблять свое аффективное состояние, когда определенный аффект воспринимается как оставшийся без необходимого или желательного ответа. Мы должны следовать за всеми сообщениями пациента, чтобы проследить трансформации его эмоций, чувства, испытываемые пациентом, когда терапевту удается или не удается правильно его понять и ему ответить, а также потенциальные возможности и механизмы усиления аффектов и превращения и в состояния. Мы согласны с Фридмэном, что, «если аналитик научится классифицировать аффекты по нескольким отдельным мотивационным осям, то вполне вероятно, что у него разовьется особая чувствительность к тонким проявлениям намерений и чувств» (Friedman, 1995, p. 444).

Техники, содействующие обретению чувства безопасности

Какие технические подходы позволяют анализанду почувствовать себя в достаточной безопасности, чтобы воссоздать аффективные состояния, отображающие важные жизненные переживания, которые необходимо исследовать, а также чтобы не допустить возникновения барьеров, препятствующих рефлексивному пониманию состояний? Ключом ко всему является эмпатический способ восприятия. По мере того как аналитик достигает успехов в выявлении аффектов и настроений анализанда и в понимании соответствующих мотиваций, аффекты, как правило, остаются гибкими, происходит расширение сознания и появляется чувство безопасности. По словам Фридмэна, «любовь или иллюзия любви проявляется тогда, когда кто-то подкрепляет субъективно переживаемое человеком чувство опоры» (Friedman, 1995, p. 446). Когда аналитик совершает неизбежные ошибки в выявлении аффекта, настроения и/или мотивации, представляемой с позиции пациента, вслед за этим часто возникает аффективное состояние, вызванное такой неудачей. Характерной особенностью многих таких ошибок является ощущение, возникающее у пациента, что к нему относятся как к «объекту», а его субъективные качества игнорируются или не замечаются (объектификация, Broucek, 1991). Если пациенту и аналитику удается сдержать аффективное состояние и начать исследовать его возникновение, вызванное эмпатической ошибкой, пациент получает возможность скорректировать восприятие аналитиком источника разрушительного состояния. Своей открытостью к восприятию анализанда аналитик подкрепляет его способность делать рефлексивные наблюдения и оказывать влияние. Такое утверждение пациентом себя помогает уменьшить асимметрию между собой и «экспертом», пробуждая аффекты эффективности и компетентности, создающие противовес разрушительному состоянию. Часто может присутствовать дополнительный фактор. Пациент со своих позиций может определить роль аналитика в разрыве контакта (Hoffman, 1983), и часто эта атрибуция делается в терминах аффектов и аффективных состояний: «Вы замолкаете и лелеете свои чувства обиды, когда я не принимаю того, что вы мне говорите». Или: «Вы говорите так, словно вам все известно, а я ничего не знаю». Или: «Вы слишком уверены в своей привлекательности, чтобы понять, что я чувствую». Эти атрибуции обиды, всеведения и самосовершенства предоставляют возможности для исследования влияния состояния одного человека на другого, если аналитик позволяет себе «примерить» атрибуцию. Будучи открытым для предположений и позволяя себе вчувствоваться в состояние, иногда распознавая смутно воспринимаемые аспекты самости, на которые было оказано влияние в интерсубъективной сфере, аналитик может моделировать готовность к исследованию воздействия аффективного состояния, которое неизбежно оказывает влияние на диадические отношения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *